Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 8 мая 2007 г. N 174-п
Правила
торговли на розничных рынках Оренбургской области
27 июля 2009 г., 15 февраля 2016 г.
I. Общие положения
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 февраля 2016 г. N 104-п подраздел 1 раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
1. Предмет регулирования правил торговли на розничных рынках Оренбургской области
Правила торговли на розничных рынках Оренбургской области (далее - Правила) регулируют отношения, определяющие порядок организации деятельности розничных рынков и ярмарок, требования к организации торгового процесса и особенности реализации товаров на рынках и ярмарках в Оренбургской области.
Правила разработаны в соответствии с:
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Законами Российской Федерации: от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии";
Федеральными законами: от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 9 января 1996 года N З-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановлениями Правительства Российской Федерации: от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении", от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", от 6 июня 1998 года N 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами", от 6 августа 1998 года N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг", от 21 декабря 2000 года N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", от 5 июня 2013 года N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2007 года N 56 "Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)";
решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции";
санитарно-эпидемиологическими правилами: СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и другими правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам, относящимся к организации торговли на розничных рынках.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 июля 2009 г. N 393-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Термины и определения
Розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Рынок должен быть расположен на земельном участке, изолированном от прилегающей территории, на котором размещены стационарные торговые объекты и объекты мелкорозничной торговли (услуг) и предусмотрено централизованное хозяйственное обслуживание территории, управление и охрана.
Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области.
Обязательные услуги - услуги, предоставляемые управляющей рынком компанией всем субъектам торговой деятельности, осуществляющим торговлю на территории рынка на безвозмездной основе.
Дополнительные услуги - услуги, предоставляемые на рынке субъектам торговой деятельности за дополнительную плату, установленную управляющей рынком компанией.
Карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце, являющийся средством контроля за осуществляемой им деятельностью и выданный ему управляющей рынком компанией в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством.
Паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности.
Реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным федеральным законодательством.
Реестр договоров о предоставлении торговых мест - перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, формируемый данной компанией и отвечающий требованиям федерального законодательства.
Уполномоченный государственный орган Оренбургской области - министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
Орган местного самоуправления - орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, наделенный полномочиями по регулированию деятельности розничных рынков, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, на основании действующего законодательства Оренбургской области.
3. Классификация розничных рынков
Розничные рынки, расположенные на территории Оренбургской области, подразделяются:
1) по специализации:
универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;
специализированный рынок - розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;
2) по форме собственности:
государственный, муниципальный, частный (в том числе потребительской кооперации) и иных форм собственности;
3) по времени действия:
временный - розничный рынок, деятельность которого основана на краткосрочном (до пяти лет) договоре аренды земельного участка;
сезонный - розничный рынок, деятельность которого основана на краткосрочном (период одного сезона) договоре аренды земельного участка;
постоянно действующий (стационарный) - розничный рынок, деятельность которого основана на долгосрочном (свыше пяти лет) договоре аренды земельного участка или праве собственности;
4) по типу рынка:
тип рынка определяется по классам реализуемых товаров, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
5) по видам сооружений:
крытый - рынок, представляющий собой капитальное сооружение, оборудованное современной техникой, где торговые, служебные, подсобные и бытовые помещения размещены в одном здании;
комбинированный - рынок, состоящий из одного или нескольких крытых павильонов и имеющий отдельно оборудованные палатки, киоски, ларьки, торговые крытые и открытые столы;
открытый - рынок, не имеющий специальных крытых павильонов, торговля осуществляется из палаток, киосков, ларьков, с торговых крытых и открытых столов.
II. Организация рынков
4. Порядок формирования плана размещения рынков
4.1. Месторасположение рынков определяется планом размещения рынков на территории Оренбургской области (далее - План).
4.2. План определяет адреса рынков, их количество и типы.
4.3. План разрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом Оренбургской области по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления).
4.4. На основании утвержденного Плана органом местного самоуправления выдается разрешение на право организации рынка на территории Оренбургской области (далее - разрешение).
4.5. Для получения разрешения юридическое лицо (заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого располагается рынок, заявление о получении разрешения на право организации розничного рынка (далее - заявление) согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
4.6. Орган местного самоуправления в установленные сроки принимает решение об удовлетворении или отказе в рассмотрении заявления.
