Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Орска
от 16 февраля 2015 г. N 728-п
Бюджетный прогноз
города Орска на долгосрочный период
до 2021 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз города Орска на долгосрочный период до 2021 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьями 11, 34 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, послании губернатора Оренбургской области от 21.07.2014 г., стратегии развития муниципального образования "Город Орск" до 2020 года.
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков: регламентированный (упорядоченный) процесс, связь с обработкой информации, направленность на достижение определенных целей, временной характер.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, решений, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов должна повысить обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия.
Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности бюджета города Орска и качества бюджетной политики на муниципальном уровне.
2. Цели, задачи и принципы долгосрочной бюджетной политики
Целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы муниципального образования на внешние и внутренние макроэкономические изменения и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской экономики, экономики Оренбургской области и города, а также обеспечения связи между долгосрочными целями муниципальных программ, конкретными индикаторами их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.
Цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач.
Во-первых, бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической политики.
Направления и конкретные мероприятия социально-экономической политики, реализуемые в рамках муниципальных программ муниципального образования "Город Орск" (далее - муниципальные программы), должны иметь надежное, просчитанное финансовое обеспечение. Должны быть определены объемы финансовых ресурсов, необходимые для достижения конкретных целей и количественно определенных результатов, при обеспечении сбалансированности городского бюджета в долгосрочном периоде. Это потребует применения системного механизма приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям городского бюджета с учетом финансового положения бюджета в целом. В настоящее время законодательством установлена необходимость приведения муниципальных программ в соответствие с решением о бюджете в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации муниципальных программ, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики.
Необходимо разработать и внедрить систему регулярного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ муниципальных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности исполнителей программы за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление.
Необходимо провести работу по четкой приоритизации расходных обязательств муниципального образования "Город Орск". Структура бюджетных расходов должна быть наиболее эффективной и обеспечивающей ускоренное социально-экономическое развитие, включая сферы образования, культуры и спорта и муниципальную инфраструктуру. Участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджета должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
При этом за счет бюджетных средств не должны осуществляться проекты, создающие конкуренцию частным инвестициям. Бюджетные инвестиции должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной, инженерной, коммуникационной, социальной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Во-вторых, должны быть обеспечены бюджетная устойчивость и общая макроэкономическая стабильность.
Эта общая задача включает несколько составляющих. Необходимо проводить работу по увеличению доходов местного бюджета, поддерживать безопасный уровень дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов. Одновременно необходимо сохранять относительно постоянный уровень муниципальных расходов в условиях "взлетов и падений" бюджетных доходов.
С 2015 года налог на имущество физических лиц будет взиматься исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, на уровне муниципалитета соответствующий нормативный правовой акт принят в 2014 году. Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества будут в 2015 году утверждены Правительством Оренбургской области.
С 2016 года планируется введение местных сборов на ведение торговли и предоставление услуг после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Необходимо проведение оценки эффективности предоставления льгот и установленных ставок по налогам, не влияющих на стимулирование предпринимательской активности.
Требуется определить план мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, содействию в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
Также необходимо:
1) провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности, то есть систематизацию сведений о его наличии и использовании:
- выявление неиспользованного (бесхозного) имущества и установление направления эффективного его использования;
- определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное пользование;
- корректировка методики установления арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество в направлении максимального ее приближения к рыночной и четкого обоснования исключений из этого правила;
- выявление неиспользованных фондов муниципальных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
2) организовать взаимодействие с налоговыми органами в целях повышения собираемости налоговых доходов;
3) продолжить практику работы комиссии по стабилизации экономики.
При этом необходимо ограничить рост расходов бюджетной системы, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на основе оценки прогнозируемых доходов городского бюджета.
В-третьих, необходимо повысить эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на финансовое обеспечение предоставления населению муниципальных услуг. Прежде всего это относится к таким значимым для общества сферам как образование, культура, физическая культура и спорт.
Необходимо проводить мониторинг бюджетной сети (количество муниципальных учреждений, количество персонала, используемые фонды и качество предоставляемых муниципальных услуг в разрезе учреждений) и оценку потребности в муниципальных учреждениях с учетом необходимого уровня обеспеченности муниципальными услугами, в том числе исходя из сложившейся структуры расселения.
Необходимо выводить непрофильные услуги (работы), исключать невостребованные услуги (работы).
Повышению эффективности финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг должно способствовать снижение затрат на предоставление единицы услуги за счет прогрессивных технологических решений, оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал. Нельзя наращивать затраты просто увеличивая фонд оплаты труда, необходимо повышать эффективность отдачи, увеличивая нагрузку и производительность труда. Необходимо привлекать частный сектор для предоставления муниципальных услуг.
