Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 ноября 2010 г. N 852-п в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 20 августа 2007 г. N 296-п
Областная целевая программа
"Совершенствование организации питания учащихся
в общеобразовательных учреждениях области
на 2008 - 2010 годы"
(далее - Программа)
21 ноября 2008 г., 16 октября 2009 г., 26 ноября 2010 г.
Паспорт Программы
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации "Об образовании"; протокольное решение заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24 апреля 2007 года N 18; Закон Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1664/271-III-ОЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования"; распоряжение Губернатора Оренбургской области от 13.07.2007 N 339-р "О разработке областной целевой программы "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области на 2008 - 2010 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Оренбургской области |
Основной разработчик Программы |
министерство образования Оренбургской области |
Исполнители Программы |
министерство образования Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство социального развития Оренбургской области, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения области |
Основные цели Программы |
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение качества питания учащихся общеобразовательных учреждений области |
Основные задачи Программы |
оснащение предприятий школьного питания, школьных столовых современным технологическим оборудованием; совершенствование и повышение эффективности системы организации школьного питания; обеспечение условий для организации безопасного и качественного питания учащихся общеобразовательных учреждений области, в том числе улучшение рациона школьного питания, расширение ассортимента продуктов питания; обеспечение детей и подростков питанием в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями в пищевых веществах и энергии; апробация новых форм организации школьного питания; совершенствование профессионально-кадрового состава работников школьных пищеблоков и предприятий, осуществляющих питание учащихся |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2010 годы |
Основные направления осуществления мероприятий Программы |
развитие материально-технической базы предприятий школьного питания; обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания; улучшение профессионально-кадрового состава работников школьных пищеблоков, предприятий школьного питания; формирование конкурсной системы выявления лидеров организации школьного питания; формирование культуры школьного питания |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 1010103 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - 350206 тыс. рублей; в 2009 году - 333490 тыс. рублей; в 2010 году - 326407 тыс. рублей. Финансирование осуществляется в пределах средств, выделяемых исполнителям Программы на очередной финансовый год. Программа открыта для дополнительного финансирования из внебюджетных источников общеобразовательных учреждений, бюджетов муниципальных образований, спонсорских средств. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
министерство образования Оренбургской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1) укрепление материально-технической базы школьного питания за счет: внедрения новых форм организации школьного питания в муниципальных образованиях области; увеличения удельного веса столовых полного цикла и столовых-доготовочных ежегодно на 9 процентов; увеличения удельного веса школьных столовых, обеспеченных специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт, до 50 процентов; 2) организация качественного и сбалансированного питания за счет: обеспечения охвата учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием до 95 процентов; щадящим питанием - до 60 процентов; "С"-витаминизацией - до 100 процентов; увеличения удельного веса общеобразовательных учреждений, заготавливающих сельскохозяйственную продукцию, до 80 процентов и сельскохозяйственных предприятий, участвующих в поставке продуктов питания в школьные столовые, - до 85 процентов; увеличения удельного веса муниципальных образований, проводящих конкурсный отбор предприятий, обеспечивающих поставки пищевых продуктов в школьные столовые, до 100 процентов; 3) привлечение квалифицированных профессиональных работников в школьные пищеблоки предприятий школьного питания за счет: создания системы повышения квалификации и переподготовки педагогических, медицинских работников, работников пищеблоков, охватывающей ежегодно до 90 процентов специалистов различными формами обучения; создания сети опорных базовых предприятий школьного питания в муниципальных образованиях, вмещающих до 20 процентов объектов школьного питания (комбинаты школьного питания, школьнобазовые столовые), осуществляющих организованное питание школьников; увеличения удельного веса поваров школьных столовых, имеющих специальное образование, до 80 процентов; увеличения удельного веса муниципальных образований, имеющих технологов школьного питания, до 60 процентов; увеличения удельного веса общеобразовательных учреждений, участвующих в конкурсном движении по выявлению лидеров в организации школьного питания, до 40 процентов; увеличения количества предприятий общественного питания, участвующих в конкурсном движении по выявлению лидеров в организации школьного питания, до 30 процентов; 4) совершенствование системы просветительской работы в общеобразовательных учреждениях о организации рационального питания за счет: увеличения удельного веса педагогов, учащихся, родителей (законных представителей), участвующих в деятельности по формированию культуры школьного питания, до 65 процентов; вовлечения общеобразовательных учреждений в работу по созданию на школьных сайтах в сети Интернет страниц, освещающих проблемы школьного питания, до 40 процентов; увеличения удельного веса муниципальных образований, имеющих общеобразовательные учреждения, реализующие программы по формированию здорового образа жизни, до 40 процентов; создания в десяти муниципальных образованиях методических центров, работающих по проблеме организации школьного питания. |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В 44 муниципальных образованиях Оренбургской области функционируют 1324 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 236,1 тыс. учащихся, из них городских школ - 217, в них обучаются 120,6 тыс. учащихся, сельских школ - 1107, в них обучаются 115,5 тыс. учащихся.