В срок не позднее трех дней со дня принятия указанного решения заявителю вручается (направляется) уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения согласно приложениям N 2, 3 к настоящим Правилам.
4.7. Порядок выдачи разрешения на право организации рынка и перечень документов для получения разрешения, сроки рассмотрения заявления устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.8. Корректировка Плана и его изменение осуществляются уполномоченным государственным органом Оренбургской области по мере выявления обоснованной необходимости.
5. Порядок организации новых рынков
5.1. Организация новых рынков осуществляется на основании плана размещения рынков на территории Оренбургской области в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории Оренбургской области и муниципального образования и с учетом потребностей в рынках по типовой принадлежности. Потребность в рынках определяются# исходя из численности населения и необходимости обеспечения населения теми или иными товарами.
5.2. Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
5.3. Основанием для организации рынка на территории Оренбургской области является разрешение на право организации рынка, которое выдается согласно подпунктам 4.4 и 4.5 настоящих Правил.
5.4. Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта его ввода (приемки) в эксплуатацию запрещается.
Решение о вводе (приемке) в эксплуатацию объекта принимается органами местного самоуправления по месту его расположения по согласованию с территориальными контролирующими органами.
6. Реестр рынков Оренбургской области
6.1. Сведения о юридических лицах, получивших разрешение на право организации рынка, подлежат включению в реестр рынков Оренбургской области (далее - реестр рынков).
6.2. Ведение областного реестра осуществляется уполномоченным государственным органом Оренбургской области.
6.3. Для формирования реестра рынков органом местного самоуправления в течение пяти дней (со дня выдачи разрешения) представляется в уполномоченный государственный орган Оренбургской области пакет документов о юридических лицах, получивших разрешение на право организации рынка.
6.4. Перечень документов, необходимых для внесения объектов в реестр рынков:
копия разрешения на право организации рынка;
копии учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации);
копия правоустанавливающего документа на использование объекта или объектов недвижимости (документ на пользование земельным участком или иными объектами);
копии лицензий на осуществление вида деятельности по перечню, установленному законодательством Российской Федерации;
копия свидетельства о внесении в торговый реестр муниципального образования Оренбургской области.
6.5. Если управляющая рынком компания имеет несколько территориально обособленных объектов, пакет документов представляется на каждый объект отдельно.
6.6. В случае представления управляющей рынком компанией неполной или недостоверной информации по документам, перечисленным в подпункте 6.4, орган местного самоуправления уведомляет об этом юридическое лицо письменно в трехдневный срок со дня приема документов.
6.7. С момента получения уведомления управляющая рынком компания обязана в течение пяти дней представить в орган местного самоуправления необходимые документы.
6.8. Плата за внесение в реестр рынков не взимается.
6.9. Сведения, содержащиеся в реестре рынков, размещаются в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного государственного органа Оренбургской области.
III. Управление рынком
7. Порядок управления рынком
7.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом (далее - управляющая рынком компания), которое состоит на учете в налоговом органе по местонахождению рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет управляющая рынком компания или администрация, назначаемая управляющей рынком компанией.
7.3. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, осуществляются на договорной основе.
