Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Оренбургской области от 27 сентября 2010 г. N 3818/880-IV-ОЗ в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 18 января 2005 г. N 1774/303-III-ОЗ
Областная целевая программа
"Создание системы кадастра недвижимости и управления
земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области
на 2005-2011 годы"
(далее - Программа)
4 июля 2005 г., 5 июля 2006 г., 11 января, 11 июля, 6 сентября, 29 декабря 2007 г., 16 сентября 2008 г., 29 сентября 2009 г., 27 сентября 2010 г.
См. Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области"
См. протест прокурора Оренбургской области от 24 августа 2006 г. N 7/139-2006
Во исполнение настоящей программы издано решение городского Совета депутатов муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области от 26 июня 2007 г. N 4
Паспорт программы
Основание для Пункт 33 раздела "Управление собственностью и
разработки использование природных ресурсов" плана мероприятий
администрации Оренбургской области по выполнению
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации,
утвержденного главой администрации (губернатором)
Оренбургской области Чернышевым А.А.;
постановление Правительства Российской Федерации
от 25 октября 2001 года N 745 "Об утверждении
Федеральной целевой программы "Создание
автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета
объектов недвижимости (2002-2007 годы)";
письмо Министра Минэкономразвития России
от 14 августа 2004 года N 14157-ГГ/Д08;
постановление Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 2005 года N 560 "Об утверждении
подпрограммы "Создание системы кадастра
недвижимости (2006-2012 годы)" Федеральной целевой
программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
(2002 - 2008 годы)";
соглашение между Федеральным агентством кадастра
объектов недвижимости и Правительством Оренбургской
области о взаимодействии в рамках реализации
подпрограммы "Создание системы кадастра
недвижимости (2006-2012 годы)" Федеральной целевой
программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
(2002-2008 годы)" от 2 марта 2006 года
N 10-с/-с-12/17;
постановление Правительства Российской Федерации
от 11 апреля 2006 года N 206 "О внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации
в связи с совершенствованием государственной
кадастровой оценки земель";
Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 года
N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными
ресурсами на территории Оренбургской области";
Закон Оренбургской области от 13 января 2004 года
N 752/114-III-ОЗ "Об изъятии земельных участков для
государственных нужд Оренбургской области или
муниципальных нужд"
Заказчики Министерство природных ресурсов, экологии и
имущественных отношений Оренбургской области
(координатор);
Управление Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской
области
Основные Управление Федеральной службы государственной
разработчики регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской
области;
министерство природных ресурсов, экологии и
имущественных отношений Оренбургской области
Исполнители Юридические лица, имеющие лицензию на данный вид
работ, расположенные на территории Российской
Федерации, прошедшие конкурсный отбор
Основная цель Создание основы для ведения государственного
кадастра недвижимости
Основные задачи Обеспечение эффективного использования земли и иной
недвижимости, вовлечение их в оборот и
стимулирование инвестиционной деятельности на рынке
недвижимости в интересах удовлетворения
потребностей общества и граждан;
обеспечение пополнения доходной части
консолидированного бюджета Оренбургской области;
проведение разграничения государственной
собственности на землю на собственность
Оренбургской области и собственность муниципальных
образований области, повышение эффективности
использования земли, обоснованное установление
платы за землю, создание условий для увеличения
социального инвестиционного и производственного
потенциала земли;
информационное наполнение государственного кадастра
недвижимости
Основные Инвентаризация земель, создание цифровой
мероприятия картографической основы ведения государственного
кадастра недвижимости (в том числе создание
элетронной# карты, опорной межевой сети и
ортофотопланов) пересчет местных систем координат и
перевод созданных на их базе цифровых картографи-
ческих материалов на территорию области в местной
системе координат (далее - МСК) - субъект 56,
нанесение информации из государственного земельного
кадастра и кадастрового деления области на
цифровую картографическую основу, создание
векторных адресных планов муниципальных
образований;
разграничение государственной собственности на
землю;
государственная кадастровая оценка (в том
числе подготовка сведений для исчисления земельного
налога на основе кадастровой стоимости земель,
актуализация государственной кадастровой оценки
земель и проведение массовой оценки объектов
недвижимости);
почвенное обследование для целей оценки земель и
землеустройства;
подготовка проектов перераспределения земель;
мониторинг земель (за исключением земель
сельскохозяйственного назначения);
оснащение органов управления земельно-имущественным
комплексом средствами вычислительной и
информационно-коммуникационной техники;
подготовка и переподготовка кадров для обеспечения
государственного кадастрового учета объектов
недвижимости, кадастровой оценки и управления
земельно-имущественным комплексом на уровне области
и муниципальных образований;
инвентаризация архивов организаций, осуществляющих
технический учет и инвентаризацию объектов
капитального строительства, ввод архивов в базы
данных государственного кадастрового учета;
распоряжение земельными ресурсами, в том числе
неразграниченными
Срок реализации 2005-2011 годы
Объемы и Общий объем финансирования составляет
источники 1248,17 млн. рублей,
финансирования в том числе:
областной бюджет - 644,52 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 603,65 млн.
