Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Оренбурга
от 31 июля 2013 г. N 1995-п
Муниципальная программа
"Обеспечение жильем молодых семей в городе Оренбурге на 2014 - 2015 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Оренбурге на 2014 - 2015 годы"
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Оренбургской области от 27.05.2010 N 370-пп "Об утверждении областной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" |
Заказчик Программы |
Управление жилищной политики администрации города Оренбурга |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление жилищной политики администрации города Оренбурга |
Исполнитель Программы |
Управление жилищной политики администрации города Оренбурга |
Цель Программы |
Создание гарантированной системы поддержки молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы |
Задача Программы |
Обеспечение молодых семей, проживающих в городе Оренбурге, жильем, соответствующим социальным стандартам |
Мероприятия Программы |
Предоставление молодым семьям за счет средств федерального, областного и городского бюджетов социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, полученным в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1. Количество молодых семей города Оренбурга, улучшивших жилищные условия; 2. Доля молодых семей, реализовавших свидетельства (в процентах от общего числа выданных свидетельств) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Улучшение жилищных условий 145 молодых семей |
Этапы и сроки реализации Программы |
2014 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств городского бюджета, исходя из которого утверждаются списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, составляет 43 300,0 тыс. руб. в т.ч.: 2014 год - 21 100,0 тыс. руб. 2015 год - 22 200,0 тыс. руб. |
1. Характеристика проблемы
Муниципальное образование "город Оренбург" участвует в реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" с 2003 года. За эти годы 898 молодых семей улучшили жилищные условия с использованием средств социальной выплаты. В настоящее время, на учете в качестве участниц Программы по городу Оренбургу состоит 5 280 молодых семей, и по-прежнему существует необходимость оказания администрацией города Оренбурга дальнейшей поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество расторжения браков среди молодых семей. Одной из основных причин расторжения браков является отсутствие у супругов отдельного благоустроенного жилья и, самое главное, перспектив на его приобретение. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут внести первоначальный взнос при получении кредита. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на поведение современной молодежи и ее ценностные ориентиры: молодые люди не спешат создавать семьи, официально оформлять свои отношения.
Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы - среди молодежи растет социальная апатия, инфантилизм, снижается общественно-политическая активность.
В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется взвешенная и реалистичная политика органов власти в отношении реализации возможных форм государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на их репродуктивное поведение.
Оценка инвестиционных вложений населения свидетельствует о том, что в настоящее время рынок жилья не может получить должного развития только за счет мобилизации средств граждан. Это связано с малой долей платежеспособности людей, в первую очередь молодых.
Лишь при условии, что государство выступит гарантом в сфере решения проблем жилья, население сможет стать полноценным субъектом этого рынка.
Программа наряду с ориентацией на потребности молодой семьи, как социально незащищенной группы населения, делает новый акцент на решение жилищных проблем значительной части работающей молодежи, располагающей определенным стабильным доходом и желающей улучшить свои жилищные условия.
Необходимость скорейшего решения проблемы обеспечения жильем молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанной проблемы, поскольку она не может быть решена:
- без привлечения средств городского бюджета;
- в течение одного года и требует значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Целью программы является создание гарантированной системы поддержки молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищной проблемы.
Молодая семья - семья, состоящая из супругов без детей, из супругов или одного родителя при неполной семье и одного и более детей. Возраст детей не должен превышать 17 лет. Возраст супругов (родителя) не должен превышает 35 лет. Непревышение возраста 35 лет у родителей, 17 лет у детей устанавливается на день принятия государственным заказчиком Программы (Департамент молодежной политики Оренбургской области) решения о включении молодой семьи в список претендентов или резерва на получение социальной выплаты. Не включается в члены молодой семьи независимо от возраста ребенок, создавший свою семью.
Основными принципами участия молодых семей в Программе являются:
- добровольность участия в Программе молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Молодые семьи могут реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и городского бюджетов в рамках Программы только один раз.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по обеспечению молодых семей, проживающих в городе Оренбурге, жильем, соответствующим социальным стандартам.
Срок реализации программы - 2014 - 2015 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы разработаны исходя из необходимости решения задачи по обеспечению жильем молодых семей и включают в себя предоставление молодым семьям за счет средств федерального, областного и городского бюджетов социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, полученным в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Для выполнения мероприятия Программы требуется:
1. Организация информационной и разъяснительной работы среди населения города Оренбурга;
2. Постановка на учет молодых семей в качестве участниц Программы;
3. Формирование списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, и представление в Департамент молодежной политики Оренбургской области;
4. Выдача молодым семьям свидетельств, удостоверяющих право на получение социальной выплаты;
5. Перечисление средств на оплату выданных свидетельств;
6. Определение ежегодно объема бюджетных ассигнований на реализацию Программы, исходя из которого утверждаются списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Результатом реализации Программы является улучшение жилищных условий 145 молодых семей.
