Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 4 августа 2006 г. N 264-п
Положение
по созданию и составу учебно-материальной базы
по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций,
обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах на территории Оренбургской области
14 августа 2008 г.
I. Общие положения
1. Учебно-материальная база по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - УМБ по безопасности жизнедеятельности) - это комплекс учебных объектов, оснащенных техническими средствами, наглядными и учебными пособиями, предназначенными для эффективного обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны (далее - ГО) и Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОТП РСЧС), личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее - формирования и службы), работников организаций, не вошедших в состав формирований и служб, учащейся молодежи, а также неработающего населения.
Учебно-материальная база по безопасности жизнедеятельности оказывает прямое воздействие на процесс обучения, способствует улучшению методики подготовки обучаемых и повышению качества обучения, позволяет выработать методы формирования у людей морально-психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, навыков управления своим психическим состоянием, а также устойчивости к длительным физическим нагрузкам.
2. Учебный объект - учебный городок, учебный кабинет, уголок в области безопасности жизнедеятельности, передвижной учебный пункт (автоклуб), информационный стенд - (уголок гражданской обороны, терроризм - угроза обществу, противопожарная безопасность и безопасность людей на водных объектах), объект безопасности жизнедеятельности и другие объекты, на которых проводятся занятия по тематике безопасности жизнедеятельности (далее - объект организации).
3. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности является основой учебно-материальной базы. Он представляет собой территорию со специально оборудованными площадками, различными сооружениями, элементами объектов промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, а также элементами, имитирующими участки очагов поражения в зонах чрезвычайных ситуаций и зонах воздействия современных средств поражения.
4. Учебный кабинет в области безопасности жизнедеятельности - помещение с учебной мебелью, оснащенное техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, учебным имуществом, оборудованием, стендами и макетами для проведения занятий по тематике в области безопасности жизнедеятельности.
Учебный кабинет включает в себя класс (аудиторию, лабораторию, и т.д.) и лаборантскую комнату. В классе, в котором одновременно могут обучаться не менее 25 человек, проводятся занятия по программам обучения в области безопасности жизнедеятельности, в лабораторной комнате хранятся учебно-методическая литература, учебное имущество и оборудование, отчетно-плановая документация.
5. Объект организации - действующий элемент промышленного, сельскохозяйственного и другого производства, городского хозяйства, на которых проводятся занятия, учения и тренировки в области безопасности жизнедеятельности.
6. Уголок безопасности жизнедеятельности - это часть помещения, оборудованная стендами, раскрывающими основные вопросы защиты работников организации, применительно к условиям конкретного цеха, отдела и специфики данной организации, с учебно-методической литературой, техническими средствами обучения, учебным имуществом для проведения занятий по программам обучения. Он может создаваться в кабинетах техники безопасности, охраны труда и в других служебных помещениях.
Уголок безопасности жизнедеятельности создается (оформляется), как правило, в организациях независимо от форм собственности с численностью работающего персонала 30-120 человек.
7. Передвижной учебный пункт (автоклуб) создается на базе 2-3 специально оборудованных автомобилей "Газель" и предназначен для проведения занятий в области безопасности жизнедеятельности (при отсутствии или значительной удаленности других учебных объектов), а также для оперативного обучения в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, распространения информации о достижениях науки и техники, пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности, проведения бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций, показа учебных фильмов и т.д.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 августа 2008 г. N 325-п в пункт 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Учебно-материальная база в области безопасности жизнедеятельности создается в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее - УМЦ по ГОЧС области), на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы ГО), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (далее - ОУДПО), в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП по ГОЧС), учреждениях общего и профессионального образования.
В учреждениях общего и профессионального образования для организации учебного процесса в области безопасности жизнедеятельности рекомендуется иметь учебно-методическую литературу, учебное имущество и оборудование согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
УМЦ по ГОЧС области, курсам ГО, ОУДПО, УКП по ГОЧС и организациям для учебного процесса в области безопасности жизнедеятельности рекомендуется иметь учебно-методическую литературу, учебное имущество и оборудование согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 августа 2008 г. N 325-п в пункт 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Учебно-материальную базу ОУДПО составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
объекты организаций;
информационный стенд.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 августа 2008 г. N 325-п в пункт 10 настоящего приложения внесены изменения
10. Учебно-материальную базу по безопасности жизнедеятельности УМЦ по ГОЧС области, курсов ГО составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
объекты организаций на основании заключенных договоров;
передвижной учебный пункт (автоклуб) в области безопасности жизнедеятельности.
11. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности предприятий, организаций и учреждений (далее - организации) составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
объекты организаций;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
информационный стенд.
12. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений составляют:
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
защитные сооружения гражданской обороны (при наличии);
информационный стенд;
полосы препятствий.
13. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности учреждений профессионального образования составляют:
учебные городки в области безопасности жизнедеятельности;
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
информационный стенд.
14. Учебно-материальную базу в области безопасности жизнедеятельности УКП по ГОЧС составляют:
учебные кабинеты в области безопасности жизнедеятельности;
уголки в области безопасности жизнедеятельности;
информационный стенд.
УКП по ГОЧС могут создаваться органами местного самоуправления при жилищно-эксплуатационных организациях, товариществах собственников жилья, в сельской местности - в клубах, библиотеках, общеобразовательных учреждениях (по договоренности администрации общеобразовательного учреждения и администрации сельского поселения), а также в виде самостоятельных учебно-консультационных пунктов.
15. Создание современной УМБ по безопасности жизнедеятельности, отвечающей всем требованиям эффективной подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС, работников организаций, является одной из важнейших обязанностей руководителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) органа исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, начальника главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Оренбургской области, начальников (руководителей) органов управления и структурных подразделений, уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Они должны проявлять заботу о создании УМБ по безопасности жизнедеятельности, развитии, совершенствовании и содержании в постоянной готовности для проведения занятий, учений и тренировок по тематике согласно программам обучения населения в области безопасности жизнедеятельности.
См. порядок организации обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 26 мая 2006 г. N 183-п
16. Создание и совершенствование УМБ по безопасности жизнедеятельности осуществляется на основе утвержденных перспективных и годовых планов.
В организациях эти планы разрабатываются под руководством председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
II. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности
17. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности предназначен для практической подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ОТП РСЧС, а также населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе отработки нормативов по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), защите от поражающих факторов оружия массового поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведения учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
18. Вся территория учебного городка в области безопасности жизнедеятельности делится на участки, предназначенные для отработки тем учебных занятий (групп учебных вопросов). Для отработки отдельных учебных вопросов на участках оборудуются учебные места.
В учебном городке в области безопасности жизнедеятельности целесообразно иметь 1-2 учебных кабинета, макет объекта (участка местности и т.п.) для отработки вопросов управления действиями личного состава формирований и служб при выдвижении их в зону чрезвычайной ситуации, для инженерного оборудования района расположения и др.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 августа 2008 г. N 325-п в пункт 19 настоящего приложения внесены изменения
19. Учебный городок в области безопасности жизнедеятельности УМЦ по ГОЧС области может иметь следующие участки:
оперативно-тактической подготовки;
аварийно-спасательных работ;
инженерной защиты;
химической и радиационной защиты;
противопожарной подготовки;
защиты сельскохозяйственных животных, растений и источников воды;
безопасности на водных объектах.
Учебный городок курсов ГО в области безопасности жизнедеятельности может иметь следующие участки:
инженерной защиты;
химической и радиационной защиты;
противопожарной подготовки;
безопасности на водных объектах.
Учебный городок организаций в области безопасности жизнедеятельности может иметь следующие участки:
аварийно-спасательных работ;
аварийно-восстановительных работ;
инженерной защиты;
химической и радиационной защиты;
противопожарной подготовки.
В учебном городке в области безопасности жизнедеятельности учреждений профессионального образования могут оборудоваться учебные места:
по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим и их транспортировке по различным формам рельефа, через различные преграды (в том числе и водные);
для эвакуации по пожарным лестницам с использованием спасательных веревок, спасательных рукавов, "кубов жизни" и т.д.;
для работы с первичными средствами пожаротушения;
противорадиационное укрытие;
открытая и перекрытая щели.
Полоса препятствий общеобразовательных учреждений может включать элементы, в ходе преодоления которых отрабатываются практические вопросы по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в соответствии с примерной программой курса "Основы безопасности жизнедеятельности".
20. Участок "Аварийно-спасательные работы" предназначен для обучения технологии ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Участок может включать в себя учебные места:
с элементами двух- и трехэтажного поврежденного здания, с завалом из обломков строительных конструкций для обучения поиску пострадавших и извлечению их из поврежденных зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
по выносу пострадавшего из убежища;
по проведению аварийно-спасательных работ на транспорте (железнодорожном, метро, автомобильном, воздушном, водном);
по транспортировке пострадавших по различным формам рельефа через различные преграды (в том числе и водные).
