Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы г. Оренбурга
от 20 марта 2008 г. N 1334-п
Направления развития
потребительского рынка города Оренбурга
на 2008-2010 годы
Введение
Направления развития потребительского рынка города Оренбурга на 2008-2010 годы (далее Направления) разработаны в рамках реализации Основных направлений социально-экономического развития города Оренбурга на 2007-2010 годы и определяют цели, задачи и приоритеты в области развития и совершенствования потребительского рынка на среднесрочный период.
Направления представляют собой совокупность целей и задач, а также конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач. Основным организационным документом по реализации Направлений является план мероприятий по развитию потребительского рынка города Оренбурга.
Направления рассматривают область потребительского рынка, включающую сферы деятельности торговли и общественного питания.
I. Состояние, проблемы, задачи и приоритеты развития
потребительского рынка
I.I. Состояние развития потребительского рынка
Потребительский рынок города Оренбурга является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которую характеризует положительная динамика развития, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.
Торговля и общественное питание города входят в число ведущих отраслей экономики Оренбурга и являются основными отраслями, определяющими направления и результаты развития города.
Сфера торговли и общественного питания стабильно функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства и развивается в соответствии с принимаемыми с 2001 года основными направлениями развития отрасли.
С 2001 по 2007 годы развитие сферы торговли и общественного питания осуществлялось в соответствии с "Основными направлениями развития потребительского рынка города Оренбурга на 2001-2005 годы" и далее на 2005-2007 годы, утвержденными распоряжениями Главы города.
В период реализации вышеуказанных нормативных документов рост объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составлял в среднем более 20% и оценивается в 2007 году - 55557,3 млн. рублей. Рост объема оборота общественного питания в данный период в среднем ежегодно составлял свыше 30% и оценивается в 2007 году - 2972,8 млн. рублей.
В ходе реализации основных направлений развития потребительского рынка удалось обеспечить определенный прогресс в решении ряда крупных долгосрочных проблем:
- закрепить результаты перехода потребительского рынка и услуг к рыночной экономике;
- уменьшить диспропорции в организации и функционировании секторов потребительского рынка и услуг;
- активизировать процесс совершенствования товаропроводящей сети, упорядочение рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли и развития логистики товародвижения;
- сократить долю неорганизованного рынка;
- создать условия, направленные на повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг, обеспечение безопасности, защиту прав потребителей и предпринимательских структур.
Развитие сферы услуг торговли и общественного питания в городе обусловлено следующими наиболее значимыми факторами:
- вхождение на городской рынок и дальнейшее развитие крупных торговых сетей с высоким уровнем технологической насыщенности и повышенным качеством сервиса;
- сохраняющаяся динамика роста реальных доходов и покупательской способности населения;
- увеличение масштабов покупательского кредитования.
Вместе с тем недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и услуг Оренбурга позволяет сделать следующие основные выводы о существующих проблемах этого сектора экономики города, решение которых требует применения программных методов:
1. Ценовая доступность товаров и услуг.
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке.
Рост потребительских цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В числе таких факторов высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки, наличие многочисленных посредников в оптовом звене, довольно высокая импортная зависимость особенно по непродовольственным товарам, явления монополизма и другие.
Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У большинства оренбургских семей значительная часть потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания.
Проблема ценовой доступности является крупной структурной проблемой потребительского рынка города.
Сектор торговли и общественного питания с умеренными ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы. Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной уличной торговли, которая в отдельных случаях концентрируется в целые "торговые зоны". Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.
Неудовлетворительным по отношению к спросу населения является диапазон предложения услуг (цена-качество) в общественном питании. В секторах города - торговля и общественное питание отсутствует сеть социально ориентированных предприятий, а также недостаточна сеть предприятий, рассчитанных на потребителей с невысоким уровнем доходов.
2. Территориальная доступность предприятий потребительского рынка и услуг.
При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг достигнутая обеспеченность населения города Оренбурга торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании уступает аналогичным показателям городов России.
Важное отличие решения проблемы территориальной доступности в 2008-2010 годах от предыдущих периодов состоит в сбалансированном подходе, предусматривающем наряду со строительством крупных объектов торговли активное развитие сети малых предприятий в микрорайонах необеспеченных торговыми площадями. Следует отметить, что успешность ее решения во многом зависит от поддержки органов власти.
