Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к государственной программе
"Содействие занятости населения
Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма III
"Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
(далее - Подпрограмма)
25 марта, 26 июня, 6 ноября, 30 декабря 2014 г., 18 мая, 12 ноября 2015 г., 15 января 2016 г.
Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствованию управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
переход от выплаты компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Преемственность мероприятий реализуемых с 1996 года областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области позволила решить ряд важных вопросов в сфере обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Оренбургской области имеют положительную динамику (таблицы 1 - 4).
Таблица 1
Численность
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
(по данным территориального органа ФСС)
|
(человек) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
822 |
806 |
704 |
659 |
662 |
Таблица 2
Численность
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
(по данным территориального органа Федеральной службы по труду и занятости)
|
(человек) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
32 |
36 |
33 |
34 |
35 |
Таблица 3
Количество
дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего
(по данным территориального органа ФСС)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
70,0 |
68,6 |
75,7 |
75,2 |
68,9 |
Таблица 4
Численность
работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров
(по данным министерства здравоохранения Оренбургской области)
|
(человек) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
517 |
390 |
228 |
280 |
218 |
Анализ ситуации показывает, что основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация работы по охране труда и недостаточный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководящих работников.
Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда (таблицы N 5, N 6). Если в 2009 году аттестовано 8,7 тыс. рабочих мест, то в 2013 году количество аттестованных рабочих мест выросло в 7 раз (61,8 тыс. рабочих мест).
Таблица 5
Количество
рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда
(по данным территориального органа Федеральной службы по труду и занятости)
|
(единиц) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
8747 |
24529 |
36056 |
14678 |
61837 |
Таблица 6
Удельный вес
рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест
(по данным территориального Федеральной службы по труду и занятости)
|
(процентов) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
1,6 |
6,4 |
13,1 |
16,4 |
30,0 |
Доля освобожденных специалистов по охране труда в организациях с численностью работающих свыше 50 человек возросла с 80,0 до 90,0 процента.
Наметилась позитивная тенденция в проведении обучения по охране труда руководителей и специалистов в образовательных организациях. Ежегодно количество обученных данной категории увеличивается на 10,0 - 20,0 процента.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация с созданием безопасных условий труда на предприятиях остается напряженной.
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблицы N 7 - 9) показывает, что в течение нескольких последних лет этот показатель не имеет тенденции к снижению. Наибольшие его значения зафиксированы в отраслях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (57,0 процента), на предприятиях обрабатывающих производств (44,9 процента), производства и распределения электроэнергии, газа, воды (32,3 процента), строительства (37,5 процента), транспорта и связи (31,6 процента).
Таблица 7
Общая численность работников
(по данным территориального органа ФСС)
|
(тыс. человек) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
779,6 |
734,8 |
740,9 |
715,7 |
680,3 |
Таблица 8
Численность
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным территориального органа Росстата)*)
|
(человек) |
||||
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
72542 |
74127 |
75609 |
74602 |
74490 |
Таблица 9
Удельный вес
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников
(по данным территориального органа Росстата)*)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
41,6 |
43,0 |
42,7 |
42,7 |
41,7 |
*) Данные по выборочному кругу организаций и видов экономической деятельности.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных и устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства, рост числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, и зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. На 1 января 2014 года на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 24 176,7 рубля, в сфере строительства - 6 796,7 рубля, сельского хозяйства - 1 566,7 рубля (в среднем по Оренбургской области - 8 648,7 рубля).
Экономические издержки, связанные с расходами на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2013 году составили 2,8 млрд. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с обеспечением работников сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, несоблюдением требований безопасности при использовании оборудования и инструментов, допуском к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, и другое.
В Оренбургской области в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны труда. Результатом данной работы стало принятие Закона Оренбургской области от 16 марта 2007 года N 1038/234-IV-ОЗ "Об охране труда в Оренбургской области", постановления администрации Оренбургской области от 8 мая 2002 года N 72-п "Об областной межведомственной комиссии по охране труда", постановления Правительства Оренбургской области от 14 марта 2013 года N 187-п "Об утверждении порядка реализации полномочий в области охраны труда в Оренбургской области", постановления Правительства Оренбургской области от 14 октября 2013 года N 836-пп "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах".
Решение проблем в области охраны труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний правил безопасности, низкой дисциплиной труда.
Подпрограмма является важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Оренбургской области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации ее мероприятий.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цель, задачи, показатели (индикаторы) их достижения
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Подпрограммы на региональном уровне с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (далее - стратегия), является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Оренбургской области.
В соответствии со стратегией одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессиональных рисков, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Целью Подпрограммы является улучшение условий и охраны труда и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
разработка и внедрение в организациях Оренбургской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.
