Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 14 сентября 2010 г. N 642-пп
Областная целевая программа
"Дети Оренбуржья" на 2011 - 2013 годы
15 июля 2011 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 июля 2011 г. N 606-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Дети Оренбуржья" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Дата и номер распоряжения о разработке Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 55-р "О создании рабочей группы по подготовке проекта областной целевой программы "Дети Оренбуржья" на 2011 - 2013 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- |
министерство социального развития Оренбургской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство образования Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области |
Основные разработчики Программы |
- |
министерство социального развития Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство социального развития Оренбургской области; министерство здравоохранения Оренбургской области; министерство образования Оренбургской области; министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области; министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Основная цель Программы |
- |
повышение качества жизни детского населения области |
Основные задачи Программы |
- |
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала Оренбургской области; создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствование системы профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми; уровень материнской смертности на 100 тысяч родившихся живыми; смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения; удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10000 детей; количество выполненных олимпиадных заданий участниками школьного, муниципального, регионального, заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников; доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста; расширение сети дошкольных образовательных учреждений; доля детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных культурно-массовыми мероприятиями, от общего количества детей данной категории; доля детей из числа детей-инвалидов, охваченных культурно-массовыми мероприятиями, от общего количества детей данной категории; доля безнадзорных детей в общей численности детского населения |
Срок реализации Программы |
- |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Общий объем финансирования Программы - 355 894,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 131 958,7 тыс. рублей; 2012 год - 109 679,4 тыс. рублей; 2013 год - 114 255,9 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности |
- |
проведение 630 операций экстракорпорального оплодотворения бесплодным парам и женщинам, не состоящим в браке, нуждающимся в применении вспомогательных репродуктивных технологий; укрепление материально-технической базы 2 учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов; строительство 3 новых дошкольных образовательных учреждений и увеличение количества мест на 330 единиц; создание в детских образовательных учреждениях комфортной здоровьесберегающей среды, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни; создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей; выявление, распространение и поддержка инновационных методик и технологий работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; повышение эффективности мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности; совершенствование работы, направленной на повышение роли и значения семьи в воспитании детей, укрепление воспитательного потенциала семьи |
Система организации контроля за ходом исполнения Программы |
- |
координацию деятельности государственных заказчиков и оперативный контроль обеспечивает государственный заказчик - координатор Программы - министерство социального развития Оренбургской области |
I. Основное содержание Программы
В Оренбургской области проживает более 307,2 тысячи семей, в которых воспитываются более 462,0 тысячи детей.
Охрана материнства и детства, повышение жизненного уровня детского населения, улучшение состояние его здоровья, повышение качества воспитания и образования являются важными приоритетами социальной политики, проводимой в Оренбургской области.
Областная целевая программа "Дети Оренбуржья" реализуется в области с 1997 года. Результаты ее выполнения создают реальные предпосылки положительной динамики основных направлений жизнеобеспечения детей.
В результате реализации комплекса мер как на федеральном, так и на региональном уровнях, демографическая ситуация в Оренбургской области характеризуется продолжающимся повышением рождаемости и снижением смертности населения: в 2009 году уровень рождаемости по сравнению с 2008 годом увеличился на 4,7 процента, уровень смертности уменьшился на 4,8 процента. Показатель младенческой смертности с 2005 года неуклонно снижается. В 2009 году по сравнению с 2008 годом показатель младенческой смертности снизился на 10,7 процента (с 8,4 до 7,5 на 1000 родившихся живыми).
Вместе с тем острота и масштаб наиболее важных проблем детства как в Российской Федерации в целом, так и в области продолжают оставаться значительными.
Несмотря на системную работу последних лет по оснащению детских лечебных учреждений, родильных домов лечебно-диагностической аппаратурой, вопрос обеспечения необходимым современным профилактическим, диагностическим и лечебным оборудованием детских учреждений системы здравоохранения остается чрезвычайно актуальным. С 2012 года все субъекты Российской Федерации вступят в систему регистрации детей, рожденных с весом менее 1000 граммов. Как правило, это глубоко недоношенные дети, которые потребуют больших ресурсных затрат на их выхаживание, включая наличие в лечебно-профилактических учреждениях современного высокотехнологичного оборудования, дорогостоящих медикаментов, высококвалифицированных кадров.
Остается высоким показатель детской инвалидности, который к 2009 году составил 194,8 на 10000 детского населения. Первые места в структуре детской инвалидности продолжают занимать психические расстройства (29,8 процента), врожденные аномалии (20,1 процента), болезни нервной системы (19,0 процента), что свидетельствует о необходимости дополнительного оснащения специализированных больниц неврологического профиля, усиления работы медико-генетической службы по выявлению врожденных пороков развития плода.