Формирование конкурентной среды в 2008-2010 годах должно осуществляться за счет строительства крупных объектов, так и за счет более активного развития сети малых предприятий, в том числе предприятий пешеходной "шаговой" доступности.
3. Качество обслуживания и развитие отраслей потребительского рынка и услуг.
Повышение качества обслуживания на предприятиях торговли связано как с устранением диспропорций в системе товародвижения, так и с переходом к новым стандартам, возможным лишь в новых и реконструируемых предприятиях.
В городе ощущается нехватка современных типов торговых структур, отвечающих современным требованиям дизайна, технологического оснащения, применяющих прогрессивные методы обслуживания. В городе наблюдается недостаток современных складских площадей, низкотемпературных холодильников. Отсутствие эффективно действующего опта не позволяет оптимизировать товарные потоки и обеспечить продовольственную безопасность города.
4. Нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика.
Экономические преобразования в стране коренным образом повлияли на изменение ситуации на потребительском рынке города. За период реформ с начала 90-х годов была создана необходимая законодательная база, на основе которой сформирована система товаропроводящих связей между производителями, поставщиками и предприятиями розничной торговли.
Сегодня в России в ходу более 600 подзаконных актов, касающихся деятельности в сфере торговли. Отношения же между органами власти и бизнесом до настоящего времени не урегулированы, отсутствуют основы регулирования внутренней торговли, отсутствует и целостная концепция развития внутренней торговли в стране, в которой были бы отражены приоритеты краткосрочного и долгосрочного развития на федеральном, региональном и местном уровне.
Исходя из этого, основной идеей, определяющей разработку настоящих направлений, является преодоление указанных пробелов и создание условий для обеспечения населения города услугами торговли и общественного питания.
Приоритетные направления развития сферы торговли и общественного питания | |
1. | Целенаправленная структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности |
2. | Дальнейшее развитие и поддержка предпринимательской деятельности на рынке услуг торговли и общественного питания |
3. | Формирование нормативно-правового обеспечения сферы торговли и общественного питания. |
4. | Совершенствование и развитие инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания |
5. | Развитие видового разнообразия предприятий потребительского рынка и сферы услуг с целью обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг |
6. | Создание условий для продвижения местных товаропроизводителей на потребительский рынок других регионов |
7. | Повышение качества оказываемых потребительских услуг |
8. | Обеспечение доступности потребительского рынка и прав граждан на безопасность и качество товаров |
9. | Поведение мероприятий, препятствующих проникновению и распространению контрафактной и фальсифицированной продукции |
10. | Пропаганда и внедрение основ культуры потребления товаров и услуг |
11. | Определение новых условий, направлений и путей повышения эффективности торговой деятельности |
12. | Формирование и развитие информационной системы потребительского рынка |
13. | Разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка |
14. | Оказание методической, консультативной и организационной помощи предприятиям потребительского рынка |
I.II. Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что достигнутый уровень ее организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и количества соответствующих товарных предложений.
В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвенная система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие фирмы-посредники, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и в конечном итоге к необоснованному росту цен.
Несмотря на важность и значимость оптового звена в эффективной системе товародвижения, в Оренбурге значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, исключением являются предприятия, организующие оборот алкогольной продукции, пива, табачных и некоторых других позиций продовольственных товаров.
Понимая важность развития оптового звена в снижении цен на товары, в предстоящие годы необходимо вести активную работу по созданию оптовых фирм в городе, которые имели бы прямые договоры и работали бы непосредственно с товаропроизводителями, в том числе местными.
Цели развития оптового звена:
- создание эффективной системы товародвижения с минимальными транспортными издержками;
- поддержание благоприятных условий для работы на рынке предприятий промышленности города и области;
- формирование резервных источников товаров первой необходимости;
- предоставление предприятиям розничной сети широкого круга услуг (обеспечение информацией, складскими площадями, проведение погрузоразгрузочных работ, лизинга оборудования, оказание транспортно-экспедиционных услуг).
