Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к государственной программе
"Развитие здравоохранения
Оренбургской области"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 1
"Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие ПСМП"
(далее - Подпрограмма)
30 апреля, 15 мая, 2 июля, 14 ноября, 30 декабря 2014 г., 30 апреля, 26 июня, 24 сентября, 24 декабря 2015 г., 24 октября, 29 декабря 2016 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2016 г. N 1011-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
- |
минздрав |
Участники Подпрограммы |
- |
минстрой; ТФОМС |
Цель Подпрограммы |
- |
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи |
Задачи Подпрограммы |
- |
снижение заболеваемости и преждевременной смертности населения Оренбургской области от неинфекционных заболеваний; развитие системы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний; совершенствование системы противоэпидемических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С; обеспечение доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи населению Оренбургской области; удовлетворение потребности населения Оренбургской области в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях в амбулаторных условиях; развитие конкуренции в сфере предоставления услуг по охране здоровья населения |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы |
- |
потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); распространенность потребления табака среди взрослого населения; распространенность потребления табака среди детей и подростков; распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. метр); распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения; распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения; распространенность низкой физической активности среди взрослого населения; распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения; распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года; доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года; смертность от самоубийств; заболеваемость дифтерией; заболеваемость корью; заболеваемость краснухой; заболеваемость эпидемическим паротитом; охват населения иммунизацией против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки; охват населения иммунизацией против кори в декретированные сроки; охват населения иммунизацией против краснухи в декретированные сроки; охват населения иммунизацией против эпидемического паротита в декретированные сроки; заболеваемость острым вирусным гепатитом B; охват населения иммунизацией против вирусного гепатита B в декретированные сроки; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, в общем числе выявленных; охват профилактическими медицинскими осмотрами детей; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на 1 - 2 стадиях; охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез; удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей; удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов; доля граждан, оставивших за собой право на социальную услугу, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; удовлетворение потребности в обеспечении необходимыми лекарственными препаратами граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями; удовлетворение потребности больных социально значимыми заболеваниями в обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями исполнение плановых объемов мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Оренбургской области; исполнение плановых объемов санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции у населения Оренбургской области; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при заболеваниях, передаваемых половым путем, населению Оренбургской области; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при туберкулезе населению Оренбургской области; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при психических расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, населению Оренбургской области; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита населению Оренбургской области; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана информационная поддержка, в том числе в средствах массовой информации |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы, реализуется в 1 этап |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы |
- |
общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 126 780 107,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 16 807 255,2 тыс. рублей; 2015 год - 18 889 791,0 тыс. рублей; 2016 год - 17 838 359,4 тыс. рублей; 2017 год - 17 413 651,8 тыс. рублей; 2018 год - 18 338 222,5 тыс. рублей; 2019 год - 18 733 080,4 тыс. рублей; 2020 год - 18 759 747,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- |
потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) к 2020 году не более 4,9 литра на душу населения в год; распространенность потребления табака среди взрослого населения к 2020 году не более 13,0 процента; распространенность потребления табака среди детей и подростков к 2020 году не более 7,2 процента; распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. метр) к 2020 году не более 21,1 процента; распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения к 2020 году не более 35,0 процента; распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения к 2020 году не более 24,7 процента; распространенность низкой физической активности среди взрослого населения к 2020 году не более 28,3 процента; распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения к 2020 году не более 40,0 процента; распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения к 2020 году не более 48,1 процента; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, к 2020 году не более 19,6 процента; доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, к 2020 году не более 18,0 процента; смертность от самоубийств к 2020 году не более 16,0 случая на 100 тыс. человек; отсутствие заболеваемости дифтерией; отсутствие заболеваемости корью; единичные спорадические случаи заболеваемости краснухой; единичные спорадические случаи заболеваемости эпидемическим паротитом; охват населения иммунизацией против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки к 2020 году не менее 95,0 процента; охват населения иммунизацией против кори в декретированные сроки к 2020 году не менее 95,0 процента; охват населения иммунизацией против краснухи в декретированные сроки к 2020 году не менее 95,0 процента; охват населения иммунизацией против эпидемического паротита в декретированные сроки к 2020 году не менее 95,0 процента; заболеваемость острым вирусным гепатитом B к 2020 году не более 0,3 случая на 100 тыс. человек; охват населения иммунизацией против вирусного гепатита B в декретированные сроки к 2020 году не менее 95,0 