2. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания области программу "Вода питьевая" по Оренбургской области (I этап - города области).
3. Финансовому управлению администрации области (Бачурин В.М.) и комитету по строительству администрации области (Артамонов А.М.) при разработке областного бюджета на 2000-2004 годы предусматривать расходы по финансированию данной программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления при рассмотрении и утверждении местных бюджетов учесть мероприятия программы "Вода питьевая" по Оренбургской области (I этап - города области).
5. Комитету природных ресурсов по Оренбургской области(Кирсанов М.В.) представить утвержденную Программу в Министерство природных ресурсов Российской Федерации для включения в Федеральную целевую программу "Обеспечение населения России питьевой водой".
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Васильева А.С.
Председатель правительства -
глава администрации области |
В.Елагин |
Программа
"Вода питьевая" по Оренбургской области
(I этап - города области)
(одобрена постановлением Правительства Оренбургской области
от 31 августа 1999 г. N 29-п)
См. Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. N 314/63-III-ОЗ "О программе "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003 - 2010 годы"
Паспорт программы
Наименование программы - Программа "Вода питьевая" по Оренбургской области (I этап - города области)
Основной заказчик программы - Комитет природных ресурсов по Оренбургской области
Основной разработчик программы - РосНИИВХ (г.Екатеринбург)
Цель программы - Улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшения на этой основе состояния здоровья населения и оздоровления социально-экологической обстановки в области; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения
Сроки реализации программы - 2000-2004 годы
Исполнители основных мероприятий программы - Промышленные предприятия, организации и учреждения области независимо от форм собственности
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Реализация программы позволит добиться:
- экономии питьевой воды;
- улучшения качества питьевой воды;
- улучшения состояния и обеспечения соблюдения режимов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
- улучшения состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения, снижения потерь, предотвращения аварийных ситуаций;
- повышения надежности обеспечения населения питьевой водой;
- роста уровня комфортного проживания населения, санитарной гигиены;
- предотвращения ущерба здоровью населения, снижения заболеваемости и затрат в сфере здравоохранения;
- увеличения рекреационных возможностей водных объектов.
Примечание: Привлечение федеральных органов, местных администраций и организаций в качестве исполнителей осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
Объемы и источники финансирования программы:
Общая стоимость программы - 1877,8 млн.руб.
в том числе: 2000 год - 375,1 млн.руб.
2001 год - 413,3 млн.руб.
2002 год - 473,2 млн.руб.
2003 год - 399,15 млн.руб.
2004 год - 217,05 млн.руб.
/---------------------------------------\
По источникам финансирования: | Всего| в том числе: |
| |--------------------------------|
| | 2000| 2001| 2002| 2003 | 2004 |
|------+-----+-----+-----+------+-------|
Областной бюджет (1-3% от | | | | | | |
доходной части бюджета) |36.6 |4.0 |4.0 |7.7 |9.4 |11.5 |
| | | | | | |
Бюджеты городов (до 3% от | | | | | | |
бюджета муниципальных | | | | | | |
образований) |56.6 |6.0 |7.5 |14.2 |14.2 |14.7 |
| | | | | | |
Средства водопользователей |350.5 |50.5 |60.0 |70.0 |80.0 |90.0 |
| | | | | | |
Экологический фонд |16.8 |3.55 |3.55 |3.4 |3.3 |3.0 |
| | | | | | |
Плата за пользование водными | | | | | | |
объектами |135.2 |9.2 |31.5 |31.5 |31.5 |31.5 |
| | | | | | |
Федеральная целевая программа | | | | | | |
"Оздоровление экологической | | | | | | |
обстановки и населения | | | | | | |
Оренбургской области" |1043.3|270.5|270.4|298.0|204.4 |- |
| | | | | | |
Фонд воспроизводства | | | | | | |
минерально-сырьевой базы |6.75 |1.35 |1.35 |1.35 |1.35 |1.35 |
| | | | | | |
Другие привлеченные средства |232.05|30.0 |35.0 |47.05|55.0 |65.0 |
| | | | | | |
Итого: |1877.8|375.1|413.3|473.2|399.15|217.05 |
\---------------------------------------/
Примечание: Финансирование мероприятий из федерального бюджета, горрайбюджетов, а также организациями, объединениями, не входящими в состав администрации области, производится по согласованию или на договорной основе.
Раздел I. Состояние водного хозяйства Оренбургской области
Общее количество воды, забираемое из природных водных объектов в 1998 году, составило 2027,84 млн.куб.м., из поверхностных источников - 1744,91 млн.куб.м. (86%), из подземных - 282,93 млн.куб.м. (14%).