8. Права и обязанности управляющей рынком компании
8.1. Управляющая рынком компания осуществляет:
планировку, перепланировку и застройку рынка, реконструкцию и модернизацию зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и муниципальных образований;
разработку и утверждение схемы размещения торговых мест;
содержание рынка в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации;
оборудование рынка в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации;
обеспечение необходимых условий для нормального функционирования рынка и организацию его работы в соответствии с нормативными правовыми актами по осуществлению торговой деятельности и общим регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка;
содержание и оборудование торговых мест;
содержание и оборудование помещений: административных; для размещения правоохранительных органов и служб безопасности; для временного хранения изъятых из оборота контролирующими органами товаров; для разруба мясосырья; для расфасовки продукции; моечных; для хранения инвентаря и дезсредств; камеры хранения; пунктов проката тележек для доставки товаров и средств измерений, а также средств пожаротушения, примерочных, стоянок для автотранспортных средств, общественных туалетов, водопроводов, мусоросборников, систем видеонаблюдения и громкоговорящей связи;
организацию и содержание охраны рынка;
обеспечение условий для нормального функционирования по энерго-, тепло- и водоснабжению и оборудование комплектом мебели для рабочего места лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы при осуществлении на рынке деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения;
разработку, утверждение и ведение паспорта безопасности рынка (по согласованию с уполномоченными на осуществление контроля органами противопожарной и общественной безопасности);
заключение договоров о предоставлении торговых мест;
установление цены договора о предоставлении торгового места и стоимости дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями федерального законодательства;
оформление и выдачу карточек продавцов в соответствии с требованиями федерального законодательства;
оформление и ведение журнала учета мероприятий по контролю;
проверку соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, и принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений;
контроль за исполнением предпринимателями правил торговли на рынке, санитарных правил, правил пожарной безопасности и принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений;
содействие представителям контрольных и надзорных органов в ходе проверки и принятие действенных мер по устранению выявленных нарушений;
обеспечение на рынке соблюдения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
обеспечение сервисного обслуживания торговых объектов и мест на территории рынка в части энерго-, водо- и теплоснабжения, а также потребности продавцов в торгово-технологическом и холодильном оборудовании, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;
обеспечение контрольными весами с необходимым комплектом поверенных гирь на специально отведенных, доступных для покупателей местах;
обеспечение наличия и эксплуатации общественных туалетов (биотуалетных кабин) в соответствии с санитарными нормами;
оформление и содержание информационного стенда, обеспечение наличия книги отзывов и предложений, контрольного и санитарного журналов;
принятие решений о предоставлении льгот пенсионерам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, многодетным семьям и другим категориям граждан при оплате торгового места на рынке;
разрешение споров и разногласий в установленном законом порядке.
8.2. Управляющая рынком компания вправе оказывать продавцам следующие платные услуги:
прокат весов, гирь, мерной тары, санитарной одежды (фартуки, нарукавники, куртки, халаты);
разруб мяса;
взвешивание на товарных весах;
хранение товаров и личных вещей в специальных помещениях (холодильниках, овощехранилищах, камерах хранения);
погрузо-разгрузочные работы;
транспортные услуги;
другие виды услуг по усмотрению управляющей рынком компании.
8.3. Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией по согласованию с органом местного самоуправления, который вправе вносить предложения по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и иных мероприятий.
8.4. Ответственность за организационно-оперативное управление деятельностью рынка несет управляющая рынком компания.
IV. Обустройство, оборудование и содержание рынка
9. Требования к обустройству рынка
9.1. Рынки размещаются на определенных планом размещения рынков территориях с учетом формирования торговой инфраструктуры муниципальных образований.
Предоставление земельных участков для строительства рынка, а также проектирование, строительство рынков и реконструкция (перепланировка) объектов под размещение рынков, приемка в эксплуатацию осуществляются в соответствии с нормами и правилами, установленными на территории Российской Федерации и Оренбургской области.
9.2. Территория рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована объектами стационарной и (или) мелкорозничной торговой сети, отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, ветеринарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля.
9.3. Территория рынка должна разграничиваться на зоны:
торговая;
административная;
лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы;
хозяйственная, состоящая из помещений: складских; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; для мойки и хранения торгового инвентаря, оборудования, санитарной одежды для торгующих; для хранения хозяйственного инвентаря, оборудования средств пожаротушения, а также площадок для сбора мусора и других;
стоянка для транспорта, оборудованная в соответствии с требованиями ГИБДД.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 февраля 2016 г. N 104-п в пункт 9.4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
9.4. Размещение на территории рынка стационарных объектов (в том числе торговых мест внутри объектов), торговых рядов и оборудования должно обеспечивать покупателям свободный доступ к торговым местам, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций.
Управляющая рынком компания обязана обеспечить доступность объектов и торговых мест, размещенных на них, для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 июля 2009 г. N 393-п в пункт 9.5 настоящего приложения внесены изменения
9.5. Схема размещения торговых мест разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию со следующими органами: уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка; по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация и предоставление торговых мест, не предусмотренных схемой размещения, не допускается.
При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок.