процента; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, в общем числе выявленных к 2020 году не менее 95,0 процента; охват профилактическими медицинскими осмотрами детей к 2020 году не менее 97,0 процента; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к 2020 году не менее 97,0 процента; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на 1 - 2 стадиях к 2020 году не более 55,9 процента; охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез к 2020 году не менее 81,0 процента; ежегодно полное удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей (в общем числе лиц, включенных в Федеральный регистр больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей); ежегодно полное удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов (в общем числе лиц, имеющих право на государственную социальную помощь и не отказавшихся от получения социальной услуги по получению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов и лечебного питания для детей-инвалидов); ежегодное увеличение доли граждан, оставивших за собой право на социальную услугу, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в общем количестве лиц, имеющих право на государственную социальную помощь; ежегодно полное удовлетворение потребности в обеспечении необходимыми лекарственными препаратами граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями; ежегодно полное удовлетворение потребности больных социально значимыми заболеваниями в обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями" с достижением к 2020 году 23,9 процента; исполнение плановых объемов мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Оренбургской области, - 100,0 процента ежегодно; исполнение плановых объемов санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции у населения Оренбургской области, - 100,0 процента ежегодно; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при заболеваниях, передаваемых половым путем, населению Оренбургской области - 100,0 процента ежегодно; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при туберкулезе населению Оренбургской области - 100,0 процента ежегодно; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при психических расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, населению Оренбургской области - 100,0 процента ежегодно; исполнение плановых объемов амбулаторной ПМСП при ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита населению Оренбургской области - 100,0 процента ежегодно; увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана информационная поддержка, в том числе в средствах массовой информации, до 3-х к 2019 году |
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Необходимость разработки Подпрограммы продиктована недостаточной ответственностью граждан за собственное здоровье и здоровье своей семьи; несовершенством нормативно-правовой базы; недопониманием важности и сущности профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ во всех институтах общества; ориентацией здравоохранения на лечебную составляющую; недостатком социальной рекламы по пропаганде ЗОЖ и профилактике заболеваний при значительном объеме медиаинформации о рискованных формах поведения; недостаточностью взаимодействия и координации деятельности министерств и ведомств по направлению профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ; недостатком информационных и методических материалов профилактической направленности; отсутствием эффективных научно обоснованных учебных программ по здоровому образу жизни для практического использования; недостаточной эффективностью реализации здоровьесберегающего направления в образовательном процессе; недостаточностью финансирования профилактического направления.
В представленной Подпрограмме отражены основные профилактические направления: популяционная стратегия, стратегия высокого риска, первичная профилактика, вторичная профилактика.
С 90-х годов XX века демографическая ситуация в Оренбургской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризовалась естественной убылью населения. Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет "сверхсмертность" людей трудоспособного возраста (более 28,8 процента умерших), среди которых около 78,7 процента составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 3,7 раза выше уровня женской и в 2 - 4 раза выше, чем в развитых странах. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте, по заключению Европейского бюро ВОЗ, в основном связана с рискованными формами поведения.
В 2012 году ведущей причиной смертности населения Оренбургской области явились заболевания системы кровообращения - 57,5 процента (первое место в структуре общей смертности), второе место занимали новообразования - 15,7 процента, третье место - внешние причины, включая несчастные случаи, травмы и отравления, - 11,3 процента. В структуре смертности трудоспособного населения первое место занимали болезни системы кровообращения (30,9 процента), второе - внешние причины (28,7 процента) и третье - новообразования (13,3 процента).
При этом, если в 2011 году наблюдался рост числа случаев смерти жителей области от болезней системы кровообращения по сравнению с 2010 годом с 842,1 до 820,7 на 100 тыс. человек, то в 2012 году этот показатель снизился до 789,8 на 100 тыс. человек за счет реализации федеральной и областной целевых программ, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи при сосудистых заболеваниях. Вместе с тем показатель смертности населения Оренбургской области от болезней системы кровообращения остается выше среднероссийского (729,3 случая на 100 тыс. человек).
Подавляющее число случаев смертей приходится на неинфекционные заболевания, в частности - от заболеваний системы кровообращения среди взрослого населения, которые в 2012 году составили в общей заболеваемости 331,0 случая на 1000 человек взрослого населения (20,4 процента), и первичной заболеваемости - 29,1 случая на 1000 человек взрослого населения (3,6 процента).
В 2012 году сохранялась тенденция к снижению случаев травм и отравлений среди населения области с 98,7 случая на 1000 человек в 2010 году, 94,6 случая на 1000 человек в 2011 году до 92,4 случая на 1000 человек в 2012 году. Вместе с тем, среди детей и подростков уровень травм и отравлений остается высоким и растет: в 2010 году - 100,7, в 2011 году - 98,4, в 2012 году - 107,36 случая на 1000 человек соответствующей категории населения.
Выполненные многочисленные исследования позволили определить как позитивное, так и негативное влияние факторов образа жизни на здоровье взрослых и детей. Установлено, что между состоянием здоровья взрослого населения и характером его образа жизни имеется прямая достоверная корреляционная зависимость: среди населения, имеющего первую группу здоровья, большая часть (около 70,0 процента) ведет в целом здоровый образ жизни и лишь 3,0 - 4,0 процента - нездоровый.
