Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к государственной программе
"Стимулирование развития жилищного
строительства в Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
(с изменениями от 13 ноября, 30 декабря 2014 г.,
14 сентября 2015 г., 29 января 2016 г.)
Паспорт подпрограммы
"Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах"
(далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
- |
минстрой Оренбургской области |
Участники Подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель Подпрограммы |
- |
переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции |
Задача Подпрограммы |
- |
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы |
- |
доля расселенной площади в общей площади аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года; доля расселенной площади в общей площади аварийного жилого фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы, этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы |
- |
общий объем финансирования Подпрограммы составляет 7 439 609,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 1 784 443,2 тыс. рублей; 2015 год - 1 646 122,1 тыс. рублей; 2016 год - 1 082 341,7 тыс. рублей; 2017 год - 761 702,6 тыс. рублей; 2018 год - 665 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 750 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 750 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- |
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан |
Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
В настоящее время более 22,0 тыс. человек (около 1,0 процента населения Оренбургской области) проживают в многоквартирных домах (далее - МКД), признанных в установленном порядке аварийными. Их площадь на 1 января 2012 года в Оренбургской области составляет 297,7 тыс. кв. метров (около 0,9 процента от общей площади многоквартирных домов области). Наибольшую долю аварийного жилищного фонда Оренбургской области представляет собой жилье, построенное в 1946 - 1948 годах предприятиями, эвакуированными на Урал в военное время, а также во время освоения целинных земель в 1950-е годы. Это сборно-щитовые дома барачного типа и каркасно-засыпные дома. Физический износ строений составляет 70,0 - 95,0 процента.
Большинство граждан, проживающих в аварийных МКД, не имеет возможности приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Аварийный жилищный фонд является непосредственной угрозой для жизни граждан, ухудшает внешний облик городов и поселков, сдерживает развитие инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов. Реализацию реконструктивных мероприятий на данных территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и несовершенство правовых актов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.
Ответственный исполнитель Подпрограммы осуществляет руководство и текущее управление реализацией Подпрограммы, разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для ее реализации, готовит предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, проводит анализ и вносит предложения по рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов Подпрограммы.
В ходе реализации мероприятий областных целевых программ и областных адресных программ "Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), направленных на ликвидацию аварийного жилищного фонда в 2003 - 2012 годах, ликвидировано 130,0 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и целевые индикаторы (показатели) их достижения
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, Стратегией прорыва. Программой действий до 2015 года, утвержденными постановлением Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2011 года N 93-п.
Основной целью Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Основное мероприятие Подпрограммы направлено на обеспечение выполнения обязательства государства по реализации прав граждан, проживающих в МКД, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение качества проживания.
Основным приоритетом политики Правительства Оренбургской области является изменение жилищных условий семей, проживающих в аварийном жилищном фонде, путем переселения их в благоустроенные дома, отвечающие стандартам обеспечения жилыми помещениями.
Цели Подпрограммы соответствуют приоритетам государственной жилищной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также целевым ориентирам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Для достижения поставленной цели предусматривается решение основной задачи - формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Решение поставленной задачи позволит:
расселить граждан из аварийного жилищного фонда до 31 декабря 2020 года общей площадью 262,14 тыс. кв. метров и создать безопасные условия для проживания 17 582 граждан Оренбургской области;
обеспечить:
выполнение обязательства государства перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания;
создание благоприятных условий для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
безопасность проживания в жилище;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
формирование ответственности за сохранность жилищного фонда.
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы представлены в приложении N 1 к Программе.
Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
Основное мероприятие 6.1 Подпрограммы представлено в приложении N 2 к Программе.
В рамках Подпрограммы реализуется основное мероприятие 6.1 "Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов", которое направлено на обеспечение выполнения обязательства государства по реализации прав граждан, проживающих в МКД, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение качества проживания.
Реализация основного мероприятия Подпрограммы осуществляется минстроем Оренбургской области при участии органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления).
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы
Информация о ресурсном обеспечении реализации Подпрограммы приводится в приложениях N 3, N 4 к Программе.
Финансирование основного мероприятия 6.1 Подпрограммы предусматривается исходя из возможностей областного и местных бюджетов на условиях софинансирования, финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ.
Информация о значимости Подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости Подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,05.
Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области в рамках Подпрограммы
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В рамках реализации основного мероприятия "Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов" Подпрограммы бюджетам городских округов и муниципальных районов Оренбургской области предоставляются субсидии в целях софинансирования (далее - субсидии):
обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств областного бюджета.
В случае предоставления указанных субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности сельских поселений указанные субсидии подлежат перечислению администрациями муниципальных районов в бюджеты поселений.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие правового акта органов местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
б) наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, аналогичные мероприятиям Подпрограммы,
в) наличие проектов жилищного строительства, предусматривающих обустройство территорий объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, прошедших отбор в установленном порядке;
г) заключение соглашения о предоставлении субсидии между министерством и администрацией муниципального образования.
