Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 15 марта 2007 г. N А47-339/2006АК-21
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2007 г. N Ф09-9251/07-С1 настоящее решение оставлено без изменения
ОАО "Илецксоль" просит суд признать недействительным заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов "Проект разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа -185м/-215м", утвержденное приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 08.11.2006 г. N 280-Э.
Управление в отзыве от 12.02.2007 г. N 07-01-21/280 просит суд в удовлетворении заявления общества отказать в связи с правомерностью своих действий.
В ходе судебного разбирательства ходатайств и отводов не заявлено.
Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.
Заседание проведено в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела и законодательство, регулирующее данные правоотношения, суд счел заявление ОАО "Илецксоль" не подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
В силу статьи 12 указанного федерального закона обязательной экологической экспертизе объектов регионального уровня подлежат все виды градостроительной документации, а том числе, технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций, в которые не превышает пятисот тысяч долларов.
В соответствии с п. 4 "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановление Правительства РФ N 698 от 11.06.1996 г. обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
С учетом изложенных нормативных актов арбитражный суд считает обязательным проведение экологической экспертизы "Проекта разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа -185м/-215м", разработанного ОАО "Илецксоль" в 2005 г. и являющегося объектом намечаемой деятельности.
Деятельность по добыче соли ОАО "Илецксоль" осуществляется более 250 лет, в развитии своего производства внедряет новые проекты по разработке месторождения.
Настоящий проект направлен на разработку месторождения на более глубоком этаже. Осуществление данного проекта без проведения государственной экологической экспертизы невозможно, так как только при проведении государственной экологической экспертизы возможно дать оценку насколько внедрение данного проекта может прямо или косвенно нанести вред окружающей природной среде.
Довод ОАО "Илецксоль" о том, что лицензия дает право на пользование недрами, не оспаривается, ответчиком при условии получения заключения государственной экологической экспертизы по материалам проекта. В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.
В связи с изложенным, проект разработки месторождения на более глубоком этаже, чем осуществлялось ранее, является намечаемой хозяйственной деятельностью, которая может оказывать воздействия на окружающую природную среду и, следовательно, является объектом государственной экологической экспертизы.
В соответствии с абз. 2 п. 9 постановления Правительства РФ N 698 от 11.06.1996 г. "Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" заявителем был получен счет за проведение государственной экологической экспертизы N 70-Э от 26.05.2006 г., что подтверждается подписью представителя заказчика Валиулиной Ф.Р. в копии счета. Счет за проведение государственной экологической экспертизы выставляется при соответствии материалов установленным требованиям.
Форма представленных на государственную экологическую экспертизу материалов соответствовала требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". В состав материалов входили:
проект "Разработка Илецкого месторождения каменной соли этажа -185м/-215м" - объект государственной экологической экспертизы регионального уровня согласно абз. 19 ст. 12;
положительные заключения органов контроля и надзора: Промышленной безопасности, регистрационный номер 46-ПД-01665-2005 от 27.06.2005 г., утвержденное Управлением Ростехнадзора по Оренбургской области 28.06.2005 г. N 01-Б-10-2610; санитарно-эпидемиологическое заключение от 15.03.2006 г. N 56.02.02.919. Т 000018.03.06.
Проект также содержал в своем составе раздел "Охрана окружающей среды".
Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются составной частью документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Результаты ОВОС могут быть изложены в разделах проектной документации, в том числе в разделе "Охрана окружающей среды".
В соответствии с п. 1 "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденного приказом Госкомэкологии от 6.05.2000 г. N 372 "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)" - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействия, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 16.05.2000 г."
В соответствии с абз. 4, 6 ст. 3 Федерального закона РФ "Об экологической экспертизе" комплексность оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, достоверность и полнота информации, представленной на экологическую экспертизу, определяется в процессе проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно абзацу 4 статьи 26 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ОАО "Илецксоль" при возникших у него в процессе проведения государственной экологической экспертизы претензиях вправе был использовать свое право на обращение в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы с требованием об устранении нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы. Общество данным правом не воспользовалось. Претензий по порядку проведения государственной экологической экспертизы не заявлялось.
В своем заявлении ОАО "Илецксоль" указывает на отсутствие в заключении сведении о квалификации членов экспертной комиссии соответствующих требованиям ст. 16 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Нормативно-правовые акты, регулирующие проведение государственной экологической экспертизы, не содержат требований о наличии в заключении сведений о членах экспертной комиссии. Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждения ее персонального состава осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Согласно 11 "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 г. N 698, состав экспертной комиссии утверждается приказом на проведение государственной экологической экспертизы, в котором указывается ученая степень, звание, и место работы (приложение).
Контролирующим органом в арбитражное дело представлены карточки внештатных экспертов, принимавших участие в проведении оспариваемой государственной экологической экспертизы.
В представленных карточках указаны: образование лиц экспертной комиссии, занимаемая ими должность.
Данные сведения не могут ставить под сомнение профессиональные знания лиц комиссии. Обратное заявителем не доказано.
Статья 11 Закона N 12395-1 от 21.02.1992 г. "О недрах" устанавливает, что отвод земельного участка в окончательных границах, оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта по недропользованию. "Проект разработки Илецкого месторождения каменной соли этажа -185м/-215м" должен иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы на основании п. 1 статьи 37 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который устанавливает, что строительство и реконструкция зданий строений и иные объекты должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 21.02.1992 г. следует читать как "N 2395-ФЗ"
Возражения заявителя о несоответствии материалов "Проекта разработки Илекского месторождения каменной соли этажа - 185м/-215м" требованиям СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" судом отклоняются, так как согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (государственные стандарты, санитарные правила, строительные нормы и правила и другие) в части, соответствующей целям охраны окружающей среды.
Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" вступил в силу с 01.07.2003 г. СНиП 11-01-95 - был принят и введен в действие постановлением Минстроя России от 30.06.1995 г. N 18-64. "Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации "Охрана окружающей среды" было разработано в 2000 г. и рекомендовано Госстроем России (N ЛБ-1491/5 от 12.04.2000 г) и Управлением государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России (13-1/25-477 от 30.03.2000 г.) для использования при разработке проектной документации.
Состав и содержание раздела "Охрана окружающей среды" проекта на строительство предприятий, зданий, сооружений производственного назначения определен в п. 4.1.8 СНиП 11-01-95. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены ст. 36 Федерального закона РФ от 10.01.2001 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Замечания, изложенные в заключении экспертной комиссии, основаны на "Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в Российской Федерации", утвержденном приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 г. N 372
В соответствии с 5.1 указанного положения, материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащие важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду. В нарушение данного пункта материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, не содержали необходимой информации, в связи с чем, в заключении экспертная комиссия обосновано указала свои замечания.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен статьей 14 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Отсутствие картографических материалов и отсутствие договора на водоснабжение в документации, представленной на прохождение государственной экологической экспертизы, не является несоответствием предоставляемых материалов. Данные материалы должны входить в состав проекта, а не предоставляться дополнительно после уведомления.
В материалах проекта отсутствовали документы, обосновывающие качественней и количественный состав поверхностных стоков промплощадки для того, чтобы к ним можно было применить требования указанного СНиП 2.04.03-85. Доказательств, обосновывающих утверждение о том, что поверхностные стоки промплощадки не отличаются по составу от стоков окружающей среды, не должны подвергаться очистке и могут сбрасываться в дождевую канализацию населенного пункта, обществом представлено не было.
Суд считает, что в п. 3.1.8 заявления присутствуют противоречия так как в нем утверждается, что объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при разработке этажа -185м/-215м не будет отличаться от сложившихся объемов на горизонте -132м/-160м и одновременно, что с учетом перехода добычи на более глубокий этаж ожидается снижение выбросов соляной пыли. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть одно из приведенных высказываний, в составе раздела "Охрана окружающей среды", должны быть приведены соответствующие обоснования. Данные требования установлены Федеральным законом РФ N 96-ФЗ от 04.05.1999 г. "Об охране атмосферного воздуха".
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. С 1998 года предприятия в соответствии с действующим законодательством обязаны оформлять лицензию на этот вид деятельности в установленном порядке. ОАО "Илецксоль" такой лицензии не имеет.
Федеральный закон РФ от 02.07.2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лицензировать деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. После введения указанного закона деятельность по обращению с опасными отходами не подлежит лицензированию, а именно: из общего понятия "обращение" исключена деятельность по "образованию" отводов. Тем не менее, предприятие при осуществлении основной производственной деятельности, образуя отходы производства и потребления, выполняет их сбор, временное хранение-размещение и формирование партий для передачи отходов специализированным организациям.
Понятие "сбор отходов" определено в ГОСТе 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" как деятельности, связанной с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами. Хранение отходов на промышленной площадке подпадает под определение "размещение отходов" (хранение и захоронение), предусмотренное ст. 1 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, в настоящее время для ОАО "Илецксоль" лицензирование деятельности по мщению с опасными отходами в части их размещения и сбора необходимо. Лицензию на осуществление этого вида деятельности оно обязано оформить в установленном порядке.
По проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "Илецксоль" следует указать на то, что из названия проекта, разработанного предприятием, видно, что деятельностью по размещению отходов ОАО "Илецксоль" занимается. На момент проведения экспертизы, официальных сведений о нахождении ПНООЛР утверждении от общества не представлялось.
Договоры на размещение отходов, которые не предъявило ОАО "Илецксоль", являются частью обоснования экологической безопасности предприятия - составляющей оценки воздействия на окружающую природную среду намечаемой деятельности. Комплектность по основным требованиям статьи 14 Федерального закона РФ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" представленных материалов была соблюдена. В ходе работы экспертной комиссии, что предусмотрено процедурой государственной экологической экспертизы, на отсутствие договоров было обращено внимание, о чем и выставлено замечание в заключении государственной экологической экспертизы.
Арбитражный суд не может согласиться с доводом общества, что заключение государственной экологической экспертизы не соответствует п. 20 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, так как разделе "Замечания" перечислены все недостатки общества по проекту и указано на необходимость доработки представленных документов (материалов) по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией.
Замечания с указанием на недостатки имеет ссылки на нормативно-технические акты, на законы, ведомственные приказы. Имеющиеся в заключении недостатки, о которых пишет общество, не умаляют юридическую силу заключения государственной экологической экспертизы, так как в целом документ составлении с учетом положений Федерального закона РФ "Об экологической экспертизе" и Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы.
Ссылки ОАО "Илецксоль" не неполучение ответов на письма: N 26655 от 21.11.2006 г., N 2834 от 04.12.2006 г. носят рабочий характер и подлежат разрешению в самостоятельном порядке и не изменяют вынесенное ранее заключение экспертизы.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд считает, что нарушение нарушений ч. 5 ст. 200 АПК РФ со стороны Управления Росприроднадзора по Оренбургской области при вынесении заключения государственной экологической экспертизы не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
1. В удовлетворении заявление ОАО "Илецксоль" отказать.
2. Расходы по государственной пошлине отнести за счет заявителя.
3. Решение суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные в статьях 259, 276 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 марта 2007 г. N А47-339/2006АК-21 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании