Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 сентября 2010 г. N 706-пп в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 25 декабря 2009 г. N 657-пп
Областная целевая программа
"Развитие легкой промышленности Оренбургской области
на 2010 - 2012 годы
(далее - Программа)
30 сентября 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2010 - 2012 годы" |
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Губернатора области от 15.09.2009 N 344-р |
Государственный заказчик - координатор Программы |
|
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Основной разработчик Программы |
|
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Основные исполнители Программы |
|
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области; предприятия легкой промышленности Оренбургской области |
Основная цель Программы |
|
создание условий для эффективного, конкурентоспособного развития легкой промышленности области на высокотехнологичной инновационной основе, интегрированной в российскую и мировую экономику, обеспечивающей повышение качества и уровня жизни населения |
Основные задачи Программы |
|
повышение конкурентного уровня материально-технической базы на основе расширения, технического перевооружения и модернизации производства действующих предприятий, внедрения новейших, технологий и создания новых высокопроизводительных производств, способствующих решению проблем технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран; повышение экономической эффективности производства и ресурсосбережения технологических процессов и продукции; повышение конкурентоспособности продукции, увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции для населения, различных социальных секторов и сфер экономики; совершенствование механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности на основе частно-государственного партнерства, привлечения инновационных фондов развития и иностранных инвестиций; углубление процессов межтерриториальной и межотраслевой кооперации и интеграции; содействие формированию цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитию межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья; развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
|
достижение показателей в 2012 году к уровню 2009 года: индекс промышленного производства: в текстильном и швейном производстве - 105,1 процента; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 105,8 процента; организация новых рабочих мест за 2010 - 2012 годы - 135 рабочих мест |
Срок реализации Программы |
|
2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общее финансирование - 506500 тыс. рублей, в том числе: собственные и привлеченные средства предприятий - 488500 тыс. рублей; областной бюджет - 18000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
достижение за период реализации Программы показателей: рост объемов производства и отгрузки товаров - на 29,8 процента в 2012 году к уровню 2009 года; прирост налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - 35,8 млн. рублей в 2012 году относительно уровня 2009 года |
Организация управления и система контроля за реализацией Программы |
|
координацию деятельности исполнителей и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое несет ответственность за качественное и своевременное исполнение Программы, обеспечивает эффективное и целевое использование выделяемых на ее реализацию финансовых средств |
I. Характеристика проблемы
Областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2010 - 2012 годы" разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года и стратегией социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
Программа предполагает продолжить решение ряда проблем отрасли на региональном уровне.
При разработке настоящей Программы учитывались результаты реализации утвержденной ранее областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006 - 2009 годы", а также сложившаяся ситуация в отрасли в настоящий период.
В результате реализации Программы за период с 2006 по 2008 годы предприятиями легкой промышленности, участвующими в выполнении программных мероприятий, при государственной поддержке из областного бюджета создано 278 новых рабочих мест, производство продукции увеличено на 35 процентов, прибыль возросла на 42 процента, налоговые платежи в бюджеты всех уровней - на 34 процента. В 2009 году, несмотря на сложности настоящего периода, производство в отрасли сохраняется на уровне предыдущего года.
Доля легкой промышленности Оренбургской области в объеме производства обрабатывающих отраслей составляет не более 1 процента. Однако это один из значимых секторов Оренбуржья.
Легкая промышленность имеет весомое социальное значение для региона. В отрасли функционирует порядка 190 крупных, средних и малых предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечена занятость 4,7 тыс. человек наименее конкурентоспособного на рынке труда женского населения (4,5 процента от общей численности работающих обрабатывающих отраслей области).
Продукция отрасли востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, оказывает влияние на развитие различных структур экономики.
Легкая промышленность способствует развитию других отраслей экономики, как производящих для нее оборудование, сырье и материалы (машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство), так и потребляющих ее продукцию (добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, АПК, медицина, образование, торговля и другие).
