Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы администрации
Оренбургской области
от 25 мая 1998 г. N 516-р
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе области
1. Общие положения
Настоящее положение определяет основные задачи, структуру, состав сил и средств, а также порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы области.
Единая дежурно-диспетчерская служба области представляет собой специальный орган повседневного управления и предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб различных ведомств и организаций (в первую очередь, имеющих силы и средства постоянной готовности: экстренного вызова "01", "02", "03", "04"; жилищно-коммунального хозяйства; главного управления по делам ГОЧС области; предприятий РАО "Оренбурггазпром", ОАО "Оренбургнефть", Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги и др.), а также дежурно-диспетчерских служб (ДДС) органов управления по делам ГОЧС городов и районов области.
Целью создания единой дежурно-диспетчерской службы области является повышение оперативности реагирования органов управления и сил Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций и информирования населения по вопросам его защиты, а также повышение эффективности взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. Задачи ЕДДС
ЕДДС области призвана решать следующие задачи:
- собирать и обобщать данные об экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановке, своевременно готовить и сообщать главе администрации, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальнику главного управления по делам ГОЧС области прогнозы о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- при получении информации о возникновении ЧС оперативно определять ее масштабы и характер, состав ДДС и сил для экстренного реагирования, доводить до них информацию и ставить задачи на ее ликвидацию;
- докладывать об угрозе или возникновении ЧС должностным лицам администрации области, организовывать сбор и приведение в готовность необходимых органов управления, информировать вышестоящие и взаимодействующие органы управления, оповещать ДДС и силы постоянной готовности непосредственного подчинения;
- оценивать обстановку, при необходимости готовить варианты возможных решений по совместным действиям служб и согласовывать их с руководством области, ставить задачи ДДС и привлекаемым силам, организовывать и контролировать исполнение принятых решений;
- оповещать население о возникновении ЧС;
- осуществлять информационно-техническое сопряжение ДДС городов, районов и ведомств с администрацией области, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
ЕДДС функционирует круглосуточно, имеет полномочия при возникновении ЧС немедленно приступить к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации последствий. Органы ЕДДС имеют право самостоятельно принимать решение по защите и спасению людей (в рамках решаемых задач), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством области.
ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
ЕДДС области является вышестоящим органом для всех ДДС городов, районов и ведомств по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий.
2. Состав, порядок функционирования и создания ЕДДС
2.1. Состав ЕДДС области
Единая дежурно-диспетчерская служба организационно является подразделением повседневного управления главного управления по делам ГОЧС при администрации области и строится по типу "ЕДДС - единый номер".
Штатная структура ЕДДС: начальник, его заместитель и дежурные смены, в составе главного оперативного дежурного - начальника дежурной смены, его помощника, дежурных операторов по оповещению и связи, дежурной технической смены.
Свои задачи ЕДДС выполняет на пункте управления, оснащенном автоматизированной информационно-управленческой системой.
Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет автоматизированную систему (АС) ЕДДС, которая представляет собой локальную вычислительную сеть, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ.
АС ЕДДС выполняет одновременно и функции абонентского пункта автоматизированной информационно-управленческой системы РСЧС.
Основными элементами пункта управления являются:
- информационно - управленческий центр,
- узел связи,
- центр оповещения,
- геоинформационная система.
Единая дежурно-диспетчерская служба области структурно объединяет ЕДДС городов, районов, ДДС ведомств, организаций и предприятий. (Приложение).
2.1.1. Информационно-управленческий центр ЕДДС
Информационно-управленческий центр ЕДДС представляет собой рабочее помещение для персонала дежурной смены в здании главного управления по делам ГОЧС, оснащенное необходимыми техническими средствами и документацией.
Состав технических средств центра управления:
- средства связи и передачи данных - для обмена информацией с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления;
- средства автоматизированного оповещения и персонального вызова - для оповещения руководящего состава и населения при угрозе или возникновении ЧС;
- средства контроля, записи на технические носители и документирования поступающей информации;
- средства оргтехники и автоматизации управления.