рублей.
Финансирование по годам:
Распределение затрат по годам:
2005 год - 87,69 млн. рублей;
2006 год - 111,65 млн. рублей;
2007 год - 138,65 млн. рублей;
2008 год - 350,48 млн. рублей;
2009 год - 303,93 млн. рублей;
2010 год - 151,01 млн. рублей;
2011 год - 104,76 млн. рублей
Система Контроль за ходом выполнения Программы осуществляют
организации заказчики, ход и результаты реализации Программы
контроля рассматриваются на заседаниях Законодательного
Собрания области
Ожидаемые Планомерная и последовательная реализация
конечные государственной политики по эффективному
результаты использованию земли и иной недвижимости;
увеличение поступлений земельного налога и арендной
платы за землю в бюджеты всех уровней за счет
реализации программных мероприятий в
2006-2011 годах;
вовлечение земли и иной недвижимости в
хозяйственный оборот;
создание основы для ведения государственного
кадастра недвижимости на территории Оренбургской
области;
создание системы управления земельными отношениями;
проведение разграничения государственной
собственности на землю и регистрация права
собственности на земельные участки Оренбургской
области и муниципальных образований;
подготовка кадров в области управления
недвижимостью, ведения кадастра недвижимости;
упрощение оформления прав
собственников, владельцев, пользователей землей
Введение
Программа разработана во исполнение пункта 33 раздела "Управление собственностью и использование природных ресурсов" плана мероприятий администрации Оренбургской области по выполнению Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного главой администрации (губернатором) Оренбургской области Чернышевым А.А. в 2004 году, постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" и под-программой "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы), Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлений Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", письма Министра Минэкономразвития России от 14 августа 2004 года N 14157-ГГ/Д08, постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 139 "Об утверждении Правил установления местных систем координат", приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18 июня 2007 года N П/0137 "Об утверждении Положения о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации" (согласованное с Роскартографией письмом от 4 июня 2007 года N 1-38-1956).
1. Обоснование разработки Программы
Программа предусматривает создание и основы для ведения государственного кадастра недвижимости на территории области как государственной информационной структуры, которая обеспечивает становление земельных отношений, основанных на различных формах собственности на землю, и поддерживает функционирование современного механизма общественного производства.
В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Кроме того, следствием отсутствия единой системы учета является наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе объектов самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате самозахвата земель. Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает создание единой системы документов и сведений об объектах недвижимого имущества в Российской Федерации (государственный кадастр недвижимости), при этом создание государственного кадастра недвижимости не только повысит государственные гарантии прав собственности на недвижимое имущество, что будет способствовать привлечению инвестиций в недвижимость, но и позволит эффективно осуществлять функции государственного управления недвижимым имуществом.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
По состоянию на 1 января 2006 года, в архивах организаций технического учета и технической инвентаризации (далее - ОТУТИ) находятся сведения о 806550 единицах объектов капитального строительства, которые надо перевести в электронный вид. Для создания государственного кадастра недвижимости необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о более чем 1,5 миллиона земельных участков и объектов недвижимости.
В связи с этим была утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" и заключено соглашение об участии Оренбургской области в реализации и софинансировании мероприятий по созданию цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости, по проведению инвентаризации архивов организаций, осуществляющих технический учет и инвентаризацию объектов капитального строительства, по вводу архивов в базы данных государственного кадастрового учета и по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель и массовой оценки объектов недвижимости.
Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
Кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит обеспечить ведение кадастра недвижимости на современном техническом и технологическом уровнях, будет способствовать увеличению поступления платежей за землю в бюджеты всех уровней, защите прав граждан и юридических лиц на землю, обосновывать установление правового режима пользования земельными участками (сервитуты, обременения), принимать более эффективные решения на всех уровнях, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии поручено провести государственную кадастровую оценку земель (ГКОЗ) всех категорий для целей налогообложения. В Федеральном законе от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено введение с 1 января 2006 года новой системы налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земельных участков. Такой подход к исчислению земельного налога дает возможность стимулировать социально-экономическое развитие регионов в зависимости от существующей структуры земельного фонда.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об экономических характеристиках объектов недвижимости вносятся в документы кадастра недвижимости на основании данных государственной или иной оценки. Обязательным условием для выполнения в полном объеме расчета кадастровой стоимости земельных участков для внесения в документы кадастра недвижимости является привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, так как средства от земельного налога поступают в областной и муниципальные бюджеты.
За предыдущие годы проведена государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий области, результаты которой утверждены постановлением администрации области от 25.03.2002 N 44-п, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением администрации области от 29.05.2003 N 103-п, государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, результаты которой утверждены постановлением администрации области от 21.04.2005 N 106-п, государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, результаты которой утверждены постановлением администрации области от 06.10.2005 N 280-п, государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения, результаты которой утверждены постановлением администрации области от 01.08.2005 N 205-п. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога на основе кадастровой стоимости будет существенно снижен. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В 2006 году будет проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, а в последующие годы - остальных категорий земель.
Предусматриваемые Программой мероприятия по разграничению областной и муниципальной собственности и проведение землеустроительных работ позволят реализовать полноценные договорные отношения с землепользователями, предоставят возможность защищать интересы области и муниципальных образований в судах, вести кадастровый учет, осуществлять регистрацию прав, увеличить поступления средств от аренды и продажи областных и муниципальных земель, а также от использования неразграниченных земельных участков.
2. Основные мероприятия Программы
Программные мероприятия (приложение 1) направлены на решение конкретных задач по эффективному использованию земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Законом Оренбургской области от 16 сентября 2008 г. N 2396/507-IV-ОЗ в подраздел раздела 2 настоящей программы внесены изменения
Инвентаризация земель и разграничение государственной собственности на землю
Инвентаризация земель населенных пунктов проводится с целью создания основы для ведения кадастра недвижимости, разграничения земель, обеспечения регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды), увеличения поступлений от платежей в доходную часть бюджетов различных уровней.
По материалам аэрофотосъемки и инвентаризации земель создаются планово-картографические материалы масштаба 1:2000 на города, по остальным населенным пунктам - ортофотопланы. Ортофотоплан представляет собой план местности, составленный из трансформированных аэрофотоснимков, имеющий координатную сетку и являющийся картографической основой для автоматизированного ведения кадастра недвижимости. На 1 октября 2004 года ортофотопланы созданы на 387 сельских населенных пунктов из 1768 населенных пунктов области. В Программе заложено создание ортофотопланов на 1381 населенный пункт.
В целях инвентаризации земель необходимо собрать, изучить и проанализировать землеотводные, планово-картографические материалы, генеральные планы, планы застройки, обследования государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", исполнительные съемки законченного строительства, строительные паспорта, декларации о фактах использования земельных участков и другие материалы. Затем на рабочий инвентаризационный план на квартал наносятся по собранным документам границы участков землепользования и составляются поименные списки.
Далее проводятся:
обследование на местности границ землепользования, проверка имеющихся у землепользователей документов, подтверждающих право на землю;
нанесение на план уточненного местоположения границ;
составление единого на квартал акта с отражением фактов самовольного занятия земель, случаев нерационального использования земель и спорных границ;
нанесение результатов обследования на планово-картографический материал, вычисление площадей участков землепользования;
составление ведомости сравнения результатов вычисления с учетными данными, списка пользователей земли без оформления права на землю или с просроченными правами, списков самовольного занятия земель, земель, не используемых или используемых не по целевому назначению, занесение результатов инвентаризации в автоматизированный банк данных. Полный комплекс инвентаризации проведен по 38 населенным пунктам. Начиная с 2007 года комплекс работ по инвентаризации земель городов будет выполняться в рамках реализации мероприятий городских целевых программ.
