Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 марта 2017 г. N 189-пп настоящее приложение дополнено приложением N 7, вступающим в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение N 7
к государственной программе
"Обеспечение качественными услугами
жилищно-коммунального хозяйства
населения Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма
"Формирование современной городской среды в муниципальных образованиях Оренбургской области на 2017 год"
(далее - Подпрограмма)
Паспорт Подпрограммы
Список определений, используемых в Подпрограмме:
благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
дворовая территория многоквартирных домов - совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;
дизайн-проект - проект комплексного благоустройства территории (совокупность работ и мероприятий по благоустройству территории);
малые архитектурные формы - элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории муниципального образования и другие объекты городского дизайна (урны, скамьи, декоративные ограждения, светильники, декоративные стенки, фонтаны, беседки, вазы для цветов, монументально-декоративные композиции, декоративные скульптуры, оборудование детских, спортивных площадок, площадок для отдыха и другие);
наружное освещение - совокупность элементов, предназначенных для освещения в темное время суток магистралей, улиц, площадей, парков, скверов, бульваров, дворов и пешеходных дорожек города;
минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий - ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн.
дополнительные виды работ по благоустройству дворовых территорий - оборудование детских и (или) спортивных площадок, устройство автомобильных парковок, площадок для мусорных контейнеров, озеленение территорий;
общественные территории (территории общего пользования) - территории муниципальных образований, свободные от транспорта, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений, специально предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга, проведения массовых мероприятий;
озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также комплексный процесс, связанный с проведением работ по различным видам инженерной подготовки (вертикальная планировка, террасирование, кронирование и другое) и благоустройству озелененных территорий (непосредственная посадка деревьев, в том числе крупномеров, кустарников, создание травянистых газонов, цветников, альпинариев и розариев, устройство специализированных садов и другое);
парк - озелененная территория многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности, предназначенная для периодического массового отдыха населения, расположенная в городах с численностью населения до 250 тыс. человек;
парковка (парковочное место) - специально обозначенное и примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;
паспорт объекта - совокупность текстовой информации с описанием принятых архитектурно-планировочных, конструктивных решений здания, в том числе по благоустройству его территории, баланса территории, технико-экономических показателей, и графической информации с изображением цветового решения фасадов с учетом основных и дополнительных элементов и оборудования фасадов и элементов благоустройства территории с указанием средств озеленения;
пешеходные зоны - участки территории населенного пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками (наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций и другое), высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населенного пункта;
пляж - территория массового отдыха на берегу водоема с открытым плоским берегом и обустроенной частью водоема в целях безопасного купания;
территории особого городского значения - территории с особым статусом, обладающие повышенной культурно-рекреационной и социальной ценностью, на которых действуют повышенные требования к качеству проектирования, содержания фасадов и благоустройства территорий в соответствии с перечнем, утвержденным руководителем муниципального образования в установленном порядке;
элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
1. Общая характеристика текущего состояния сферы благоустройства
Благоустройство территорий является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности города в целом и отдельных его районов для проживания, работы и проведения свободного времени. Успешная реализация программ благоустройства приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории. Все это способствует увеличению производительности труда в экономике города.
Основным направлением развития благоустройства в городах Оренбургской области является переход от нормативно-распределительного принципа управления к программно-инвестиционному принципу. В Оренбургской области должна быть создана система управления проектами благоустройства территорий. В рамках этой системы можно будет планировать прямые и косвенные эффекты вложения бюджетных средств в благоустройство.
Объекты благоустройства обеспечивают красоту и стабильность функционирования города, а также комфортные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности его населения.
Качество окружающей среды в городах Оренбургской области определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы, зеленые насаждения, биологические виды, а также геологическую среду.
Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами промышленных предприятий и автотранспорта.
Принимая во внимание рост количества автотранспортных средств, зарегистрированных на территории городов Оренбургской области, а также рост производства и распределения электроэнергии, суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в ближайшие годы будет расти.