Предприятиями отрасли Оренбургской области выпускаются готовые шелковые ткани, нетканые материалы, искусственный мех на трикотажной основе и швейные изделия из него, бельевой и верхний трикотаж, пуховые платки и трикотажные изделия из пуховой пряжи, верхняя мужская, женская и детская одежда, обувь.
В структуре легкой промышленности по объему вырабатываемой продукции наибольший удельный вес занимает текстильная и швейная отрасли - 88 процентов, на долю производства кожи, изделий из кожи и обуви приходится 12 процентов.
Наиболее крупные предприятия отрасли, определяющие ее развитие, - ЗАО "ТПК "Орентекс", ЗАО "Промсинтекс", ОАО "Ореншаль", группа предприятий "Ореана", ОАО "Юничел-Оренбург" в г. Оренбурге, ООО "Орская мануфактура", ООО "Тритекс", группа швейных предприятий в г. Орске.
За период с 1990 по 2004 годы легкая промышленность области претерпела значительный спад производства: объем выпуска продукции сократился более чем в 4,5 раза. При этом численность работников уменьшилась в 2,8 раза.
Начиная со второй половины 2005 года, отрасль преодолела тенденцию падения объемов производства.
За 2006 - 2008 годы увеличение производства в текстильной и швейной промышленности составило 30,6 процента, выпуск верхнего трикотажа вырос в 2,8 раза (к уровню 2005 года), костюмов - на 84 процента, брюк - в 3,7 раза. В конце 2008 года и текущем году в связи с ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках и сокращением платежеспособного спроса на продукцию легкой промышленности темпы роста производства и отгрузки в отрасли заметно снизились.
Изменение индекса производства легкой промышленности в сравнении с аналогичным показателем обрабатывающих производств представлено в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
8 месяцев 2009 года |
Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году |
|
|
|
|
|
Обрабатывающие производства |
109,6 |
115,6 |
127,3 |
114,3 |
80,2 |
Легкая промышленность |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
Текстильное и швейное производство |
105,6 |
110,1 |
116,0 |
102,3 |
101,0 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
126,8 |
108,0 |
85,6 |
750* |
35,1* |
* На показателях 2008 - 2009 годов отразилась особенность учета продукции ОАО "Юничел-Оренбург".
Оборот розничной торговли основными товарами легкой промышленности Оренбургской области в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 32,4 процента.
Объем внешней торговли продукцией отрасли в регионе за этот же период вырос в 4,8 раза и составил 19,4 млн. долларов США. При этом рост объемов импорта (5,8 раза в 2008 году к 2006 году) преобладает над экспортом (на 94,5 процента). В I полугодии 2009 года объем внешней торговли продукцией легкой промышленности вырос в 10,6 раза к уровню аналогичного периода 2008 года, что обусловлено увеличением импорта в 17,9 раза (за счет закупок одежды и обуви в Китайской Народной Республике), при снижении экспорта почти в 3 раза.
Основу экспорта легкой промышленности области составляют нетканые материалы, одежда, прочие готовые текстильные изделия. Основными экспортерами продукции являются ЗАО "ТПК "Орентекс" (мебельные, велюровые ткани), ОАО "Ореншаль" (пуховые, трикотажные изделия).
Межрегиональный оборот товаров легкой промышленности Оренбургской области в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 4,5 процента. Основу межрегионального ввоза в область составляют закупки кожаной обуви, а также различные ткани, верхняя одежда, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, меховые изделия, головные уборы.
С 2005 года по 2007 год в легкой промышленности отмечалось некоторое улучшение финансового состояния. В 2007 году сальдированный финансовый результат составил 8,1 млн. рублей при отрицательных значениях в 2005 - 2006 годах. Со второй половины 2008 года положение на предприятиях отрасли стало ухудшаться в связи с изменениями на мировых финансовых рынках. Финансово-экономические показатели приведены в таблице 2.