Материалы инвентаризации используются в полном объеме при разграничении государственной собственности. Комплекс организационных мероприятий по разграничению государственной собственности на землю включает в себя проведение землеустроительных работ и регистрацию права собственности на земельные участки, в том числе незастроенные, на которые в установленном порядке возникает право собственности у Оренбургской области и муниципальных образований.
Заключительными этапами по формированию государственной собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к собственности Оренбургской области и муниципальных образований, являются государственная регистрация права собственности Оренбургской области и муниципальных образований в установленном законом порядке и учет их в реестре государственного имущества Оренбургской области и реестрах муниципального имущества.
Законом Оренбургской области от 16 сентября 2008 г. N 2396/507-IV-ОЗ в подраздел раздела 2 настоящей программы внесены изменения
Государственная кадастровая оценка
Платное землепользование и регулирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Опыт оценочных работ, проведенных в других областях, показывает, что осуществление работ по оценке земель позволяет увеличить бюджетные поступления от земельного налога и арендной платы за землю в среднем на 28 процентов.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке позволит создать механизмы, обеспечивающие проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, повысить эффективность управления земельными ресурсами, вовлечь землю в хозяйственно-экономический оборот и, таким образом, добиться увеличения доходной части бюджетов всех уровней.
В Оренбургской области проведена кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности и иного специального назначения.
Программой предусматривается выполнение работ по актуализации (корректировке) государственной кадастровой оценки земель в связи с изменением рынка земли и уточнением методик расчета кадастровой стоимости. Результатом работ по государственной кадастровой оценке земель является получение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Введение новой системы налогообложения земель требует не только полного завершения оценочных работ, их согласования и утверждения, но и проведения комплекса мероприятий по актуализации сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения, установления конструктивного порядка взаимодействия между учреждениями по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой и налоговой службами.
Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель водного фонда см. постановление правительства Оренбургской области от 30 декабря 2005 г. N 357-п
Во исполнение настоящей программы издано постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2006 г. N 386-п
Работы по подготовке сведений для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков предусматривается выполнить в 2005 году с привлечением средств из бюджетов муниципальных образований, в интересах которых прежде всего осуществляется реформирование земельного налога.
Результаты кадастровой оценки земель являются составной частью кадастра недвижимости.
После утверждения методик проведения работ по массовой оценке объектов недвижимости будут предусмотрены мероприятия по выполнению этих работ и дополнительно внесены в Программу.
Землеустройство земель сельскохозяйственного назначения
Для упорядочения земельных отношений в рамках реализации Программы предусматривается ряд мероприятий, направленных на землеустроительное обеспечение осуществляемых преобразований, связанных с формированием землепользования новых форм хозяйствования, закреплением и оформлением прав на землю, проведением межевания границ земельных участков при купле-продаже и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства. Однако после наделения граждан долевой собственностью в составе земель общедолевой собственности произошли значительные изменения. Часть земельных долей была передана гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, продана сельскохозяйственным организациям, другим юридическим лицам и гражданам, использована для расширения личных подсобных хозяйств.
В связи с этим для решения задач, определенных Федеральным законом, Программой предусмотрена разработка специальных землеустроительных проектов (составление проектов перераспределения земель или корректировка ранее составленных), в которых с учетом произошедших изменений будут установлены или уточнены размеры долевой земельной собственности, определено ее местоположение, рассчитаны размеры земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, с учетом качества земель (в балло-гектарах) и запроектировано их местоположение.
Для более точного определения кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и размера земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, необходимы достоверные материалы обследования земель с целью оценки земель и землеустройства (почвенное обследование, завершение 2-го тура), так как предыдущие почвенные обследования проведены в 1957-1978 годах и в настоящее время требуется корректировка.
Мониторинг земель
Актуальность проведения работ по мониторингу земель определяется ухудшением экологического состояния всех объектов природной среды и земель, в частности.
В связи с этим для достижения экологического равновесия требуется принципиально новый подход к рациональному землепользованию и природопользованию в целом. Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, должен в обязательном порядке предшествовать анализ разноаспектных, достоверных и регулярно обновляемых данных о ее состоянии. Все это определяет необходимость организации систематических комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды - мониторинга - и главного ее объекта - земли.
