Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
"Охрана окружающей среды
Оренбургской области"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма II.
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Оренбургской области"
17 апреля, 2, 30 декабря 2014 г., 13 июля, 8 сентября 2015 г., 29 января 2016 г.
Паспорт подпрограммы II
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
МПР области |
Участники подпрограммы |
- |
минстрой области |
Цель подпрограммы |
- |
развитие системы обращения с отходами производства и потребления |
Задачи подпрограммы |
- |
реализация мер по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов; строительство (обустройство), ввод в эксплуатацию специализированных объектов (полигонов) для размещения отходов в населенных пунктах области; обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот; организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
ввод в действие новых полигонов ТКО (очередей строительства); количество выявленных мест несанкционированного размещения отходов; площадь рекультивированных земель Оренбургской области из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности; доля отходов, направленных на обработку с соблюдением требований природоохранного законодательства, от общего количества (объема) ТКО, образующихся на территории муниципальных образований Оренбургской области; доля выполненных мероприятий комплекса мер ("дорожной карты") по развитию жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области от числа запланированных; доля внебюджетных средств, фактически направленных промышленными предприятиями на выполнение природоохранных мероприятий, от запланированных |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
354 208,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 908,0 тыс. рублей; 2016 год - 12 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 5 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 25 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 155 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 155 300,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
создание в области системы управления и контроля обращения с отходами; ввод в действие шести новых полигонов ТКО (очередей строительства); увеличение количества выявленных мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления не менее чем на 400 единиц, из числа вновь образованных (к уровню 2013 года); рекультивация до 0,1 тыс. гектаров земель Оренбургской области из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности (к уровню 2015 года); совершенствование нормативно-правовой базы Оренбургской области в сфере обращения с отходами; повышение информированности населения в сфере обращения с отходами; создание условий для привлечения частных инвесторов на условиях частно-государственного партнерства; увеличение доли направляемых на обработку и утилизацию отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, до показателя не менее 2 процентов, начиная с 2017 года |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В Оренбургской области ситуация с использованием и хранением отходов является неблагоприятной, а проблема обращения с отходами производства и потребления с каждым днем становится все более актуальной. На территории муниципальных образований Оренбургской области под складирование отходов занято около 2 тыс. гектаров земли, накоплено более 16 млн. тонн бытовых и около 1 млрд. тонн промышленных отходов.
Проблема удаления и обезвреживания ТКО остро стоит во всех муниципальных образованиях Оренбургской области. Большинство полигонов ТКО на территории области образовались стихийно, без надлежащего оформления отводов земельных участков и согласований с контролирующими органами или представляют собой санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с действующим природоохранным законодательством и эксплуатируемые с отклонениями от его требований.
На многих объектах отсутствуют документация по отводу земельного участка, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также лицензии на право обращения с отходами (сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов). Большей частью существующие свалки не ограждены и не обвалованы, технология складирования отходов не соблюдается, места захоронения отходов являются питательной средой для размножения вредных грызунов и насекомых, наносящих немалый ущерб хозяйственной деятельности. Свалки не оборудованы контрольно-наблюдательными скважинами, не осуществляется химико-аналитический контроль качества почв и грунтовых вод в районе свалок, отсутствует послойная изоляция отходов инертными материалами, вследствие чего возникают пожары, отсутствует система сбора и очистки стока с поверхности свалок. Такие свалки являются временными и подлежат либо закрытию, либо дальнейшему обустройству и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к их накоплению, вследствие чего отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека. Чрезвычайно разнородные по составу отходы, находясь в контакте с окружающей средой, претерпевают сложные химические и биохимические изменения, в результате которых происходит выделение более токсичных веществ, чем исходные компоненты отходов, а геологические условия и рельеф местности обусловливают распространение этих ядов на прилегающие территории.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" субъекты Российской Федерации с 2016 года организация деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществление нормирования в области обращения с отходами на объектах регионального уровня, а также реализация многих других значимых функций переходят в компетенцию субъектов Российской Федерации. При этом вводятся инструменты по управлению потоками отходов, региональные программы, территориальные схемы обращения с отходами, нормативы накопления ТКО, тарифное регулирование.
Вовлечению отходов в хозяйственный оборот на территории регионов будет способствовать предусмотренная законом территориальная схема в области обращения с отходами. Схема должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Выполнение основных направлений подпрограммы позволит максимально снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду, уменьшить объемы накопленных промышленных отходов, а также предотвратить дальнейшее загрязнение компонентов окружающей среды и вредное воздействие отходов на здоровье населения.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами предусматривают использование следующих механизмов:
предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.
