Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Оренбургского
городского Совета
от 25 апреля 2008 г. N 535
Отчет
о работе Счетной палаты города Оренбурга за 2007 год
1. Вводные положения
Отчет о работе Счетной палаты города Оренбурга за 2007 год (далее - Отчет) подготовлен и представлен в Оренбургский городской Совет в соответствии со ст. 26.1 Положения "О Счетной палате города Оренбурга".
В Отчете отражена деятельность Счетной палаты города Оренбурга (далее - Счетная палата) по реализации задач, решаемых в соответствии с ее компетенцией.
1.1. Компетенция Счетной палаты
Компетенция Счетной палаты определена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Оренбурга, Положением "О Счетной палате города Оренбурга".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 37 Устава города Оренбурга, Счетная палата является контрольным, постоянно действующим органом местного самоуправления, образованным для осуществления контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта городского бюджета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями.
/-----------------------------------------------------\
| Нормативные правовые акты, определяющие компетенцию |
| Счетной палаты |
\-----------------------------------------------------/
/--------------------------------------------\
| Федеральный закон |
| "Об общих принципах организации местного |
| самоуправления в Российской Федерации" |
\--------------------------------------------/
/------------------\ /--------------------\ /----------------\
| Положение | | Бюджетный кодекс | | Устав |
| о Счетной палате | |Российской Федерации| |города Оренбурга|
| города Оренбурга | | | | |
\------------------/ \--------------------/ \----------------/
1.2. Задачи Счетной палаты
В соответствии с определенной компетенцией задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета города по объемам, структуре и целевому назначению;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета города;
определение эффективности и целесообразности расходов средств бюджета города и использования муниципальной собственности;
финансовая экспертиза проектов решений Оренбургского городского Совета о бюджете города;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета города и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета города в финансово-кредитных организациях (учреждениях);
регулярное представление Оренбургскому городскому Совету информации по результатам контрольных мероприятий.
/-------------------------------------------\
| Контрольные полномочия Счетной палаты |
\-------------------------------------------/
/-----------------------\
/-------| В полном объеме |-------\
\-----------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------\
|Органы местного самоуправления,| | Муниципальные предприятия и |
| избирательная комиссия | | муниципальные учреждения |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
В части получения, перечисления и использования бюджетных средств города и (или) использования муниципальной собственности и (или) управления ею |
/-------------------------------------------------------------\
| Организации, независимо от их организационных правовых форм |
| и форм собственности |
\-------------------------------------------------------------/
1.3. Виды, формы и методы деятельности Счетной палаты
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и информационную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением городского бюджета, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный цикл контроля за формированием и исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях - стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
В 2007 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль бюджетов трех лет - 2008 года (на стадии формирования), 2007 года (в ходе текущего исполнения) и 2006 года (исполненного бюджета). Бюджеты каждого финансового года находятся на одном из этапов трехлетнего цикла.
/-------------------------------\
/-----------------| Бюджет города |----------------\
\-------------------------------/ |
/----------------------------\ /---------------------------\ /---------------------------\
| Предварительный контроль | | Оперативный (текущий) | | Последующий контроль |
|формирования проекта бюджета|-|контроль исполнения бюджета|-| исполнения бюджета |
| на 2008 год | | на 2007 год | | на 2006 год |
\----------------------------/ \---------------------------/ \---------------------------/
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет основу единой системы контроля Счетной палаты за формированием и исполнением местного бюджета. Он существенно дополняется тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми как по поручениям Оренбургского городского Совета, так и по инициативе самой Счетной палаты.
1.4. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2007 году
Деятельность Счетной палаты в 2007 году осуществлялась в условиях внедрения в бюджетный процесс элементов среднесрочного финансового планирования, основой которого является программно-целевое бюджетирование, что позволяет увязать бюджетные расходы и планируемые результаты.
В 2007 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Оренбурга, Положением "О Счетной палате города Оренбурга".
Приоритетным направлением деятельности Счетной палаты в 2007 году было проведение комплекса мероприятий, связанных с проверками полноты поступлений доходов в бюджет города, целевого и эффективного использования средств городского бюджета.
Как и в предыдущие годы, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена на предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств муниципального бюджета и муниципальной собственности, подготовку предложений по повышению эффективности управления муниципальными финансами. Особое внимание уделялось:
совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в рамках обеспечения единой системы контроля формирования и исполнения местного бюджета;
проведению работы по совершенствованию финансовой экспертизы проектов решений Оренбургского городского Совета в целях повышения эффективности использования муниципальных финансов;
развитию взаимодействия Счетной палаты с органами государственной и муниципальной власти; обеспечению прозрачности в публичной деятельности Счетной палаты.
1.5. Основные итоги работы Счетной палаты в 2007 году
В отчетном периоде Счетная палата обеспечила реализацию задач, определенных, Уставом города Оренбурга, Положением о Счетной палате города Оренбурга, Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Всего в 2007 году Счетной палатой проведено 19 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручению Оренбургского городского Совета проведена 1 внеплановая проверка. Проведенными контрольно-ревизионными мероприятиями охвачено 62 объекта, составлено 62 итоговых документа.
По итогам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий направлено 15 представлений об устранении выявленных нарушений главным распорядителям бюджетных средств и руководителям проверенных объектов.
Всего в 2007 году выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в общей сумме 64439,9 тыс. рублей, в том числе недополученные или неотраженные доходы в бюджет города - 21656,6 тыс. рублей, неэффективное и нерациональное использование бюджетных средств - 2548,4 тыс. рублей, нарушений бюджетного законодательства - 35641,4 тыс. рублей, иных нарушений законодательства - 4593,5 тыс. рублей. Подлежит к восстановлению, перечислению в бюджет города 15816,6 тыс. рублей, по предложениям Счетной палаты восстановлено бюджетных средств в сумме 5122,3 тыс. рублей.
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2007 году, приведены в следующей таблице.
Показатель | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
26 | 22 | 19 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий | 2 | 2 | 2 |
Проведено контрольных мероприятий | 24 | 20 | 17 |
в т.ч. по поручению Оренбургского городского Совета |
9 | 2 | 1 |
Количество актов по результатам контрольных мероприятий |
24 | 43 | 62 |
Количество направленных представлений и предложений |
14 | 12 | 15 |
Всего выявлено нарушений (тыс. руб.), в том числе |
212192,2 | 43454,3 | 64439,9 |
недополученные или неотраженные доходы бюджета (тыс. руб.) |
13536,1 | 6685,7 | 21656,6 |
неэффективное и нерациональное использование бюджетных средств (тыс. руб.) |
- | - | 2548,4 |
нарушений бюджетного законодательства (тыс. руб.) |
57045,7 | 36741,9 | 35641,4 |
иные нарушения законодательства (тыс. руб.) | 141610,4 | 26,7 | 4593,5 |
Подлежит восстановлению, перечислению в бюджет (тыс. руб.) |
108,0 | 5327,7 | 15816,6 |
Восстановлено, перечислено бюджетных средств (тыс. руб.) |
108,0 | 3815,8 | 5122,3 |
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (тыс. руб.) |
1762,0 | 2271,0 | 2613,0 |
Состав сотрудников Счетной палаты (чел.) в т.ч. имеющих высшее проф. образование |
4 4 |
5 5 |
5 5 |
2. Контроль формирования и исполнения местного бюджета
В соответствии с требованиями Устава города Оренбурга, Положения "О Счетной палате города Оренбурга", Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль формирования и исполнения местного бюджета. В 2007 году Счетной палатой проведен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших осуществить предварительный контроль формирования бюджета города Оренбурга на 2008 год, оперативный контроль исполнения местного бюджета за 2007 год, последующий контроль исполнения бюджета города Оренбурга за 2006 год. Для непосредственной реализации этих задач проведено 19 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2.1. Предварительный контроль
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Положения "О бюджетном процессе в городе Оренбурге", пунктом 7.1 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" Счетная палата проводит экспертизу проекта бюджета города Оренбурга на очередной финансовый год.
В целях подготовки заключения Счетной палаты по проекту бюджета города на 2008 год в 2007 году проведен анализ соответствия проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год действующему законодательству, оценены состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования проекта, и обоснованность расчетов параметров основных показателей прогноза и бюджетов.
Результаты проведенных экспертно-аналитических мероприятий позволили подготовить заключение Счетной палаты на проект решения "О бюджете города Оренбурга на 2008 год", которое было направлено в Оренбургский городской Совет в установленные сроки.
Экспертиза проекта проводилась на соответствие действующему законодательству, обоснованности доходных и расходных частей местного бюджета, дефицита бюджета и источников его финансирования, а также текстовых статей. При подготовке заключения Счетной палатой проанализированы документы, составляющие основу формирования проекта бюджета на 2008 год и определяющие порядок расчета основных показателей городского бюджета на 2008 год.
Проанализировав доходную часть бюджета города Оренбурга в разрезе источников поступлений по видам доходов, Счетной палатой было предложено увеличить прогнозируемые объемы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, доходов от предпринимательской деятельности, а также запланировать поступления доходов по доходам от продажи квартир и по налогу на прибыль организаций для сельхозтоваропроизводителей, не учтенных в проекте. Счетная палата отметила в своем заключении, что возможным повышением поступлений в бюджет города доходов от сдачи в аренду имущества могут являться изменения в методиках расчетов арендной платы в части повышения базовой ставки арендной платы жилых и нежилых помещений или введения коэффициента, отражающего уровень инфляции. Резервом по увеличению доходной части бюджета города по-прежнему остаются доходы от взыскания задолженности по платежам в бюджет города Оренбурга.
Проанализировав предлагаемую к утверждению расходную часть бюджета города, Счетной палатой были высказаны замечания по формированию расходов бюджета города в части несоответствия некоторых предложенных статей изменениям, внесенных в Бюджетный кодекс РФ, вступающих в силу с 1 января 2008 года. В том числе по формированию резервного фонда администрации города Оренбурга и резервного фонда по чрезвычайным ситуациям города Оренбурга, по формированию целевых бюджетных фондов, по формированию расходов на обеспечение деятельности правоохранительных органов, по формированию бюджетных назначений на реализацию городских целевых программ.
В заключении Счетной палаты на проект решения Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2008 год" содержались замечания о противоречии некоторых пунктов проекта решения бюджетному законодательству Российской Федерации, которые были устранены по предложениям Счетной палаты.
2.2. Оперативный контроль
Пунктом 12 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" установлено, что Счетная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением местного бюджета, контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, выявляет нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
В рамках оперативного контроля в течение 2007 года проводился контроль за ходом исполнения бюджета города. Контроль осуществлялся на основании анализа данных финансовой отчетности, а также результатов контрольных мероприятий за отчетный период.
2.3. Последующий контроль
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Положения "О бюджетном процессе в городе Оренбурге", пунктом 7.1 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении бюджета города Оренбурга за отчетный финансовый год.
В целях подготовки заключения Счетной палаты по отчету Финансового управления администрации города Оренбурга об исполнении бюджета города за 2006 год в 2007 году осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Проведена проверка соответствия организации исполнения решения Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2006 год" требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Оренбурге".
По итогам проведенного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлено и в установленные сроки направлено в Оренбургский городской Совет заключение Счетной палаты по отчету об исполнении бюджета города Оренбурга за 2006 год, представленному Финансовым управлением администрации города Оренбурга.
В заключении Счетной палаты отмечалось, что в 2006 году бюджет города Оренбурга за последние несколько лет впервые исполнен без дефицита, что являлось его отличительной особенностью.
Доходы городского бюджета исполнены на 106,1%. Значительный рост общего объема доходов бюджета города в 2006 году по сравнению с предыдущими годами произошел за счет роста объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Так, объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в бюджет города Оренбурга по сравнению с 2005 годом увеличился в 2,5 раза.
В 2006 году бюджет города Оренбурга исполнен по расходам на 96,8% от назначений уточненной бюджетной росписи. Утвержденные бюджетные назначения по расходам городского бюджета не выполнены по 8 из 10 разделов функциональной классификации расходов. Из них наибольшее недовыполнение имело место по разделам: "Общегосударственные вопросы" - на 12,2%, "Здравоохранение и спорт" - на 6,0%, "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - на 20,2%.
В заключении было отмечено, что финансирование некоторых городских целевых программ в 2006 году не соответствовали утвержденным назначениям в самих программах. Не все исполнители городских целевых программ составляли годовой отчет об исполнении программ с финансовыми показателями, в разрезе мероприятий.
2.4. Меры, принятые по результатам контроля за формированием и исполнением городского бюджета
Заключения Счетной палаты на проект решения "О бюджете города Оренбурга на 2008 год", а также на проект решения "Об итогах исполнения бюджета города Оренбурга за 2006 год" обсуждались в депутатских комиссиях, на пленарных заседаниях Оренбургского городского Совета в ходе рассмотрения соответствующих проектов решения Оренбургского городского Совета.
Ряд предложений и замечаний были учтены при рассмотрении в Оренбургском городском Совете проекта решения "О бюджете города Оренбурга на 2008 год".
Складывающаяся в последние годы система рассмотрения результатов Оренбургским городским Советом, администрацией города Оренбурга, другими органами исполнительной власти - участниками бюджетного процесса, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой, позволяет более оперативно решать назревшие проблемы дальнейшего совершенствования бюджетного процесса, предотвращать, либо в более короткие сроки устранять нарушения и недостатки в использовании средств городского бюджета.
3. Контрольно-ревизионная деятельность
В 2007 году контрольная деятельность являлась основным видом деятельности Счетной палаты. Она осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным Оренбургским городским Советом, а также по поручениям Оренбургского городского Совета.
В отчетном году Счетной палатой проведено 17 контрольных мероприятий в рамках непосредственного обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля бюджета города, в том числе по поручениям Оренбургского городского Совета проведена 1 внеплановая проверка. Проведенными контрольно-ревизионными мероприятиями охвачено 62 объекта. Общий объем проверенных средств составил 1440,6 млн. рублей.
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и иными методологическими указаниями, составляющими основу контрольной деятельности, принятой в Российской Федерации.
В числе наиболее объемных могут быть названы следующие контрольные мероприятия:
проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета города Управлению образования администрации города Оренбурга;
проверка правильности исчисления и полноты поступления арендных платежей за пользование муниципальным имуществом в 2006, 2007 годах, а также выполнения Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга функций администратора доходов в бюджет города Оренбурга;
проверка полноты поступления в бюджет города доходов, администрируемых Управлением по наружной рекламе и художественному оформлению города, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2006 году и истекшем периоде 2007 года Управлению по наружной рекламе и художественному оформлению города;
проверка выполнения Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга функций администратора доходов в бюджет города Оренбурга, а также целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета города Оренбурга в 2006 году и истекшем периоде 2007 года Управлению жилищной политики администрации города Оренбурга;
проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2006 году и истекшем периоде 2007 года из бюджета города Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга.
Внимание Счетной палаты в большей степени было сосредоточено на проблемах формирования доходной части бюджета города и на вопросах эффективности использования бюджетных средств.
Счетной палатой установлены факты несоблюдения Федерального закона "О бухгалтерском учете", нарушений порядка ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, искажения отчетных данных бухгалтерского учета и отчетности в главных распорядителях средств городского бюджета и подведомственных им учреждениях. Счетной палатой установлены также факты нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления и других.
4. Основные итоги контрольно-ревизионной деятельности
4.1. Контроль за формированием и исполнением доходной части бюджета города Оренбурга
В отчетном периоде по данному направлению деятельности Счетной палатой проводились контрольные мероприятия, основной целью которых являлось выявление причин, оказывающих влияние на увеличение доходной части бюджета города. Анализируя основные итоги контрольных мероприятий, можно сделать вывод, что основными причинами являлись несоблюдение требований норм бюджетного законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Проверенные объекты, администрирующие поступления доходов в бюджет города Оренбурга, на основании ст. 20 Бюджетного кодекса РФ обязаны вести учет начисленных сумм доходов в бюджет города Оренбурга, которые, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 10.02.2006 N 25н, должны отражаться на счетах бюджетного учета. В нарушение указанных требований в бюджетном учете Управления по наружной рекламе и художественному оформлению города, Управления жилищной политики администрации города Оренбурга, Полка ДПС ГИБДД при УВД Оренбургской области и УВД г. Оренбурга не ведется учет начисленных и уплаченных сумм доходов, администрируемых указанными учреждениями. Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга начисление обязательств плательщиков перед бюджетом производится по их фактическому поступлению, в то время как должно осуществляться по мере возникновения требований к плательщикам.
Данное нарушение влечет за собой отсутствие информации в бюджетном учете указанных администраторов об обязательствах плательщиков перед бюджетом, как на отчетную, так и на текущую дату. Отсутствие оперативной информации об обязательствах плательщиков перед бюджетом, не позволяет осуществлять его достоверное планирование на будущий период в целом.
Проверкой полноты поступления в бюджет города доходов, администрируемых Управлением по наружной рекламе и художественному оформлению г. Оренбурга выявлено, что в связи с ослабленным контролем по администрируемым Управлением источникам доходов в бюджет города Оренбурга недопоступило доходов в общем объеме 4277,5 тыс. рублей, в том числе: доходов от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы - 1382,0 тыс. рублей; поступления по договорам на право размещения наружного рекламного средства - 1255,0 тыс. рублей, от неотраженной дебиторской задолженности рекламораспространителей по просроченным и не заключенным договорам - 1640,5 тыс. рублей.
Общий объем устраненных нарушений по предложениям Счетной палаты составил 4148,0 тыс. рублей.
Проверкой правильности исчисления и полноты поступления арендных платежей за пользование муниципальным имуществом в 2006, 2007 годах, а также выполнения Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга функций администратора доходов в бюджет города Оренбурга выявлено, что общий объем недопоступлений в бюджет города Оренбурга доходов, администрируемых Комитетом составил 6803,9 тыс. рублей, в том числе:
- доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий - 6736,7 тыс. рублей, из них: в 2006 году - 195,7 тыс. рублей: в т.ч. от МУП "Комсервис" - 99,0 тыс. рублей, от МУП "Городской ломбард" - 94,8 тыс. рублей, от МУП "ЖКХ пос. Бердянка" - 1,7 тыс. рублей; по сроку перечисления части прибыли в I полугодии 2007 года - 6541,0 тыс. рублей, в т.ч.: от МУП "Архград" - 250,0 тыс. рублей, от МУП "Оренбургводоканал" - 206,5 тыс. рублей, от МУП "УКС" - 6019,5 тыс. рублей, от МУП "КШП Огонек" - 1,0 тыс. рублей, от МУП "ПаркСтройСервис" - 64,0 тыс. рублей;
По результатам проверки в 2007 году в бюджет города Оренбурга перечислена задолженность муниципальных унитарных предприятий по платежам в бюджет в общей сумме 266,0 тыс. рублей.