На здоровье населения оказывает влияние целый ряд таких отрицательных факторов образа жизни, как курение и употребление алкоголя, неправильное питание, адинамия и гиподинамия, употребление наркотиков и злоупотребление лекарствами, вредные условия труда, стрессовые ситуации, неблагоприятные материально-бытовые условия и др. Все эти факторы гипотетически связаны с развитием того или иного заболевания и ассоциируются как с большим распространением, так и с повышенной вероятностью возникновения новых случаев заболеваний. Как правило, действует не один из этих факторов, а несколько.
Доказано негативное влияние на здоровье злоупотребления алкоголем и курением. Эти привычки, иногда переходящие в болезнь, вырабатываются на почве низкой культуры, неумения использовать досуг, незнания принципов ЗОЖ.
Результаты выборочного анкетирования "Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения" показали, что 84,7 процента респондентов употребляли алкогольные напитки, в том числе каждый четвертый употреблял водку, коньяк и другие крепкие напитки регулярно. Такие факторы создавали предпосылки для патологической установки на злоупотребление алкоголем. Кроме того, было выявлено, что 33,7 процента респондентов регулярно курили, из них 48,0 процента выкуривали от 11 до 20 и более сигарет в день.
Оценка уровня распространенности форм рискованного поведения на основании статистических данных учетной формы "Паспорт врачебного участка (терапевтического)" показала, что в Оренбургской области в 2010 году никотиновой зависимостью страдало 26,0 процента от всего населения, причем 80,0 процента из них - мужчины и 20,0 процента - женщины. При скрининговом обследовании по самодиагностике в этом же году выявлено, что среди 1408 респондентов число курящих составило 396 человек (28,0 процента).
Многочисленными исследованиями подтверждено, что курение сокращает продолжительность жизни на 8 - 15 лет. Курение приводит к преждевременной смертности, учащает случаи внезапной смерти. Среди курящих уровень смертности на 70,0 процента выше, чем среди некурящих. Курение является основной причиной возникновения ряда грозных заболеваний трахеи, бронхов и легких, губ, пищевода, полости рта и глотки, гортани; эмфиземы, хронической обструктивной болезни легких, ишемической болезни сердца. По данным ВОЗ, ежегодно умирают от курения 1,2 млн. человек.
Чаще употребляют алкоголь лица трудоспособного возраста, жители больших городов, лица с низким уровнем образования, разведенные. Неизбежно отрицательное влияние алкоголя на показатели здоровья. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет. Уровень смертности систематически пьющих лиц в 2 - 3 раза выше, чем непьющих.
Структура причин смертности у лиц, злоупотребляющих алкоголем, имеет свои особенности. Так, в причинной структуре смертности мужчин, злоупотребляющих алкоголем, на первом месте стоят несчастные случаи, отравления (почти половина всех случаев смерти), на втором месте - сердечно-сосудистые заболевания (30,0 процента), на третьем месте - злокачественные новообразования. Имеются различия в уровне и структуре заболеваемости лиц, злоупотребляющих алкоголем. Уровень заболеваемости у больных, злоупотребляющих алкоголем, в 1,3 раза выше по сравнению с заболеваемостью всего населения.
Таким образом, многочисленными исследованиями была доказана решающая роль образа жизни в формировании здоровья и патологии. В современных условиях снижение заболеваемости и смертности, улучшение здоровья в большей степени зависят от изменения образа и условий жизни. Необходимо осуществлять мониторинг образа жизни населения и выявлять факторы риска для здоровья. Полученные данные должны использоваться в качестве информационной базы при формировании комплексных программ по охране и укреплению здоровья жителей, при планировании приоритетных мероприятий социального развития.
Еще один фактор риска возникновения серьезных заболеваний - неправильное питание. Проблемами неправильного питания являются несбалансированное и некачественное питание, а также недоедание и переедание. Несбалансированность питания заключается в несоответствии между энергопоступлением и энергозатратами, в неадекватной структуре питания, в том числе в нарушении соотношения основных компонентов питания (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины), в несоответствии времени приема пищи и ее объема индивидуальным биоритмологическим особенностям. В последние годы отмечается увеличение потребления хлебобулочных продуктов; снижение потребления мяса и мясопродуктов относительно рекомендуемых норм на 70,0 процента, овощей, фруктов и ягод - на 30,0 процента. Преимущественно углеводистая модель питания привела к избыточной массе тела у 25,0 процента жителей городов и 22,0 процента жителей сельских поселений, причем не только взрослых, но и детей.
Ожирение сегодня становится одним из самых распространенных заболеваний. Лишний вес - это база для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, ряда онкологических заболеваний. Нормализация обмена веществ и регуляция массы тела способствовали бы увеличению средней продолжительности жизни населения Российской Федерации на 8 - 10 лет.
Четвертым фактором риска для здоровья является гиподинамия. В настоящее время лишь 1,0 процента энергии вырабатывается мускульной силой, остальные 99,0 процента - результат механизации и автоматизации. В результате энергетический природный потенциал человека оказывается ненужным, что приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней нервной системы, суставов, связок, позвоночника. Неизбежные следствия ослабления мышечной активности - артриты. Малоподвижный образ жизни ухудшает состояние всех органов и систем организма, снижает иммунитет не только к инфекционным, но и неинфекционным заболеваниям, а также устойчивость к стрессам.