Задачи развития оптового звена:
- создание системы товародвижения, благоприятствующего развитию промышленных предприятий области и способствующего оптимальному соотношению товаров местного производства и завезенных из-за пределов области;
- восстановление, реконструкция и развитие бывших оптовых баз, оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя. С решением этого вопроса будет предотвращено заполнение товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, повышение затрат на закупку товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное удорожание товаров за счет увеличения числа посредников;
- создание развитой структуры каналов товародвижения, поддерживающей необходимую интенсивность товаропотоков в городе;
- развитие посреднических оптовых структур (дистрибьютеров#, торговых агентов, комиссионеров и т.п.), основным предметом деятельности которых должно стать обеспечение покупателей информацией о товарах, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т.п.;
- развитие организаторов оптового оборота (ярмарок, выставок-ярмарок, оптовых рынков), не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота, стимулирующих расширение потребительского рынка.
I.III. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли г. Оренбурга опираются прежде всего на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Настоящие Направления исходят из того, что розничная торговля должна существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности, перемещении покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть.
Розничная торговля включает в себя следующие сегменты потребительского рынка:
- стационарная торговая сеть;
- рынки и рыночные объекты инфраструктуры;
- мелкорозничная торговая сеть.
В настоящее время розничная торговля в Оренбурге представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В городе функционирует 2794 объекта, в том числе 32 рынка и торговых комплекса и 997 объектов мелкой розницы.
Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.
В совершенствовании розничной торговли следует считать приоритетными следующие направления:
- оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и т.д.);
- создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
- развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией торговых сетей;
- обеспечение условий для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого предпринимательства, магазинов пешеходной "шаговой" доступности для населения;
- обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, поручни, лифты и т.д.);
- разработка совместных с коммерческими и некоммерческими организациями проектов, ориентированных на обслуживание населения с низким уровнем доходов;
- развитие специализированной торговли, позволяющей наиболее полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря ориентации на конкретные сегменты потребителей;
- универсализация торговых предприятий, предполагающая формат торгового предприятия, в котором посетители имеют возможность совершить все виды покупок, получить необходимые услуги, провести свой досуг;
- формирование и развитие фирменной торговой сети, в том числе от предприятий местной промышленности;
- создание социально-ориентированных предприятий торговли.
Практический опыт в торговле показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место рыночная и уличная торговля.
Рынки как структура потребительского сектора выполняют ряд функций:
- решают вопросы социального плана, благодаря установлению относительно низких цен, достаточному ассортименту, территориальной доступности;
- обеспечивают занятость населения, предоставляя рабочие места в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков;
- играют важную роль в развитии свободной конкуренции как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями;
- являются устойчивым источником прямых и косвенных доходов за счет арендных платежей и уплачиваемых налогов.
В настоящее время деятельность рынков города регулируется Федеральным Законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ", который регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров, оказанию услуг на розничных рынках.
Учитывая социально-экономическую роль рынков, их следует рассматривать не как временный, а как развивающийся объект, имеющий долгосрочную перспективу. Перспективная цель развития рынков - превратить их в более цивилизованные формы торговли, расширить доступ для реализации продукции местных сельхозпроизводителей и товаропроизводителей.
Приоритетными направлениями станут также:
- обеспечение сбалансированного развития рынков;
- упорядочение рыночной торговли, оптимизация числа городских рынков;
- повышение качества и безопасности продукции, реализуемой на рынках города;
- обеспечение качественного уровня обслуживания потребителей на рынках;
- модернизация городских продовольственных рынков;
- проведение ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной пригородными хозяйствами, фермерами, садоводами и огородниками.
Мелкорозничная торговля - это лицо города, необходимо ее рассматривать как активную узкоспециализированную форму торгового обслуживания населения. В этой связи основной задачей является постоянный контроль над состоянием уличной торговли, повышение уровня культуры обслуживания, достижение оптимальных параметров схемы размещения уличной торговли, соблюдения правил торговли и санитарных норм на рабочем месте
Настоящее постановление призвано обеспечить решение комплекса задач, ориентированных на качественное преобразование мелкорозничной торговой сети, связанных с ее структурной перестройкой, обновлением материально-технической базы.
В целях упорядочения работы и размещения объектов мелкорозничной торговли на территории города Оренбурга будет продолжен предыдущий опыт по утверждению ежегодно дислокации объектов мелкой розницы, сокращению количества киосков, неспециализированных тонаров, выносных столов, палаток, проведению работ по ремонту, реконструкции, благоустройству прилегающих территорий.
Одним из направлений упорядочения торговли через мелкорозничную торговую сеть должно стать также организация их деятельности в микрорайнах# города не обеспеченных торговой сетью.
