Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к государственной программе
"Экономическое развитие Оренбургской
области" на 2014 - 2015 годы
и на перспективу до 2020 года
Паспорт
подпрограммы "Развитие обрабатывающих отраслей промышленности"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Соисполнители подпрограммы |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
формирование диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры; повышение конкурентоспособности и максимизация добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях, а также формирование инновационного сегмента промышленности и новых рынков |
Задачи подпрограммы |
стимулирование эффективного инвестиционного и инновационного процесса по модернизации предприятий на основе государственно-частного партнерства; повышение производительности труда, создание новых высокопроизводительных рабочих мест; повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции; содействие расширению рынков сбыта продукции обрабатывающих производств; содействие обеспечению предприятий обрабатывающей промышленности высококвалифицированными кадрами |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
индекс роста объемов производства продукции обрабатывающих отраслей промышленности - увеличение со 103,9 процента в 2015 году до 104,0 процента к 2020 году; динамика производства обрабатывающих отраслей промышленности - увеличение со 109,1 процента в 2015 году до 131,4 процента к 2020 году; индекс роста производительности труда в обрабатывающих отраслях промышленности - увеличение со 104,0 процента в 2015 году до 104,2 процента к 2020 году; индекс роста инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности - увеличение со 103,0 процента в 2015 году до 104,0 процента к 2020 году; удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий обрабатывающих отраслей промышленности - увеличение с 2,8 процента в 2015 году до 3,4 процента к 2020 году; число работников предприятий обрабатывающих отраслей, прошедших подготовку и переподготовку для работы на высокотехнологичном оборудовании, повысивших квалификацию в области внедрения современных методов организации, управления и технологии производства, (человек) |
Срок и этап реализации подпрограммы |
2014 - 2015 годы (один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 65 000 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 5 000 тыс. рублей; 2015 год - 10 000 тыс. рублей; 2016 год - 10 000 тыс. рублей; 2017 год - 10 000 тыс. рублей; 2018 год - 10 000 тыс. рублей; 2019 год - 10 000 тыс. рублей; 2020 год - 10 000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
реализация подпрограммы позволит к 2020 году создать благоприятные условия для модернизации предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на современной высокотехнологичной основе, организации новых производств по переработке добываемого сырья, повышения конкурентоспособности продукции, увеличения доли инновационной продукции до 20,0 процента (8,6 процента в 2011 году), улучшения структуры промышленного производства в сторону увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (удельный вес продукции обрабатывающих производств увеличится с 28,5 процента в 2013 году до 31,4 процента в 2020 году), повышения производительности труда в обрабатывающей промышленности в 2020 году относительно 2013 года на 30,3 процента, эффективности деятельности предприятий, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития
В настоящее время предприятиями промышленного комплекса области создается около 60 процентов валового областного продукта, на них работает 24 процента занятых в экономике, обеспечивается до 50 процентов налоговых поступлений в областной бюджет. Однако доля обрабатывающих отраслей, где занято более половины работающих в промышленности, в объеме промышленного производства составляет около 30 процентов.
Благоприятная ситуация на топливно-сырьевых рынках в течение последнего десятилетия способствовала созданию условий для более ускоренного развития предприятий по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, что привело к усилению диспропорций в структуре промышленного производства, когда доля отраслей, добывающих полезные ископаемые, превысила 50 процентов.
В то же время в обрабатывающем секторе промышленности не были созданы условия, позволившие его предприятиям адаптироваться к рыночным изменениям. Обрабатывающие производства в большинстве случаев не имеют возможности эффективно работать и в настоящий период испытывают существенные трудности, осуществляя деятельность в условиях жестких требований рыночной экономики, усиленных влиянием последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Значительная группа отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос (металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая промышленность), на потребительский рынок (легкая промышленность), оказалась в сложном положении: высокая конкуренция на мировом рынке и низкая рентабельность предприятий существенно препятствуют обновлению их технологической базы, повышению конкурентных позиций.
Все это нашло свое выражение в динамике промышленного производства по видам экономической деятельности. За последние 4 года (с 2009 по 2012 годы) индекс производства в добыче полезных ископаемых составил 116,2 процента, по обрабатывающим производствам - 88,4 процента, в том числе в отраслях с более высокой долей переработки: в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 89,5 процента, производстве машин и оборудования - 37,9 процента, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 50,1 процента, производстве транспортных средств и оборудования - 19,3 процента.
Ряд принятых мер, в том числе и в рамках областных целевых программ: "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2010 - 2012 годы", "Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011 - 2015 годы", предусматривающих оказание предприятиям государственной финансовой поддержки, способствовали сохранению особенно в кризисный период и оживлению отдельных обрабатывающих производств. Внесенными изменениями в Закон Оренбургской области от 9 марта 2007 года N 1029/230-IV-ОЗ "О промышленной политике в Оренбургской области" расширены направления государственной поддержки промышленных предприятий Оренбургской области.
Вместе с тем для выхода на устойчивый ускоренный инновационный путь развития промышленного комплекса области необходим системный подход в решении следующих существующих проблем:
техническая и технологическая отсталость многих промышленных предприятий области, высокий моральный и физический износ основных фондов особенно их активной части;
высокий уровень затрат на производство и реализацию продукции (сырьевых, топливно-энергетических), низкая эффективность результатов деятельности предприятий;
отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, невысокий уровень инвестиционной и инновационной деятельности, низкая восприимчивость к внедрению инноваций;
кадровая проблема в ряде производств обрабатывающей промышленности, низкие возможности предприятий по созданию условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров;
недостаточные финансово-экономические возможности для осуществления инновационных мероприятий и программ.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы), описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики в сфере развития обрабатывающих отраслей промышленности Оренбургской области на период до 2020 года являются:
устойчивый рост промышленного производства и повышение его социально-экономического эффективности;
диверсификация структуры экономики в направлении опережающего развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;
формирование эффективной инновационной и производственной инфраструктуры развития промышленности производства.
