Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 1 июня 1999 г. N 20-п
Меры
по развитию мясного скотоводства в хозяйствах
Оренбургской области на 1999-2005 годы
г. Оренбург
1. Обоснование необходимости принятия мер по развитию
мясного скотоводства в области
В результате крайне неблагоприятных экономических условий в отрасли животноводства резко сократились мясные и молочные ресурсы, жизненно необходимые продукты питания населения.
За последние семь лет численность всех видов скота и птицы в пересчете на условные головы уменьшилась во всех категориях хозяйств более чем в два раза, а поголовье коров в общественных хозяйствах на 43 процента.
Годовое потребление говядины за счет собственного производства составляет 24 кг.
В текущем году ожидаемый объем реализации скота и птицы на убой составляет 90 тыс. в живой массе и обеспечивает потребление мяса на душу населения в пределах 46 процентов от физиологической нормы, рекомендованной институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации.
Особенно сокращается производство говядины. К началу текущего года удельный вес коров в общей численности крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан составлял 45 процентов. Среди остального поголовья значительную часть занимают телки, а кондиционного скота на убой (бычков) очень мало. Объем реализации крупного рогатого скота в 1999 году составит 45 тыс.тонн в живой массе, что обеспечит потребление говядины в расчете на душу населения 20 кг или 56 процентов от норматива.
Для восстановления и постепенного наращивания рентабельного производства говядины необходимо ускоренное развитие мясного скотоводства как отрасли способной при меньших затратах труда и материальных средств улучшить мясной баланс в области.
В хозяйствах области насчитывается 55 тыс.голов КРС мясных пород, из них 20 тыс.коров.
Для развития мясного скотоводства в области сложились благоприятные условия: имеется 4,3 млн.га естественных пастбищ и сенокосов; 1,2 млн.га деградированных малопродуктивных пахотных земель, которые можно залужить и получить дополнительные дешевые корма; большой массив высокопродуктивного мясного скота казахской белоголовой и калмыцкой пород; сложившаяся инфраструктура специализированных хозяйств; неиспользуемые животноводческие помещения.
В области имеется значительный опыт работы по разведению крупного рогатого скота специализированных мясных пород.
В настоящее время ценные стада животных калмыцкой породы сосредоточены на племенном заводе "Спутник" Светлинского района, казахской белоголовой в племрепродукторах: ОПХ им.Димитрова Илекского района и ОПХ "Буртинское" Беляевского района с общей численностью 4,7 тысяч голов племенного скота.
2. Основные мероприятия по развитию мясного скотоводства.
Создание племенной базы мясного скотоводства
К концу периода намечается иметь в области четыре племенных завода, семь племенных репродукторов по разведению скота казахской белоголовой, герефордской, калмыцкой и мясной симментальской пород.
Развитие племенной базы мясного скотоводства
---------------------------------------------------------------------
Наименование | Наименование | Категория| Порода |Количе
района | хозяйства | хозяйства| |ство
| | | |племен
| | | |ных
| | | |коров
---------------------------------------------------------------------
2000 год
Беляевский ОПХ "Буртинское" племрепрод каз.белоголов 400
Илекский ОПХ им.Димитрова племрепрод каз.белоголов 500
Оренбургский ОПХ"Эксперименталь- племрепрод герефордская 300
ное"
Светлинский ЗАО "Спутник" племзавод калмыцкая 500
1700
2005 год
Адамовский ЗАО "Комсомольское" племрепрод герефордская 500
Беляевский ОПХ "Буртинское" племзавод герефордская 600
Беляевский АО "Караганчакский" племрепрод герефордская 500
Илекский ОПХ им.Димитрова племзавод герефордская 600
Кваркенский АОЗТ "Уральское" племрепрод герефордская 500
Кваркенский АОЗТ "Зауральное" племрепрод герефордская 400
Оренбургский ОПХ "Эксперимен- племзавод герефордская 350
тальное"
Оренбургский ОПХ "Эксперимен- племрепрод мясная 300
тальное" симментал.
Первомайский АП "Уральское" племрепрод герефордская 500
Светлинский ЗАО "Спутник" племзавод калмыцкая 500
Светлинский СХА "Тобольский" племрепрод калмыцкая 400
5150
В районах, разводящих мясной кот, численность коров будет увеличиваться за счет собственного воспроизводства на 7% в год, что составит ежегодный прирост маточного стада 1,2-1,5 тысяч голов, а к 2005 году 8,4-10,5 тысяч.
Кроме этого, 2,6 тысячи коров восполняется за счет перевода низкопродуктивных симментальских коров на технологию мясного скотоводства по системе "корова-теленок".
На первом этапе следует решить проблему создания высокопродуктивных маточных стад, способных производить здоровых телят с высоким генетическим потенциалом мясной продуктивности. При этом ежегодно получать от 100 коров не менее 85 голов телят при минимальных издержках на содержание основного стада, повсеместно внедрить сезонные отелы.
Динамика изменения численности мясного скота в хозяйствах
Оренбургской области (тыс.гол.)
