Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 6 февраля 1998 г. N 3-п
Программа
создания и сохранения рабочих мест
в Оренбургской области на 1998 - 2000 годы
(одобрена оперативной комиссией по стабилизации экономики области
Протокол от 9 декабря 1997 г. N 13)
(Оренбург - 1997)
Паспорт программы
Наименование Программы Областная программа создания и сохранения
рабочих мест на 1998 - 2000 годы.
Принятие решения о Постановление правительства Оренбургской
разработке Программы области N 6-п от 27.01.1997 года
Заказчик Программы Администрация области
Основные разработчики Главное управление труда и занятости
Программы населения, управление экономики,
отраслевые комитеты, управление соцзащиты,
комитет по поддержке и развитию малого
предпринимательства, управление
профобразования, комитет по науке, высшей
школе, комитет по делам молодежи
администрации области.
Цели и задачи Программы Повышение уровня и изменение структуры
занятости населения области на основе
создания и сохранения рабочих мест,
предотвращение роста неполной занятости и
массовой безработицы, развитие системы
общественных работ, повышение качества
рабочей с илы, рабочей среды, развитие
социального партнерства.
Сроки и этапы реализации 1998 - 2000 годы.
Программы
Исполнители основных Структурные подразделения администрации
мероприятий области, органы исполнительной власти городов
и районов области, работодатели, профсоюзы.
Объемы и источники Программа финансируется за счет целевых
финансирования ассигнований из федерального, областного
бюджетов, внебюджетных фондов и собственных
средств предприятий.
Список сокращений
АГиР - Администрации городов и районов области
АККОР - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств Оренбургской
области
АПБ - Региональное агентство поддержки и развития малого и среднего
бизнеса
ГКАП - Оренбургское территориальное управление ГКАП России
ГУЗО - Главное управление здравоохранения администрации Оренбургской
области
ГУО - Главное управление образования администрации Оренбургской
области
ГУТиЗН - Главное управление труда и занятости населения администрации
Оренбургской области
ИАУ - Информационно-аналитическое управление администрации
Оренбургской области
КДМ - Комитет по делам молодежи администрации Оренбургской области
КН - Комитет по науке, высшей школе и региональной политике
образования администрации Оренбургской области
КП - Комитет по печати администрации Оренбургской области
КРП - Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства
администрации Оренбургской области
КУГИ - Комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской
области
ОГАУ - Оренбургский государственный аграрный университет
ОГУ - Оренбургский государственный университет
ЗСО - Законодательное Собрание области
ОКГС - Оренбургский областной комитет государственной статистики
ОМБТ - Оренбургская областная молодежная биржа труда
ОПП - Общественное объединение предпринимателей
ОРФИН - Оренбургская финансово-инвестиционная компания
ОУПК - Отдел управления подготовки кадров администрации Оренбургской
области
ОФПП - Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства
TACIS - Программа Европейского Союза
ТаФУДН - Территориальное агентство Федерального управления по делам
о несостоятельности (банкротстве) Оренбургской области
ТПП - Торгово-промышленная палата Оренбургской области
УДЦМП - Учебно-деловой центр "Морозовский проект"
УМиВЭС - Управление международных и внешнеэкономических связей
администрации Оренбургской области
УПО - Управление профессионального образования администрации
Оренбургской области
УРТЭС - Управление по региональным торгово-экономическим связям
администрации Оренбургской области
УСЗН - Управление социальной защиты населения администрации
Оренбургской области
ФУ - Финансовое управление администрации Оренбургской области
УЭ - Управление экономики администрации Оренбургской области
ФИО - Фонд имущества Оренбургской области
ФНТП - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
техническом прогрессе
ФФПП - Федеральный фонд поддержки предпринимательства
Перечень
основных терминов, используемых в программе
Физическое рабочее место (ФРМ) - определяется как совокупность технических средств и некоторой части физического пространства, предназначенных для осуществления трудовой деятельности одним работником в одну смену.
Экономическое рабочее место (ЭРМ) - понимается как совокупность материально - вещественных, экономических и социальных условий, обеспечивающих занятость одного работника.
Территориальная схема создания рабочих мест - матрица количественных и качественных показателей (индикаторов), характеризующая общие потребности населения в рабочих местах в определенный период времени, количество имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в продуктивной занятости. Схема задает параметры инвестиционной деятельности, определяет основные направления развития рабочих мест.
Экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.
Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
Общественные работы - вид трудовой деятельности, не требующий, как правило, предварительной профессиональной подготовки и имеющий социальную полезную направленность, определенную органами исполнительной власти.
Под созданием рабочего места понимается увеличение занятости (в отрасли, регионе) за счет инвестиций (включая создание физического рабочего места) или за счет расширения действующего производства (без создания дополнительных физических рабочих мест).
Введение
Отход от системы государственного регулирования производства повлек за собой структурную перестройку занятости. Реорганизация государственной собственности и возникновение частных фирм способствовали формированию новой и быстро меняющейся обстановки на рынке труда. Получение предприятиями и организациями права сокращать излишнюю рабочую силу и широкое распространение неполной, временной и других нестандартных форм занятости привели к снижению гарантии рабочего места.
Анализ ситуации в сфере занятости в области в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования по расширению спроса на рабочую силу.
Программа создания и сохранения рабочих мест в Оренбургской области на 1998 - 2000 годы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, а также с учетом прогноза социально-экономического развития Оренбургской области, целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на создание и сохранение рабочих мест и городских, районных схем создания рабочих мест.
Программой предусматриваются меры по увеличению спроса на рынке труда на рабочую силу за счет создания и сохранения рабочих мест, сохранению и адаптации кадрового потенциала к изменению структуры рабочих мест, совершенствованию практики социального партнерства, организации общественных работ.
Цель и задачи программы
Целью Программы является содействие формированию рациональной занятости населения на основе создания и сохранения рабочих мест.
Достижение цели будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
определением сложившейся структуры занятости (в территориальном разрезе);
определением общей потребности населения в рабочих местах (в территориальном разрезе);
определением основных направлений содействия занятости населения и изменением структуры занятости, исходя из приоритетных направлений развития отраслей экономики области и социально - экономического потенциала территорий области;
формированием инвестиционного и финансового механизма создания рабочих мест;
повышением эффективности использования производственных мощностей;
устойчивым развитием рабочей силы;
созданием новых рабочих мест на базе широкого развития малого предпринимательства;
решением вопросов стабилизации рынка труда в городах и районах области со сложным социально-экономическим положением;
созданием информационной базы для формирования эффективной системы создания и сохранения рабочих мест.
I. Потребность населения в рабочих местах в 1998 - 2000 г.г.
1.1. Анализ сложившейся структуры занятости
Анализ сложившейся структуры занятости на крупных и средних предприятиях по отраслям экономики области по итогам 1996 г. показал, что в материальном производстве занято 69,9%, в непроизводственной сфере - 30,1%. Большую часть (51,7%) занятых составляют женщины, в т.ч. в материальной сфере их доля от численности занятых в этой сфере составляет 45%, в непроизводственной сфере - 72,2%.
Возрастная структура занятых характеризуется низким удельным весом лиц старшего возраста (2,4%). Доля молодежи в возрасте до 29 лет в численности занятых составила - 19,5%. Наиболее высока она в здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении - 25,8%; в сельском хозяйстве - 21,7%, в образовании, науке, культуре, искусстве - 21,6%.
Большая часть занятых имеет среднее образование - 44,5%. Лица с высшим образованием составили 13,8%, со средним специальным - 26,4%. Высока доля лиц, которые не имеют законченного среднего образования - 15,3%.
Материальная сфера характеризуется низким образовательным уровнем. Доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование составила соответственно лишь 9,1% и 23,7% (ниже среднего уровня). Высока доля лиц, имеющих среднее и незаконченное среднее образование соответственно 49,6% и 17,6%.
Непроизводственная сфера характеризуется высоким удельным весом занятых с высшим (28,2%) и средним специальным (34,9%) образованием и низким удельным весом лиц, имеющих незаконченное среднее образование (8%).
Для анализа сложившейся структуры занятости органы труда и занятости населения использовали данные статистики (ф-1Т) и результаты выборочных опросов по крупным и средним предприятиям различных отраслей экономики. Сводные данные приведены ниже в таблице N 1.
Таблица N 1
Структура занятости населения
на крупных и средних предприятиях
(количественные и качественные параметры)
1996 всего т. чел. |
по полу | по возрасту | по образованию | |||||||
муж. % |
жен. % |
до 29 лет % |
муж. 59 лет % |
жен. 54 г. % |
высшее % |
сред. специаль % |
среднее % |
нач. н/сред. % |
||
Численность работников на крупных и средних предприятиях - всего в том числе: в материальном производстве - в промышленности - в строительстве - в сельском хозяйстве - на транспорте и связи - в торговле и общественном питании - в других отраслях в непроизводственной сфере - в образовании, науке, культуре, искусстве - в здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении - в жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания - в других отраслях непроизводственной сферы |
760,6 531,4 197,3 46,6 171,6 71,0 28,7 16,2 229,2 99,9 63,6 28,3 37,4 |
48,3 55,0 57,4 68,4 60,8 65,3 14,9 58,0 27,8 16,0 23,3 60,7 44,5 |
51,7 45,0 42,6 31,6 39,2 34,7 85,1 42,0 72,2 84,0 76,7 39,3 55,5 |
19,5 18,3 17,8 16,0 21,7 18,2 14,8 16,3 22,4 21,6 25,8 18,5 20,6 |
2,4 2,5 2,7 2,7 3,0 1,9 0,4 3,6 2,0 1,4 2,2 2,0 3,2 |
2,4 1,7 1,4 1,3 1,7 1,2 2,4 2,3 4,8 3,2 6,3 1,6 7,0 |
13,8 9,1 9,7 9,0 5,9 8,0 15,4 9,6 28,2 44,4 18,3 4,8 19,6 |
26,4 23,7 26,9 24,4 14,6 27,7 33,2 22,7 34,9 29,4 46,8 23,7 33,3 |
44,5 49,6 47,5 47,2 53,6 52,5 42,5 52,5 28,9 19,4 28,4 55,4 37,9 |
15,3 17,6 15,9 19,4 25,9 11,8 8,9 15,2 8,0 6,8 6,5 16,1 9,2 |
Выводы.
Уровень занятости женщин остается по-прежнему высоким, однако следует исходить из того, что роль женщины в формировании эффективной занятости определяется не только численностью и качественным составом женских ресурсов труда, но и тем вкладом, который женщина - мать вносит в воспитание поколений. Потому необходимы меры по осуществлению перехода к многообразию условий занятости, режимов труда, снижению установленной продолжительности рабочей недели.
Уровень занятости молодежи в возрасте до 29 лет, занятой на крупных и средних предприятиях, невысок и составляет 19,5% от всей численности занятых на этих предприятиях.
Положение молодежи этих возрастов на рынке труда характеризуется неоднозначными процессами. С одной стороны, прослеживается явно неблагополучная ситуация с их трудоустройством, с другой стороны - молодежь чаще, чем лица других возрастов прекращают поиск работы через органы труда и занятости. Одна из причин этого заключается в несоответствии трудовых притязаний молодежи характеру трудовой деятельности (включая оплату труда), которую могут предложить органы труда и занятости.
Среди занятых в материальной сфере достаточно высокий процент людей со средним и неполным средним образованием (67,2%), к тому же подготовка и повышение квалификации кадров на предприятиях сведены к минимуму. Есть опасения, что неподготовленность кадрового потенциала к осуществлению конкретных перемен в социально-экономическом развитии общества может стать причиной углубления разбалансированности на рынке профессий, дальнейшего разрушения производства. Необходимы меры по развитию внутрифирменного обучения.
1.2. Потребность населения в дополнительных рабочих местах
В период 1997 - 2000 г.г. численность населения в трудоспособном возрасте возрастет и составит в 2000 г. - 1265 тыс. человек (рост по сравнению с 1997 г. на 15 тыс. человек).
Наиболее активно предъявляют спрос на рабочие места уволенные работники по сокращению и собственному желанию, а также прибывшее население в трудоспособном возрасте из-за пределов области, хотя и наблюдается снижение миграционных потоков.
В последние годы движение кадров формирует 65 - 70% текущей потребности экономики в рабочей силе. В текущем году движение рабочей силы продолжало оставаться интенсивным (за 9 месяцев 1996 г. текучесть кадров составляла 9,9%, за 9 месяцев 1997 г. - 10,7%). В последние 2 года отмечается снижение численности прибывшего населения в трудоспособном возрасте (за 9 месяцев 1996 г. в область прибыло 29,2 тыс. чел. населения в трудоспособном возрасте, а за 9 месяцев 1997 г. - 27,6 тыс. человек).
На рабочие места активно претендуют и следующие категории населения: выпускники учебных заведений; женщины, выходящие из отпусков по уходу за ребенком; уволенные из Вооруженных Сил (в т.ч. в связи с сокращением), а также члены их семей; инвалиды, выходящие на рынок труда.
В 1998 - 2000 годах прогнозируется увеличение числа выпускников ССУЗов с 6,8 до 7,3 тыс. чел. и выпускников вузов с 8,7 до 9,0 тыс. чел., для которых потребуется открытие перспективных рабочих мест, требующих высокого уровня квалификации.
Женщины, выходящие на работу после отпуска по уходу за ребенком, из-за длительного перерыва в работе, будут нуждаться в своего рода трудовой реабилитации, переподготовке, повышении квалификации или стажировке.
Прогнозируется увеличение численности лиц, уволенных с действительной военной службы (в т.ч. по сокращению Вооруженных Сил), а также членов их семей, нуждающихся в рабочих местах, с 8,8 тыс. чел. в 1997 г. до 16,4 тыс. человек в 2000 г.
В дополнительных местах будут нуждаться и инвалиды, выходящие на рынок труда. Для них потребность в рабочих местах за период 1997 - 2000 г.г. увеличится с 1,3 до 12,0 тыс. человек. Для этой категории населения наряду с общими необходимы специализированные рабочие места.
С учетом всех этих факторов спрос трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на рабочие места увеличится с 1035,4 тыс. чел. в 1997 г. до 1060,6 тыс. чел. в 2000 г. (т.е. на 25,2 тыс. чел.).
Кроме этих групп населения, спрос на рабочие места предъявляют пенсионеры (лица старше трудоспособного возраста). Выход на рынок труда пенсионеров, также как и инвалидов, связан с тем, что они нуждаются в дополнительном заработке. Потребность в рабочих местах для пенсионеров за период 1997 - 2000 г.г. повысится с 1,1 до 1,4 тыс. чел. Удельный вес в трудовых ресурсах занятых в экономике пенсионеров в последние несколько лет снизился. Поэтому нет серьезных оснований для обоснования создания постоянных рабочих мест специально для этой группы населения.
По данным УВД потребность в дополнительных рабочих местах для осужденных в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы прогнозируется на уровне 1997 г. и составит в 2000 г. - 4,6 тыс. чел. Создание дополнительных рабочих мест необходимо, т.к. рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в данных учреждениях. Кроме этого, создание дополнительных рабочих мест позволит обеспечить полную трудовую занятость трудоспособной части осужденных с целью их адаптации к условиям жизни на свободе (приложение N 1).
Таким образом, общая потребность населения в рабочих местах составит в 1998 году - 1075,1 тыс. чел., в 1999 году - 1079,4 тыс. чел., в 2000 году - 1090,1 тыс. чел.
Учитывая, что основная часть населения занята в экономике (в 1998 году - 919,9 тыс. чел., в 1999 году - 910,7 тыс. чел., в 2000 году - 901,6 тыс. чел.) и часть населения не предъявляет активный спрос на рабочие места (среди них: занятые в неформальном секторе, отчаявшиеся найти работу, люмпены и др.) потребность незанятого населения, ищущего работу в дополнительных рабочих местах прогнозируется в 1998 году - 93,7 тыс. чел., в 1999 году - 97,5 тыс. чел., в 2000 году - 105,8 тыс. чел. (приложения N 1, 2, 3).
II. Основные приоритеты создания и сохранения рабочих мест
2.1. Экономические факторы, влияющие на динамику спроса
на рабочие места
Оренбургская область вступила в период реформенных изменений со структурой экономики, абсолютно неадекватной рыночным условиям.
Прежде всего, это деформированная структура промышленности; где ведущее место принадлежало производству средств производства, а не предметов потребления, где в машиностроении основная роль отводилась оборонному заказу, где износ производственных фондов в ряде отраслей составляет более 50%. Высокий удельный вес сельского хозяйства, где зерновые культуры занимают монопольное положение и их урожайность зависит от погодных условий.
За последние годы в результате преобразований в области сформировались ключевые звенья многоукладной экономики, созданы важнейшие элементы рыночной инфраструктуры.
Прошли значительные институциональные изменения: в промышленности, в строительстве, в сфере услуг, сформировались частный и смешанный частногосударственный секторы.
С 1992 г. доля госсектора в общем объеме промышленного производства области сократилась до 48%. Деятельность предприятий совершенно изменилась, активную роль, как ориентиры поведения стали играть цены, рентабельность, валютный курс.
Претерпели изменения межхозяйственные связи, которые теперь формируются на рыночной основе - договоры, соглашения и т.д., создаются новые образования - финансово-промышленные группы.
За эти годы был преодолен торговый дефицит, если в 1992 году насыщенность рынка товарами составляла около 60%, то сейчас она приближается к 100%.
В целом экономика стала более открытой.
Однако цена этих преобразований оказалась слишком высокой и неадекватной их эффективности.
Динамика занятости по отраслям экономики свидетельствует о значительном сокращении в последние годы спроса на рабочую силу. Происходило это как за счет сокращения числа физических рабочих мест, т.е. некомпенсированного выбытия основных фондов, так и за счет сокращения экономических рабочих мест, в том числе за счет высвобождения излишних работников.
За период с 1994 по 1996 г. численность занятого в экономике населения области уменьшилась на 52,1 тыс. чел. или на 5,2%. Основное уменьшение численности произошло в таких отраслях как:
- промышленность - на 37 тыс. человек или 15,4%;
- сельское хозяйство - на 29,2 тыс. человек или 13,6%;
- строительство - на 18 тыс. человек или 17,7%.