Использовано 2002,58 млн.куб.м., в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды - 193,04 млн.куб.м. (9,6%), на производственные нужды - 1691,21 млн.куб.м. (84,5%), на орошение - 48,42 млн.куб.м. (2,4%), на нужды сельскохозяйственного водоснабжения - 35,22 млн.куб.м. (1,8%), на прочие нужды - 34,7 млн.куб.м. (1,7%).
Годовой объем воды, используемый в жилищно-коммунальном хозяйстве, составляет 126,71 млн.куб.м.
Характеристика современного состояния системы хозяйственно-питьевого водоснабжения городов области приведена на рисунке.
/------------------------------------------------\
|1%|7% |10% | 12% | 70% |
\------------------------------------------------/
1% - Сельхозводоснабжение и орошение 1,64 млн.куб.м.
7% - Другие нужды 13,27 млн.куб.м.
10% - Потери при транспортировке 19,14 млн.куб.м.
12% - Производственные нужды 22,8 млн.куб.м.
70% - Хозяйственно-питьевые нужды 133,17 млн.куб.м.
Количественный дефицит питьевой воды на современный уровень составляет 10,49 тыс.куб.м./сут. Наиболее тяжелая обстановка с водообеспечением сложилась в следующих городах области:
- г.Соль-Илецк - дефицит равен 0,27 тыс.куб.м./сут; существующие источники не отвечают требованиям стандарта по химическому составу воду, не имеют зон санитарной охраны - необходимо строительство городского водозабора мощностью 10,0 - 15,0 тыс.куб.м./сут;
- г.Бугуруслан - дефицит составляет 0,57 тыс.куб.м./сут, требуется расширение Кармалкского водозабора до 7,0 тыс.куб.м./сут;
- г.Кувандык - дефицит равен 0,55 тыс.куб.м./сут, требуется окончание строительства 1-го пускового комплекса Сакмарского водозабора мощностью 5,1 тыс.куб.м./сут;
- г.Орск - дефицит составляет 8,5 тыс.куб.м./сут, а учитывая подачу воды, не соответствующую требованиям стандарта, - до 46,0 тыс.куб.м./сут - требуется прирост мощности Новоказачьего водозабора;
- г.Сорочинск - дефицит 0,6 тыс.куб.м./сут - необходимо окончание строительства водозабора МПП ЖКХ мощностью 3,0 тыс.куб.м./сут.
Несмотря на достаточно хорошее развитие централизованного водоснабжения, данные санитарного надзора показывают, что большая часть населения области потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям по органолептическим показателям и по санитарно-токсикологическим показателям; более 1,3 млн. человек - бактериально-загрязненную. Практически все население городов подвергается двойному риску - потребляет воду с химическими и микробиологическими загрязнениями.
Наличие в подаваемой воде загрязняющих элементов отрицательно влияет на состояние здоровья людей и наносит огромный экономический ущерб.
Особенно тяжелое положение с качеством подаваемой воды в г.Бузулуке - процент нестандартных проб по санитарно-химическим показателям составляет 75-100%, а также в городах Соль-Илецке - до 64%, Кувандыке - 34%, Сорочинске - 22%.
По микробиологическим показателям наиболее неблагоприятное положение в городах Абдулино - 32,5%, Сорочинске - 32%, Соль-Илецке - 16%.
Причинами такой неблагоприятной обстановки являются как экологические факторы, так и целый ряд проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием "по остаточному принципу".
Наиболее серьезными из них, характерными для всех городов области являются:
1. Несоответствие водных объектов требованиям, предъявляемым к источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения.
2. Несовершенство водоподготовки.
3. Неудовлетворительное состояние сетей водопровода.
4. Низкий технический уровень эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства.
Раздел II. Программа мероприятий "Вода питьевая" по Оренбургской области
I этап - города области
NN блоков |
Наименование блоков программных мероприятий |
Стоимость, млн.руб. |
I II III IV V VI VII |
Общие мероприятия по улучшению водоснабжения населения Восстановление, охрана и рациональное использование водных объектов, мониторинг Совершенствование водозаборов поверхностных и подземных вод Подготовка воды питьевого качества Совершенствование систем подачи и распределения питьевой воды Рациональное использование и экономия воды Экологическое образование и воспитание населения |
47,36 508,1 694,111 85,683 504,139 31,072 2,847 |
Раздел III. Анализ мероприятий программы
Система программных мероприятий предполагает проведение комплекса технических, технологических, проектных, организационных, научно-технических мероприятий, сгруппированных по блокам.
Блок I - "Общие мероприятия по улучшению водоснабжения населения".
В блоке приведены мероприятия, реализация которых позволит сформировать экономический механизм эколого-водохозяйственного оздоровления водных объектов и территории области, совершенствование технологий водоподготовки природных вод, организацию системы единого экологического мониторинга водных ресурсов.
