Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 18 апреля 2007 г. N 1185 настоящий протест отклонен
Ряд положений закона Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" противоречит действующей в настоящее время редакции Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относятся и такие вопросы, как:
- участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения - пункт 7.1 части 1 статьи 14;
- обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения - пункт 11 части 1 статьи 14;
- организация защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения - пункт 19 части 1 статьи 14;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования - пункт 31 части 1 статьи 14;
- осуществление муниципального лесного контроля и надзора - пункт 32 части 1 статьи 14.
В части 1 статьи 4 закона области указанные выше полномочия не отнесены к вопросам местного значения поселения.
В статье 14.1 Федерального закона N 131-ФЗ перечислены права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, а именно право на:
- участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 1 марта 2006 года и другие - пункты 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 14.1 Закона.
В законе области данные права органов местного самоуправления поселений не закреплены.
В части 2 статьи 4 закона области перечислены вопросы местного значения муниципального района. В этот перечень не включены вопросы, которые статьей 15 Федерального закона N 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов, это:
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района - пункт 6.1 части 1 статьи 15;
- обеспечения сохранности библиотечных фондов межпоселенческих библиотек - пункт 19 части 1 статьи 15;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд - пункт 28 части 1 статьи 15.
В статье 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ перечислены права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов. Эти права, за исключением права на создание музеев муниципального района, не отражены в части 2 статьи 4 закона области.
В части 3 статьи 4 закона области перечислены вопросы местного значения городского округа. В этот перечень не включены вопросы, которые статьей 16 Закона N 131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения городского округа:
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа - пункт 7.1 части 1 статьи 16;
- обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа - пункт 16 части 1 статьи 16;
- организация защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа - пункт 25 части 1 статьи 16;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов - пункт 36 части 1 статьи 16.
В статье 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ перечислены права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа. Эти права, за исключением права на создание музеев городского округа, не отражены в части 3 статьи 4 закона области.
Не соответствует положениям части 2 статьи 14.1, части 2 статьи 15.1 и части 2 статьи 16.1 Федерального закона и часть 4 статьи 4 закона области.
Противоречит Федеральному закону абзац 2 статьи 5 закона области, которым предусмотрено, что порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определяются федеральными законами и законами Оренбургской области.
В абзаце 5 части 1 статьи 6 Федерального закона указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В статье 19 Закона N 131-ФЗ установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Не соответствуют Федеральному закону:
- часть 2 статьи 13 закона области, которой предусмотрено, что границы территории муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Оренбургской области в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области;
- часть 4 статьи 13 закона области, которой также предусмотрено, что порядок преобразования установления и изменения границ муниципальных образований, наделение муниципальных образований статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района определяется законом Оренбургской области в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 131-ФЗ, части 2 статьи 13 Закона N 131-ФЗ изменение границ муниципального образования, преобразование муниципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования, о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
В связи с изменением структуры исполнительных органов государственной власти области не соответствует законодательству области подпункт 2 пункта 11 статьи 17 закона области, согласно которому контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления глава администрации (губернатора) Оренбургской области.
Не соответствует Федеральному закону часть 2 статьи 25 закона области, которой определено что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов устанавливаются федеральными законами и законами Оренбургской области. Однако законы области, как это указано в части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ, должны приниматься в соответствии с Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных положений в части 4 статьи 26 закона области предусмотрено, что в таких случаях голосование проводится в соответствии с федеральным законом и законом Оренбургской области.
В части 5 статьи 26 закона области не указано, что принимаемый для голосования по вопросам изменения границ муниципальных образований закон области должен приниматься в соответствии с федеральным законом - часть 5 статьи 24 Федерального закона.
Такое же нарушение допущено и в части 3 статьи 27 закона области, где также не указано о том, что закон области о порядке созыва и проведения схода граждан должен приниматься в соответствии с федеральным законом - статья 25 Федерального закона.
В связи с принятием Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" противоречит данному закону и статье 32 Федерального закона N 131-ФЗ статья 29 закона области, регулирующая порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ внесены изменения в статью 50 Закона N 131-ФЗ, в связи с этим положения части 1.1., 1.2 статьи 35 закона области противоречат новой редакции указанной статьи.
Кроме того, статья 50 дополнена пунктом 4, предусматривающим, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Статья 35 закона области не содержит данные положения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации", требую:
Привести в соответствие с действующей редакцией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закон Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области". Внести изменения в следующие статьи закона области:
- в части 1, 2, 3 и 4 статьи 4 закона;
- в абзац 2 статьи 5 закона;
- в части 2 и 4 статьи 13 закона;
- в подпункт 2 пункта 11 статьи 17 закона;
- в часть 2 статьи 25 закона;
- в части 4 и 5 статьи 26 закона;
- в часть 3 статьи 27 закона;
- в статью 35 закона;
- статью 29 - отменить.
Рассмотреть протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания области. О результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору в письменной форме.
И.о. прокурора области
старший советник юстиции |
С.В.Табельский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 9 марта 2007 г. N 7/41-2007 На закон Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" (извлечение)
Текст протеста официально опубликован не был