Психоэмоциональные стрессы выделены пятым главным первичным фактором риска для здоровья. Они являются одной из причин развития тяжелых заболеваний, способствуют ранним тяжелым осложнениям таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь, нарушение обмена веществ.
Для повышения физической активности необходимо дальнейшее развитие сети организаций дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, создание благоприятных условий для занятий физкультурой и спортом, формирование спортивного резерва, обеспечение доступности занятий физической культурой.
Важно разделять факторы, относящиеся к компетенции здравоохранения (развитие системы здравоохранения, качество и доступность медицинской помощи, раннее выявление заболеваний, вторичная профилактика, участие в первичной профилактике заболеваний), и факторы, выходящие за рамки компетенции здравоохранения.
Использование только медицинских способов влияния на уровень смертности и сохранение здоровья населения малоэффективно. Подобный путь приводит к умеренному снижению уровня смертности и к значительному увеличению расходов на здравоохранение.
Наибольшего влияния на показатели смертности от управляемых причин можно добиться при применении мер первичной профилактики и мер изменения образа жизни. Преимущественно немедицинскими методами необходимо влиять на уровень смертности от внешних причин, которые, по сравнению с другими причинами смертности, имеют наиболее выраженную "социально-экономическую" окраску. Наибольшего эффекта можно добиться при снижении смертности мужчин от несчастных случаев, травм и отравлений, болезней сердца и сосудов, онкологических заболеваний.
Это потребует значительных межведомственных усилий. Сформировались группы населения, условия и образ жизни которых несовместимы со здоровым образом жизни. Решающий вклад в преждевременную смертность вносят алкоголизация и потребление населением наркотических средств. Им сопутствуют болезни, связанные с поражением внутренних органов, снижение интеллектуального потенциала населения, травматизм, суициды, рост преступности.
С учетом вышеизложенного Подпрограмма содержит мероприятия трех направлений:
1. Усиление профилактики популяционной направленности - объединение усилий различных государственных структур (здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, информационных технологий, средств массовой информации, др.) с целью изменения образа жизни населения и факторов окружающей среды, приводящих к заболеваниям, а также социальных и экономических детерминант. Роль здравоохранения инициативная и стимулирующая.
2. Выявление лиц с высоким риском заболевания, коррекция факторов риска, раннее лечение. Роль здравоохранения ведущая.
3. Выявление лиц с ранними стадиями заболевания с целью предупреждения прогрессирования болезненного процесса, осложнений, рецидивов путем проведения своевременного лечения и реабилитации. Роль здравоохранения ведущая.
Оренбургская область входит в первую десятку регионов России по распространенности ВИЧ-инфекции.
В области проводится организационная и практическая работа по профилактике ВИЧ-инфекции, совершенствованию диагностических, медико-социальных и профилактических мероприятий, повышается качество регулярного наблюдения и лечения ВИЧ-инфицированных граждан, медико-социального сопровождения людей, живущих с ВИЧ, и членов их семей, подготовки специалистов различного уровня.
Обеспечено достижение конечных результатов приоритетного национального проекта "Здоровье" по охвату диспансерным наблюдением и лечением ВИЧ-инфицированных и больных вирусными гепатитами В и С.
Первичная медико-санитарная помощь представляет собой первый уровень оказания медицинской помощи населению 30 городскими больницами и поликлиниками, 35 центральными районными больницами, 69 участковыми больницами, 104 врачебными амбулаториями.
В области происходит процесс увеличения доли амбулаторной помощи в общем объеме гарантированной государством бесплатной медицинской помощи за счет реструктуризации круглосуточных коек. Перевод муниципальных лечебных учреждений в государственные позволяет оптимизировать стационарные койки, исключив дублирование и сократив излишние койки по отдельным профилям, что будет способствовать развитию перспективных направлений медицинской деятельности для каждого конкретного ЛПУ. Это позволит сократить долю расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях с 58,0 процента в 2013 году до 50,3 процента в 2018 году. Основным принципом оказания первичной медико-санитарной помощи является профилактическое направление.
С целью обеспечения равной доступности и качества оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе лечения гражданам независимо от места проживания, в том числе на селе, в малонаселенных пунктах области, где нет возможности открытия фельдшерского пункта или ФАПа, проводится работа по организации домовых хозяйств.
260 населенных пунктов Оренбургской области являются малонаселенными, в 69 из них созданы домовые хозяйства, так как пункты расположены на расстоянии более 3 километров от медицинских организаций и их структурных подразделений. Домовые хозяйства оснащены аптечкой первой помощи, носилками, шинами, а также средствами связи с ФАПом или ЦРБ, к которым они прикреплены. Для регулирования деятельности домовых хозяйств утверждены временное положение о деятельности домовых хозяйств в населенных пунктах, не имеющих на своей территории учреждений здравоохранения или их структурных подразделений, и программа подготовки владельцев домовых хозяйств, уполномоченных по оказанию первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью.