Таблица 2
Финансово-экономические показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
6 месяцев 2009 года (оперативные данные) |
Сальдированный финансовый результат, млн. рублей |
-97,1 |
-50,4 |
+8,1 |
-32,3 |
-16,5 |
Рентабельность проданных товаров, процентов |
|
|
|
|
|
Текстильное и швейное производство |
-3,8 |
-0,8 |
0,9 |
2,0 |
-1,6 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
4,4 |
1,4 |
9,2 |
0,8 |
0,0 |
В значительной степени росту производства и улучшению ситуации в легкой промышленности в докризисный период способствовала реализация мероприятий в рамках областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006 - 2009 годы".
Господдержка из областного бюджета в форме частичного субсидирования процентной ставки по кредитам в сумме 27,1 млн. рублей за 2006 - 2008 годы и 9 месяцев 2009 года позволила предприятиям отрасли привлечь на выполнение программных мероприятий кредитные ресурсы в объеме около 900 млн. рублей.
В ходе реализации Программы большинство предприятий отрасли приступили к техническому переоснащению производств, освоению новых видов конкурентоспособной продукции. На техническое перевооружение и модернизацию производства предприятия отрасли направили более 150 млн. рублей финансовых ресурсов, в том числе более 80 млн. рублей кредитов банков.
ЗАО "Промсинтекс" завершило реализацию инвестиционного проекта по организации производства нетканого иглопробивного полотна, освоило выпуск новых видов нетканых материалов для кабельной промышленности, приступило к освоению нетканых материалов по технологии "мелтблоун", имеющих обширную сферу применения.
ОАО "Ореншаль" с привлечением банковских кредитов провело реконструкцию производственных площадей, модернизацию котельной, частичное переоснащение трикотажного производства с внедрением современного импортного оборудования с компьютерным управлением. Это позволило ОАО "Ореншаль" в течение последних лет наращивать объемы производства с расширением номенклатуры изделий и повышением качества продукции, увеличивать поставки продукции на экспорт.
ЗАО "ПО "Орника" в рамках реализации инвестиционного проекта по техническому перевооружению производства с привлечением кредитных средств провело модернизацию раскройного и экспериментального цехов, запустило в эксплуатацию новый цех, укомплектованный современным высокотехнологичным оборудованием немецких фирм, по пошиву делового мужского костюма европейского качества, годовой мощностью до 160 тыс. костюмов, с организацией 200 новых рабочих мест.
Группой предприятий "Ореана" проведены работы по реконструкции узла центрального теплового пункта котельной (затраты на теплоэнергию сократились в 2 раза), выполнен ряд мероприятий по обновлению ассортимента выпускаемой швейной продукции.
Частичное обновление оборудования, освоение новых видов тканей мебельного назначения проведено в ЗАО "ТПК "Орентекс". На коллекции тканей "Астра" и "Эскада" существующий в настоящее время спрос превышает предложение. Поставка этих тканей осуществляется в 23 региона России, Республики Белоруссию, Казахстан.
Основной представитель обувного производства в регионе - ОАО "Юничел-Оренбург" увеличило выпуск продукции за три года на 18,7 процента, обновило выпускаемый ассортимент.
Вместе с тем сложное финансовое положение не позволило предприятиям легкой промышленности реализовать все намеченные мероприятия. Объем привлеченных на эти цели средств и выполненных работ явно недостаточен для дальнейшего успешного развития отрасли в условиях жесткой конкуренции с зарубежными предприятиями.
Мировой финансовый кризис еще больше обострил имеющиеся в отрасли проблемы. Его влияние ощутили и те предприятия, которые в последние годы проводили техперевооружение и модернизацию производства, добились положительных результатов в своей деятельности. Большинство предприятий приостановили реализацию инвестиционных программ, а также вынуждены были сократить объемы привлекаемых банковских кредитов на текущую деятельность, даже для производства продукции, на которую сохраняется стабильный спрос.
В легкой промышленности сохраняется целый ряд проблем, которые оказывают существенное влияние на ситуацию в отрасли и конкурентоспособность предприятий:
1) техническая и технологическая отсталость предприятий отрасли
Проведенные за последние годы на некоторых предприятиях работы по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации производств частично улучшили состояние производственной базы, однако по-прежнему в отрасли остается высокий моральный и физический износ основных фондов, особенно их активной части. Степень износа основных фондов в большинстве предприятий достигает 50 процентов, а в отдельных предприятиях он значительно выше - доходит до 70 - 80 процентов.
