Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
Методика
расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств
1. Общие положения
1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности областного бюджета.
1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств проводится раз в год при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований.
1.3. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства области. Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды.
1.4. В Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения:
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета;
рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств области. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств.
2. Порядок расчета объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
2.1. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании:
а) ограничений областного бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности областного бюджета;
б) условий возможных заимствований на кредитном рынке для Правительства Оренбургской области (далее - Правительство);
в) потребностей в заимствованиях, в том числе:
на инвестиционные расходы;
на рефинансирование действующих долговых обязательств.
2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности областного бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности областного бюджета.
Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения.
2.3. Определение условий привлечения заимствований для Правительства проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств.
Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:
по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории области;
по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;
на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов.
Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Возможные условия эмиссии государственных облигаций области определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Оренбургской области.
Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.
2.4. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.
2.5. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению к настоящей Методике.
Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется.
Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств.
2.6. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты:
а) определение критических периодов.
Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей;
б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.
Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.
Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей.
В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне.
Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.
Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования;
в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования.
Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа:
для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;
для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае если такие параметры не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей;
в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами.
Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.
2.7. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для Правительства.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.
Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но тем не менее удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к стоимости платежей по выплате основного долга.
Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
2.8. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Правительством.
Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.
Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем доходов областного бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.
Объем доходов областного бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами областного бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов областного бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
2.9. Если возможности областного бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше, чем потребности в заимствованиях, производится заимствование в объемах потребностей.
Если возможности областного бюджета ниже, чем его потребности, полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.
2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:
проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;
выбор заемных финансовых инструментов.
Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация: процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок); условия погашения (в частности возможность досрочного погашения); возможный объем заимствований.
Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:
величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;
соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;
стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований.
Критерии оценки государственного долга
и государственных заимствований Оренбургской области
N п/п |
Наименование | Диапазон критических значений показателей |
Статус критерия (1 - обя- затель- ный, 2 - реко- мендуе- мый) |
Описание значения показателей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации | ||||
1. | Отношение накопленного объема основного долга к доходам областного бюджета за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета |
не более 100% |
1 | объем государственного долга Оренбургской области не должен превышать объем доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) |
2. | Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области к расходам областного бюджета |
не более 15% |
1 | предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области не должен превышать 15 процентов объема расходов его бюджета (ст. 111 БК РФ) |
3. | Отношение дефицита областного бюджета к его доходам за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета |
не более 15% |
1 | размер дефицита областного бюджета не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Предельный размер дефицита областного бюджета может превышать это ограничение, но не более чем на величину поступлений в его бюджет от продажи имущества (ст. 92 БК РФ) |
4. | Объем доходов областного бюджета за вычетом текущих расходов бюджета (долговая емкость) |
больше или равно нулю рублей |
1 | текущие расходы не могут превышать объем доходов областного бюджета (ст. 92 БК РФ) |
Показатели долговой нагрузки на бюджет | ||||
5. | Отношение выплат по обслуживанию и погашению долга за период к доходам областного бюджета |
не более 15% |
2 | показывает процент доходов областного бюджета, отвлеченных на погашение и обслуживание долговых обязательств |
6. | Отношение выплат по обслуживанию и погашению долга за период к доходам областного бюджета за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета |
не более 25% |
2 | |
7. | Отношение накопленного объема основного долга к доходам областного бюджета |
не более 60% |
2 | ограничение на объем накопленного долга по отношению к собственным доходам областного бюджета |
Показатели краткосрочной ликвидности и равномерности распределения долгового бремени |
||||
8. | Удельный вес долговых обязательств, срок погашения которых наступает в текущем году, в объеме долговых обязательств, срок погашения которых наступает в течение ближайших трех лет (при условии, что значение долговой нагрузки (отношение выплат по долговым обязательствам к доходам в текущем году) больше 8%) |
не более 30% |
2 | показывает долю краткосрочных обязательств в структуре долга Оренбургской области и равномерность распределения долгового бремени (выявляет "пики" выплат по долговым обязательствам) |
9. | Отношение величины государственных гарантий области к расходам областного бюджета |
не более 35% |
2 | ограничение предоставления государственных гарантий области по отношению к расходам областного бюджета |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.