Исходя из основных целей проведения мониторинга земель, выраженных в обеспечении системы управления землепользованием и экологической безопасности, своевременной информацией о состоянии земельного фонда, строится система мониторинга земель в области, которая состоит:
а) из размещения на территории области реперных участков для наблюдения и подбора наиболее информативных и оценочных экологических показателей, параметрирования;
б) аналитической систематизации получаемых при мониторинговых исследованиях ретроспективных материалов для экологического районирования почвенного покрова на ландшафтно-типологическом уровне;
в) составления целевых срезов карт;
г) составления на бумажной и электронной основе карт по загрязнению тяжелыми металлами и пестицидами; гумусности; гранулометрическому составу почв; распространению влияния техногенных и экзогенных процессов, нарушающих природное состояние почв и земель, и других.
За время работ по программе мониторинга разработаны основные положения развития регионального мониторинга земель Оренбургской области, где определены виды анализа и периодичность их выполнения по каждой категории земель, а также концепция составления карты экологического состояния земель Оренбургской области, работа над которой находится в стадии реализации и подразумевает использование геоинформационных (ГИС) технологий. Близко к завершению создание системы базового мониторинга. На сентябрь 2004 года она состояла из 103 участков наблюдений, охватывающих земли всех категорий, получивших распространение в границах области. На сельскохозяйственных землях расположено 59 участков наблюдений, на землях природоохранного назначения - 5, водного фонда (подтопляемые территории) - 7, землях населенных пунктов (городов) - 14, на землях транспорта - 13 и лесного фонда - 5. Выполнен большой объем работ по геодезической привязке наблюдательных площадок на местности. С 2002 года проводятся работы по программе периодического мониторинга, то есть повторно исследуются те территории, которые были введены в мониторинговую сеть в первые годы ее формирования.
Системность и периодичность наблюдений требуют повторных (через 5 лет) контрольных определений экологического состояния почв, выявления изменений и представления прогнозов изменений.
Региональный мониторинг и его материалы будут содержать серию из 14 карт экологического состояния и нарушения земель.
Результатом работ к 2007 году будет своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов, создание сводной дежурной оперативной карты экологического состояния земельного фонда области.
Оснащение средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники
Приобретение средств вычислительной и информационно-коммуникационной техники позволит вывести управление земельными ресурсами на качественно новый уровень, повысит оперативность принятия управленческих решений и эффективность использования земельных ресурсов.
Подготовка и переподготовка кадров
Специалисты органов по управлению государственным и муниципальным имуществом и земельными ресурсами пройдут обучение по вопросам организации и методологии проведения работ по разграничению государственной собственности на землю, правовым основам учета недвижимости, приобретению и прекращению прав на землю, государственному регулированию оборота земель; по вопросам информационно-технического обеспечения в сфере управления земельными ресурсами, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений, включая подготовку операторов и администраторов автоматизированной системы. Обучение специалистов производится за счет средств, предусмотренных настоящей Программой, только на территории Российской Федерации.
Инвентаризация архивов организаций, осуществляющих технический учет и инвентаризацию объектов капитального строительства, ввод архивов в базы данных государственного кадастрового учета
При создании системы кадастра недвижимости необходимо осуществить перевод архивов, содержащих данные о проинвентаризированных ОТУТИ объектах капитального строительства в установленном Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости формате. Данные в электронном виде, включая поэтажные планы объекта учета, представляются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, по всем объектам капитального строительства, поставленным на технический учет в ОТУТИ.
Законом Оренбургской области от 16 сентября 2008 г. N 2396/507-IV-ОЗ в подраздел раздела 2 настоящей программы внесены изменения
Создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра недвижимости
Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю (растет социальное напряжение) и создании налоговой базы.
Отсутствие векторных адресных планов (далее - ВАП) муниципальных образований не позволяет осуществить привязку информации об объектах капитального строительства к земельным участкам, что, в свою очередь, приведет к срыву создания системы государственного кадастра недвижимости.
Создание цифровой картографической основы на территорию области должно быть осуществлено в местной системе координат - субъект 56, утвержденной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (производной от системы координат 1963 года), согласованной с Федеральным агентством геодезии и картографии.