- доходы от арендных платежей за пользование объектами муниципального нежилого фонда, в связи с неправильным применением коэффициентов при расчете арендной платы - 67,2 тыс. рублей. Из 24 проверенных объектов выявлено неправильное применение расчетных коэффициентов в 5 объектах, что составляет 20,83%.
В соответствии с решениями Оренбургского городского Совета единственным администратором доходов в бюджет города Оренбурга от продажи квартир в 2006 - 2007 годах являлся Комитет. В проверяемом периоде Комитетом осуществлена продажа в частную собственность 85 объектов муниципального жилого фонда на общую сумму 51031,7 тыс. рублей, при этом, на единый счет бюджета города Оренбурга по данному источнику поступило доходов в сумме 1947,0 тыс. рублей, что составляет 3,82% от общей суммы доходов, полученных от продажи квартир. Доходы от продажи квартир в сумме 49084,7 тыс. рублей, в соответствии с распоряжениями Главы города Оренбурга, должны были поступить на расчетный счет Управления жилищной политики администрации города Оренбурга.
Проверкой выполнения Управлением жилищной политики администрации г. Оренбурга функций администратора доходов в бюджет города Оренбурга установлено, что при расчете платы за наем и аренду жилых помещений, поступающих в бюджет города как доходы от сдачи в аренду имущества, Управлением неправомерно предоставлены льготы на общую сумму 5,2 тыс. рублей.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение норм бюджетного законодательства Управление, не являясь администратором доходов, получали денежные средства, являющиеся доходами бюджета города на расчетный счет, открытый в ОИКБ "Русь". При отсутствии утвержденной сметы расходов, Управлением самостоятельно определялись направления использования поступивших денежных средств.
Кроме того, в нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности Управлением допущены искажения бюджетной отчетности на общую сумму 17450,0 тыс. рублей.
В настоящее время расчетный счет в ОИКБ "Русь" Управлением закрыт. Остатки денежных средств в сумме 15000,0 тыс. рублей перечислены в бюджет города Оренбурга.
Проверкой полноты поступления штрафов от Полка ДПС ГИБДД при УВД Оренбургской области установлено, что в нарушение ст. 216 Бюджетного кодекса, предусматривающей организацию исполнения бюджета города по доходам на основе принципа единства кассы, поступление денежных взысканий за административные правонарушения, являющиеся доходами бюджета города, осуществлялось не на единый счет бюджета, а на расчетный счет Полка ДПС с дальнейшим перечислением денежных средств на единый счет бюджета.
Проверкой полноты поступления штрафов от УВД города Оренбурга нарушений не установлено.
Проверкой целевого использования льгот по аренде нежилых помещений, предоставленных в 2006 году НОУ "Школа Ор-Авнер", ООО "ОФИС", ООО ВОИ "Партнерство", ГУП Оренбургская ПТФ "Медтехника" установлено следующее.
В 2006 году на основании распоряжений и постановлений Главы города Оренбурга, указанным предприятиям и организациям предоставлены льготы по арендной плате за нежилые помещения на общую сумму 6761,5 тыс. рублей, в том числе:
- НОУ "Средняя общеобразовательная школа "Ор-Авнер" - на сумму 889,5 тыс. рублей;
- ООО "ОФИС" - на сумму 4416,0 тыс. рублей;
- ООО ВОИ "Партнерство" - на сумму 714,0 тыс. рублей;
- ГУП ОПТФ "Медтехника" - на сумму 742,0 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что ООО "ОФИС" и ГУП ОПТФ "Медтехника" не относятся к льготным категориям арендаторов, предусмотренным пунктом 4.9. "Положения о создании комиссии по решению вопросов, связанных с арендой и субарендой муниципальных нежилых зданий, сооружений и помещений, расположенных на территории города Оренбурга", а, следовательно, не имели права на получение данного вида льгот.
Согласно пункту 4.7. указанного положения, необходимым условием при решении вопроса о предоставлении льгот является заключение соглашения между администрацией города и арендатором, определяющее целевое направление денежных средств, высвободившихся в результате предоставления льгот. Проект данного соглашения должен предоставляться арендатором в Комиссию по решению вопросов, связанных с арендой нежилых помещений, при обращении по вопросу о предоставлении льгот.
В нарушение принятого порядка, соглашения между администрацией города и указанными арендаторами на 2006 год не заключались и в Комиссию по решению вопросов, связанных с арендой нежилых помещений не представлялись. Направления использования высвобождающихся средств определены в заявлениях арендаторов на предоставление льгот.
Проверкой обоснованности и целевого использования данных средств установлено, что расходы на сумму 526,0 тыс. рублей не соответствуют предусмотренным целевым направлениям использования, в том числе:
- ООО ВОИ "Партнерство" - 382,8 тыс. рублей;
- НОУ "Школа "Ор-Авнер" - 143,2 тыс. рублей.
Средства, высвободившиеся в результате предоставления льгот в размере 174,8 тыс. рублей, неправомерно направлены на проведение текущего ремонта внутри арендуемых объектов, в том числе НОУ "Школа "Ор-Авнер" - 88,0 тыс. рублей, ООО ВОИ "Партнерство" - 86,8 тыс. рублей, в то время как согласно условиям договоров аренды, неотделимые улучшения внутри арендуемых объектов должны производиться за счет собственных средств арендатора и не подлежат возмещению ни в период действия договора аренды, ни после его окончания.
Кроме того, проверками, проведенными в муниципальных унитарных предприятиях, в Управлении образования администрации города Оренбурга, в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, выявлены недополученные и неотраженные доходы бюджета города Оренбурга в общем размере 5417,2 тыс. рублей, в том числе:
- 997,1 тыс. рублей - доход, образовавшийся от нерациональной сдачи в аренду нежилых помещений муниципальными учреждениями образования;
- 1188,0 тыс. рублей - задолженность МУП "БИОЗ" МО "город Оренбург" в бюджет города Оренбурга по договору аренды земельного участка, на котором был расположен рынок "Радуга";
- 3232,1 тыс. рублей - средства, полученные Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга в виде платы за пользование жилыми помещениями (плата за наем), которые, в нарушение п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ, в бюджет города не поступали и в доходах бюджета не отражались.