Коэффициент обновления составляет 6 - 8 процентов в год, тогда как на зарубежных фирмах этот показатель равен 15 - 17 процентов. Причем приобретаемое оборудование не всегда является самым современным. Поэтому в большинстве предприятий по-прежнему высоки затраты на производство продукции (сырьевые, топливно-энергетические, трудовые), низкий уровень производительности труда, невысокая эффективность;
2) низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли
Недостаточный для модернизации и реструктуризации производства уровень инвестиций (менее одного процента от общего объема капвложений, вкладываемых в основной капитал обрабатывающих отраслей), невысокий уровень использования производственных мощностей (в среднем 45 - 52 процента) и освоения прогрессивных технологий не позволяют увеличивать долю инновационной продукции на рынке, устранить несоответствие между требованиями потребителей к качеству производимых товаров и возможностью их удовлетворения, снизить зависимость от импорта продукции;
3) сохранение высокого удельного веса теневой экономики
Существенное несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу внутреннего и внешних рынков, обусловленное отставанием моды от европейских тенденций, превышением конкурентоспособности импортной продукции над выпускаемой в области (по дизайну, качеству и цене), высокими издержками производства (опережающий рост цен на сырье, услуги и продукцию естественных монополий), отсутствием качественной отечественной сырьевой базы, ослабляет конкурентные позиции местных производителей, ведет к возрастающей экспансии импортных товаров и контрафактной продукции на региональном рынке, доля которых в объеме продаж товаров достигает около 70 - 75 процентов, нередко приводит к банкротству предприятий;
4) отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров
Слабое развитие рыночной инфраструктуры, законодательной базы, межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети и коммерческих связей с другими регионами России и со странами ближнего и дальнего зарубежья приводит к обострению конкуренции на внутреннем рынке с зарубежными товаропроизводителями и частой потере предприятиями своих позиций и сегментов рынка;
5) социальная и кадровая проблема
Слабое решение вопросов благосостояния работающих (среднемесячная зарплата в текстильном и швейном производстве в 2008 году составила 6521,9 рубля, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви - 7779,7 рубля в сравнении с 13234,6 рубля - в среднем по обрабатывающим производствам), улучшения их жизненных ценностей, повышения имиджа труда и культуры производства; низкие возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров. Следствием этого является ежегодный отток рабочих кадров, дефицит в высококвалифицированных специалистах (маркетологах, менеджерах, управленческих кадрах), способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка, а также в рабочих основных профессий, низкие темпы роста производительности труда;
6) недостаток собственных финансовых ресурсов
Масштабы существующих проблем во многом обусловлены недостатком собственных финансовых средств предприятий легкой промышленности, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью, невысокой эффективностью их деятельности, ослаблением взаимодействия с финансово-кредитными организациями в кризисный период.
II. Основная цель, задачи и срок реализации Программы
Основная цель Программы - создание условий для эффективного, конкурентоспособного развития легкой промышленности области на высокотехнологичной инновационной основе, интегрированной в российскую и мировую экономику, обеспечивающей повышение качества и уровня жизни населения.
Достижение поставленной цели потребует решения следующих задач:
повышение конкурентного уровня материально-технической базы на основе расширения, технического перевооружения и модернизации производства действующих предприятий, внедрения новейших технологий и создания новых высокопроизводительных производств, способствующих решению проблем технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;
Под расширением действующего предприятия понимается строительство дополнительных производств на действующем предприятии, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
Под техническим перевооружением понимается комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
повышение экономической эффективности производства (рост рентабельности, прибыли и поступлений в бюджеты и во внебюджетные фонды) и ресурсосбережения технологических процессов и продукции;
содействие повышению конкурентоспособности продукции, увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции для населения, различных социальных секторов и сфер экономики;
совершенствование механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной активности на основе частно-государственного партнерства, привлечения инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;
углубление процессов межтерриториальной и межотраслевой кооперации и интеграции;
содействие формированию цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитию межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;
развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка.