Важнейшими задачами, определяющими эффективность системы здравоохранения на всех этапах оказания медицинской помощи населению, являются рациональное использование и обеспечение доступности лекарственных средств и фармацевтической помощи в целом.
В Оренбургской области деятельность в сфере обращения лекарственных средств осуществляют 781 аптечная организация (в том числе 477 аптек, 304 аптечных пункта) и 19 организаций оптовой торговли. В настоящее время одна аптечная организация обслуживает в среднем 2,6 тыс. человек.
В сельской местности розничную реализацию лекарственных препаратов также осуществляют 1046 обособленных подразделений медицинских организаций (969 ФАПов, 77 амбулаторий).
Число граждан, проживающих на территории Оренбургской области и имеющих право на льготный отпуск лекарственных средств, по состоянию на 1 марта 2013 года составило 482967 человек (23,7 процента от населения области), из которых:
203993 человека получают денежную компенсацию вместо лекарств;
278974 льготника имеют право получать лекарственные препараты бесплатно или со скидкой 50 процентов по рецептам врача согласно медицинским показаниям.
Обеспечение граждан Оренбургской области, имеющих право на получение льготных лекарств по рецептам врача бесплатно, осуществляется по четырем направлениям:
обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан, оставивших за собой право на социальную услугу, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (программа ОНЛС);
обеспечение "дорогостоящими" лекарственными препаратами больных, страдающих нозологиями, отнесенными Минздравом России к семи высокозатратным (7 нозологий);
обеспечение медикаментами за счет средств областного бюджета больных социально значимыми, редкими (орфанными) заболеваниями, тружеников тыла, жертв политических репрессий, детей до 6-ти лет из многодетных семей;
обеспечение лекарственными препаратами за счет средств областного бюджета детей до 3-х лет; граждан, не имеющих инвалидности, больных бронхиальной астмой, несахарным диабетом, ревматизмом и ревматоидным артритом, миастенией, болезнью Паркинсона и др. (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения").
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Приоритетными направлениями региональной политики в сфере реализации Подпрограммы являются сохранение и укрепление здоровья населения, усиление профилактики заболеваний и формирование ЗОЖ посредством дальнейшего повышения эффективности первичной медико-санитарной помощи населению, внедрения механизмов стимулирования поликлинического звена с целью раннего выявления заболеваний, предотвращения осложнений, популяризации ЗОЖ, создания условий для массовых занятий физической культурой и спортом.
Цель подпрограммы:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи.
Задачи Подпрограммы:
снижение заболеваемости и преждевременной смертности населения Оренбургской области от неинфекционных заболеваний;
развитие системы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;
совершенствование системы противоэпидемических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С;
обеспечение доступной и качественной первичной медико-санитарной помощи населению Оренбургской области;
удовлетворение потребности населения Оренбургской области в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях в амбулаторных условиях.
Показатели (индикаторы) достижения цели и задач Подпрограммы, а также их значения приведены в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 октября 2016 г. N 742-пп в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ не предусмотрена в рамках Подпрограммы.
Перечень основных мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе.
Основное мероприятие 1.1 "Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование ЗОЖ, в том числе у детей. Профилактика развития зависимостей, включая потребление табака, алкоголя, наркотических средств и ПАВ, в том числе у детей" включает комплекс мероприятий, направленных на выявление факторов риска и профилактику основных неинфекционных заболеваний, развитие инфраструктуры службы медицинской профилактики:
создание материально-технической базы областного центра медицинской профилактики,
выявление факторов риска и профилактика основных неинфекционных заболеваний;
формирование принципов здорового питания у населения Оренбургской области:
повышение информированности различных групп населения о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов диетического и здорового питания;
повышение информированности населения о вреде активного и пассивного курения табака, о способах его преодоления, в том числе проведение областного конкурса образовательных организаций "Школа - территория здоровья".
Совокупность программных мероприятий при их полной реализации позволит усовершенствовать систему профилактики, улучшить состояние здоровья граждан, увеличить продолжительность жизни населения.
Основное мероприятие 1.2 "Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику"
Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и осуществление по его результатам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволят предотвратить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, снизить уровень заболеваемости.
Проведение иммунопрофилактики в соответствии с региональным календарем профилактических прививок призвано снизить уровень заболеваемости инфекционными болезнями.