Целью подпрограммы является развитие системы обращения с отходами производства и потребления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
реализация мер по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов;
строительство (обустройство), ввод в эксплуатацию специализированных объектов (полигонов) для размещения отходов в населенных пунктах области;
обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;
организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень и характеристика основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов".
Реализация данного основного мероприятия осуществляется путем предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в частности строительство (реконструкцию) специализированных полигонов или мест размещения отходов в населенных пунктах области муниципальной собственности;
основное мероприятие 2 "Совершенствование системы государственного регулирования вопросов обращения с отходами".
Данное основное мероприятие включает в себя:
создание комплексной системы обращения с отходами в Оренбургской области;
разработку и принятие законодательных актов Оренбургской области, регулирующих вопросы обращения с отходами;
осуществление информационного и правового консультирования органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области при разработке и реализации программ, содержащих мероприятия по обращению с отходами производства и потребления;
осуществление информационного и правового консультирования организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, при разработке инвестиционных программ, мероприятий в области обращения с отходами, применяющих новейшие научно-технические достижения для обеспечения экологичной и эффективной утилизации отходов;
организацию информирования населения о мероприятиях Оренбургской области в сфере обращения с отходами, повышение экологической культуры населения;
организацию работы с муниципальными образованиями Оренбургской области по мониторингу и отбору технологий и проектов по переработке и утилизации отходов в Оренбургской области на условиях частно-государственного партнерства;
основное мероприятие 3 "Организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов производства и потребления на окружающую среду".
Данное основное мероприятие включает в себя выявление, обследование и учет мест несанкционированного размещения отходов (вновь образованных стихийных), принятие мер к их ликвидации, ведение регионального кадастра отходов Оренбургской области.
В рамках подпрограммы предусматриваются мероприятия по обезвреживанию и утилизации отходов производства и потребления, выполнение которых будет осуществляться за счет собственных средств предприятий;
основное мероприятие 4 "Проекты в сфере обращения с отходами, предполагаемые к реализации промышленными предприятиями".
Данное основное мероприятие включает в себя мероприятия по обезвреживанию и утилизации промышленных отходов, вовлечению ТКО в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы на 2014 - 2020 годы за счет средств областного бюджета составит 354 208,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
Основное мероприятие 4 "Проекты в сфере обращения с отходами, предполагаемые к реализации промышленными предприятиями" финансируется за счет собственных средств предприятий (внебюджетных средств). Сроки проведения мероприятий, включенных в состав данного основного мероприятия, и планируемые объемы внебюджетных средств, привлекаемых на реализацию вышеуказанных мероприятий, указаны на основании сведений, представленных промышленными предприятиями.
Реализация мероприятий, финансируемых за счет собственных средств предприятий, осуществляется непосредственно предприятиями. При необходимости между МПР области и предприятием заключается соглашение о взаимодействии по реализации мероприятий. Информация о выполнении мероприятий представляется в МПР области ежеквартально по форме и в сроки, устанавливаемые МПР области.
План реализации проектов, предполагаемых к реализации промышленными предприятиями в рамках подпрограммы в 2014 - 2016 годах, представлен в приложении к настоящей подпрограмме.
В качестве дополнительных источников финансирования могут быть привлечены средства российских и международных кредитно-финансовых организаций и фондов, индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы на 2014 - 2020 годы за счет внебюджетных средств составит 520 543,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 104 211,3 тыс. рублей;
2015 год - 114 816,1 тыс. рублей;
2016 год - 60 000,0 тыс. рублей;
2017 год - 60 000,0 тыс. рублей;
2018 год - 60 000,0 тыс. рублей;
2019 год - 60 000,0 тыс. рублей;
2020 год - 60 000,0 тыс. рублей.
Кроме того, на реализацию мероприятий подпрограммы предполагается привлечение средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы".
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,15.
6. Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета в рамках подпрограммы
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области полномочий по вопросам местного значения.
В рамках реализации основного мероприятия 2 подпрограммы бюджетам городских округов и муниципальных районов Оренбургской области (далее - муниципальные образования) предоставляется субсидия в целях софинансирования работ по строительству (реконструкции) специализированных полигонов или мест размещения отходов в населенных пунктах области муниципальной собственности (далее - субсидия).
В случае предоставления субсидии сельским поселениям субсидия подлежит перечислению органами местного самоуправления муниципальных районов в бюджеты поселений.
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
наличие правового акта органов местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, аналогичные мероприятиям подпрограммы;
наличие проектов по строительству (реконструкции) специализированных полигонов или мест размещения отходов в населенных пунктах области муниципальной собственности (далее - проекты), прошедших отбор в порядке, установленном настоящим разделом;
заключение соглашения о предоставлении субсидии между минстроем области и органом местного самоуправления муниципального образования (далее - соглашение).
