Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 20 июня 2008 г. N 241-п
Сценарные условия
социально-экономического развития Оренбургской области на 2009 год
и на период до 2011 года
1. Общие положения
Сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2009 год и на период до 2011 года разработаны на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации до 2011 года, с учетом анализа социально-экономического развития области за 2007 год и истекший период текущего года.
В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
существенным исчерпанием источников роста за счет внешнеэкономической конъюнктуры и возможной стабилизации или умеренного снижения цен на нефть;
необходимостью модернизации основных фондов обрабатывающих отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях;
активизацией инновационно-инвестиционной компоненты экономического роста;
усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.
Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики в 2009-2011 годах проводилась по двум вариантам.
Первый вариант (инерционный) отражает развитие экономики области в условиях стабилизации объемов добычи топливно-энергетических ресурсов, ухудшения конкурентоспособности производимой продукции, высокого износа основных производственных фондов. Темп роста экономики в условиях данного варианта в 2008 году составит 7,0 процента и снизится в 2009-2011 годах до 6,0-5,7 процента.
Второй вариант (инновационный) предполагает более активную деятельность организаций области по повышению конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий. Продолжится формирование инновационной системы с увеличением объемов инвестиций в развитие человеческого капитала. В рамках инновационного сценария темп роста экономики в 2009-2011 годах стабилизируется на уровне 7,0-7,2 процента. По сравнению с первым во втором варианте сценария ожидается ускорение темпов роста во всех ведущих отраслях экономики области.
2. Развитие экономики области
Основу экономики области составляет промышленность, на долю продукции которой приходится 50,0 процента валового регионального продукта, на долю сельского хозяйства - 12,0 процента, торговли - 9,0 процента, транспорта и связи - 8,3 процента, строительства - 5,0 процента.
В 2007 году индекс промышленного производства составил 110,5 процента к уровню 2006 года. Наиболее динамично развивались обрабатывающие производства: металлургическое, транспортных средств, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое.
В 2008 году сохраняется благоприятная ситуация на внешних рынках энергоносителей и металлопродукции, в связи с чем индекс промышленного производства оценивается на уровне прогнозных показателей (109,0 процента).
На развитие промышленности в 2009 году и последующие годы будут оказывать влияние следующие факторы: динамика цен и спрос мировой экономики на нефть и металлопродукцию, вступление России в ВТО, высокий износ основных производственных фондов предприятий, уровень цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, реализация областных целевых программ.
С учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2009-2011 годах, годовые темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту от 5,6 процента в 2009 году до 6,2 процента в 2011 году, по второму варианту - 10,0 процента ежегодно.
3. Добыча полезных ископаемых
3.1. Добыча нефти и газового конденсата
В 2008 году объем добычи нефти оценивается на уровне 19,4 млн. тонн. В 2009-2011 годах ежегодные темпы добычи прогнозируются по первому и второму вариантам на уровне 100,1-104,0 процента.
В прогнозном периоде планируются сокращение фонда простаивающих скважин, увеличение объемов эксплуатационного и геолого-разведочного бурения, разработка новых месторождений. Предусматривается выполнение геологических мероприятий, повышающих эффективность добычи.
3.2. Добыча и переработка газа
Основным газодобывающим предприятием области - ООО "Газпром добыча Оренбург" стабилизированы объемы добычи газа. В прогнозируемом периоде ежегодно планируются введение в строй 10-15 новых скважин и проведение инженерных мероприятий по интенсификации добычи.
3.3. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
Рост добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, будет обеспечен за счет увеличения добычи металлических руд и общераспространенных полезных ископаемых.
В связи с ожидаемым завершением реконструкции обогатительной фабрики и разработкой сверхглубоких горизонтов подземного рудника ОАО "Гайский ГОК" предполагается увеличение объемов добычи медной руды. Рост производства меди в концентрате прогнозируется в 2009 году на уровне 12,0 процента, в последующие годы - до 8,0 процента.
В 2009-2011 годах ОАО "Илецксоль" ежегодный прирост добычи пищевой соли прогнозируется на уровне 5,0-6,0 процента.
В связи с выходом на проектную мощность ОАО "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" будут стабилизированы объемы производства асбеста.
С учетом условий и факторов, определяющих развитие добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, в 2009-2011 годах ежегодные темпы роста производства прогнозируются на уровне 109,0 процента по первому варианту и 110,0 процента - по второму варианту.
В целом индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых прогнозируется в 2009-2011 годах на уровне 101,6-101,7 процента по первому варианту и 104,0 процента - по второму варианту.