21. Участок "Аварийно-восстановительные работы" предназначен для обучения технологии ведения аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Участок может включать в себя учебные места:
с лесным, каменным завалом, завалом из обломков строительных конструкций на маршруте движения, на котором отрабатывается проделывание проходов и проездов в очаге разрушения;
с водопроводной сетью, с хозяйственно-фекальной и ливневой канализацией, газопроводом, кабельной силовой линией, участком воздушной линии электропередачи, проводной кабельной линией связи, подземной кабельной линией связи;
для развертывания подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения;
с элементами разрушенного технологического оборудования, производственных коммуникаций в соответствии со спецификой деятельности организации.
22. Участок "Инженерная защита" предназначен для изучения устройства защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), а также обучения технологии применения аварийно-спасательного инструмента (далее - АСИ), средств малой механизации (далее - СММ) и инженерной техники.
Участок может включать в себя учебные места:
с противорадиационными укрытиями различных типов, подвалом жилого дома с простейшим оборудованием и фильтром из подручных материалов (элементы жилого дома могут быть только обозначены), отдельно стоящим или встроенным убежищем с заводским фильтровентиляционным оборудованием;
с имитацией заваленного убежища, позволяющее отрабатывать порядок вскрытия убежища, подачи воздуха в заваленные убежища с поврежденной фильтровентиляционной системой;
по отработке вопросов приспособления имеющихся помещений под противорадиационное укрытие, строительства быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны, простейших укрытий;
для работы с аварийно-спасательным инструментом и средствами малой механизации;
для работы с инженерной техникой.
23. Участок "Химическая и радиационная защита" предназначен для обучения способам локализации, нейтрализации и ликвидации очагов заражения и загрязнения, а также защиты от аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), боевых отравляющих веществ (далее - БОВ), радиоактивных веществ (далее - РВ), биологических средств (далее - БС), обеззараживания техники, оборудования, одежды, санитарной обработки людей и др.
Участок может включать в себя учебные места:
для отработки вопросов приготовления дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих растворов;
для отработки вопросов локализации, нейтрализации и ликвидации очагов заражения и загрязнения АХОВ, БОВ, РВ и БС. Данное место должно обеспечивать отработку вопросов постановки водяных и нейтрализующих завес, нейтрализации проливов АХОВ, устройства обвалования;
для отработки вопросов обеззараживания техники и оборудования, дорожного покрытия, одежды, обуви и средств индивидуальной защиты;
для отработки вопросов санитарной обработки людей, оборудованное по типу санитарного пропускника;
для отработки вопросов дозиметрического и химического контроля, ведения радиационного и химического наблюдения и разведки, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
24. Участок "Противопожарная подготовка" предназначен для обучения приемам и способам тушения очагов возгораний, пожаров в зонах чрезвычайных ситуаций, в очагах поражения современными средствами поражения, технологии проведения спасательных работ в условиях пожаров.
Участок может включать в себя учебные места:
для работы с первичными средствами пожаротушения;
по тушению пожаров с использованием пожарной и трубопроводной техники;
для эвакуации по пожарным лестницам с использованием спасательных веревок, спасательных рукавов, "кубов жизни".
25. Участок "Защита сельскохозяйственных животных, растений и источников воды" предназначен для обучения приемам и способам хранения, укрытия, обработки и обеззараживания сельскохозяйственных продуктов, защиты животных и растений от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, а также современных средств поражения.
Участок может включать в себя учебные места:
для защиты сельскохозяйственной продукции, воды и фуража;
макет животноводческой фермы с показом способов ее герметизации (способы защиты животных отрабатываются на фермах);
для обучения способам обеззараживания зерна, фуража, овощей, фруктов и корнеплодов;
ветеринарной обработки животных;
полевой убойный пункт.
26. Участок "Оперативно-тактическая подготовка" предназначен для отработки вопросов управления нештатными аварийно-спасательными формированиями при решении задач гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Учебные места данного участка должны обеспечивать проведение занятий по организации ведения разведки, выходу в район сбора, размещению личного состава с учетом защитных свойств местности, организации наблюдения, оповещения и связи, преодолению препятствий на маршрутах движения, ремонту и обслуживанию техники в полевых условиях.
27. Участок "Безопасность на водных объектах" предназначен для обучения вопросам безопасности на водных объектах, в том числе в местах массового скопления людей.
Участок может включать в себя учебные места:
по оборудованию участков для купания в местах массового отдыха на водоемах;
по оказанию помощи утопающему;
по водолазному поиску пострадавших и подводному обследованию объектов. Такой участок может оборудоваться как на водоемах, так и на местности с обозначением отдельных элементов водных объектов при наличии бассейна для отработки водолазных работ.
28. Размеры учебного городка в области безопасности жизнедеятельности должны позволять проводить занятия одновременно с несколькими учебными группами или тактико-специальное учение с нештатными аварийно-спасательными формированиями и спасательными службами.
29. Председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, начальниками (руководителями) органов управления по делам ГОЧС органов местного самоуправления и организаций определяется количество необходимых учебных городков в области безопасности жизнедеятельности, их размещение, порядок строительства, исходя из численности и местоположения групп обучаемых. Они должны обеспечить проведение в течение учебного года всех занятий при минимальных затратах времени на движение к учебным городкам.
30. При строительстве учебных городков в области безопасности жизнедеятельности следует стремиться к минимальным затратам, используя строительные отходы, некондиционные и дешевые материалы, трубы, кабель, списанную автомобильную и другую технику без нарушения требований техники безопасности.
31. При невозможности строительства учебных городков в области безопасности жизнедеятельности оборудуются отдельные учебные места для отработки наиболее важных учебных вопросов.
Для этого целесообразно использовать подлежащие сносу полуразрушенные строения с коммуникациями, убежища и укрытия, незастроенные участки территории.
32. Занятия в учебном городке могут проводиться одновременно с несколькими группами обучаемых, но на различных учебных местах.
33. Для повседневного руководства деятельностью учебного городка в области безопасности жизнедеятельности может назначаться начальник учебного городка. Он проверяет готовность учебных мест к проведению занятий, учений и тренировок, следит за соблюдением правил техники безопасности, регистрирует проводимые мероприятия в журнале учета занятий, учений и тренировок, контролирует приведение в порядок учебных мест после окончания занятий, учений и тренировок и организует охрану учебного городка.
III. Учебный кабинет в области безопасности жизнедеятельности
34. В соответствии с тематикой программ обучения должностных лиц и специалистов ГО и ОТПР РСЧС, населения в области безопасности жизнедеятельности могут оборудоваться следующие учебные кабинеты:
нормативно-правовой и методической подготовки;
специальной подготовки;
оперативно-тактической подготовки;
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
зашиты# животных, растений и источников воды (в сельской местности);
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
безопасности жизнедеятельности.
В учреждениях общего и профессионального образования в обязательном порядке создается учебный кабинет безопасности жизнедеятельности.
В зависимости от региональных особенностей, состава потенциально опасных объектов, специфики решаемых задач в области безопасности жизнедеятельности и других факторов в конкретных территориях области (город, район) могут оборудоваться дополнительные учебные кабинеты (аварийно-спасательных работ в условиях горной местности, снежных заносов, защиты населения и территорий от наводнений, радиационной и химической защиты и др.).
35. Учебный кабинет "Нормативно-правовая и методическая подготовка" может иметь следующие тематические разделы:
виды чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории области, муниципального образования, организации;
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
организация, формы и методы обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;
организация, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области безопасности жизнедеятельности.
36. Учебный кабинет "Специальная подготовка" может иметь следующие тематические разделы:
действия руководителей аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация всестороннего обеспечения и взаимодействия между аварийно-спасательными формированиями в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, защиты личного состава при проведении АСДНР;
приемы и способы спасения людей, находящихся под завалами и на верхних этажах поврежденных и горящих зданий, при наводнениях и затоплениях местности, в условиях радиоактивного и химического заражения, оказания первой медицинской помощи (далее - ПМП) пораженным и эвакуации их в безопасные места и лечебные учреждения;
действия личного состава аварийно-спасательных формирований по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и устранению аварий и повреждений в них;
действия личного состава аварийно-спасательных формирований при проведении специальной обработки, при ликвидации аварий на химически опасных объектах;
применение приборов радиационной и химической разведки (далее - ПР и ХР), контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты;
порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;
проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и животноводства, а также фуража;
действия личного состава аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров;
проведение мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах.
37. Учебный кабинет "Оперативно-тактическая подготовка" может иметь следующие тематические разделы:
порядок создания в интересах гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
порядок создания и применения аварийно-спасательных формирований;
организация и проведение учений и тренировок в области безопасности жизнедеятельности;
действия по приведению аварийно-спасательных формирований в готовность;
действия по выдвижению аварийно-спасательных формирований в район выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ и подготовке к выполнению задач;
действия должностных лиц гражданской обороны и РСЧС по организации оповещения населения, обеспечения средствами индивидуальной защиты, выполнения инженерных и медицинских мероприятий защиты, эвакуации и т.п.;
разработка планирующих документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
анализ, оценка обстановки и принятие решений в области безопасности жизнедеятельности в объеме занимаемой должности;
осуществление мер по выполнению заданий мобилизационного плана;
деятельность органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при различных режимах функционирования ОТП РСЧС и степенях готовности гражданской обороны.
38. Учебный кабинет "Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" может иметь сл
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.