Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к государственной программе
"Защита населения и территории
Оренбургской области от чрезвычайных
ситуаций, обеспечение пожарной
безопасности и безопасности людей
на водных объектах
Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
Подпрограмма 1
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области"
23 января, 31 августа 2015 г., 4 февраля 2016 г.
Паспорт подпрограммы 1
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Обеспечение безопасности населения и территории Оренбургской области от ЧС является неотъемлемым условием развития современного общества. Безопасность в ЧС означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов. Перспективы социально-экономического развития общества во многом зависят от уровня безопасности его населения и территорий.
На протяжении последних лет в области наблюдается тенденция неуклонного снижения количества ЧС и погибших в них людей, что является свидетельством высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации ЧС. Однако, природные и техногенные риски ЧС, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу населению и объектам экономики области. Особенно актуален вопрос обеспечения защищенности населения и территории области от ЧС. Наиболее характерными для области являются следующие риски:
дорожно-транспортные происшествия;
аварии на трубопроводном транспорте;
пожары на объектах экономики и социального, культурного и бытового назначения;
аварии и чрезвычайные происшествия на объектах жизнеобеспечения.
Особую угрозу населению и территории области создают природные (агрометеорологические, метеорологические, гидрологические) опасности и ЧС биолого-социального характера.
Наибольшую опасность в масштабах области по суммарному материальному ущербу представляет паводок. Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередач), строений и ГТС. Из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах. Подтверждением данных мониторинга являются последствия прохождения паводка на территории области в 2011 году. В зоне ЧС, вызванной паводком, оказались более 15 тысяч жителей в 89 населенных пунктах. Материальный ущерб от весеннего половодья составил более 400 млн. рублей.
Оренбургская область входит в число химически опасных регионов Российской Федерации. На территории области расположены 33 ХОО. Общий запас АХОВ составляет 23643 тонны. В случае выброса АХОВ прогнозируемая площадь зоны возможного заражения может составить 1,5 тыс. километров, при этом численность населения, попадающего в зону возможного химического заражения, составит 681,1 тыс. человек.
Сохранение большой вероятности возникновения ЧС обусловлено наличием на территории области развитой инфраструктуры нефтегазового комплекса. Численность населения, попадающего в зону действия поражающих факторов при вероятной аварии, составляет более 2,5 тыс. человек. Степень износа основных производственных фондов составляет до 64 процентов, систем защиты - до 68 процентов.
Одним из потенциальных источников ЧС являются водохозяйственные объекты с ГТС, аварии которых могут привести к затоплению населенных пунктов, гибели людей, значительному материальному ущербу экономике области. Особую опасность представляют ГТС, собственник которых не определен. На территории Оренбургской области из 1720 имеющихся водохозяйственных объектов у 358 (20 процентов) не определен собственник. Проведение целенаправленной работы в рамках подпрограммы позволит выявить разрушенные и утратившие хозяйственное значение ГТС для их последующей ликвидации. Определение работоспособности ГТС, выявление собственника, закрепление организаций, ответственных за их безопасную эксплуатацию, постановка на учет в органе регистрации прав собственности позволят снизить риск возникновения ЧС, вызванных авариями ГТС.
На территории области имеются 162 взрывопожароопасных объекта, на которых производятся, транспортируются взрывопожароопасные вещества, приобретающие способность к возгоранию и взрыву. К таким объектам относятся как промышленные предприятия, так и трубопроводный и железнодорожный виды транспорта. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий высока и превышает 50 процентов.
В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при ЧС, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации ЧС, оповещение населения и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области об угрозе и возникновении ЧС.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС в области носит характер первостепенной важности и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности области и страны в целом.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, обеспечение национальной безопасности в ЧС достигается путем совершенствования и развития РСЧС. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от ЧС. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам задач.
Основной задачей деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области в сфере снижения рисков ЧС является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития области с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.
В целях принятия мер по снижению рисков возникновения ЧС и совершенствования системы подготовки населения к действиям в ЧС возникла необходимость разработки подпрограммы, которая направлена на:
повышение эффективности прогнозирования ЧС;
совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках ОТП РСЧС;
снижение рисков возникновения аварий ГТС;
повышение уровня подготовленности населения в области безопасной жизнедеятельности.
В рамках деятельности ОТП РСЧС организована работа ТС МПЧС. Организации и учреждения ТС МПЧС осуществляют обобщение и анализ данных о рисках возникновения ЧС, учет произошедших ЧС и происшествий. Создание и наполнение банка данных о ЧС и происшествиях на территории области, обмен информацией в сфере защиты населения и территорий области от ЧС осуществляется в рамках деятельности ОТП РСЧС с участием всех служб и организаций в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 1 ноября 2007 года N 375-п "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области". В рамках системы мониторинга и прогнозирования на основе накопленных статистических и фактических данных проводится аналитическая работа с выдачей ежедневных прогнозов, а в случае возникновения ЧС проводятся необходимые расчеты с выдачей рекомендаций по выполнению необходимых мероприятий. Выполнение мероприятий подпрограммы позволит увеличить процент оправдываемости прогнозов ЧС.
