Протест прокурора Оренбургской области
от 17 мая 2006 г. N 7/126-2006
на закон области "Об областной программе "Переселение граждан
Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда"
на 2003-2010 годы"
(извлечение)
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 июня 2006 г. N 203 настоящий протест отклонен
Законодательным Собранием области принят закон от 13.01.2004 N 753/115-III-ОЗ "Об областной программе "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы".
Ряд положений закона противоречит законодательству.
В паспорте программы и в программе в качестве исполнителей указаны органы местного самоуправления. Средства местных бюджетов являются источниками финансирования программы. На органы местного самоуправления возложен контроль за ее исполнением.
Положения закона в части включения в качестве исполнителя региональной программы органов местного самоуправления противоречат действующему законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.1, ч.4 ст.34 Закона). Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. На основании ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Вопрос о законности включения в региональную программу органов местного самоуправления был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. В определении от 23.11.2005 года по делу N 46-Г05-26 Верховный Суд РФ указал, что финансирование мероприятий областной программы за счет средств бюджетов муниципальных образований противоречит действующему законодательству.
Имеются противоречия в утвержденной законом области программе при определении источников ее финансирования. В паспорте программы в качестве источников финансирования указаны: средства федерального бюджета - 50 процентов, средства областного и местного бюджетов - 50 процентов. В абзаце 6 Первого раздела "Содержание проблемы" в числе источников названы внебюджетные ресурсы.
В законе области не определен с учетом требований федерального законодательства орган, осуществляющий контроль за его исполнением. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не могут осуществлять контроль за законом, принятым органом государственной власти субъекта РФ. В соответствии с п. "а" ч.4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" контроль за соблюдением и исполнением закона области, а, следовательно, и утвержденных законом мероприятий программы должен осуществлять законодательный орган государственной власти области. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - Правительство области - на основании ст.20 Федерального закона N 184-ФЗ обеспечивает исполнение законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, но не осуществляет контроль за их исполнением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. "а" ч. 4 ст. 5 вышеупомянутого Федерального закона
Не внесены в закон области изменения с учетом изменения федерального законодательства. В программе в разделе 4 "Система программных мероприятий" указано Положение о порядке признания жилых домов (помещений) непригодными для проживания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 552. Постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести закон области от 13.01.2004 N 753/115-III-ОЗ "Об областной программе "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы" в соответствие с действующим законодательством. Исключить из закона:
1. Положения, возлагающие на органы местного самоуправления исполнение, финансирование, контроль за исполнением утвержденной законом программы:
- разделы паспорта программы "Исполнители", "Объем и источники финансирования", "Ожидаемые конечные результаты", "Система организации контроля";
- разделы программы "Содержание программы", "Основные цели и задачи программы", "Система программных мероприятий", "Ресурсное обеспечение программы", "Механизм реализации программы", "Организация управления программой", "Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы",
- Приложение к программе;
2. Положения о финансировании программы за счет внебюджетных ресурсов.
3. Слова "Положению о порядке признания жилых домов (помещений) непригодными для проживания, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 552" - в разделе 4. "Система программных мероприятий".
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
О результатах рассмотрения протеста сообщите прокурору области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса |
А.М.Чадов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 17 мая 2006 г. N 7/126-2006 на закон области "Об областной программе "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 июня 2006 г. N 203 настоящий протест отклонен