Реализация целевого сценария развития Оренбургской области и достижения заданных значений, а также формирование инновационного сегмента промышленности - задачи, определенные стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, а обеспечение формирования нового индустриального облика Оренбургской области, в том числе через государственно-частное партнерство, - планируемый результат реализации комплексного плана мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области по выполнению послания Губернатора Оренбургской области "Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года".
Цель подпрограммы - формирование диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры; повышение конкурентоспособности и максимизация добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях, а также формирование инновационного сегмента промышленности и новых рынков.
Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:
стимулирование эффективного инвестиционного и инновационного процесса по модернизации предприятий на основе государственно-частного партнерства;
повышение производительности труда, создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции;
содействие расширению рынков сбыта продукции обрабатывающих производств;
содействие обеспечению предприятий обрабатывающей промышленности высококвалифицированными кадрами.
В первую очередь решение указанных задач требуется в отраслях, способных в большей степени влиять на повышение рентабельности промышленного производства, развитие инвестиционного и инновационного процесса в Оренбургской области:
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
машиностроение и металлообработка;
переработка угля, производство нефтепродуктов;
химическое производство;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
легкая промышленность.
Данные направления деятельности будут считаться приоритетными (первоочередными) при реализации мер государственной поддержки предприятий обрабатывающих производств.
Целевыми показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели подпрограммы будут являться:
индекс роста объемов производства продукции обрабатывающих отраслей промышленности - увеличение со 103,9 процента в 2015 году до 104,0 процента к 2020 году;
динамика производства обрабатывающих отраслей промышленности - увеличение со 109,1 процента в 2015 году до 131,4 процента к 2020 году;
индекс роста производительности труда в обрабатывающих отраслях промышленности - увеличение со 104,0 процента в 2015 году до 104,2 процента к 2020 году;
индекс роста инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности - увеличение со 103,0 процента в 2015 году до 104,0 процента к 2020 году;
удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий обрабатывающих отраслей промышленности - увеличение с 2,8 процента в 2015 году до 3,4 процента к 2020 году;
число работников предприятий обрабатывающих отраслей, прошедших подготовку и переподготовку для работы на высокотехнологичном оборудовании, повысивших квалификацию в области внедрения современных методов организации, управления и технологии производства, (человек).
Реализация подпрограммы позволит к 2020 году создать благоприятные условия для модернизации предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на современной высокотехнологичной основе, организации новых производств по переработке добываемого сырья, повышения конкурентоспособности продукции, увеличения доли инновационной продукции до 20,0 процента (8,6 процента в 2011 году), улучшения структуры промышленного производства в сторону увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (удельный вес продукции обрабатывающих производств увеличится с 28,5 процента в 2013 году до 31,4 процента в 2020 году), повышения производительности труда в обрабатывающей промышленности в 2020 году относительно 2013 года на 30,3 процента, эффективности деятельности предприятий, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Реализация мероприятий подпрограммы предусматривается в один этап с 2014 по 2020 годы.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий, который включает стимулирование развития обрабатывающих производств промышленности посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат предприятиям промышленности, осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов по развитию обрабатывающих производств: на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга) высокотехнологичного оборудования, на приобретение высокотехнологичного оборудования за счет собственных средств, по подготовке и переподготовке кадров для работы на высокотехнологичном оборудовании, повышению квалификации в области внедрения современных методов организации, управления и технологии производства руководителей и специалистов предприятий; по проведению сертификации производства на соответствие международным стандартам и внедрению систем менеджмента качества организации, на проведение маркетинговых исследований рынков сбыта производимой продукции.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Государственное регулирование подпрограммы будет осуществляться в соответствии с Законом Оренбургской области от 9 марта 2007 года N 1029/230-IV-ОЗ "О промышленной политике в Оренбургской области".
Для реализации мер государственного регулирования предусматривается разработка нормативного правового акта о предоставлении субсидий из областного бюджета предприятиям обрабатывающих производств на выполнение основных мероприятий.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказания государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Участие в реализации подпрограммы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов не планируется.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 65 000 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 5 000 тыс. рублей;
2015 год - 10 000 тыс. рублей;
2016 год - 10 000 тыс. рублей;
2017 год - 10 000 тыс. рублей;
2018 год - 10 000 тыс. рублей;
2019 год - 10 000 тыс. рублей;
2020 год - 10 000 тыс. рублей.
Для реализации мероприятий подпрограммы планируется привлечение внебюджетных средств: собственных средств предприятий, заемных средств банков и других организаций.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе ее исполнения |
умеренный |
разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий подпрограммы, оценки эффективности использования бюджетных средств; мониторинг результативности реализации подпрограммы |
недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий подпрограммы |
низкий |
проведение подготовки и переподготовки кадров |
|
Внешние риски |
снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы; использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий подпрограммы для частных инвесторов |
недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета |
высокий |
определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников |
|
возможные изменения федерального и областного законодательства |
умеренный |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; своевременное внесение изменений в правовые акты и (или) принятие правовых актов Оренбургской области, касающихся сферы реализации подпрограммы |
|
|
недоверие субъектов экономической деятельности к доступности мероприятий подпрограммы |
низкий |
осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов экономической деятельности о видах государственной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления |
10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 12 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.