Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Главы города Оренбурга от 3 марта 2008 г. N 1023-п "О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана города Оренбурга"

2. Образовать комиссию по организации и проведению публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта генерального плана города Оренбурга, в составе согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Комиссии, указанной в пункте 2 настоящего постановления, в установленные действующим законодательством сроки:

3.1. обеспечить публикацию в газете "Вечерний Оренбурга" и размещение на официальном сайте администрации города Оренбурга проекта генерального плана города Оренбурга;

3.2. обеспечить регистрацию поступивших предложений и замечаний по проекту генерального плана города Оренбурга;

3.3. подготовить и обеспечить опубликование в газете "Вечерний Оренбург" заключения о результатах публичных слушаний.

ГАРАНТ:

См. заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана города Оренбурга, утвержденное постановлением Главы города Оренбурга от 11 апреля 2008 г. N 1900-п

4. Определить местом проведения выставки проекта генерального плана города Оренбурга зал заседаний администрации города Оренбурга (г. Оренбург, ул. Советская, 60). Дни и время для ознакомления, начиная с момента опубликования настоящего постановления и до дня проведения публичных слушаний: вторник и четверг, с 15.00 до 17.00 часов.

5. Предложить жителям города Оренбурга, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Оренбурга, иным заинтересованным лицам не позднее чем до 28.03.2008 направить письменные предложения и замечания по вопросу, указанному в пункте 1 настоящего постановления, а также письменные извещения о своем желании принять участие в публичных слушаниях, заместителю председателя комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга Д.Н. Саттарову по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 45, кабинет N 9.

6. Предложить жителям города Оренбурга, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Оренбурга, иным заинтересованным лицам принять участие в данных публичных слушаниях в порядке, установленном постановлением Оренбургского городского Совета от 13.10.2005 N 202 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях на территории муниципального образования "город Оренбург".

7. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования в газете "Вечерний Оренбург".

8. Поручить организацию исполнения настоящего постановления заместителю Главы по градостроительству, архитектуре и земельным вопросам Тамбовцеву В.А.

 

Глава города

Ю.Н.Мищеряков

 

 

Генеральный план
Краткая пояснительная записка

 

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. ОРЕНБУРГА

"Схема генерального плана г. Оренбурга"

 

Введение

 

Генеральный план города Оренбурга разработан по заказу Администрации города в соответствии с договором от 18.04.2005 N 3473. Границами разработки генерального плана являются границы городских земель по состоянию на 1996 год (т.е. без присоединенных территорий, переданных городу согласно Постановлению Законодательного собрания Оренбургской области от 4 октября 1996 года N 36 ПЗС). Топографическая основа в цифровом формате выполнена строго в указанных границах и передана "Гипрогору" в 2007 году. Стратегические позиции генплана определены концепцией, разработанной в четырех вариантах "Гипрогором" в 2006 году и рассмотренной градостроительными советами города Оренбурга и Оренбургской области. По результатам рассмотрения для дальнейшей работы над генпланом рекомендован четвертый вариант концепции. Работа выполнена в архитектурно-планировочной мастерской N 4 ОАО "Гипрогор".

 

1. Цели и задачи разработки генерального плана

 

Разработка генерального плана как документа территориального планирования осуществлена в целях обеспечения устойчивого развития города и создания комфортных условий проживания населения на его территории.

Основополагающей целью территориального планирования города Оренбурга является организация безопасной среды обитания, при которой гармонично сочетаются интересы жителей, предпринимателей и инвесторов.

На пути к достижению поставленных целей в генплане города решаются следующие задачи:

- сохранение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-пространственного своеобразия города;

- определение функционального назначения и параметров использования городских земель;

- определение планируемых объемов и структуры нового жилищного строительства, а также его размещение на территории города;

- планирование реконструкции и развития застроенных территорий;

- выработка стратегии размещения производственных зон в городе в целях повышения эффективности использования их территории и улучшения состояния окружающей среды;

- реорганизация инженерно-транспортной и социальной инфраструктур;

- организация городского пространства исходя из совокупности природно-экологических и санитарно-гигиенических факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий.

2. Современное состояние города, проблемы и тенденции

 

2.1. Социально-экономическая и демографическая ситуация

Экономический потенциал города

По темпам социально-экономического развития за последние 4 года столица Оренбуржья занимает лидирующие позиции в регионе и среди столиц Приволжского Федерального округа.

Вклад Оренбурга в валовой региональный продукт области составляет порядка 40%.

Оренбург - административный центр Оренбургской области, крупный индустриальный центр, в котором расположено около 90 крупных и средних предприятий, представляющих различные отрасли народного хозяйства.

Основу экономического потенциала города составляют предприятия промышленности и субъекты малого бизнеса (16,2 тыс. хозяйствующих объектов).

Промышленностью города производится треть от общего объема товарного производства области. Ведущую роль в экономике Оренбурга играют производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

С 1999 г. в промышленности наметился рост объемов производства, возрос экспортный потенциал оренбургских товаропроизводителей. За последние годы опережающими темпами стали развиваться обрабатывающие отрасли промышленности. Наиболее высокие и устойчивые темпы роста сложились в машиностроении, в легкой промышленности.

В условиях рыночной экономики значительную роль играют малые предприятия, являясь одним из факторов экономической стабилизации города, обеспечивая почти четверть налоговых поступлений в бюджет города.

Существенно влияя на формирование потребительского рынка, малое предпринимательство способствует решению проблемы занятости населения и увеличивает поступления в бюджет города. В 2007 году в г. Оренбурге зарегистрировано 9,7 тыс. малых предприятий, в которых занято 40% от общей численности кадров. В городе успешно реализуется "Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Оренбурге".

Достаточно стабильны такие сектора экономики, как сельское хозяйство и строительство.

В городе 10 высших учебных заведений. В 2006 году начал работу первый областной "бизнес-инкубатор", где созданы условия не только для размещения производств, но и для проведения учебы, конференций и семинаров. Открытие "бизнес-инкубатора" - первая ступень формирования технопарка.

Рыночная инфраструктура представлена банковскими и страховыми организациями: в городе функционируют 19 банковских организаций, пять городских и областных банков, 14 филиалов российских банков. Рынок страхования обеспечивается достаточным количеством страховых компаний, которые осуществляют полный спектр видов страхования.

География внешнеэкономических и международных связей г. Оренбурга обширна и разнообразна, осуществляется активное сотрудничество с рядом российских и международных организаций.

Результаты развития экономики города за последние годы свидетельствуют о положительной динамике в ряде отраслей, на отдельных предприятиях.

Темпы роста объемов промышленного производства достигают 5% в год, что обеспечивается за счет увеличения внутреннего и внешнего спроса на продукцию предприятий города. Сокращается количество убыточных предприятий. Сохраняются высокие темпы строительства жилья, значительно увеличился объем инвестиций по строительству производственных баз, офисов, торговых площадей.

Основные задачи:

- обновление и модернизация производственных мощностей с целью увеличения конкурентоспособной продукции;

- продвижение продукции оренбургских предприятий за пределы региона, активное развитие внутренних и внешних экономических связей;

- формирование благоприятных условий для инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности города.