Расходы бюджета на оказание муниципальных услуг должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
При этом нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений уже создана. Задача следующего этапа развития заключается в совершенствовании практической реализации уже внедренного нового механизма финансирования услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, а в самих учреждениях - в продолжении процесса перехода к "эффективному контракту", который уже начат в муниципальных учреждениях города и который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от результатов выполняемой им работы.
В-четвертых, бюджетный процесс должен реализовываться при прозрачности и открытости бюджета для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход реализуется за счет формирования городского бюджета в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации этих программ. Данный механизм формирования бюджета будет совершенствоваться с целью включения как можно большего объема расходов бюджета в муниципальные программы.
На постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности планов и отчетов по реализации бюджетной политики за счет разработки "Бюджетов для граждан".
Помимо внедрения электронной брошюры "Бюджет для граждан", в настоящее время открытость и публичность бюджетных расходов обеспечивается размещением на сайте zakupki.gov.ru данных о планируемых и осуществляемых закупках получателями бюджетных средств.
Привлечение общественности посредством сотрудничества местной администрации и Общественной палаты города Орска должно способствовать вовлечению граждан в процесс формирования и исполнения бюджета города Орска.
Еще одним шагом, сделанным в этом направлении, является создание официального сайта финансового управления администрации города, на котором публикуется нормативно-правовая база, разрабатываемая для обеспечения бюджетного процесса на местном уровне, бюджет города и вносимые в него изменения.
На указанном сайте муниципальные учреждения города размещают данные о дебиторской и кредиторской задолженности на каждое первое число месяца, что позволяет отслеживать информацию о возникновении кредиторской задолженности и принимать меры по ее ликвидации, что является одним из мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
В-пятых, в долгосрочном периоде должны осуществляться мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами, интеграции процедур в рамках комплексной контрактной системы города Орска в бюджетный процесс, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Повышению эффективности бюджетных расходов будет способствовать реализация следующих мероприятий:
- развитие системы централизованного бухгалтерского учета, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в муниципальных учреждениях;
- создание образовательных центров путем присоединения к школе учреждений дополнительного образования детей;
- оценка эффективности предоставления субсидии юридическим лицам.
В-шестых, важно усилить муниципальный внешний и внутренний финансовый контроль за деятельностью главных администраторов и главных распорядителей бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Изменения, коснувшиеся в 2013 году бюджетного законодательства, поставили перед органами власти задачи по организации новой системы осуществления контроля за расходованием бюджетных средств и осуществлением полномочий участниками бюджетного процесса на муниципальном уровне.
В результате работы, проведенной муниципалитетом, в настоящее время в городе сформирована и функционирует система контроля, полномочия по контролю в которой осуществляют:
- контрольно-счетная палата города Орска (внешний муниципальный финансовый контроль);
- управление финансового контроля администрации города (внутренний муниципальный финансовый контроль);
- финансовое управление администрации города (внутренний муниципальный финансовый контроль);
- главные администраторы и главные распорядители бюджетных средств (внутренний финансовый контроль и аудит).
Новым в контрольных мероприятиях стало проведение обязательного аудита главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств на основе функциональной независимости. Принятие администрацией города решения о проведении аудита уже существующим казенным учреждением города позволило получить возможность проведения квалифицированного аудита с одновременной экономией бюджетных средств и избежать увеличения численности органов местного самоуправления.
"Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе ... контрольных ... органов. Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон ... Эта проблема актуальна не только для бизнеса, но и для бюджетных, муниципальных учреждений ... Надо, наконец, отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Отслеживать ситуацию нужно там, где действительно есть риски или признаки нарушений" (цитата из послания Президента РФ Федеральному Собранию 04 декабря 2014 года).
Дальнейшее совершенствование системы контроля должно способствовать переориентации контрольных мероприятий. Деятельность контрольных органов должна носить больше профилактический характер и направляться на предупреждение и пресечение нарушений законодательства.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной и муниципальной политики.
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными муниципальными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности городского бюджета в долгосрочном периоде.
Исходя из этого, для достижения целей и решения задач долгосрочного бюджетного прогноза необходимо соблюдение следующих основных принципов долгосрочной бюджетной политики:
- надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
- долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджета города Орска;
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленных целей;
- обеспечение достаточной гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
- создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов.
Общая эффективность реализации долгосрочного бюджетного прогноза будет определяться ее практическим применением в рамках бюджетного процесса.
Механизмы использования бюджетного прогноза в бюджетном процессе, порядок его формирования необходимо закрепить в нормативных правовых актах муниципального образования "Город Орск".
3. Общая характеристика и основные проблемы развития экономики муниципального образования "Город Орск"
Перспективы развития Орска во многом зависят от внешних факторов и условий, которые формируются вне города, имеют преимущественно объективный по отношению к нему характер и оказывают существенное влияние на процессы, протекающие внутри города.
Международные факторы влияют на город Орск сильнее, чем на большинство российских регионов и городов, в силу его пограничного положения и наличия предприятий, ориентированных на мировые рынки.
