Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 15 февраля 2008 г. N 62-пп
Концепция
демографической политики Оренбургской области
на период до 2025 года
I. Общие положения
Концепция демографической политики Оренбургской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", законами Оренбургской области и другими нормативными правовыми актами, регулирующими демографические процессы.
Демографическая политика является составной частью социальной политики Оренбуржья, рассчитана на долгосрочную перспективу, представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер социально-экономического, правового и профилактического характера, направленных на улучшение демографической ситуации в области, в том числе на сохранение и укрепление семьи, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование внутренней и внешней миграции.
В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым мероприятия, предусмотренные Концепцией, могут осуществляться как на государственной, государственно-общественной, так и на общественной основе. При реализации Концепции используются институты социального партнерства.
Объектом демографической политики является население, субъектами - органы исполнительной и законодательной власти Оренбургской области, работодатели, общественные объединения, региональные отделения политических партий, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи и улучшение демографической ситуации в области.
II. Современная демографическая ситуация в Оренбургской области
На демографическую ситуацию влияют факторы, которые требуют особых подходов как в экономической, так и в социальной политике: значительная площадь области (124 тыс. кв. км), низкая плотность населения (17,3 жителя на 1 кв. км), высокий удельный вес сельского населения (42 процента) резко континентальный климат, большая протяженность границы с Республикой Казахстан (1876 км) и многонациональность населения (119 национальностей).
Область, активно используя свою специфику богатого природными ресурсами региона с протяженной внешней границей и развитой транспортной и производственной инфраструктурой, обеспечивает собственное экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
В Оренбуржье за 2000 - 2007 годы:
увеличился валовый региональный продукт на 78,5 процента и составил 340 млрд. рублей;
выросли объемы производства промышленной продукции в 2 раза;
увеличились реальные располагаемые денежные доходы населения в 2 раза;
увеличился объем оборота розничной торговли в 2,8 раза;
среднемесячная заработная плата в области в 2007 году возросла на 24,6 процента, в сельском хозяйстве - на 58,6 процента.
Сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 42,1 процента в 2000 году (Российская Федерация - 29 процентов) до 19 процентов в 2007 году (Российская Федерация - 16 процентов).
Численность населения в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007 составила 2125,3 тыс. человек, в том числе городского - 1220,6 тыс. человек (57,4 процента), сельского населения - 904,7 тыс. человек (42,6 процента).
С 1999 года по 2002 год (по данным переписи населения 2002 года) население области уменьшилось на 43,5 тыс. человек (в среднем за год на 10,9 тыс. человек).
Сокращение численности населения в последние годы происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся), а также миграционного снижения, которое наблюдается в области с 2001 года.
За 2007 год естественная убыль уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 36 процентов. Естественный прирост населения наблюдается в 14 территориях области: г. Новотроицке, Адамовском, Акбулакском, Александровском, Беляевском, Домбаровском, Красногвардейском, Оренбургском, Ташлинском, Сакмарском, Соль-Илецком, Тоцком, Первомайском и Ясненском районах.
Уровень рождаемости в Оренбуржье за период 1990 - 2006 годы уменьшился с 15,5 до 10,9 родившихся на 1000 человек населения. Сокращение рождаемости было характерно как для городской (с 14,1 до 10,6 на 1000 человек населения), так и для сельской местности (с 17,9 до 11,4 на 1000 человек населения), (Российская Федерация - 10,4, Приволжский федеральный округ - 10,1).
В результате этого суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период) все минувшие семнадцать лет имел тенденцию к снижению.
В 2006 году данный показатель составил 1,36 рождения на одну женщину (1990 г. - 2,2 ребенка, 2003 г. - 1,4), в городской местности - 1,2 ребенка, в сельской местности - 1,7. Для простого воспроизводства (замещение поколений родителей их детьми) этот показатель должен составлять не менее 2,14 - 2,15 ребенка.
За 2007 год по сравнению с 2006 годом в области родилось на 2500 детей больше.
Вместе с тем состояние здоровья женщин и детей по-прежнему вызывает тревогу. По итогам всероссийской диспансеризации в области определены здоровыми лишь 32,1 процента детей, 51,7 процента - имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний, 16,2 процента детей - хронические заболевания.
Напряженной остается ситуация в сфере репродуктивного здоровья женщин. Несмотря на сокращение числа абортов, велика доля прерывания первой беременности и, как следствие, возникновение бесплодия, коэффициент которого в два раза выше среднероссийского показателя.
Остается актуальной проблема распространения социально опасных заболеваний: туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, алкоголизма. Вместе с тем в области снижается распространенность и заболеваемость алкоголизмом среди детей и подростков (2001 г. - 1,5 на 10 тысяч подросткового населения, 2006 г. - 0,6 на 10 тысяч подросткового населения). По-прежнему высока угроза заболеваемости наркоманией, особенно в возрастной группе 11 - 14 лет.
Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия изменениями структуры семьи, снижением ее роли в обществе.
Из общего количества семей, проживающих в области, 41,3 процента имеют детей в возрасте до 18 лет. Значительно выросла доля семей с одним ребенком. На 44,7 процента снизилась численность многодетных семей - с 19,2 тысячи в 2000 году до 10,6 тысячи в 2007 году.
Наряду с высоким уровнем разводов типичным явлением становится совместное проживание без регистрации брака. Доля таких семей составляет 12 - 14 процентов. Значительно количество неполных семей (около 41,6 тысячи), в которых воспитываются более 55,5 тыс. детей.
Число детей-инвалидов в Оренбургской области составляет 9,1 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами 1700 - 1800 детей.
Безработица осложняет положение малообеспеченных семей. В Оренбургской области зарегистрировано 6,8 тыс. семей безработных родителей, в которых воспитываются 10,1 тыс. детей.
Сохраняется высокий уровень семей с моральным неблагополучием - 4,7 тыс. семей, 4,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Оренбургской области около 10,9 тысячи таких детей, из них около 85 процентов охвачены семейными формами жизнеустройства, 3,2 тысячи находятся в интернатных учреждениях, в том числе 1,6 тыс. детей - дети-сироты. Около 1,0 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах.
Если уровень рождаемости в области за 17 лет (с 1990 по 2006 годы) уменьшился на 29,7 процента, то уровень смертности увеличился на 52,6 процента, в том числе уровень смертности женщин - на 37 процентов, а мужчин - в 1,7 раза.
Одна из наиболее злободневных проблем сегодня - смертность в трудоспособном возрасте. По сравнению с 1990 годом уровень смертности в этой возрастной категории увеличился в области в 1,5 раза.
В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте - несчастные случаи, отравления и травмы (38,3 процента), на втором - болезни системы кровообращения (28,3 процента), на третьем - новообразования (11,3 процента).
Ежегодные потери населения данного возраста за последние 5 лет составляли 29 - 32 процента от общего числа умерших (в 1990 году - 25 процентов). Причем подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (в 2006 году - 79,9 процента) - мужчины, уровень смертности которых в 3,9 раза превышает женскую.
За 2007 год по сравнению с 2006 годом уровень смертности населения области снизился на 1,4 процента и составил 14,6 умерших на 1000 человек населения против 14,8.
Продолжается снижение младенческой смертности. За последние 17 лет самый высокий показатель младенческой смертности наблюдался в 1993 году (20 из каждой 1000 новорожденных не дожили до 1 года). Наименьший показатель в 2007 году - 9,0 на 1000 родившихся живыми. По сравнению с 2006 годом уровень младенческой смертности снизился на 21 процент.
Структура младенческой смертности аналогична общероссийским показателям: первое место принадлежит отдельным состояниям, возникшим в перинатальном периоде, второе - врожденным аномалиям. На третье место впервые в 2007 году вышла смертность детей первого года жизни от внешних причин, которые являются социально значимыми.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения.
В 2006 году показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении составлял 66,2 года (2005 г. - 65 лет), в том числе у мужчин - 59,9 (2005 г. - 58,7), у женщин - 73,0 (2005 г. - 72,0). Данный показатель был ниже у мужчин на 0,5 года, у женщин - на 0,2 года, чем в среднем по России.
Одним из важных компонентов, влияющих на демографическую ситуацию в области, являются миграционные процессы.
В 1994 году наблюдался наибольший миграционный прирост (24,2 тыс. человек). С 1998 года до 2001 года в области наблюдается миграционное снижение.
В 2006 году миграционная убыль населения заметно увеличилась и составила 4,2 тыс. человек (в 2005 году - 4,3 тыс. человек).
После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Оренбургской области не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.
В последние годы благодаря целенаправленной деятельности по развитию социально-трудовой сферы, мерам по предотвращению преждевременной смертности населения наблюдается постепенное увеличение уровня рождаемости, снижение показателей смертности, сокращение естественной убыли, некоторое увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.
III. Цели, принципы и задачи демографической политики
Оренбургской области
Стратегической целью демографической политики является создание условий для устойчивого демографического развития Оренбургской области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирования предпосылок последующего демографического роста:
стабилизация численности населения и создание условий для ее роста к 2025 году до 2,5 млн. человек;
укрепление института семьи;
повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности к 2025 году - до 75 лет, в том числе здоровой и активной жизни.
Достижение этой цели потребует решения задач динамичного развития экономики, обеспечивающих рост благосостояния населения, развитие социальной инфраструктуры, доступности жилья, гарантий трудоустройства, улучшения экологической ситуации.