Целевые показатели (индикаторы) Программы приведены в приложении N 2 к приложению.
5. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем средств городского бюджета, исходя из которого утверждаются списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, составляет 43 300,0 тыс. рублей, в т.ч. по годам:
в 2014 году - 21 100,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 22 200,0 тыс. рублей.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Оренбурга на соответствующий финансовый год.
Объемы финансирования мероприятий Программы из городского бюджета подлежат уточнению при формировании бюджета города на соответствующий финансовый год.
Дополнительными источниками финансирования Программы являются:
- средства федерального и областного бюджетов, направляемые в бюджет города для предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья;
- средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные кредиты;
- средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Молодым семьям - участницам Программы, включенным в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья, социальная выплата устанавливается в размере:
30 процентов от расчетной стоимости жилья - за счет средств федерального, областного и местного бюджетов - для семей, не имеющих детей;
35 процентов от расчетной стоимости жилья - за счет средств федерального, областного и местного бюджетов - для семей, имеющих одного и более детей;
50 процентов от расчетной стоимости жилья - для семей, имеющих одного и более детей:
неполные семьи, в которых умер один из супругов;
семьи, которые усыновили одного и более детей;
семьи, приобретающие квартиры на первичном рынке;
60 процентов - для семей, имеющих одного и более детей и приобретающих индивидуальный жилой дом или квартиру в доме на несколько хозяев с индивидуальным выходом на одном уровне из каждой квартиры, в том числе в блокированном жилом доме (тип "таунхаус"), на первичном рынке.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи-участницы Программы и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Оренбургской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
См. справку о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья и нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья
Норма общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, устанавливается в следующих размерах:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 кв. метра;
для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на каждого члена семьи.
Расчетная стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по следующей формуле:
Стж = Н x Рж, где:
Стж - расчетная стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Оренбургской области, определенная уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Рж - размер общей площади жилого помещения, определяемой по следующей формуле:
Рж = Кс x Ноп, где:
Кс - количество членов семьи;
Ноп - норма общей площади жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи-участницы Программы, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, включенных в свидетельство.
6. Механизм реализации, система управления реализацией программы и контроль хода ее реализации
Механизм реализации Программы направлен на оказание государственной поддержки молодым семьям - участницам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальной выплаты на приобретение жилья. Механизм реализации права молодой семьи на получение социальной выплаты предусматривает два этапа. На первом этапе молодая семья ставится на учет в качестве участницы Программы. Затем в порядке, установленном областной целевой Программой, молодая семья включается в список претендентов на получение социальной выплаты. Право на получение социальной выплаты у молодой семьи - участницы Программы возникает после ее включения государственным заказчиком Программы в список претендентов на получение социальной выплаты и выдачи свидетельства, удостоверяющего право молодой семьи на получение социальной выплаты.
Если молодая семья до принятия государственным заказчиком Программы решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в Программе для постановки молодых семей на учет, или получила социальную выплату, то молодая семья снимается с учета на получение социальной выплаты и перестает быть участницей Программы.
Участницы Программы в период с 1 июня по 25 августа года, предшествующего планируемому, могут представить в орган местного самоуправления, в котором состоят на учете как участницы Программы, заявление на получение социальной выплаты в планируемом году по утвержденной форме с обязательным указанием одной из форм приобретения жилья:
приобретение жилья на вторичном рынке;
приобретение построенной квартиры на первичном рынке;
приобретение строящейся квартиры по договору долевого участия;
приобретение (строительство) индивидуального жилого дома на первичном рынке;
погашение задолженности при приобретении жилого помещения на вторичном рынке;
погашение задолженности при приобретении квартиры на первичном рынке;
погашение задолженности при приобретении (строительстве) дома на первичном рынке.
Для подтверждения наличия достаточных доходов для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, участница Программы представляет в орган местного самоуправления справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) на всех работающих членов молодой семьи не менее чем за последние 12 месяцев. Молодая семья в случае непредставления ранее согласия на обработку персональных данных обязана представить согласие на обработку персональных данных от всех совершеннолетних членов молодой семьи.
Молодая семья, ранее получившая в рамках Программы свидетельство и не получившая социальную выплату в течение срока действия свидетельства, может быть включена в список участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, на общих основаниях.
Орган местного самоуправления формирует список участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его до 1 сентября государственному заказчику Программы на бумажном и электронном носителях по утвержденной форме. В электронном виде список представляется в формате Excel. В этот список не включаются участницы Программы:
а) не написавшие заявление на получение социальной выплаты в планируемом году;
б) не указавшие в заявлении форму приобретения жилья;
в) не представившие справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) на всех работающих членов молодой семьи не менее чем за последние 12 месяцев или представившие справку, но среднемесячный, исчисленный за последние 12 месяцев суммарный размер дохода, указанный в справках о доходах физических лиц (членов молодой семьи), не превышает прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области для взрослого члена семьи;
г) включенные в список претендентов на получение социальной выплаты в текущем году в соответствии с условиями Программы.