В то же время увеличение численности занятых в экономике за этот период произошло в отраслях:
- транспорта и связи - на 0,9 тыс. человек или 1%;
- торговли и общественного питания, МТС, сбыта, заготовок - на 16,7 тыс. человек или 16,6% и ряде других отраслей.
В экономике все более возрастает доля топливно-сырьевого сектора, наименьшие темпы сокращения численности занятых наблюдаются в топливно-энергетическом комплексе, в т.ч. нефтедобывающей - на 0,4% (1996 г. в % к 1995 г.), в черной металлургии - на уровне, в газовой промышленности - рост на 1,6%.
В соответствии со структурными сдвигами в производстве происходят и сдвиги в занятости, причем сокращение занятых в высокотехнологичных отраслях существенно выше, нежели в сырьевых. Что же касается ситуации с занятостью на малых предприятиях, то в настоящее время малый бизнес находится в стадии становления. На его долю приходится около 12% занятых в экономике области.
Основными факторами, которые определили снижение спроса на труд, явились прежде всего жесткость кредитно-денежной политики, сокращение объемов производства, свертывание убыточных производств, процессы приватизации и акционирования, структурные изменения в производстве, а также дальнейшее ухудшение морально устаревшего и физически изношенного производственного оборудования, что сказывалось на качестве выпускаемой продукции.
Инвестиционная активность, как важнейший фактор поддержания занятости, в 1996 г. уменьшилась на 20% по сравнению с 1995 г. Спад капитальных вложений продолжился и в 1997 году, по итогам года он составил 7% к уровню 1996 года.
По статистическим данным степень износа основных фондов по отраслям экономики области на конец 1996 года составила в промышленности - 51,5%, сельском хозяйстве - 42,4%, строительстве - 28,2%, транспорте и связи - 43,9%. Это говорит о том, что происходит старение, ухудшение и сокращение действующих рабочих мест, задействовать которые вновь потребуется немало средств, усилий и времени.
По итогам 1996 г. анализ использования производственных мощностей промышленных предприятий области показал, что уровень их использования в топливной промышленности колебался от 60% (в АО "Орскнефтеоргсинтез", первичная переработка) до 17 - 18% (в АО "Нефтемаслозавод" и Тюльганском угольном разрезе); в химической и нефтехимической - от 22% (в АО "Завод хромовых соединений", АО "Химпродукт") до 3% (АО "Оренбургский завод РТИ"); в цветной - от 57% (Гайский ГОК) до 2% ("Орский завод по обработке цветных металлов"); в черной металлургии (АО "Носта") чугун - 47%, сталь - 55%, прокат черных металлов - 54%, мин. удобрения - 64%; в машиностроении и металлообработке от 35% (АО "Южуралмаш") до 2 - 3% (АО "Ормез" - холодильники, ПО "Стрела" - машины стиральные, АО "Оренбургский станкозавод" - станки металлорежущие), АО "Металлист" - кузнечно-прессовые машины и др.; в легкой промышленности от 21% (АО "Тексорен" - шелковые ткани) до 5% (ТОО "Уралочка" - валяная обувь).
Поскольку потребность населения в рабочих местах ежегодно возрастает, то в ближайшие годы главным реальным резервом роста экономических рабочих мест является повышение коэффициента использования уже существующих производственных мощностей.
2.2. Влияние целевых программ и инвестиционных
проектов на занятость населения
В области разработана и с 1993 года действует концепция социально-экономического развития региона, в основе которой - оживление и дальнейшее развитие инвестиционной деятельности.
С целью формирования инвестиционной политики был принят пакет распорядительных и законодательных актов.
Область была включена в 25 федеральных целевых программ, направленных на развитие базовых отраслей промышленности, ТЭК, транспорта, связи и др.
В соответствии с федеральной программой технического перевооружения металлургического комплекса ведется реконструкция ОАО "Носта" и организация производства листа на стане 2800 в северном исполнении, что позволит сохранить около 600 рабочих мест.
Заканчивается реконструкция медно-серного комбината, которая позволит увеличить выпуск продукции в 1,8 - 2 раза и сохранить свыше 200 рабочих мест.
Проводится работа по обеспечению структурной целостности предприятий энергетического комплекса области. Это позволило не только сохранить энергетику области, но и обеспечить ее развитие: построены ЛЭП-500 Ирикла-Оренбург, мощная электростанция "Газовая", завершается строительство ЛЭП-200 подстанции "Газовая" (г.Сорочинск), увеличив при этом количество рабочих мест.
В экономике области образовался громадный неиспользованный потенциал - трудовые ресурсы, производственные площади, оборудование различных отраслей и направлений деятельности.
Концепцией инвестиционной политики Оренбургской области определены основные направления по стабилизации социального, экономического положения области, а именно:
1. Развитие топливно-энергетического комплекса и угольной промышленности:
1.1. Поиск, разведка и разработка залежей углеводородов на Дивнопольской площади Соль-Илецкого района (АОЗТ "Оренбургнефтепоиск"), добыча нефти на Дачно-Репинском месторождении, Оренбургский район (ЗАО "Оренбурггеонефть").
1.2. Разведка, добыча и переработка горючих сланцев Общесыртовского и Рубежинского месторождений в Первомайском и Курманаевском районах (ОАО "Оренбургнефть").
1.3. Организация производства по выпуску брикетированного угля на ДОАО "Разрез Тюльганский" АО "Башкируголь".
1.4. Строительство Орской ТЭЦ-2 (АО "Оренбургэнерго").
1.5. Освоение месторождений нефти (Зайкинского и Загорско-Лебяжинского) и месторождений газа, газового конденсата и нефти (Бердянское, Копанское, Новопавловское, Восточная оторочка) (АО "Оренбурггеология", АО "Оренбургнефть", ДП "Оренбурггазпром").
1.6. Строительство газоперерабатывающего завода на Ростошинско-Зайкинской группе месторождений Юго-Западного Оренбуржья.
1.7. Строительство нефтепровода от месторождений Юго-Западного Оренбуржья до г.Орска для обеспечения полной загрузки сырьем АО "Орскнефтеоргсинтез".
1.8. Строительство на АО "Орскнефтеоргсинтез" технологического комплекса по производству высокооктановых неэтилированных бензинов мощностью 1 млн. тонн в год.
2. Развитие металлургического комплекса:
2.1. реконструкция кислородно-компрессорного цеха металлургического комбината АО "НОСТА";
2.2. организация производства переработки никелевых отвалов (АО "Южуралникель");
2.3. реконструкция Орского завода по обработке цветных металлов (АО "Орский завод по обработке цветных металлов");
2.4. стабилизация минерально-сырьевой базы АО "Гайский ГОК";
2.5. разработка колчеданно-полиметаллического месторождения "Барсучий Лог" в Новоорском районе (АОЗТ "Ормет") и медно-колчеданных месторождений "Летнее" в Домбаровском районе, "Джусинского" - в Адамовском районе;
2.6. реконструкция Буруктальского никелевого завода в Светлинском районе (АО "Оренбургская медно-никелевая корпорация").
3. Развитие машиностроительного комплекса:
3.1. модернизация и реконструкция производства бытовой холодильной техники; производства запорной арматуры для управления движением жидкостей и газов в трубопроводах и производства стальных баллонов для хранения и транспортирования сжиженного газа (АООТ "Орский механический завод");
3.2. расширение производства электромагнитных пускателей ПМ-12 и электромагнитных реле РРТ-5 (АО "Уралэлектро");
3.3. организация производства вертолетов К-126, К-226, стиральных машин - автоматов, сборки комбайнов (ПО "Стрела);
3.4. организация производства экспортно-ориентировочной продукции (АООТ "Южуралмаш").
4. Развитие предприятий легкой промышленности:
4.1. производство триплированных обивочных тканей для производства автомобилей и автобусов, увеличение объемов производства велюра, портьерных, жаккардовых, мебельных тканей и меха на трикотажной основе (АО "Орентекс");
4.2. расширение ассортимента и увеличение производства трикотажных изделий (АО "Ника");
4.3. на базе АО "Оренбургская производственная компания легкой промышленности" увеличение объемов производства продукции предприятий легкой промышленности.
5. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности:
5.1. строительство цеха по производству дубленного полуфабриката "Вет-Блю" на АО "Бугурусланский мясной комбинат";
5.2. создание сети мини-цехов по переработке сельскохозяйственной продукции: мини-пекарен, мельниц по переработке зерна, цехов по переработке мясомолочных продуктов и подсолнечного масла;
5.3. реконструкция АО "Орский хлебозавод".
6. Развитие стройиндустрии:
6.1. разработка известнякового месторождения в Гайском районе Оренбургской области (АО "Оренбургская медно-никелевая корпорация");
6.2. строительство цеха по производству сепарированного мела в р.п.Акбулак (фирма "Акмел");
6.3. строительство жилых домов разной конструкции на основе технологии "Герон";
6.4. строительство заводов фирмой "Оренбургстройматериалы" по выпуску: цементно-песочных блоков по технологии "Бессер", керамических стеновых материалов, силикатных материалов в р.п.Акбулак.