По рейтингу агентства "Эксперт" Оренбург вошел в число 50 городов РФ с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

Успешно реализована Программа "Концепция инвестиционной политики Оренбурга на 2003 - 2006 годы", о чем говорит значительный ежегодный прирост объема реальных инвестиционных ресурсов и объектов капитального строительства. Как продолжение осуществляется Программа "Повышение инвестиционной привлекательности города Оренбурга".

Главная цель инвестиционной политики - привлечение в город максимального количества инвестиций в реальный сектор экономики для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, эффективной занятости населения, укрепления налоговой базы для решения социальных проблем, развития малого бизнеса и инфраструктуры города.

Демографическая ситуация

По доле в численности всего населения области Оренбург на протяжении многих лет составляет порядка 25%, по доле в городском населении области - более 43%.

В соответствии с данными федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.2007 численность населения Оренбурга в границах городского округа составила 544,6 тыс. человек, собственно города (в пределах планируемой территории) - 530, 0 тыс. человек.

Население в трудоспособном возрасте составляет 65,4%, старше трудоспособного - 17,8%, моложе трудоспособного - 16,8%.

Доля экономически активного населения составляет около 50%.

Следует отметить, что из 14 городов-центров регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, город Оренбург занимает одно из первых мест по показателям естественного прироста. Прослеживается положительное изменение показателей естественного прироста: от (- 3,9) человек на 1 тыс. жителей в 2000 году до (- 2,5) человек на 1 тыс. жителей в 2004 году.

За период 2004 - 2006 года сохраняется тенденция прироста численности трудовых ресурсов за счет вступления населения трудоспособного возраста в трудовую деятельность. На более поздний период указанный прирост может быть обеспечен, в основном, за счет механического притока.

В настоящее время число выбывших превышает количество прибывших. Наблюдается отток работоспособного и квалифицированного населения в другие регионы и республики. Остается значительный приток населения из Узбекистана и Казахстана на сезонные работы, связанные со строительством объектов.

Следует сказать, что при отрицательном сальдо миграции с 2003 года отмечается уменьшение его абсолютной величины.

Таким образом, за прошедшие 5 - 7 лет в городе прослеживается некоторое замедление негативных демографических процессов, что позволяет достаточно оптимистично подходить к прогнозам численности населения города.

Кроме постоянного населения в городе проживает значительное количество временного населения: студенты, жители, занятые в сфере обслуживания и т.д. Ежедневно около 3 тыс. человек приезжает в город с культурно-бытовыми целями. В генеральном плане наличие временного населения учитывается как специфическая "демографическая нагрузка" на инфраструктуру города.

Среди городов-центров Приволжского федерального округа в городе Оренбурге наблюдается самый низкий уровень официально зарегистрированной безработицы, что говорит о положительной динамике ряда отраслей и о значимости проводимых администрацией города мерах по подготовке кадров и трудоустройству жителей с целью стабилизации и уменьшения уровня безработицы.

2.2. Современное использование территории города

В соответствии с годовым отчетом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Оренбурга "О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям" по состоянию на 01.01.2005 всего в административных границах города Оренбурга находится 91,6 тыс. га земель, из которых 2/3 приходится на земли сельскохозяйственного назначения и лишь 1/3 - на земли поселений.

Около 1% составляют земли промышленности, транспорта, земли обороны и безопасности (не входящие в земли поселений), 1% - земли лесного фонда.

В соответствии с договором генеральный план выполняется в границах городских земель Оренбурга как части территории городского округа.

Общая площадь земель в рассматриваемых границах - 25,9 тыс. га.

Из общего фонда земель находится:

- в государственной и муниципальной собственности - 91,6%;

- в собственности юридических лиц - 0,5%;

- в собственности граждан - 7,9%.

Специфические особенности природно-географического и историко-архитектурного характера развития города отразились на показателях современного распределения территории города между отдельными категориями и функциональными зонами города.

Общая площадь селитебных территорий Оренбурга составляет порядка 6,7 тыс. га (26,1% городских земель).

Производственные зоны занимают пятую часть городской территории.

Около 3% городской территории занимают болота, овраги и водные объекты.

Значительная часть земель (25 - 30%) размещается в зонах затопления паводком 1%-ной обеспеченности, что требует проведения серьезных мероприятий по инженерной защите и подготовке территории.

Значительная часть территории жилых зон находится в пределах санитарно-защитных ограничений промышленных предприятий и коммунально-складских объектов (порядка 510 га), что составляет 1,9% всей территории города, 7,5% - его селитебной территории.

Учитывая, что более 50% приходится на земли сельскохозяйственного использования и лесные земли, то есть тех категорий земель, изъятие которых требует серьезных обоснований, следует отметить, что площадь городских земель, пригодных для градостроительного освоения, в пределах планируемой территории ограничена.

Экстенсивное градостроительное использование значительной части территории города определяет в качестве ведущей проблемы упорядочение и интенсификацию использования земель в пределах генплана с максимально возможным улучшением среды обитания.

Необходимость реорганизации уже застроенной территории города, особенно в его центральной части, заставляет вести поиск площадок дальнейшего градостроительного освоения для жилищного и культурно-бытового строительства, как на свободных, так и на реконструируемых территориях.

Резервные территории для малоэтажного, коттеджного строительства жителями города могут быть определены за пределами городских земель.

2.3. Жилищный фонд

Жилищный фонд г. Оренбурга в пределах городского округа по состоянию на 01.01.2007 составил 10,9 млн. м2 общей площади, в том числе в пределах планируемой территории г. Оренбурга - порядка 10,5 млн. м2 общей площади.

Средняя обеспеченность общей площадью составляет 19,8 м2 на 1 постоянного жителя, что выше показателей, установленных строительными нормами и правилами (18 м2/чел), и близка к среднему по России (20 м2/чел).

Из общего объема на многоэтажный жилищный фонд приходится около 70%, на малоэтажный - 8 - 10%, 20 - 25% жилищного фонда размещается в усадебной застройке.

Преобладающими в жилой застройке являются кирпичные, блочные, панельные и монолитные дома, в которых размещается около 90% всего жилищного фонда.

По данным ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", ветхий аварийный фонд города составляет 173,5 тыс. м2 общей площади (1,6% от общей площади жилых строений города).

В соответствии с предварительными материалами "Программы отселения из ветхого муниципального жилищного фонда по городу Оренбургу", требуется строительство 80 - 90 тыс. м2 общей площади для расселения порядка 4 тыс. человек.

Объемы нового жилищного строительства составили: в 2000 г. - 141,5 тыс. м2, в 2004 г. - 234,0 тыс. м2, в 2005 г. - 265 тыс. м2, в 2006 г. - 302 тыс. м2, в 2007 г. - 320 тыс. м2. В структуре ввода жилищного фонда наблюдается увеличение доли индустриального жилья повышенной этажности.

По вводу жилья на душу населения Оренбург занимает второе место в Приволжском федеральном округе после Казани.

Средняя плотность застройки жилых кварталов и микрорайонов составляет 120 - 130 чел/га:

- в районах многоэтажной застройки - 260 - 330 чел/га;

- в районах малоэтажной застройки - 140 - 160 чел/га;

- в районах усадебной застройки - 30 - 60 чел/га.

Ориентировочно около 40% жилищного фонда размещается в центральной части города, до 45% - в северной и северо-восточной его частях, по 5 - 7% приходится на южную и западную части, 2 - 3% - на поселки в восточной части города.

