Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 31 августа 2012 г. N 758-пп
Областная целевая программа
"Культура Оренбуржья" на 2013 - 2018 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Культура Оренбуржья" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 23.04.2012 N 140-р "Об образовании рабочей группы по разработке проекта областной целевой программы "Культура Оренбуржья" на 2013 - 2018 годы" |
Государственные заказчики Программы |
- |
министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области; министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- |
министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области |
Исполнители Программы |
- |
министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, городские округа и муниципальные районы Оренбургской области, государственные учреждения культуры, образовательные учреждения сферы культуры и искусства Оренбургской области, общественные объединения |
Цель Программы |
- |
усиление роли культуры, искусства, литературы и кино в духовно-нравственном воспитании личности, в формировании потенциала устойчивого развития Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, искусства, литературы; модернизация системы художественного образования и подготовки кадрового потенциала в сфере культуры и искусства; сохранение культурного наследия Оренбургской области и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений сферы культуры и искусства |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом); общее количество мероприятий творческо-художественной направленности (по сравнению с предыдущим годом); увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей; пополнение музейных фондов; доля населения, занимающегося творческой деятельностью на непрофессиональной основе; количество учащихся и студентов сферы художественного образования области - победителей международных, всероссийских, межрегиональных фестивалей и конкурсов; количество модельных библиотек в Оренбургской области; доля библиотек Оренбургской области, имеющих выход в сеть Интернет; доля модельных домов культуры среди клубных учреждений Оренбургской области |
Срок реализации Программы |
- |
2013 - 2018 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
объем финансирования Программы составляет 4 372 392,0 тыс. рублей средств областного бюджета, в том числе: 2013 год - 247 830,0 тыс. рублей; 2014 год - 486 355,0 тыс. рублей; 2015 год - 808 407,0 тыс. рублей; 2016 год - 781 160,0 тыс. рублей; 2017 год - 960 620,0 тыс. рублей; 2018 год - 1 088 020,0 тыс. рублей. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и средств местных бюджетов муниципальных образований Оренбургской области - участников Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с предыдущим годом на 0,7 процента ежегодно; увеличение (по сравнению с предыдущим годом) общего количества мероприятий творческо-художественной направленности (на 3,0 процента в 2018 году); увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности обучающихся на 0,1 процента ежегодно; увеличение количества приобретаемых музейных фондов (до 25 единиц); увеличение доли населения, занимающегося творческой деятельностью на непрофессиональной основе, с 4,5 до 6,0 процента; увеличение количества учащихся и студентов сферы художественного образования области - победителей международных, всероссийских, межрегиональных фестивалей и конкурсов со 171 до 205 человек; увеличение количества модельных библиотек в Оренбургской области с 39 до 181 единицы; увеличение доли библиотек Оренбургской области, имеющих выход в сеть Интернет, с 14,1 до 48,0 процента; увеличение доли модельных домов культуры среди клубных учреждений Оренбургской области с 0 до 3,1 процента |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
- |
управление, координация и контроль за исполнением Программы осуществляются министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области. |
Примечание. Привлечение в качестве исполнителей мероприятий Программы организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти области, осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
I. Общие положения
Реализация областной целевой программы "Культура Оренбуржья" на 2008 - 2010 годы позволила применить принципы программного и проектного финансирования сферы культуры Оренбуржья. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Государственная поддержка нового типа - на основе конкурсного отбора, нацеленности на результат, проектных технологий и открытого обсуждения, послужила мощным стимулом развития для учреждений культуры нашей области.
Увеличение финансирования отрасли за счет программных мероприятий позволило добиться значительного расширения участия государства в реализации культурных проектов.
Несмотря на значительное сокращение в 2009 - 2010 годах объемов финансирования областной целевой программы "Культура Оренбуржья" на 2008 - 2010 годы, полученные за отчетный период положительные результаты позволяют уверенно принять решение о необходимости разработки новой областной целевой программы "Культура Оренбуржья" и пролонгации сроков ее реализации с 3 до 6 лет.
Данная Программа разработана для определения стратегии роста и модернизации сферы культуры, целей, задач, принципов и направлений ее развития на ближайшие шесть лет. Она является общим основанием, с помощью которого координируются конкретные планы субъектов отрасли культуры в Оренбургской области.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Укрепление роли государства в экономической и общественной жизни требует выработки направлений государственной политики, которые позволят обеспечить комплекс действий, направленных на развитие культуры как ресурса социальной стабильности, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной безопасности.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, когда она становится активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны Правительства Оренбургской области.