7. Развитие сельского хозяйства:
7.1. разработана программа повышения плодородия почв на 1997 - 2000 годы;
7.2. развитие мясного скотоводства в восточных районах области на 1997 - 2000 годы;
7.3. принята программа технического перевооружения инженерно - технической сферы АПК Оренбургской области до 2000 года;
7.4. разработана и принята концепция развития племенного животноводства в Оренбургской области до 2005 года;
7.5. принята программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности области до 2000 года;
7.6. разработана программа "Рыба".
Для обеспечения выполнения вышеуказанных направлений предусматриваются следующие мероприятия.
N п/п |
Наименование мероприятий | Основные исполнители |
Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Повышение эффективности использования производственных мощностей
1. Провести выявление и оценку Комитет по 1998 г.
неэффективно используемых упр. госиму-
производственных мощностей ществом,
государственных предприятий области и отраслевые
подготовить предложения по их комитеты,
загрузке. гор (рай)
адм.
2. Подготовить предложение по - " - 1998 г.
стимулированию арендных отношений в
части использования незагруженных
производственных площадей
государственных предприятий.
3. Развитие мониторинга облкомгос- 1997 -
социально-экономической и трудовой стат, 2000
сферы области в т.ч. по направлениям: управление годы
- общеэкономическая ситуация в экономики,
области; ГУТиЗН
- создание и сохранение рабочих мест;
- состояние условий и охраны труда.
4. Сформировать единый банк данных о облкомгос- 1999 г.
движении рабочих мест в отраслевом и стат, гор-
территориальном разрезах (наличие (рай) адми-
действующих и незанятых рабочих мест, нистрации
их ввод и ликвидация)
Влияние инвестиционной политики на занятость населения
5. Осуществлять контроль за реализацией Управления, с 1998 г.
принятых целевых программ и комитеты, ежегодно
инвестиционных проектов на предмет отделы ад-
создания и сохранения рабочих мест. министрации
области, гор-
(рай) админи-
страции
6. Проводить социальную экспертизу ГУТиЗН с 1998 г.
проектов целевых программ и постоянно
инвестиционных проектов по их влиянию
на создание и сохранение рабочих
мест.
7. Разработать специальные программы Гор(рай) начиная
создания и сохранения рабочих мест в админист- с 1998 г.
городах и районах с напряженной рации, ежегодно
ситуацией на рынке труда и ГУТиЗН
моноэкономической структурой.
За счет реализации инвестиционных проектов предполагается создать более 12 тыс. новых рабочих мест: в 1998 г. - 5,3 тыс., 1999 г. - около 3 тыс., 2000 г. - 4,2 тыс. (приложение N 4).
2.3. Развитие и поддержка малого предпринимательства
Существенные возможности создания в сжатые сроки новых рабочих мест без реализации долговременных крупных инвестиционных проектов заложены в малом бизнесе. Помимо обеспечения условий для трудоустройства работников, высвобождающихся с крупных предприятий, малый бизнес позволяет вовлечь в производство на нестандартных режимах занятости и другие категории населения, особо нуждающиеся в дополнительном заработке. В настоящее время в области этот сектор экономики находится только в стадии становления.
На начало 1997 года в экономике области действовало 5215 малых предприятий, помимо этого около 7200 фермерских (крестьянских) хозяйств.
За 1996 год среднесписочная численность работников малых предприятий составила 110,9 тыс. человек. По прежнему в сфере торговли и общественного питания занято большее количество человек - 54,3 тыс. В промышленности - 23,6 тыс. чел, в строительстве - 18,3 тыс. чел., в сельском хозяйстве - 3,8 тыс. чел., на транспорте и связи - 7,2 тыс. чел. В других видах деятельности - 3,7 тыс. чел.
Анализ деятельности малого предпринимательства в 1997 году показывает, что среднесписочная численность работников не сократилась. Наблюдается увеличение числа малых предприятий в производственной сфере на 12,1% и сохранение числа занятых в сфере торговли и общественного питания. За 1997 год среднесписочная численность занятых в сфере малого предпринимательства по оценке составляет 111,3 тыс. человек.
Основные направления развития малого предпринимательства в области до 2000 года:
1. В производственной сфере ориентируются на:
- выпуск технологического оборудования для сельскохозяйственного производства;
- выпуск технологического оборудования, перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию;
- переработку (преимущественно глубокую) продукции сельского хозяйства;
- выпуск энергосберегающего технологического оборудования различного назначения;
- использование энергосберегающих технологий;
- выпуск строительных материалов из местных ресурсов и отходов производств;
- выпуск конкурентоспособных (в том числе для областного рынка) товаров народного потребления.
2. В сфере услуг - создание сети предприятий, в том числе для оказания услуг малоимущим и социально незащищенным группам населения:
- быстрого питания;
- бытового обслуживания;
- торговли.
3. В природоохранной сфере - создание предприятий связанных с:
- утилизацией отходов (преимущественно токсичных) производств;
- реабилитацией территорий;
- защитой природных сфер от техногенного воздействия;
- выпуском технологического оборудования природоохранного назначения.
4. Инновационное предпринимательство, ориентированное на:
- разработку и создание новых технологий, методик и оборудования;
- практическое применение инновационных разработок.
Реализация этих направлений предусматривается следующими мероприятиями:
NN пп |
Наименование мероприятий |
Источник финансирования |
Основные исполнители |
Сроки исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Создание и поддержка Бюджетные РП, АГиР, до
общественных объединений ассигнования ПБ 2000 г.
(союзов, ассоциаций)
субъектов малого
предпринимательства.
2. Создание сети Федеральный, КРП, КДМ, до
бизнес-инкубаторов на областной фонд ГУО, ОМБТ, 2000 г.
базе имеющихся поддержки ГКАП, ТПП
производственных мощностей предпринимат. УПО
учебных заведений для
выпускников этих заведений.
3. Создание бизнес- Федеральный, КРП, АПБ, до
инкубаторов по областной фонд ОФПП, АГиР 2000 г.
территориальному признаку. поддержки
предпринимат.,
фонд занятости
4. Создание филиалов ОФПП в областной фонд КРП, АГиР, до
г.Орске и г.Бузулуке поддержки ОФПП 2000 г.
предпринимат.
5. Организация учебно-деловых программа КРП, АПБ, до
центров, консалтинговых Европейского УДЦМП, 2000 г.
фирм в крупных городах Союза ГКАП,
области с привлечением УМиВЭС
зарубежных специалистов в
рамках программы TACIS.
6. Оказание методической, Областной фонд КРП, УЭ, посто-
организационной и поддержки УРТЭС, ТПП, янно
финансовой поддержки малого АПБ, ОФПП,
постоянно действующим предприним., АГиР
выставочным комплексам в местные
г.Оренбурге (на базе ОАО бюджеты
"Урал-Экспо").
7. Обеспечение деятельности Областной фонд КРП, УДЦМП, посто-
учебно - делового центра поддержки ТПП, ОГУ, янно
Морозовского проекта. малого ОГАУ, АККОР
предприним.
8. Разработка пилотных Федеральный КРП, УЭ, до
проектов создания малых фонд поддержки КУГИ АПБ, 2000 г.
предприятий с предпринимат., ОФПП
использованием Обл. фонд ФИО, ТаФУДН
высокоэффективных поддержки
технологий на базе малого
инженерных инфраструктур и предпринимат.,
производственных мощностей Фонд
предприятий - банкротов. занятости.
9. Разработка комплекса мер по Федеральный и КРП, ТПП, 1999 г.
возрождению, поддержке и областной ОФПП, ГУО,
развитию малых предприятий фонды УПО, АГиР
в сфере традиционных поддержки
народных промыслов и предпринимат.
ремесел.
10. Проведение ежегодной Областной фонд КРП, ОФПП, посто-
конференции по проблемам поддержки ТПП, АПБ, янно
малого предпринимательства. предпринимат. ООП
11. Разработка комплекса Бюджетные КРП, ОФПП, 1998 г.
мероприятий, направленных ассигнования, ТПП, под-
на повышение социальной выделяемые на разделения
защищенности малого основную админист-
предпринимательства и его деятельность рации
безопасности: области,
а) создание инфраструктуры, УВД
оказывающей практическую
помощь и услуги в сфере
охраны труда и техники
безопасности;
б) создание системы защиты
от криминальных структур
12. Разработка и Бюджетные ЗСО, КРП, 1998 -
совершенствование ассигнования подразде- 2000 г.г.
законодательно-нормативной ления ад-
базы по развитию малого министра-
предпринимательства ции облас-
ти, ГКАП
13. Разработка мероприятий по ОФПП, средства КРП, КН, ежегодно
кадровому обеспечению предприятий ОФПП, ООП,
малого предпринимательства. ГУТиЗН,
УПО, ГУО
14. Разработка предложений по ОФПП, КРП, начиная
финансово-кредитному УЭ, ФУ, с 1998 г.
обеспечению АГиР ежегодно
предпринимательства.
15. Формирование информационно ОФПП, ФФПП, ОКГС, КРП еже-
- статистических массивов, ТПП, АПБ ТПП, АПБ годно
проведение маркетинговых ОФПП, УЭ,
исследований и ИАУ
социологического
мониторинга в сфере малого
предпринимательства
В результате реализации вышеуказанных мероприятий в малом бизнесе предполагается за 3 года создать более 21 тыс. рабочих мест, в т.ч. за счет государственной поддержки около 3 тыс.: в 1998 г. - 5,0 тыс. (0,6 тыс.), в 1999 г. - 8,1 тыс. (1,0), 2000 г. - 8,2 тыс. (1,3) и сохранять ежегодно свыше 110 тыс. рабочих мест.