4. Обрабатывающие производства
По виду деятельности "обрабатывающие производства" на темпы промышленного роста будут оказывать влияние запуск новых производств и проведение модернизации на крупных предприятиях.
4.1. Производство пищевых продуктов, включая напитки
Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК", рост инвестиций создадут более благоприятные предпосылки для увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции.
В 2009-2011 годах прогнозируется ежегодный рост производства пищевых продуктов по первому варианту 108,0 процента и 112,0 процента - по второму варианту.
4.2. Текстильное и швейное производство
Высокие темпы производства продукции в текстильном и швейном производствах обусловлены реализацией областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2008 годы".
В 2008 году на полную производственную мощность выйдет новый цех по пошиву мужских костюмов ООО "Орская швейная фабрика "Орника".
В 2009-2011 годах планируется проведение модернизации производства с применением новых технологий на предприятиях текстильной и швейной промышленности.
В ОАО "Ореншаль" продолжится техническое переоснащение трикотажного производства, на предприятиях производственного комплекса "Орника" - модернизация раскройного цеха.
Планируется расширение ассортимента и повышение качества изделий в трикотажном (ОАО "Ореншаль") и швейном производствах (предприятия производственного комплекса "Орника").
Индекс текстильного и швейного производства в 2009-2011 годах оценивается в пределах 107,4 процента по первому варианту и 110,0 процента - по второму варианту.
4.3. Производство кокса и нефтепродуктов
В прогнозируемом периоде планируется проведение комплекса работ по техническому перевооружению и модернизации производства ОАО "Орскнефтеоргсинтез", что позволит сохранить темпы роста производства в 2009-2011 годах на уровне 104,0 процента по первому варианту и 108,0 процента - по второму варианту.
4.4. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
В 2010 году планируется закончить строительство цементного завода в г. Новотроицке, в 2011 году - в пос. Акбулаке.
Индекс производства прочих неметаллических минеральных продуктов в 2009-2011 годах прогнозируется на уровне 110,5 процента по первому варианту и 120,0-125,0 процента - по второму варианту.
4.5. Химическое производство
В 2007 году запущен в эксплуатацию новый серно-кислотный цех в ОАО "Медногорский медно-серный комбинат", который позволит предприятию в 2008 году увеличить в 3,9 раза объемы производства серной кислоты.
ООО "Газпром добыча Оренбург" в среднесрочной перспективе планирует сохранить эффективность производства (серы, углеводородного сырья и др.) за счет углубления переработки сырья. Предусматривается заключение долгосрочного контракта на поставку 15 млрд. куб. метров газа с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.
ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений" в прогнозируемом периоде планирует увеличение объемов производства за счет повышения производительности труда и применения новых технологий.
ЗАО "Завод синтетического спирта" реализует инвестиционные проекты: строительство установки по упаковке серной кислоты, установку слива пропилена из железнодорожных цистерн с помощью компрессора и увеличение сырьевого парка. Это позволит достигнуть в 2011 году роста объемов отгруженной продукции на 26,7 процента к уровню 2008 года.
4.6. Производство резиновых и пластмассовых изделий
После реорганизации производства в ЗАО "Оренбургрезинотехника" увеличение темпов прогнозируется на уровне 5,0-7,0 процента. Высокие темпы роста будут обеспечены предприятиями, выпускающими комплектующие изделия из пластмассы.
В рамках реализации стратегии ООО "Газпром добыча Оренбург" по углубленной переработке сырья организовано производство полиэтиленовых труб для водопроводов, газопроводов, канализации (ООО "Полимер").
Темпы промышленного роста прогнозируются по первому варианту 106,6 процента и 112,0 процента - по второму варианту.
4.7. Металлургическое производство
Увеличение производства цветной металлургии обусловлено проведением технологической перестройки на ведущих предприятиях. Так, ОАО "Уральская Сталь" реализует долгосрочную инвестиционную программу реконструкции действующего производства, рассчитанную до 2011 года. В 2008 году планируется завершить модернизацию стана "2800". ОАО "Комбинат Южуралникель" планирует заменить шахтные печи на руднотермические электропечи, что позволит повысить извлечение никеля, исключить расход дорогостоящего кокса, автоматизировать процесс плавки, сократить выбросы в атмосферу диоксида серы.
В ООО "Буруктальский металлургический завод" проводятся реконструкция и расширение производства ферроникеля.
