Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 22 апреля 2008 г. N 163-пп
Областная целевая программа
на 2008-2011 годы
Паспорт
областной целевой программы "Безопасность образовательного
учреждения" на 2008-2011 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Безопас-
ность образовательного учреждения" на
2008-2011 годы (далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение Губернатора Оренбургской
Программы области от 12.12.2007 N 610-р "О со-
здании рабочей группы по разработке
областной целевой программы "Безопас-
ность образовательного учреждения" на
2008-2011 годы"
Государственный заказчик - министерство образования Оренбургской
Программы области
Основные разработчики - министерство образования Оренбургской
Программы области во взаимодействии с Главным
управлением МЧС России по Оренбургс-
кой области
Исполнители Программы - министерство образования Оренбургской
области, Главное управление МЧС Рос-
сии по Оренбургской области, органы
местного самоуправления Оренбургской
области, территориальные органы
управления образованием
Цели Программы - реализация первоочередных неотложных
мероприятий по обеспечению безопасной
жизнедеятельности участников образо-
вательного процесса, создание необхо-
димых условий для укрепления и повы-
шения уровня пожарной безопасности,
укрепление материально-технической
базы, уменьшение гибели, травматизма,
а также размера материальных потерь.
Задачи Программы - совершенствование нормативно-правовой
базы, методического обеспечения в
сфере безопасности учреждений, про-
филактической работы по предупрежде-
нию пожаров, аварийных ситуаций, кад-
ровое и материально-техническое
укрепление образовательных учреждений
Важнейшие целевые - укрупненные индикаторы и показатели
индикаторы и показатели по годам реализации Программы:
реализации Программы годовой объем финансирования противо-
пожарных мероприятий образовательных
учреждений области:
130 574 тыс. рублей - 2008 г.*);
134 110 тыс. рублей - 2009 г.;
125 150 тыс. рублей - 2010 г.;
126 040 тыс. рублей - 2011 г.;
годовой объем финансирования модерни-
зации систем внутреннего и внешнего
электроснабжения образовательных
учреждений области:
25 030 тыс. рублей - 2008 г.;
11 510 тыс. рублей - 2009 г.;
22 340 тыс. рублей - 2010 г.;
86 010 тыс. рублей - 2011 г.;
объем финансирования мероприятий, по-
вышающих огнестойкость деревянных
конструкций зданий, сооружений ОУ:
140 тыс. рублей - 2008 г.;
620 тыс. рублей - 2009 г.;
24 900 тыс. рублей - 2010 г.;
400 тыс. рублей - 2011 г.;
объем финансирования мероприятий для
поддержки в исправном состоянии тех-
нических средств безопасности:
50 тыс. рублей - 2008 г.;
7 850 тыс. рублей - 2009 г.;
1 570 тыс. рублей - 2010 г.;
26 600 тыс. рублей - 2011 г.;
доведение уровня оснащенности общеоб-
разовательных школ системами АПС и
СОЛ к 2010 году до 100,0 процента;
оснащение к 2011 году 369 общеобразо-
вательных школ системами видеонаблю-
дения
Сроки и этапы реализации - 2008-2011 годы:
Программы I этап - 2008-2010 годы;
II этап - 2010-2011 годы.
В 2008 году средства областного бюд-
жета направляются преимущественно на
проведение мероприятий по укреплению
пожарной безопасности областных обра-
зовательных учреждений, финансиру-
емых за счет областного бюджета, и
оснащение опорных средних общеобразо-
вательных школ области АПС за счет
средств межбюджетных субсидий.
В течение 2008-2010 годов АПС и СОЛ
будут оборудованы во всех средних,
основных и начальных школах области.