2.4. Временная занятость населения на базе общественных работ
Временная занятость в современных условиях имеет тенденцию к расширению своих форм.
Использование в широких масштабах этих форм занятости позволит расширить объем применяемой рабочей силы без увольнения работников, сдерживать рост безработицы, обеспечить наиболее уязвимым категориям населения относительно устойчивый заработок. Кроме того, использование временных работников на предприятии приносит экономические и социальные выгоды, в частности, позволяет работодателям:
- маневрировать рабочей силой, приспособиться к колебаниям конъюнктуры рынка, что, в свою очередь, поможет сохранить постоянный персонал;
- ослабить экономические и социальные последствия увольнения (высвобождения) работников.
Среди основных причин, препятствующих расширению форм временной занятости, можно выделить следующие:
- отсутствие статистики о потребности предприятий во временных работниках в разрезе отраслей и по формам собственности, что ведет к ограничению возможности в подборе гражданами работы на условиях временной занятости;
- непрестижный характер временных работ и низкая оплата труда временных работников;
- слабая социальная и правовая защищенность временных работников;
- недостаточное регулирование временных работ трудовым законодательством.
Практика показывает, что основной контингент занятых на временных работах состоит из недавних выпускников школ, студентов, женщин, имеющих детей, безработных, не нашедших постоянной работы и других социально - уязвимых слоев населения (освободившиеся из мест лишения свободы, бомжи и др.). Однако среди временных работников все чаще стали встречаться врачи, юристы, инженеры, экономисты, бухгалтеры.
Наряду с существующими формами временной занятости (сезонные работы, работы по договорам подряда, работы по срочным контрактам и др.) в последние годы в области появились такие формы временной занятости преимущественно для безработных граждан как общественные работы, "Молодежная практика".
Органами труда и занятости населения администрации городов и районов области накоплен определенный опыт, осваивается технология организации и проведения общественных работ.
Анализ данного направления работы показывает рост безработных граждан, направленных на общественные работы, с 2,1 тыс. чел. в 1995 г. до 3,7 тыс. чел. в 1997 г., из них до 70% - женщин, более 40% - лиц имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Значительно расширен перечень видов общественных работ. Если в предыдущие годы это были в основном работы по благоустройству населенных пунктов, то в настоящий период граждане, принимавшие участие в общественных работах, уже занимались уходом за больными и престарелыми, инвалидами, участвовали в различного рода переписях, оказывали помощь органам внутренних дел, военным комиссариатам и т.п.
В ряде территорий области финансирование общественных работ осуществлялось с привлечением средств предприятий и местных бюджетов, но в целом по области организация общественных работ проводилась за счет средств Государственного фонда занятости.
Основные направления по расширению временной занятости на базе общественных работ:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание более эффективной базы для организации и проведения общественных работ;
- расширение сферы общественных работ;
- повышение престижности общественных работ;
- стимулирование работодателей через предоставление им льгот и компенсаций;
- стимулирование участия безработных и граждан, ищущих работу в общественных работах;
- формирование банка данных о составе и количестве временных рабочих мест, видах работ, которым может быть присвоен статус общественных.
Реализация данных направлений предусматривается следующими мероприятиями:
N п/п |
Наименование мероприятий | Основные исполнители |
Сроки исполнения |
2 | 3 | 4 |
1. Подготовить проект постановления и ГУТиЗН I полуг.
внести на рассмотрение 1998 г.
правительства Оренбургской области
"Об организации общественных работ
на территории Оренбургской области"
2. Внести предложение в ГУТиЗН 1998 г.
Законодательное Собрание области по
введению дотационного принципа
финансирования организации
общественных работ, особенно в
территориях с критической ситуацией
на рынке труда.
3. При разработке областной, городских ГУТиЗН постоянно
и районных программ занятости гор.рай- с 1998 г.
населения ввести в их структуру адм.
подпрограммы общественных работ.
4. При проведении социальной ГУТиЗН, постоянно
экспертизы целевых программ и Упр. экон., с 1998 г.
инвестиционных проектов учитывать Упр. соц.
их влияние на возможность защ. нас.
организации временных рабочих мест
на базе общественных работ.
5. Подготовить предложения о Отраслевые 1998 г.
возможности организации комитеты
общественных работ на объектах администр.
производственной и социальной области
сферы, подлежащих строительству,
реконструкции и техническому
перевооружению.
6. Осуществлять мероприятия по ГУТиЗН постоянно
формированию банка данных о с 1998 г.
временных рабочих местах,
общественных работах и потребности
в них отраслей экономики области.
7. Определить организации, которые на Горрайадм., II полугод.
основе аккумулирования различных органы 1998 г.
источников финансирования должны труда и
формировать систему организации занятости
временных рабочих мест на базе
общественных работ, включая
подготовительные работы по
модернизации и перепрофилированию
убыточных предприятий.
Реализация мероприятий программы позволит охватить общественными работами в 1998 г. - 5 тыс. чел., 1999 г. - 6 тыс. чел., 2000 г. - 6,5 тыс. чел.
2.5. Содействие занятости лиц с ограниченной конкурентоспособностью
на рынке труда
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения и проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы.
В 1997 году в органы труда и занятости обратилось 10637 неконкурентоспособных граждан, из которых 5175 трудоустроено в приоритетном порядке. Из них 2133 человека трудоустроены в счет квот, 872 - на общественные работы, 60 человек открыли собственное дело. Для трудоустройства этой категории граждан создано 517 рабочих мест за счет средств фонда занятости. 3295 получали и получают пособие по безработице. 523 человека направлены на обучение.
Около 50% обращений за трудоустройством приходится на инвалидов (1573 обращения), молодежь в возрасте до 18 лет (3802 обращения) и одиноких и многодетных родителей (1934 обращения).
В условиях постоянно растущей безработицы особенно остро встает проблема занятости молодежи. Отсутствие опыта работы, недостаточность профессиональной подготовки приводят к тому, что в настоящий момент данная категория населения не в состоянии составить конкуренцию более квалифицированной рабочей силе.
В настоящее время в области проживает примерно 432 тыс. чел. в возрасте 16 - 29 лет (юноши - примерно 220 тыс. чел., девушки - 212 тыс. чел.), что составляет примерно 30% от численности населения в трудоспособном возрасте. Последние годы наблюдается увеличение численности обучающейся молодежи в учебных заведениях.
Динамика первично освидетельствованных инвалидов свидетельствует об увеличении численности инвалидов в трудоспособном возрасте (женщин до 44 лет, мужчин - до 54 лет). Их доля в общей численности впервые освидетельствованных инвалидов выросла с 22,6% в 1994 году до 30,6% в 1996 году. Тенденция "омоложения" инвалидов связана с экономической и экологической обстановкой в области. На начало 1997 года в органах социальной защиты состояло на учете 111,5 тыс. инвалидов, из них трудоспособных - 33,5 тыс. чел., из которых 7,7 тыс. чел. трудятся в различных секторах экономики. 25,8 тыс. инвалидам потребуется составление индивидуальных программ реабилитации и прежде всего профессиональной.
С учетом развернувшейся работы служб медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ реабилитации, в большинстве которых имеются рекомендации к труду, численность инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве возрастет с 1,3 тыс. в 1998 г. до 12 тыс. в 2000 году.
Устойчивая тенденция роста численности престарелых граждан и инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов диктует необходимость развития разнопрофильных учреждений социального обслуживания.
С 1998 года ожидается ежегодное увеличение уволенных с действительной военной службы офицеров, прапорщиков и членов их семей в 2 раза по сравнению с 1997 годом (1997 г. - 8,8 тыс. чел., 2000 г. - 16,4 тыс. чел.).
Меры по трудоустройству данной категории населения предусматриваются Программой содействия занятости населения Оренбургской области на 1998 год и прилагаемой к ней Целевой программой содействия занятости офицеров, прапорщиков, сокращаемых из Вооруженных Сил в связи с проведением реформы Вооруженных Сил РФ и членов их семей на 1998 - 2000 годы. Предполагается, что мероприятиями активной политики занятости будет охвачено 3200 чел. бывших офицеров, прапорщиков и членов их семей. Будут направлены на переобучение - 3200 чел., после переобучения - откроют собственное дело - 800 чел., будут трудоустроены на созданные дополнительные рабочие места - 1600 чел.
В целях поддержки создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан предполагаются следующие основные направления:
стимулирование работодателей к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест для молодежи, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
содействие занятости инвалидов и поддержка их предпринимательской деятельности;
создание и развитие производств, где применяются различные режимы занятости женщин, в первую очередь в организациях сферы услуг, народных промыслов, а также организациях, использующих надомный труд;
содействие созданию рабочих мест для безработных беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания;
создание и сохранение рабочих мест на предприятиях, использующих труд заключенных, профессионально-трудовая адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройство, в том числе за счет введения механизма квотирования рабочих мест;
определение порядка квотирования рабочих мест, а также предоставление отдельных льгот организациям, принимавшим на квотируемые рабочие места граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, определение размера штрафа, применяемого к работодателям в случае отказов в приеме на работу инвалидов в счет установленных квот.