Объем субсидии рассчитывается по следующей формуле:
, где:
Ci - объем субсидии из областного бюджета на софинансирование проекта в очередном финансовом году;
CCi - стоимость проекта i-ого муниципального образования, предлагаемая к финансированию в очередном финансовом году;
ПСi - уровень софинансирования из областного бюджета i-ого муниципального образования (дифференцирован в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования).
Уровень софинансирования муниципального образования за счет средств областного бюджета устанавливается в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований:
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности городского округа и муниципального района |
Доля средств областного бюджета (процентов) |
до 0,4 |
95 |
от 0,4 до 0,7 |
93 |
свыше 0,7 |
90 |
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования до выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Механизм реализации подпрограммы представляет собой систему отбора проектов муниципальных образований в целях предоставления субсидии (далее - отбор). Порядок отбора устанавливается МПР области с учетом положений настоящего раздела.
Органы местного самоуправления муниципальных образований ежегодно, в срок, установленный МПР области с учетом соблюдения сроков, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, представляют в МПР области предложения по реализации на территории муниципального образования проектов.
К отбору допускаются муниципальные образования при условии представления в МПР области:
копии муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по реализации проектов, предлагаемых к софинансированию из областного бюджета;
титульных списков вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных муниципальным заказчиком;
письменных обязательств по финансированию проектов за счет средств местных бюджетов в объемах, обеспечивающих установленный уровень софинансирования из областного бюджета;
копии документов об утверждении проектной документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
МПР области в пределах предельного объема бюджетных ассигнований, доведенных минстроем области на цели предоставления субсидии на очередной финансовый год, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, производит отбор проектов.
В ходе проведения отбора в целях достижения наибольших значений показателей (индикаторов) доля средств областного бюджета, определенная в настоящем разделе, может быть уменьшена МПР области в одинаковой пропорции по всем муниципальным образованиям, в случае недостаточности объема субсидии.
По результатам отбора МПР области готовит заключение о необходимости софинансирования проектов и направляет его в минстрой области в целях включения проектов в областную адресную инвестиционную программу.
Распределение субсидии между бюджетами муниципальных образований утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае если в течение текущего финансового года образуется остаток субсидии по результатам реализации проектов, увеличивается объем бюджетных ассигнований, МПР области распределяет дополнительные средства между муниципальными образованиями, на реализацию проектов которых предоставляется субсидия, но ее размер был рассчитан исходя из уровня софинансирования ниже установленного, либо проекты которых отобраны для предоставления субсидии, но они не вошли в число получателей субсидии.
В целях заключения соглашения в срок, установленный МПР области по согласованию с минстроем области, органами местного самоуправления муниципальных образований представляется выписка из решения представительного органа муниципального образования области о местном бюджете на очередной год, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета. В случае если в решении представительного органа муниципального образования области о местном бюджете на очередной год предусмотрены ассигнования в меньшем объеме, то объем субсидии подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования.
Между минстроем области и органами местного самоуправления муниципальных образований, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, заключается соглашение.
В соглашении предусматривается:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на финансирование расходного обязательства исходя из установленного уровня софинансирования;
обязательство уполномоченного органа муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, о предоставлении субсидии, полученной на реализацию проектов сельских поселений, местным бюджетам сельских поселений;
показатели результативности использования субсидии и обязательство муниципального образования области по достижению таких показателей;
порядок осуществления контроля за соблюдением органом местного самоуправления муниципального образования условий предоставления и расходования субсидии;
порядок, форму и сроки представления органом местного самоуправления муниципального образования отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления муниципального образования условий и обязательств, предусмотренных соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках законодательства Российской Федерации.
Перечисление субсидии муниципальным образованиям осуществляется на основании представленных минстрою области:
документов о стоимости фактически выполненных и принятых объемов работ и затрат за отчетный период;
документов о выполнении муниципальным образованием области обязательств по финансированию мероприятий подпрограммы, в том числе за счет средств местных бюджетов с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета.
По объектам капитального строительства сметной стоимостью, превышающей 10,0 млн. рублей, допускается перечисление субсидии муниципальным образованиям на авансирование работ (услуг) в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора (муниципального контракта) на строительство (реконструкцию) объекта, но не более 30 процентов суммы субсидии, предусмотренной на софинансирование работ по строительству и реконструкции данного объекта на соответствующий финансовый год.
7. Информация о прогнозных расходах муниципальных образований Оренбургской области
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств местных бюджетов составит 72 850,0 тыс. рублей (прогнозно) на условиях софинансирования на договорной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.