В Оренбургской области, как и в целом по России, в структуре смертности детского населения старше 5 лет и подростков 15 - 17 лет злокачественные новообразования занимают одну из лидирующих позиций. В 2007 году на базе ГУЗ "Оренбургский областной клинический онкологический диспансер" был открыт детский онкологический центр. Выполнение всех позиций лечебного и диагностического процесса в соответствии с имеющимися стандартами требуют своевременного приобретения расходных материалов, обеспечения специальным оборудованием. Внедрение в практику здравоохранения высокотехнологичных методов диагностики и лечения детей и подростков, в том числе трансплантация гемопоэтических стволовых клеток, позволят улучшить результаты лечения.
Продолжается работа ГУЗ "Областной центр планирования семьи и репродукции" по выявлению семейных пар и женщин, не состоящих в браке, страдающих бесплодием. По сравнению с 2008 годом число женщин, состоящих на учете по бесплодию, увеличилось на 23,7 процента, мужчин - на 7,3 процента. Возможность применения вспомогательных репродуктивных технологий для таких пар является единственной возможностью иметь ребенка.
Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков немалую роль играет "школьный" фактор, то есть условия воспитания и обучения, не соответствующие требованиям нормального развития ребенка: переутомляемость, учебные перегрузки, несоответствие мебели санитарно-гигиеническим нормам и другие.
Кроме существенного укрепления материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической службы необходимо проведение системных мероприятий, направленных на создание в образовательных учреждениях безопасной и комфортной здоровьесберегающей среды.
В области ощущается острая нехватка мест в детских садах.
По состоянию на 1 января 2010 года очередность детей в детские сады по области составляла 19875 человек и имеет тенденцию к возрастанию.
В условиях повышения рождаемости и увеличения спроса на услуги учреждений системы дошкольного образования необходимо принять меры, направленные на расширение сети дошкольных образовательных учреждений.
Ежегодно выявляются 1800 - 1900 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 64 - 70 процентов из которых передаются на воспитание в семьи, остальные поступают на содержание в государственные интернатные учреждения. Требуют дальнейшего развития семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепление материальной базы детских домов и специализированных учреждений. Трудно решаются вопросы получения профессии и трудоустройства таких детей.
Не сокращается число малообеспеченных семей, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой (44,6 процента от числа семей с детьми). Эти семьи становятся главной причиной таких явлений, как социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность, правонарушения несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм, насилие по отношению к детям в семье и вне семьи, рост социально обусловленных заболеваний (туберкулез, ВИЧ-инфекция).
На решение вышеперечисленных проблем направлены мероприятия Программы.
Программно-целевой метод позволит:
укрепить материально-техническую базу детских образовательных учреждений;
решить задачи защиты прав детей и их социальных гарантий;
повысить качество подготовки и результативность участия одаренных детей области в международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях;
снизить детскую и подростковую преступность, вовлечь детей, подростков и молодежь в социально полезную деятельность.
II. Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели
Основная цель Программы - повышение качества жизни детского населения области.
Для достижения вышеназванной цели требуется решение следующих задач:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала Оренбургской области;
создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей;
обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Мониторинг реализации программных мероприятий осуществляется через анализ целевых индикаторов и показателей Программы:
уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми;
уровень материнской смертности на 100 тысяч родившихся живыми;
смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;
удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей;
первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 1 лет (включительно) на 10000 детей;
количество выполненных олимпиадных заданий участниками школьного, муниципального, регионального, заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников;
доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста;
расширение сети дошкольных образовательных учреждений;
доля детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных культурно-массовыми мероприятиями, от общего количества детей данной категории;
доля детей из числа детей-инвалидов, охваченных культурно-массовыми мероприятиями, от общего количества детей данной категории;
доля безнадзорных детей в общей численности детского населения.
III. Перечень мероприятий Программы
Программные мероприятия указаны в перечне мероприятий Программы (приложение N 2 к настоящей Программе).
Основные разделы Программы:
"Здоровое поколение" - включает мероприятия по организации профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и подростков;
"Одаренные дети" - направлен на формирование системы мер социальной поддержки одаренных детей, в том числе на развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
"Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" - включает мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для жизнедеятельности и увеличение количества детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных культурно-массовыми мероприятиями;
"Дети-инвалиды" - направлен на создание условий для самореализации и социализации детей данной категории;
"Поддержка семей с детьми" - направлен на создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, социальную поддержку, повышение статуса семьи в обществе, пропаганду семейных ценностей, поощрение успешной семьи, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций;
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - включает мероприятия, направленные на снижение детской и подростковой преступности, вовлечение детей, подростков и молодежи в социально-полезную деятельность.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 июля 2011 г. N 606-пп раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 355 894,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 131 958,7 тыс. рублей;
2012 год - 109 679,4 тыс. рублей;
2013 год - 114 255,9 тыс. рублей.