Индекс металлургического производства в 2009-2011 годах прогнозируется по первому варианту 109,1-109,4 процента, по второму варианту - 115,0-110,0 процента.
4.8. Производство машин и оборудования
ООО "Орский завод холодильников" в 2008 году начато производство холодильников, морозильников, к концу текущего года планируется выпуск газовых и электрических плит. ЗАО "Орский завод компрессоров" в 2009 году планирует выпуск мотор-компрессоров.
Техническое перевооружение, модернизация производства и внедрение новых технологий на предприятиях машиностроительного комплекса (ОАО "Орский машиностроительный завод", ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ", ОАО "Долина", ОАО "Гидропресс", ОАО "Орстан", ОАО "ПО "Стрела", ОАО "Бузулуктяжмаш") позволяют прогнозировать индекс производства машин и оборудования в 2009-2011 годах на высоком уровне - 130,0-115,0 процента по первому варианту и 135,0-120,0 процента - по второму варианту.
4.9. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
В 2009-2011 годах группа предприятий "УралЭлектро" продолжит техническое перевооружение производства и расширит параметрический ряд электродвигателей средней и малой мощностей.
Предприятием предусматриваются также освоение и организация производства новых серий низковольтной коммутационной аппаратуры.
Общая стоимость инвестиционного проекта составляет около 150 млн. рублей.
ОАО "Завод "Инвертор" прогнозирует увеличение объемов производства низковольтной аппаратуры и систем бесперебойного питания.
Значительно расширится производство низковольтной коммутационной аппаратуры ООО "Уралэлектроконтактор".
В 2009-2011 годах индекс производства электрооборудования прогнозируется на уровне 108,0 процента по первому варианту и 110,0 процента - по второму варианту.
4.10. Производство транспортных средств и оборудования
В ООО "Оренбургский радиатор" продолжится реализация проектов по реконструкции технологических линий радиаторного производства с заменой изношенного оборудования. На осуществление мероприятий предусматривается направлять более 40 млн. рублей ежегодно.
В 2008 году в ОАО "Бугурусланский завод "Радиатор" будет закончена модернизация производства алюминиевых радиаторов, что позволит расширить номенклатуру теплообменных устройств.
В рамках областной целевой программы "Развитие машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2008-2010 годы" будут реализованы крупные инвестиционные проекты в ООО "Орский вагонный завод" и ООО "Оренбургский спецавтоцентр "КамАЗ" по выпуску железнодорожных вагонов и автомобильной техники.
Прогнозируется ежегодный прирост уровня индекса производства транспортных средств и оборудования на 6,1 процента по первому варианту и 10,0 процента - по второму варианту.
В целом индекс промышленного производства по обрабатывающим видам деятельности прогнозируется на уровне 110,0-110,5 процента по первому варианту и 115,9-114,4 процента - по второму варианту.
5. Производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды
Развитие электроэнергетического комплекса области основано на сбалансированном развитии генерации, электросетевого хозяйства и синхронизации ввода в строй электроэнергетических объектов с этапами выполнения инвестиционных программ базовых отраслей промышленности.
В период до 2011 года общий объем инвестиций, запланированных для строительства объектов генерации Оренбургской области, составит свыше 15 млрд. рублей. В соответствии с принятой Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики обозначены основные этапы реализации плана реконструкции Ириклинской ГРЭС, ввода в строй новых генерирующих мощностей в размере 800 МВт в районе Зайкинского газоперерабатывающего завода.
Генеральной схемой также определены необходимые объемы строительства объектов Единой национальной энергетической системы на территории Оренбургской области, в том числе: строительство линии напряжением 500 кВ "Газовая-Красноармейская", реконструкция подстанции напряжением 500 кВ "Газовая", строительство подстанции напряжением 500 кВ "Преображенская" в районе г. Бузулука, реконструкция подстанции "Новотроицкая" напряжением 500 кВ.
В период до 2012 года предполагается провести реконструкцию ряда крупных электросетевых объектов, в том числе: ВЛ-500 кВ "Ириклинская ГРЭС - Газовая", линии и подстанции 220 кВ на востоке области.
В городах Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугуруслане предусматриваются реконструкция и строительство новых объектов по "проблемным" узлам распределительных электрических сетей среднего и низкого напряжения.
Для успешной реализации крупных инвестиционных проектов необходимо своевременное введение в строй объектов генерации и объектов внешней электросетевой инфраструктуры.