Значительная часть жилых строений (12% от общего объема жилищного фонда - порядка 1,3 млн. м2), размещается в пределах санитарно-защитных зон промышленных предприятий и коммунально-складских объектов, из которых 65% приходится на многоэтажный жилищный фонд, 16% - на среднеэтажный, 19% - на индивидуальные жилые дома.

2.4. Планировочная организация территории

Планировочная организация территории города сложилась под влиянием следующих факторов:

- географическое положение города на пересечении связей европейской части России с Уралом и бывшими среднеазиатскими республиками СССР, обусловившее конфигурацию дорожно-транспортного каркаса территории;

- природно-ландшафтный каркас, образованный слиянием рек Урала и Сакмары, предопределивший территориальное развитие города в восточном и северо-восточном направлении;

- наличие исторического ядра города - бывшей крепости, являющегося не только памятником градостроительства, но и общественно-деловым, административным и культурным центром города на протяжении более чем двух с половиной веков.

Перечисленные факторы породили характерные особенности городского плана, такие как:

- периферийное положение центра города по отношению к основному массиву расселения;

- расчлененность территории города железной дорогой.

Таким образом, планировочная структура города представляет собой неполную радиально-кольцевую систему, центром которой является историческое ядро с расходящимися лучевыми магистралями, образующими внешние связи.

Оренбургу свойственны все проблемы радиально-кольцевых структур, среди которых на первом месте стоит проблема транспортной перегрузки центра, о чем речь пойдет ниже (см. раздел "Магистральная сеть и городской транспорт").

На протяжении многих лет жилищное строительство в городе велось преимущественно на свободных территориях, в результате чего сложилась ситуация, при которой многофункциональный малоэтажный центр города оказался окруженным массивами одно-двухэтажной, преимущественно индивидуальной, застройки с низкой плотностью заселения. При этом кварталы и массивы многоэтажной жилой застройки с относительно высокими показателями плотности расположились на периферии городской территории.

Самым крупным из них является Северный (Степной) жилой район, удаленный от центра (ул. Постникова) на 7 км.

Исключение составляет восточная лучевая магистраль, ведущая в аэропорт, - проспект Чкалова - Гагарина, который подвергся реконструкции почти на всем протяжении от центра до Загородного шоссе, за исключением отдельных мест.

Особое место в структуре города занимает Зауральный район, исторически возникший на левом берегу р. Урал в связи с размещением менового двора на подступах к городу со стороны Казахстана. Зауральный район связан с городским центром и остальным городом автодорожным мостом, который направляет транспортные потоки с юга непосредственно в центр города, что усугубляет обозначенную выше проблему перегрузки центральных улиц.

Задача освоения под застройку левобережной территории р. Урал сегодня осложнена наличием разрабатываемого газового месторождения.

Однако в отдаленной перспективе территорию на левом берегу Урала следует расценивать как весьма перспективную для расселения при условии развития дополнительных транспортных связей с правым берегом и принимая во внимание тот факт, что пойма р. Урал при этом активно включается в городской ландшафт.

В свете сказанного, была бы уместной уже сегодня постановка вопроса о передаче городу части земель Оренбургского района на левом берегу Урала.

 

Проблемы и тенденции развития территории

Сложившаяся планировочная структура породила целый ряд проблем функционирования различных систем города. По различным функциональным зонам ситуация выглядит следующим образом:

Жилые зоны

К основным проблемам жилых зон следует отнести следующие:

- недопустимо низкая степень плотности заселения территории кварталов прилегающих к зоне центра, ограниченных улицами Цвиллинга, Шевченко, Победы, Постникова, а также улицами Кобозева, Коммунаров, Металлистов, не соответствующая высокой градостроительной ценности земель в этой зоне;

- расположение значительных объемов жилищного фонда в требующих организации санитарными нормами санитарно-защитных зонах производственных и коммунальных объектов (Подмаячный поселок, Хлебный городок, Зауральный район и др.);

- дефицит объектов социальной инфраструктуры первой ступени обслуживания;

- дефицит мест парковки и хранения индивидуального автотранспорта в зонах многоквартирной застройки;

- низкий уровень обустройства внутриквартальных пространств в зонах усадебной застройки.

В настоящее время предпринимаются конкретные шаги по решению перечисленных проблем. Так, целям интенсификации использования территории служат намерения по реконструкции микрорайонов N 10 и N 11, штучное строительство на ул. Маршала Жукова, Красная Площадь и других местах.

Особого внимания требует реконструкция жилых территорий в исторических районах ИС-1 (включающего также историческое ядро города) и ИС-2. Проектная документация на строительство в исторических районах должна пройти согласование Государственного органа по охране и использованию объектов культурного наследия. Регламентирующие застройку требования будут изложены в правилах землепользования и застройки после утверждения в установленном порядке проекта зон охраны объектов культурного наследия.

Общественно-деловые зоны

В городе Оренбурге сложилась развитая сеть обслуживания как проживающего в нем населения, так и функций административного центра области.

В годы, ознаменовавшиеся переходом к рыночным отношениям и изменениями в формах собственности, произошли большие изменения и в сфере обслуживания. Снизилась востребованность кинотеатров, библиотек и домов культуры. Одновременно, значительно развилась сеть торговли и питания, досуговых центров, танцевальных залов и дискотек. Сократилась сеть детских дошкольных учреждений в связи с использованием их помещений по другому назначению.

Основная масса объектов общественно-деловой сферы сконцентрирована на территории исторического ядра города и на крупных магистралях - улицах Чкалова - Гагарина, Победы, Цвиллинга, Парковом проспекте и ряде других улиц. Поэтому основной проблемой размещения объектов общественно-деловой сферы является чрезмерная концентрация этих объектов в пределах центрального ядра при дефиците их в периферийных районах.

В последние годы наметилась тенденция к размещению крупных многофункциональных центров обслуживания в районах нового массового строительства на северо-востоке, вблизи микрорайонов 19, 20, на пересечении пр. Гагарина и ул. Мира, торгово-развлекательного центра в Зауральном районе и других местах.

Производственные зоны

В городе сложилось несколько комплексов производственных предприятий, тяготеющих к железной дороге:

- Северный промрайон;

- Северо-западный промышленный комплекс (ул. Братьев Коростелевых - Хлебный городок);

- Западный промышленный комплекс (Тепловозоремонтный завод, завод РТИ, Подмаячный поселок);

- Привокзальный промышленный комплекс (группа предприятий, находящихся по обе стороны привокзальных путей);

- Северо-восточный промышленный комплекс ("Стрела" и группа предприятий, к западу от пр. Победы),

- Зауральный промышленно-складской район, состоящий из двух групп предприятий - северной и южной.

В последние 15 лет, в связи с приватизацией, эти производственные комплексы претерпели серьезные изменения, как по профилю, так и по структуре производства, изменился грузооборот, в связи с чем в ряде случаев отпала необходимость в железнодорожных подъездных путях.

Есть много предприятий, которые не попали в структуру производственных комплексов, а штучно располагаются среди жилой застройки, усложняя условия проживания.

Сегодня не представляется возможным дать оценку эффективности использования территории производственными объектами, т.к. вопрос этот не изучен, но в последнее время появилась положительная тенденция размещения комплексной жилой застройки за счет сокращения производственных территорий ("Стрела", "Инвертор", Зенитное училище), но процесс этот не принял пока характера управляемой градостроительной политики.