Сеть предприятий школьного питания представлена 1078 объектами, в их числе 1034 школьных столовых, 44 столовых акционерных обществ, общепитов. В общеобразовательных учреждениях функционируют 424 буфета. Это позволяет организовать питание учащихся общеобразовательных учреждений области в следующих формах:
903 столовые, работающие на сырье (с полным циклом);
65 столовых-доготовочных, реализующих готовые завтраки (обеды), а также полуфабрикаты;
110 буфетов-раздаточных.
В организации горячего питания учащихся принимают участие 6 комбинатов школьного питания, 1 школьно-базовая столовая, 17 предприятий общественного питания.
Продукты питания в основном завозятся в школьные столовые централизованно специализированным транспортом комбинатов школьного питания, предприятий общественного питания, акционерных обществ, частных предпринимателей, закрепленных за конкретными общеобразовательными учреждениями.
В области только 134 школы (13 процентов от общего числа школьных столовых) имеют специализированный транспорт для доставки пищевых продуктов.
На основании Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1664/271-III-ОЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" с 1 января 2005 года размер компенсационной выплаты на питание установлен в размере 3 рублей в день (с учетом уральского коэффициента - 3 рубля 45 копеек) на одного учащегося общеобразовательного учреждения за счет средств местных бюджетов.
Введение вышеуказанного закона дало позитивные результаты в организации питания школьников. Охват горячим питанием учащихся увеличился по области с 77,0 процента в 2004 году до 80,7 процента в 2007 году.
На 15 января 2007 года процент охвата учащихся 1 - 11 классов всеми видами питания (горячее питание и буфетная продукция) составляет 99,5 процента, из них горячим питанием - 80,7 процента. В целом по области охвачены горячим питанием 92,7 процента учащихся 1 - 4 классов, 77,0 процента - учащихся 5 - 9 классов, 64,4 процента учащихся 10 - 11 классов.
Однако то, что 19,3 процента школьников не охвачены горячим питанием, только 21,7 процента (4937 детей) учащихся получают щадящее питание с учетом аспектов состояния их здоровья, свидетельствует о том, что ситуация с его организацией остается непростой.
Высокие цены на продукты питания и незначительные размеры компенсационных выплат на удешевление стоимости питания не позволяют обеспечить всех школьников области полноценными горячими завтраками (обедами).
Особенно остро этот вопрос стоит в городских школах, в которых нет возможности выращивать сельскохозяйственную продукцию (картофель, капусту, свеклу, морковь и другие овощи) для удешевления стоимости питания. Руководители городских школ используют помощь родителей и спонсоров.
Сельские школы для улучшения питания учащихся используют средства, заработанные ученическими производственными бригадами (в текущем учебном году в области функционирует 201 ученическая производственная бригада), помощь родителей, акционерных обществ, колхозов, получая продукты (мясо, масло, молоко, крупы) по себестоимости без торговых наценок.
За 344 сельскими школами закреплены земельные наделы общей площадью около 13 тыс. гектаров.