Наиболее эффективным методом решения накопившихся в сфере культуры проблем является программно-целевой метод, позволяющий обеспечить комплексный подход к творческому и культурному развитию общества, личности, повысить участие населения в культурной жизни области.
Реализация областной целевой программы "Культура Оренбуржья" на 2013 - 2018 годы будет способствовать:
созданию условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры, стимулирования новых направлений в искусстве, продвижения творческого продукта для формирования положительного образа Оренбургской области, обеспечения улучшения доступа населения к культурным ценностям;
улучшению качества предоставляемых образовательных услуг в сфере культуры путем оптимизации деятельности государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей", совершенствования материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных учреждений отрасли культуры;
компьютеризации библиотечного дела, расширяющей возможности доступа населения к информации (создание модельных библиотек, сводных электронных каталогов, полнотекстовых электронных изданий, обменных библиотечных ресурсов и сохранение библиотечных фондов Оренбуржья (оцифровка, перенос на электронные носители) как важнейшей части культурного достояния Оренбургской области;
укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений, муниципальных учреждений, обеспечению сохранности архивных фондов, осуществлению переподготовки кадров, проведению целенаправленных организационно-управленческих мероприятий, направленных на проведение реформы бюджетных учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
К возможным рискам, влияющим на реализацию мероприятий Программы, относятся:
изменение федерального и (или) областного законодательства;
экономические риски, связанные с инфляцией;
несогласованность действий исполнителей Программы;
неблагоприятные погодные условия при реализации мероприятий.
В целях минимизации рисков предусматриваются следующие механизмы:
оперативное реагирование на изменение федерального и (или) областного законодательства;
принятие при необходимости мер по оптимизации расходов на реализацию мероприятий Программы;
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций и ответственности основных исполнителей Программы;
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
III. Основная цель, задачи, срок реализации, целевые индикаторы, показатели и государственный заказчик Программы
Выбор приоритетных направлений Программы основан на анализе сложившихся тенденций в сфере культуры Оренбуржья и стратегических задач развития нашего общества на современном этапе.
Цель и задачи Программы определены Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р, Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1244-р, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
Основной целью Программы является усиление роли культуры, искусства, литературы и кино в духовно-нравственном воспитании личности, формировании потенциала устойчивого развития Оренбургской области. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, искусства и литературы, предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание позитивного культурного образа Оренбургской области в российском и мировом культурном сообществе. Реализация указанной задачи достигается за счет увеличения числа фестивалей, театральных гастролей, музейных и художественных выставок; разработки, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры; проведения и участия в крупномасштабных культурных и творческих акциях; участия в разработке и реализации международных культурных проектов; установления и развития культурных связей Оренбургской области с городами и регионами Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, искусства и литературы, должно осуществляться в течение всего временного периода реализации Программы с ежегодным финансированием запланированных мероприятий, срок решения задачи - окончание срока реализации Программы.
Целевые индикаторы и показатели - увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с предыдущим годом на 0,7 процента ежегодно.
2. Для решения задачи по модернизации системы художественного образования и подготовки кадрового потенциала в сфере культуры и искусства, предусматривается ежегодное проведение мероприятий, обеспечивающих выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры, поддержку перспективных творческих проектов в отрасли, подготовку, повышение квалификации работников культуры, искусства, преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей, выставок с разбивкой финансирования по годам реализации Программы.
Целевые индикаторы и показатели - увеличение общего количества мероприятий творческо-художественной направленности (по сравнению с предыдущим годом) на 0,5 процента; увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности обучающихся на 0,1 процента ежегодно.
3. Задача сохранения культурного наследия Оренбургской области и создания условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности может быть решена путем формирования целостной стратегии сохранения объектов российского культурного наследия путем реставрации уникальных фондов государственных музеев. Особое значение для решения данной задачи имеет сохранение нематериального культурного наследия, которое является одним из важнейших факторов развития культурной сферы. Его сохранение для будущих поколений имеет не только большое культурное, но и патриотическое значение. Решение данной задачи потребуется в течение всего срока реализации Программы, каждый год реализации Программы является своеобразным этапом, срок решения задачи - 2018 год. Целевые индикаторы и показатели: количество приобретаемых музейных фондов, исходный показатель базового года составляет 10 единиц, к 2018 году - 25 единиц; увеличение доли населения, занимающегося творческой деятельностью на непрофессиональной основе, исходный показатель базового года составляет 4,5 процента, к 2018 году - 6,0 процента.
