Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Орска
от 30 октября 2013 г. N 7934-п
Муниципальная программа
"Эффективное управление и распоряжение муниципальной казной на 2014 - 2020 годы"
12 февраля 2014 г.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 12 февраля 2014 г. N 733-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
муниципальной программы "Эффективное управление и распоряжение муниципальной казной на 2014 - 2020 годы"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление администрации города (далее - финансовое управление) |
Соисполнители Программы |
Администрация города (управление экономики), комитет по управлению имуществом города |
Участники Программы |
Главные распорядители средств бюджета города Орска; муниципальные учреждения города; организации, не являющиеся отраслевыми (функциональными), территориальными органами администрации города (по согласованию) |
Подпрограммы Программы |
1. Организация и осуществление бюджетного процесса в городе Орске; 2. Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска; 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Цели Программы |
Эффективное управление и распоряжение муниципальной казной |
Задачи Программы |
1. Организация бюджетного процесса в городе Орске; 2. Повышение эффективности бюджетных расходов; 3. Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом города Орска; 4. Повышение энергетической эффективности и проведение мероприятий по энергосбережению |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Отношение дефицита бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам; 2. Отношение муниципального долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам; 3. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджета города; 4. Доля муниципальных учреждений города, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ); 5. Доля муниципальных учреждений города, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет; 6. Доля органов администрации города, информация о результатах деятельности которых размещена в сети Интернет; 7. Площадь инвентаризируемых земель; 8. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет; 9. Снижение удельного потребления энергоресурсов всеми муниципальными учреждениями города в сопоставимых условиях не менее чем на 3,0% к уровню предыдущего года, в т.ч.: - электроэнергия; - тепловая энергия; - вода; - природный газ; 10. Наличие утвержденного топливно-энергетического баланса города |
Сроки реализации Программы |
2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования за счет средств городского бюджета (тыс. руб.) с разбивкой по годам и подпрограммам |
281 305 тыс. рублей, в т.ч.: 2014 г. - 38 873 тыс. рублей; 2015 г. - 38 873 тыс. рублей; 2016 г. - 38 873 тыс. рублей; 2017 г. - 41 059 тыс. рублей; 2018 г. - 41 209 тыс. рублей; 2019 г. - 41 209 тыс. рублей; 2020 г. - 41 209 тыс. рублей; 1. Организация и осуществление бюджетного процесса в городе Орске - 229 691 тыс. рублей; 2. Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска - 21 322 тыс. рублей; 3. Эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального образования "Город Орск" в 2014 - 2020 годах - 30 250 тыс. рублей; 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности - 42 тыс. рублей |
Объемы и источники финансирования за счет иных средств (тыс. руб.) с разбивкой по годам и подпрограммам |
29 064,6 тыс. рублей, в т.ч.: 2014 год - 5 536,0 тыс. рублей; 2015 год - 10 566,1 тыс. рублей; 2016 год - 12 962,5 тыс. рублей; 2017 год - 0 тыс. рублей; 2018 год - 0 тыс. рублей; 2019 год - 0 тыс. рублей; 2020 год - 0 тыс. рублей. 1. Организация и осуществление бюджетного процесса в городе Орске - 0 тыс. рублей; 2. Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска - 0 тыс. рублей; 3. Эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального образования "Город Орск" в 2014 - 2020 годах - 0 тыс. рублей; 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности - 29 064,6 тыс. рублей |
Характеристика текущего состояния управления казной города Орска
Муниципальная казна - имущество, которым располагает город Орск, - включает в себя не только финансовые средства, формируемые и расходуемые в соответствии с решением Орского городского Совета депутатов о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период, но также и нефинансовые активы: землю, недвижимое и движимое имущество. Муниципальная казна фактически является фундаментом, на котором органами местного самоуправления принимаются соответствующие решения, поскольку, например, невозможно принять новое расходное обязательство без соответствующего обеспечения. Поэтому повышению эффективности управления муниципальной казной, т.е. получению большего эффекта от ее использования, необходимо уделять особое внимание, что и обеспечивается настоящей Программой.
Повышение эффективности управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения сбалансированности городского бюджета. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы города. Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов городского бюджета, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления.