В 2010-2011 годах средства областного
бюджета направляются на выполнение
других противопожарных мероприятий в
муниципальных образовательных учреж-
дениях: огнезащитную обработку дере-
вянных конструкций зданий, ремонт по-
жарных водоемов, замену и ремонт
электросетей
Объемы и источники - общий объем финансирования меропри-
финансирования Программы ятий Программы из областного бюджета
составляет 415 867 тыс. рублей, в том
числе:
2008 год - 30 574 тыс. рублей;
2009 год - 134 106 тыс. рублей;
2010 год - 125 147 тыс. рублей;
2011 год - 126 040 тыс. рублей.
Средства муниципальных образований
определяются ежегодными соглашениями
между министерством образования Орен-
бургской области и органами местного
самоуправления.
Средства федерального бюджета на
2008-2011 годы на условиях софинанси-
рования Программы определяются еже-
годными соглашениями между Министерс-
твом образования и науки Российской
Федерации и Правительством Оренбургс-
кой области.
Программа открыта для дополнительного
финансирования из внебюджетных источ-
ников учебных заведений, бюджетов му-
ниципальных образований, дополнитель-
ных соглашений между Министерством
образования и науки Российской Феде-
рации и Правительством Оренбургской
области
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит создать
результаты реализации условия для:
Программы и показатели снижения рисков возникнования пожа-
социально-экономической ров, аварийных ситуаций, травматизма
эффективности и гибели людей;
создания необходимой материально-тех-
нической базы для безопасного функци-
онирования образовательных учрежде-
ний;
100-процентного обеспечения образова-
тельных учреждений АПС и СОЛ.
Социально-экономическая эффективность
Программы заключается в:
организации надежной системы по обес-
печению противопожарной защиты зда-
ний и помещений образовательных
учреждений;
снижении рисков возникновения пожа-
ров, аварийных ситуаций, травматизма
и гибели людей, предотвращении мате-
риального ущерба и экономии на этой
основе государственных расходов;
повышении экономической заинтересо-
ванности руководителей образователь-
ных учреждений в обеспечении безопас-
ных условий труда и учебы
Организация управления и - текущее управление и координация ис-
система организации полнения Программы, а также оператив-
контроля за исполнением ный контроль за исполнением меропри-
Программы ятий Программы осуществляются минис-
терством образования Оренбургской об-
ласти.
Контроль за реализацией Программы
осуществляют Правительство Оренбургс-
кой области, органы исполнительной
власти Оренбургской области.
Исполнители Программы в пределах вы-
деленных бюджетных ассигнований на
конкурсной основе заключают догово-
ры и соглашения с организациями,
осуществляющими поставку продукции и
оказывающими услуги по выполнению ос-
новных мероприятий Программы.
Информация о ходе выполнения Програм-
мы и расходовании выделенных финансо-
вых средств представляется исполните-
лями в министерство образования Орен-
бургской области в установленном по-
рядке.
___________________
*) С учетом межбюджетных субсидий 2008 года.
Список сокращений,
используемых в паспорте и приложениях к Программе
ОУО - органы управления образованием
ГУ МЧС России по Оренбургской области - главное управление МЧС России по Оренбургской области
ОГПН - отдел государственного пожарного надзора
ОУ - образовательное учреждение
АПС - автоматическая пожарная сигнализация
СОЛ - система оповещения людей о пожаре
ППБ - Правила пожарной безопасности.
1. Характеристика проблемы
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасных условий, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений, вероятности возникновения тех или иных угроз. Приоритетными направлениями безопасности для образовательных учреждений являются пожарная, электрическая и конструкционная безопасность.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, то есть от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности.
Наиболее проблемными являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками в обеспечении пожарной безопасности на объектах образования являются:
отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений;
отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность;
эксплуатация электроустановок с нарушениями нормативных требований и устаревших электросетей, требующих замены.
В Оренбургской области автоматической пожарной сигнализацией оборудованы лишь 262 общеобразовательные школы, что составляет 21,2 процента; огнезащитная обработка деревянных конструкций выполнена в 303 школах, пожарным водоснабжением оборудованы 854 общеобразовательные школы (69,2 процента от общего количества).