Распоряжение земельными ресурсами, в том числе неразграниченными
Мероприятия по распоряжению земельными участками включают в себя:
проведение рыночной оценки земельных участков для определения размера арендной платы за земельный участок, в том числе передаваемый в аренду путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора, а также для определения стоимости земельного участка для передачи в собственность Оренбургской области;
изъятие земельных участков для государственных нужд;
выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения из общей долевой собственности;
формирование земельных участков;
регистрация вещных прав и договоров аренды на земельные участки областной собственности;
приобретение программного обеспечения по управлению земельно-имущественными отношениями.
проведение землеустроительных работ по неразграниченным землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования и постановка их на государственный кадастровый учет в целях оформления арендных правоотношений;
проведение экономического обоснования значений ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. N 1855/393-IV-ОЗ в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете и бюджетах муниципальных образований. В рамках Программы в 2008 году предусматривается софинансирование мероприятий по проведению муниципальными образованиями землеустроительных работ по неразграниченным землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования и постановке их на государственный кадастровый учет в целях оформления арендных правоотношений за счет средств областного бюджета.
См. Порядок финансирования из областного бюджета мероприятий, предусмотренных настоящей программой, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2007 г. N 92-п
Объем финансирования Программы составляет 1260,36 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 656,71 млн. рублей (из них в виде субсидий по аналогичным целевым программам, принятым муниципальными образованиями, - 65,08 млн. рублей), за счет средств муниципальных образований - 603,65 млн. рублей.
Объемы финансирования и мероприятия, подлежащие финансированию из областного и местных бюджетов, приведены в приложении 2.
В ходе реализации Программы перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов исходя из реальных возможностей бюджета.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на договорной основе.
Объемы и источники финансирования Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Расходы на 2005 - 2011 годы (млн. рублей) |
|||||||
всего |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Оснащение средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники |
всего, в том числе: |
17,98 |
1,54 |
1,50 |
4,11 |
3,07 |
2,64 |
2,60 |
2,52 |
областной бюджет |
1,75 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
||
местные бюджеты |
16,23 |
1,29 |
1,25 |
3,86 |
2,82 |
2,39 |
2,35 |
2,27 |
||
2. |
Инвентаризация архивов (ОТУТИ) и ввод архивов в базы данных государственного кадастрового учета |
всего, в том числе: |
48,40 |
0,00 |
0,00 |
3,80 |
11,15 |
11,15 |
11,15 |
11,15 |
областной бюджет |
48,40 |
0,00 |
0,00 |
3,80 |
11,15 |
11,15 |
11,15 |
11,15 |
||
местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
3. |
Создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра недвижимости |
всего, в том числе: |
483,60 |
6,40 |
33,05 |
85,99 |
116,73 |
177,56 |
63,87 |
0,00 |
областной бюджет |
399,58 |
0,00 |
9,95 |
31,47 |
116,73 |
177,56 |
63,87 |
0,00 |
||
местные бюджеты |
84,02 |
6,40 |
23,10 |
54,52 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
4. |
Инвентаризация земель и разграничение государственной собственности на землю |
всего, в том числе: |
381,09 |
35,80 |
64,35 |
22,64 |
98,28 |
55,56 |
52,23 |
52,23 |
областной бюджет |
4,80 |
0,90 |
0,05 |
0,77 |
0,77 |
0,77 |
0,77 |
0,77 |
||
местные бюджеты |
376,29 |
34,90 |
64,30 |
21,87 |
97,51 |
54,79 |
51,46 |
51,46 |
||
5. |
Государственная кадастровая оценка |
всего, в том числе: |
105,02 |
38,20 |
5,00 |
15,10 |
15,50 |
10,10 |
0,00 |
21,12 |
областной бюджет |
72,92 |
12,20 |
5,00 |
9,00 |
15,50 |
10,10 |
0,00 |
21,12 |
||
местные бюджеты |
32,10 |
26,00 |
0,00 |
6,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
6. |
Землеустройство земель сельскохозяйственного назначения |
всего, в том числе: |
15,10 |
2,30 |
3,80 |
0,00 |
0,00 |
4,00 |
0,00 |
5,00 |
областной бюджет |
12,30 |
1,00 |
2,30 |
0,00 |
0,00 |
4,00 |
0,00 |
5,00 |
||
местные бюджеты |
2,80 |
1,30 |
1,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
7. |
Мониторинг земель |
всего, в том числе: |
22,10 |
2,40 |
3,40 |
1,00 |
5,50 |
3,20 |
3,30 |
3,30 |
областной бюджет |
22,10 |
2,40 |
3,40 |
1,00 |
5,50 |
3,20 |
3,30 |
3,30 |
||
местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
8. |
Распоряжение земельными ресурсами, в том числе неразграниченными |