Для повышения устойчивости бюджета города Орска проведена результативная работа по развитию доходной базы, удлинению горизонта бюджетного планирования, формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений, автоматизации бюджетного процесса, ведению реестра расходных обязательств, исполнения бюджета по казначейской системе, созданию системы финансового менеджмента.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в муниципальном образовании составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местного бюджета должны являться налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на территории муниципального образования.
Так, согласно бюджетному законодательству доходы городского бюджета формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение отдельных нотариальных действий, а также отчислений от федеральных и региональных налогов.
Доходная база городского бюджета складывается из поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, налоговых доходов от федеральных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, в том числе:
налога на доходы физических лиц;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного налога;
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
государственной пошлины.
Однако проблема низкой самообеспеченности города Орска стоит довольно остро. Серьезные трудности для развития финансовой базы Орска, как и большинства других муниципальных образований, создают централизация налоговых и иных обязательных сборов в федеральном бюджете и зависимость местных бюджетов от региональных, а региональных - от федерального. Так, доля налоговых и неналоговых поступлений в общей сумме доходной части бюджета Орска сократилась с 90,2% в 2004 г., до 31,4% - в 2012 г.
В свете указанных выше проблем роль долговой политики в составе финансовой политики города Орска в последнее время только возрастает. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов, а также публичного раскрытия информации о долговой политике города.
В таких условиях необходимо особое внимание уделить вопросам организации бюджетного процесса в городе, работе по совершенствованию структуры муниципального долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, что обеспечивается входящей в настоящую Программу подпрограммой "Организация бюджетного процесса в городе Орске" (Приложение N 1).
Бюджетный процесс в городе Орске постоянно претерпевал отдельные изменения, но по-настоящему мощным локомотивом активного внедрения инноваций в систему управления финансами города Орска стала программа реформирования муниципальных финансов, реализованная в 2006 - 2008 годах. Только в рамках данной программы были приняты 87 муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Орска, позволивших создать первые во всей стране автономные учреждения, перейти с 2008 года на трехлетний бюджет - на очередной финансовый год и плановый период - несмотря на то, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации до сих пор сохранена возможность составления бюджета только на очередной финансовый год для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Запущенный процесс продолжился программой реформирования муниципальных финансов на 2009 - 2011 годы, за время реализации которой удалось добиться широкого применения в городе программно-целевых инструментов при организации деятельности органов местного самоуправления города Орска, совершенствования механизмов планирования и исполнения городского бюджета и пр.
В свете принятия в стране ряда документов (Федеральный закон от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р и др.) сменился акцент реформ со структурных изменений всей системы управления общественными финансами, заложенных в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, на повышение эффективности деятельности органов власти в рамках сформированной системы и получение положительных финансовых результатов в виде экономии бюджетных средств, повышения качества муниципальных услуг, что нашло отражение в долгосрочной целевой программе "Повышение эффективности бюджетных средств города Орска на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации города Орска от 25 января 2012 г. N 371-п. Данная программа планировалась к реализации также в 2014 году, но в связи с изменениями, внесенными в 2013 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации, с 01 января 2014 года не может быть реализована в привычном формате долгосрочной целевой программы - такая возможность Бюджетным кодексом предусмотрена лишь для федеральных целевых программ. В то же время:
- сохраняется необходимость реализации запланированных в ней на 2014 год мероприятий, поскольку ее индикаторы включаются в мониторинг качества управления финансами, ежегодно проводимый Министерством финансов Оренбургской области по всем 44 муниципальным образованиями области, что влияет на имидж города Орска в Оренбургской области;
- отдельные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов должны стать частью общей политики управления муниципальными финансами города, но включение их в некую более общую программу или подпрограмму может привести к ослаблению внимания и контроля их выполнения.
Учитывая вышеизложенное, администрация города приняла решение о включении в настоящую Программу подпрограммы "Повышение эффективности бюджетных расходов города Орска" (Приложение N 2).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает как решение вопросов местного значения путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальными образованиями, так и извлечения максимального дохода от распоряжения ею.