Одной из основных причин такого положения являются значительный износ основных фондов и инженерного оборудования, недостаточность средств, выделяемых из федерального, областного, муниципальных бюджетов на содержание образовательных учреждений области.
Кроме того, необходимо отметить недостаточную подготовку обучающихся, воспитанников и преподавательского состава к действиям в случае возникновения пожара или иной чрезвычайной ситуации. В системе образования области не в полной мере функционирует обучение вопросам безопасности персонала учебных заведений и обучающихся, недостаточно организована подготовка и переподготовка специалистов по вопросам пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются реализация первоочередных неотложных мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности участников образовательного процесса, создание необходимых условий для укрепления и повышения уровня пожарной безопасности, укрепление материально-технической базы, уменьшение гибели, травматизма, а также размера материальных потерь.
Основными задачами Программы являются совершенствование нормативно-правовой базы, методического обеспечения в сфере безопасности учреждений, профилактической работы по предупреждению пожаров, аварийных ситуаций, кадровое и материально-техническое укрепление образовательных учреждений.
В рамках настоящей Программы подлежат решению следующие основные задачи:
реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других вредных факторов;
усиление взаимодействия компетентных органов и организаций по вопросам усиления безопасности образовательных учреждений;
дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по вопросам пожарной безопасности, совершенствование противопожарной пропаганды;
повышение уровня знаний по вопросам пожарной безопасности, организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация закупок, монтажа и сервисного обслуживания.
Срок реализации Программы - 2008-2011 годы.
Реализация Программы осуществляется в II этапа:
I этап (2008-2010 годы) - оснащение средних, основных и начальных общеобразовательных школ системами автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения людей о пожаре, установка систем видеонаблюдения.
II этап (2010-2011 годы) - продолжение установки систем видеонаблюдения, огнезащитная обработка деревянных конструкций зданий, модернизация внутренних и наружных систем электроснабжения, поддержание в исправном состоянии технических средств безопасности, приведение путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных с этой целью средств областного бюджета обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности прохождения средств областного бюджета;
привлечения средств федерального и местных бюджетов.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе следующих индикаторов:
увеличение уровня оснащенности общеобразовательных школ области системами автоматической пожарной сигнализации с 21,2 процента (2007 г.) до 100,0 процента (2010 г.);
увеличение уровня оснащенности общеобразовательных школ области системами оповещения людей о пожаре с 29,4 процента (2007 г.) до 100,0 процента (2010 г.);
увеличение количества общеобразовательных учреждений области, оснащенных системами видеонаблюдения, с 10 учреждений (2007 г.) до 369 учреждений (2011 г.);
увеличение годового финансирования противопожарных мероприятий образовательных учреждений области от 122500 тыс. рублей (2007 г.) до 128970 тыс. рублей (среднегодовой показатель за период действия Программы);
увеличение доли финансирования противопожарных мероприятий в образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования Оренбургской области, от 14,6 процента (2007 г.) до 22,4 процента (среднегодовой показатель за период действия Программы);
увеличение годового финансирования мероприятий по обеспечению оперативности эвакуации людей в образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования Оренбургской области от 1200 тыс. рублей (2007 г.) до 2715 тыс. рублей (среднегодовой показатель за период действия Программы);
увеличение годового объема финансирования модернизации систем внутреннего и внешнего электроснабжения образовательных учреждений области от 30000 тыс. рублей (2007 г.) до 36223 тыс. рублей (среднегодовой показатель за период действия Программы);
увеличение доли финансирования систем внутреннего и внешнего электроснабжения в образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования Оренбургской области, от 15,8 процента (2007 г.) до 54,3 процента (среднегодовой показатель за период действия Программы);
увеличение объема финансирования мероприятий, повышающих огнестойкость деревянных конструкций зданий, сооружений образовательных учреждений области, от 5270 тыс. рублей (2007 г.) до 6515 тыс. рублей (среднегодовой показатель за период действия Программы);
увеличение объема финансирования мероприятий для поддержки в исправном состоянии технических средств безопасности от 2990 тыс. рублей до 9018 тыс. рублей (среднегодовой показатель за период действия Программы).