В числе инвестиционных проектов: электрификация участка железной дороги "Оренбург-Красногвардеец-Кинель", строительство цементного завода в пос. Акбулаке с присоединяемой электрической мощностью более 45 МВт. Наращивание производственных мощностей в ОАО "Мечел" в объеме более 125 МВт, ООО "Газпром добыча Оренбург" - 84 МВт, ООО "Буруктальский металлургический завод" - 40 МВт, ОАО "Орскнефтеоргсинтез" - более 55 МВт, ОАО "Гайский ГОК" - 38 МВт и т.д.
В результате за 2009-2011 годы индекс производства по первому варианту составит 104,1 процента, по второму - 110,2-112,0 процента.
6. Развитие сельского хозяйства
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий и ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства является приоритетным направлением аграрной экономической политики, проводимой в Оренбургской области.
Для выполнения поставленных задач реализуется областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы.
Индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к предыдущему году составит в 2009 году по первому варианту 103,6 процента, по второму варианту - 104,0 процента; в 2010 году - 103,8 процента и 104,1 процента соответственно; в 2011 году - 103,9 процента и 104,1 процента соответственно.
Основными направлениями развития животноводства являются совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы.
За 2007-2008 годы построены два свиноводческих комплекса (в ООО "Тимашевское" (Сакмарский район) мощностью 24 тыс. голов товарных свиней в год и в ООО НПО "Южный Урал" (Сакмарский район) мощностью 74 тыс. голов), завершается строительство двух молочных комплексов на 2200 голов (в ТНВ "Рассвет" (Бугурусланский район) на 1000 голов коров, ООО НПО "Южный Урал" (Саракташский район) - на 1200 голов), проведена реконструкция двух крупных птицефабрик: ЗАО "Оренбургский бройлер" (Сакмарский район) и ЗАО "Уральский бройлер" (Гайский район), комплекса по содержанию крупного рогатого скота мясного направления в ООО "Надежда" (Гайский район). Новые объекты оснащаются современным оборудованием, завозятся высокопродуктивные племенные животные из Канады, Венгрии, Германии, лучших племзаводов России. Более чем на 40 объектах животноводства проводится реконструкция.
Производство скота и птицы (в живом весе) в 2009 году составит 226 тыс. тонн (112,8 процента к уровню 2007 года), производство молока - 832 тыс. тонн (102,1 процента к уровню 2007 года). Поставка племенного скота увеличится к уровню 2007 года на 32,2 процента и составит 7520 голов.
Рост производства растениеводческой продукции будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур.
В области разработаны и реализуются инвестиционные проекты в 86 экономически устойчивых хозяйствах общей стоимостью 7,97 млрд. рублей. Привлечено 3,2 млрд. рублей кредитных ресурсов, субсидируемых из областного бюджета, на приобретение техники, семян, минеральных удобрений, средств защиты растений.
В 2009-2011 годах планируется увеличить площади, обрабатываемые по ресурсосберегающим технологиям, в 2009 году до 1600 тыс. гектаров, в 2011 году - до 2600 тыс. гектаров.
В области создано 218 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые оказывают услуги крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам по снабжению, сбыту сельскохозяйственной продукции, выдаче займов.
До 2010 года предстоит создать 570 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Достижение устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа).
В 2009 году ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Программы составят 149,5 тыс. кв. метров, в том числе для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов 41,5 тыс. кв. метров; в 2010 году - 152,7 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей - 42,7 тыс. кв. метров.
В 2009 году планируется завершить газификацию сельских населенных пунктов с числом домовладений более 100 единиц.
К 2011 году обеспечение сельского населения централизованным водоснабжением предстоит довести до 61,0 процента.
Для выполнения поставленных Программой задач выделяются средства областного и местных бюджетов, привлекаются средства федерального бюджета и внебюджетных источников на софинансирование строительства объектов.
С 2009 года предусмотрено финансирование за счет различных источников комплексной компактной застройки сельских территорий, где для работников крупных сельскохозяйственных производств будут строиться жилье, объекты социнфраструктуры, инженерные сети.
Реализация мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008-2012 годы позволит повысить уровень обеспеченности региона в основных продуктах питания за счет собственного производства, укрепить сырьевую базу перерабатывающей промышленности.
7. Инвестиции в основной капитал
В 2009-2011 годах среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал составят 9,4 процента в первом варианте и 11,5 процента - во втором.
В инновационном варианте прогноза более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с первым вариантом будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику, транспорт, агропромышленный, машиностроительный и металлургический комплексы, жилищное строительство. Основной приоритет в долгосрочных задачах инновационного развития - увеличение объемов инвестиций в развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение).