Учитывая высокую степень концентрации промышленных объектов, а также сложные природные условия в городах Оренбургской области, важным показателем качества жизни в городе является уровень обеспечения экологической безопасности, определяющий состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В Оренбургской области определен минимальный норматив обеспеченности населения территориями зеленых насаждений, среднее значение которого для сельских территорий составляет 12 кв. метров на человека, в городах - 8 кв. метров на человека (достигается за счет пригородных районов городов). Повысить обеспеченность населения территориями зеленых насаждений в центральных районах города возможно только используя контейнерное озеленение и вертикальное цветочное оформление.
В настоящее время система озеленения городов Оренбургской области остро нуждается в модернизации, и только комплексный подход к реконструкции благоустройства улиц позволит обеспечить сохранность, повышение устойчивости, экологической и градостроительной значимости зеленых насаждений.
Уличные насаждения городов Оренбургской области в большей степени подвержены вредным воздействиям окружающей среды, нежели насаждения скверов и парков, что приводит к их преждевременному старению, потере декоративного вида и гибели. Происходит ухудшение санитарного состояния деревьев, снижаются их защитные свойства. То количество зеленых насаждений, которое высаживается на улицах города, не только не увеличивает площадь зеленых насаждений, но и порой не восполняет потери, связанные со сносом деревьев, усохших до полного прекращения роста, а также попадающих в габариты застройки. В связи с этим возникает необходимость в проведении мероприятий по оценке состояния озелененных территорий, санитарной и омолаживающей подрезке зеленых насаждений, высадке саженцев.
Отдельным направлением благоустройства является создание таких важных элементов городской среды, как парки и скверы, предназначенных для отдыха, транзитного перемещения горожан и оформления городских улиц, проспектов или площадей. Создание скверов преображает внешний вид города и служит вкладом в оздоровление окружающей среды.
Городские дороги и улицы - важная составная часть городского хозяйства. Улично-дорожная сеть, особенно в центральной его части, не в состоянии вместить весь поток автомобильного транспорта, происходит снижение скорости движения, возрастает шумовое и химическое загрязнение окружающей среды, растет аварийность. В связи с этим возникает необходимость повышения требований к автомобильным дорогам, обеспечения удобства и безопасности движения на улицах и дорогах. Наиболее важными и сложными являются мероприятия по реконструкции и благоустройству улиц города.
Одним из элементов благоустройства города также является уличное освещение. Освещение улиц, дорог, проездов и площадей способствует обеспечению важнейшего права человека на безопасность и комфортность проживания, снижению количества дорожно-транспортных происшествий и нарушения общественного порядка, формированию привлекательного вечернего облика улиц города.
В связи с наличием значительной протяженности улично-дорожной сети, не охваченной системой уличного освещения, а также повышением интенсивности движения транспорта и ростом деловой и досуговой активности в вечерние и ночные часы необходим комплексный подход к проектированию, строительству новых, реконструкции и ремонту существующих систем функционального освещения.
Объекты благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов за период эксплуатации пришли в состояние, не отвечающее в полной мере современным требованиям. Значительная часть асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов имеет высокую степень износа. Несоблюдение сроков службы дорожных покрытий увеличивает объемы разрушения асфальтобетонного покрытия и не дает необходимого эффекта в сохранении дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Содержание массовых мест отдыха населения в городах Оренбургской области в период летнего сезона также является актуальным.
В связи с ежегодным недофинансированием мероприятий по благоустройству городов в ряде муниципальных образований Оренбургской области требуется создание новых мест массового отдыха населения (парков, скверов, зон отдыха у воды (пляжей).
Органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления) разрабатываются муниципальные программы, содержащие мероприятия по благоустройству территорий, однако уровень их финансирования можно охарактеризовать как недостаточный.
На сегодняшний день 1736 дворовых территорий благоустроены и находятся в хорошем состоянии. Большая часть дворовых территорий не полностью соответствует требованиям качества и не обеспечивает современный уровень комфорта жителей.
Кроме того, в области насчитывается более 80 благоустроенных муниципальных территорий общего пользования и 14 обустроенных мест массового отдыха населения (городских парков). По данным органов местного самоуправления площадь благоустроенных муниципальных территорий общего пользования на 1 января 2017 года в Оренбургской области составляет 820049,3 га (42 процента от общего количества муниципальных территорий общего пользования).