Блок II - "Восстановление, охрана и рациональное использование водных объектов, мониторинг" - особое внимание уделено организации зон санитарной охраны и приведение их в соответствие требованиям СНИП 2.04.02-84; созданию экологического мониторинга для каждого города области, а также проектированию и строительству очистных и ливневых сооружений канализации.
Блок III - "Совершенствование водозаборов поверхностных и подземных вод" - представлены мероприятия, обеспечивающие бесперебойность и надежность работы водозаборов: реконструкция существующих, строительство новых, закрытие несоответствующих ГОСТам.
Блок IV - "Подготовка воды питьевого качества".
В комплекс первоочередных мероприятий по обеспечению населения питьевой водой стандартного качества включены разработки условий для производства и внедрения установок глубокой доочистки и кондиционирования питьевой воды в местах ее непосредственного потребления. Область применения таких установок должна приоритетно охватывать лечебно-профилактические, детские дошкольные и школьные учреждения, предприятия пищевой промышленности и общественного питания.
Блок V - "Совершенствование систем подачи и распределения питьевой воды".
В блоке приведены мероприятия по профилактическим работам замены и капитальному ремонту сетей, по реконструкции и строительству водопроводных сетей городов, строительству поливочных водоводов.
Блок VI - "Рациональное использование и экономия воды".
Для выполнения мероприятий VI блока: рационализация водопотребления населением, сокращения потребления воды на промышленные цели и т.д. необходимо совершенствование экономического механизма. Он должен быть таким, чтобы предприятию был экономически невыгоден перерасход и нерациональное использование свежей воды.
Стимулирование рационального использования воды экономическими методами включает ряд положений в целом представляющих единый экономический механизм, в основе которого лежит совершенствование механизма платы за воду, адаптация к современным условиям образования цены на воду и налога на сточные воды, материальное и экономическое стимулирование рационального использования воды у потребителя.
Блок VII - "Экологическое образование и воспитание населения".
В соответствии со статьей 73 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" в области создана система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного образования и профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях. На базе Оренбургского государственного университета предусмотрено создание регионального центра по экологическому образованию и воспитанию. Намечено создание на базе постоянно действующей областной станции юных натуралистов учебнопрактического экологического центра.
На радио и телевидении области предполагается создать просветительскообучающие программы, информировать население о правилах поведения в сложных экологических ситуациях, кроме того предполагается периодическое освещение экологической обстановки в области через местные газеты.
Особенно важно улучшить положение с переподготовкой кадров работников водопроводно-канализационного хозяйства всех уровней от центра до периферии. Этому может существенно помочь экологическая аттестация кадров, проведение экологических зачетов и других мероприятий: семинаров, конференций, выставок и т.п.
Раздел IV. Социально-экономическая и экологическая эффективность
реализации программных мероприятий
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном аспекте эффективность достигается за счет устранения негативного влияния водного фактора на здоровье людей - удовлетворении потребностей населения в качественной питьевой воде в количестве, соответствующем нормам потребления.
Основными социальными результатами Программы являются:
- Улучшение природной среды на территории области и повышение уровня комфортности проживания населения;
- Улучшение жилищных и культурно-бытовых условий для населения;
- Повышение надежности обеспечения населения питьевой водой;
- Снижение заболеваемости населения по причинам, обусловленным водным фактором, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и снижение затрат в сфере здравоохранения;
- Увеличение рекреационных возможностей водных объектов области.
В экономическом аспекте можно прогнозно дать оценку эффективности в виде предотвращения ущерба за счет мероприятий, направленных на рациональное использование воды, устранение потерь в водопроводных сетях и сокращение объемов питьевой воды, используемой на производственные нужды. Величина предотвращенного ущерба в этом случае оценивается миллиардами рублей.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет комплекса водоохранных мероприятий, направленных на дальнейшее предотвращение загрязнений и оздоровления источников питьевого водоснабжения. Качество питьевой воды будет улучшаться за счет сокращения сбросов загрязненных стоков, строительства и реконструкции очистных сооружений и систем водооборота. При осуществлении мер по утилизации и обезвреживанию отходов производства решится проблема обезвреживания городского мусора.
Эффективность реализации Программы характеризуется следующими показателями:
1. Снижение дефицита питьевой воды.
2. Достижение требований СанПиН 2.1.4.559-96 для воды, подаваемой населению, снижение водного фактора в заболеваемости населения. За годы реализации Программы предполагается снижение экономического ущерба здоровью населения, связанного с загрязнением питьевой воды.
3. Улучшение состояния сетей водоснабжения, снижение потерь, предотвращение аварийных ситуаций.
4. Рост уровня комфортности проживания населения, санитарной гигиены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Оренбургской области от 31 августа 1999 г. N 29-п "О программе "Вода питьевая" по Оренбургской области (I этап - города области)"
Текст постановления опубликован в газете "Оренбуржье" от 5 октября 1999 г. N 187