В рамках реализации генерального плана после его утверждения следует детально проработать вопросы размещения производственной функции в городе Оренбурге. С этой целью необходимо по каждому производственному объекту проделать следующую аналитическую работу:

- составить паспорт предприятия с обоснованием состава зданий и сооружений и показателей использования территории;

- на основании данных о количестве жилищного фонда, попадающего в пределы нормативной (либо согласованной органами Роспотребнадзора) санитарно-защитной зоны предприятия, принять обоснованное решение о его выносе, перепрофилировании, реконструкции или о выводе жилого фонда из его санитарно-защитной зоне;

- изучить вопросы целесообразности функционирования существующих железнодорожных подъездных путей, исходя из объема грузооборота предприятия.

Рекреационные зоны

В состав рекреационных зон включается вся совокупность озелененных городских территорий общего пользования, ограниченного пользования, леса городские и лесного фонда, а также открытые пойменные территории рек Урала и Сакмары, которые находятся на городских землях в пределах пешеходной доступности от жилых массивов.

Восполнение дефицита для населения как застроенных, так и вновь застраиваемых территорий может быть достигнуто путем вовлечения в рекреационную функцию защитных лесополос и пойменных лесов путем их соответствующего благоустройства.

3. Предпосылки развития города, прогноз численности населения

 

Главными факторами дальнейшего развития г. Оренбурга являются:

- выгодное экономико-географическое положение, расположение в узловой точке автомобильных и железнодорожных магистралей;

- мощный производственный, научный и кадровый потенциал;

- развитая инфраструктура внешнего транспорта, инженерных коммуникаций и сооружений;

- наличие достаточных земельных ресурсов при условии их разумного использования;

- развитая рыночная инфраструктура.

Анализ показателей развития хозяйственного комплекса города за последние 20 лет, при учете социально-экономической ситуации в стране, позволяет высказать следующие предположения по перспективам развития города:

- отраслевая специализация производственного комплекса города относительно устойчива и нет оснований ожидать ее принципиальных изменений. В машиностроении, при поступательном развитии в перспективе экономики страны, целесообразно развивать отрасли, ориентированные на квалифицированную рабочую силу, внедрять новые технологии;

- город обладает значительным учебно-научным потенциалом, заметно превышающим потенциал областных центров, близких Оренбургу по численности населения. Этот потенциал уместно использовать для модернизации всего хозяйственного комплекса города и области;

- научный потенциал и большое количество специалистов с высшим образованием дает основание говорить о перспективности внедрения конкурентоспособных технологий производства и управления, создания в городе технопарка - структуры, которая позволит наладить тесное сотрудничество между учеными, промышленниками, предпринимателями, региональными и местными властями, общественностью с целью решения проблем социально-экономического и технологического развития города, региона и т. д.

- в силу значительной развитости образовательных функций, наличия в городе большого числа учебных заведений, при сложившемся соотношении Оренбурга по демографо-экономическому потенциалу с наиболее приближенными к нему центрами Уральского экономического района и Приволжского ФО, он может выступать транслятором научно-технических достижений этих центров, эффективно внедряя их в свой хозяйственный комплекс;

- наличие земель относительно высокого качества в городе и его окружении и потребности более чем полумиллионного города - устойчивая основа пригородного сельского хозяйства. Однако, велика зависимость этого сектора экономики от общефедерального законодательства и федеральных решений по импорту сельскохозяйственной продукции в РФ;

- необходимо также целенаправленное развитие функций города как межрайонного центра Центральной зоны области с приоритетом функций по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственного производства, социальному обслуживанию населения (здравоохранение, образование);

- Оренбург может рассматриваться центром крупного степного агропромышленного района не только областного, но и межобластного ранга, "полюсом" регионального сельскохозяйственного производства. С этим может быть связано усиление ряда научных подразделений города, а также развитие и модернизация его пищевой и легкой промышленности;

- в дальнейшем развитии и совершенствовании нуждаются функции Оренбурга как областного центра, особенно в сфере рыночной инфраструктуры (банки, биржи и пр.), информационных технологий, средств связи, в обслуживании агропромышленного комплекса, в развитии базы высококвалифицированного здравоохранения;

- историко-культурное наследие города может быть включено в систему туризма.

Возможно некоторое продолжение перераспределения кадров между градообразующей и обслуживающей группой в пользу последней, масштабы развития которой будут определяться платежеспособным спросом населения. Однако в пределах планируемого срока они вряд ли превысят 40 - 45% от общей численности занятого в хозяйстве населения (в настоящее время около 35%).

Маловероятно ожидать значительного прироста численности трудовых ресурсов города. В связи с сокращением механического притока населения и демографической структурой постоянного населения города (в частности, с постарением населения) доля трудовых ресурсов города, вероятно, составит около половины его общей численности.

Резервом трудовых ресурсов города могут быть оценены маятниковые мигранты из поселений в пределах часовой транспортной доступности от центра и основных промышленных районов города. Их величина в настоящее время составляет, ориентировочно, до 15 - 20 тыс. человек (около 7% всего работающего населения города). Численность этой категории трудящихся может иметь тенденцию роста в связи с ростом автомобилизации населения и малоэтажного строительства в пригородной зоне.

В силу особенностей социально-экономической и демографической ситуации в России и Оренбургской области (вне варианта массовой миграции из Юго-восточной Азии) вероятна стабилизация или некоторое сокращение численности населения собственно города.

Ориентировочный демографический расчет на ближайшие 10 - 15 лет, выполненный с учетом анализа динамики населения собственно города Оренбурга за прошедший период, показывает колебания в пределах 500 - 535 тыс. человек.

Однако положительные сдвиги в экономике за последние годы позволяют говорить о начале стабилизации во всех отраслях народного хозяйства города, с созданием новых рабочих мест, и, как следствие, о стабилизации численности постоянного населения города на уровне 540 тыс. жителей.

Для оценки потребности города в ресурсах территории и инженерного обустройства города, а также с учетом временно пребывающего населения, может рассматриваться численность населения в 550 тыс. человек.

4. Мероприятия по развитию и совершенствованию планировочной
и пространственной структуры города

 

Генеральный план предусматривает сохранение общего характера исторически сложившейся планировочной структуры города и приведение отдельных ее элементов (магистрали, параметры застройки, развитие системы центров обслуживания) в соответствие с современными требованиями к организации жизненной среды города.

 

4.1. Организация системы центров обслуживания

Главной особенностью новой планировочной организации территории города является трансформация моноцентрической системы, основанной на доминирующей роли исторического ядра города, в пространственно развитую полицентрическую систему центров многофункционального обслуживания, в которой главенствующая роль принадлежит существующему центру.

Генпланом предусмотрено создание дополнительных центров в планировочных районах: северо-восточном (самого крупного), западном и южном. Предусматривается многофункциональный состав объектов, формирующих эти центры.

Кроме "точечных" объектов обслуживания, проектом предлагается ряд площадок под размещение крупных выставочно-сервисных центров и торговых комплексов, которые, благодаря своей функции и месторасположению, могут вызвать особый интерес для инвесторов.