Город Орск - самый большой город Восточного Оренбуржья, в силу этого объективно выполняющий административно-обслуживающие функции для соседних городов и районов. Уровень жизни в этих поселениях ниже, что обуславливает миграционный поток в Орск на учебу и работу.
Среднегодовая численность населения муниципального образования "Город Орск" в 2013 году составила 239,693 тыс. человек.
Основная часть крупных предприятий города относится к отрасли тяжелой промышленности: черная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность.
В городе есть международный аэропорт. Выполняются регулярные и чартерные рейсы в европейские и азиатские страны.
Орск является крупным транспортным узлом, через который осуществляется большой объем грузовых и пассажирских перевозок. Через город Орск проходят пути железнодорожного сообщения: по железной дороге город связан с городами Восточного Оренбуржья; автомагистралями республиканского значения город связан с Оренбургом и казахстанским Актобе; функционирует довольно разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
Социально-экономическое развитие города Орска характеризуется стабильным ростом.
На потребительском рынке города Орска отмечается положительная динамика показателей развития. Потребительский рынок города достаточно насыщен основными продуктами питания, чему способствуют поставки на рынок продукции местных товаропроизводителей, и социально значимыми непродовольственными товарами.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Администрация города Орска проводит системную работу в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2013 году была утверждена муниципальная программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Орске на 2014 - 2016 годы", в 2014 году администрацией было принято решение о продлении срока реализации данной программы до 2020 года. Действует учреждение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - муниципальное бюджетное учреждение "Бизнес-инкубатор "Орский", которое стало центром по работе с начинающими предпринимателями. С 2006 года функционирует совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства - Общественный Совет предпринимателей при администрации города Орска, который активно участвует в принятии важных для предпринимателей решений.
Кроме того, субъектам малого и среднего предпринимательства города Орска оказывается содействие в получении мер финансовой поддержки в рамках мероприятий, предусматриваемых государственной программой "Экономическое развитие Оренбургской области на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года". Оказание комплексной и всесторонней поддержки будет способствовать планомерному росту количества малых и средних предприятий, численности занятых, увеличению налоговых поступлений в местный бюджет.
Учитывая значимость совершенствования и внедрения новых технологий, муниципальное образование "Город Орск" особое внимание уделяет созданию благоприятных условий для реализации инновационных проектов в городе.
Реализуя меры по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории нашего города, администрация проводит серьезную работу по оптимизации механизмов взаимодействия с инвесторами на местном уровне.
Важным фактором в формировании инструментов поддержки инвестиционной деятельности является проведение мероприятий по повышению качества муниципального управления.
В рамках реализации указанных мероприятий администрация города Орска проводит оптимизацию процедуры предоставления муниципальных услуг. Снижаются административные барьеры, обеспечивается прозрачность и информационная открытость деятельности администрации города.
Для формирования нормативно-правовой базы по привлечению инвестиций, созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования "Город Орск" разрабатывается Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
В рамках внедрения Стандарта для обеспечения открытости инвестиционной деятельности администрацией города принято решение о создании и регистрации сайта в качестве средства массовой информации (СМИ).
В 2014 году муниципальным казенным учреждением "Консультационно-методический центр г. Орска" (подведомственным администрации города) зарегистрирован официальный сайт в качестве СМИ. Сейчас на этом сайте создается раздел по инвестиционной деятельности в городе Орске.
На данный момент по предложению и согласованию с промышленниками и предпринимателями города, в целях повышения открытости и информационной привлекательности для потенциальных партнеров и инвесторов администрацией формируется электронный каталог предприятий и организаций города Орска, внесение данных в который и размещение информации в сети Интернет на официальном сайте будет производиться бесплатно.
В целях повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования на официальном сайте администрации города Орска опубликован актуализированный инвестиционный паспорт города; публикуется информация для инвесторов о наличии свободных инвестиционных площадок. Опубликованы и документы территориального планирования.
Чтобы повысить инвестиционный потенциал муниципального образования и привлечь инвесторов, город Орск постоянно участвует в областных российских и международных выставочных мероприятиях. Например: Российско-Казахстанская международная выставка "Европа - Азия. Сотрудничество без границ", областная выставка "Меновой двор", ежегодный экономический форум "Оренбуржье" (на этом форуме в 2013 году Орск был отмечен наградой как "Лучшее муниципальное образование Оренбургской области по инвестиционной привлекательности") и другие.
В июле 2014 года администрация города Орска представила заявку на участие в областном конкурсе на право получения из областного бюджета грантов в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований Оренбургской области. Конкурсная документация оценивалась по 11 критериям, и по результатам отбора Орск получил первое место и грант в размере 1 млн. рублей.