Основные принципы демографической политики:
единство целей федеральной и региональной демографической политики;
комплексность решения демографических задач;
концентрация на приоритетах: выбор по каждому направлению демографического развития наиболее острых проблем и выработка эффективных механизмов их решения;
консолидация действий исполнительных и законодательных органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных и гражданских институтов;
адресность проводимой демографической политики;
учет местных демографических особенностей при разработке и реализации муниципальных демографических программ;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период.
Основные задачи демографической политики:
увеличение продолжительности жизни населения, обеспечение охраны здоровья граждан, предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности;
сохранение и укрепление репродуктивного потенциала населения, здоровья будущих мам и новорожденных;
создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей; повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей, поощрение успешной семьи, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций;
развитие системы адресной поддержки социально-неблагополучных семей, создающей условия для самореализации;
реализация мер в области миграционной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, нацеленной на возмещение естественной убыли постоянного населения Оренбургской области миграционным приростом, при этом всецело и в первоочередном порядке учитывающей интересы коренных жителей области.
IV. Основные направления демографической политики
Оренбургской области
Демографическая политика области предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
а) в области сохранения здоровья населения, создания условий для укрепления здоровья, снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни населения:
повышение доступности и качества медицинской помощи для всех категорий населения, включая специализированную помощь, особенно для жителей сельской местности;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;
развитие системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
реализация мер первичной и вторичной профилактики заболеваний, в том числе диспансерных и реабилитационных мероприятий;
развитие системы экстренной неотложной помощи больным, в том числе страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями;
повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование технологий и подходов к профилактике табакокурения, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;
совершенствование моделей межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики и реабилитации больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, наркомании;
развитие системы управления профессиональными рисками на основе их выявления, оценки, контроля и информирования работников о соответствующих рисках, улучшение условий труда за счет экономической мотивации работодателей;
проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки и ослаблению вредных средовых воздействий на здоровье людей, усиление государственного контроля качества продовольствия, питьевой воды, состояния окружающей природной среды;
повышение качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, направленной на сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;
разработка социальной рекламы, медико-просветительских программ, информационных проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности;
развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом в учреждениях дошкольного, общего среднего, начального и среднего профессионального образования;
создание условий для занятий физической культурой и спортом по местожительству, в том числе путем создания экономически и территориально доступных спортивных площадок и залов;
обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений с учетом состояния здоровья обучающихся;
б) в области сохранения здоровья будущих мам, новорожденных, детей и подростков:
дальнейшее развитие перинатальной службы области, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным;
внедрение новых диагностических и репродуктивных технологий, укрепление службы планирования семьи и медико-генетической помощи населению;
проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем;
обеспечение специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью детей: развитие детской кардиохирургии, внедрение современных технологий в работу детского онкологического центра и других государственных учреждений здравоохранения;
развитие системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включая высокотехнологичное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, разработку и выпуск специального оборудования и мебели;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;
организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;
развитие системы социальной поддержки беременных женщин и матерей с новорожденными детьми;
реализация программы дополнительного питания и обеспечения витаминно-минеральными комплексами беременных и кормящих женщин;
реализация программы бесплатного обеспечения детей первых трех лет жизни специальными молочными и сухими продуктами детского питания; обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, тяжелыми формами пищевой непереносимости, лечебным питанием;
в) в области обеспечения условий, способствующих укреплению семьи и рождению детей, создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи:
обеспечение доступности жилья для каждой семьи, в первую очередь для молодых и многодетных семей за счет развития ипотечного кредитования, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
обеспечение роста благосостояния населения путем создания государственных гарантий занятости для трудоспособных членов семьи, в том числе для работников из семей, нуждающихся в социальной защите, одиноких, многодетных родителей, а также беременных женщин, инвалидов, пенсионеров; стимулирование создания для них специальных рабочих мест; сокращения безработицы, гарантированной оплаты труда работающему населению;
поддержка индивидуальной трудовой деятельности, личных подсобных хозяйств, семейного предпринимательства и фермерства;
повышение конкурентоспособности и востребованности женщин на рынке труда;
формирование в городской и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, на основе соблюдения соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для сохранения традиций и особенностей развития многонационального населения области;
обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, повышение качества их услуг;
развитие дополнительных образовательных услуг;
обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей, подростков и молодежи, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений детьми, учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентами средних специальных и высших учебных заведений, воспитанниками детских специализированных и интернатных учреждений;
повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование алиментных правоотношений;
совершенствование региональной системы сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе ранней профилактики семейного неблагополучия;
развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе негосударственных, прежде всего, в сельской местности, повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг;
создание специализированной системы защиты прав детей, правового просвещения детей и подростков, включая развитие института уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области, внедрение в работу исполнительной власти и судебных органов системы ювенальных технологий, профилактики правонарушений, социальной реабилитации и адаптации в обществе несовершеннолетних правонарушителей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
развитие единой межведомственной системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях различных ведомств, с последующей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.