Выращивают овощи 67,2 процента школ области, имеющих столовые.
Осуществляют заготовку шиповника, ягод и фруктов для витаминизации пищи 50,0 процента общеобразовательных учреждений.
Осуществляют витаминизацию готовых блюд аскорбиновой кислотой 51,0 процента школьных пищеблоков.
Используют в питании учащихся продукты, обогащенные витаминами, микронутриентами и бифидобактериями, 44,0 процента пищеблоков.
В то же время примерное утвержденное меню практически не выполняется. Коррекция меню не проводится. Ассортимент реализуемых блюд однообразный. Занижено в питании детей потребление рыбы, сыра, творога, яиц, мясных и молочных продуктов.
Несбалансированное и несвоевременное питание школьников отражается на их здоровье.
По данным министерства здравоохранения Оренбургской области и министерства социального развития Оренбургской области в динамике за 2003 - 2006 годы отмечен устойчивый рост первичной заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 11 процентов и подростков 15 - 17 лет - на 15,8 процента.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом показатель общей заболеваемости болезнями органов пищеварения возрос у детей на 1,8 процента (с 132,96 до 135,44 на 1000 детей), у подростков 15 - 17 лет - на 8,0 процента (с 154,83 до 167,27 на 1000 подростков).
По сравнению с 2005 годом отмечен рост числа детей с болезнями поджелудочной железы на 41,8 процента, с функциональными расстройствами желудка - на 12,5 процента, с ожирением - на 12,2 процента. Среди подростков возросла заболеваемость гастритами и дуоденитами на 16,5 процента, болезнями поджелудочной железы - на 13,8 процента, с функциональными расстройствами желудка - на 12,7 процента, болезнями желчного пузыря - на 10,9 процента, сахарным диабетом - на 15,1 процента.
Основными проблемами при организации питания школьников общеобразовательных учреждений остаются недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база пищеблоков, низкая квалификация персонала пищеблоков.
Устаревшее технологическое оборудование школьных пищеблоков в основном ремонту не подлежит, в том числе и по причине отсутствия запасных частей к ним.
Изношенность имеющегося холодильного и технологического оборудования пищеблоков школьных столовых составляет около 80 процентов, столовой мебели - 55,7 процента.
Школьные столовые, работающие на сырье, не оснащены полным комплектом оборудования, необходимого для приготовления пищи, столовые-доготовочные не обеспечены полуфабрикатами.
В настоящее время оснащение школьных пищеблоков технологическим оборудованием и столовой мебелью осуществляется в области в рамках областной целевой программы "Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области" на 2006 - 2008 годы. Так, например, в 2008 году на обеспечение мероприятий Программы запланировано направить 3,9 млн. рублей.
Требуют капитального ремонта 3,3 процента школьных пищеблоков, 7,3 процента пищеблоков не имеют централизованного водоснабжения, 65,0 процента - централизованного горячего водоснабжения, 4,4 процента пищеблоков общеобразовательных учреждений - достаточного количества технологического и холодильного оборудования.
Уровень профессиональной подготовки поваров остается недостаточным. В целом по области укомплектованность школьных пищеблоков поварами со специальным образованием составляет 58,0 процента.
Одной из причин этого является низкая заработная плата работников, обеспечивающих организацию школьного питания, при высокой производственной загруженности отдельных пищеблоков.
На сегодня только в 18 территориях области, что составляет 41,0 процента от общего числа территорий, имеют технологов.
По данным департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации (протокольное решение заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Образование" при Совете при Президенте Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 3), в 2008 году вступит в действие новое направление приоритетного национального проекта "Образование", "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях".
Конкурс предполагает отбор семи регионов во всех федеральных округах для отработки современных форм школьного питания (участвовать будут более 20 регионов). Победивший регион получит до 70 млн. рублей на приобретение технологического оборудования и дотации на питание малообеспеченных детей. В регионе будет создана пилотная площадка на базе крупного города (с населением более 300 тыс. человек) и прилегающего к нему сельского района или пригородов. Обязательное условие - 100-процентный охват детей горячим питанием.
Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода исполнительных и законодательных органов, различных государственных и негосударственных учреждений, организаций, в том числе спонсоров и родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных учреждений. Необходимо усилить контроль за качеством, экологической и санитарной безопасностью продуктов для школьного питания, определить источники получения относительно недорогих продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для школьного питания, создать на предприятиях школьного питания современную материально-техническую базу, позволяющую освоить новые технологии пищевого производства, формы и методы обслуживания учащихся, привлечь в эту сферу деятельности субъекты малого предпринимательства через проведение тендеров на предоставление услуг по школьному питанию, создать территориальные опорные базовые предприятия школьного питания для подготовки кадров, позволяющие усилить практическую направленность переподготовки работников пищеблоков школьных столовых.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение качества питания учащихся общеобразовательных учреждений области.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
оснащение предприятий школьного питания, школьных столовых современным технологическим оборудованием;
совершенствование и повышение эффективности системы организации школьного питания;
обеспечение высокого качества и безопасности питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области, в том числе улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу), расширение ассортимента продуктов питания;
обеспечение детей и подростков питанием в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями в пищевых веществах и энергии;
улучшение профессионально-кадрового состава работников школьных пищеблоков и предприятий, осуществляющих питание учащихся.
III. Система мероприятий Программы
Для достижения целей и решения задач Программы предусматривается осуществление мероприятий по следующим основным направлениям:
развитие материально-технической базы школьных пищеблоков;
обеспечение качественного сбалансированного питания школьников с учетом их потребности в энергии, питательных веществах и микронутриентах;
улучшение профессионально-кадрового состава работников школьных пищеблоков, комбинатов школьного питания;
формирование у учащихся культуры здорового питания.
IV. Механизм реализации Программы
Для реализации мероприятий Программы планируется создание на уровне области межведомственного совета (министерство образования Оренбургской области, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство социального развития Оренбургской области, министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области) по организации школьного питания, на муниципальном уровне - межведомственных координационных советов (органы местного самоуправления) по организации школьного питания с целью:
разработки методических рекомендаций и программ повышения квалификации специалистов, обеспечивающих школьное питание;
проведения мониторинга школьного питания по вопросам финансирования организации школьного питания, охвата учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием, состояния сети школьных пищеблоков, способах организации школьного питания, обеспечения оборудованием и мебелью пищеблоков школьных столовых;
проведения семинаров-совещаний по проблеме "Школьное питание - доступность, качество, организация" для специалистов, обеспечивающих питание учащихся в общеобразовательных учреждениях;
организации проведения ежегодных конкурсов на закупку и поставку современного технологического и холодильного оборудования, продуктов питания министерством образования Оренбургской области совместно с заинтересованными организациями.
Ежегодно определять в бюджетной заявке, направляемой в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, министерство финансов Оренбургской области, средства, выделяемые из областного бюджета.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования на выполнение мероприятий Программы на 2008 - 2010 годы в ценах 2007 года составляет 1010103 тыс. рублей.
Источниками финансирования являются средства областного бюджета.
Расходы на финансирование Программы ежегодно корректируются с учетом индекса цен и включаются в закон об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
укрепить материально-техническую базу школьных пищеблоков и предприятий школьного питания в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений;
улучшить качество питания школьников, обеспечить его безопасность и рациональную сбалансированность;
создать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей, нормального роста и развития учащихся;
формировать у школьников культуру питания и чувство ответственности за свое здоровье;
предоставить горячее питание всем учащимся общеобразовательных учреждений.
VII. Организация управления и система контроля
за исполнением Программы
Министерство образования Оренбургской области осуществляет управление и контроль за ходом реализации Программы, организацию размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Оренбургской области и заключение государственных контрактов в ходе реализации мероприятий Программы.
Результаты выполнения Программы рассматриваются на заседаниях Правительства Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.