В декабре 2014 года город Орск повторно подтвердил лидерство в номинации "Лучшее муниципальное образование Оренбургской области по инвестиционной привлекательности", заняв первое место на IV Евразийском экономическом форуме "Оренбуржье 2014", и получил 700 тысяч премиальных рублей.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики города Орска в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:
- приостановление инвестиционных проектов;
- снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансовых ресурсов, сокращение внутреннего спроса, рост дешевого импорта на мировом рынке;
- снижение поступлений доходных источников;
- необеспеченный рост расходных обязательств в области социальной сферы, в том числе в части оплаты труда;
- рост размера дефицита городского бюджета и муниципального долга;
- нестабильность законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, высокая налоговая нагрузка на экономику;
- замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
4. Итоги бюджетной политики муниципального образования "Город Орск" за 2011 - 2014 годы
4.1 Доходы бюджета города Орска в 2011 - 2014 годах
Общий объем поступления доходов в городской бюджет в 2013 году составил 4500,8 млн. рублей, что на 274,9 млн. рублей больше поступлений, чем за 2012 год, и на 198,9 млн. рублей больше, чем в 2011 году. Поступления в 2014 году составили 3 696,1 млн. рублей (приложение N 1 к бюджетному прогнозу).
Налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет поступило в 2013 году в сумме 1515 млн. рублей, или 99,4 процента к утвержденным назначениям. В 2012 году исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 1326,7 млн. рублей, в 2011 году - 1518,2 млн. рублей. В 2014 году исполнение налоговых и неналоговых доходов составляет 1462,0 млн. рублей (приложение N 3 к бюджетному прогнозу).
В структуре налоговых доходов городского бюджета в 2014 году наибольший удельный вес занимают следующие налоги: на доходы физических лиц (55,8 процента), на совокупный доход (26,6 процента), на имущество (13,8 процента) (приложение N 2 к бюджетному прогнозу).
Налогов на доходы физических лиц в 2013 году поступило 788,2 млн. рублей. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились на 194 млн. рублей, по сравнению с 2011 годом - на 102,7 млн. рублей. Увеличение поступлений налога обусловлено ростом фонда оплаты труда, в то время как нормативы отчислений данного налога в местные бюджеты, устанавливаемые федеральным и региональным законодательством, с каждым годом снижаются. Исполнение за 2014 год налога на доходы физических лиц составляет 659,2 млн. рублей.
Налогов на имущество поступило в 2013 году 171,5 млн. рублей, в 2012 году - 176,6 млн. рублей, в 2011 году - 264,9 млн. рублей. Исполнение за 2014 год составляет 163,4 млн. рублей.
Исполнение по налогам на совокупный доход в 2013 году составляет 308,8 млн. рублей. По сравнению с 2012 годом налогов поступило больше на 28,3 млн. рублей и на 58,8 млн. рублей по сравнению с 2011 годом. Исполнение за 2014 год составляет 313,9 млн. рублей.
Государственной пошлины в городской бюджет в 2013 году поступило 16,9 млн. рублей. По сравнению с 2012 годом поступило больше на 3,4 млн. рублей. В 2011 году поступление составило 54,5 млн. рублей. Исполнение за 2014 год составляет 24,3 млн. рублей.
Недоимка по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2014 года по сравнению с ее наличием на начало 2013 года увеличилась на 8,7 млн. рублей и составила 172 млн. рублей. На 01.01.2013 г. недоимка составляла 163,3 млн. рублей. Увеличение суммы недоимки в основном связано с изменением сроков уплаты налога на имущество физических лиц.
Безвозмездные поступления в городской бюджет в 2011 году составили 2783,7 млн. рублей, из них из федерального бюджета поступило 481 млн. рублей.
В 2012 году безвозмездные поступления в городской бюджет составили 2899,2 млн. рублей, что составляет 99,2 процента от плановых назначений. Дотации поступили в сумме 105,3 млн. рублей, что составило 3,6 процента от общего объема безвозмездных поступлений. Субсидии получены в сумме 711,4 млн. рублей, что составило 24,5 процента в объеме безвозмездных поступлений. Субвенции и иные межбюджетные трансферты поступили в суммах 1711,3 млн. рублей и 373,1 млн. рублей соответственно, что в процентном соотношении составляет 59 процентов и 12,9 процента от общего объема безвозмездных поступлений.
За 2013 год в городской бюджет поступило 2985,8 млн. рублей безвозмездных поступлений, в том числе: дотаций - 172,6 млн. рублей, субсидий - 1035,7 млн. рублей, субвенций - 1678,1 млн. рублей, иных межбюджетных трансфертов - 99,3 млн. рублей.
Поступление безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в городской бюджет в 2014 году составляет 2236,8 млн. рублей, в том числе дотаций - 259,7 млн. рублей, субсидий - 763,1 млн. рублей, субвенций - 1127,6 млн. рублей, иных межбюджетных трансфертов - 86,4 млн. рублей (приложение N 3 к бюджетному прогнозу).
4.2 Расходы городского бюджета в 2011 - 2014 годах
Расходы из городского бюджета за 2014 год произведены в сумме 3725 млн. рублей, в 2013 г. - 4578,7 млн. рублей, в 2012 г. - 4361,2 млн. рублей и в 2011 г. - 4342,8 млн. рублей (приложение N 1 к бюджетному прогнозу).
При расходовании бюджетных средств обеспечивается финансирование первоочередных расходов. Для финансирования первоочередных расходов без задержек принимаются меры для обеспечения наличия бюджетных средств на счете городского бюджета, осуществляется контроль за их рациональным и эффективным использованием.
В расходах бюджета города одним из основных приоритетов является реализация ряда социальных Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Основу расходной части бюджета города составляют бюджетные ассигнования, направляемые в социально-культурную сферу: на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику (приложение N 4 к бюджетному прогнозу). Их объем в 2014 году составил 2661,2 млн. рублей, в 2013 году объем увеличился по сравнению с 2012 годом на 188,8 млн. рублей и составил 3540,3 млн. рублей. В 2011 году расходы на социально-культурную сферу составили 3488,3 млн. рублей. Снижение в 2014 году по сравнению с 2013 годом расходов на социальную сферу обусловлено передачей в государственную собственность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. Более 70 процентов от общего объема расходов местного бюджета составляют расходы социальной направленности, что свидетельствует о том, что бюджет города является социально ориентированным.
В 2014 году основную часть расходов данной сферы составляют программные расходы (приложение N 6 к бюджетному прогнозу).
С 2014 года в городе реализуются три муниципальные программы социально-культурной направленности:
- "Развитие образования в городе Орске в 2014 - 2020 годах";
- "Культура города Орска на 2014 - 2020 годы";
- "Развитие физической культуры, спорта и туризма в городе Орске на 2014 - 2020 годы".
Расходы бюджета на образование исполнены в 2014 году в сумме 2290,5 млн. рублей, в 2013 году - 2055,8 млн. рублей, в 2012 году - 1565,3 млн. рублей, в 2011 году - 1541,3 млн. рублей.
Финансирование мероприятий в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, имеющих социальную направленность, позволило ликвидировать очередность в детские дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет, повысить уровень профессионализма педагогических кадров, поднять ценность профессии педагога, укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. В результате повышения эффективности и качества услуг дополнительного образования на данный момент 76% детей дошкольного и школьного возраста охвачены услугами дополнительного образования детей. В соответствии с целевыми показателями, установленными в "дорожной карте" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования г. Орска" на 2014 - 2018 годы", к 2018 году данный показатель должен составлять 90%.
Реализация "майских" Указов Президента обеспечивает ежегодное повышение уровня среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников. По итогам 2014 года она составила:
- педагогические работники муниципальных учреждений общего образования - 24042 руб.;
- педагогические работники муниципальных учреждений дошкольного образования - 18562 руб.;
- педагогические работники муниципальных учреждений дополнительного образования детей - 17160 руб.;
- работники учреждений культуры - 14460 руб.
Выделение в 2013 году бюджетных средств в рамках областной целевой программы "Дети Оренбуржья на 2011 - 2013 годы" в размере 180 млн. рублей позволило городу на условиях софинансирования реализовать мероприятия по модернизации дошкольного образования, в результате которых увеличилось число мест в учреждениях, оказывающих услуги по дошкольному образованию детей.
Расходы на культуру и кинематографию из бюджета города в 2014 году произведены в сумме 82,1 млн. рублей, в 2013 году - 60,1 млн. рублей, в 2012 году - 58,2 млн. рублей, в 2011 году - 52 млн. рублей.
В настоящее время данной отрасли социально-культурной сферы уделяется особое внимание. В рамках "Года Культуры" в отчетном году в учреждениях, оказывающих муниципальные услуги культурной направленности, осуществляются работы по ремонту и оснащению. Всего в 2014 году на данные цели израсходовано 18,8 млн. рублей.
Расходы местного бюджета на здравоохранение произведены в 2013 году в сумме 59,8 млн. рублей, в 2012 году - 354,6 млн. рублей, в 2011 году - 725,2 млн. рублей.
За период 2011 - 2013 годов основная доля расходов в данной области произведена в рамках реализации мероприятий областной программы модернизации здравоохранения, в результате чего учреждения здравоохранения были оснащены высокотехнологичным оборудованием, а также были проведены ремонтные работы в помещениях учреждений. Освоение средств по годам составило:
- 2011 год - 404,7 млн. рублей;
- 2012 год - 281,2 млн. рублей;
- 2013 год - 16,2 млн. рублей.
С 2013 года к полномочиям муниципальных образований в сфере здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа. Выполнение данного полномочия осуществляется городом посредством создания условий для обеспечения транспортной доступности в места, где расположены учреждения здравоохранения, обслуживание коммуникационных сетей.
