Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2016 г. N 997-пп настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение N 10
к государственной программе
"Управление государственными
финансами и государственным долгом
Оренбургской области"
Подпрограмма 6
"Повышение финансовой грамотности населения Оренбургской области"
26 декабря 2016 г.
Паспорт
подпрограммы 6 "Повышение финансовой грамотности жителей Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство финансов Оренбургской области |
Участники подпрограммы |
- |
аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Цель подпрограммы |
- |
содействие формированию разумного финансового поведения населения области, его ответственного участия на рынках финансовых услуг |
Задачи подпрограммы |
- |
разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения области; содействие усилению защиты прав потребителей финансовых услуг; мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения области и защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Оренбургской области |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
количество проведенных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения области; количество изданных, опубликованных информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности населения области; количество мероприятий, проводимых в рамках мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности населения области и защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Оренбургской области |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2016 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
расходы из областного бюджета на реализацию подпрограммы не предусматриваются |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
повышение уровня финансовой грамотности населения области; повышение финансово-экономической активности населения области |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Существует значительный дисбаланс в информировании населения о финансовых услугах, предоставляемых в современном обществе. В этой связи очень важна всесторонняя информированность широких слоев населения о финансовом рынке и возможностях повышения благосостояния граждан.
Понятие финансовой грамотности населения определяется как достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке финансовых услуг и принимать разумные решения.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, а также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, приобретать их на основе осознанного выбора, и наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
От общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения - важное направление государственной политики. Рост финансовой грамотности населения приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и, в конечном итоге, способствует социальной и экономической стабильности в стране.
При увеличении числа финансово грамотных жителей области сократится число обращений и жалоб граждан в различные структуры, органы государственной власти Оренбургской области по вопросам, связанным с предоставлением финансовых услуг, деятельностью кредитных и иных финансовых организаций. Финансовые знания являются надежной защитой от мошенников, различных финансовых посредников, организаций, позиционирующих себя как финансовые агенты при предоставлении услуг кредитования и перекредитования, финансовых пирамид.
В итоге результаты системной работы на постоянной основе по повышению финансовой грамотности дадут положительный эффект повышения финансовой грамотности населения, что позволит удовлетворить собственные потребности, независимость и собственную финансовую безопасность.
Это в свою очередь позволит обеспечить:
развитие финансовых рынков;
сокращение издержек денежного обращения;
вовлечение сбережений населения в финансовую систему;
сокращение завышенных ожиданий господдержки;
облегчение коммуникации;
снижение рисков паники на потребительском и финансовом рынках.
Реализуемые мероприятия подпрограммы ориентированы на следующие категории населения, являющиеся целевыми группами подпрограммы:
группа N 1 - будущие активные пользователи финансовых услуг (воспитанники, учащиеся и студенты образовательных организаций);
группа N 2 - активные и потенциальные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов;
группа N 3 - население старшего возраста.
Группа N 1 рассматривается как наиболее перспективная ввиду того, что обучающиеся образовательных организаций в среднесрочной и ближайшей перспективе станут экономически активными и соответственно столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному поведению на рынке финансовых услуг, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.
Группу N 2 составляют активные потребители финансовых услуг, в том числе с потенциальным расширением спектра финансовых услуг в будущем. Основная часть данной группы обладает низким уровнем знаний и навыков в сфере финансовой грамотности и недостаточным пониманием своих прав как потребителей финансовых услуг. Данная целевая аудитория наиболее склонна к принятию неэффективных решений. В образовательной и информационной поддержке и защите прав потребителей финансовых услуг особо нуждаются жители отдаленных районов Оренбургской области, в том числе проживающие в сельской местности.
Группа N 3 характеризуется в основном незначительными, но существенными для благополучия лиц, входящих в нее, сбережениями. Входящие в данную группу лица в наибольшей степени не приспособлены к условиям меняющегося рынка финансовых услуг, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на жизненном уровне лиц, входящих в данную группу.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Ожидаемые социально-экономические эффекты и последствия реализации подпрограммы включают:
повышение общего объема сбережений граждан;
снижение рисков "персонального банкротства", связанных с отсутствием финансового планирования и/или неэффективным использованием финансовых инструментов;
улучшение доступа населения области к финансовым услугам;
повышение доли населения области, участвующего в управлении накопительной частью будущей пенсии;
готовность граждан преодолевать неблагоприятные экономические колебания;
снижение уровня просроченной задолженности граждан по потребительским кредитам;
защищенность населения области от финансового мошенничества за счет знания нормативных правовых актов и специфики рынка финансовых услуг;
повышение прозрачности предоставляемой населению информации со стороны продавцов рынка финансовых услуг;
дальнейшее развитие системы защиты прав потребителя финансовых услуг.
Реализация подпрограммы будет способствовать повышению качества имеющихся финансовых услуг, позволит расширить возможности населения области более эффективного использования финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений. Рост финансовой грамотности населения области приведет к постепенному снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка финансовых услуг.
Целью подпрограммы является содействие формированию разумного финансового поведения населения области, его ответственного участия на рынках финансовых услуг. Для достижения указанной цели планируется решение следующих задач:
разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения области;
содействие усилению защиты прав потребителей финансовых услуг;
мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения области и защиты прав потребителей финансовых услуг на территории Оренбургской области.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Проведение консультационных и обучающих мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения области".
В рамках данного основного мероприятия планируется осуществлять информационно-разъяснительные мероприятия для населения области о возможностях и преимуществах безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт, привлекать представителей банковских и страховых организаций для участия в специализированных программах на областных каналах телевидения. Единые Дни информации в Оренбургской области по темам, затрагивающим вопросы развития банковского сектора области, обучающие семинары, круглые столы будут проводиться с участием представителей пенсионного, банковского и страхового сообщества, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, представителей бизнеса в соответствии с планом мероприятий по повышению финансовой грамотности населения области согласно приложению к настоящей подпрограмме.
основное мероприятие 2 "Информирование населения области по вопросам финансовой грамотности".
В рамках данного основного мероприятия будут разрабатываться памятки и буклеты, устанавливаться информационные стенды, публиковаться в средствах массовой информации разъяснения по различным направлениям взаимодействия страховых, кредитных, пенсионных организаций, населения и предприятий. Планируется размещение материалов консультационного характера по вопросам повышения финансовой грамотности населения с использованием средств массовой информации, а также в сети Интернет на сайтах рекламных агентств, органов исполнительной власти Оренбургской области, кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов;
основное мероприятие 3 "Анализ уровня финансовой грамотности населения".
В рамках данного основного мероприятия планируется регулярное проведение мониторинга средств массовой информации по освещению деятельности банковского сектора экономики и сферы пенсионного обеспечения Оренбургской области, изучение возможности проведения исследования состояния финансовой грамотности населения в Оренбургской области.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Расходы на реализацию подпрограммы в 2016 - 2020 годах за счет средств областного бюджета не предусмотрены.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.