Намечено организовать многофункциональные (с преобладанием торговой функции) центры у пересечения проспекта Гагарина и Загородного шоссе, в пойме р. Урал у выхода к пойме ул. С. Разина (с преобладанием рекреационной функции), по ул. Донгузской в районе п. Кузнечный, по пр. Братьев Коростелевых при подходе к реке Сакмаре.

4.2. Жилые зоны

Жилые зоны формируются различными по своим параметрам типами застройки:

- многоэтажными домами секционного типа;

- малоэтажными домами секционного типа и блокированными (таунхаусами);

- индивидуальными домами усадебного типа.

Учитывая градостроительную ценность городских территорий, размер приусадебного участка в черте города рекомендуется принять: от 3 - 4 соток в центре города до 6 - 8 соток - в периферийных районах. Земельные участки более 0,08 га проектом предлагается размещать за пределами планируемой объездной дороги, на вылетных магистралях в северном, восточном и западных направлениях, а также в поселках, входящих в муниципальное образование "Город Оренбург".

По видам размещения жилые образования подразделяются на:

- существующие сохраняемые;

- существующие реконструируемые (как правило, путем выборочной реконструкции, осуществляемой путем выкупа частных домовладений);

- новые жилые образования, размещаемые на свободных территориях.

В зоне существующей застройки предусматривается реконструкция малоэтажного фонда, формирующего архитектурный облик основных магистралей - ул. Терешковой, Шевченко, Победы, Пролетарской, Цвиллинга, Туркестанской, Беляевского шоссе, Донгузской и др. путем размещения на этих магистралях многоэтажных зданий с встроено-пристроенными объектами обслуживания общегородского масштаба. Существующая застройка на межмагистральных территориях этой зоны сохраняет на планируемый срок генплана статус индивидуальной с проведением необходимой модернизации инфраструктуры.

Свободные территории северо-восточного планировочного района, расположенные за Загородным шоссе, предусматривается застраивать всеми упомянутыми типами застройки, которая формируется в соответствующие территориальные комплексы. Принцип формирования комплексов - тот же, что и в центральном планировочном районе, т.е. вдоль основных магистралей располагается многоэтажная застройка, формирующая их архитектурный облик.

 

Таблица 4.1

 

Основные технико-экономические показатели
по жилищному строительству

 

  Наименование Единицы
измерения
Существующее
положение
Планируемые
показатели
1 Население тыс. чел. 530,0 550,0
2 Жилищный фонд, всего млн. м2 общ. пл. 10,5 18,1 - 19,0
3 Средняя жилищная
обеспеченность
м2/чел 19,8 33 - 35
4 Предполагаемая убыль
жилищного фонда
- в том числе аварийный и
ветхий фонд
тыс. м2 в % к
сущ. фонду
тыс. м2
400 - 500

-
3,8 - 4,8

200
5 Существующий сохраняемый
жилищный фонд
млн. м2 общ. пл. - 10,1 -10,0
6 Новое строительство млн. м2 общ. пл. - 8,0 - 9,0
7 Среднегодовой ввод
жилищного фонда
тыс. м2 общ. пл. за период
2005 - 2007
290 - 300
400 - 450
8 Структура нового
строительства
- секционное
- усадебное
%

%
%
2006 г

60
40


80 - 85
15 - 20
9 Размещение нового
строительства
- на территориях
выборочной реконструкции
- на свободных территориях


%

%


-

-


25 - 30

70 - 75
10 Территории нового
строительства, всего
- площадки выборочной
реконструкции
- свободные территории
га

га

га
-

-

-
1720 - 1830

250 - 300

1470 - 1530
11 Резервные территории,
всего
- из них территории
реконструкции
- свободные от застройки
га

га

га
-

-

370 - 380
770 - 800

400 - 420

 

Общие размеры территорий, предусмотренные в составе жилых зон для нового жилищного строительства, определены в 1,7 - 1,8 тыс. га, в том числе 250 - 300 га земель, расположенных в зонах существующей застройки и порядка 1,5 тыс. га - с использованием земель, свободных от застройки.

Площадь резервных территорий в пределах планируемой территории составляет 770 - 800 га. Дополнительным резервом для расселения городских жителей рассматриваются поселки, находящиеся в 40 - 60-минутной доступности от городского центра, связанные с Оренбургом тесными трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Намечаемый объем нового строительства - 8,0 - 9,0 млн. м2 общей площади. Ориентировочный среднегодовой ввод жилищного фонда - 400 - 450 тыс. м2 общей площади в год.

Общий объем жилищного фонда с учетом существующей сохраняемой застройки к концу планируемого срока - 18,0 - 19,0 млн. м2 общей площади.

При проектной численности населения 550 тыс. жителей возможно увеличение нормы жилищной обеспеченности с 19,8 до 33 - 35 м2/чел.

4.3. Производственные зоны

Сложившиеся в городе производственные зоны в основном сохраняют свою дислокацию, однако нуждаются в серьезных реконструктивных мероприятиях, перечень и объем которых в рамках генплана города установить не представляется возможным из-за отсутствия необходимого объема информации и специфики аналитической работы.

Однако с позиций общегородских интересов некоторые выводы уже могут быть сформулированы.

Одна из острых проблем - целесообразность нахождения некоторых объектов производственной сферы в центральной части города, где относительная градостроительная ценность территории не подлежит сомнению. Это касается в первую очередь группы предприятий, составляющих северо-восточный производственный комплекс. В составе этой группы за редким исключением преобладают складские, строительные и транспортные базы, для которых характерным признаком является наличие больших грузовых транспортных потоков.

При оценке ситуации необходимо иметь в виду, что с освоением северо-восточной территории указанный промышленный комплекс оказывается в самом оживленном месте, на связи двух крупных селитебных образований, и здесь было бы уместно видеть объекты высокой общественной значимости.

Задача состоит не в том, чтобы ликвидировать эти предприятия, а в анализе целесообразности их присутствия в этой зоне и в комплексной реконструкции района с целью повышения общественной значимости данной территории.

Для решения вопросов передислокации ряда предприятий и размещения новых генпланом предусмотрен территориальный резерв в северной части города южнее п. Кушкуль.

4.4. Рекреационные зоны

Генеральным планом предусмотрено:

- создание системы озелененных территорий общего пользования, ограниченного пользования, специального назначения в районах освоения свободных территорий;

- активное освоение в рекреационных целях пойменных территорий Урала и Сакмары с организацией лесо- и лугопарков с прекращением сельскохозяйственного и прочего использования земель в охранных зонах водозаборов.

5. Магистральная сеть и городской транспорт

 

5.1. Существующее положение

Конфигурация уличной сети г. Оренбурга обладает рядом специфических черт, главные из которых определены интенсивным развитием города в северном и восточном направлении, что вызвало окраинное положение центра современного города.

Значительный рост автомобилизации явился определяющим фактором, влияющим на состояние существующей магистральной сети города, ее пропускной способности.

Предусмотренная генпланом 1986 г. система магистралей непрерывного движения не реализована. Пропускная способность магистральной уличной сети в части наибольших нагрузок практически исчерпана. Особенно это касается центральной части города, где плотная сеть улиц уже достигла насыщения транспортными потоками и близка к исчерпанию пропускной способности, несмотря на рациональную организацию одностороннего движения.

Количество легковых автомобилей в городе за последние 20 - 25 лет увеличилось в 6 - 7 раз, и достигла уровня, предусмотренного предыдущим генпланом - 200 легковых автомобилей на 1000 жителей.