Состав оперативной документации центра управления ЕДДС:
- журналы учета полученной и переданной информации, распоряжений и сигналов;
- инструкция по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;
- инструкция по несению повседневного дежурства;
- схемы и списки оповещения в случае ЧС;
- телефонные справочники;
- формализованные бланки документов управления;
- другие документы.
2.1.2. Узел связи ЕДДС
Узел связи (УС) ЕДДС - организационно-техническое объединение сил и средств связи и передачи данных, обеспечивающих обмен информацией, а также командами (сигналами) оповещения в соответствии с задачами, решаемыми ЕДДС.
УС ЕДДС использует существующие в области сети связи и передачи данных и должен обеспечить:
- передачу речевых сообщений по проводным и радиоканалам связи, документов по факсимильной и телеграфной связи, сигналов и команд по системам оповещения и передачи данных;
- прямые телефонные каналы и громкоговорящую селекторную связь с основными ДДС и начальником главного управления по делам ГОЧС области;
- прием информации по единому телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;
- автоматическое определение номера входящего абонента;
- коммутацию передаваемого сообщения избирательно или циркулярно до соответствующих ДДС;
- обмен речевыми сообщениями, документальной информацией и данными с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления.
Для обеспечения необходимых коммуникаций между ДДС узел связи должен включать в свой состав телекоммуникационный центр, позволяющий обеспечить сбор, выборочное и циркулярное доведение информации до всех заинтересованных абонентов.
2.1.3. Центр оповещения и персонального вызова ЕДДС
Центр оповещения и персонального вызова ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова (ЦОПВ).
Основными задачами ЦОПВ являются:
- оповещение и вызов должностных лиц администрации области, управлений и ведомств, ЕДДС и ДДС взаимодействующих организаций;
- оповещение и вызов подразделений сил постоянной готовности;
- оповещение населения при угрозе или возникновении ЧС по системе централизованного оповещения с задействованием сирен и через областную радиотелевизионную трансляционную сеть.
Для вызова подразделений сил экстренного реагирования передаются следующие виды информации:
- сигналы вызова;
- речевые (текстовые) сообщения;
- условные сигналы.
Централизованное задействование средств оповещения ЕДДС осуществляется оперативным дежурным.
2.1.4. Геоинформационная система ЕДДС
Для повышения оперативности процессов принятия решений и их информационной поддержки с использованием цифрового плана (карты) области создается геоинформационная система (ГИС) ЕДДС.
ГИС ЕДДС должна выполнять следующие функции:
- ввод и корректировка социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по области, данных о ДДС и силах постоянной готовности;
- сбор данных об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
- оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
- подготовка данных для принятия решений по защите населения, локализации и ликвидации последствий ЧС, требующих совместных действий сил и средств различных организаций и служб;
- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
Алгоритмическая, информационно-лингвистическая и программно-техническая совместимость ГИС ЕДДС обеспечивается на основе единых методик, классификаторов и словарей, однотипных технических и программных средств обработки и передачи данных.
2.2. Функционирование ЕДДС
2.2.1. Режимы функционирования ЕДДС
Единая дежурно-диспетчерская служба области функционирует в следующих режимах:
- режиме повседневной деятельности;
- режиме повышенной готовности;
- режиме чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности личный состав ЕДДС несет круглосуточное дежурство, поддерживает в готовности к использованию программно-технические средства, вносит необходимые дополнения в банк данных, а также в структуру оперативных документов, необходимых для обеспечения их действий при угрозе или возникновении ЧС.
В режим повышенной готовности ЕДДС переводится при угрозе возникновения ЧС, что позволяет заблаговременно подготовиться к возможным действиям при возникновении ЧС, принять необходимые экстренные меры по ее предотвращению.
При возникновении ЧС единая дежурно-диспетчерская служба переводится в режим чрезвычайной ситуации, который является основным.