В направлениях на 2008-2010 годы большое внимание будет уделено развитию торгового обслуживания в местах массового отдыха горожан и гостей города, такое как внедрение форм быстрого питания в торговых и развлекательных центрах. Одним из направлений, которому будет также уделено внимание в данном документе, это поддержка местных производителей прохладительных напитков, мороженого на основе развития мелкорозничной сети их реализации.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития мелкорозничной торговой сети города являются:
- упорядочение деятельности мелкорозничной торговой сети на территории города, через организацию оптимального ее размещения;
- концентрация объектов мелкорозничной торговли в многопрофильных комплексах и торговых павильонах из быстровозводимых конструкций;
- приведение ассортимента реализуемых товаров в соответствие с функциональным назначением объектов мелкорозничной торговли - продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной продукции;
- поддержка местных производителей мороженого, прохладительных напитков, в том числе кваса, на основе развития мелкорозничной сети по их реализации;
- обновление материально-технической базы объектов мелкорозничной сети, их замена на современные объекты, соответствующие высоким архитектурно-эстетическим, санитарно-технологическим требованиям;
- ликвидация несанкционированной торговли.
I.IV. Развитие инфраструктуры и совершенствование общественного питания
Городское общественное питание - это еще одна из значимых сфер потребительского рынка, основной целью которого в условиях рыночной экономики является полное удовлетворение потребностей, связанных с организацией питания по месту работы, учебы и в местах массового отдыха, а также повышение качества предоставляемых услуг, разнообразие ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование культуры обслуживания, внедрение новых форм оказания услуг, дальнейшее расширение сети, развитие социальной направленности.
В Оренбурге в настоящее время функционирует более 600 предприятий общественного питания на 32000 посадочных мест. Ежегодно сеть предприятий общественного питания увеличивается в среднем на 20-30 предприятий. Кафе, бары и рестораны города отличаются не только по их месторасположению, интерьеру и набору услуг, но и по кухне, на которой эти заведения специализируются. Примечательно, что на гастрономической карте Оренбурга можно выбрать заведения на любой вкус.
На территории города, в текущем году, в рамках проекта "Национальная деревня", открываются предприятия общепита, пропагандирующие национальную кухню, так открыты подворья с украинской, казахской и башкирской кухнями.
В целях формирования условий для развития и защиты цивилизованного рынка индустрии питания города, расширения деловых связей и партнерских отношений, поддержки оренбургских предприятий общепита в апреле 2007 года при Торгово-промышленной палате создана Гильдия рестораторов.
Предприятия общественного питания летнего типа - это сегмент рынка, регулированием которого администрация города занимается на протяжении нескольких лет. В последние два года наметился значительный позитивный сдвиг в деятельности кафе летнего типа. Решен вопрос по оплате за аренду земельных участков, уменьшилось количество заявлений и жалоб жителей на нарушения санитарных норм, норм общественного правопорядка. Работа летних кафе осуществляется в цивилизованных формах и отвечает требованиям действующего законодательства.
На настоящий момент приоритетность размещения объектов общественного питания летнего типа отдается стационарным предприятиям общественного питания, владельцам летних кафе, размещенных в парках и скверах, при условии заключения долгосрочных договоров на благоустройство закрепленных территорий, субъектам хозяйственной деятельности, вложившим значительные средства на благоустройство своих территорий и зарекомендовавшим себя с положительной стороны.
Основными приоритетными направлениями развития сферы общественного питания должны стать:
- дальнейшее развитие общедоступной сети, ориентированной на различные группы потребителей;
- создание сети разнопрофильных предприятий быстрого питания;
- развитие предприятий питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (отпуск блюд на вынос, доставка по заказам в офис, на дом, организацию или учреждение);
- внедрение новых форм быстрого питания, создание сети передвижных торговых средств, специализирующихся на быстром питании;
- обеспечение приоритетного развития сети предприятий русской и национальных кухонь народов России;
- массовое развитие сети предприятий питания в зонах наиболее интенсивных торговых потоков, около крупных торговых центров, городских вокзалов, зрелищных и спортивных учреждений, ярмарок и рынков, узловых магистралей и в местах наибольшей концентрации населения;
- развитие сети специализированных и узкоспециализированных заготовочных цехов по производству полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий;
- развитие отделов и магазинов кулинарии;
- ликвидация дефицита в предприятиях общественного питания в "проблемных зонах";
- развитие диетического питания;
- развитие франчайзинга и сетевых форм организации предприятий общественного питания.