Решение обозначенных задач позволит повысить конкурентоспособность продукции легкой промышленности, обеспечить достижение показателей (приложение N 1 к настоящей Программе):
индекса промышленного производства в 2012 году к уровню 2009 года в текстильном и швейном производстве - 105,1 процента; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 105,8 процента;
организовать за 2010 - 2012 годы 135 новых рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы предусматривается в один этап - с 2010 по 2012 годы.
Условием досрочного прекращения реализации Программы является отсутствие со стороны исполнителей (предприятий легкой промышленности) заявок на получение субсидий в установленном порядке.
III. Система программных мероприятий
Достижение цели и выполнение задач Программы обуславливаются реализацией организационно-структурных, производственных, финансово-экономических мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности предприятий, улучшению конкурентного уровня материально-технической базы и выпускаемой продукции, совершенствованию и расширению рынков сбыта продукции, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (приложение N 3 к настоящей Программе).
Мероприятия Программы по повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности предприятий, улучшению конкурентного уровня материально-технической базы и выпускаемой продукции включают в себя:
размещение в средствах массовой информации, в том числе на сайтах Правительства Оренбургской области, Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Оренбургской области информации об инвестиционных проектах и инновационных предложениях предприятий легкой промышленности с целью привлечения инвесторов, в том числе с использованием франчайзинговых схем инвестирования;
формирование портфеля инвестиционных проектов предприятий легкой промышленности для внешних инвесторов с целью развития сотрудничества и кооперации с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации, создания совместных производств с зарубежными партнерами;
мероприятия по техническому перевооружению - приобретение и модернизацию оборудования производственного назначения, строительство, реконструкцию, перепрофилирование объектов производственного назначения и прочие меры по техническому перевооружению;
мероприятия по совершенствованию существующих и внедрению новых наукоемких и ресурсосберегающих технологий - производственных, вспомогательных, информационных;
мероприятия по освоению выпуска продукции нового поколения и усовершенствованной продукции, конкурентоспособной на мировых и российских рынках; по расширению производства продукции, поставляемой на экспорт и другие регионы России;
выявление и поддержка инициатив предприятий по созданию кластеров, интегрированных структур, способствующих повышению конкурентоспособности;
участие предприятий легкой промышленности области в ежегодных внутриобластных конкурсах "Лидер экономики";
внедрение на предприятиях легкой промышленности систем управления качеством производства на базе стандартов ИСО-9000 и других стандартов управленческих методик.
Программой предусматривается реализация предприятиями легкой промышленности ряда инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производства, организации выпуска новых видов и наращиванию объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции.
ЗАО "ТПК "Орентекс" планирует на своих производственных площадях создание производственно-текстильного округа, в который войдут предприятия текстильного производства (по производству шинилловой нити, гобеленовых и жаккардовых тканей), швейного, мебельного и багетного производств, производства товаров для дома, организация фирменной сбытовой сети (сети продаж гобеленов, мебельных гипермаркетов, товаров для дома).
Реализация проекта по созданию производственно-текстильного округа позволит осуществить модернизацию существующего текстильного предприятия, улучшив инвестиционную привлекательность и повышение конкурентоспособности предприятий, формирующих производственный округ.
В ЗАО "Промсинтекс" предусматривается продолжить освоение нетканых материалов по технологии "мелтблоун", а также новых видов нетканого иглопробивного полотна с расширением направлений их использования.
ОАО "Ореншаль" предполагает продолжить реализацию мероприятий по переоснащению трикотажного производства с приобретением нового современного оборудования и совершенствованием технологических процессов, с обновлением и расширением ассортимента и поставок продукции за пределы области.
Увеличение выпуска обувной продукции с обновлением ассортимента намечается в ОАО "Юничел-Оренбург".
По группе средних и малых предприятий предусматривается возобновление производства чулочно-носочных изделий в ООО "Альтаир" с использованием итальянского оборудования, находящегося в собственности области.