2.2.2. Порядок работы ЕДДС
Информация о возникновении ЧС в ЕДДС поступает:
- от граждан по единому выделенному телефонному номеру;
- от ДДС, объединенных в структуре ЕДДС;
- от подчиненных, взаимодействующих и вышестоящих органов управления.
При получении информации по телефону, она записывается на технические носители, документируется и циркулярно доводится до всех ДДС, параллельно определяется номер абонента, сообщающего информацию. При необходимости производится уточнение информации по каналам связи у дежурной службы и руководителей объекта, на котором возникла ЧС.
Оперативная смена производит предварительную оценку полученного сообщения. При классификации сложившейся ситуации, как "не требующая совместных действий", ЕДДС передает управление соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившееся. В противном случае определяется состав привлекаемых дежурно-диспетчерских служб и производится их оповещение.
Одновременно на ПЭВМ подготавливается формализованное сообщение о факте ЧС для последующей циркулярной передачи задействованным ДДС, при необходимости производится прогнозирование обстановки с использованием специализированных программ.
В целях уточнения данных обстановки, главный оперативный дежурный может отдать распоряжение взаимодействующим ДДС выслать в район ЧС необходимых специалистов из состава непосредственно подчиненных сил постоянной готовности.
Информация о ЧС немедленно докладывается главе администрации области, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальнику главного управления по делам ГОЧС, проводится оповещение и сбор должностных лиц администрации и служб области, информируются взаимодействующие органы управления.
При выявлении угрозы жизни и здоровью людей через органы управления по делам ГОЧС задействуется система оповещения и до населения доводится информация о способах защиты (действий).
Уточняется состав привлекаемой группировки сил и средств постоянной готовности. Проводится оповещение непосредственно подчиненных администрации области сил, доводятся до них необходимые указания и распоряжения и контролируется их исполнение.
Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие органы.
По прибытию руководства администрации области и взятию им управления на себя, ЕДДС осуществляет информационное обеспечение его деятельности и взаимодействие с привлекаемыми для ликвидации ЧС службами.
2.2.3. Порядок работы дежурно-диспетчерских служб
Получив информацию о факте ЧС от главного диспетчера, диспетчер ЕДДС города, ДДС ведомства или предприятия:
а) оценивает обстановку, уточняет наряд привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
б) при получении информации о ЧС по своим каналам, принимает все необходимые меры к ее ликвидации, доводит полученную информацию до дежурной смены ЕДДС области и своего руководства, постоянно информирует об обстановке и принятых мерах.
в) с прибытием сил постоянной готовности к месту происшествия устанавливает с ними постоянную связь, обеспечивает их информационную поддержку, при необходимости осуществляет их наращивание.
2.3. Порядок создания ЕДДС области
2.3.1. Основные направления и этапы создания ЕДДС области
Для создания ЕДДС области проводится комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:
- определение и согласование между администрацией и руководителями служб и ведомств области целей, задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС (структурно входящих в ЕДДС);
- уточнение группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;
- разработка порядка информационного обеспечения органов ЕДДС во всех режимах ее функционирования;
- разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;
- совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;
- создание геоинформационной системы ЕДДС и ее сопряжение с другими взаимодействующими системами.
Создание ЕДДС области осуществляется в три этапа.
1-й этап. Создание распределенных (корпоративных) информационно-управленческих систем дежурно-диспетчерских служб управлений и ведомств (1998 - 1999 г.г.):
- оборудование автоматизированных рабочих мест диспетчеров персональными ЭВМ, объединение их в локальные и распределенные компьютерные сети управлений и ведомств;
- наращивание прямых телефонных связей с дежурными службами и объектами области;
- введение единого трехзначного телефонного номера дежурного диспетчера ЕДДС города, области;
- разработка технического задания на создание автоматизированной системы ЕДДС.
2-й этап. Создание ЕДДС категорированных городов (2000 г.):
- разработка нормативно-правовой и методической документации (положения о ЕДДС города, инструкции по обмену информацией в структуре ЕДДС города и области, дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб по вопросам совместных действий);
- переключение всех служб экстренного реагирования на единый телефонный номер дежурного диспетчера ЕДДС города;
- разработка программного обеспечения;
- сопряжение ведомственных компьютерных сетей ДДС в единую информационно - управленческую сеть города;
3-й этап. Объединение ЕДДС городов, ДДС предприятий и ведомств в единую дежурно-диспетчерскую службу области на основе автоматизированной информационно-управленческой системы (2001 - 2002 гг.):
- строительство и оборудование пункта управления ЕДДС области;
- создание геоинформационной системы ЕДДС области.
2.3.2. Порядок комплектования и подготовки кадров
Комплектование ЕДДС личным составом осуществляется начальником главного управления по делам ГОЧС области и должно проводиться из лиц, способных быстро реагировать на изменение обстановки и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
Главные оперативные дежурные, их помощники и другие должностные лица дежурных смен обязаны хорошо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность (положения, инструкции, планы - графики действий и др.), уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных участках.
Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: профессиональная подготовка, тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно-методических центрах и на курсах.
Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС проводится ежемесячно под руководством начальника ЕДДС в соответствии с программой, утвержденной начальником главного управления по делам ГОЧС. Повышение квалификации может осуществляться в учебно-методических центрах МЧС России по специальным программам.
В ходе раздельных и совместных тренировок совершенствуются практические навыки персонала дежурных смен. Раздельные тренировки проводятся под руководством непосредственных начальников ДДС.
Совместные учебные мероприятия (учения и тренировки) в составе ЕДДС проводятся по планам, разработанным заблаговременно и утвержденным главой администрации области, к ним привлекаются все дежурно-диспетчерские службы, объединенные в структуре ЕДДС.
Занятия и тренировки проводятся с использованием тренажеров, средств автоматизации и других технических средств, установленных на рабочих местах дежурной смены.
2.3.3. Организация несения дежурства
На пункте управления ЕДДС области организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.
Состав и количество дежурных смен, режим дежурства, порядок подготовки и отдыха определяются начальником главного управления по делам ГОЧС области и отражаются в приказе на организацию дежурства, инструкциях и других нормативных документах.
Дежурная смена работает по утвержденному графику. В состав дежурной смены ЕДДС включаются: начальник смены - главный оперативный дежурный, операторы-диспетчеры, их помощники, а также технический персонал, обслуживающий средства связи, оповещения и автоматизации и другие технические средства, установленные на пункте управления.
Дежурная смена обязана знать обстановку в области, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, местонахождении руководящего состава и способах их вызова.
Смену дежурных целесообразно проводить один раз в сутки в установленное время. Прием-сдача дежурства оформляются записью в книге дежурного, начальник дежурной смены докладывает о приеме дежурства, состоянии дежурно-диспетчерской службы и обнаруженных недостатках начальнику ЕДДС.
Дежурные диспетчеры взаимодействующих ДДС представляют доклады о приеме дежурства главному оперативному дежурному.
3. Обеспечение создания и функционирования ЕДДС
3.1. Правовое обеспечение
Правовой основой функционирования ЕДДС в чрезвычайных ситуациях являются:
- Закон Российской Федерации от 11.11.94 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
- постановления Правительства Российской Федерации:
от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
от 24.03.97 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3.2. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение осуществляется за счет Федерального бюджета, бюджета Оренбургской области и бюджетов городов.
Организация и оплата прямых телефонных связей дежурных служб объектов с ЕДДС осуществляется за счет собственных средств объектов экономики.
Создание распределенных информационно-управленческих систем финансируется за счет бюджетов управлений, ведомств и предприятий, структурно входящих в ЕДДС.
За счет бюджетов категорированных городов (Оренбург, Орск, Бузулук, Новотроицк) финансируется создание единых дежурно-диспетчерских служб в этих городах.
Объединение ЕДДС городов, ДДС предприятий и ведомств в единую дежурно-диспетчерскую службу области финансируется из областного бюджета.
За счет целевых средств Федерального бюджета финансируются типовое проектирование и программное обеспечение информационно-управленческой системы ЕДДС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.