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности программы представлена в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень мероприятий Программы
Система программных мероприятий представлена в приложениях N 2, 2.1, 2.2, 3, 4 к настоящей Программе, состоит из четырех направлений, по которым предусматриваются следующие мероприятия.
3.1. Правовое обеспечение и организационно-технические
мероприятия
В 2008-2011 годах планируется продолжение работы по совершенствованию нормативно-правовой базы комплексной безопасности образовательных учреждений и ее реализации в Оренбургской области. Для решения этой задачи предполагается разработка нормативно-правовой базы и методической документации по комплексной безопасности, а именно:
рекомендаций по организации профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях;
рекомендаций по улучшению противопожарной защиты зданий образовательных учреждений;
рекомендаций по организации и проведению конкурсов, викторин по противопожарной тематике и спортивных мероприятий по пожарно-прикладным видам спорта;
рекомендаций по созданию в общеобразовательных учреждениях дружин юных пожарных.
В 2008-2011 годах планируется проведение ряда организационных мероприятий:
месячников по пожарной безопасности в образовательных учреждениях;
изучение учащимися 1-9 классов дополнительных тем по пропаганде пожарной безопасности на классных часах и внеклассных мероприятиях;
проверка состояния пожарной безопасности образовательных учреждений;
изучение раздела и дополнительных тем ознакомления обучающихся и воспитанников с Правилами пожарной безопасности;
проверка готовности образовательных учреждений к работе в новом учебном году.
Мероприятия данного раздела Программы предполагается реализовать за счет текущего бюджетного финансирования.
3.2. Материально-техническое обеспечение мероприятий
по созданию условий безопасного функционирования
образовательных учреждений
В период 2008-2011 годы планируется оборудовать автоматическими пожарными сигнализациями и системами оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности все средние, основные и начальные общеобразовательные школы области, дооборудовать автоматической пожарной сигнализацией отдельные объекты учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов, школ-интернатов и учреждений дополнительного образования детей, финансируемых из бюджета области.
Обработка деревянных конструкций чердачных помещений образовательных учреждений огнезащитным составом в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности позволит значительно повысить конструкционную безопасность образовательных учреждений в период возникновения пожара. Кроме того, система программных мероприятий включает в себя выполнение работ по ремонту сетей электроснабжения, оборудованию и ремонту источников пожарного водоснабжения и другие противопожарные мероприятия.
3.3. Обучение руководителей и специалистов правилам
комплексной безопасности
Прохождение обучения и проверки знаний требований охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций является обязательным условием повышения квалификации и уровня компетентности по вопросам комплексной безопасности руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений.
Планируется за годы реализации Программы обучить вопросам охраны труда и пожарной безопасности около 4300 руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений.
3.4. Информационно-аналитическое обеспечение комплексной
безопасности образовательных учреждений
Проблема пожарной безопасности требует активной разработки и внедрения в практику новых методов защиты от пожаров объектов образовательных учреждений.
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на распространение и пропаганду новых методов защиты от пожаров объектов образовательных учреждений через средства массовой информации, проведение дней охраны труда, областных совещаний с руководителями органов управления образованием по пожарной безопасности, сбор, обработку и анализ информации о состоянии пожарной безопасности, изучение Правил пожарной безопасности, оформление соответствующих уголков и стендов.
Мероприятия данного раздела Программы реализуются за счет средств текущего бюджетного финансирования.
Объемы финансовых затрат, требуемых для выполнения мероприятий Программы, приведены в приложениях N 2, 2.1, 2.2 к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
На этапе формирования Программы все расходы по ее реализации формируются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 415867 тысяч рублей (приложение N 3 к настоящей Программе), в том числе:
на 2008 год - 30574 тыс. рублей;
на 2009 год - 134106 тыс. рублей;
на 2010 год - 125147 тыс. рублей;
на 2011 год - 126040 тыс. рублей.