всего, в том числе: |
164,49 |
0,00 |
0,00 |
4,22 |
98,52 |
38,04 |
16,10 |
7,61 |
областной бюджет |
82,21 |
0,00 |
0,00 |
4,22 |
65,98 |
7,40 |
1,00 |
3,61 |
||
в том числе в виде субсидий |
65,08 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
65,08 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
местные бюджеты |
82,28 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
32,54 |
30,64 |
15,10 |
4,00 |
||
9. |
Подготовка и переподготовка кадров |
всего, в том числе: |
10,39 |
1,05 |
0,55 |
1,79 |
1,73 |
1,68 |
1,76 |
1,83 |
областной бюджет |
0,46 |
0,05 |
0,05 |
0,09 |
0,09 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
||
местные бюджеты |
9,93 |
1,00 |
0,50 |
1,70 |
1,64 |
1,62 |
1,70 |
1,77 |
||
10 |
Затраты по Программе |
всего, в том числе: |
1248,17 |
87,69 |
111,65 |
138,65 |
350,48 |
303,93 |
151,01 |
104,76 |
областной бюджет |
644,52 |
16,80 |
21,00 |
50,60 |
215,97 |
214,49 |
80,4 |
45,26 |
||
в том числе в виде субсидий |
65,08 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
65,08 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||
местные бюджеты* |
603,65 |
70,89 |
90,65 |
88,05 |
134,51 |
89,44 |
70,61 |
59,50 |
* Рекомендуемый объем затрат.
Законом Оренбургской области от 16 сентября 2008 г. N 2396/507-IV-ОЗ в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Заказчиками Программы являются министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (координатор) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Главным распорядителем средств областного бюджета по выполнению Программы является министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Выполнение мероприятий Программы осуществляется подрядчиком, определенным на конкурсной основе, путем заключения государственных контрактов. В состав конкурсных комиссий в обязательном порядке включаются представители заказчиков Программы.
Заказчики Программы реализуют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления, осуществляют взаимодействие и контроль за реализацией Программы на территориях муниципальных образований.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, а также ежегодно анализирует ход реализации Программы и направляет координатору предложения по объемам финансирования Программы для включения в проект бюджета. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы ежегодно рассматриваются на заседаниях Законодательного Собрания области.
Намеченные Программой мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов, реализуются через муниципальные программы, разрабатываемые и утверждаемые органами местного самоуправления. Привлечение для финансирования настоящей Программы средств местных бюджетов осуществляется на договорной основе.
В 2008 году в рамках Программы предусматривается оказание государственной поддержки муниципальным образованиям в проведении землеустроительных работ по неразграниченным землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования и постановке их на государственный кадастровый учет в целях оформления арендных правоотношений.
Расходы на проведение землеустроительных работ по неразграниченным землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования и постановке их на государственный кадастровый учет рассчитываются исходя из площади арендуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования по соответствующему муниципальному образованию и средней стоимости работ по межеванию и постановке участков на кадастровый учет.
Размер средств, выделяемых из областного бюджета для софинансирования мероприятий по проведению землеустроительных работ по неразграниченным землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования и постановке их на государственный кадастровый учет, должен составлять не более 70 процентов от общей суммы расходов на проведение указанных мероприятий. При этом доля средств местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, должна составлять не менее 30 процентов.
Отбор муниципальных образований для предоставления субсидий из областного бюджета будет производиться государственным заказчиком Программы в соответствии с установленным порядком.
Условием участия муниципальных образований в Программе для получения средств областного бюджета является наличие утвержденной до 4 июня 2008 года аналогичной муниципальной целевой программы с включением в нее мероприятия "Распоряжение неразграниченными земельными участками сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования".
Порядок отбора муниципальных образований для участия в областной целевой программе и предоставления субсидий из областного бюджета на софинансирование мероприятий по проведению землеустроительных работ по неразграниченным землям сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования и постановке их на государственный кадастровый учет устанавливается Правительством Оренбургской области.