Вышеуказанные направления будут реализовываться по следующим мероприятиям:
N п/п |
Наименование мероприятий | Источник финанси- рования |
Основные исполнители |
Сроки исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Войти с предложением в Горрайадм. 1998 -
представительные органы органы труда и 2000 г.г.
местного самоуправления по занятости
квотированию 19 тыс. населения
рабочих мест для
неконкурентоспособных
граждан, в т.ч. для
инвалидов 8,5 тыс. рабочих
мест (ежегодно).
2. Создание 2,0 тыс. фонд Горрайадм. 1998 -
дополнительных рабочих мест заня- правления 2000 г.г.
ежегодно, включая рабочие тости ВОИ, органы
места на дому и организацию труда и
собственного дела в малом и занятости
среднем бизнесе, в т.ч. для населения,
инвалидов - 300 рабочих работодатели
мест, для инвалидов военной
службы - 10 рабочих мест,
для офицеров, прапорщиков и
членов их семей - 1,6
тыс. рабочих мест.
3. Переобучение 1,5 тыс. фонд Органы труда и 1998 -
граждан новым профессиям и заня- занятости 2000 г.г.
специальностям, в т.ч. тости
инвалидов 150 (ежегодно).
4. Разработка системы - ГУТиЗН, 1997 -
налоговых льгот для Налоговая 1998 г.г.
предприятий различных форм инспекция,
собственности сохраняющих и управление
создающих в счет квот экономики
рабочие места для
неконкурентоспособных
граждан в т.ч. для
инвалидов 8,5 тыс.
(ежегодно)
5. На основе анализа рынка ГУТиЗН, Органы Ежегодно
труда - разработка областной, труда и
городских и районных занятости
подпрограмм занятости населения
отдельных категорий
неконкурентоспособных
граждан, оказывающих
наибольшее давление на
рынок труда.
6. Содействие работодателям в Фонд ГУТиЗН, МБТ Весь
организации ученических заня- период
рабочих мест в рамках тости
программы "Молодежная
практика".
7. Оказание организационного, Област. ГУТиЗН, Весь
методического, финансового бюджет. ОКДМ период
содействия молодежным ГФЗ
биржам труда в
трудоустройстве, социальной
и психологической, трудовой
адаптации молодежи.
8. Заключение договоров с Фонд ГУТиЗН, 1998 -
работодателями на создание заня- УСЗН, 2000 г.г.
рабочих мест для тости работодатели
трудоустройства инвалидов
на общественных работах -
100 чел. ежегодно.
9. Строительство сети станций внебюд- УСЗН 1998 г.
технического обслуживания жетные
автомобилей ВОИ (Оренбург, средства
Орск, Бузулук), в т.ч. 44
для инвалидов из 184
проектируемых рабочих мест.
10. Строительство регионального федераль- УСЗН, 1998 г.
Центра комплексной ный администрация
медико-социальной бюджет области
реабилитации инвалидов на
базе центра ВОИ в
г.Оренбурге, в т.ч. 55 для
инвалидов из 180
проектируемых рабочих мест.
11. Создание регионального област- УСЗН, ГУЗО 1999 г.
центра комплексной ной ГУТиЗН,
реабилитации инвалидов бюджет, комитет по
военной службы, в т.ч. 5 федераль- упр.
для инвалидов. ный госимуществом
бюджет
Проведение этих мероприятий позволит реализовать права неконкурентоспособных граждан на полную, продуктивную занятость.
Предполагается, что в 1998 - 2000 годах обратятся в службы труда и занятости 42,6 тыс. граждан данной категории (по 14,2 тыс. в год), из них будет трудоустроено 20,5 тыс. человек. Для их трудоустройства ежегодно будет заквотировано 19,0 тыс. рабочих мест, вновь создано 2,0 тыс. рабочих мест.
2.6. Социальное партнерство в трудовых отношениях
Управление социально-трудовыми отношениями или их регулирование - это составная часть функционирования экономики.
Важнейшей формой социально-трудовых отношений в условиях функционирования рынка труда является социальное партнерство.
В рамках социального партнерства на областном, городском и районном уровнях заключаются соглашения по социально-экономическим вопросам между администрацией, объединением профсоюзов и работодателей, а на уровне предприятий, в учреждениях и организациях - коллективные договоры.
В 1996 г. на предприятиях и в организациях области было заключено 2791 коллективных договоров. За 9 месяцев т.г. заключено 3043 колдоговоров (на 11,6% больше, чем за тот же период 1996 года) на одной трети предприятий, с охватом 72% работающих в отраслях экономики области.
Вместе с тем меры по улучшению социально-трудовых отношений пока не принесли ощутимых результатов.
Трехсторонние соглашения, колдоговоры выполняются лишь на 60 - 70%. Слабо развито коллективно - договорное регулирование социально-трудовых отношений на частных предприятиях. На бумаге остаются принципиально важные договоренности по оплате и условиям труда, уровню жизни трудящихся.
Значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан, среди них несвоевременная выплата заработной платы, ухудшение условий и охраны труда.
Несмотря на принимаемые в области меры, задолженность по заработной плате в текущем году продолжает увеличиваться, и по состоянию на 01.12.97 по предприятиям и организациям промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания составила 1019,7 млрд. руб.
На производственную сферу экономики области приходится 89,2% всей задолженности, или 909,5 млрд. руб.
Растет просроченная задолженность по заработной плате и у работников бюджетной сферы, которая составила 110,2 млрд. руб.
Анализ свидетельствует о том, что основной причиной задержек по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций является несвоевременное поступление денежных средств или недопоступление их из соответствующих бюджетов.
В текущем году отмечается замедление темпов роста заработной платы. Среднемесячная заработная плата в целом по области за октябрь составила 815,1 тыс. руб. По-прежнему резко выделяются отрасли топливно - энергетического комплекса, где уровень заработной платы в 1,3 - 3,8 раза превышает среднеобластной уровень заработной платы в промышленности, в то же время самая низкая заработная плата - у работников сельского хозяйства - 311,5 тыс. руб. Усилилась дифференциация в оплате труда рабочих и руководителей в промышленности.
Условия труда в целом по области в 1996 году по оценкам государственных органов управления охраной труда, экспертизы условий труда, надзора и контроля оцениваются как неблагополучные.
По данным государственной статистической отчетности "О состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда" установлено, что в 1996 году только на предприятиях и в организациях производственных отраслей экономики - промышленности, строительства, транспорта и связи 62,3 тыс. человек (22% от списочной численности) работали в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, из них в промышленности - 52,9 тыс. человек (28%), в строительстве - 4,2 тыс. человек (12%), на транспорте - 4,7 тыс. человек (9%), в связи - 372 человека (3%).
В промышленности основная нагрузка ложится на такие отрасли как химическая и черная металлургия, где 56% от общего числа работающих заняты в неблагополучных условиях, газовая - 41%, промышленность строительных материалов - 40%, нефтехимическая - 32%, электроэнергетика - 27%.
Женщин, занятых на такого рода рабочих местах, в промышленности 25%, на транспорте - 14%, в строительстве - 12%, в организациях связи - около 50%.
В условиях кризисного состояния экономики резко обостряется вопрос обновления основных производственных фондов, в результате чего наблюдается устойчивая тенденция их быстрого износа и старения, и проблемы в области охраны труда по прежнему остаются нерешенными. Нехватка средств на закупку сырья, выплату заработной платы, трудности со сбытом продукции - основные причины, не позволяющие предприятиям выделять необходимые средства на улучшение условий труда. В результате на начало 1997 года 450 человек работали на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, из них в промышленности подавляющая их часть - 403 человека (около 80% - работники предприятий машиностроения и металлообработки).
Наиболее значительный удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, приходится на города Оренбург (32%), Новотроицк (27%) и Орск (21%).
Ухудшение условий труда приведет к увеличению числа аварийных ситуаций на предприятиях, а в итоге - возрастает угроза несчастных случаев на производстве. Всего за 1996 год в области на одну тысячу работающих произошло 8,2 несчастных случая, пострадало 4877 человек (из них женщин - 921), 103 травмы оказались смертельными, 229 человек стали инвалидами, зарегистрировано 68 случаев профзаболеваний.
Из-за временной нетрудоспособности работников область несет значительные потери. В 1996 году потери рабочего времени из-за травматизма на производстве составили 135,3 тыс. человеко-дней, что соответствует ежедневному невыходу 540 человек, материальные потери от несчастных случаев - 8,9 млрд. рублей.
Оплата льгот, выплата компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда с каждым годом становятся все более обременительными для государства и не способствуют решению проблемы улучшения условий труда на рабочих местах и качеству рабочей среды.
Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала области показывает, что кадровая политика на большинстве предприятий и организаций не соответствует требованиям рыночных реформ. Основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда. Система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии, практически перестала действовать система повышения квалификации, кадровые службы не превратились в службы управления персоналом. За последние три года численность повысивших квалификацию руководителей и специалистов сократилась более чем в три раза, рабочих - более чем в пять раз. Периодичность повышения квалификации составляет в настоящее время для руководителей и специалистов в среднем 7 - 8 лет, для рабочих 13 - 15 лет. На предприятиях практически отсутствуют специалисты - организаторы внутрифирменного обучения, имеющие специальную подготовку. Уровень затрат предприятий на организацию внутрифирменного обучения в настоящее время составляет 0,5 - 0,7% от размера выплаченной заработной платы, в то время как только для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия на достигнутом уровне необходимы затраты не менее 1,5%.
Эти проблемы, являясь серьезным, сдерживающим фактором экономических реформ, требуют усиления государственного воздействия на структуру и качество кадрового потенциала, совершенствования системы финансирования подготовки и переподготовки кадров, организации дополнительного профессионального образования.
Основные направления регулирования и развития социально-трудовых отношений:
- формирование надежно действующего механизма существующей правовой базы партнерства;
- развитие практики обязательной юридической, экономической, социальной экспертизы проектов колдоговоров и соглашений;
- создание широкой и эффективной системы подготовки и повышения квалификации социальных партнеров;
- включение в соглашения между администрацией, объединением профсоюзов и работодателей всех уровней и колдоговоры мероприятий, обеспечивающих повышение качества рабочей среды и внутрифирменную подготовку и переподготовку кадров, а именно:
В области оплаты труда:
- обеспечение роста заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом;
- достижение уровня заработной платы наемных работников, обеспечивающего устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизацию личного участия работников в своем социальном обеспечении;
- создание системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации;
- усиление регулирующего воздействия администраций области, городов, районов, других муниципальных образований на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности;
- усиление мер экономической, административной ответственности должностных лиц, собственников либо их представителей, осуществляющих функции работодателя, за нарушение прав трудящихся на полную, своевременную оплату выполненной работы;
- ужесточение государственного контроля за прохождением и целевым использованием средств бюджетов всех уровней, направляемых на оплату труда.
В области охраны труда:
- переход на систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- введение обязательной государственной системы классификации действующих предприятий по степени профессиональных рисков и состояния безопасности;
- введение обязательной экспертизы проектов строящихся, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий, проектно-конструкторских разработок, новой техники и технологии, производств на соответствие требованиям безопасности производства и охраны труда;
- на основе аттестации рабочих мест по условиям труда обеспечение предоставления предприятиями льгот и компенсаций работающим за неблагоприятные условия труда;
- разработка положения о механизме экономической заинтересованности предприятий в улучшении условий и охраны труда, внедрении безопасных и безвредных технологий.
По развитию и использованию кадрового потенциала области:
- приоритетная поддержка предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
- создание возможностей для профессионального роста, самореализации работников в условиях свободной экономики, на основе повышения мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения;
- укрепление и переоснащение учебно-производственной базы образовательных подразделений предприятий в соответствии с запросами производства;
- подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве;
- оздоровление финансового положения системы внутрипроизводственного обучения и системы начального профессионального образования за счет установления соответствующих норм и льготного налогообложения предприятий и организаций, в т.ч. инвестирующих средства в развитие учреждений начального профобразования; привлечения внебюджетных источников финансирования;
- оказание консультационных услуг работодателям в области опережающего обучения в соответствии с нормативно-законодательными актами;
- создание условий для сертификации персонала на производстве.
Реализация вышеуказанных направлений будет осуществляться через следующие мероприятия:
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источник финанси- рования |
Основные исполнители |
Сроки исполне- ния |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Разработка концепции ГУТиЗ, 1998 -
социального партнерства. Объедин. 1999 г.г.
профсоюзы,
объедин.
работодат.
2. Проведение юридической, Органы в течение
экономической и социальной труда и всего
экспертизы колдоговоров и занятости, периода
соглашений. профсоюз.
3. Организация подготовки и - " - - " -
повышения квалификации
социальных партнеров.
Улучшение качества рабочей
среды
4. Осуществление контроля за ГУТиЗН, 1998 -
своевременной выплатой горрайадминис- 2000 г.г.
заработной платы на трации,
предприятиях и организациях Госинспекция
всех форм собственности. труда, органы
прокуратуры,
финансовые и
налоговые
инспекции
5. Обеспечение выполнения Обл. ГУТиЗН; 1998 -
Программы по улучшению бюджет Госинспекция 2000 г.г.
условий и охраны труда в внебюд- труда, учебные
Оренбургской области на жетный заведения,
1998 - 2000 годы. фонд; работодатели,
средст- Госсанэпид-
ва надзор
предпр.
6. Организация и проведение Средст- Предприятия 1998 -
обязательного социального ва пред- 2000 г.г.
страхования работников от приятий
несчастных случаев и
профессиональных
заболеваний на производстве
в порядке и на условиях,
определенных
законодательством РФ.
7. Формирование банка данных о ГУТиЗН, 1998 г.
состоянии условий и охраны Госинспекция
труда труда
Развитие качества рабочей
силы
8. Укрепление и Сред- ПО "Стрела", 1998 -
совершенствование оснащения ства ПО "Газпром" 1999 годы
учебно-производственной пред- ПО "Оренбург-
базы образовательных прия- нефть", АО
подразделений предприятий в тий "Ормез" и др.
соответствии с нуждами
производства.
9. Осуществление контроля за УПО Постоянно
порядком лицензирования
учебно -курсовых комбинатов
предприятий.
10. Организация заключения Предприятия, до 1 кв.
договоров между учреждения 1998 и
учреждениями профобразова- постоянно
профессионального ния
образования и предприятиями
11. Организация областного Феде- ГУТиЗН 1998 г.
Центра подготовки ральный
персонала, включающего и об-
отделения: ластной
- обучения, переобучения и бюджет
повышения квалификации
безработных и незанятых
граждан, производственного
персонала предприятий;
- профессиональной
ориентации и
психологической поддержки
населения;
- повышения квалификации
работников предприятий,
занимающихся обучением
персонала.
12. Обновление качественного Средства УПО, коорд. 1 кв.
содержания работо- Совет 1998 г.
профессионального обучения дателей, объединения
в училищах и лицеях области собс- работодателей
за счет инвестиций твенные
работодателей и на основе средс-
развития учебно- тва,
производственной ПУ, ПЛ
деятельности и укрепления
их учебно-материальной базы
13. Формирование и развитие Местный УПО, коорд. 1998 г.
структуры рабочих мест для бюджет, Совет
прохождения средства объединения
производственного обучения предпри- работодателей
и практики учащихся ятий
профессиональных учебных
заведений. Создание и
резервирование рабочих мест
для учащейся молодежи
14. Создание банка данных о ГУТиЗН 1998 г.
внутрифирменной подготовке
персонала на предприятиях.
Выполнение данных мероприятий будет способствовать сохранению и адаптации кадрового потенциала, что приведет к замедлению абсолютных темпов снижения численности занятых в экономике с 26,8 тыс. в 1996 г. до 9,2 тыс. чел. в 2000 году, к сохранению основной численности занятых (в 1998 г. - 919,9 тыс. чел., 1999 г. - 910,7, 2000 г. - 901,6), а также позволит охватить внутрифирменной подготовкой в 1998 - 2000 г.г. под сохраняемые рабочие места не менее 2 тыс. чел. ежегодно, под создаваемые рабочие места - не менее 0,5 тыс. человек.
III. Ресурсное обеспечение программы
Оценка объемов проводимых мероприятий и финансовые затраты разрабатываемых Федеральных, региональных целевых программ и инвестиционных проектов (далее программ), направленных на создание и сохранение рабочих мест, сложились из заявленных средств на реализацию этих программ. Каждая из программ (приложение N 4) с затратными средствами предварительно рассматривается и утверждается органами законодательной, исполнительной власти области, городов и представительными органами местного самоуправления
Потребные средства на реализацию вышеуказанных программ: более 2,1 млрд. руб. бюджетных средств всех уровней, около 210 млн. руб. из других источников (средства предприятий, кредитные и заемные средства и др.), 406,7 млн. долларов США иностранных инвестиций.
На развитие малого бизнеса в 1998 году предполагается затратить из бюджетов всех уровней и внебюджетных средств 28,4 млн. руб.
Расходы на внутрифирменное обучение персонала рассчитаны, исходя из сложившейся в 1997 году стоимости курсовой подготовки и с учетом норматива ежегодных затрат работодателей на подготовку и переподготовку персонала (2% от суммы выплаченной заработной платы).
Предполагается, что из Государственного фонда занятости на реализацию мероприятий настоящей программы будет затрачено в 1998 году 33,7 млн. руб., в том числе на создание рабочих мест для слабозащищенных категорий - 20,9 млн. руб., на переобучение незанятого населения - 10 млн. руб., на организацию общественных работ - 2,8 млн. руб.
Финансирование мероприятий из горрайбюджетов и их выполнение горрайадминистрациями, а также организациями, объединениями, не входящими в состав областной администрации, производится по согласованию с исполнителями.
При разработке ежегодных прогнозов социально-экономического развития области, городов, районов и бюджетов всех уровней объемы и источники финансирования целевых программ будут корректироваться с учетом складывающейся экономической ситуации и утвержденных лимитов.