Рост количества автомобилей оказывает значительное влияние на работу массового общественного транспорта (автобус, троллейбус) в сторону ее уменьшения, поскольку часть населения по трудовым и культурно-бытовым целям передвигается на личных автомобилях

 

  Ед. измерения 1984 г. 2006 г.
Население млн. чел 420 530
Автомобилизация авт. на 1000 жит. 28 200
Пассажирооборот млн. пассажиров 182 120

 

Как следует из таблицы, объем перевозок общественного транспорта уменьшился в 1,5 раза.

5.2. Проектное решение

Рост автомобилизации города и связанные с этим проблемы являются ключевыми на ближайшее время. В настоящее время автомобилизация г. Москвы составляет около 350 легковых автомобилей на 1000 жителей при темпах автомобилизации около 5% в год. Темпы автомобилизации г. Оренбурга несколько отстают от московских темпов.

Однако даже с учетом существующего ежегодного роста автомобилей следует ожидать к планируемому сроку генплана (2020 г.), что в городе будет около 300 - 350 легковых автомобилей на 1000 жителей.

Кроме того, необходимо считаться с дальнейшим ростом автомобилизации, который будет расти и достигнет на перспективу предельных величин 400 - 450 легковых автомобилей на 1000 жителей, и приведет к полному исчерпанию пропускной способности магистральной сети города.

Для решения этой проблемы проектом предлагается развитие улично-дорожной сети и ее модернизации в сторону увеличения пропускной способности основных магистралей города и создание качественно новой системы магистралей с высокой пропускной способностью до 5 - 7 тыс. авт./час - магистралей непрерывного движения (см. схему "Транспорт").

Ширина проезжей части этих магистралей предусматривается 3 - 4 полосы в каждом направлении. Пересечения с другими дорогами и магистралями устраиваются в разных уровнях. Эти магистрали намечается организовать по следующим участкам и направлениям (см. схему):

1. Полукольцевая магистраль по улицам Степана Разина - Ташкентская - Орлова.

Охватывает центральную часть города, связывает радиальные магистрали между собой и обеспечивает пропуск транзитных относительно центра потоков автомобилей и их перераспределение по направлениям.

2. Радиальные магистрали по улицам:

- проспект Братьев Коростелевых;

- ул. Терешковой;

- проспект Победы;

- ул. Туркестанская - Карагандинская - 10-я линия;

- ул. Чкалова - Гагарина.

3. Загородное шоссе.

4. Магистрали в новом северо-восточном районе с выездом на проспект Победы (см. схему).

Создание качественно новой системы городских магистралей требует строительства большого числа искусственных сооружений - мостов, тоннелей, эстакад, путепроводов.

Строительство только полукольцевой магистрали непрерывного движения "Степана Разина - Орлова" вокруг центра города в полувыемке потребует сооружения около 12-ти развязок движения в разных уровнях.

Следует отметить, что основной задачей настоящей работы является целесообразное резервирование территорий для развития транспортной системы с уточнением этих территорий на стадии "Проекта планировки". Поэтому, территории для строительства транспортных узлов должны резервироваться даже при условии, что их осуществление будет отнесено за пределы расчетного срока. Следует отметить также наличие определенных сложностей в трассировке новых магистралей через территорию северо-восточного промышленного комплекса, который занимает ключевое место в направлении развития города, и в настоящее время является своеобразной "пробкой" поступательному развитию города на северо-восток и нуждается в серьезной перестройке.

В качестве первого этапа повышения пропускной способности этих магистралей может быть реализовано максимальное сокращение на них светофорного регулирования с организацией участков непрерывного движения, что может быть достигнуто рядом различных мероприятий, главными из которых являются:

- организация пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью;

- расширение проезжей части там, где возможно;

- организация движения с "оттянутым" левым поворотом;

- организация движения по типу "зеленая волна";

- организация развязок движения по основным направлениям там, где необходимо.

Для обеспечения надежности и безопасности движения транспорта и пешеходов в историческом центре города в пределах полукольцевой магистрали непрерывного движения проектом предлагается, как и в генплане 1986 года, создание на основе существующих улиц в ядре центра дифференцированной системы транспорта - магистралей общественного транспорта (автобус, троллейбус) и магистралей автомобильного движения (легковой автомобиль).

Под магистрали общественного транспорта предлагаются следующие улицы:

Комсомольская, 9-го Января, Пушкинская, Краснознаменная и ряд других улиц (см. схему).

Магистрали автомобильного движения пройдут по улицам 8-го Марта, Постникова, Кобозева, Максима Горького. Эти улицы образуют кольцо вокруг ядра центра, где будут размещаться основные автостоянки.

Для уточнения этих предложений необходимо выполнить "Проект планировки центра города" в М 1:2000.

В связи с ростом автомобилизации актуальными становятся парковки и хранение легковых автомобилей.

Для полного решения этой проблемы должно быть организовано в городе около 150 - 200 тыс. машиномест хранения автомобилей, что потребует около 150 - 200 га территории при этажности гаражей-стоянок - 4 - 5 этажей.

Необходимо отметить особо вопрос организации стоянок для перехвата потоков легкового транспорта, направленных в центр города, в его историческую зону.

Для этой цели предусматривается в зоне кольцевой магистрали непрерывного движения "Степана Разина - Орлова" разместить перехватывающие стоянки емкостью 15 - 20 тыс. машино-мест, что потребует около 15 - 20 га, которые предлагается изыскать за счет прилегающих к магистрали территорий, застройка которых подлежит реконструкции.

6. Инженерная защита и подготовка территории

 

Основными физико-геологическими явлениями, распространенными на территории г. Оренбурга и затрудняющими освоение новых и благоустройство уже освоенных территорий, являются: затопление городских территорий паводками редкой повторяемости рек Урал и Сакмара, переработка берегов рек Урал и Сакмара, подтопление территории, заболоченность отдельных участков, развитие овражно-балочной сети, наличие просадочных грунтов, неорганизованный сток поверхностных вод.

Перечисленные отрицательные природные явления и проведенный анализ состояния территории показал, что для ликвидации названных неблагоприятных природных условий и в целях повышения общего благоустройства территории необходимо выполнение комплекса мероприятий по инженерной защите и подготовке территории в составе:

- защиты от затопления паводками редкой повторяемости;

- организации поверхностного стока и строительства очистных сооружений ливневой канализации;

- берегоукрепления и благоустройства береговых склонов рек Урал и Сакмара;

- благоустройства овражных территорий;

- понижения уровня грунтовых вод;

- осушения заболоченных территорий;

- рекомендаций по строительству на слабых грунтах.

Мероприятия по инженерной защите и подготовке территории: организация поверхностного стока; строительство очистных сооружений ливневой канализации; защита от затопления паводками 1% обеспеченности; понижение уровня грунтовых вод; мероприятия по борьбе с просадочностью; укрепление береговой полосы р. Урал.

Освоение пойменных территорий представляют особую сложность при реализации и состоят из: подсыпки или намыва песчаного грунта; строительства берегоукрепительных сооружений; выполнения мероприятий по понижению уровня грунтовых вод; организации поверхностного стока; строительству очистных сооружений ливневой канализации.