Своевременное реагирование на возникающие ЧС и происшествия органов управления и сил ОТП РСЧС требует совершенствования оперативного обмена информацией, расширения общей базы данных, постоянное ее совершенствование. Между постоянно действующим органом управления ОТП РСЧС, органами исполнительной власти, организациями Оренбургской области заключаются соглашения об информационном обмене. Совершенствование оперативного обмена информацией позволит обеспечить согласованность действий служб ОТП РСЧС, функциональных подсистем РСЧС, организаций при проведении превентивных мероприятий, ликвидации ЧС. В рамках подпрограммы планируется увеличить количество заключенных соглашений об информационном обмене, что позволит сократить сроки прохождения информации и повысить эффективность мер реагирования на ЧС и происшествия.
В целях минимизации последствий ЧС необходимо обеспечить своевременное и качественное принятие решений органами управления всех уровней. В связи с этим необходимо обучение и постоянное повышение квалификации руководителей всех уровней по вопросам защиты населения от ЧС. В целях экономии бюджетных средств целесообразно развитие дистанционного метода обучения руководящего состава ОТП РСЧС на базе ГАОУ ДПО "Учебно-методический центр по ГОЧС Оренбургской области".
Особое внимание в организации подготовки по вопросам защиты населения необходимо уделить обучению населения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в области необходимо создание пяти зон экстренного оповещения населения. Всего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся ЧС и требующих создания систем экстренного оповещения населения, проживает около 20 тысяч человек. Одной из задач по реализации вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации является обучение населения действиям по сигналам оповещения. Данную работу планируется осуществить путем распространения памяток, брошюр среди населения и детей дошкольного и школьного возраста о правилах поведения в экстремальных ситуациях, по сигналам оповещения населения, в том числе экстренного оповещения.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Система мероприятий по обеспечению безопасности населения Оренбургской области от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 3013 года N 513-р, а также Закона Оренбургской области от 4 июля 2005 года N 2357/433-III-ОЗ "О защите населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года".
Целью подпрограммы является обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера.
Для достижения поставленной цели в рамках реализации подпрограммы необходимо решение следующих задач:
повышение эффективности прогнозирования ЧС;
совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках ОТП РСЧС;
обеспечение защиты населенных пунктов от затоплений (подтоплений);
пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Расширение банка данных о ЧС и происшествиях за счет добавления разделов: сейсмологическая обстановка, экологическая обстановка, накопители жидких отходов".
Реализация данного основного мероприятия предполагает повышение оправдываемости краткосрочных и долгосрочных прогнозов ЧС (в связи с увеличением базы данных для принятия решения на ликвидацию ЧС, повышение ее информативности);
основное мероприятие 2 "Совершенствование информационного обмена между службами Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС, функциональными подсистемами РСЧС, организациями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС".
Реализация данного основного мероприятия предполагает увеличение количества заключенных соглашений об информационном обмене, с функциональными подсистемами РСЧС и организациями;
основное мероприятие 3 "Снижение рисков возникновения ЧС, вызванных авариями гидротехнических сооружений".
Реализация данного основного мероприятия предполагает снижение доли водохозяйственных объектов, за состоянием которых не осуществляется должный контроль, в общем количестве водохозяйственных объектов;
основное мероприятие 4 "Обучение населения защите от ЧС и стихийных бедствий, по вопросам гражданской обороны и пожарной безопасности".
Реализация данного основного мероприятия предполагает увеличение численности населения, обученного действиям по сигналам экстренного оповещения, правилам поведения в ЧС;
основное мероприятие 5 "Изготовление полиграфической продукции (памятки, брошюры) для взрослого населения, детей и подростков о правилах поведения в ЧС, сигналах оповещения населения, в том числе экстренного оповещения".
Реализация данного основного мероприятия предполагает увеличение информированности населения о ЧС;
основное мероприятие 6 "Обеспечение деятельности служб защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и гражданской обороны".
Реализация данного основного мероприятия предполагает организацию и осуществление на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по ГО, защите населения и территории области от возникновения ЧС в мирное и военное время, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности и объектов ГО, создание, хранение и пополнение (в случае использования) резерва материальных ресурсов Оренбургской области для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, сбор информации и обмен информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
основное мероприятие 7 "Обеспечение деятельности профессиональных спасательных служб и формирований".
Реализация данного основного мероприятия предполагает осуществление поиска и спасания людей на воде, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС межмуниципального и регионального характера.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 285 691,2 тыс. рублей.
Основными источниками финансирования мероприятий подпрограммы являются средства областного бюджета.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы, для достижения цели Программы признается равным 0,3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.