Механизм реализации Подпрограммы представляет собой систему отбора муниципальных образований Оренбургской области для участия в реализации основного мероприятия подпрограммы. Порядок отбора муниципальных образований Оренбургской области утверждается минстроем Оренбургской области с учетом положений, содержащихся в настоящем разделе.
Средства областного бюджета на реализацию основного мероприятия Подпрограммы направляются в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области в виде субсидий в зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности до его выравнивания и составляют:
Расчетный уровень бюджетной обеспеченности городского округа, муниципального района |
Доля средств областного бюджета (процентов) |
до 0,4 |
99,0 |
от 0,4 до 0,7 |
98,0 |
от 0,7 до 1,0 |
97,0 |
свыше 1,0 |
96,0 |
Расчетный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований Оренбургской области до его выравнивания определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Органы местного самоуправления определяют объемы финансовых средств, направляемых из местных бюджетов на финансирование мероприятия Подпрограммы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятия и сроков его выполнения. В случае если муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемая в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, содержит объем средств местного бюджета, превышающий объем средств местного бюджета, определенный с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, объем субсидии областного бюджета уменьшается на это превышение.
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета, без учета средств Фонда ЖКХ, в очередном финансовом году бюджету городского округа (муниципального района), рассчитывается по следующей формуле:
, где:
С - объем субсидий областного бюджета на софинансирование основного мероприятия Подпрограммы за счет средств областного бюджета;
- объем субсидий бюджету i-го муниципального образования Оренбургской области на софинансирование основного мероприятия Подпрограммы;
- стоимость работ по выполнению основного мероприятия в i-м муниципальном образовании Оренбургской области, предлагаемая к финансированию в очередном финансовом году;
- уровень софинансирования из областного бюджета i-го городского округа (муниципального района) (дифференцирован в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования Оренбургской области).
Стоимость работ по выполнению мероприятия в i-м муниципальном образовании Оренбургской области, предлагаемая к финансированию в очередном финансовом году, рассчитывается:
при переселении граждан из жилых помещений, находящихся в их собственности, а также из жилых помещений независимо от формы собственности, с привлечением финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ - по следующей формуле:
, где:
Пр - общая площадь жилых помещений в МКД, из которых осуществляется расселение граждан;
Н - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по i-му муниципальному образованию, устанавливаемая органами местного самоуправления, но не выше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Оренбургской области, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при реализации Федерального закона N 185-ФЗ. В расчете применяется средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, установленная органом местного самоуправления в квартале, предшествовавшем месяцу обращения органа местного самоуправления на отбор.
При переселении граждан из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, без привлечения финансовой поддержки Фонда ЖКХ - по следующей формуле:
, где:
Пн - общая площадь жилых помещений, приобретаемых для переселения граждан, рассчитанная исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой в соответствии со статьёй 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом приобретаемая площадь не должна превышать расселяемую площадь более чем на 10 квадратных метров и должна быть не менее расселяемой.
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета за счет средств Фонда ЖКХ в очередном финансовом году бюджету городского округа (муниципального района), рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- объем субсидий на софинансирование основного мероприятия Подпрограммы за счет средств Фонда ЖКХ;
- объем субсидий бюджету i-го муниципального образования на софинансирование основного мероприятия Подпрограммы за счет средств Фонда ЖКХ;
- стоимость работ по выполнению основного мероприятия в i-м муниципальном образовании, предлагаемая к финансированию в очередном финансовом году;
- уровень софинансирования из Фонда ЖКХ, определенный Оренбургской области в соответствии Федеральным законом N 185-ФЗ.
Органы местного самоуправления в сроки, установленные минстроем Оренбургской области с учетом соблюдения сроков, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, представляют пакет документов, подтверждающих выполнение условий, установленных настоящим разделом.
Отбор муниципальных образований Оренбургской области для участия в реализации Подпрограммы осуществляется ежегодно минстроем Оренбургской области в пределах объема бюджетных ассигнований, определенного минстроем Оренбургской области на цели предоставления субсидии на очередной финансовый год исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, доведенного министерством финансов Оренбургской области, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Распределение субсидии между бюджетами городских округов и муниципальных районов Оренбургской области утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Объекты отобранных муниципальных образований Оренбургской области для предоставления субсидий в очередном финансовом году в установленном порядке включаются в областную адресную инвестиционную программу.
Переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется по двум направлениям.
Направление 1: переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, с привлечением финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ.