Подсыпку названных площадок необходимо осуществлять качественным песчаным грунтом. Высота подсыпки с учетом гарантированного запаса над уровнем расчетного паводка, составляет 2,5 - 3,2 м.

7. Охрана окружающей среды

 

Раздел разработан в составе материалов по обоснованию проекта генерального плана в соответствии с положениями ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ.

В число учтенных генпланом природно-экологических и санитарно-гигиенических факторов, влияющих на принятие планировочных решений, включены объекты воздействий на окружающую среду, объекты и территории, требующие охраны либо соблюдения специальных режимов использования, а также нормативные и специальные условия их деятельности либо существования, выраженные в территориальном аспекте. К ним относятся территории и объекты, представленные в графических материалах раздела (схема "Зоны с особыми условиями использования территории. Охрана окружающей среды"). Генеральным планом предусматривается комплекс мероприятий планировочного характера, направленных на защиту окружающей среды и ее компонентов, улучшение экологических условий проживания и отдыха населения.

В состав схемы генплана "Зоны с особыми условиями использования территории. Охрана окружающей среды" входят объекты и территории (источники) негативных воздействий на окружающую среду и ухудшающие экологические условия селитебных территорий, а также территории, природные объекты и компоненты окружающей среды, подлежащие охране. Сочетание названных факторов с их законодательно и нормативно установленными природно-экологическими, санитарно-гигиеническими ограничениями и природоохранными требованиями формирует в пределах города Оренбурга систему территорий с особыми условиями использования.

 

7.1. Основные источники негативных воздействий

К основным источникам негативных воздействий на окружающую среду и условия проживания и отдыха населения города Оренбурга относятся:

- автомобильные дороги;

- железная дорога;

- аэродромы;

- газопроводы;

- газодобывающие скважины;

- воздушные линии электропередачи;

- понизительные подстанции;

- организованные источники нагретых выбросов в атмосферу;

- производственные и коммунальные территории;

- свалка (полигон) ТБО и производственных отходов;

- скотомогильники;

- кладбища;

- нарушенные территории (карьеры, отвалы, бедленд и проч.).

7.2. Объекты охраны

К объектам и территориям, подлежащим охране, относятся:

- территории проживания, отдыха и лечения населения (жилые кварталы, озелененные территории общего пользования, рекреационные зоны, школы и детские дошкольные учреждения, больницы и пр.);

- водные объекты (водотоки и водоемы);

- водозаборные насосные станции;

- водозаборы и водозаборные сооружения;

- магистральные водоводы;

- организованные памятники природы;

- проектируемые особо охраняемые природные территории;

- болота;

- древесно-кустарниковая растительность.

7.3. Зоны с особыми условиями использования территории

В составе материалов по обоснованию проекта генерального плана выделены следующие зоны с особыми условиями использования территории:

- 1-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов;

- 2-й пояс зоны санитарной охраны водозаборов;

- водоохранные зоны водотоков и водоемов;

- зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;

- санитарно-защитные полосы магистральных водоводов;

- организованные памятники природы;

- проектируемые особо охраняемые природные территории;

- санитарно-защитные зоны объектов;

- санитарно-защитные зоны понизительных подстанций;

- санитарные разрывы газопроводов;

- санитарные разрывы (охранные зоны) воздушных линий электропередачи;

- санитарный разрыв железной дороги;

- зоны акустического дискомфорта аэродромов;

- полоса отвода железной дороги;

- оползневые склоны;

- перевеиваемые пески;

- территории проявлений речной и овражно-балочной эрозии;

- соляные купола;

- территории НГКМ;

- территории поля разбуривания.

Границы 1-го и 2-го поясов зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения учтены в материалах генплана в соответствии с письмами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 11.09.2007 N 08-6423 и ООО "Оренбург Водоканал" от 18.09.2007 N 1-2/2431, основывающимися на СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" и Решении малого Совета народных депутатов N 338-мс от 11.08.1993 "О зонах санитарной охраны проектируемых и действующих водозаборов города Оренбурга".

Границы водоохранных зон водотоков и водоемов учтены в соответствии со ст. 65 Водного Кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

Размеры санитарно-защитных зон и санитарных разрывов приняты в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 11.09.2007 N 08-6423.

На территории г. Оренбурга выделены границы трех памятников природы: "Гора Хусаинова" (43,9 га), "Гора Маяк" (51,2 га) и "Оренбургский крепостной яр (Беловский яр)" (10,0 га). Памятники природы учтены в материалах генплана в соответствии с Распоряжением главы администрации Оренбургской области от 21.05.1998 N 505-р "О памятниках природы" и письмом Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Оренбургской области от 11.09.2007 N 405.

Границы проектируемых особо охраняемых природных территорий учтены в соответствии с письмом Института степи Уральского отделения Российской Академии наук от 09.11.2007 N 16380-1256-275 и письмом Комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга от 05.12.2007 N 24/1-4245.

Границы зоны затопления паводком 1%-й обеспеченности обосновываются в разделе "Инженерная защита и подготовка территории".

Границы зон акустического дискомфорта аэродромов и полосы отвода железной дороги обосновываются в материалах раздела "Транспорт".

Границы оползневых склонов, перевеиваемых песков, территорий проявления речной и овражно-балочной эрозии, соляных куполов, территории НГКМ и поля разбуривания обосновываются в материалах раздела "Природные условия" ("Геология").

При разработке настоящего раздела также учитывались данные Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области" и материалы, представленные ГУ "Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (письма от 27.09.2005 N Г-185, от 26.09.2005 N Г-289, от 20.10.2005 N 672-п), ОГЭС ОАОЭиЭ "Оренбургэнерго" (письмо от 08.09.2005 N 014/2850), Оренбургского филиала ОАО "Волгателеком" (письмо от 01.09.2005 N 15-11/63).

7.4. Зоны ненормативного градостроительного использования территории

В целом по городу Оренбургу в санитарно-защитных зонах производственных, коммунальных, сельскохозяйственных и прочих объектов проживает около 13% населения города - 68 тыс. человек.

Из них 65% проживает в многоэтажных домах (44,5 тыс. человек), 16% - в малоэтажной застройке (10,5 тыс. человек), 19% - в индивидуальной застройке (13 тыс. человек).

Наибольшее количество людей проживает на территории санитарно-защитных зон ОПОПАТ-1 (ООО "Кратос") - 4,6 тыс. человек, ОПАП-1 - 3,1 тыс. человек, ОАО "Нефтемаслозавод" + Кирпичный завод + кладбище по ул. Заводская - 2,7 тыс. человек, ЗАО "ОЖБИ" + ОАО ЖБИ "Братство" - 2,3 тыс. человек, ЖБИ-2 "Оренбургский" - 2,1 тыс. человек

 

Таблица 7.1

 

Население, проживающее в санитарно-защитных зонах
объектов г. Оренбурга

 

  Жилищный фонд  
многоэтажный малоэтажный индивидуальный Всего
44,5 тыс. чел. 10,5 тыс. чел. 13,0 тыс. чел. 68 тыс. чел.
65% 16% 19% 100%
От общей численности
населения
города (530 тыс. чел.) 12,8 %

 

Таблица 7.2

 

Производственные и коммунальные объекты,
в санитарно-защитных зонах которых проживает
наибольшее количество людей в г. Оренбурге (чел.)