4.2. Контроль за управлением муниципальной собственностью
В отчетном периоде по данному направлению деятельности Счетной палатой было проведено пять проверок, основной целью которых являлось выявление неэффективного и нерационального использования муниципального имущества.
Проверками финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий выявлены нарушения Федеральных законов "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете", нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета. Данные нарушения не способствуют эффективному и рациональному использованию муниципального имущества.
Так, проверкой сохранности и использования по назначению муниципального имущества города Оренбурга, принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, установлено следующее.
Из 28 муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "город Оренбург", согласно перечню, представленному Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга, Счетной палатой выборочно проверены 14 муниципальных унитарных предприятия. Проверка проведена в отношении недвижимого имущества, закрепленного за Предприятиями на праве хозяйственного ведения Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга.
Шестью из четырнадцати проверенных предприятий: МУП "Ремдорсервис", МУП "ПТК ЖКХ г. Оренбурга", МУП "Комбинат бытовых услуг", МУП "УКЖФ "Центральная", МУП "Оренбург-Центр" и МУП "Спецавтохозяйство N 1" право хозяйственного ведения этих предприятий на недвижимое имущество в регистрирующем органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано.
МУП "Муниципальный имущественный фонд" право хозяйственного ведения зарегистрировано на 4 из 7 объектов недвижимого имущества, состоявших на балансе предприятия в 2006 году.
По 11 объектам недвижимого имущества, состоявшим на балансах МУП "УКЖФ "Южная", МУП "УКЖФ "Северная" и МУП "Спецавтохозяйство N 1", право хозяйственного ведения зарегистрировано в связи с продажей этих объектов предприятиями.
При продаже недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП "УКЖФ "Южная" и МУП "УКЖФ "Северная" для дальнейшей его продажи, денежные средства поступали в бюджет города Оренбурга, что является неправомерным, так как данные доходы не являются доходами бюджета города, а являются доходами указанных предприятий.
Данные продажи являются неэффективными ни для бюджета города Оренбурга, ни для предприятия, т.к. предприятие, в результате таких продаж не получает дохода, а бюджет города теряет возможные дополнительные доходы, которые могли бы образоваться в результате продажи муниципального имущества в соответствии с требованиями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" на аукционе, где цена продажи может превышать начальную цену в кратное количество раз.
Также в 2007 году Счетной палатой были проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий "Благоустройство и озеленение", "Муниципальный имущественный фонд", "Городские объекты инженерной инфраструктуры", "СпортСтройСервис". Проверками выявлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета.
Так, МУП "Благоустройство и озеленение" муниципального образования "город Оренбург", в нарушение ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", предоставляло в аренду технику и помещения обществам с ограниченной ответственностью "Озеленение", "Механизация", "Благоустройство" и прочих, без согласия собственника.
В нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" задолженность предприятия в сумме 2376,0 тыс. рублей по договору аренды земельного участка не отражена в бухгалтерском учете. Сумма задолженности в бюджет города Оренбурга по данному договору составила 1188,0 тыс. рублей и является недополученным доходом бюджета в 2005, 2006 годах.
Кроме того, проверкой выявлены нарушения порядка ведения кассовых операций, а также превышение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. В предприятии не соблюдался порядок распределения прибыли, установленный Уставом предприятия; бухгалтерский учет расчетов с учредителями, средств резервного фонда, фонда накопления и потребления не организован; порядок использования средств фондов не регламентирован.
По предложениям Счетной палаты приняты меры по устранению данных нарушений.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности МУП "Муниципальный имущественный фонд муниципального образования "город Оренбург" установлено, что на момент проведения проверки размер уставного фонда предприятия не соответствовал размеру, предусмотренному Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Указанным законом и уставом предприятия предусмотрены ежегодные отчисления за счет остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли на формирование резервного фонда, образуемого в целях покрытия возможных убытков. В 2007 году отчисления на формирование резервного фонда из прибыли предприятия, полученной по итогам работы в 2006 году, предприятием не производились.
В нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" два объекта основных средств общей балансовой стоимостью 494,2 тыс. рублей не приняты к учету.
По предложениям Счетной палаты приняты меры по устранению данных нарушений.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Городские объекты инженерной инфраструктуры" муниципального образования "город Оренбург" установлено, что в нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" расчеты по договору аренды нежилого помещения с ООО "САТ-ТЕХНОЛОГИЯ" в бухгалтерском учете не отражены, начисления арендной платы не производилось, счета не выставлялись, дебиторская задолженность не числится.
Фактически основным направлением деятельности предприятия является сдача в аренду муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. В большинстве случаев подтверждение экономическим расчетом величины (размера) арендной платы отсутствует, что не дает возможности в должной мере провести оценку эффективности использования муниципального имущества. В настоящее время единая методика или инструкция для расчета арендной платы за муниципальное движимое имущество, находящиеся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятиях (транспортные средства, муниципальные сети наружного освещения (опоры, оборудование и т.д.), инженерные сети) отсутствует. Экономические расчеты арендной платы на проверку не представлены.
По предложениям Счетной палаты приняты меры по устранению данных нарушений.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности МУП "СпортСтройСервис" муниципального образования "город Оренбург" установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части несвоевременного принятия основных средств к учету и положения по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы организации" в общей сумме 54,0 тыс. рублей.
4.3. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города Оренбурга
В отчетном периоде по данному направлению деятельности Счетной палатой проведены контрольные мероприятия, основной целью которых являлось целевое и эффективное использование средств бюджета города Оренбурга.
Проверкой целевого бюджетного фонда по ремонту нежилых помещений выявлено неправомерное направление УЖКХ администрации г. Оренбурга бюджетных средств в размере 214,0 тыс. рублей МУП "УКЖФ "Центральная" на ремонт нежилого помещения, которое в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования данным помещением должно ремонтироваться за счет МУП "УКЖФ "Центральная".
По результатам проверки принято постановление Главы города Оренбурга "О внесении изменения в договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями", в соответствии с которым в обязанности МУП "УКЖФ "Центральная" вменено проводить текущий ремонт за свой счет, капитальный ремонт нежилых помещений как за свой счет, так и счет средств бюджета города.