Кроме того, ежегодно в расходах городского бюджета предусматриваются средства на компенсационные выплаты приглашенным врачам и возмещение расходов за проживание студентам, обучающимся в медицинских вузах очной формы обучения. В 2014 году на данные цели направлено 1,2 млн. рублей и 0,3 млн. рублей соответственно.
На социальную поддержку и социальное обслуживание населения города в 2014 году были направлены средства в размере 210,3 млн. рублей, в 2013 году - 1051,8 млн. рублей. В 2012 году данные расходы составили 1181,8 млн. рублей, в 2011 году - 1019,5 млн. рублей.
В области социальной политики основная часть расходов осуществляется за счет субвенций, поступающих из областного бюджета на выполнение переданных полномочий по опеке и попечительству, финансовому обеспечению отдыха и оздоровления детей, компенсации части родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
За счет собственных средств местного бюджета значительную часть расходов, осуществляемых городом в области социальной политики, составляют расходы на выполнение мероприятий муниципальной программы "Реализация молодежной политики в городе Орске" по созданию долгосрочной и гарантированной системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы. В 2014 году на эти цели с учетом софинансирования из областного и федерального бюджетов направлено 99,2 млн. рублей, в 2013 году расходы составили 87,4 млн. рублей, в 2012 году - 83,2 млн. руб. Сертификаты на приобретение жилья в 2014 году, аналогично 2013 году, планируется предоставить 117 молодым семьям, в 2012 году они были предоставлены 111 семьям.
Расходы бюджета на физическую культуру и спорт в 2014 году составили 76,6 млн. рублей, в 2013 году - 312,8 млн. рублей, в 2012 году - 191,6 млн. рублей, в 2011 году - 150,3 млн. рублей.
В городе проводится работа по развитию массового спорта. Администрацией города осуществляется финансовая поддержка автономной некоммерческой организации - спортивный клуб "Южный Урал", достойно представляющей Оренбургскую область в высшей хоккейной лиге.
В 2013 году при поддержке Правительства области администрацией города Орска был проведен фестиваль рабочего спорта. При подготовке к данному мероприятию за период 2011 - 2014 гг. была произведена реконструкция дворца спорта и стадиона "Юбилейный" сметной стоимостью 238,8 млн. рублей.
За 2011 - 2013 годы при финансовой поддержке вышестоящих бюджетов в городе был возведен и оборудован физкультурно-оздоровительный комплекс с ледовой ареной. Расходы на строительство данного объекта составили 140,8 млн. рублей.
Расходы местного бюджета на сельское хозяйство осуществляются за счет субвенций, поступающих из бюджета Оренбургской области. В 2013 году расходы составили 8,8 млн. рублей, в 2012 году - 1,7 млн. рублей, в 2011 году - 1,6 млн. рублей. За 2014 год на сельское хозяйство израсходовано 12,3 млн. рублей. Расходы в данной отрасли осуществляются на субсидирование животноводческой продукции, возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, привлеченным на проведение сезонных работ, содержание отдела по сельскому хозяйству администрации города Орска.
Расходы на поддержку всех видов транспорта (с учетом межбюджетных трансфертов) в 2014 году составили 117,8 млн. рублей, в 2013 году - 132 млн. рублей, в 2012 году - 116,1 млн. рублей, в 2011 году - 89,5 млн. рублей.
Расходы на дорожное хозяйство в 2013 году составили 172 млн. рублей, в 2012 году - 170,5 млн. рублей, в 2011 году - 165,7 млн. рублей. За 2014 год исполнение составило 148,9 млн. рублей. Расходы на дорожное хозяйство осуществляются за счет средств дорожного фонда города Орска.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (с учетом межбюджетных трансфертов) в 2014 году составили 441,9 млн. рублей, в 2013 году - 445 млн. рублей, в 2012 году - 480,2 млн. рублей, в 2011 году - 561,2 млн. рублей. Расходы на капитальные вложения за отчетный период произведены в размере 288,8 млн. рублей. Основная доля расходов капитального характера - расходы в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Администрацией города на протяжении ряда последних лет реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальных учреждениях социальной сферы. В 2010 была принята городская целевая программа "Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в городе Орске на 2010 - 2020 годы". В 2012 - 2013 гг. мероприятия реализовывались в рамках ведомственных целевых программ, а с 2014 года - в рамках муниципальных программ.
Мероприятия, проведенные в рамках программ, позволили достичь сокращения потерь энергоресурсов при их передаче, повышения эффективности использования энергоресурсов, сокращения расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений.
За 2011 и 2012 годы общая сумма экономии денежных средств на оплату коммунальных услуг муниципальными учреждениями составила соответственно 5,5% и 12,6% от общей суммы расходов на коммунальные услуги, в 2013 году мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволили сэкономить 36 млн. рублей.