Настоящая Подпрограмма разработана в целях оказания финансовой помощи муниципальным образованиям Оренбургской области при решении вопросов местного значения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению существующих проблем в сфере благоустройства мест массового отдыха населения муниципальных образований Оренбургской области, а также повысить эффективность и результативность расходования бюджетных средств.
2. Приоритеты государственной политики, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Основной целью государственной политики в области управления территориями зеленых насаждений и благоустройства городских территорий является обеспечение права жителей города на благоприятные условия жизнедеятельности, привлекательную окружающую среду, а также обеспечение надлежащей охраны и защиты зеленого фонда городов Оренбургской области.
Приоритетами государственной политики в области озеленения и благоустройства являются:
обеспечение надлежащего содержания и ремонта территорий зеленых насаждений;
обеспечение надлежащего содержания и ремонта объектов и элементов благоустройства городских территорий;
создание новых зеленых насаждений, объектов и элементов благоустройства.
создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории городов Оренбургской области;
повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
В результате реализации основных мероприятий Подпрограммы будет обеспечено увеличение количества (доли) жителей, положительно оценивающих уровень благоустройства в городах Оренбургской области (по сравнению с уровнем 2016 года).
Подпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях Оренбургской области: благоустройство дворовых территорий, территорий общего пользования, обустройство мест массового отдыха населения (городских парков).
Целью Подпрограммы является повышение комфорта городской среды Оренбургской области.
Для достижения цели Подпрограммы необходимо решить следующие задачи:
благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов;
создание комфортных наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования;
обустройство мест массового отдыха населения (городских парков);
обеспечение формирования единых ключевых подходов и приоритетов формирования комфортной городской среды и правил благоустройства территорий с участием населения.
Для достижения цели и решения задач Подпрограммы необходимо осуществить меры, направленные на обеспечение реализации основных мероприятий Подпрограммы.
Ответственный исполнитель Подпрограммы осуществляет руководство и текущее управление реализацией основных мероприятий Подпрограммы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты Оренбургской области, необходимые для их реализации, разрабатывает предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, проводит анализ и вносит предложения по рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов, необходимых для реализации основных мероприятий Подпрограммы.
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках Подпрограммы не предусмотрена.
Мероприятия Подпрограммы объединены в 3 раздела основных мероприятий в соответствии с их содержанием и направленностью.
В рамках основного мероприятия 4.1 "Содействие в обеспечении благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов" предусматривается предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на обеспечение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Реализация данного основного мероприятия предусматривает выполнение минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн), а также выполнение работ, включенных в дополнительный перечень (оборудование детских и (или) спортивных площадок, устройство автомобильных парковок, площадок для мусорных контейнеров, озеленение территории), формирование активной гражданской позиции населения в поддержании порядка на дворовых территориях, повышение комфортности проживания с учетом обеспечения доступности маломобильных групп населения, снижение физического износа дорожного покрытия дворовых территорий многоквартирных домов, а также доведение технического и эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов до нормативных требований.
Реализация данного основного мероприятия позволит создать комфортные и безопасные условия проживания граждан с соблюдением необходимых санитарных норм и правил, сформировать на дворовых территориях многоквартирных домов необходимые условия, повысить комфортность проживания, обеспечить эффективную эксплуатацию многоквартирных домов, сформировать активную гражданскую позицию жителей многоквартирных домов.
В рамках реализации основного мероприятия 4.2 "Содействие в обеспечении создания наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования населенных пунктов" предусматривается:
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на обеспечение мероприятий по благоустройству общественных территорий;
организационно-методическое обеспечение проведения конкурса лучших реализованных проектов по благоустройству общественных территорий.
Реализация данного основного мероприятия предусматривает выполнение комплекса работ по благоустройству объектов городской среды, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств.
Объектам городской среды являются наиболее посещаемые муниципальные территории общего пользования.
В целях реализации данного основного мероприятия выполняются следующие работы:
благоустройство парков, скверов, бульваров;
освещение улиц, парков, скверов, бульваров;
благоустройство набережных;
благоустройство мест для купания (пляжей);
реконструкция (строительство) детских спортивно-игровых площадок;
благоустройство территории возле общественных зданий (домов культуры или библиотек);
благоустройство территории вокруг памятников;
установка памятников;
реконструкция пешеходных зон (тротуаров) с обустройством зон отдыха (лавочек и другого) на конкретной улице;
реконструкция мостов, переездов внутри поселений;
благоустройство городских площадей (центральных);
иные работы.
В качестве альтернативных видов работ возможно выполнение работ по благоустройству объектов и обустройству инфраструктуры для обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, созданию инфраструктуры спорта и отдыха, пешеходной инфраструктуры, благоустройству пустырей и заброшенных зон в черте населенного пункта.
Реализация данного основного мероприятия позволит повысить качество городской среды, создать безбарьерную среду для маломобильных граждан в зоне общественных пространств.
В рамках реализации основного мероприятия 4.3 "Содействие обустройству мест массового отдыха населения (городских парков)" предусматривается предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на обеспечение мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков), которое предусматривает участие граждан в выборе мероприятий по благоустройству путем проведения общественных обсуждений предложений о выборе парка, подлежащего благоустройству в 2017 году, а также общественное обсуждение дизайн-проекта обустройства парка и перечня мероприятий по обустройству парка.
Реализация данного основного мероприятия предусматривает выполнение следующих работ:
устройство (ремонт) твердого покрытия тротуаров, дорожек, площадок;
устройство (ремонт) ограждения;
озеленение;
установка урн или контейнеров для мусора;
размещение осветительного оборудования, носителей информации;
установка скамей;
другие работы.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы за счет средств областного бюджета с расшифровкой по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям Подпрограммы, годам ее реализации
Финансирование основных мероприятий Подпрограммы предусматривается исходя из возможностей областного и местных бюджетов, на условиях софинансирования, финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования Подпрограммы в 2017 году за счет средств областного бюджета составит 600 282,9 тыс. рублей.
В рамках реализации основных мероприятий Подпрограммы предполагается участие органов местного самоуправления. Объем финансирования за счет средств местных бюджетов составит 1 086,2 тыс. рублей.
Предполагается дополнительное привлечение средств внебюджетных источников, в том числе средств юридических лиц и средств собственников помещений, которые согласовываются индивидуально в рамках муниципальных программ развития городской среды.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы из областного бюджета представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Информация о значимости Подпрограммы для достижения цели Программы
Реализация основных мероприятий Подпрограммы позволит осуществить достижение цели Программы в 2017 году. Коэффициент значимости Подпрограммы в 2017 году составляет 0,25.
6. Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области в рамках реализации Подпрограммы
Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на поддержку муниципальных программ развития городской среды представлены в приложении N 1 к настоящей Подпрограмме.
Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на осуществление мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков) представлены в приложении N 2 к настоящей Подпрограмме.
О распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на реализацию мероприятий настоящей Подпрограммы в 2017 г. см. постановление Правительства Оренбургской области от 28 марта 2017 г. N 214-п
См. также приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 22 марта 2017 г. N 34-пр "Об утверждении положения о комиссии по рассмотрению заявлений муниципальных образований для предоставления субсидий бюджета м муниципальных образований на поддержку муниципальных программ развития городской среды и осуществление мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков)"
7. Информация о прогнозных расходах муниципальных образований Оренбургской области
Муниципальные образования Оренбургской области принимают участие в реализации мероприятий Подпрограммы по направлениям:
благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов;
создание комфортных общественных территорий массового отдыха населения;
обустройство мест массового отдыха населения (городских парков).
Объем финансирования за счет средств местных бюджетов составит не менее 1 086,2 тыс. рублей.
Предполагается дополнительное привлечение средств внебюджетных источников, в том числе средств юридических лиц и средств собственников помещений, которые согласовываются индивидуально в рамках муниципальных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.