Основное мероприятие 1.3 "Профилактика ВИЧ, вирусных гепатитов В и С" включает:
реформирование службы анти-ВИЧ путем присоединения ГБУЗ "Оренбургский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", ГБУЗ "Орский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" и ГБУЗ "Новотроицкий центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" к ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая инфекционная больница";
оптимизация работы по выявлению и принятию противоэпидемических мер в отношении иностранных граждан с выявленным инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих;
организация и контроль работы по профилактике ВИЧ-инфекции в трудовых коллективах, разработка программы "Профилактика ВИЧ/СПИД на рабочем месте", призванной обеспечить комплексное обучение, действенную систему охраны труда и медицинской помощи, а также систему, стимулирующую работников определять свой ВИЧ-статус через добровольное консультирование и тестирование;
повышение охвата скринингом на ВИЧ-инфекцию лиц высокого риска заражения с индивидуальным дотестовым и послетестовым консультированием, сокращение числа неэффективных и малозначимых с эпидемиологической точки зрения обследований;
проведение работы по расчету и обоснованию необходимого объема финансирования для закупки диагностических средств для выявления лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитами В и С, и мониторинга эффективности лечения больных ВИЧ-инфекцией и гепатитами В и С в области;
сокращение сроков подготовки лабораторного заключения о наличии ВИЧ-инфекции у обследованных лиц и передачи этих сведений для проведения противоэпидемических мероприятий.
Основное мероприятие 1.4 "Развитие ПМСП, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медосмотров и диспансеризации населения, в том числе детей" предусматривает увеличение объемов амбулаторной помощи в общем объеме оказания медицинской помощи при обеспечении доступности и высокого качества медицинской помощи на амбулаторном этапе лечения гражданам независимо от места проживания.
Перераспределение объемов медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный достигается путем развития стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи: стационаров одного дня, дневных стационаров, стационаров на дому, выездных врачебных бригад врачей-специалистов.
Приоритетность профилактической направленности амбулаторной медицинской помощи и формирования ЗОЖ достигается путем организации профилактических медицинских осмотров, индивидуального и группового консультирования по их результатам.
Для обеспечения массовости профилактических осмотров будут организованы выездные мобильные бригады и мобильные медицинские комплексы, укомплектованные необходимым диагностическим оборудованием.
По итогам профилактических осмотров будут определены группы здоровья. Лица с 1 - 2 группой здоровья будут направлены в Центры здоровья, а при наличии риска развития заболеваний - в поликлиники по месту жительства для динамического наблюдения и превентивного лечения.
Жителями сельской местности являются 42,0 процента населения Оренбургской области. По сравнению с городским населением, у людей, проживающих на селе, специфика труда традиционно связана с воздействием вредных факторов (шум, пыль, вибрация, пестициды и удобрения, болезни скота - туберкулез, бруцеллез).
Указанные объективные причины обусловливают более высокие, чем в городах, показатели заболеваемости и смертности, в связи с чем ожидаемая продолжительность жизни в городе составляет 68,5 года, в селе - 68,0 года; уровень смертности сельского населения - 15,2 на 1 тыс. человек, городского населения - 13,7 на 1 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2013 года в 1708 сельских населенных пунктах Оренбургской области проживало 817,5 тыс. человек.
Сеть сельских учреждений здравоохранения на начало 2013 года выглядела следующим образом:
центральные районные больницы - 35;
участковые больницы - 69;
врачебные амбулатории - 104;
фельдшерско-акушерские пункты - 1000;
фельдшерские пункты - 5.
Для отпуска лекарственных средств жителям сельской местности лицензировано 844 ФАПа и 68 амбулаторий, дополнительно обучено 970 фельдшеров.
Основные мероприятия по совершенствованию медицинской помощи сельскому населению включают в себя:
1) продолжение начатых в 2012 году структурных преобразований, благодаря которым к концу 2013 года сеть сельских учреждений примет следующий вид:
центральные районные больницы - 35;
участковые больницы - 15 (54 будут преобразованы во врачебные амбулатории с дневным пребыванием и стационаром на дому, ФАПы);
врачебные амбулатории - 153 (количество увеличится на 49 единиц за счет преобразования участковых больниц);
ФАПы - 931 (количество уменьшится на 69 единиц: 16 ФАПов будет закрыто, 43 будет преобразовано в домовые хозяйства, 15 - в фельдшерские пункты ввиду малочисленности населения, 5 ФАПов прибавится за счет преобразования участковых больниц и врачебных амбулаторий;
фельдшерские пункты - 20 (количество увеличится на 15 ввиду преобразования ФАПов);
2) запланированное строительство новых зданий современной модульной конструкции для размещения 87 ФАПов (ориентировочная сумма - 179,2 млн. рублей);
3) развитие стационарозамещающей помощи (развитие коек дневного пребывания и стационаров на дому и перенос объемов помощи в стационарозамещающий сектор, число коек дневного пребывания увеличится к 2018 году на 786 (с 3598 до 4384);
4) совершенствование маршрутизации пациентов и развитие неотложной помощи;
5) концентрация всей стационарной помощи в ЦРБ, организация стационара на дому с бесплатным медикаментозным лечением;
6) использование в качестве дополнительной меры центральных районных больниц в качестве базы для организации практики врачам-интернам, которые путем проведения активных посещений пациентов на дому (патронаж хронических больных, немобильных пациентов) снимут проблему обеспечения населения неотложной помощью;
7) усиление профилактической работы за счет использования всех видов осмотров: периодических, дополнительных, освидетельствования водителей, углубленных осмотров инвалидов Великой Отечественной войны, диспансеризации.