 

Объект Много-
этажный
Мало-
этажный
Индиви-
дуальный
Всего
Ферма КРС и птичник (п. Кушкуль) - - 630 630
Инкубатор ОАО "Оренбургский бройлер" - 450 45 495
ОПОПАТ-1 (ООО "Кратос") 4600 - - 4600
ОПАП-1 3130 - - 3130
ЮК 25/1 30 30 330 390
ОАО "Оренбурггражданстрой"
(ул. 60 лет Октября)
800 - 40 840
Хлебокомбинат (Байкальская - Братьев
Башиловых)
1620 - - 1620
ОАО "Нефтемаслозавод", Кирпичный завод,
кладбище (ул. Заводская)
1770 400 500 2680
ПОПАТ (АТП N 2) - - 1020 1020
ЗАО "ОЖБИ", ОАО ЖБИ "Братство" 700 1140 430 2270
ООО "Вторчермет" 530 720 280 1530
Завод РТИ 300 120 1170 1590
ЖБИ N 2 "Оренбургский" 560 1310 220 2090
Вторчермет (ул. Курача - в створе
ул. Гончарной)
30 195 860 1085
ООО "Оренбургская рыбоперерабатывающая
компания" (ул. Павловская)
210 20 580 810
Завод гидравлических прессов
"Металлист"
30 230 30 290
Оренбургский инструментальный завод 210 20 170 400
Кладбище (восточная периферия города) - - 840 840
ОПТП-3 (ул. Туркестанская) 440 30 95 565
ОАО "Южноуральская промышленная
компания" (ул. Раздольная - Чкалова)
700 - - 700
Кладбище (ул. Беляевская) 2160 45 30 2235
Всего 17820 4710 7280 29810

 

Расчет показал, что на территории санитарно-защитных зон только двух десятков объектов проживает почти половина всех людей, проживающих на территории санитарно-защитных зон в городе Оренбурге (около 30 тыс. человек из 68).

Кроме этого, в ближайшем пригороде в санитарно-защитной зоне конного двора проживает 880 человек, в санитарно-защитной зоне сельскохозяйственных объектов с. Ивановка - около 3 тыс. человек.

Письмом Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Оренбургской области от 28.08.2007 N 378 рекомендовано вынести за черту жилой застройки Опытно-промышленный нефтемаслозавод, ПО "Стрела" и маслоэкстракционный завод, а также предусмотреть южный сегмент объездной автодороги и развитие городского электротранспорта. Окончательные предложения генерального плана по перебазированию, перепрофилированию объектов, как и рекомендации по сокращению размеров санитарно-защитных зон, выморачиванию жилищного фонда в санитарно-защитных зонах (и прочие мероприятия) будут сформулированы по результатам общественных слушаний.

Нового строительства в границах санитарно-защитных зон и санитарных разрывов генеральным планом города не предусматривается.

Вторая группа участков территории города, входящая в зону ненормативного градостроительного использования территории, обусловлена факторами санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Для основного участка водозабора "Уральский" и для водозаборных скважин к востоку от него требуется гидравлический расчет для уточнения размеров 1-го пояса зоны санитарной охраны. В графических материалах генплана границы 1-го пояса зоны санитарной охраны этих участков для обоснования принятия планировочных решений показаны вариативно: 100 м и 500 м от скважин.

В связи с вышеизложенным, до проведения расчетов и установки новых границ 1-го пояса зоны санитарной охраны упомянутых участков водозаборов требуется строгий санитарный контроль площадок следующих объектов, находящихся в 500-метровой зоне:

- ГСК N 155, ГСК N 131 и прилегающие к ним гаражи;

- консервный цех агрофирмы "Промышленная";

- ООО "Юпитер-Инвест";

- ГСК N 89/1;

- ОПП грузового автотранспорта N 1;

- ТД "Форштадт";

- ЧП (Прутский Н.Н.);

- ЧП (Вакулин В.И.);

- ОАО "Южноуральская промышленная компания";

- ГСК N 173;

- ООО ПКФ "Агротех";

- Оренбургский ремонтно-производственный комбинат;

- Книжная база;

- ГСК N 113, N 96, N 158, N 116, N 149, N 71, N 140, N 190 и прилегающих к ним гаражей;

- объекты ОАО "Оренбургэнерго";

- трест "Оренбургспецстрой";

- подземные гаражи;

- кооператив "Дары осени".

Требуется также организовать на прилегающих к водозабору территориях сбор и очистку дождевых вод с их отведением за пределы зоны водозабора ниже по течению.

Нового строительства в границах 1-го пояса зоны санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения генеральным планом города не предусматривается.

8. Заключение

 

Улучшение среды обитания в целом - важная проблема развития Оренбурга.

Представляется, что при любых масштабах перспективного развития города он должен представлять собой цельное, комфортное для проживания градостроительное образование с взаимосвязанными районами и участками жилой застройки, с полным инженерным оборудованием и благоустройством, доступным многофункциональным обслуживанием.

Дальнейшее развитие центра, благоустройство всего города, формирование элементов городской среды в районах значительного малоэтажного строительства должно отобразить и подчеркнуть статус города, бережно сохранив при этом исторический облик Оренбурга.

Это позволит усилить привлекательность города для потенциальных инвесторов, для удержания в городе собственной молодежи и, в конечном итоге, для повышения уровня проживания всего населения города.

Темпы развития города в значительной степени будут определяться условиями инвестиционной политики, проводимой на его территории, действиями государственных и местных органов власти в поиске и привлечению средств из федеральных и международных фондов, из отечественного и иностранного частного сектора.

Создание благоприятного инвестиционного климата - одна из основных задач областной и городской Администраций.

В соответствии с "Положением об отборе экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства", утвержденным Правительством РФ, инвестиционные проекты, представляемые для отработки механизмов частно-государственного партнерства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", должны соответствовать ряду условий, среди которых - наличие предусмотренных законодательством РФ документов территориального планирования и правил землепользования и застройки применительно к территории, предназначенной для комплексного освоения в рамках инвестиционного проекта.

В свете решения поставленных задач, в генеральном плане выполнен анализ территории, намечены мероприятия по повышению эффективности ее использования, что позволяет определить площадки, наиболее привлекательные для освоения.

Настоящий проект, учитывая возможность роста инвестиций, предусматривает резервы территориального развития города.

9. Подготовка градостроительной документации
в целях реализации мероприятий генерального плана

 

В целях успешной реализации мероприятий генерального плана необходимо провести первоочередную подготовку следующей градостроительной и правовой документации:

- Правила землепользования и застройки города;

- Проект планировки центра в границах района ИС-2;

- Анализ использования территории производственными объектами;

- Проект планировки северо-восточного промышленного комплекса с учетом возможности включения в него гражданских объектов и анализом инженерно-транспортной инфраструктуры;

- Проекты организации санитарно-защитных зон предприятий и коммунальных объектов, обозначенных в таблице 7.2 раздела "Охрана окружающей среды";

- Гидравлические расчеты для уточнения размеров 1-го пояса зоны санитарной охраны основного участка водозабора "Уральский" и водозаборных скважин к востоку от него.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Постановление Главы города Оренбурга от 3 марта 2008 г. N 1023-п "О проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта генерального плана города Оренбурга"

 

Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования

 

Текст постановления опубликован в газете "Вечерний Оренбург" от 5 марта 2008 г. N 10