Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы и прогноз развития системы образования на период до 2020 года
Программа разработана на основании распоряжения Губернатора Оренбургской области от 08.10.2012 N 373-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" и в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 N 551-пп.
Программа определяет цели, задачи и направления развития системы образования, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы образования
В системе образования Оренбургской области по состоянию на 1 января 2013 года функционирует 2052 образовательные организации, в том числе:
778 дошкольных образовательных организаций;
989 школ (62 - начальные, 262 - основные, 665 - средние);
16 вечерних (сменных) общеобразовательных школ;
28 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, детских домов (в том числе 1 муниципальный детский дом);
1 образовательная организация для детей с девиантным поведением;
116 организаций дополнительного образования;
34 организации начального профессионального образования;
58 организаций среднего профессионального образования;
32 организации высшего профессионального образования.
В системе образования обучается и воспитывается 425,3 тыс. человек, в том числе:
92,5 тыс. воспитанников дошкольных образовательных организаций и организаций, реализующих программу дошкольного образования;
200,3 тыс. учащихся общеобразовательных школ;
2,6 тыс. учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ;
2,9 тыс. воспитанников специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, детских домов;
253,7 тыс. воспитанников организаций дополнительного образования детей;
10,2 тыс. учащихся организаций начального профессионального образования;
42,5 тыс. студентов организаций среднего профессионального образования;
74,3 тыс. студентов организаций высшего профессионального образования.
Система образования Оренбургской области включает в себя образовательные организации разных типов и видов, позволяющие удовлетворить образовательные запросы различных групп населения.
В области создана достаточно гибкая, многофункциональная сеть образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. По показателю охвата детей дошкольным образованием Оренбургская область превышает общероссийский показатель на 6 процентов. При этом имеет невысокие масштабы развития система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Кроме того, в большинстве муниципальных образований сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях. В очереди на услуги дошкольного образования все еще находятся более 21 тыс. детей.
В области проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций, созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.
Сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждены и проходят апробацию федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования. Тем не менее остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как искусство, социальные науки, иностранный язык, технологии. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, повышении гибкости и оперативности.
Успех модернизации системы образования связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Все более актуальными становятся проблемы создания условий для укрепления здоровья обучающихся, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привития навыков здорового образа жизни. Важнейшим фактором здоровьесбережения детей и подростков является их полноценное питание на всех этапах получения образования.
Оренбургская область является одним из регионов, где обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 98 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и других.
Вместе с тем Оренбургская область уступает другим субъектам Российской Федерации по динамике доступности отдельных секторов, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: раннее развитие, непрерывное образование, неформальное образование и информальное образование.
Кадры системы образования
В системе образования Оренбургской области работает 47 тыс. педагогических работников, из них:
в дошкольных образовательных организациях - 8,3 тыс. педагогических работников;
в общеобразовательных организациях области - 19,1 тыс. педагогических работников;
в специальных (коррекционных) школах-интернатах, детских домах - 1,1 тыс. педагогических работников;
в организациях дополнительного образования - 10,8 тыс. педагогических работников;
в организациях начального профессионального образования - 1,1 тыс. инженерно-педагогических работников;
в организациях среднего профессионального образования - 2,1 тыс. педагогических работников;
в организациях высшего профессионального образования - 4,5 тыс. педагогических работников.
Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В этой сфере на областном уровне реализован комплекс мер: введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития; утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила аттестации; реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том числе на базе созданной сети стажировочных площадок. В целях поощрения лучших учителей ежегодно осуществляются выплаты премий.
Инфраструктура системы образования
В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", областных проектов модернизации систем общего образования существенно обновлена инфраструктура общего образования, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло критически низкого уровня.
По состоянию на 1 января 2013 года в общеобразовательных организациях области насчитывается 22768 персональных компьютеров (далее - ПК), из них 18371 ПК (80,6 процента) используется в образовательной деятельности.
До 11 человек уменьшилось количество учащихся, приходящихся на 1 ПК (2011 г. - 12 учащихся на 1 ПК).
100 процентов общеобразовательных организаций, организаций начального профессионального образования и среднего профессионального образования, 64 процента дошкольных образовательных организаций и 92 процента организаций дополнительного образования детей обеспечены доступом в сеть Интернет.
Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием с 97,8 процента (2011 год) до 98,3 процента (2012 год), двухразовым - с 9,9 процента до 28 процентов.
Институциональные и структурные реформы
Основными инструментами политики Оренбургской области в сфере образования в последние годы выступили приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", другие федеральные и областные целевые программы, проекты модернизации образования.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат. В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы:
нормативное подушевое финансирование образовательных организаций;
система оплаты труда, ориентированная на результат;
независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме);
общественное участие в управлении образованием и оценке его качества;
публичная отчетность образовательных организаций.
Результатом стали повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества. Однако эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных организаций и повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями.
Сфера государственной молодежной политики
Важнейшим фактором устойчивого развития общества, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика.
Оренбургская молодежь сегодня - это около 531 тысячи человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет четвертую часть трудоспособного населения области.
В настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества:
ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;
продолжаются маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям, растет число беспризорных подростков;
происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
недостаточно развивается культура ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности и навыки самоуправления;
снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами.
Также вызывает опасение тенденция "потери человеческого капитала", так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально-экономического развития области.
В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
2. Прогноз развития системы образования на период до 2020 года
Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, развитии экономики, рынка труда, технологий, представленных в стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 17 - 25 лет на 12 - 15 процентов к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.
Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала.
Наряду с этим в области будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. Укрупнение организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.
Повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих образовательных программах.
Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.
Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 года. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей.
Будет создана эффективная система организации школьного питания, ориентированная на укрепление здоровья школьников, повышение доступности горячего питания для широкого контингента учащихся.
Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и другие).
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в стратегических документах федерального и областного уровней.
Приоритетными направлениями государственной политики Оренбургской области на данном этапе развития системы образования являются:
модернизация институтов образования для обеспечения индивидуальных траекторий развития жителей области;
формирование механизмов обеспечения квалифицированными кадрами потребностей социально-экономического развития Оренбургской области.
В сфере молодежной политики:
вовлечение молодежи в социальную практику;
формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи;
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
формирование у молодежи российской идентичности и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде;
создание инфраструктуры государственной молодежной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.