Группа швейных предприятий г. Орска в рамках реализации инвестиционного проекта по стратегическому развитию предусматривает модернизацию производства мужских костюмов, включая приобретение нового высокотехнологичного швейного оборудования, обновление ассортимента, увеличение объемов выпуска костюмов с перспективой поставок на экспорт.
Предполагается также развитие производства швейных изделий на предприятиях "Ореана", верхнего и бельевого трикотажа на предприятиях ООО "Орская мануфактура", ООО "Тритекс" и ряде других.
Финансово-экономические мероприятия Программы включают в себя:
привлечение предприятиями легкой промышленности собственных и заемных средств на реализацию инвестиционных и инновационных проектов;
предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности Оренбургской области для реализации инвестиционных проектов и на пополнение оборотных средств для приобретения сырья и материалов (при предоставлении средств областного бюджета соблюдаются требования бюджетного законодательства);
разработку и принятие в установленном порядке положения о порядке возмещения из областного бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности Оренбургской области в кредитных организациях;
предоставление государственных гарантий Оренбургской области предприятиям легкой промышленности по кредитам (в соответствии с законодательством Оренбургской области).
Мероприятия по совершенствованию и расширению рынков сбыта продукции легкой промышленности включают в себя:
участие предприятий легкой промышленности области во внутриобластных и межрегиональных кооперационных процессах, в том числе в конкурсах на поставку товаров учреждениям области, финансируемым из областного бюджета, в тендерах, проводимых крупными промышленными организациями;
расширение участия предприятий отрасли в специализированных и универсальных форумах, конференциях, ярмарках, выставках различных уровней (областных общероссийских, международных);
привлечение предприятий легкой промышленности области к участию в акции "Покупай оренбургское";
участие предприятий отрасли в "круглых столах" с предприятиями розничной торговли, направленных на продвижение продукции местных товаропроизводителей на потребительские рынки области;
формирование базы данных региональной продукции легкой промышленности; разработка качественной рекламной и презентационной продукции;
информационная поддержка предприятий легкой промышленности в продвижении выпускаемой продукции на новые рынки сбыта.
Мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Программы включают в себя:
развитие договорных отношений предприятий легкой промышленности с учреждениями профессионального образования Оренбургской области по подготовке квалифицированных кадров основных профессий, прохождению учебной практики и трудоустройству выпускников училищ;
совершенствование существующей системы внутрипроизводственного обучения, повышения квалификации работников на предприятиях отрасли;
проведение научно-практических конференций по вопросам развития кадрового потенциала, ярмарок вакансий инженерно-технических работников (далее - ИТР) и рабочих профессий;
проведение профориентационной работы среди учащихся школ и студентов профессиональных учебных заведений в целях их трудоустройства на предприятиях легкой промышленности Оренбургской области;
лекции, беседы, конкурсы, экскурсии на предприятия легкой промышленности Оренбургской области для учащихся школ;
проведение ознакомительных собеседований по рабочим специальностям для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии;
проведение дней специалиста и конкурсов профессионального мастерства ИТР и специалистов рабочих профессий по профилю работников легкой промышленности.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Программой предусматривается активное вовлечение финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения программных мероприятий.
Для реализации Программы будут использованы собственные средства предприятий, заемные средства коммерческих банков и средства областного бюджета, выделяемые на субсидирование процентной ставки по кредитам.
Таблица 3
Объем и источники финансирования программных мероприятий
(млн. рублей в ценах 2009 года)
Источники финансирования |
В целом по Программе на 2010 - 2012 годы |
В том числе по годам |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||
Всего затрат по Программе, в том числе: |
506,5 |
202,6 |
141,8 |
162,1 |
собственные средства предприятий и привлекаемые инвестиции |
232,5 |
70,6 |
70,8 |
91,1 |
кредиты коммерческих банков |
256,0 |
126,0 |
65,0 |
65,0 |
областной бюджет* |
18,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
* Расходы областного бюджета корректируются ежегодно с учетом изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и осуществляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных на эти цели законом об областном бюджете.