4.3 Сбалансированность бюджета и долговая политика
Управление муниципальным долгом города также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами города Орска. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике города.
Основной целью управления муниципальным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств муниципалитета в полном объеме по более низкой стоимости заимствований на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга планируется привлечение более мобильных кредитных инструментов.
Основными задачами управления муниципальным долгом являются:
- модернизация системы управления долгом, в частности, системы учета прямых и условных обязательств;
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- развитие различных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
- совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
Со стороны главных распорядителей бюджетных средств, в том числе выполняющих функции учредителей для бюджетных и автономных учреждений в части выдачи муниципального задания, должен быть обеспечен строгий контроль за недопущением образования просроченной кредиторской задолженности в муниципальных учреждениях города. Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями должно производиться в пределах лимитов бюджетных обязательств, бюджетные и автономные учреждения должны принимать обязательства в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.
Муниципальный долг города по состоянию на 1 января 2015 года составил 318,6 млн. рублей, на 1 января 2014 года - 258,7 млн. рублей, на 1 января 2013 года - 193,9 млн. рублей, на 1 января 2012 года - 50,3 млн. рублей.
5. Основные направления развития экономики до 2020 года
Экономическое развитие города Орска в долгосрочном периоде будет осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными Стратегией развития города Орска до 2020 года, утвержденной решением Орского городского Совета депутатов от 28 августа 2013 года N 38-612 "Об утверждении "Концепции развития города Орска до 2030 года и Стратегии развития города Орска до 2020 года".
Перспективные направления развития Орска до 2020 года определяются целевыми ориентирами, заданными Концепцией развития до 2030 года. Проработка нескольких "функциональных" сценариев развития показала возможность непротиворечивого сочетания трех главных функций (отраслей специализации) города:
- административно-организующей.
- транспортно-логистической;
- промышленной.
Снижая общую долю промышленности в хозяйственном комплексе города и повышая при этом роль инновационной составляющей внутри промышленности, город снизит нагрузку на окружающую среду, высвободит трудовые ресурсы для новых, более привлекательных для образованной молодежи видов деятельности.
Общим ограничением для развития всех обозначенных функций города становится количество и качество трудовых ресурсов. Смягчение этого ограничения в период до 2020 года - приоритетная задача. Ее решение предполагает комплекс скоординированных действий по улучшению условий жизни в городе, закреплению кадров, реструктуризации профессионального образования, повышению доступности жилья и уровня безопасности жизни в городе.
Достижение желаемого будущего и реализация миссии города Орска означает реализацию в период до 2020 года системы целей и задач, сгруппированных в трех направлениях:
- благополучное общество и развитая социальная сфера;
- динамичная диверсифицированная экономика;
- безопасная и благоприятная среда для жизни.
Главная цель развития экономики города Орска - повышение уровня конкурентоспособности экономики и обеспечение динамичного устойчивого роста объемов производства как основы стабильного улучшения качества жизни населения.
Достижение главной стратегической цели развития экономики Орска планируется обеспечить через реализацию следующих целей:
- обеспечение диверсификации и формирование более сбалансированной структуры хозяйственного комплекса;
- создание благоприятного хозяйственного климата и увеличение объемов привлекаемых инвестиций;
- поддержка развития предпринимательства;
- увеличение объема местного бюджета и повышение эффективности его использования;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности.
Основными целями муниципального образования "Город Орск", направленными на развитие экономики на долгосрочную перспективу, являются:
- повышение качества жизни населения путем увеличения инвестирования в развитие человеческого потенциала;
- обеспечение устойчивого и стабильного экономического роста, усиление конкурентоспособности хозяйственного комплекса, увеличение доходов местного бюджета и уровня оплаты труда;
- формирование благоприятного социального климата через обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
Основой успешной реализации стратегических намерений по развитию города Орска, соответствующих программ и проектов станут организационно-управленческие, финансово-экономические, нормативно-правовые, информационно-коммуникационные и прочие решения для организованного продвижения по всем основным стратегическим направлениям развития.
Важнейшей основой, своеобразным "ключом" является построение эффективного сотрудничества и партнерских отношений власти, бизнеса и общества (частно-муниципальное, муниципально-государственное партнерство, социальное партнерство) по всем направлениям развития города.
6. Основные направления бюджетной политики на долгосрочную перспективу
6.1 Направления бюджетной политики на долгосрочный период по доходам
Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании инвестиционной активности, развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков перед субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Прогнозируются сдвиги в структуре бюджетных доходов, обусловленные, с одной стороны, структурными изменениями в экономике (налоговых базах), и, с другой стороны, реформами в рамках налоговой политики.