Предусмотрено строительство заводов по производству полиэтилена и пропилена на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода.
В прогнозируемом периоде предприятия области несколько увеличат долю амортизации, направляемую на инвестиции, с 56,0 процента в объеме собственных средств в 2009 году до 61,0 процента в 2011 году. Динамичное развитие базовых отраслей приведет к укреплению финансового состояния предприятий и позволит расширить их возможности по привлечению банковских кредитов.
К 2011 году финансирование инвестиций в основной капитал за счет банковских средств возрастет с 15,3 процента в 2007 году до 17,0 процента в 2011 году.
8. Развитие малого и среднего бизнеса
Реализация областной целевой программы "О развитии предпринимательства в Оренбургской области" на 2006-2008 годы (предусматривающей развитие кредитно-финансовых механизмов, формирование инфраструктуры, вложение в малый бизнес инвестиционных средств и др.), участие области в конкурсах Минэкономразвития России по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства, а также использование субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения будет способствовать увеличению количества малых предприятий и среднесписочной численности работников этой сферы.
По оценке, в 2008 году число малых предприятий увеличится по сравнению с 2007 годом на 7,9 процента. В структуре малого бизнеса наиболее привлекательными остаются сферы оптовой и розничной торговли, ремонта, промышленного производства, строительства.
В 2009 году прогнозируется увеличение количества малых предприятий по сравнению с 2008 годом на 0,2 процента по первому варианту и на 3,9 процента - по второму.
По оценке, оборот малых предприятий по всем видам деятельности в 2008 году составит 137,9 процента к уровню 2007 года. Ежегодный рост оборота в течение 2009-2011 годов (в действующих ценах) будет варьироваться от 13,0 до 19,0 процента в зависимости от вариантов.
9. Рост цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий
9.1. Цены на природный газ
Цены на природный газ для всех категорий потребителей будут повышены в 2009 году на 19,9 процента, в 2010 году - на 28,0 процента, в 2011 году - на 40,0 процента.
Цены на газ, отпускаемый для населения, будут повышены в 2009 году на 25,0 процента, в 2010 году - на 30,0 процента, в 2011 году - на 40,0 процента.
9.2. Цены и тарифы на электрическую энергию
Цены на электроэнергию для всех категорий потребителей будут повышены в 2009 году на 26,0 процента, в 2010 году - на 22,0 процента, в 2011 году - на 18,0 процента.
Увеличение регулируемых тарифов для населения составит 25,0 процента ежегодно.
9.3. Тарифы на железнодорожные перевозки
Тарифы на грузовые перевозки повысятся в 2009 году на 17,1-18,7 процента, в 2010 году - на 9,7-13,7 процента, в 2011 году - на 10,0-14,0 процента.
Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе будут повышены в 2009 году на 13,0 процента, в 2010 году - на 12,0 процента, в 2011 году - 14,0-15,0 процента.
10. Инфляция
В 2008 году прогноз инфляции (в среднем за год) составит 112,8 процента вследствие значительного удорожания зерна и основных продовольственных товаров на мировом и внутреннем рынках.
Для снижения инфляции Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на стабилизацию ситуации на продовольственных рынках (таможенное регулирование, снижение барьеров доступа на рынок), реализация которых должна привести к перелому негативной тенденции и снижению темпов инфляции во втором полугодии 2008 года.
На снижение темпов инфляции в среднесрочной перспективе нацелена комплексная программа антиинфляционных мер:
по стимулированию предложения товаров на продовольственных и сельскохозяйственных рынках, развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий;
по бюджетной и денежной политике, направленных на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, тем самым ограничивая избыточный спрос населения.
На 2009 год уровень инфляции прогнозируется в размере 108,4 процента, на 2010 год - 107,0 процента, на 2011 год - 108,2-107,1 процента.
11. Социальное развитие
Развитие экономики и социальной сферы в 2009-2011 годах определяется повышением уровня жизни населения области. В 2011 году реальные располагаемые доходы населения по сравнению с 2007 годом увеличатся на 37,4-42,7 процента.
Динамичный рост заработной платы в среднесрочном периоде будет поддерживаться реализацией мер по повышению гарантий по оплате труда, прежде всего доведением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда будет повышен до 4330 рублей.
В целом за 2008-2011 годы номинальная заработная плата возрастет по обоим вариантам в 1,9 раза к уровню 2007 года.
Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать проведение реформы системы оплаты труда. В процессе реформирования предусматривается осуществить переход на формирование отраслевой системы оплаты труда, переход соответствующих учреждений в новые организационно-правовые формы (автономные учреждения).
Продолжится реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения граждан.
В 2008-2009 годах индексация базовой и страховой части пенсий будет осуществляться с учетом прогнозируемого уровня индекса потребительских цен, а также выполнения задачи по доведению среднего размера социальной пенсии к концу 2009 года до уровня прожиточного минимума пенсионера.
В 2011 году по отношению к 2007 году средний размер назначенной пенсии увеличится почти в 2,2 раза. Реальная пенсия вырастет более чем в 1,5 раза.
Прогнозируемый рост доходов населения будет способствовать снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В результате уровень бедности к 2011 году по первому варианту составит 12,5 процента, по второму варианту - 12,0 процента.
Положительная динамика оборота розничной торговли сохраняется и на прогнозный период. Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2008 году составит 120,0 процента, в 2009 году - 110,0-112,0 процента, в 2010 году - 108,0-110,0 процента, в 2011 году - 107,0-109,0 процента.
Развитие потребительского рынка предусматривает изменения в его структуре: сокращение доли продажи товаров на рынках и увеличение доли торгующих организаций, строительство новых предприятий торговли с современными методами обслуживания, открытие предприятий торговли новых форматов, расширение сферы дополнительных услуг при розничной продаже товаров.
Преобладание удельного веса реализации непродовольственных товаров над продовольственными характеризует стабильность потребительского рынка и повышение социального уровня населения. По-прежнему сохраняется рост спроса населения на приобретение строительных материалов, компьютерной и бытовой техники.
Продолжится развитие рынка услуг, положительная динамика его роста сохранится за счет следующих услуг: связи, транспорта, медицинских, образования, ветеринарных, бытовых и туристических.
Прогнозируемый рост денежных доходов населения за счет всех составляющих на 2009-2011 годы позволяет оценивать развитие потребительского рынка области как динамично развивающегося.
Активная социальная политика, проводимая Правительством Оренбургской области, будет во многом определяться дальнейшей реализацией приоритетных национальных проектов, направленных на развитие здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
11.1. Здравоохранение
Важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является продолжение работы по повышению качества и доступности медицинской помощи.
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" создала условия для повышения эффективности деятельности первичного звена здравоохранения и доступности медицинской помощи.
В ближайшее время главной задачей является создание основы для решения проблемы высокой смертности трудоспособного населения от основных причин: сердечно-сосудистые заболевания и дорожно-транспортные происшествия.
Приоритетными направлениями в здравоохранении будут:
обеспечение стабильности и достаточности финансирования объемов затрат по предоставлению населению бесплатных медицинских услуг;
усиление мер, направленных на профилактику и лечение социально значимых заболеваний;
улучшение диагностики на ранних стадиях заболеваний путем оснащения медицинских учреждений современной аппаратурой, внедрения высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний;
расширение существующих и создание новых центров диагностики и новых методов лечения;
переход медицинских учреждений на оплату конкретных объемов оказания медицинской помощи;
укрепление материально-технической базы;
совершенствование условий системы оплаты труда.
В совокупности данные меры должны привести к следующим результатам:
повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
обеспечение доступности качественной медицинской помощи для всех слоев населения;
усиление профилактической направленности медицинской помощи;
сбалансированность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
11.2. Образование
Ключевыми направлениями развития системы образования на среднесрочную перспективу являются:
введение новой системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений системы образования;
развитие региональной образовательной сети;
развитие региональной системы оценки качества образования;
расширение общественного участия в управлении образованием.
11.3. Социальная политика
В области сформирована и развивается на программной основе система адресной социальной поддержки и обслуживания различных категорий населения. Действующая сеть разнопрофильных учреждений охватывает социальным обслуживанием каждого четвертого жителя области.
Различные социальные выплаты из областного бюджета получают около 500 тыс. человек, льготами пользуются более 400 тыс. граждан.
Наиболее массовыми видами поддержки являются пособия на детей, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, социальные пенсии и надбавки к государственным пенсиям для детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительные пенсии оренбуржцам.
На 2009-2011 годы запланировано увеличение размера денежных выплат:
ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей;
ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным гражданам на проезд.
11.4. Жилье
В 2009-2011 годах продолжится формирование рынка доступного жилья и совершенствование нормативно-правовой базы по его регулированию. Предусматривается увеличение объемов жилищного строительства более чем в 1,3 раза (до 1150 тыс. кв. метров жилья в год к 2011 году). Государственная жилищная политика будет направлена на создание условий, позволяющих удовлетворить потребность в жилье экономически активной части населения области, а также на оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые не могут решить жилищную проблему самостоятельно.