V. Механизм реализации мероприятий Программы
Механизм реализации мероприятий Программы предусматривает использование внебюджетных средств (собственных средств предприятий и заемных средства коммерческих банков), которые привлекаются по решению собственников предприятий (акционеров).
В целях создания благоприятных условий для выполнения поставленных задач по развитию легкой промышленности области механизм реализации Программы предусматривает применение мер государственной поддержки предприятий легкой промышленности области (приложение N 2 к настоящей Программе).
Меры государственной поддержки включают использование прямых и косвенных форм государственной поддержки для активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий легкой промышленности в реализации предприятиями отрасли инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производства, мероприятий по организации выпуска новых видов и наращиванию объемов выпускаемой конкурентоспособной продукции:
1) государственная финансовая поддержка предприятий (приложение N 4 к настоящей Программе)
Программой предусматривается предоставление предприятиям финансовой поддержки в форме возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности в российских кредитных организациях в 2008 - 2012 годах на расширение, техническое перевооружение и модернизацию производства действующих предприятий и в 2009 - 2012 годах - на пополнение оборотных средств для приобретения сырья и материалов в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками, и отсутствия у заемщика просроченной задолженности по средствам, предоставленным из областного бюджета на возвратной основе, налоговым и иным платежам в областной бюджет.
Субсидии не предоставляются для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности.
Кредиты на расширение, техническое перевооружение и модернизацию производства действующих предприятий предоставляются сроком до 5 лет, на пополнение оборотных средств для приобретения сырья и материалов - до одного года.
Период возмещения части затрат по уплате процентов за пользование кредитами из областного бюджета устанавливается с 1 января 2010 года по 15 декабря 2012 года.
Возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов предприятиям легкой промышленности по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях, производится на конкурсной основе.
При отборе предприятий учитываются следующие основные критерии:
увеличение объемов производства и продаж промышленной продукции;
увеличение налоговых платежей в бюджет области;
выпуск инновационной продукции.
Порядок конкурсного отбора и возмещения в 2010 - 2012 годах из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями легкой промышленности на реализацию инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств для приобретения сырья и материалов, устанавливается Правительством Оренбургской области (приложение N 5 к настоящей Программе).
Заказчик Программы имеет право в течение года в пределах выделенных средств областного бюджета перераспределять объемы субсидий между предприятиями исходя из итогов конкурсного отбора;
2) участие предприятий в реализации федеральных и областных целевых программ
С целью привлечения дополнительных источников финансирования программных мероприятий предусматривается участие предприятий легкой промышленности в реализации федеральных и областных целевых программ;
3) предоставление гарантий
Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов на реализацию программных мероприятий предусматривается использование такого механизма, как предоставление государственных гарантий Оренбургской области предприятиям легкой промышленности в соответствии и на условиях, установленных действующим законодательством.
VI. Организация управления и система
контроля за реализацией Программы
Организация управления и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое:
координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
разрабатывает обосновывающие материалы по ежегодному бюджетному финансированию мероприятий Программы;
осуществляет финансирование программных мероприятий из областного бюджета в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Оренбургской области;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы;
осуществляет координацию взаимодействия отдельных участников Программы для осуществления программных мероприятий;
проводит мониторинг реализации программных мероприятий, организует сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, осуществляет контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, за соблюдением сроков реализации мероприятий, подготовку отчетов о ходе реализации Программы и представляет их в соответствующие органы.
Кроме того, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области организует подготовку:
проектов решений органов законодательной и исполнительной власти Оренбургской области по проблемам реализации Программы;
предложений, связанных с корректировкой целевых показателей, сроков исполнения, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит за период ее реализации:
обеспечить наращивание промышленного производства и продаж продукции легкой промышленности в 2012 году на 29,8 процента к уровню 2009 года;
получить предприятиями отрасли в 2012 году относительно 2009 года дополнительно 34,5 млн. рублей прибыли;
увеличить поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на 35,8 млн. рублей (в 2012 году относительно 2009 года);
организовать 135 новых рабочих мест, сохранить существующие рабочие места и, соответственно, снизить социальную напряженность в Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.