Необходимо на рынке услуг стимулировать конкурентоспособную среду, обеспечивающую хозяйствующим субъектам равные условия деятельности, в части:
- упорядочения (с учетом насыщенности) размещения стационарных и сезонных предприятий питания;
- привлечения инвесторов в сферу деятельности предприятий питания;
- информационно-организационной поддержки предприятий питания, а также субъектов малого предпринимательства;
- восстановления многообразия и дифференциации структур предприятий общественного питания с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания, набора предполагаемых услуг, учета платежеспособности и национальных традиций населения.
II. Координация и регулирование в сфере потребительского рынка
города Оренбурга
II.I. Основные направления регулирования потребительского рынка
Первоочередными задачами в сфере регулирования потребительского рынка города должны стать: обеспечение благоприятных условий для увеличения объемов торговли, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли, уровня рентабельности, оптимального использования торговых площадей, материально-технической базы, кадрового потенциала.
Для решения обозначенных задач основными направлениями муниципального регулирования потребительского рынка являются:
В области нормативно-правового регулирования:
- внесение предложений по разработке нормативов инфраструктурного стандарта для сфер розничной торговли и общественного питания;
- разработка и утверждение нормативных актов в области регулирования потребительского рынка;
- разработка нормативов постоянной или временной регламентации деятельности в сфере торговли и общественного питания, конкретизирующих применение на территории г. Оренбурга общефедеральных правил и норм;
- рассмотрение вопроса о разработке нормативного акта по развитию в Оренбурге предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности.
В области регулирования кадровой политики:
- обеспечение поддержки развития системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров для сферы потребительского рынка;
- проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки кадров для сферы потребительского рынка.
В области программирования и прогнозирования:
- проведение мониторинга потребительского рынка.
В области социального регулирования:
- рассмотрение вопроса о создании социально ориентированной системы обслуживания населения города Оренбурга;
- развитие торговых зон социальной направленности для реализации населением излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных и садово-огородных участках, в пределах пешеходной доступности;
- принятие мер по повышению и легализации заработной платы работников сферы потребительского рынка.
II.II. Система контроля в сфере потребительского рынка
Формирование эффективной системы контроля должно опираться на обеспечение безопасности и качества товаров на всех этапах товародвижения. На каждом этапе должен быть задействован механизм обеспечения безопасности и качества.
В решении этих задач органы муниципальной власти опираются на органы контроля (надзора) в сфере потребительского рынка: управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, оренбургское городское управление ветеринарии, отдел государственного пожарного надзора по городу Оренбургу, управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, управление внутренних дел города и другие в рамках своей компетенции. Органы контроля (надзора) обеспечивают соответствующий контроль и доведение до компетентных органов администрации города информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по обеспечению безопасности и качества потребительских товаров.
Действенным фактором повышения эффективности осуществления контроля(надзора) в сфере потребительского рынка является проведение совместных плановых комплексных проверок в рамках межведомственных комиссий, рабочих групп на основе согласованного плана работы органов контроля (надзора) с участием органов администрации города, в компетенцию которых входят вопросы координации потребительского рынка.
Реализация поставленных задач возможна на основе соглашения между органами контроля (надзора) и органами администрации города Оренбурга.
II.III. Кадровое обеспечение субъектов сферы торговли и
общественного питания
В настоящее время в основных сегментах потребительского рынка Оренбурга занято свыше 60 тысяч человек.
Развитие торговли, общественного питания в городе во многом зависит от наличия подготовленных кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики, принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово-экономического планирования, бухгалтерского дела, маркетинга и менеджмента. Одним из средств реализации кадровой политики является система подготовки и повышения квалификации кадров, а также организация конкурсов и других мероприятий, способствующих повышению престижности и эффективности труда работников, занятых в сфере торговли и общественного питания.