Увеличению объемов ввода жилья будет способствовать реализация областных целевых программ: "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007-2010 годах", "Малоэтажное жилищное строительство в Оренбургской области "Свой дом" на 2007-2011 годы", "Социальное развитие села до 2010 года", "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области на 2005-2010 годы", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008-2011 годах","Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007-2010 годах", "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы".
За 2009-2011 годы строительный комплекс области за счет модернизации и структурной перестройки производственной базы увеличит в 3 раза производство продукции (цемент, кирпич, стеновые блоки, сборный железобетон и изделия крупнопанельного домостроения), необходимой для дальнейшего наращивания объемов ввода жилья.
Выполнение работ по виду деятельности "строительство" увеличится в 1,5 раза и достигнет к 2011 году 40 млрд. рублей.
11.5. Развитие жилищно-коммунальной сферы
Основные направления деятельности Правительства Оренбургской области в жилищно-коммунальной сфере:
повышение надежности работы коммунальной инфраструктуры;
снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры;
снижение издержек производителей услуг;
капитальный ремонт жилищного фонда;
ликвидация жилищного фонда, непригодного для проживания.
Вышеуказанные мероприятия реализуются в рамках областных целевых программ: "Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области на 2005-2010 годы", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области на 2008-2011 годы", "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003-2010 годы", "Социальное развитие села до 2010 года". В муниципальных образованиях области ведется работа по модернизации объектов ЖКХ.
Ежегодно выполняются значительные объемы перекладки сетей водопровода и теплосетей с полной заменой труб.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации продолжится работа по выбору способа управления многоквартирными домами, созданию условий для демонополизации управления жилищным фондом с широким привлечением частных организаций.
12. Демография и занятость
Демографическая политика является составной частью социальной политики Оренбуржья.
В области реализуется концепция демографической политики на период до 2025 года, направленная на улучшение демографической ситуации, в том числе на сохранение и укрепление семьи, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование внутренней и внешней миграции.
В 2009-2011 годы преобладающей тенденцией останется сокращение численности постоянного населения, которая в 2011 году сократится на 2 тыс. человек (к уровню 2008 года). При успешной реализации целевых программ социальной направленности и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости с 12,2 родившегося в расчете на 1000 жителей в 2008 году до 12,8 родившегося к 2011 году.
Также прогнозируется снижение уровня смертности с 14,5 человека на 1000 жителей в 2008 году до 14,3 человека в 2011 году.
Ситуация на рынке труда области во многом будет зависеть от демографических процессов. Численность трудовых ресурсов за 2009-2011 годы останется на уровне 2008 года. С учетом старения населения численность занятых в экономике будет уменьшаться. За 2009-2011 годы согласно прогнозным оценкам она сократится на 2 тыс. человек.
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Оренбургской области
(2007-2011 годы)
I этап
Показатели | 2007 г. отчет |
2008 г. оценка |
2009 г. - прогноз | 2010 г. - прогноз | 2011 г. - прогноз | |||
1 вари- ант |
2 вари- ант |
1 вариант | 2 вари- ант |
1 вари- ант |
2 вари- ант |
|||
Численность постоянного насе- ления (в среднем за год), тыс. человек |
2127,3* |
2124,0 |
2122,0 |
2122,0 |
2120,0 |
2120,0 |
2122,0 |
2122,0 |
Индекс потребительских цен в среднем за год, % |