---------------------------------------------------------------------
Районы | 1999 год | Расчет поголовья
|--------------+-----------------------------
| факт. | 2000 год | 2005 год
|--------------+--------------+--------------
|всего|в т.ч. |всего|в т.ч. |всего|в т.ч.
| |коровы | |коровы | |коровы
---------------------------------------------------------------------
Адамовский 6,9 2,4 9,1 2,7 16,8 5,9
Акбулакский 6,3 2,8 8,5 2,8 16,1 5,6
Беляевский 3,6 1,1 3,6 1,3 9,4 3,4
Илекский 2,7 1,0 3,5 1,2 7,4 2,6
Кваркенский 10,9 4,4 15,0 5,0 29,9 10,4
Кувандыкский 1,6 0,5 2,2 0,5 6,5 2,3
Первомайский 5,2 2,0 6,0 2,0 12,4 4,4
Светлинский 4,8 1,7 5,4 1,8 12,3 4,3
Соль-Илецкий 6,6 2,3 7,1 2,5 14,9 5,3
Ясненский 2,8 0,8 2,8 0,9 8,3 3,0
Всего по области 55,5 20,8 69,5 22,2 147,6 51,8
3. Создание кормовой базы мясного скотоводства
Главным резервом увеличения дешевых пастбищных кормов должна стать интенсификация лугопастбищного хозяйства за счет поверхностного и коренного улучшения природных кормовых угодий, залужения деградированных пахотных земель, введения и освоения сенокосо-пастищеоборотов.
Осуществление этих мер позволит повысить долю дешевых пастбищных кормов в рационах маточного поголовья до 42-45%, что является одним из главных условий успешного развития отрасли в целом.
Для осуществления намеченных мер развития мясного скотоводства необходимо залужать ежегодно по 120-140 тыс.га деградированной пашни и подвергать коренному улучшению 20-30 тыс.га природных кормовых угодий. К 2005 году при освоении 1 млн.га такой пашни под сеяные сенокосы и пастбища поголовье мясного скота может быть увеличено на 184 тыс.голов, а дополнительное производство говядины в живой массе составит не менее 318 тыс.ц (приложение 1).
Низкая техническая оснащенность хозяйств обуславливает необходимость организации специальных подразделений типа лугомелиоративных станций (ЛМС) с централизованным финансированием и набором сельскохозяйственной техники для подготовки почвы к залужению, посеву травосмесей и уборки их на сено. Ежегодное введение в строй трех-четырех таких станций позволит планомерно решать задачу по созданию новых кормовых площадей и производству сена (приложения 2, 3).
Товарной продукцией, передаваемой лугомелиоративными станциями хозяйствам на договорной основе, являются пастбищные травостои с их оценкой по запаса поедаемого корма и заготовленное сено.
Для ежегодного залужения 120-140 тыс.га малопродуктивной пашни требуется 27-30 тыс.ц семян житняка, пырея сизого, костреца безостого, ломкоколосника ситникового, эспарцета и донника. Если принять в расчет, что 20-25% этих семян может быть получено с фуражных посевов хозяйств, то для производства недостающего их количество следует организовать в 1999-2002 годах 10-12 спецсемхозов с задачей ежегодного получения в каждом из них 2,2-2,5 тыс.ц.
Откормочный молодняк, находящийся на круглогодовом стойловом содержании, в летний период обеспечивается зеленой массой за счет создания зеленых конвейеров. В качестве поставщиков зеленого корма в июне и первой декаде июля служат молодые по возрасту травостои на малопродуктивной пашне однолетние культуры (суданская трава, кукуруза, сорго) для использования во второй половине лета размещаются на более плодородных землях севооборотной площади.
Обводнение вновь создаваемых пастбищ производится за счет строительства прудов на сухих балках областным объединением "Оренбургводмелиорация" (Пеннер М.М.). При осуществлении проектно-изыскательских работ принимается во внимание то обстоятельство, что удаленность водопоя от мест выпаса не должна превышать для коров с телятами и молодняка 2,0-2,5 км.
4. Экономическая поддержка мер развития мясного
скотоводства в области
Механизм экономической поддержки товаропроизводителей принципиально меняется.
Приоритетными направлениями остаются производство и заготовка в количественно и качественном отношении кормов через мелиорацию малопродуктивных пахотных земель на площади 1 млн.га, создав 14 ЛМС в районах, традиционно занимающихся мясным скотоводством; внедрение крупномасштабной селекции к животноводстве, создав племзаводы и племрепродукторы, закупив дополнительно племенной скот; организации научного обеспечения выполнения мер развития мясного скотоводства (приложения 4, 5).
Преимуществом будут пользоваться те сельхозтоваропроизводители, независимо от форм собственности, которые обеспечат устойчивую работу, эффективное использование выделенных средств и выполняют договорные обязательства.
В фонд финансовой поддержки мер развития мясного скотоводства направляются средства за счет отчисления налогов в части поступления в областной бюджет от предприятий АПК, акцизов на ликеро-водочную продукцию, земельного налога, а также средства, предназначенные на выплату дотации на животноводческую продукцию.
Сохраняется финансирование из бюджетов территорий, не переданных в муниципальную собственность, объектов социальной сферы, 50% компенсации затрат на отопление жилого фонда, находящегося на балансе сельхозпредприятий.
Финансовая поддержка товаропроизводителей оказывается на договорной основе по объему производства мясных продуктов и условиях возврата средств.
Привлечение местных администраций и иных служб, не входящих в состав администрации области в качестве исполнителей, осуществляется по согласованию, либо на договорной основе.
Финансирование мероприятий из горрайбюджетов, организаций, объединений, не входящих в состав администрации области, производится по согласованию, либо на договорной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.