Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к государственной программе
"Развитие здравоохранения
Оренбургской области"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 7
"Кадровое обеспечение системы здравоохранения"
(далее - Подпрограмма)
30 апреля, 15 мая, 2 июля, 14 ноября, 30 декабря 2014 г., 30 апреля, 26 июня, 24 сентября, 24 декабря 2015 г.
Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Необходимым условием достижения обеспечения равной доступности каждому гражданину качественной медицинской помощи является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению Российской Федерации и построение современной системы непрерывного профессионального образования посредством совершенствования организации профессиональной подготовки, повышения квалификации медицинских работников.
В учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения Оренбургской области, по данным официального статистического наблюдения, в 2012 году работали 8130 врачей, из них в сельской местности - 1971 врач (24,24 процента) и 22925 специалистов, относящихся к среднему медицинскому персоналу, из них 7964 - на селе (34,74 процента).
Обеспеченность на 10 тыс. человек составляет: врачами - 46,13, средним медицинским персоналом - 115,6.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек без учета работников федеральных учреждений составляет 36,78, средним медицинским персоналом - 105,63.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек в городах области составляет 35,6, в сельской местности - 23,5. Самую низкую обеспеченность врачами имеют г. Орск (24,0), г. Медногорск (26,5), г. Новотроицк (31,1); Кваркенский (15,6), Соль-Илецкий (17,1), Тоцкий (17,7), Асекеевский (18,2), Ясненский (18,8), Адамовский (19,6), Домбаровский (20,0) районы.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек ниже 23,5 имеют 14 районов области из 35, что составляет 40,0 процента.
Не укомплектованы медицинскими кадрами 84 (8,39 процента) ФАПа, каждая третья врачебная амбулатория (44,0 - 37,29 процента) и каждая пятая участковая больница (24,0 - 20,51 процента).
Коэффициент совместительства у врачей составляет 1,41, у среднего медицинского персонала - 1,2. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:2,5.
Средний возраст медицинских работников составляет 43,7 года. Удельный вес лиц пенсионного возраста среди врачей - 23,1 процента, среди среднего медицинского персонала - 21,3 процента. Отток медицинских кадров по специальностям "Лечебное дело" и "Педиатрия" на протяжении последних лет превышает их приток.
С учетом численности медицинских кадров и потребности*) дефицит врачей в области составляет 1527 человек**). Особенно остро ощущается нехватка педиатров, хирургов, психиатров, дерматовенерологов, фтизиатров, оториноларингологов, стоматологов, психиатров-наркологов. Дефицит имеется и по специальностям: "неврология", "офтальмология", "терапия", "сердечно-сосудистая хирургия в кардиохирургии" и "онкология".
Значительно недостает кадров в лабораторно-диагностической группе врачей - 694 специалиста (в амбулаторно-поликлинической службе - 288, в стационарах области - 406 человек).
В первую очередь, это врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи функциональной и ультразвуковой диагностики, врачи-рентгенологи.
Сокращение дефицита медицинских кадров области планируется осуществить посредством повышения эффективности целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, развития среднего медицинского и фармацевтического образования, разработки мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников Оренбургской области.
Одной из причин оттока медицинских кадров из учреждений здравоохранения области и нежелания выпускников медицинских образовательных организаций работать по специальности является низкий уровень заработной платы в сфере здравоохранения.
С целью привлечения специалистов в отрасль и сохранения имеющегося кадрового потенциала в рамках Подпрограммы предусмотрены меры по повышению престижа профессии, в том числе конкурс "Лучший по профессии".
Одним из самых рациональных способов решения указанной проблемы является наем ("приобретение") высококвалифицированных специалистов, в обязанности которых включается как оказание требуемых услуг, так и обучение штатных специалистов на местах. В рамках Подпрограммы заложены средства на привлечение одного высококвалифицированного специалиста в год.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере здравоохранения включают решение проблемы кадрового обеспечения отрасли.
Цель Подпрограммы - обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
Задачи Подпрограммы:
ежегодное проведение конкурса "Достоинство и милосердие"; конкурса "Лучший фельдшер фельдшерско-акушерского пункта", конкурса медицинских сестер и фельдшеров, конкурса профессионального мастерства сотрудников станций и отделений скорой медицинской помощи;
социальная поддержка медицинских работников.
Показатели (индикаторы) достижения цели и задач Подпрограммы, а также их значения, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
Реализация ВЦП не предусмотрена в рамках Подпрограммы.
Перечень основных мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе.