В 2013 году всеобщая диспансеризация, запланированная для 393 тыс. человек взрослого населения, осуществлялась в 64 ЛПУ силами 618 участковых врачей, 37 выездных бригад. Стоимость тарифа одного случая на первом этапе составляла 266,12 рубля, на втором (в зависимости в общем числе задействованных специалистов) - до 724,9 рубля. В дальнейшем запланировано приобретение двух мобильных медицинских комплексов для диспансеризации взрослого населения и одного - для организации передвижного центра здоровья.
В настоящее время первичная доврачебная помощь детям оказывается в 1005 ФАПах (из них 5 - фельдшерские пункты) области. Первичная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях осуществляется в 69 участковых больницах и 104 врачебных амбулаториях, в 55 детских поликлинических отделениях, из них 35 - в ЦРБ, 20 - в городских учреждениях здравоохранения. Самостоятельных детских поликлиник нет.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи будут заключаться в создании и расширении межмуниципальных консультативно-диагностических центров в г. Орске и г. Бузулуке. С целью обеспечения специализированной помощи детям сельских территорий планируется развитие такой формы работы, как выезды специалистов центральных районных больниц, а также врачебных специализированных бригад из областных учреждений. Данный вид медицинской помощи позволит увеличить охват профилактическими осмотрами детей всех возрастов и категорий.
В структуре медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь, планируется создание подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке.
Профилактические осмотры детей проводятся по месту их жительства, в осмотрах принимают участие специалисты учреждений здравоохранения, имеющих лицензию на медицинское обслуживание детского населения. В области отработана система заключения договоров между ЛПУ при отсутствии необходимого для диспансеризации специалиста (андролога-уролога, эндокринолога и др.). Успешно применяются такие формы работы, как выезды узких специалистов из учреждений второго и третьего уровня в сельские населенные пункты.
В 2012 году охват ежегодным профилактическим осмотром детей в возрасте до 17 лет составил 98,3 процента (2011 год - 98,0 процента, 2010 год - 99,1 процента). При этом выявлено детей с понижением слуха - 0,19 процента (2011 год - 0,2 процента), с понижением зрения - 6,2 процента (2011 год - 6,6 процента), со сколиозами - 1,41 процента (2011 год - 1,4 процента), с нарушением осанки - 2,5 процента (2011 год - 2,5 процента), с дефектом речи - 2,4 процента (2011 год - 2,5 процента).
19,6 процента учащихся общеобразовательных организаций имеют первую группу здоровья, 62,2 процента - вторую, 16,8 процента - третью, 1,4 процента - четвертую и пятую группы здоровья.
Поскольку серьезной проблемой остается состояние детородной функции подрастающего поколения, одной из наиболее эффективных мер предупреждения хронической патологии, в том числе заболеваний репродуктивной сферы в подростковом возрасте, является раннее выявление функциональных расстройств и своевременное лечение заболеваний.
Амбулаторно-поликлинической педиатрической службой в течение 2011, 2012 годов проводилась углубленная диспансеризация 14-летних подростков, осмотрены более 28 тысяч детей данной возрастной категории (в 2011 году - 11063 подростка, в 2012 году - 17687). Практически всем детям по результатам диспансерных осмотров проведены лечебные и реабилитационные мероприятия.
Среди детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты, заболеваемость по различным классам болезней в 3 - 5 раз выше, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Это обусловлено отягощенной наследственностью, биологическим и социальным анамнезом. В течение 5 лет в Оренбургской области проводится диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудных жизненных условиях.
В течение 2012 года выездными врачебными бригадами осмотрено около 5 тысяч детей. В 2013 году значительно расширена категория детей, подлежащих профилактическим осмотрам, в нее включены дети из патронатных и опекаемых семей.
С 2007 года в рамках программы "Родовой сертификат" осуществляется диспансеризация детей первого года жизни. Уровень охвата аудиологическим и неонатальным скринингом в 2012 году составил 94,0 процента, а к 2020 году планируется охватить не менее 95,0 процента детей.
Продолжается работа по диагностике врожденных заболеваний (неонатальный скрининг на фенилкетонурию, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, галактоземию, адреногенитальный синдром). В 2012 году обследовано 29000 новорожденных (97,0 процента родившихся), выявлено 25 больных. Дети взяты на учет и получают специфическое лечение и питание. Благодаря такой ранней диагностике и своевременной коррекции предотвращается инвалидизация детей.
Продолжается аудиологический скрининг детей первого года жизни с использованием специального оборудования и современных методик обследования, оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных клиниках. Все родовспомогательные учреждения и ряд детских поликлиник оснащены специальным оборудованием. Аудиологический скрининг проведен всем новорожденным. На втором этапе скрининга в ГБУЗ "Областная детская клиническая больница" обследовано 469 детей. По результатам выявлено 8 детей с нарушением слуха, в 3 случаях решается вопрос о направлении в федеральные центры для кохлеарной имплантации, всем детям проводится сурдологическая реабилитация. Имеются риски полного охвата новорожденных аудиологическим и неонатальным скринингом в связи со значительными миграционными процессами в области.