В списке участниц Программы, направляемом государственному заказчику Программы, количество молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, ограничивается размером средств местного бюджета, предусмотренных на планируемый год в программе муниципального образования, умноженным на два.
На основании полученных списков государственный заказчик Программы формирует сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и утверждает его.
Формирование государственным заказчиком Программы сводного списка молодых семей-участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется по следующим основным группам молодых семей:
общий список молодых семей;
список семей молодых специалистов - молодые семьи, в которых один из членов молодой семья является молодым специалистом;
список семей молодых ученых - молодые семьи, в которых один из членов молодой семьи является молодым ученым;
список молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в связи с чем являющихся остро нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок включения молодых семей в списки семей молодых специалистов, молодых ученых и молодых семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, устанавливаются Правительством Оренбургской области.
Внутри каждой группы учитывается приоритетность категорий молодых семей:
в первую очередь - молодые семьи с датой постановки на учет в качестве участницы Программы ранее 1 марта 2005 года, имеющие двоих и более детей;
во вторую очередь - молодые семьи, имеющие четырех и более детей или ожидающие рождение ребенка, в результате рождения которого в семье будет четверо или более детей. Молодые семьи, имеющие четырех и более детей, среди которых тройня или двойня, имеют приоритет перед семьями, имеющими такое же количество детей;
в третью очередь - молодые семьи, имеющие троих детей или ожидающие рождение ребенка, в результате рождения которого в семье будет трое детей. Молодые семьи, имеющие троих детей, среди которых тройня или двойня, имеют приоритет перед другими семьями, имеющими трех детей;
в четвертую очередь - молодые семьи, усыновившие ребенка;
в пятую очередь - молодые семьи, в которых родилась двойня или ожидают рождение двойни;
в шестую очередь - молодые семьи, имеющие двух детей или ожидающие рождение второго ребенка;
в седьмую очередь - молодые семьи, имеющие одного ребенка или ожидающие рождение ребенка;
в последнюю очередь - молодые семьи, не имеющие детей.
Внутри каждой категории очередность молодых семей устанавливается по дате постановки на учет, если Правительством Оренбургской области не установлены дополнительно льготные категории молодых семей. Эти льготы дают право молодой семье на приоритетное получение социальной выплаты внутри каждой из вышеуказанных категорий молодых семей.
Формирование и утверждение списков молодых семей-претендентов и резерва на получение социальной выплаты осуществляет государственный заказчик Программы с учетом вышеуказанных категорий. При этом учитываются только фактическое количество детей, дополнительные льготные категории, установленные Правительством Оренбургской области, и в последнюю очередь - дата постановки молодой семьи на учет.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Социальная выплата может быть использована также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, полученным в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Средства социальной выплаты могут быть использованы на оплату земельного участка, приобретаемого совместно с жилым домом.
Социальная выплата в установленных случаях может быть использована также молодыми семьями - участницами Программы, которые являются членами жилищных накопительных кооперативов (далее - кооператив), действующих на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", и для которых кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи-члена кооператива.
Право молодой семьи-участницы Программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве, и ежегодно устанавливается Правительством Оренбургской области одновременно с утверждением распределения средств федерального и областного бюджетов между муниципальными образованиями для реализации Программы.
Управление реализацией Программы и контроль хода ее реализации осуществляет Управление жилищной политики администрации города Оренбурга. Управление жилищной политики администрации города Оренбурга представляет в Департамент молодежной политики Оренбургской области ежемесячно, а также по итогам года (до 15 января) сведения о реализации Программы.
Управление жилищной политики администрации города Оренбурга как ответственный исполнитель программы:
1) проводит оценку эффективности и результативности реализации целевой программы в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ города Оренбурга, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 22.05.2012 N 1083-п;
2) подготавливает отчет о ходе реализации программы по итогам отчетного финансового года и направляет в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, в управление экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга для анализа оценки эффективности программ;
3) по запросу управления экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга и/или финансового управления администрации города Оренбурга подготавливает дополнительную статистическую, справочную, аналитическую и иную информацию по специфике Программы.
7. Ожидаемый (планируемый) эффект от реализации программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального, областного и городского бюджетов обеспечивается за счет:
- прозрачности использования бюджетных средств;
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
- адресного предоставления социальных выплат;
- привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит улучшить жилищные условия 145 молодым семьям, а также обеспечить:
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в город Оренбург федеральных и областных средств;
- увеличение объема жилищного строительства;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Заместитель главы администрации |
С.А. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.