Основное мероприятие 7.1 "Повышение престижа медицинских специальностей"
Необходимость развития кадрового потенциала отрасли, способного обеспечить высокое качество оказываемых медицинских услуг населению, обусловливает значимость принятия комплексных мер по повышению престижа медицинской профессии.
В Оренбургской области указом Губернатора Оренбургской области от 12 мая 2008 года N 63-ук учреждены ежегодные премии Губернатора Оренбургской области "Достоинство и милосердие" за достижения в области здравоохранения для поощрения медицинских и фармацевтических работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения области, медицинских организаций, образовательных медицинских учреждений.
Ежегодно присуждаются 8 премий по следующим номинациям:
"Лучший врач";
"Лучший сельский врач";
"Лучший фармацевтический работник";
"Лучший санитарный врач";
"Лучший специалист среднего звена здравоохранения";
"Лучший преподаватель образовательного медицинского учреждения";
"За спасение и сохранение жизни человека";
"За верность и преданность профессии".
Премии присуждаются за конкретные достижения в той или иной номинации, имевшие место в течение календарного года. Лауреатам вручаются дипломы и премии в торжественной обстановке накануне профессионального праздника - Дня медицинского работника.
Критериями отбора медицинских и фармацевтических работников для награждения премиями являются стаж работы, уровень квалификации, активное участие в организации медицинской помощи либо образовательной деятельности, конкретные достижения, внедрение современных медицинских и организационных технологий, научно-практическая и исследовательская деятельность, высокие показатели объема и качества выполняемой работы, подтвержденные документально.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" минздравом разработан и согласован в Минздраве России план мероприятий по пошаговому повышению заработной платы медицинских работников. Предусмотрено увеличение уровня заработной платы врачей (провизоров), работников, имеющих иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, на 30,0 процента; среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала, социальных работников учреждений здравоохранения - на 25,0 процента; педагогических работников подведомственных образовательных организаций среднего профессионального образования - на 10,0 процента, для чего на повышение уровня заработной платы в бюджете Оренбургской области на 2013 - 2015 годы предусмотрены дополнительные средства.
С целью привлечения специалистов в отрасль и сохранения имеющегося кадрового потенциала в рамках Подпрограммы предусмотрены меры по повышению престижа профессии, в том числе проведение конкурса "Лучший по профессии".
Проблемой для здравоохранения области является недостаточность объемов ВМП. Так, из 18 видов ВМП по профилю "нейрохирургия" на территории области не выполняются 13 видов вмешательств, в том числе микрохирургические, эндоваскулярные и стереотаксические вмешательства при патологии сосудов головного и спинного мозга, богатокровоснабжаемых опухолях головы и головного мозга, внутримозговых и внутрижелудочковых гематомах, по причине отсутствия специалистов, владеющих такими методиками лечения; по профилю "трансплантация органов и тканей" (почки и костного мозга) медицинская деятельность также не осуществляется в связи с отсутствием квалифицированных кадров, при этом потребность в трансплантации почки соизмерима с числом пациентов, находящихся на гемодиализе (более 350).
Одним из самых рациональных способов решения указанной проблемы является наем ("приобретение") высококвалифицированных специалистов, в обязанности которых включается как оказание требуемых услуг, так и обучение штатных специалистов на местах. В рамках Подпрограммы заложены средства на привлечение одного высококвалифицированного специалиста в год.
Основное мероприятие 7.2 "Социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников"
С целью улучшения кадровой ситуации в отрасли здравоохранения планируется реализация мероприятий по совершенствованию системы мер социальной поддержки медицинских работников.
В Оренбургской области в 27 территориях области медицинским работникам оказываются различные меры социальной поддержки: частичная компенсация расходов по оплате коммунальных услуг в виде фиксированной выплаты или установления надбавки к окладу; выплаты студентам, направленным на обучение в рамках целевой контрактной подготовки, подъемных, обеспечение жильем служебного и социального найма.
Подпрограммой предусмотрены меры по привлечению специалистов в отрасль, в том числе за счет единовременных компенсационных выплат в рамках реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и принятия муниципальными образованиями нормативных актов, содержащих различные меры социальной поддержки медицинских работников.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы за счет средств областного бюджета
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета. Привлекаются средства федерального бюджета.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы, представлена в приложениях N 3, N 4 к Программе.
5. Значимость Подпрограммы для достижения цели Программы
В связи с равной значимостью для совершенствования системы охраны здоровья граждан задач по организации профилактики, лечения, реабилитации, лекарственного обеспечения граждан и задач по повышению качества кадрового состава здравоохранения Подпрограмме присваивается коэффициент значимости 0,125.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.