Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Оренбургской области от 13 декабря 2011 г. N 637/152-V-ОЗ действие настоящего приложения приостановлено с 1 января по 19 августа 2012 г.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 14 сентября 2011 г. N 884-пп
Областная целевая программа
содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 - 2014 годы
13 декабря 2011 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; распоряжение Губернатора Оренбургской области от 3 июня 2011 года N 198-р "О разработке областной целевой программы содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 - 2014 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- |
Правительство Оренбургской области |
Государственный заказчик -координатор Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области, государственные бюджетные учреждения - центры занятости населения городов и районов области |
Цели Программы |
- |
обеспечение устойчивого функционирования рынка труда, рациональной и эффективной занятости населения; недопущение социальной напряженности в Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности; обеспечение защиты населения от безработицы; содействие гражданам в поиске подходящей работы; содействие работодателям в подборе необходимых кадров; предоставление гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг с целью трудоустройства в соответствии с требованиями административных регламентов; оказание социальной поддержки безработным гражданам; повышение уровня занятости сельского населения; сокращение периода безработицы среди молодежи путем усиления адресности оказываемых услуг |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
в ходе реализации Программы планируется: оказать содействие в трудоустройстве около 117 тыс. человек; организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,6 тыс. безработных граждан; предоставить профориентационные услуги 161,9 тыс. человек; не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года более 1,5 процента |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
Программа реализуется в три этапа: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год |
Объем и источники финансирования Программы |
- |
источником ресурсного обеспечения Программы являются средства областного бюджета, формируемые за счет средств федерального бюджета, поступающих из Федерального фонда компенсаций в виде субвенций. Объем финансирования на мероприятия Программы в 2012 - 2014 годах составит 1 733 932,5 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 582 549,3 тыс. рублей; в 2013 году - 576 359,0 тыс. рублей; в 2014 году - 575 024,2 тыс. рублей. Из них: на мероприятия по содействию занятости населения расходы составят 200 312,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 66 694,5 тыс. рублей; в 2013 году - 65 608,3 тыс. рублей; в 2014 году - 68 009,2 тыс. рублей; на социальную политику (выплата пособия по безработице, стипендии на период обучения безработных граждан, досрочной пенсии и другое) потребуется 1 533 287,5 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 515 743,8 тыс. рублей; в 2013 году - 510 639,7 тыс. рублей; в 2014 году - 506 904,0 тыс. рублей; на содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности - 333,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 111,0 тыс. рублей; в 2013 году - 111,0 тыс. рублей; в 2014 году - 111,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Программы |
- |
реализация Программы позволит ежегодно обеспечивать трудоустройство около 39 тыс. граждан, в том числе: трудоустройство на общественные работы в среднем 5,9 тыс. человек (для 2,5 тыс. человек эти работы будут являться подходящими); организация временного трудоустройства около 1,0 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; организация временного трудоустройства 0,5 тыс. безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые; организация временного трудоустройства 9,8 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; оказание содействия самозанятости 0,6 тыс. безработных граждан; оказание профориентационных услуг около 54 тыс. граждан; организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации 4,2 тыс. безработных граждан; оказание услуг по психологической поддержке 3,3 тыс. безработных граждан; оказание услуг по социальной адаптации на рынке труда 3,3 тыс. безработных граждан. Кроме того, осуществление мероприятий Программы позволит не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года более 1,5 процента |
Организация управления и система контроля за реализацией Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Оренбургской области. Координацию деятельности исполнителей и оперативный контроль обеспечивает министерство труда и занятости населения Оренбургской области. Информация о ходе реализации Программы ежегодно представляется министерством труда и занятости населения Оренбургской области в Федеральную службу по труду и занятости населения и Правительство Оренбургской области |
Список сокращений:
МТиЗН - министерство труда и занятости населения Оренбургской области;
ГБУ - ЦЗН - государственные бюджетные учреждения - центры занятости городов и районов области;
ЭАН - экономически активное население;
МОТ - Международная организация труда
1. Содержание проблемы
В 2009 году под воздействием последствий мирового финансового кризиса произошло снижение объемов производства и оказанных услуг в базовых отраслях экономики, сокращение спроса рабочей силы, увеличение масштабов высвобождения работников и рост безработицы.
В наибольшей степени кризис затронул организации обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и строительства.
Общая численность безработных (по методологии МОТ) в Оренбургской области в 2009 году составила 96,4 тыс. человек (в среднегодовом исчислении), что на 21,8 тыс. человек больше, чем в 2008 году. Уровень общей безработицы - 8,8 процента от численности экономически активного населения (на 1,7 процентных пункта больше).
Численность зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении) составила 16 тыс. человек (в 2,1 раза больше, чем в 2008 году), уровень официальной безработицы - 1,5 процента (на 0,8 процентных пункта выше).
В период кризиса увеличились масштабы вынужденной неполной занятости работников.
В условиях экономической нестабильности существенно возросла потребность граждан в услугах государственной службы занятости. Численность граждан, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась с 61,6 тыс. человек в 2008 году до 107,7 тыс. человек в 2009 году (в 1,7 раза больше). Численность лиц, нашедших работу в 2009 году при содействии службы занятости, составила 58,4 тыс. человек.
В целях смягчения негативного воздействия финансово-экономического кризиса на областной рынок труда был разработан и реализован комплекс мер, направленных на предотвращение массовых увольнений работников, трудоустройство граждан, потерявших работу, их профессиональную переподготовку и обучение в соответствии с потребностями экономики области.
В течение 2009 года органами труда и занятости населения области были оказаны услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке 49,5 тыс. человек. Численность безработных граждан и работников организаций, прошедших при содействии службы занятости профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, составила 10,1 тыс. человек, принявших участие в общественных работах - 55,4 тыс. человек. Для 1,8 тыс. выпускников образовательных учреждений на предприятиях области была организована стажировка, 2,2 тыс. безработных граждан получили финансовую помощь на организацию собственного дела.
В 2010 году продолжался рост численности зарегистрированных безработных. В начале апреля она достигла своего максимума - 21,4 тыс. человек, уровень безработицы составил 1,95 процента.
В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения удалось остановить рост безработицы и добиться ее снижения.
К концу 2010 года количество зарегистрированных безработных сократилось до 13,9 тыс. человек, уровень официальной безработицы - до 1,3 процента.
Всего в 2010 году при содействии органов труда и занятости населения трудоустроено 64,3 тыс. человек. Для 5,1 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и 5,5 тыс. безработных граждан организовано профессиональное обучение.
В результате принятых мер уровень безработицы в 2010 году в среднегодовом исчислении не превысил запланированного значения (1,6 процента) и составил 1,3 процента от экономически активного населения.
В январе - мае 2011 года на рынке труда области наблюдался сезонный рост безработицы. За 5 месяцев численность зарегистрированных безработных увеличилась на 2,4 тыс. человек и достигла 16,4 тыс. человек, уровень безработицы - на 0,3 процентных пункта и составил 1,6 процента.
Вместе с тем в дальнейшем ожидается снижение данных показателей, что обусловлено положительными тенденциями в экономике области, которые наметились в 2010 году, а также продолжением реализации антикризисных мер на рынке труда.
Предполагается, что в 2011 году численность зарегистрированных безработных не превысит 16,7 тыс. человек, уровень безработицы к концу года составит 1,5 процента.
Масштабы регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении)
Наименование показателя |
2009 год (факт) |
2010 год (факт) |
2011 год (план) |
Прогноз |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения (тыс. человек) |
16,0 |
16,7 |
16,7 |
16,5 |
16,3 |
16,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к ЭАН)* |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
*) ЭАН на основе выборочного обследования населения
Ситуация на рынке труда Оренбургской области стабилизирована, но устойчивому функционированию рынка труда и содействию занятости населения препятствует ряд проблем и определенных трудностей.
При трудоустройстве безработных граждан возникают сложности из-за несоответствия возрастающих требований работодателей и уровня квалификации, образования, опыта работы, а также возраста работников.
Модернизация производства, применение новых технологий приводят к повышению требований работодателей к профессиональному уровню рабочей силы. В настоящее время ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям, в первую очередь начального и среднего профессионального звена.
В то же время структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. Рынок труда и рынок образовательных услуг не сбалансированы. Молодежь в большей части поступает в вузы (особой популярностью пользуются юридические, финансово-экономические, управленческие специальности и др.), по окончании которых в основном остается невостребованной.
Для молодежного рынка труда характерен увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Работодатель, ориентированный на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие требования к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда.
В 2012 - 2014 годах ситуацию на рынке труда области будут определять социальные и экономические процессы и меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления по реализации основных направлений социально-экономического развития.
На рынок труда Оренбургской области будет оказывать воздействие ряд ключевых факторов.
Продолжится сокращение численности населения, что обусловлено естественной убылью и миграционным оттоков. В числе выбывающих за пределы области значительную часть составляют граждане трудоспособного возраста, а также высококвалифицированные кадры.
На фоне снижения численности трудовых ресурсов к 2014 году численность занятых в экономике возрастет и составит 1063,5 тыс. человек (рост на 6,7 тыс. человек по сравнению с 2010 годом).
Основная часть работников (70,0 - 75,0 процента) потребуется на замену выбывающих по собственному желанию. Потребность в кадрах будут испытывать предприятия промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.
В прогнозируемом периоде наряду с местными трудовыми ресурсами в Оренбургской области предусматривается использование иностранной рабочей силы в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Численность привлекаемых иностранных работников составляет около 1,3 процента от численности занятого в экономике области населения и не оказывает значительного влияния на местный рынок труда.
Для недопущения социальной напряженности в области, сдерживания безработицы необходима разработка Программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на обеспечение рациональной и эффективной занятости населения.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются создание условий для повышения эффективной занятости населения и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда, недопущение социальной напряженности в области.
Задачами Программы являются:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;
обеспечение защиты населения от безработицы и содействие в трудоустройстве;
предоставление гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг, в том числе с целью организации предпринимательской деятельности;
содействие работодателям в обеспечении рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;
повышение качества и оперативности предоставляемых службой занятости услуг;
обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
При этом особое внимание будет уделяться решению наиболее актуальных проблем в сфере занятости населения, таких как:
сокращение безработицы среди молодежи, в том числе выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
сохранение кадрового потенциала;
сокращение безработицы на селе.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы отражены в приложении N 1 к Программе.
Программа реализуется в течение 2012 - 2014 годов в три этапа:
I этап - 2012 год;
II этап - 2013 год;
III этап - 2014 год.
Предполагается ежегодно оказывать содействие в трудоустройстве около 39 тыс. человек.
Усилению трудовой мотивации граждан будет способствовать организация временной занятости с оказанием материальной поддержки, в том числе в рамках общественных работ (ежегодно в среднем 5,9 тыс. человек), временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы около 1,0 тыс. человек, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые (0,5 тыс. человек), несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (9,8 тыс. человек).
В целях повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда на каждом этапе реализации Программы будет организовано профессиональное обучение для 4,2 тыс. человек.
Профориентационными услугами планируется охватить около 54 тыс. граждан в год.
Выполнение намеченных мероприятий позволит не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года более чем на 1,5 процента. По окончании каждого этапа Программы показатели численности участников программных мероприятий и объемы финансирования подлежат корректировке.
3. Перечень мероприятий Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, способствующих повышению уровня занятости населения, снижению напряженности на рынке труда и определяет приоритеты деятельности органов труда и занятости населения Оренбургской области в этом направлении.
Действие Программы направлено на:
повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
оказание содействия безработным и временно незанятым гражданам в возобновлении (начале) трудовой деятельности;
сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;
восстановление у безработных граждан трудовой мотивации и профессиональной квалификации;
снижение остроты проблемы кадрового обеспечения предприятий различных отраслей экономики.
Система программных мероприятий (приложение N 2 к Программе) включает в себя комплекс мер по следующим направлениям:
развитие системы социального партнерства;
информирование о ситуации на рынке труда;
содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, на вакантные рабочие места;
содействие самозанятости населения;
профессиональная ориентация населения и психологическая поддержка безработных граждан;
профессиональное обучение безработных граждан;
социальная поддержка безработных граждан;
правовое и кадровое обеспечение и др.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в сфере занятости населения.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1 733 932,5 тыс. рублей, в том числе на:
мероприятия по содействию занятости населения (содействие трудоустройству, организация ярмарок вакансий, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профориентационные услуги и др.) - 200 312,0 тыс. рублей;
социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов труда и занятости, досрочной пенсии, оказание материальной помощи) - 1 533 287,5 тыс. рублей;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности - 333,0 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования Программы, ресурсное обеспечение и численность участников отражены в приложениях N 2 - 4 к Программе.
На реализацию мероприятий I этапа Программы (2012 год) необходимо 582 549,3 тыс. рублей (из них на мероприятия по содействию занятости населения - 66 694,5 тыс. рублей, на социальную поддержку безработных граждан - 515 743,8 тыс. рублей, на содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности - 111,0 тыс. рублей).
На II этапе (2013 год) потребуется 576 359,0 тыс. рублей (соответственно - 65 608,3 тыс. рублей, 510 750,7 тыс. рублей и 111,0 тыс. рублей).
На III этапе (2014 год) - 575 024,2 тыс. рублей (соответственно - 68 009,2 тыс. рублей, 507 015,0 тыс. рублей и 111,0 тыс. рублей).
Расчет объемов финансовых затрат на получение государственных услуг в области содействия занятости населения за счет средств федерального бюджета произведен на основании Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 618, и с учетом Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года N 485.
В процессе реализации Программы предполагается привлечение средств работодателей, муниципальных образований области и других источников.
Предполагаемые объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке в зависимости от ситуации на рынке труда.
5. Механизм реализации мероприятий Программы
Реализация Программы обеспечивается МТиЗН, ГБУ - ЦЗН, органами местного самоуправления муниципальных образований и работодателями.
Ежегодно оперативные цели и задачи корректируются в соответствии с ситуацией на рынке труда области, бюджетным финансированием и потребностями в государственных услугах.
МТиЗН:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденной системой мероприятий и в пределах средств, предусмотренных на очередной финансовый год;
определяет приоритетные направления деятельности органов службы труда и занятости населения Оренбургской области в сфере защиты граждан от безработицы, разрабатывает конкретные практические мероприятия;
осуществляет распределение средств на реализацию центрами занятости программных мероприятий в зависимости от ситуации на рынке труда городов и районов области.
В ходе реализации Программы будет осуществляться постоянный анализ экономической ситуации, рынка труда, что позволит уточнять, прогнозировать, своевременно вносить коррективы в работу всех заинтересованных органов по смягчению ситуации на рынке труда и оперативно реагировать на происходящие изменения.
6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Оренбургской области. Оперативный контроль за ходом выполнения Программы обеспечивает МТиЗН.
Система управления реализацией Программы предусматривает:
анализ ситуации на рынке труда городов и районов области;
определение основных мероприятий, разработку пилотных проектов, позволяющих добиться поставленных целей и задач;
осуществление взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, иными органами и организациями;
подготовку распорядительных документов для обеспечения реализации мероприятий, разработку различных методических материалов;
заключение при необходимости соглашений, договоров о сотрудничестве;
контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию мероприятий;
проведение мониторинга выполнения программных мероприятий и подготовку отчетов о ходе реализации Программы в Федеральную службу по труду и занятости и Правительство Оренбургской области;
рассмотрение хода выполнения Программы на заседаниях коллегии МТиЗН;
подготовку предложений по внесению изменений в действующие федеральные и ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости;
ежегодную корректировку показателей численности участников и объемов финансирования мероприятий Программы, а также уровня регистрируемой безработицы;
ежегодное, до 1 февраля, представление в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области доклада о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;
публикацию основных сведений о результатах реализации Программы, выполнении целевых показателей в средствах массовой информации не реже двух раз в год;
организацию размещения на официальном сайте МТиЗН в сети Интернет текста утвержденной в установленном порядке Программы, нормативных правовых актов, принятых для ее реализации, а также информацию о ходе ее реализации.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы будет содействовать улучшению ситуации на рынке труда, недопущению роста уровня безработицы, повышению занятости населения. Кроме того, позволит оказать материальную поддержку гражданам в период их участия во временных работах, обеспечить получение стабильного заработка тем, кто трудоустроен на постоянную работу, что, в свою очередь, позитивно отразится на благосостоянии граждан.
Последствием увеличения числа работающих станет рост налоговых отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов, появятся дополнительные средства на развитие социальной сферы.
К концу 2014 года после выполнения всех программных мероприятий на постоянные и временные рабочие места будет трудоустроено около 117 тыс. жителей области.
Часть мероприятий Программы направлена на развитие малого и среднего бизнеса, развитие народных промыслов и ремесел в сельских районах Оренбургской области. Их выполнение позволит увеличить число рабочих мест в данной сфере почти на 1,8 тыс. единиц. При этом часть граждан, организовавших при содействии органов труда и занятости населения области собственное дело, будут создавать дополнительные рабочие места, привлекая работников на постоянной или временной основе.
Кроме того, дополнительная возможность поиска подходящей работы будет предоставлена в ходе ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В 2012 - 2014 годах 12,6 тысячи безработных граждан, прошедших профессиональное обучение по направлению органов труда и занятости населения, смогут повысить профессиональную мобильность, стать конкурентоспособными и трудоустроиться.
Одним из механизмов регулирования рынка труда является профессиональная ориентация. В период 2012 - 2014 годов государственные услуги по профессиональной ориентации позволят 161,9 тыс. человек сделать выбор профессии, отвечающей психофизиологическим данным, способностям, призванию и потребностям современной экономики.
Уровень регистрируемой безработицы к концу 2014 года должен составить не более 1,5 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.