9.6. Схема размещения торговых мест предусматривает зонирование по видам продукции с учетом товарного соседства.
9.7. При обустройстве рынка предусматриваются следующие санитарно-гигиенические требования:
9.7.1. Территория рынка должна иметь твердое покрытие, уклоны, обеспечивающие сток ливневых и талых вод, элементы озеленения, скамьи, освещение.
9.7.2. Рынки должны быть обеспечены холодным, горячим водоснабжением, канализацией, общественным стационарным туалетом, достаточным количеством контейнеров и урн для сбора мусора.
Размещение площадок для сбора мусора, туалета, а также вариантов отвода сточных вод и их обеззараживание осуществляются по согласованию с территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
9.8. При осуществлении на рынке деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на его территории обязательно наличие лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, деятельность которой осуществляется под контролем органа государственного ветеринарного надзора, наделенного полномочиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9.9. На территории рынка допускается организация предприятий общественного питания и сервисного обслуживания.
9.10. На прилегающей к рынку территории должна быть оборудована парковка автотранспорта для продавцов и покупателей.
9.11. На территории рынка запрещаются:
организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное передвижение по рынку и внутри стационарных объектов, в том числе в вестибюлях, входных тамбурах, а также в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами;
реализация товаров с автотранспортных средств, за исключением продажи сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках;
проезд автотранспорта к торговым местам во время работы рынка, кроме транспорта контролирующих служб при проведении рейдов, проверок и изымания продукции невыясненного происхождения;
реализация продукции животного и растительного происхождения на рынках, не имеющих лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (ветеринарных участков, пунктов).
9.12. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска на русском языке с указанием типа, наименования, режима работы и адреса нахождения рынка, наименования управляющей рынком компании.
9.13. В доступных для обозрения местах устанавливаются:
указатели торговых зон по специализации ("Овощи и фрукты", "Мясо", "Рыба" и т.п.);
стенд с указанием схемы размещения торговых зон; предприятий питания и сервисного обслуживания; административных помещений; лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или ветеринарных участков (пунктов) при реализации продукции животного и растительного происхождения; контрольных весов; автостоянки; туалета и других объектов;
схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
информационный стенд, где размещается следующая информация:
предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
настоящие Правила;
другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров (по усмотрению управляющей рынком компании);
перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
перечень документов, которые продавец должен иметь при торговле на торговом месте;
порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства и ответственность за нарушение порядка;
порядок и условия предоставления торговых мест и услуг на рынке;
о наличии свободных торговых мест, их назначении и сроках прекращения действия договора о предоставлении торговых мест;
о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
номера телефонов руководителя управляющей компании, органа местного самоуправления, уполномоченного государственного органа Оренбургской области, соответствующих контрольных и надзорных органов, территориального отдела внутренних дел.
10. Требования к оборудованию рынка
10.1. Оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией.
10.2. Управляющая рынком компания обязана обеспечить:
оборудование торговых мест, административно-хозяйственных помещений и мест общего пользования, мест для размещения средств пожаротушения, громкоговорящей связи и систем видеонаблюдения;
организацию стоянки для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
10.3. В случае осуществления на рынке деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения управляющая рынком компания обязана предоставить и оборудовать в соответствии с подпунктом 8.1 помещение под лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы.
Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы должна иметь заключение уполномоченного органа государственного ветеринарного надзора о готовности к работе и две изолированные холодильные камеры, одна из которых предназначена для сбора биологических отходов (конфискатов) с последующей утилизацией (уничтожением) путем переработки на утилизационных заводах (цехах) или уничтожения, вторая - для временной передержки пищевых продуктов, не допущенных к реализации на период проведения дополнительных лабораторных исследований и получения результатов, позволяющих выдать ветеринарно-санитарное заключение о дальнейшем их использовании.
10.4. В случае осуществления на рынке деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весы, гири, мелкие емкости, метры и т.п.) организаторы рынка обязаны в доступном месте установить соответствующие метрологическим правилам и нормам контрольные измерительные приборы.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на поверку органам государственной метрологической службы в установленные сроки согласно действующему порядку. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается.