||||||||
108,4 | 112,8 | 108,4 | 108,4 | 107,0 | 107,0 | 108,2 | 107,1 | |
Валовой региональный продукт | ||||||||
млн. рублей | 395640* | 497840 | 581540 | 587050 | 664490 | 677140 | 765580 | 789020 |
в % к предыдущему году | 110,3 | 107,0 | 106,0 | 107,2 | 105,8 | 107,1 | 105,7 | 107,0 |
индекс-дефлятор | 120,0 | 117,6 | 110,2 | 110,0 | 108,0 | 107,7 | 109,0 | 108,9 |
Объем отгруженных товаров соб- ственного производства, выпол- ненных работ и услуг собствен- ными силами по видам деятель- ности: |
||||||||
добыча полезных ископаемых в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
168230,0 |
235759,9 |
241640,5 |
247338,4 |
270241,3 |
283088,6 |
308845,1 |
331106,4 |
индекс производства, % | 102,3 | 103,0 | 101,6 | 104,0 | 101,6 | 104,0 | 101,7 | 104,0 |
обрабатывающие производства в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
148054,3 |
187283,4 |
222856,9 |
235173,8 |
258224,2 |
282492,0 |
301486,9 |
340047,8 |
индекс производства, % | 122,1 | 117,0 | 110,0 | 115,9 | 109,5 | 113,7 | 110,5 | 114,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды в ценах соответствующих лет, млн. рублей |
45810,3 |
55796,9 |
73360,9 |
77659,6 |
94162,6 |
111553,8 |
116843,7 |
148928,8 |
индекс производства, % | 105,0 | 105,0 | 104,1 | 110,2 | 104,1 | 116,5 | 104,1 | 112,0 |
Индекс промышленного произ- водства |
||||||||
в % к предыдущему году | 110,5 | 109,0 | 105,6 | 110,0 | 105,5 | 110,0 | 106,2 | 110,0 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
||||||||
млн. рублей | 44551,2 | 53232,0 | 59780,8 | 59790,2 | 66334,1 | 66411,8 | 73676,7 | 73559,3 |
в % к предыдущему году | 118,8 | 103,9 | 103,6 | 104,0 | 103,8 | 104,1 | 103,9 | 104,1 |
индекс-дефлятор | 102,6 | 115,0 | 108,4 | 108,0 | 106,9 | 106,7 | 106,9 | 106,4 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финан- сирования |
||||||||
млн. рублей | 76577,9 | 94647,2 | 116061,1 | 120852,6 | 140305,6 | 147821,5 | 173432,2 | 176108,6 |
в % к предыдущему году | 125,1 | 106,0 | 109,0 | 113,5 | 110,2 | 111,5 | 109,1 | 109,5 |
индекс-дефлятор | 115,6 | 116,6 | 112,5 | 112,5 | 109,7 | 109,7 | 113,3 | 108,8 |
Оборот розничной торговли | ||||||||
млн. рублей | 90265,5 | 120670,0 | 141230,0 | 143800,0 | 161375,0 | 167355,0 | 182515,0 | 192815,0 |
в % к предыдущему году | 121,3 | 120,0 | 110,0 | 112,0 | 108,0 | 110,0 | 107,0 | 109,0 |
индекс-дефлятор | 107,0 | 111,4 | 106,4 | 106,4 | 105,8 | 105,8 | 105,7 | 105,7 |
Объем платных услуг населению | ||||||||
млн. рублей | 29358,8 | 35800,0 | 43800,0 | 44050,0 | 53180,0 | 53730,0 | 64220,0 | 64930,0 |
в % к предыдущему году | 111,7 | 107,0 | 106,4 | 107,0 | 106,5 | 107,0 | 105,0 | 106,0 |
индекс-дефлятор | 114,9 | 114,0 | 115,0 | 115,0 | 114,0 | 114,0 | 115,0 | 114,0 |
Прибыль (убыток) - сальдо, млн. рублей |
100330,0 | 114196,1 | 119843,0 | 120025,0 | 126950,0 | 127610,0 | 133110,0 | 135030,0 |
в том числе: | ||||||||
прибыль прибыльных предпри- ятий, млн. рублей |
101930,0 | 115946,1 | 121743,0 | 121975,0 | 128990,0 | 129780,0 | 135310,0 | 137440,0 |
Фонд заработной платы | ||||||||
млн. рублей | 81303,5 | 97376,0 | 115877,4 | 116072,2 | 133722,5 | 134180,0 | 152844,8 | 153636,0 |
в % к предыдущему году | 125,3 | 119,8 | 119,0 | 119,2 | 115,4 | 115,6 | 114,3 | 114,5 |
Среднемесячная заработная пла- та |
||||||||
рублей | 9639,0 | 11552,8 | 13755,6 | 13775,0 | 15878,5 | 15928,3 | 18154,3 | 18243,1 |
в % к предыдущему году | 124,8 | 119,9 | 119,1 | 119,2 | 115,4 | 115,6 | 114,3 | 114,5 |
Реальная заработная плата, % | 115,2 | 106,3 | 109,9 | 110,0 | 107,9 | 108,0 | 105,6 | 107,0 |
Реальные располагаемые денеж- ные доходы населения, % |
113,5 | 111,0 | 108,4 | 109,5 | 107,7 | 108,8 | 106,0 | 107,9 |
* Оценка
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 20 июня 2008 г. N 241-п "О сценарных условиях социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.