Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 29 августа 2006 г. N А47-18313/2005АК-24
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 февраля 2007 г. N Ф09-12/07-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Буркапсервис" (г.Оренбург) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Федеральному агентству по недропользованию (г.Москва), Территориальному агентству по недропользованию (Оренбургнедра) (г.Оренбург), Правительству Оренбургской области, с участием третьего лица КУГИ и ПР по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконными действий Федерального агентства по недропользованию, Территориального агентства по недропользованию, Правительства Оренбургской области, выразившихся в уклонении от выдачи лицензии на право пользования недрами Шуваловской площади для геологического изучения ООО "Буркапсервис" (г.Оренбург).
Права и обязанности участникам судебного заседания разъяснены.
Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено.
Ответчики письменно изложили свои правовые позиции по данному спору в отзывах. При этом, Правительство Оренбургской области поддержало требования ООО "Буркапсервис", а Федеральное агентство по недропользованию и Территориальное агентство по недропользованию (Оренбургнедра) представили письменные возражения относительно заявленных требований.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив представленные документы, Суд установил следующее.
В 2004 году, конкурс на право пользования недрами для геологического изучения Шуваловской площади не проводился по причине поступления лишь одной заявки (от ООО "Буркапсервис").
При этом, КУГИ и ПР Оренбургской области, письмом N МК-27/13-4352-0 от 29.07.2004 года "О согласовании предоставления права пользования недрами Шуваловской площади, расположенной на территории Оренбургского района", согласовал предоставление ООО "Буркапсервис" право пользования недрами Шуваловской площади с целью геологического изучения, проводимого за счет собственных средств недропользователя.
Протоколом главной экспертной комиссии по лицензированию права пользования недрами на территории Оренбургской области N 166 от 30.07.2004 года, МПР РФ было рекомендовано выдать лицензию именно ООО "Буркапсервис". Заявочные материалы незамедлительно были направлены в Федеральное агентство по недропользованию, учитывая то, что согласно заключению ГУПР по Оренбургской области от 10.03.2004 года N 06/13-юр, они соответствуют требованиям Положения о порядке лицензирования пользования недрами и Федерального закона "О недрах".
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что этот пакет заявочных материалов, поступивший в сентябре 2004 года из города Оренбурга в Москву находился в Федеральном агентстве по недропользованию ("Роснедра") более семи месяцев, после чего, этот пакет документов был отправлен в г.Оренбург, в адрес Террагентства "Оренбургнедра" без направления уведомительной копии в адрес ООО "Буркапсервис" и без документального подтверждения факта рассмотрения представленного пакета заявочных материалов комиссией "Роснедра" (ксерокопия Протокола заседания этой комиссии, по свидетельству представителя "Оренбургнедра", к возвращенным из Москвы документам приложена не была).
"Оренбургнедра", в свою очередь, не предприняло должных мер к своевременному уведомлению ООО "Буркапсервис" о возвращении из "Роснедр" без рассмотрения пакета заявочных материалов на выдачу лицензии (устное пояснение представителя "Оренбургнедра" о якобы "отданном на руки" директору ООО "Буркапсервис" (Хивинцеву, ответа в конце 2005 года о возвращении в 2004 году, документов на получение Обществом лицензии для геологического изучения недр, судом не может быть принято по причине его несоответствия критерию допустимости доказательств, установленных статьей 68 АПК РФ), чем безусловно нарушило права и законные интересы ООО "Буркапсервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, Суд установил, что основной причиной возвращения без рассмотрения пакета заявочных материалов на получение ООО "Буркапсервис" лицензии на право геологического изучения Федеральное агентство по недропользованию "Роснедра", считает внесение в августе 2004 года поправок в Закон РФ "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 года, и то что процедура рассмотрения заявок на получение лицензий для геологического изучения изменилась и регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр, утвержденным Приказом МПР России от 15.03.2005 года N 61 и зарегистрированным Министерством юстиции России 26.04.2005 года.
Учитывая, что, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ). ООО "Буркапсервис" обратилось в Арбитражный суд с просьбой признать незаконными действия Федерального агентства по недропользованию (г.Москва), Территориального агентства по недропользованию (Оренбургнедра) (г.Оренбург), Правительства Оренбургской области на том основании, что он являлся единственным претендентом, подавшим заявку на право пользования недрами для геологического изучения Шуваловской площади и им были соблюдены все требования действующего законодательства и приняты все зависящие от него меры.
Суд считает, что заявленные ООО "Буркапсервис" (г.Оренбург) требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
На основании пункта 5 статьи 10.1 Федерального закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 года "О недрах", основаниями возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ.
Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов РФ, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, а в отношении каждого участка недр или группы участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ - Правительством РФ. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.
Доводы представителя Роснедра о несоблюдении Обществом процедуры получения лицензии не принимаются Судом по той причине, что изменения в Закон N 2395-1 от 21.02.1992 года "О недрах" внесены Законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступившим в силу со дня официального опубликования, в то время как подача заявки на право пользования недрами для геологического изучения Шуваловской площади ООО "Буркапсервис" вместе с пакетом документов подана ему 09.10.2003 года, что подтверждается материалами дела документально.