Для повышения эффективности выполнения мероприятий программы потребуется определение механизма ее реализации и разработка дополнительной правовой базы, ориентированной на формирование необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест.
Значение информации как важнейшего вида ресурсного обеспечения программы определяется тем, что от ее качества зависит обоснованность прогнозных оценок и, следовательно, управленческих решений по реализации гибкой политики регулирования рынка труда в области.
Информационное обеспечение программы предполагает заинтересованное и скоординированное взаимодействие субъектов (как производителей, так и потребителей) информации: администраций области, городов и районов, органов труда и занятости населения, работодателей, населения с учетом необходимости взаимодействия с заинтересованными федеральными органами власти и управления.
В содержательном плане предполагается формирование и использование следующих основных потоков информации:
1. Доведение до исполнителей всего комплекса нормативно - правовой базы по проблемам создания и сохранения рабочих мест, создаваемой федеральными, областными и территориальными органами власти и управления.
2. Формирование, передача и использование баз данных по динамике рабочих мест (учет, отчетность, статистика, мониторинг, банки данных и т.д.).
3. Методическое сопровождение работы по созданию и сохранению рабочих мест, разработке, корректировке и реализации соответствующих территориальных программ.
4. Обобщение и распространение опыта работы по созданию и сохранению экономически эффективных рабочих мест.
5. Устная и печатная информация, адресованная всем заинтересованным субъектам, по следующим основным направлениям:
- общеэкономическая ситуация в области, в городах и районах;
- занятость населения и безработица;
- создание и выбытие рабочих мест на предприятиях всех секторов экономики и всех форм собственности;
- качество рабочей среды (условия, оплата, охрана труда);
- качество рабочей силы;
- предложение рабочей силы и спрос на нее, динамика и проблемы рынка труда, вакансии.
Для распространения информации будут использованы следующие каналы:
- печатные и электронные средства массовой информации (областные, городские и районные газеты, телевидение, радио);
- почтовая и электронная связь;
- семинары, совещания (инструктивные, по обмену опытом);
- издание буклетов, брошюр и другой печатной продукции;
- наглядная агитация;
- справочно-информационные фонды.
IV. Основные параметры и ожидаемые конечные
результаты реализации программы
Как показала практика и анализ предшествующей деятельности, государственная политика в сфере занятости населения была направлена, как правило, на решение уже появившихся срочных проблем, связанных с сокращением производства, растущим уровнем безработицы и не всегда учитывала перспектив развития рынка труда, оставляла в стороне стратегические задачи, решение которых позволяло бы упреждать появление многих новых проблем. Политика занятости не заявляла для экономики каких-либо параметров, не оказывала влияния на инвестиционные, налоговые и финансовые механизмы.
Во исполнение Постановления правительства Оренбургской области N 6-п от 27.01.1997 и в целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния оренбуржцев, разработана настоящая Программа создания и сохранения рабочих мест на 1998 - 2000 г.г.
Программа отталкивается от целевых установок прогноза и стратегии социально-экономического развития области и предполагает: создание организационных условий и нормативно-правовой базы для создания новых и сохранения перспективных рабочих мест, отладку механизма финансирования целевых программ и инвестиционных проектов; введение порядка обязательной социальной экспертизы для всех разрабатываемых целевых программ на предмет оценки их влияния на условия занятости в городах и районах (возможностей создания новых и сохранения перспективных рабочих мест); совершенствование практики социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; организации общественных работ.
Первым этапом разработки и реализации программы стало определение потребности населения в дополнительных рабочих местах.
Городскими и районными схемами создания и сохранения рабочих мест определена потребность всех категорий населения в рабочих местах, которая в 1998 г. составит - 1075,1 тыс. человек, в 1999 г. - 1079,4 тыс. человек и в 2000 году - 1090,1 тыс. человек.
Учитывая, что основная часть населения занята в экономике, и с учетом тех, кто активно не ищет работу, а живет разовыми заработками или временной работой, потребность населения в дополнительных рабочих местах прогнозируется в 1998 году - 93,7 тыс. чел., в 1999 году - 97,5 тыс. чел., в 2000 году - 105,8 тыс. чел. (приложения N 1, 2).
Из-за роста инфляции и недостаточности различного рода социальных выплат, а также с учетом ожидаемого прироста численности трудоспособных граждан сохраняется высокая потребность на рабочие места всех социально-демографических групп населения (включая пенсионеров, инвалидов, женщин).
Предполагается, что за 1998 - 2000 годы услугами служб труда и занятости населения по вопросу трудоустройства воспользуются 42,6 тыс. неконкурентоспособных граждан. Для их трудоустройства ежегодно будет заквотировано 19,0 тыс. рабочих мест, создано 2,0 тыс. рабочих мест.
Кроме того, снижение потребности этих групп населения в рабочих местах можно достичь следующими путями:
- на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам;
- осуществлением перехода к многообразию условий занятости, режимов труда, а в дальнейшем снижения установленной продолжительности рабочей недели;
- разработкой и реализацией конкретных программ по обеспечению занятости неконкурентоспособных граждан.
В целом реализация Программы в течение 1998 - 2000 годов позволит создать около 34 тыс. рабочих мест на постоянной основе, 17,5 тыс. на временной основе. (Данные приведены в таблице N 2).
Таблица N 2
(тыс. чел.)
N п/п |
Создание рабочих мест | ||||
по годам | Всего в 1998 - 2000 |
||||
1998 | 1999 | 2000 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Целевые программы,
инвестиционные проекты 5,3 3,0 4,2 12,5
2. Развитие малого бизнеса 5,0 8,1 8,2 21,3
в том числе за счет:
государственной поддержки 0,6 1,0 1,3 2,9
3. Временная занятость на базе
общественных работ 5,0 6,0 6,5 17,5
Итого:
на постоянной основе 10,3 11,1 12,4 33,8
на временной основе 5,0 6,0 6,5 17,5
Одним из основных направлений политики занятости населения должно стать сохранение существующих рабочих мест, их эффективное использование, обеспечивающее мотивацию к труду на основе социального партнерства, которое регулирует взаимоотношения между работником и работодателем.
Формирование эффективной системы защиты интересов всех участников социально - трудовых отношений будет способствовать сохранению и адаптации кадрового потенциала, что приведет к замедлению абсолютных темпов снижения численности занятых в экономике с 26,8 тыс. чел. в 1996 г. до 9,2 тыс. чел. в 2000 году, к сохранению основной численности занятых (1998 г. - 919,9 тыс. чел., 1999 г. - 910,7 тыс. чел., 2000 г. - 901,6 тыс. чел.), а также позволит охватить внутрифирменной подготовкой под сохраняемые рабочие места не менее 2 тыс. человек ежегодно, под создаваемые же места не менее 0,5 тыс. чел.
Предусмотренные меры по созданию и сохранению рабочих мест позволят удержать к 2000 г. численность незанятого населения, ищущего работу, в пределах 90 тыс. чел. и уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,8%. (В 1998 году - 1,4%, 1999 - 1,6%) (в текущем году в среднем по России и Уральскому региону - 3,0%).
На 01.01.1998 почти в половине территорий области уровень официально зарегистрированной безработицы превысил среднеобластной показатель - 0,9% (в г.г Кувандыке - 3,8%, Медногорске - 3,1%, Сорочинске - 3,0%, районах Адамовском - 2,4%, Светлинском - 2,3%, Тюльганском - 3,1%, Кваркенском - 2,6%), а в г.г.Кувандыке, Медногорске, Сорочинске и Тюльганском районе этот показатель выше среднероссийского.
Для снятия напряженности на рынке труда и обеспечения приемлемого уровня занятости населения в этих и других территориях потребуется разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест и принятие других мер по обеспечению занятости населения.
На ближайшие годы главными рычагами воздействия на увеличение спроса на рабочую силу в области должны стать:
- оживление и дальнейшее развитие инвестиционной политики, что позволит обновить оборудование и технологические процессы, создать рабочие места и повысить коэффициент использования мощностей, в том числе за счет введения многосменной работы;
- улучшение условий труда, повышение качества рабочей силы;
- развитие и поддержка малого предпринимательства, создание условий для неформальной занятости, а именно: развития народных промыслов, индивидуально - трудовой деятельности, "челночного" бизнеса;
- расширение форм временной занятости населения, в том числе общественных работ, за счет организации специального фонда для их финансирования;
- создание условий для развития трудовой мобильности населения: перераспределение экономически активного населения из территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в другие районы области и за ее пределы.
V. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляется структурными подразделениями администрации области.
Управление экономики с участием отраслевых комитетов и финансового управления контролирует исполнение раздела:
- Влияние целевых программ и инвестиционных проектов на занятость населения.
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства совместно с заинтересованными органами осуществляет контроль за исполнением раздела:
- Развитие и поддержка малого предпринимательства.
Главное управление труда и занятости населения совместно с заинтересованными управлениями и комитетами администрации области, профсоюзами и с участием органов исполнительной власти городов и районов области контролирует реализацию следующих разделов:
- Потребность населения в дополнительных рабочих местах;
- Социальное партнерство в трудовых отношениях;
- Временная занятость населения на базе общественных работ;
- Поддержка занятости неконкурентоспособных граждан;
- Правовое, информационное обеспечение программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.