Реализация Подпрограммы позволит к 2020 году:
организовать проведение специальной оценки условий труда 95,0 тыс. рабочих мест;
обеспечить снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на одного пострадавшего до 62 дней;
обеспечить снижение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров до 180 человек;
обеспечить снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более до 592 человек;
обеспечить снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 34 человек;
не допустить рост удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности занятых на предприятиях и организациях более чем 20,0 процента.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) Подпрограммы представлены в приложении N 1 к Программе.
По показателю Подпрограммы "Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда" учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получении соответствующих гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках Подпрограммы не предполагается.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
В рамках Подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 3.1 "Специальная оценка условий труда работающих в организациях, расположенных на территории Оренбургской области".
В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается организация:
содействия в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах;
проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда;
консультационной и организационной помощи организациям, проводящим специальную оценку условий труда.
Основное мероприятие 3.2 "Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения".
В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается:
организация и проведение анализа состояния условий и охраны труда на предприятиях;
осуществление мероприятий по снижению профессионального риска застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
улучшение качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
улучшение материального оснащения и кадрового укомплектования центра профпатологии и медицинских организаций, осуществляющих проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
координация работы ГКУ ЦЗН, организаций всех форм собственности по вопросам охраны труда;
проведение совещаний, семинаров по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций Оренбургской области;
организационно-методическое обеспечение работы областной межведомственной комиссии по охране труда, координация работы городских (районных) межведомственных комиссий по охране труда;
организация и проведение ежегодной региональной выставки "Безопасность и охрана труда" и научно-практической конференции, посвященных Всемирному дню охраны труда;
разработка различной документации по охране труда в научно-исследовательских институтах;
взаимодействие с организациями высшего и среднего профессионального образования в формировании знаний в области охраны труда у студентов технических специальностей;
обеспечение осуществления ГКУ ЦЗН полномочий в области охраны труда и трудовых отношений;
подготовка предложений в соглашение, заключаемое между Правительством Оренбургской области, профсоюзами и работодателями Оренбургской области, о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения в части, касающейся охраны труда;
контроль за ходом выполнения мероприятий по охране труда, включенных в коллективные договоры;
методическое и организационное обеспечение подготовки территориальных трехсторонних отраслевых соглашений, коллективных договоров, планов мероприятий по охране труда в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
проведение не реже одного раза в год областных и городских (районных) совещаний-семинаров по охране труда с уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов, уполномоченными работниками иных представительных органов, председателями комитетов (комиссий) по охране труда организаций.
Основное мероприятие 3.3 "Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрено:
обеспечение функционирования системы обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, организации производственного контроля за условиями труда работников, включая руководителей и специалистов;
обеспечение проведения ежеквартальных семинаров-совещаний по охране труда, организации работы выездных курсов по охране труда;
совершенствование деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Оренбургской области.
Основное мероприятие 3.4 "Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия запланированы:
подготовка по мере необходимости проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
актуализация нормативно-правовой базы для осуществления экспертизы условий труда и организации работы по охране труда (приобретение программного обеспечения);
содействие в обеспечении нормативными правовыми актами по охране труда всех заинтересованных субъектов;
оказание методической и организационной помощи службам охраны труда организаций Оренбургской области, разъяснение принятых нормативных правовых актов в области охраны труда.
Основное мероприятие 3.5 "Информационное обеспечение и пропаганда в области охраны труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается:
проведение ежегодной рекламной кампании "За достойный труд" в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
организация проведения недель охраны труда и социального партнерства, дней охраны труда в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
изучение, обобщение и распространение опыта работы в сфере улучшения условий и охраны труда;
обеспечение актуализированной нормативно-правовой базой и обновление наглядных пособий в консультационных пунктах по охране труда и социальному партнерству ГКУ ЦЗН;
организация выпуска ежеквартального бюллетеня "Условия и охрана труда в Оренбургской области";
издание ежегодного областного справочника "Охрана труда в Оренбургской области";
систематическое освещение в средствах массовой информации вопросов охраны труда и опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда, пропаганда охраны труда в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
участие в проведении областных конкурсов по охране труда.
4. Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы
Информация о ресурсном обеспечении реализации Подпрограммы приведена в приложениях N 3, N 4 к Программе.
Прогнозируемый объем привлекаемых на реализацию Подпрограммы средств из внебюджетных источников составляет 21 120 770,7 тыс. рублей, в том числе:
средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 920 770,7 тыс. рублей;
средства работодателей - 20 200 000,0 тыс. рублей.
Финансирование из внебюджетных источников может изменяться в соответствии с федеральным законодательством, решениями Фонда социального страхования Российской Федерации, а также в зависимости от экономического положения работодателей.
5. Значимость Подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости Подпрограммы для достижения цели Программы составляет 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.