КУГИ и ПР Оренбургской области письмом N МК-27/13-4352-О от 29.07.2004 года "О согласовании предоставления права пользования недрами Шуваловской площади, расположенной на территории Оренбургского района" согласовал предоставление ООО "Буркапсервис" права пользования недрами Шуваловской площади с целью геологического изучения, проводимого за счет собственных средств недропользователя.
Таким образом, процедура получения лицензии на право пользования недрами Шуваловской площади была начата до принятия Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, которым были внесены изменения в порядок выдачи лицензии на право пользования недрами.
Поскольку Закон обратной силы в рассматриваемом случае иметь не может, так как это ухудшило бы положение Заявителя, должны применяться нормы, действующие на момент подачи заявки, а именно ст.10.1 Закона "О недрах" в редакции ФЗ от 02.01.2000 года N 20-ФЗ, а так же Постановление ВС РФ от 15.07.1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".
В то же время Суд считает, что заявочные материалы были рассмотрены Федеральным агентством по недропользованию, (это следует из письма Федерального агентства N ПС-03-33/2853 от 26.05.2005 года, приобщенного в дело, однако, однако при этом документы были возвращены Обществу якобы, в связи с внесением изменений в Закон "О недрах".
Как следует из Заключения ГУПР МПР по Оренбургской области N 06/13-юр от 10.03.2004 года, на момент подачи заявки пакет документов полностью соответствовал требованиям Закона.
Судом установлено (представитель "Роснедра" подтвердил этот факт), что на момент подачи заявки ООО "Буркапсервис" не существовало какого-либо нормативного или ведомственного акта, приостанавливающего процедуру рассмотрения документов (либо запрещающего рассматривать заявки претендентов).
В течении всего времени нахождения заявочного пакета в г.Москве на право пользования недрами (с сентября 2004 года по май 2005 года) Федеральным агентством по недропользованию не сообщалось Заявителю об отказе в выдаче права на пользование недрами и документы не возвращались, в нарушение требований статьи 13.1 ФЗ "О недрах".
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр", право пользования участками недр для целей геологического изучения участников возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Решение Комиссии о предоставлении заявителю права пользования участком недр принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии.
В материалах дела отсутствуют доказательства заседания Комиссии (протокол заседания) и оформленный надлежащим образом результат рассмотрения после приостановления Приказом N 61 от 15.03.2005 года процедуры разрешения права пользования участком недр ООО "Буркапсервис".
Кроме того, косвенным доказательством незаконности действий "Роснедр" и "Оренбургнедр", по мнению Суда, является признанный представителем "Оренбургнедра", участвовавшим в рассмотрении спора, факт выдачи аналогичных лицензий в этот же период ряду Оренбургских фирм (в частности "Иртэк"), что наглядно свидетельствует о том, что фактически процесс рассмотрения пакетов заявочных материалов в "Роснедра" не приостанавливался и лицензии избирательно выдавались претендентам на их получение. Ссылка представителя "Оренбургнедр" на участие ООО "Иртэк" в конкурсе, как на единственное основание выдачи ему испрашиваемой лицензии, Судом признана несостоятельной по причине того, что ООО "Буркапсервис" оказался единственным соискателем права на получение лицензии в 2004 году и проведение конкурса либо аукциона потеряло смысл.
Также установлено, Суд установил, что факс направленный Заявителю (об отказе в предоставлении права пользования участком недр) им не получался (отсутствие отметки на его копии). Доказательств принятия каких-либо других мер по извещению Заявителя об отказе в предоставлении права пользования участком недр в дело не представлено, что также является неоспоримым нарушением прав и законных интересов ООО "Буркапсервис".
Судом не принимаются доводы ответчика по факту пропуска Обществом срока на обжалование действий государственных органов, так как письмо о возвращении Обществу материалов, представленных по вопросу получения лицензии направлено в адрес последнего лишь 23.01.2006 года (согласно отметки об отправлении).
На основании вышеизложенного, Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично - следует признать незаконными действия Федерального агентства по недропользованию ("Роснедра"), Территориального агентства по недропользованию ("Оренбургнедра"), выразившееся в уклонении от выдачи лицензии на право пользования недрами Шуваловской площади для геологического изучения ООО "Буркапсервис" (г.Оренбург).
Учитывая то обстоятельство, что в материалах дела имеются доказательства того, что Администрацией (Правительством) Оренбургской области принимались все меры для ускорения принятия решения по предоставлению права недропользования ООО "Буркапсервис" (письмо от 19.01.2005 года N МК-27/02-187), его действия признанию незаконными не подлежат.
Госпошлину в сумме 2000 рублей следует возвратить заявителю из бюджета, выдав справку на ее возврат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Буркапсервис" (г.Оренбург) удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Федерального агентства по недропользованию ("Роснедра"), Территориального агентства по недропользованию ("Оренбургнедра"), выразившиеся в уклонении от выдачи лицензии на право пользования недрами Шуваловской площади для геологического изучения ООО "Буркапсервис" (г.Оренбург).
2. В части признания незаконными действий Правительства Оренбургской области (Правопреемника Администрации Оренбургской области) отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 августа 2006 г. N А47-18313/2005АК-24 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании