Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 14 мая 2010 г. N 326-пп
Областная межведомственная программа
"Профилактика раннего семейного неблагополучия "Семья" на 2010 - 2012 годы
18 октября, 26 ноября, 10 декабря 2010 г., 11 августа 2011 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 августа 2011 г. N 716-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Положение семьи в Оренбургской области, как и в целом по России, в настоящее время не является устойчивым и благополучным - 138,6 тыс. семей, воспитывающих 210 тыс. детей, нуждаются в государственной поддержке (45 процентов от общего числа семей с детьми). Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста уровня социального сиротства.
Защита прав и законных интересов семьи и детей, профилактика сиротства и распространения негативных тенденций в детской и подростковой среде являются одними из приоритетных направлений социальной политики Правительства Оренбургской области.
В Оренбургской области в полном объеме реализуются федеральные меры социальной поддержки семей с детьми, постоянно совершенствуется областная система социально-защитных мер, направленных на улучшение положения женщин и детей, укрепление института семьи, оказание помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Приняты и реализуются около 20 областных целевых программ, имеющих ярко выраженную социальную направленность, в том числе:
программа "Дети Оренбуржья" с ежегодным объемом финансирования около 200 млн. рублей;
комплексная целевая программа профилактики правонарушений на территории Оренбургской области с общим объемом финансирования 215,8 млн. рублей;
программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области "Молодежь Оренбуржья" с общим объемом финансирования около 120 млн. рублей.
В целях поддержки семьи приняты и реализуются:
Законы Оренбургской области:
от 8 июля 1997 года N 104/26-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Оренбургской области";
от 19 ноября 2001 года N 364/340-II-ОЗ "О патронатном воспитании";
от 9 ноября 2004 года N 1533/259-III-ОЗ "О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка";
от 12 января 2005 года N 1756/284-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей";
постановления администрации Оренбургской области:
от 20 октября 2004 года N 204-п "О размерах и порядке дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
от 14 июня 2005 года N 156-п "Об утверждении положения о порядке и размере предоставления социальной выплаты на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей";
постановление Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2007 года N 79-п "О порядке реализации мер социальной поддержки многодетных семей".
Благодаря целенаправленной работе по улучшению положения женщин, семьи и детей в области в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Продолжены создание оптимальной сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
За последние 3 года наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении, - с 5,8 тыс. семей в 2006 году до 5,3 тыс. семей в 2009 году, числа беспризорных и безнадзорных детей - с 10,7 тыс. человек в 2006 году до 9,7 тыс. человек в 2009 году.
Работа по выявлению семей данной категории и оказанию им социальной помощи осуществляется на основе областной межведомственной карты-схемы сопровождения выявленного беспризорного в рамках областных межведомственных акций "Помоги ребенку", "Каждого ребенка школьного возраста за школьную парту", межведомственной операции "Подросток", а также в ходе ежедневных рейдов межведомственных групп.
Для сообщений граждан о детях, нуждающихся в экстренной помощи и поддержке государства, на базе областного транзитного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних организована работа областной круглосуточной "горячей" телефонной линии "Мы рядом". Аналогичные службы созданы во всех городских округах и муниципальных районах области.
Особую роль в работе по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах выполняют органы здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних. В области действует механизм межведомственного медико-социально-психологического сопровождения беременных женщин и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
За период с 2006 года по настоящее время число семей, взятых под патронаж, возросло с 14,0 до 16,5 тысячи, при этом численность безнадзорных детей снизилась с 11,0 до 9,7 тыс. человек.
Данное направление работы нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании межведомственных подходов.
С целью создания единой базы данных о несовершеннолетних жителях области, нуждающихся в особой заботе государства, в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 28 февраля 2008 года N 35-ук "О создании единого областного межведомственного банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении" проводится работа по ее формированию. В связи с этим особую актуальность приобретает создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты по семьям и детям данной категории.
В Оренбуржье создана сеть учреждений по социальному обслуживанию семьи и детей (35 учреждений и 48 отделений по проблемам семьи и детей в комплексных центрах социального обслуживания населения), что соответствует среднероссийским показателям (38,1).
Ежегодно различные виды социальных услуг в учреждениях получают около 126 тыс. семей с детьми, организуются курс социальной реабилитации для 4 тыс. несовершеннолетних, отдых и оздоровление для 138 тыс. несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Несмотря на принимаемые меры, положение детей в области остается сложным. Большую тревогу вызывает достаточно высокий уровень социального сиротства - ежегодно органами социальной защиты населения выявляется около 500 детей, родители которых не исполняют своих обязанностей и (или) имеют факторы риска по лишению родительских прав (около 1000 семей).
При этом далеко не все семьи, где родители не справляются с задачей воспитания детей, попадают в поле зрения субъектов профилактики, в связи с чем одной из первоочередных задач являются своевременное (на ранних этапах неблагополучия) выявление детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, и оказание им необходимой помощи.
Для реализации основного права ребенка - жить и воспитываться в семье необходимо продолжить совершенствование межведомственных подходов в организации деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, принять дополнительные меры, адекватные остроте проблемы, характеризующейся широким спектром причин и проявлений, обеспечить оперативное реагирование по выводу семьи из кризисных состояний.
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения на межведомственном уровне при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
2. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является сокращение числа лишений родителей родительских прав посредством ранней профилактики социального сиротства детей, создания комплексной системы профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, укрепления семьи как социального института, активизации внутренних ресурсов семьи.
Приоритетными задачами органов и учреждений системы профилактики являются:
повышение эффективности межведомственного взаимодействия по выявлению, постановке на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
оказание выявленным семьям и детям оперативной и адекватной помощи;
организация социального сопровождения семьи и детей;
обеспечение социальных гарантий, защита прав несовершеннолетних;
правовое просвещение и воспитание несовершеннолетних и их родителей;
повышение уровня жизни "низкоресурсных" семей путем совершенствования и развития мер социальной поддержки.
3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Программа направлена на комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правовой базы;
создание системы взаимодействия и оперативного реагирования;
укрепление института семьи, пропаганда базовых семейных ценностей;
дополнительные меры по социальной поддержке семьи и детей;
организационно-методическое, кадровое и информационное обеспечение деятельности.
Программой предусматриваются создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты населения по семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, совершенствование механизма взаимодействия и оперативного реагирования, социального сопровождения семьи и детей, обеспечение социальных гарантий, защита прав и законных интересов семьи и детей, совершенствование форм и технологий социального обслуживания семьи и детей.
Данные направления позволят организовать работу по профилактике социального сиротства одновременно по 4 уровням влияния:
I уровень - мониторинг социальной характеристики семей по категориям (неполные семьи, семьи с моральным неблагополучием, семьи несовершеннолетних родителей, многодетные семьи и т.д.), контроль за внутренней миграцией семей, находящихся в социально опасном положении, по территории Оренбургской области (смена места жительства, отъезд на учебу, работу, лечение и др.) с одновременной постановкой на учет в органы и учреждения системы профилактики принимающей территорией;
II уровень - оперативное реагирование на кризисную ситуацию; организация коррекционной работы с семьей и детьми; оказание экстренной социальной помощи членам семьи (по необходимости); формирование и реализация индивидуальных программ по выводу семьи из кризисной ситуации, нормализации семейной обстановки; изъятие ребенка из семьи в случае угрозы его жизни и здоровью, проведение реабилитационных мероприятий для ребенка в стационарных условиях;
III уровень - постановка семьи на социальный патронаж, в том числе после возвращения ребенка из социального приюта, социально-реабилитационного центра в кровную семью.
Составление заключения о состоянии семьи через диагностические методики - анкетирование, опросы, тестирование, беседы и др. Определение причин и условий, способствующих возникновению в семье факторов риска по неблагополучию, социальному сиротству. Определение путей преодоления факторов риска.
Постановка семьи и ребенка на учет в органы социальной защиты населения, занесение данных по семье в электронный социальный паспорт;
IV уровень - изучение передового опыта работы территорий области по профилактике социального сиротства через работу методических площадок, повышение квалификации специалистов, внедрение в практику работы муниципальных образований инновационных методик и технологий социальной работы с семьей и детьми, повышение эффективности реабилитационной работы.
Кроме того, программные мероприятия способствуют расширению предпосылок для обеспечения благосостояния семьи, повышению информированности населения о действующих мерах государственной социальной поддержки семьи и детей, пропаганде и укреплению института семьи, семейного образа жизни, повышению статуса семьи в обществе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 августа 2011 г. N 716-пп раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
тыс. рублей
Общий объем финансирования Программы, |
|
99 132,7 |
в том числе: |
|
|
областной бюджет |
|
77 077,1 |
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
22 055,6 |
2010 год |
|
26 315,3 |
в том числе: |
|
|
областной бюджет |
|
16 545,1 |
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
9 770,2 |
2011 год |
|
32 553,2 |
в том числе: |
|
|
областной бюджет |
|
30 266,0 |
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
2 287,2 |
2012 год |
|
40 264,2 |
в том числе: |
|
|
областной бюджет |
|
30 266,0 |
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
9 998,2 |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию пунктов 18, 19, 20 перечня основных мероприятий Программы, предусмотрены в рамках областной целевой программы "Дети Оренбуржья" на 2008 - 2010 годы, утвержденной Законом Оренбургской области от 10 октября 2007 года N 1586/330-IV-ОЗ.
Финансирование 2011 года указано с учетом остатка средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за 2010 год в объеме 143,8 тыс. рублей.
5. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 14 января 2008 года N 10-п "Об утверждении порядка ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области", в том числе по критерию "Достижение индикаторов целей областной целевой программы и полнота выполнения ее мероприятий".
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Исходные показатели базового года |
Годы реализации Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Увеличение доли семей, получивших различные виды социальной помощи |
процентов от общего количества нуждающихся семей |
88 |
89 |
90 |
91 |
2. |
Снижение доли семей с моральным неблагополучием |
процентов от общего количества семей, нуждающихся в особой заботе государства |
3,4 |
3,0 |
2,6 |
2,2 |
3. |
Увеличение доли детей, возвращенных в родные (кровные) семьи после курса социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания семьи и детей |
процентов от общего числа детей, помещенных в стационарные учреждения (отделения) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
79 |
81 |
83 |
85 |
4. |
Увеличение численности специалистов, повысивших квалификацию, в том числе в ходе ежегодных семинаров |
человек |
90 |
95 |
120 |
120 |
6. Механизм получения средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Финансирование Программы за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, производится ежеквартально по заявляемой министерством социального развития Оренбургской области сумме в пределах годовой утвержденной суммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.