В процессе реализации Программы планируется привлечение средств федерального бюджета и средств муниципальных образований области, определяемых ежегодными соглашениями заинтересованных сторон, и внебюджетных средств учебных заведений.
Средства муниципальных образований определяются ежегодными соглашениями между министерством образования Оренбургской области и органами местного самоуправления и направляются на разработку проектно-сметной документации, монтаж, пусконаладочные работы и сервисное обслуживание противопожарного оборудования.
Средства федерального бюджета на 2008-2011 годы на условиях софинансирования Программы определяются ежегодными соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Оренбургской области.
Программа открыта для дополнительного финансирования из внебюджетных источников учебных заведений, бюджетов муниципальных образований, дополнительных соглашений между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Оренбургской области.
Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Оренбургской области, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Оренбургской области об областном бюджете на cоответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации мероприятий Программы
Исполнители Программы в пределах выделенных бюджетных ассигнований на конкурсной основе заключают договоры и соглашения с организациями, осуществляющими поставку продукции и оказывающими услуги по выполнению основных мероприятий Программы.
а) министерство образования Оренбургской области:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
предусматривает финансирование на выполнение противопожарных мероприятий, включенных в Программу, в образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета;
несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием;
отчитывается перед Правительством Оренбургской области о реализации Программы;
б) органы местного самоуправления городов и районов области:
осуществляют разработку, принятие и финансирование целевых программ по обеспечению безопасности образовательных учреждений в территориях;
предусматривают необходимые ассигнования на финансирование данных программ;
принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, огнезащитной обработке чердачных перекрытий и других деревянных конструкций зданий, замене электросетей и оборудованию пожарными водоемами образовательных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
г) органы управления образованием:
разрабатывают нормативно-правовую базу и учебно-методическую документацию по обеспечению комплексной безопасности;
организуют и проводят обучение и проверку знаний руководителей и преподавательского состава образовательных учреждений по программам пожарно-технического минимума;
проводят инструктажи по пожарной безопасности с работниками образовательных учреждений, практические тренировки по эвакуации учащихся и сотрудников из зданий образовательных учреждений в случае возникновения пожара.
6. Организация управления и система контроля
за исполнением Программы
Министерство образования Оренбургской области является заказчиком Программы и обеспечивает ее реализацию в пределах средств, предусмотренных законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и берет на себя следующие обязательства:
разрабатывает отраслевую нормативно-правовую и методическую документацию по пожарной безопасности;
организует обучение, повышение квалификации, подготовку и профессиональную переподготовку кадров по пожарной безопасности;
разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения;
заключает договоры на закупку и поставку продукции для выполнения программных мероприятий.
Министерство образования Оренбургской области ежегодно уточняет с учетом выделяемых на Программу финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, несет ответственность и обеспечивает контроль за их целевым и эффективным использованием.
В ходе реализации Программы министерство образования Оренбургской области обеспечивает координацию и контроль деятельности исполнителей Программы, проводит мониторинг и анализ выполнения мероприятий Программы, отчитывается о ее реализации перед Правительством Оренбургской области.
7. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
повысить уровень безопасности образовательных учреждений области;
создать эффективную систему пожарной безопасности и необходимую материально-техническую базу для функционирования пожарной охраны объектов системы образования;
снизить риск возникновения пожаров и аварийных ситуаций;
уменьшить вероятность травматизма и гибели людей на пожарах в образовательных учреждениях;
улучшить состояние экологии региона за счет своевременного предупреждения возникновения пожаров и их локализации.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить к 2011 году:
условия максимального сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
улучшение экологической ситуации в образовательных учреждениях;
к концу 2011 года 100-процентный уровень оснащенности общеобразовательных школ области системами автоматической пожарной сигнализации и системами оповещения людей о пожаре;
создание устойчивой основы для участия муниципалитетов в финансировании организационно-технических мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.