Средства областного бюджета предоставляются следующим государственным заказчикам:
министерству социального развития Оренбургской области - в объеме 6 542,8 тыс. рублей;
министерству здравоохранения Оренбургской области - в объеме 72 000,0 тыс. рублей;
министерству образования Оренбургской области - в объеме 8 171,2 тыс. рублей;
министерству культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области - в объеме 1 810,0 тыс. рублей;
министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - в объеме 267 370,0 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы - министерством социального развития Оренбургской области (далее - государственный заказчик - координатор Программы), государственными заказчиками - министерством образования Оренбургской области; министерством здравоохранения Оренбургской области; министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предусмотрено целевое финансирование мероприятий Программы - исполнители обеспечивают реализацию мероприятий Программы, рациональное и целевое использование финансовых средств.
Расходы на проведение массовых мероприятий определяются на основании положений об их проведении, внутренних приказов органов исполнительной власти области, организаторов данных мероприятий, определяющих пределы расходования средств.
На основании указанных документов составляются сметы на проведение данных мероприятий, в соответствии с которыми происходит расходование средств.
Деятельность по организации перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, на территории Оренбургской области регламентируется постановлениями Правительства Оренбургской области.
Предоставление субсидий местному бюджету на реализацию мероприятий Программы осуществляется на основании отбора муниципальных образований для софинансирования из областного бюджета.
Условиями предоставления муниципальным образованиям Оренбургской области субсидий на реализацию мероприятий являются:
наличие аналогичной долгосрочной целевой муниципальной программы, реализуемой за счет средств местного бюджета;
наличие в местном бюджете ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы;
наличие проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу в установленном законодательством порядке (на реализацию мероприятий по строительству объектов муниципальной собственности).
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета не может превышать 90,0 процента расходного обязательства с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Органы местного самоуправления ежегодно в установленном порядке представляют предложения по реализации на территории муниципального образования инвестиционных проектов по двум направлениям: на переходящие строительством объекты, ранее финансировавшиеся за счет средств областного бюджета (при наличии), и на вновь начинаемые объекты.
Государственный заказчик в соответствии с условиями Программы и в пределах объема средств, предусмотренных в областном бюджете на ее реализацию на очередной год, производит отбор инвестиционных проектов муниципальных образований для предоставления субсидий.
Проекты, прошедшие отбор, в установленном порядке включаются в перечень строек и объектов, утверждаемый постановлением Правительства Оренбургской области.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется на основании заключенных соглашений между государственным заказчиком и администрациями городских округов и муниципальных районов области.
В соглашении о предоставлении субсидий предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансирование расходного обязательства;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидии;
порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
обязательство муниципального образования по достижению установленных целевых показателей эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий Программы;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидий в случае нарушения органами местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных указанным соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
VI. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Управление и контроль за исполнением мероприятий Программы обеспечивает государственный заказчик - координатор Программы.
В министерстве социального развития Оренбургской области рассматривается информация о ходе выполнения программных мероприятий, корректируется перечень мероприятий в зависимости от приоритетности и объема выделяемых бюджетных средств, достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы.
Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий, рациональное и эффективное использование выделяемых средств.
Ежегодно, до 1 февраля, государственный заказчик - координатор Программы в первом квартале года, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области доклад о ходе выполнения Программы и эффективности использования бюджетных средств.
Информация о ходе выполнения Программы размещается на официальном сайте министерства социального развития Оренбургской области в сети Интернет.
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Проведение 630 операций экстракорпорального оплодотворения бесплодным парам и женщинам, не состоящим в браке, нуждающимся в применении вспомогательных репродуктивных технологий;
укрепление материально-технической базы 2 учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов;
строительство 3 новых дошкольных образовательных учреждений и увеличение количества мест на 330 единиц;
создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
создание в детских образовательных учреждениях комфортной здоровьесберегающей среды, приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни;
выявление, распространение и поддержка инновационных методик и технологий работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
повышение эффективности мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности;
совершенствование работы, направленной на повышение роли и значения семьи в воспитании детей, укрепление воспитательного потенциала семьи.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 июля 2011 г. N 606-пп в раздел "Список используемых сокращений" настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Список используемых сокращений
ГУЗ |
- |
государственное учреждение здравоохранения |
Минздрав |
- |
министерство здравоохранения Оренбургской области |
Минсоцразвития |
- |
министерство социального развития Оренбургской области |
Минобр |
- |
министерство образования Оренбургской области |
МКОиВС |
- |
министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области |
МУЗ |
- |
муниципальное учреждение здравоохранения |
Минстрой |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.