В 2013 году значительно расширены возрастные рамки диспансеризации детского населения (1 года, 3 года, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет). Медицинские осмотры будут проводиться с привлечением "узких" специалистов (невролог, детский хирург, детский стоматолог, детский уролог-андролог, детский эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, отоларинголог, акушер-гинеколог, психиатр детский). Помимо стандартных исследований (общий анализ крови, общий анализ мочи, уровень глюкозы в крови, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы, электрокардиография) будут проводиться исследования гормонального статуса у подростков (при наличии показаний) и анализ окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина при проведении периодических медицинских осмотров несовершеннолетних в период обучения в образовательных организациях.
Основное мероприятие 1.5 "Совершенствование механизмов обеспечения населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей в амбулаторных условиях"
В рамках указанного основного мероприятия закупка лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов будет производиться минздравом в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Выписка рецептов на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационные мероприятия по приему, хранению, доставке, отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами.
Для обеспечения населения качественными, эффективными, безопасными лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, централизованно поступившими в область согласно заявке, осуществляются:
выписка рецептов на лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организация хранения и отпуска закупленных лекарственных препаратов в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами.
По состоянию на 11 апреля 2013 года в Федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей включен 1531 человек, из них нуждаются в лечении 844 человека.
Кроме того, в настоящее время 33 человека находятся в листе ожидания на трансплантацию органов.
Бесплатное лекарственное обеспечение больных социально значимыми заболеваниями осуществляется согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 23 января 2013 года N 58-п "О порядке реализации в Оренбургской области мер социальной поддержки по бесплатному лекарственному обеспечению граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, при амбулаторном лечении данных заболеваний".
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" в области организовано ведение регионального сегмента в соответствии с распоряжениями минздрава от 2 апреля 2012 года N 814 и от 25 сентября 2012 года N 1951 о порядке ведения регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Принято постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2012 года N 1170-п "О бесплатном обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, при амбулаторном лечении данных заболеваний".
Обеспечение детей до 3 лет и граждан, не имеющих инвалидности, но страдающих категориями заболеваний, перечисленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", осуществлялось за счет средств муниципальных образований на основании нормативных правовых актов, принятых в муниципальных образованиях.
Лекарственное обеспечение тружеников тыла, реабилитированных, детей до 6 лет из многодетных семей осуществлялось на договорной основе между органами социальной защиты населения на местах и аптечными организациями в рамках субвенций, выделенных бюджетам муниципальных образований из областного фонда компенсаций.
С 2014 года полномочия по лекарственному обеспечению отдельных групп и категорий граждан при амбулаторном лечении перешли минздраву.
Лекарственное обеспечение отдельных групп и категорий граждан при амбулаторном лечении осуществляется согласно постановлениям Правительства Оренбургской области:
от 23 декабря 2013 года N 1191-п "О своевременном обеспечении оплаты лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении гражданам, зарегистрированным на территории Оренбургской области";
от 26 февраля 2007 N 79-п "О порядке реализации мер социальной поддержки многодетных семей";
от 26 марта 2007 N 117-п "Об утверждении положений о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий".
Основное мероприятие 1.6. "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства" включает комплекс мер по созданию условий для упрощения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению населению услуг в сфере охраны здоровья, финансируемых из бюджетных источников, путем развития эффективных механизмов поддержки их деятельности, включая финансовую, имущественную, консультационную, информационную поддержку, а также внедрение современных методик и технологий работы по предоставлению населению услуг по охране здоровья, в том числе услуг по информированию граждан о факторах риска развития заболеваний, по мотивации граждан к ведению ЗОЖ, услуг по реабилитации лиц с социально значимыми заболеваниями, услуг паллиативной помощи, пропаганде донорства крови и ее компонентов, профилактике отказов от детей.
Совокупность комплекса мер при полной реализации позволит увеличить доступность и качество услуг в сфере здравоохранения, предоставляемых населению, расширить возможности для потребителей выбора поставщика услуг, а также их вариативности; повысит эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения, и прозрачность системы предоставления населению услуг в здравоохранении.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы за счет средств областного бюджета
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета. Привлекаются средства федерального бюджета и средства, поступающие от страховых организаций, источником которых является бюджет ТФОМС Оренбургской области.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы, представлена в приложениях N 3, N 4 к Программе.
5. Значимость Подпрограммы для достижения цели Программы
В связи с равной значимостью для совершенствования системы охраны здоровья граждан задач по организации профилактики первичной заболеваемости населения Оренбургской области; лечения, как вторичной профилактики хронических заболеваний; реабилитации после перенесенных острых заболеваний и обострений хронических заболеваний; лекарственного обеспечения граждан Подпрограмме присваивается коэффициент значимости 0,125.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.