Из года в год количество работающих в сфере торговли и общественного питания постоянно растет, однако потребность в квалифицированных кадрах крайне высока. Основными проблемами в области кадров в данных сегментах потребительского рынка в настоящее время являются:
- дефицит профессиональных кадров рабочих специальностей;
- несоответствие структуры спроса на отдельные специальности на рынке труда города их предложению (переизбыток предложения специалистов - бухгалтеров, экономистов и недостаток специалистов в области экспертизы);
- слабое внедрение системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для субъектов потребительского рынка;
- относительно низкая официальная заработная плата работников сферы потребительского рынка, наличие высокого уровня "скрытой" заработной платы;
- слабая социальная защищенность работников массовых профессий, а следовательно, и высокая текучесть кадров;
- отсутствие четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования.
Приоритетными направлениями решения вышеуказанных проблем являются:
- проведение мониторинга рынка образовательных услуг и рынка труда с целью выявления реальной потребности субъектов потребительского рынка в выпускниках учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и планирования подготовки высококвалифицированных кадров отрасли с учетом реального спроса и потребностей рынка труда;
- обеспечение системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка;
- содействие внедрению прогрессивных методов подготовки и повышения квалификации кадров;
- разработка системы мер ответственности управленческих кадров, в том числе работодателей, за своевременную подготовку, переподготовку и повышение квалификации торговых работников;
- определение профессионально-квалификационных требований к основным функционально-должностным категориям работников торговли, общественного питания;
- проведение регулярных исследований проблем торговли, использование их результатов в торговой практике, популяризация результатов исследований;
- проведение аттестаций работников торговли и общественного питания с целью выявления уровня их подготовки;
- организация и проведение городских конкурсов профессионального мастерства, чемпионатов, мастер-классов, фестивалей, способствующих развитию и повышению престижности и эффективности труда работников торговли, общественного питания, пропаганде их достижений и передового опыта;
- организация семинаров и совещаний.
II.IV. Информационное обеспечение торговли
Развитие рыночных отношений в торговле определило одну из приоритетных проблем - информационное обеспечение. Информационная необеспеченность может стать основной причиной сбоя или потери координации рыночных процессов. Единая информационная система торговли Оренбурга должна стать действенным средством регулирования торговой деятельности на всех уровнях управления. Информационная система должна функционировать открыто во всех структурах торговли города и органах государственной власти, быть доступной для всех участников потребительского рынка благодаря конкретному отработанному механизму доступа к отдельным ее информационным блокам, что будет служить залогом ее эффективного функционирования.
Структура информационной системы должна представлять собой программно-информационную целостность, которая объединяет информационные потоки, содержащие как уже существующую в локальных сетях информацию, так и новые источники информации о состоянии региональной торговой системы и отдельных товарных рынков.
Техническое обеспечение системы должно выражаться в наличии комплекса технических средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и передачи информации, реализации алгоритмов подготовки и обоснования управленческих решений.
Пользователями этой системы могут быть органы координирующие и контролирующие торговлю и общественное питание, субъекты торгового оборота, перерабатывающие и заготовительные организации, товаропроизводители и другие участники рынка.
Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи в Оренбурге создает основу для расширения таких форм торговли, при которых торговые организации и потребители знакомятся с ассортиментом, выбирают нужные товары, делают соответствующие заказы при помощи информационно-телекоммуникационных технологий.
Целенаправленное и последовательное формирование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения этого направления позволит расширить возможности электронной торговли коммерческих предприятий с потребителями.
Развитие электронной коммерции обеспечит внедрение Оренбурга и Оренбургской области в межрегиональное, федеральное и международное информационно-экономическое пространство, обеспечит прозрачность, "чистоту" коммерческих сделок, снизит объемы вывоза капитала за пределы области.
Заключение
Реализация настоящего нормативного документа обеспечит развитие внутреннего рынка, совершенствование конкурентных отношений в нем, развитие социальной направленности рынка потребительских услуг.
Прежде всего, это обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных его формах и прав граждан на безопасность и качество товаров. Дальнейшее развитие системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных, включая местных, товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.
Также, реализация Направлений будет способствовать увеличению обеспеченности населения города торговыми площадями, посадочными местами предприятий общественного питания, привлечению инвестиционных ресурсов из негосударственных источников и развитие инфраструктуры, реконструкции и строительству объектов сферы потребительского рынка, созданию новых рабочих мест.
В Направления могут вноситься изменения и дополнения в случае принятия органами государственной власти РФ и Оренбургской области соответствующих законодательных актов.
Первый заместитель
Главы города |
В.П.Тонких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.