В целом политика по формированию доходов бюджета будет основана на следующих подходах:
- упорядочение системы налоговых льгот, повышение их адресности;
- повышение налоговой нагрузки на имущество;
- совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
- сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам;
- снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и её повышение на потребление, включая дорогую недвижимость;
- повышение доходов и эффективности использования муниципального имущества.
Таким образом, налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств муниципального образования "Город Орск", а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
6.2 Направления бюджетной политики на долгосрочный период по расходам
Основной целью бюджетной политики на долгосрочную перспективу является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Орска.
Главная задача, которая стоит перед органами исполнительной власти, - обеспечить принятие реалистичных обязательств и не нарушить устойчивость бюджетной системы.
Удлинение горизонтов планирования заставляет обеспечить более тесную увязку целей и задач стратегического планирования с долгосрочными программами социально-экономического развития.
Формирование и исполнение "программного бюджета" будет сопровождаться внедрением современных информационных систем.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться, в том числе, за счет применения единой классификации, единых перечней государственных услуг.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации бюджетной политики. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур.
Основными задачами бюджетной политики на долгосрочную перспективу являются:
1. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
В целях создания условий для дальнейшей реализации программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации городского бюджета в программном формате.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе муниципальных программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
2. Повышение эффективности использования средств, направляемых на финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
3. Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.
4. Обеспечение безусловного исполнения указов Президента Российской Федерации социально-экономической направленности, в том числе повышение заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений, поименованных в Указах, исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы ("дорожных картах").
5. Интенсивное внедрение новых механизмов управления финансами путем совершенствования методологии формирования муниципальных программ города Орска с целью консолидации показателей программ и муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ).
6. Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью их оптимизации.
7. Сокращение неэффективных расходов учреждений, отчуждение их непрофильного имущества, а также прекращение реализации ими функций, не обусловленных полномочиями муниципального образования "Город Орск". Ежегодное снижение издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении.
8. Реализация мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Расходы городского бюджета на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования планируется осуществлять в рамках поэтапного перехода к обеспечению установленных нормативов денежных затрат.
9. Поддержка жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, в том числе:
- поддержка молодых (в том числе из числа многодетных) семей в решении проблемы приобретения жилья;
- реализация мероприятий программы по переселению граждан города из аварийного жилищного фонда.
10. Повышение эффективности муниципальных закупок путем:
- обоснованности закупок;
- стремления к экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства;
- проведения экспертизы качества поставленного товара, результатов выполненной работы;
- создания комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (исключение необоснованных видов и объемов работ, прочих затрат из проектов смет на реконструкцию, ремонт и строительство, которые являются составной частью технико-экономического задания, что приводит к значительному уменьшению начальной максимальной цены контракта, выявление и предотвращение закупок "предметов роскоши").
11. Принятие мер, направленных на сокращение объемов дебиторской задолженности и обеспечивающих:
- инвентаризацию числящейся на балансовом учете дебиторской задолженности;
- выявление безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет города.
6.3 Долговая политика и сбалансированность бюджета города Орска на долгосрочный период
Обеспечение сбалансированности городского бюджета в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики муниципального образования "Город Орск". Под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.
Для повышения устойчивости бюджета федеральным и региональным законодательством предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджета, а также на размер муниципального долга и объем расходов на обслуживание муниципального долга.
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом на долгосрочный период будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики, сохранении умеренной долговой нагрузки, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами.
Привлечение краткосрочных заемных средств на срок менее одного года необходимо осуществлять только для поддержки текущей ликвидности, привлечение долгосрочных заемных средств сроком более пяти лет - для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру, среднесрочных (от одного года до пяти лет) - на рефинансирование имеющегося долга с целью оптимизации структуры заимствований.
С 2015 года в рамках пилотного проекта, реализуемого Управлением Федерального казначейства Оренбургской области и Министерством финансов Оренбургской области, у муниципалитета появится возможность привлечения краткосрочных бюджетных кредитов, выдаваемых Федеральным казначейством РФ, с процентной ставкой, равной 1/2 учетной ставки Центробанка РФ.
Необходимо добиваться равномерности выплат по обслуживанию и погашению долга, что позволит повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки.
Политика в области управления муниципальным долгом на долгосрочную перспективу будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности городского бюджета;
- обеспечение постоянного доступа муниципального образования "Город Орск" к источникам заемных средств на приемлемых условиях;
- развитие различных инструментов муниципальных заимствований;
- обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств муниципального образования "Город Орск";
- совершенствование учета и отчетности по обслуживанию муниципального долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
Долговая нагрузка на городской бюджет до 2020 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по муниципальному долгу муниципального образования "Город Орск".
Муниципальная долговая политика будет направлена на обеспечение платежеспособности муниципального образования "Город Орск", сохранение уровня муниципального долга на экономически безопасном уровне, при этом должна быть обеспечена способность города осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач на комфортных для муниципалитета условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.