10.5. По требованию органов внутренних дел, контрольных или надзорных органов управляющая рынком компания должна предоставить и оборудовать помещения на постоянной или временной основе для исполнения их сотрудниками возложенных на них обязанностей.
10.6. В административном помещении рынка должна находиться аптечка либо оборудован пункт первой медицинской помощи.
10.7. Организатор рынка обязан обеспечить наличие громкоговорящей связи для целей своевременного оповещения лиц, находящихся на территории рынка, в случае возникновения ситуаций, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан.
11. Требования к содержанию рынка
11.1. Содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией.
11.2. Территория рынка должна содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. Ежедневно на территории рынка производится механизированная уборка (после закрытия рынка) и ручная уборка (в течение рабочего дня).
По окончании рабочего дня мусор и пищевые отходы должны вывозиться, в зимнее время территория должна убираться от снега, в летнее время должен производиться полив территории.
Один раз в месяц рынок закрывается на полный санитарный день для проведения генеральной уборки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Управляющая рынком компания за счет собственных средств проводит капитальный и текущий ремонты помещений рынка.
11.3. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ, ремонта администрация рынка информирует об этом население, продавцов, органы местного самоуправления не менее чем за 14 календарных дней до начала мероприятий.
В случае закрытия для выполнения экстренных мероприятий при аварийных, чрезвычайных ситуациях информация доводится до сведения продавцов и покупателей незамедлительно.
11.4. При эксплуатации рынков необходимо соблюдать требования пожарной безопасности.
11.5. Содержание рынка и покрытие расходов, связанных с его деятельностью, осуществляется управляющей рынком компанией за счет собственных средств.
12. Требования к планировке, перепланировке и застройке рынка,
реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и
находящихся в них помещений
12.1. Предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка, характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними, характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений определяются нормативными правовыми актами Оренбургской области.
12.2. Планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений должны осуществляться в соответствии с требованиями разрешенного использования территории, утвержденной проектной документацией, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, требованиями противопожарной безопасности, иными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
V. Порядок предоставления торговых мест на рынке
13. Требования к предоставлению торговых мест
13.1. Предоставление торговых мест на рынке осуществляется на основе договора о предоставлении торгового места (далее - договор), заключаемого в письменной форме.
13.2. Договор заключается между управляющей рынком компанией, с одной стороны, и юридическим# лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством), с другой стороны, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 июля 2009 г. N 393-п в пункт 13.3 настоящего приложения внесены изменения
13.3. На сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, а также для граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальных рынках Оренбургской области предусматривается заключение упрощенной формы договора и упрощенной формы договора безвозмездного пользования.
13.4. Порядок заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках Оренбургской области и форма договора устанавливаются согласно приложению N 4 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 июля 2009 г. N 393-п в пункт 13.5 настоящего приложения внесены изменения
13.5. Порядок предоставления торговых мест и заключения договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, а также для граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальных рынках Оренбургской области по упрощенной форме устанавливается согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.
13.6. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Оренбургской области и иными нормативными правовыми актами, действующими в момент их заключения.
13.7. При заключении договора каждому продавцу выдается карточка продавца.
Требования к обеспечению карточкой продавца, рекомендуемая типовая форма карточки продавца устанавливаются согласно приложению N 6 к настоящим Правилам.
13.8. Данные о заключенных договорах и субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории рынка, вносятся в реестр договоров о предоставлении торговых мест и реестр продавцов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
13.9. Торговое место, переданное по договору, не может быть передано в субаренду третьим лицам.
13.10. С хозяйствующих субъектов, торгующих на рынке, взимается плата за торговое место.
Оплата торгового места производится до начала торговли в наличной или безналичной форме.
Получение денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, о применении контрольно-кассовой техники, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
VI. Организация торгового процесса
14. Требования к организации торгового процесса
14.1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, особых условий, ветеринарных, санитарных и других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза, приемки, хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов покупателей.
14.2. Реализация товаров на рынке осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и приложением N 7 к настоящим Правилам.
14.3. Вход посетителей и въезд автотранспорта для завоза товаров на территорию рынка осуществляются бесплатно.
14.4. Все объекты стационарной и передвижной мелкорозничной сети должны быть оборудованы в соответствии с санитарными требованиям.
14.5. Проведение экспертизы пищевых продуктов по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества осуществляется за счет средств их владельцев в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к продукции животного и растительного происхождения.
14.6. На товары, реализуемые на рынке, устанавливаются свободные розничные цены (тарифы), которые определяются по взаимной договоренности между продавцами и покупателями, в соответствии с конъюнктурой (сложившимся спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товаров исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно и могут свободно изменяться по соглашению между продавцами и покупателями.
Цены на товары указываются в валюте Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законодательством, товары подлежат реализации на рынке по государственным регулируемым ценам (тарифам).
14.7. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовой техники.
Разрешается производить расчеты с покупателями без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.) и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
При продаже непродовольственных товаров в случаях, установленных Правилами продажи отдельных видов товаров, выдается товарный чек.
14.8. Товары, реализуемые на рынке, должны иметь единообразные и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
О порядке оформления ценников на реализуемые товары см. Письмо Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2
14.9. На рынках, где торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом осуществляются с использованием поверенных средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм (контрольных весов), устанавливаемых на доступном для покупателей месте.
15. Требования к организации торгового места
на розничных рынках
15.1. Согласно схеме размещения торговые места на рынке должны иметь номера, указываемые при заключении договора о предоставлении торгового места.
Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
15.2. Площадь торгового места определяется управляющей рынком компанией. Минимальный размер торгового места составляет 1 квадратный метр.
15.3. Торговое место должно быть оборудовано в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, Правил продажи отдельных видов товаров.
15.4. Торговое место должно быть оборудовано:
а) при продаже продовольственных товаров:
подтоварниками для хранения товаров;
торговым инвентарем (разделочные доски, ножи, вилки, совки, емкости, лотки и иной инвентарь);
холодильным оборудованием (по необходимости);
б) при продаже непродовольственных товаров: оборудованием для
демонстрации товаров (вешалка, стойки, кронштейны и иное оборудование);
допускается оборудование отдельно стоящих примерочных кабин с зеркалами, оснащенных банкетками или скамейками, подставками. При этом услуги по примерке изделий оказываются покупателям бесплатно.
15.5. Торговое оборудование, инвентарь, посуда, тара, упаковочные материалы должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
15.6. Торговые места, расположенные на открытой территории, должны быть оборудованы навесом от солнца, осадков.
15.7. При организации торгового места для продажи весовых товаров необходимо наличие исправного весоизмерительного оборудования, прошедшего поверку в установленном порядке в органах государственной метрологической службы и имеющего оттиски поверительных клейм.
Весы и другие измерительные приборы (гири, мерные емкости, метры и др.) должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определения стоимости и отпуска товара.
При взвешивании товара запрещается использовать бытовые весоизмерительные приборы.
15.8. Необходимая и достоверная информация о товаре и его изготовителе, в том числе инструкция по применению и использованию импортных товаров, должны быть предоставлены покупателю в наглядной и доступной форме на русском языке.
15.9. Продавец, осуществляющий продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) на рынке, должен иметь на торговом месте:
пакет документов согласно подпунктам 16.1, 16.2 и 16.3 настоящих Правил;
журнал учета мероприятий по контролю;
единообразные и четко оформленные ценники на товары;
санитарную одежду (при реализации продовольственных товаров);
личную нагрудную карточку.
16. Требования к продавцам, осуществляющим торговлю на рынке
16.1. Обязанности продавца:
предъявлять по требованию администрации рынка, органов государственного контроля (надзора) и правоохранительных органов следующие документы:
карточка продавца и документ, подтверждающий личность;
свидетельство о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или документ, подтверждающий трудовые или гражданско-правовые отношения (приказ о приеме на работу, трудовой договор и т.п.) лица, осуществляющего торговлю на рынке, с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (владельцем товара);
информация о номере и сроке действия лицензии, а также органе, ее выдавшем (если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством);
личная медицинская книжка установленного образца (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);
документ, подтверждающий оплату торгового места, или договор о предоставлении торгового места;
документы, подтверждающие качество и безопасность товаров промышленного производства, и заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продукцию животного и (или) растительного происхождения непромышленного изготовления;
товаросопроводительные документы (накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, счет или счет-фактура) или таможенная декларация (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей);
карточка регистрации контрольно-кассовой техники в случае осуществления торговли с обязательным применением контрольно-кассовой техники;
информация о товарах на русском языке;
ценники на товары, оформленные в установленном порядке;
соблюдать Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", санитарные правила и нормы, правила противопожарной безопасности, другие законодательные акты Российской Федерации и Оренбургской области, а также настоящие Правила;
осуществлять денежные расчеты с покупателями за товары с применением контрольно-кассовой техники и выдачей кассового чека, за исключением предусмотренных законодательством случаев;
при продаже непродовольственных товаров в случаях, установленных Правилами продажи отдельных видов товаров, выдавать товарный чек;
предъявлять по требованию покупателей документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции, в том числе сертификаты соответствия;
своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (выполнение работ, оказание услуг) информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;
содержать торговое место в соответствии с санитарными нормами и правилами, правилами техники безопасности;
не допускать хранение и продажу на торговом месте товаров, находящихся в незаконном обороте.
16.2. Продавец, осуществляющий торговлю сельскохозяйственной продукцией собственного производства, а также дикорастущими грибами и ягодами, обязан предъявлять по требованию управляющей рынком компании (администрации рынка), органов государственного контроля (надзора) и правоохранительных органов:
документ, удостоверяющий личность;
заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы о безопасности реализуемой продукции животноводства и растениеводства;
документ о владении (пользовании) земельным (садовым, огородным) участком (при реализации продукции растениеводства) и справку о наличии подсобного хозяйства с указанием вида и количества животных и птицы (при реализации продукции животноводства);
квитанцию об оплате торгового места;
личную медицинскую книжку (лица, торгующие молоком и молокопродуктами, медом, мясопродуктами и т.п.).
16.3. Продавцы, осуществляющие продажу непродовольственных товаров промышленного производства, ранее приобретенных для личного пользования или бывших в употреблении, а также кустарного производства, при осуществлении торговли должны иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и квитанцию об оплате торгового места.
16.4. Документы, перечисленные в подпунктах 16.1, 16.2 и 16.3 настоящих Правил, находятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию управляющей рынком компании (администрации рынка) и контролирующих (надзорных) органов.
Управляющая рынком компания (администрация рынка) в течение рабочего дня осуществляет оперативный контроль за наличием у продавцов требуемых документов. Отсутствие перечисленных документов влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
VII. Заключительные положения
17. Контроль за работой рынков
17.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется в пределах своей компетенции: контрольными и надзорными органами, уполномоченными органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, управляющей рынком компанией и общественными объединениями потребителей, зарегистрированными в установленном порядке.
17.2. Представители контрольных и надзорных органов проводят проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
17.3. По результату проверки оформляется акт (протокол) и производится запись в журнал учета мероприятий по контролю в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
17.4. Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной действующим законодательством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, и требований, определенных договором о предоставлении торгового места и регламентом рынка.
17.5. Управляющая рынком компания несет ответственность за непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений и обязана оказывать содействие представителям контрольных (надзорных) органов в ходе проверок.
18. Основания для приостановления деятельности
управляющей рынком компании
18.1. Деятельность управляющей рынком компании может быть приостановлена при наличии следующих нарушений, подтвержденных соответствующими документами, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации:
осуществление градостроительной деятельности с нарушением действующего законодательства о градостроительстве Российской Федерации;
нарушение санитарного и ветеринарного законодательства при организации и эксплуатации рынка;
нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынка, экологических требований;
несоблюдение требований противопожарной безопасности;
иные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
18.2. Основанием для приостановления деятельности управляющей рынком компании является решение суда об административном приостановлении деятельности управляющей рынком компании.
18.3. Функционирование рынка возобновляется после полного устранения допущенных нарушений, повлекших за собой административное приостановление.
19. Прекращение деятельности рынка
Деятельность рынка прекращается:
при прекращении договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством;
при досрочном расторжении договора аренды земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке по инициативе одной из сторон;
в случае изъятия земельного участка, выделенного под размещение рынка, для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Оренбургской области;
при аннулировании разрешения на право организации рынка на основании решения суда;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.