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Наличие исчерпывающей кадастровой информации о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит принимать более эффективные решения в области организации, развития и размещения общественного производства на всех уровнях - от федерального до каждого конкретного хозяйства (приложение 3).
Динамика поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней за 2001-2004 годы в результате использования имеющихся материалов кадастра недвижимости за период действия областной целевой программы "Развитие земельного кадастра и мониторинга земель в Оренбургской области на 2001-2005 годы" приведена в таблице.
(тыс. рублей)
Показатели |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Доход от земельного налога и арендной платы за земли |
277904,0 |
617346,0 |
1162557,0 |
1381019,0 |
1534360,0 |
В процентах к 2001 году |
|
222,1 |
418,3 |
497,0 |
553,0 |
Условная величина дохода от земельного налога и арендной платы за земли без учета индексации ставок земельного налога |
277904,0 |
308673,0 |
645865,0 |
1255472,0 |
1394873,0 |
В процентах к 2001 году |
|
111,1 |
232,4 |
452,0 |
502,0 |
Так, начиная с 2003 года доход от земельного налога и арендной платы за земли по сравнению с 2001 годом увеличился в 2,3 раза.
Достоверная кадастровая информация позволит более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли, что важно само по себе не только с точки зрения более обоснованного взимания налоговых платежей, но и для пополнения областного и муниципальных бюджетов.
Ввод в действие единой кадастровой системы может способствовать росту общественного производства и снижению затрат.
Обеспеченность развернутой кадастровой информацией позволит активно воздействовать на рынок земли и недвижимости, будет способствовать преодолению его диспропорций и негативных тенденций, обеспечивать надежность операций с землей и недвижимостью прежде всего в сфере ипотечного кредитования. Таким образом, будут использованы дополнительные факторы стимулирования инвестиционного процесса во всех сферах общественного производства.
Не менее существенны и последствия правильной общественной ориентации в данном вопросе для надежного функционирования рыночного механизма ценового саморегулирования.
Подробная земельная кадастровая информация позволит отслеживать процесс движения земельной собственности и в случае социально опасных перекосов и диспропорций в ее распределении принимать обоснованные решения.
В условиях рынка кадастровая информация сама по себе становится товаром. Ее потребителями будут как органы государственной власти и местного самоуправления, так и граждане, научно-исследовательские, учебно-консультационные, консалтинговые и проектные организации разных форм собственности и различного направления деятельности, осуществляющие операции с землей и недвижимостью, финансово-кредитные и коммерческие структуры, хозяйства, службы экономического контроля.
Эффективность мероприятий по созданию системы кадастра недвижимости на территории Оренбургской области приведена в приложении 6.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет создана система управления и регулирования земельно-имущественных отношений, обеспечивающая планомерную и последовательную реализацию государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
После перехода к налогообложению земель в зависимости от кадастровой стоимости земли предполагается значительный прирост земельных платежей. Исходя из диапазона ставок земельного налога, устанавливаемых в размере от 0,1 процента до 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков, которые определены Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", реальное увеличение доходов начинается уже со ставки в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка (приложение 4).
Прямой экономической выгодой следует считать прирост дополнительных поступлений от платы за землю в бюджеты всех уровней за счет:
нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков, выявленных в результате инвентаризации;
увеличения арендной платы при уточнении целевого назначения земель;
увеличения платежей за счет новой системы налогообложения на основе кадастровой стоимости земель;
уточнения площадей земельных участков;
продажи прав аренды земель, выявленных в результате инвентаризации нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков;
продажи и аренды земельных участков, отнесенных к собственности Оренбургской области и собственности муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю с проведением государственной регистрации права собственности.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне области и муниципальных образований целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения, ускорит процесс передачи в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости, приватизированными из различных форм собственности.
Обеспечение управления и регулирования земельно-имущественных отношений позволит наладить централизованный учет земель, относящихся к собственности области и собственности муниципальных образований, и усилить государственный контроль за использованием и оборотом земельных участков, в том числе объектов недвижимости, планировать более эффективное использование государственной собственности Оренбургской области.
<< Статья 3 Статья 3 |
Приложение 1. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Закон Оренбургской области от 18 января 2005 г. N 1774/303-III-ОЗ "Об областной целевой программе "Создание системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.