Основной проблемой учета муниципальной собственности является отсутствие надлежащего оформления права муниципальной собственности на объекты недвижимости, что затрудняет оперативное принятие решений по вопросам управления и распоряжения имуществом. По состоянию на 01.01.2013 года доля объектов муниципальной недвижимости города, имеющих надлежащую техническую документацию, составляет 87,0%, доля объектов муниципальной недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано, составляет 79%. Для решения данной проблемы необходимо проведение технической инвентаризации объектов недвижимости и государственной регистрации прав муниципальной собственности.
Одним из основных источников неналоговых доходов городского бюджета является арендная плата за пользование муниципальным имуществом и земельными участками. В связи с проведением мероприятий по отчуждению муниципального имущества, а также вследствие физического износа и списания, перечень имущества, составляющего арендный фонд муниципальной собственности города, постоянно сокращается, что приводит к постоянному снижению доходов муниципального образования от аренды имущества. Данная тенденция в связи с сокращением арендного фонда сохранится и в плановом периоде.
В целях повышения доходности от аренды необходимо на постоянной основе проводить претензионно-исковую работу по взысканию задолженностей с недобросовестных арендаторов муниципального имущества и земельных участков. По оценке специалистов Комитета по управлению имуществом города основным риском при решении данной проблемы является низкая платежеспособность пользователей муниципального имущества и невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в связи с банкротством юридических лиц.
Приватизация, предоставление муниципального имущества в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям являются одними из ключевых процессов в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" осуществляется приватизация муниципального имущества. Доходы от приватизации имущества в полном объеме поступают в бюджет муниципального образования. Необходимо отметить, что проводимые мероприятия по продаже муниципального имущества показали низкую активность потенциальных покупателей. Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются хорошей поддержкой городского бюджета, однако при одномоментности получения финансовых средств от продажи имущества муниципалитет лишается такого постоянного источника неналоговых доходов, как сдача имущества в аренду.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Оренбургской области в целом, в том числе муниципального образования "Город Орск", является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Очевидно, что только использование современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей, и, в первую очередь, органы местного самоуправления достоверной земельно-кадастровой информацией.
Основополагающим фактором в создании основы для ведения кадастра недвижимости, разграничении земель, обеспечении регистрации прав собственности, владения, пользования землей, увеличении поступлений от налоговых и неналоговых платежей в доходную часть бюджета муниципального образования "Город Орск" является выполнение работ по формированию земель населенных пунктов и постановки их на государственный кадастровый учет.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне муниципального образования целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения.
Учитывая вышеуказанные факторы, администрация города Орска приняла решение о включении в настоящую Программу подпрограммы "Эффективное управление и распоряжение муниципальной собственностью муниципального образования "Город Орск" в 2014 - 2020 годах" (Приложение N 3).
Наконец, говоря о муниципальной казне и, в частности, ее нефинансовых активах, необходимо отметить и такой аспект, как движимое и недвижимое имущество города. Здания, в которых находятся не только органы местного самоуправления, но и муниципальные детские сады, общеобразовательные школы, школы искусств, спортивные школы и т.д., движимое имущество, включая оборудование, оргтехнику, также являются собственностью города, и в соответствии с гражданским законодательством содержание данного имущества также является обязанностью муниципалитета.
Особым инструментом в управлении муниципальной казной с данной перспективы является развитие в муниципальных учреждениях и организациях города культуры энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
До 2010 года этот источник был задействован в небольшой степени. Сегодня в свете реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постепенно набираются обороты в этом направлении.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только при комплексном подходе к вопросу энергосбережения, что потребовало включения в настоящую Программу подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (Приложение N 4).
Описание основных целей и задач Программы
Целью Программы является эффективное управление и распоряжение муниципальной казной. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Организация бюджетного процесса в городе Орске;
2. Повышение эффективности бюджетных расходов;
3. Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом города Орска;
4. Повышение энергетической эффективности и проведение мероприятий по энергосбережению.
Реализация каждой задачи осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы к настоящей Программе
Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2014 - 2020 годы, контрольные этапы не выделяются.
Целевые индикаторы Программы
Целевые индикаторы представлены в подпрограммах к настоящей Программе.
Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия представлены в подпрограммах к настоящей Программе.
Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы проводится в соответствии с разделом VI. "Порядок контроля и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ" Положения о муниципальных программах города Орска, утвержденного постановлением администрации города от 20 августа 2013 г. N 6082-п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.