Условиями участия муниципальных образований в реализации мероприятия Подпрограммы по направлению 1 являются:
наличие МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
выполнение условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, установленных статьёй 14 Федерального закона N 185-ФЗ;
наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по переселению граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
наличие в местном бюджете средств для исполнения расходного обязательства;
наличие обязательства муниципального образования по обеспечению достижения целевых показателей;
наличие муниципальных правовых актов, регулирующих переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Реализация мероприятия с привлечением средств Фонда ЖКХ осуществляется в рамках региональных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ.
Направление 2: переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не включенных в программы, финансируемые с участием Фонда ЖКХ, а также признанных таковыми после 1 января 2012 года.
Условием участия муниципальных образований в реализации мероприятия подпрограммы по направлению 2 является наличие:
МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
обязательства по включению в муниципальную программу, предусматривающую мероприятия по переселению граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
обязательства по обеспечению в местном бюджете средств для исполнения расходного обязательства;
обязательства муниципального образования по обеспечению достижения целевых показателей;
документов, подтверждающих принятие на общем собрании собственников помещений МКД единогласного решения об участии в муниципальной программе (протоколы);
муниципальных правовых актов, регулирующих переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Отбор муниципальных образований по направлению 2 осуществляется в два этапа.
В первоочередном порядке в отборе участвуют муниципальные образования при наличии решений судебных органов о расселении граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. При этом муниципальные образования представляют в минстрой Оренбургской области копии таких решений. Ранжирование данных муниципальных образований осуществляется по дате вступления в законную силу решения суда.
Во вторую очередь, при наличии остатка бюджетных ассигнований по направлению 2, в отборе участвуют остальные муниципальные образования, ранжирование которых осуществляется по дате признания МКД аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Место каждого муниципального образования относительно других определяется по мере возрастания даты вступления в законную силу решения суда (первый этап) или признания МКД аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (второй этап).
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключенных между минстроем Оренбургской области и администрациями городских округов и муниципальных районов Оренбургской области.
В соглашении о предоставлении субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятия подпрограммы предусматриваются (далее - соглашение):
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию Оренбургской области;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансирование расходного обязательства, в соответствии с установленным уровнем софинансирования;
обязательство уполномоченного органа муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав района, о предоставлении субсидии, полученной на исполнение расходных обязательств сельских поселений, местным бюджетам сельских поселений;
значение целевых показателей эффективности использования субсидий;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидий;
порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
Абзац семидесятый настоящего Раздела вступает в силу после официального опубликования постановления Правительства Оренбургской области от 29 января 2016 г. N 46-пп и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2015 г.
обязательство муниципального образования Оренбургской области по достижению установленных целевых показателей эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий Подпрограммы;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
Основные положения, которыми необходимо руководствоваться при переселении граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции:
главным критерием выбора того или иного способа переселения граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, является его стоимость, которая должна быть минимальной при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации гарантий по размеру и качеству предоставляемого жилья и не должна превышать стоимость одного квадратного метра жилья, установленного областной адресной программой переселения граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на соответствующий год;
жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из жилого помещения, находящегося в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу или реконструкции, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта Оренбургской области.
Особенности, которые следует учитывать при переселении граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, с привлечением финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ (направление 1):
средства Фонда ЖКХ и областного бюджета могут быть направлены на оплату стоимости превышения общей площади предоставленного жилого помещения над общей площадью ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в случае образования неизрасходованных средств в результате:
уменьшения предусмотренных расходов на выкуп жилых помещений у собственников или на предоставление благоустроенных жилых помещений;
предоставление гражданам с их согласия жилого помещения меньшей площади ранее занимаемого;
возникшей разницы между рассчитанной начальной (максимальной) ценой контракта и ценой заключенного контракта.
При этом средства Фонда ЖКХ и областного бюджета направляются на финансирование переселения граждан из иных жилых помещений МКД, перераспределяются между домами и направляются на новые дома, расположенные на территории того же муниципального образования, что и МКД, по которому образовались эти средства;
очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно очередностью сноса строений, определяемой, в первую очередь, в соответствии с планом развития территории.
Особенности, которые следует учитывать при переселении граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не включенных в программы, финансируемые с участием Фонда ЖКХ, а также признанных таковыми после 1 января 2012 года (направление 2):
в случае если переселение граждан из жилых помещений, находящихся в их собственности, осуществляется в жилое помещение, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, осуществляется за счет средств местного бюджета.
В случае приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья, физический износ основных конструктивных элементов дома, в котором расположено приобретаемое жилое помещение, не должен превышать 30,0 процента.
Информация о прогнозных расходах муниципальных образований Оренбургской области
Общий объем прогнозных расходов муниципальных образований Оренбургской области на реализацию Подпрограммы - 270 312,65 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 91 544,41 тыс. рублей;
2015 год - 77 298,82 тыс. рублей;
2016 год - 88 249,90 тыс. рублей;
2017 год - 13 219,52 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.