Проверкой целевого бюджетного фонда города Оренбурга по строительству жилья для работников бюджетных учреждений (в том числе через ипотеку) и сносу ветхого жилья выявлено:
За счет средств целевого бюджетного фонда, выделенных из бюджета города в 2006 году, приобретались жилые помещения для передачи их гражданам, подлежащих отселению из ветхого жилья, по договорам социального найма. Из-за отсутствия квартир необходимой площади, определяемой Жилищным кодексом для отселения жильцов из ветхого фонда, жильцам предоставлялись квартиры большей площади, что повлекло за собой нерациональное использование средств фонда. Стоимость жилья, предоставленного сверх установленных нормативов, составила 1319,6 тыс. рублей. При условии соблюдения нормативов, данные денежные средства могли бы быть направлены на предоставление жилых помещений другим гражданам, подлежащих отселению из ветхого жилого фонда.
Проверкой целевого бюджетного фонда города Оренбурга по развитию территории Южного округа выявлено использование бюджетных средств в сумме 1898,8 тыс. рублей с нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом МФ РФ от 21.12.2005 N 152н.
Проверкой целевого бюджетного фонда города Оренбурга по поддержке малого бизнеса и предпринимательства и целевого бюджетного фонда города Оренбурга по развитию территории Северного округа нарушений не выявлено.
Проверкой целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2006 году из резервного фонда администрации города Оренбурга нарушений не установлено.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета города Управлению образования администрации города Оренбурга в 2006 году, установлено следующее:
В нарушение условий договоров на передачу права пользования нежилыми помещениями, образовательными учреждениями производились расходы по оплате коммунальных услуг по помещениям, находящимся в пользовании физических и юридических лиц, за счет средств бюджетного финансирования. Общий объем необоснованных расходов по проверенным учреждениям образования в 2006 году составил 436,9 тыс. рублей.
Проверкой использования средств бюджетного финансирования, выделенных в 2006 году на выполнение наказов избирателей, выявлены расходы на сумму 2057,9 тыс. рублей, не соответствующие целевым направлениям использования, предусмотренных бюджетом и бюджетной росписью (средства, выделенные на оплату услуг по содержанию имущества, использованы на приобретение материальных ценностей).
Проверкой обоснованности и целевого использования средств бюджетного финансирования, выделенных в 2006 году Управлению на проведение мероприятий по охране окружающей среды, выявлено несоответствие использования Управлением средств в размере 60,0 тыс. рублей условиям их получения. Указанные средства предназначались для финансирования расходов по проведению мероприятий по охране окружающей среды, а фактически направлены на оплату расходов по проведению фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, приобретение ценных подарков победителям и транспортные расходы.
Выборочной проверкой начисления заработной платы работникам Управления за 2006 год, выявлены суммы необоснованно использованных бюджетных средств в размере 9,1 тыс. рублей. На момент завершения проверки, бюджетные средства в размере 8,0 тыс. рублей восстановлены.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета города Оренбурга в 2006 году и истекшем периоде 2007 года Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга выявлено следующее:
За счет средств, выделенных из бюджета города в 2006 году - 1 полугодии 2007 года Комитетом были произведены неправомерные расходы в общей сумме 95,7 тыс. рублей, в том числе неверно исчислены отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, командированным работникам возмещены расходы по добровольному страхованию пассажиров, завышены нормы расхода топлива.
Расходы в сумме 474,9 тыс. рублей, произведенные Комитетом в 2006 году - 1 полугодии 2007 года за счет бюджетных средств, не соответствовали условиям их получения.
В нарушение распоряжения Главы города "Об утверждении Положения об экспертизе договоров" Комитетом заключены договоры без проведения экономической, правовой и финансовой экспертиз и произведены расходы по оплате данных договоров в 2006 году - 1 полугодии 2007 года на общую сумму 559,5 тыс. рублей.
За счет бюджетных средств, выделенных Комитету на услуги связи, в проверяемом периоде списаны на расходы учреждения почтовые конверты и марки не в соответствии с порядком, определенным Инструкцией по бюджетному учету, на сумму 63,0 тыс. рублей.
В нарушение бюджетного законодательства, поступление части арендной платы и задатков за участие в аукционах производится на расчетный счет Комитета, открытого в ОИКБ "Русь", для дальнейшего перечисления на единый счет бюджета. Указанный расчетный счет дублирует функции единого счета бюджета, в связи с чем, необходимость в его наличии у Комитета отсутствует. Использование бюджетных средств на обслуживание данного счета в общей сумме 15,5 тыс. рублей является неэффективным.
За счет средств, выделенных из бюджета города, в 2006 году Комитетом произведены расходы по оплате задолженности ООО "ОФИС" в общей сумме 156,1 тыс. рублей. В соответствии с условиями договора ООО "ОФИС" в 2005 году осуществлял сбор платежей по арендной плате муниципальных нежилых помещений, являющихся неналоговыми доходами бюджета города Оренбурга. Данные доходы в полном объеме зачислялись в бюджет города Оренбурга, оплата услуг ООО "ОФИС" (в соответствии с договором в размере 2,36% от собранной суммы) осуществлялась за счет средств, выделенных Комитету из бюджета города. Таким образом, реальные доходы бюджета города от сдачи в аренду нежилых помещений, собранные ООО "ОФИС", составляли доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, уменьшенные на сумму оплаченных услуг по сбору данных доходов. Общая сумма оплаченных услуг ООО "ОФИС" за счет бюджетных средств за период действия договора составила 653,8 тыс. рублей, что является неэффективными расходами. Кроме того, в нарушение распоряжения Главы города от 03.06.2004 N 2631-р "Об утверждении Положения об экспертизе договоров", данный договор не имел экономической экспертизы.
Проверкой целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2006 году и истекшем периоде 2007 года Управлению по наружной рекламе и художественному оформлению г. Оренбурга нарушений не установлено.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета города Оренбурга в 2006 и истекшем периоде 2007 года Управлению жилищной политики администрации г. Оренбурга нарушений не установлено.
Проверками целевого использования возвратных средств от штрафов Полком ДПС ГИБДД при УВД Оренбургской области и УВД г. Оренбурга выявлено, что возвратные денежные средства от штрафов поступали из бюджета города на расчетные счета Полка ДПС и УВД города Оренбурга, в то время как требованиями действующего бюджетного законодательства предусматривается осуществление всех расходов с единого счета бюджета, с использованием лицевых счетов, открываемых финансовым управлением администрации города Оренбурга для каждого распорядителя и получателя средств бюджета. Сумма перечисленных на расчетные счета возвратных средств в проверяемом периоде составила 6986,2 тыс. рублей, в том числе:
- направлено в распоряжение Полка ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области - 5 393,6 тыс. рублей;
- направлено в распоряжение Управления внутренних дел города Оренбурга - 1 592,6 тыс. рублей.
Проверка целевого использования возвратных средств показала, что направления использования возвратных средств не соответствуют условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом и уведомлениями о бюджетных ассигнованиях на общую сумму 6572,0 тыс. рублей, в том числе:
- Полк ДПС ГИБДД при УВД по Оренбургской области - на сумму 5393,6 тыс. рублей;
- Управление внутренних дел города Оренбурга - на сумму 1178,4 тыс. рублей.
Проверкой полноты оприходования основных средств и материальный ценностей, приобретенных за счет возвратных средств, установлено, что в нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете", приобретаемые объекты основных средств и материальные ценности в УВД города Оренбурга к учету не принимались, первичные документы по учету основных средств отсутствуют. Общая сумма основных средств и материальных ценностей, не отраженных в бухгалтерском учете, составила 444,4 тыс. рублей.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2006 году и истекшем периоде 2007 года из бюджета города Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга установлены следующие нарушения:
Структура управления жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 N 184, на момент проведения проверки не соответствовала фактической структуре, сложившейся в настоящее время.
Осуществление Управлением функции по организации, контролю за выполнением работ и приемке работ по благоустройству города не предусмотрены Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга. Отдел внешнего благоустройства, выполняющий данные функции, был предусмотрен в структуре УЖКХ, утвержденной Постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 N 184, и штатными расписаниями Управления, утверждаемые Главой города Оренбурга.
Ведение бухгалтерского учета по плану счетов, предусмотренного для хозяйствующих субъектов, не соответствует порядку отражения операций по исполнению сметы расходов бюджетного учреждения. Формы регистров бухгалтерского учета, применяемые в Управлении, не учитывают специфику ведения бюджетного учета. Учет фактического использования средств, выделенных из бюджета города по различным направлениям, осуществляется без применения соответствующего аналитического учета. Указанные нарушения приводят к непрозрачности учета использования бюджетных средств и затруднению осуществления контроля за их целевым направлением.
В нарушение Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений в 1 полугодии 2007 года Управление не производило переоценку основных средств, принадлежащих Управлению на праве оперативного управления, по состоянию на 1 января 2007 года. Реальная стоимость основных средств Управления существенно занижена (в зависимости от ввода в эксплуатацию и проведения переоценки по состоянию на 01.01.2003, коэффициент переоценки по Оренбургской области составлял от 1,88 до 1,07).
Частично за счет средств бюджета города, выделенных на благоустройство, Управление осуществляло изготовление, расширение, строительство и модернизацию объектов внешнего благоустройства, которые увеличивали их стоимость как объектов основных средств. Все расходы, учитываемые в составе указанных расходов, сразу списывались на затраты учреждения, без принятия сумм увеличения стоимости основных средств или затрат на их изготовление к учету. Таким образом, за счет средств городского бюджета Управлением осуществлялось не только текущее обслуживание объектов благоустройства, но и увеличивалась стоимость и состав муниципального имущества, которое не учитывается. В проверяемом периоде увеличение стоимости основных средств, не принятое к учету, составило 4749,7 тыс. рублей.
При этом необходимо отметить, что сведения о том, чьей собственностью являются некоторые объекты внешнего благоустройства (частная, муниципальная, собственность субъекта РФ или федеральная), в Управлении отсутствуют. Так, на балансе Управления числится только один сквер, однако, по договорам на указание услуг по содержанию парков и скверов, Управление оплачивало услуги по содержанию 63 парков и скверов. По договорам на содержание и ремонт фонтанов, Управление оплачивало услуги по содержанию 16 фонтанов, вместе с тем, на балансе Управления не находится ни один фонтан. В 2006 году Управление оплачивало ремонт 11 подземных переходов, вместе с тем, на балансе Управления находились только 3 подземных перехода.
В нарушение Порядка подготовки и реализации городских целевых программ г. Оренбурга, утвержденным постановлением Оренбургского городского Совета от 24.12.1998 года N 227, программы "Двор" и "Содержание мостов и путепроводов", являющиеся городскими целевыми программами, Оренбургским городским Советом не утверждены.
Проверкой эффективного и целевого использования средств бюджета города, выделенных в рамках муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе средств, выделенных бюджетополучателям в 2006 году на приобретение вычислительной и множительной техники, комплектующих изделий к ней и услуги по ремонту установлено, что в 2005 году в нарушение Положения о муниципальном заказе победителем конкурса на размещение заказа по поставке продуктов питания было признано ОАО "Оренбургмолоко", которое находилось в стадии процедуры банкротства. Контракт с ОАО "Оренбургмолоко" расторгнут в связи с банкротством предприятия. Имели место случаи расторжения муниципальных заказов с поставщиками, не выполнившими условия контрактов, а именно: ОАО "Оренбургский хлеб", ИП Хаснулин.
При проведении плановых контрольных мероприятий в 2006 году Счетной палатой обращалось внимание на законность и целевую направленность использования средств городского бюджета участниками муниципального заказа, нарушений не установлено.
5. Меры, принятые по результатам контрольных мероприятий,
проведенных в 2007 году
По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2007 году, Счетной палатой направлено 15 представлений об устранении выявленных нарушений главным распорядителям бюджетных средств и руководителям проверенных объектов, в том числе:
- Управления образования администрации города Оренбурга;
- Южного округа города Оренбурга;
- Комитета по управлению имуществом города Оренбурга;
- Управления жилищной политики администрации города Оренбурга;
- Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга;
- Управления по наружной рекламе и художественному оформлению города;
- Муниципального унитарного предприятия "СпортСтройСервис" МО "город Оренбург";
- других проверенных объектов.
Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий ежеквартально направлялась в Оренбургский городской Совет и Главе города Оренбурга.
Результаты проверок рассматривались на совещаниях у Главы города для принятия решений по устранению выявленных нарушений и мер по недопущению их в дальнейшем.
6. Обеспечение деятельности Счетной палаты
6.1. Организационное обеспечение деятельности Счетной палаты
В соответствии с пунктом 8 Положения "О Счетной палате города Оренбурга" в 2007 году Счетная палата осуществляла свою работу на основе годового плана работы, который формировался исходя из необходимости реализации задач, закрепленных за Счетной палатой, вытекающих из Постановлений и решений Оренбургского городского Совета, обращений депутатов городского Совета, а также задач по организации контроля за исполнением городского бюджета, с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. В декабре 2007 года решением Оренбургского городского Совета был утвержден План работы Счетной палаты на 2008 год.
В целях совершенствования организации контрольной работы Счетной палатой осуществлялось взаимодействие с Аппаратом Оренбургского городского Совета в части правовых и организационных консультаций, Финансовым управлением администрации города Оренбурга, Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга, другими комитетами и управлениями администрации города.
6.2. Кадровое обеспечение деятельности Счетной палаты
Все сотрудники Счетной палаты являются муниципальными служащими и имеют высшее профессиональное образование. В 2007 году средняя численность сотрудников Счетной палаты составляла 5 человек.
7. Основные направления деятельности Счетной палаты
в 2008 году
В 2008 году при проведении мероприятий финансового контроля действия Счетной палаты в большей степени будут направлены на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств. Одной из приоритетных задач Счетной палаты будет являться обеспечение максимально жесткого контроля за использованием бюджетных средств, направленных на социально-значимые цели.
Одной из важнейших задач в сфере управления муниципальным сектором экономики Счетная палата считает обеспечение повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В связи с этим, Счетная палата будет не только осуществлять внешний оперативный контроль за ходом исполнения бюджета города, но и проводить контрольные мероприятия, связанные с распоряжением муниципальной собственностью.
Одним из направлений деятельности Счетной палаты будет являться дальнейшее расширение и совершенствование взаимодействия с органами исполнительной власти, другими государственными органами, правоохранительными органами в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве в сфере выявления фактов нецелевого использования средств бюджета города и муниципальной собственности.
Совершенствование деятельности Счетной палаты в современных условиях направлено на решение важнейшей задачи финансового контроля - повышение эффективности власти, в том числе за счет предоставления обществу объективной информации о качестве работы.
8. Выводы и предложения
Подводя итоги проделанной работы за 2007 год, Счетная палата отмечает, что в отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Положением "О Счетной палате города Оренбурга", Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и Российской Федерации.
Итоги работы Счетной палаты в 2007 году свидетельствуют о том, что она сформировалась как действенный муниципальный контрольный орган. Но для кардинального изменения ситуации с законностью и эффективностью получения и использования средств городского бюджета необходимы совместные усилия всех участников бюджетного процесса и управления муниципальной собственностью.
Следует продолжить работу по совершенствованию форм и методов предварительного контроля, дальнейшему повышению качества заключений Счетной палаты на проекты решений о бюджете города на очередной финансовый год, а также по совершенствованию процесса подготовки заключений Счетной палаты об исполнении бюджета города Оренбурга.
Необходимо разработать методику эффективного контроля за использованием муниципальной собственности. При этом особое внимание необходимо уделить определению критериев эффективного использования собственности, форм и методов контроля.
Анализ результатов работы Счетной палаты в отчетном году позволяет сделать следующие выводы:
Внедрения казначейского исполнения местного бюджета привело к значительному сокращению грубых нарушений законодательства и к общему повышению качества исполнения бюджета. Вместе с тем, не достигнут необходимый уровень эффективности в формировании доходной базы и исполнении расходов муниципального бюджета. Сохраняется достаточно высокий уровень задолженности в бюджет города как по налоговым, так и по неналоговым платежам.
На всех стадиях формирования и исполнения бюджета города имеется недоработки. Недостаточно надежным остается прогноз основных макроэкономических показателей, на основе которых формируются доходная и расходная части городского бюджета. Вследствие этого принятые бюджеты города неоднократно корректируются как на стадии их рассмотрения при утверждении проекта, так и в ходе их исполнения.
Не реализуются все имеющиеся возможности получения доходов от использования муниципального имущества. Одной из основных проблем в использовании муниципального имущества является несовершенство действующей системы его учета, не позволяющей получить полную и достоверную информацию о перечне объектов муниципального имущества и их стоимости, а также о движении объектов и изменении их стоимости.
Создание реестра показателей экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей муниципалитета в уставном капитале, а также реестра недвижимости, позволяющего иметь открытый доступ к сведениям о муниципальном имуществе и сделках с ним; способствовало бы более точно ориентировать деятельность предприятий на результат и усилить контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью и перечислением части прибыли в местный бюджет, который в настоящее время ослаблен.
Эффективность управления муниципальными унитарными предприятиями и акционерными обществами с долей муниципалитета в уставном капитале могла быть выше, в случае утверждения порядка, обеспечивающего учет сдаваемого в аренду имущества, как движимого, так и недвижимого.
Формирование и реализация городским целевых программ не полностью отвечают современным требованиям программно-целевого метода бюджетного планирования. Во многих городских целевых программах отсутствуют количественные и качественные показатели экономической эффективности и социальной результативности программ, увязанные с их ресурсным обеспечением.
С учетом изложенного Счетная палата предлагает:
рекомендовать администрации города Оренбурга усовершенствовать целенаправленную работу по повышению качества экономического прогнозирования, совершенствованию бюджетного планирования, изысканию резервов увеличения доходов бюджета;
формирование расходов проекта бюджета на очередной финансовый год производить по экономически обоснованной потребности финансирования бюджетополучателей, а не от базовых показателей, принятых в бюджетах предыдущих лет, что не позволяет сделать вывод об обоснованности сформированных проектировок;
в целях повышения доходов от использования муниципального имущества разработать и утвердить порядок, обеспечивающий учет сдаваемого в аренду имущества (как движимого, так и недвижимого);
рассмотреть возможность создания реестра показателей экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей муниципалитета в уставном капитале, а также реестр недвижимости, позволяющий иметь открытый доступ к сведениям о муниципальном имуществе и сделках с ним;
при разработке программ и принятии решений об их утверждении указывать в паспорте программ конкретные суммы финансирования в разрезе мероприятий по годам, а так же обязывать исполнителей включать в отчеты не только количественные, но и финансовые показатели выполнения программ в разрезе мероприятий;
в дальнейшем при формировании бюджета не принимать во внимание целевые программы, не подкрепленные финансированием и выносить вопрос о временном прекращении действия таких целевых программ на рассмотрение Оренбургского городского Совета.
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 25 апреля 2008 г. N 535 "Об утверждении отчета о работе Счетной палаты города Оренбурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.