4. Решение задачи развития материально-технической базы учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений сферы культуры и искусства планируется в течение 2013 - 2018 годов с ежегодной разбивкой финансирования и мероприятий по годам. Для решения задачи развития материально-технической базы учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений сферы культуры и искусства необходимо проведение мероприятий, обеспечивающих совершенствование материально-технического оснащения учреждений, внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в сферу практической деятельности учреждений культуры, образовательных учреждений сферы культуры и искусства, приобретение специального оборудования и музыкальных инструментов для образовательных учреждений сферы культуры, пополнение библиотечных и музейных фондов, проведение капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов культуры и искусства государственной и муниципальной собственности. В учреждениях культуры и искусства, художественного образования, оснащаемых современным оборудованием, необходимо обеспечить соответствующую пожарную безопасность.
Реализация данной задачи Программы позволит улучшить состояние материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, образования сферы культуры и искусства, решить проблему дефицита архивных площадей и создания нормативных условий хранения и безопасности архивных фондов.
Целевые индикаторы и показатели: увеличение количества учащихся и студентов сферы художественного образования области - победителей международных, всероссийских, межрегиональных фестивалей и конкурсов, исходный показатель базового года составляет 171 человек, к 2018 году - до 205 человек; количество модельных библиотек в Оренбургской области (исходный показатель базового года составляет 39 единиц) к 2018 году - 181 единица; доля библиотек Оренбургской области, имеющих выход в сеть Интернет, - 14,1 процента, увеличение доли библиотек, имеющих выход в сеть Интернет, к 2018 году до 48,0 процента; увеличение доли домов культуры среди клубных учреждений Оренбургской области, к 2018 году - до 3,1 процента.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Государственный заказчик - координатор Программы - министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области ежегодно представляет в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств. Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области представляет Губернатору Оренбургской области сводный доклад, отражающий ход реализации Программы за отчетный год с оценкой ее эффективности.
IV. Перечень программных мероприятий
Комплекс мероприятий Программы содержит важнейшие проекты по разработке и реализации художественного продукта в области музейного и библиотечного дела, театрального, музыкального, изобразительного искусства и кино, а также совершенствование системы подготовки кадров, овладение новыми технологиями. Намечены задачи по внедрению информационно-коммуникационных технологий, строительству, укреплению материально-технической базы и другим направлениям.
Перечень программных мероприятий с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
1. Поддержка современного искусства и народного творчества.
Срок реализации программных мероприятий данного направления - в течение всего периода реализации Программы.
Стимулирование творческого процесса служит одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры. Это направление расходов бюджетных средств, по которому выражается результат, заключающийся в непосредственном создании культурного продукта.
Приоритетными направлениями государственной политики в рамках данной задачи является государственная поддержка профессиональных коллективов сферы искусства и художественного образования, деятелей культуры и искусства, в том числе через реализацию программы творческих грантов.
Мероприятия данного направления Программы предполагают:
создание условий для реализации потребности населения в культурном и духовном развитии посредством предоставления профессионального продукта в сфере театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы;
формирование средствами профессионального художественного творчества узнаваемого позитивного образа Оренбургской области в российском и мировом культурном пространстве;
проведение цикла мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа населения к лучшим образцам профессионального искусства, через построение системы гастрольной деятельности профессиональных коллективов по Оренбургской области. Льготное посещение театров и филармонии для социально незащищенных слоев населения и жителей сельских районов;
развитие системы государственного заказа на постановку новых спектаклей и создание концертных программ.
Государственная поддержка направлена на постановку от 4 до 20 новых спектаклей и капитальное возобновление ранее созданных спектаклей и музыкальных программ, ежегодное проведение от 3 до 5 международных, всероссийских, региональных музыкальных и театральных фестивалей, выпуск не менее 5 наименований книжной продукции в год.
Планируется проведение государственных, юбилейных и праздничных мероприятий, презентаций, приемов в рамках поручений Губернатора и Правительства Оренбургской области.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 4 марта 2011 года N 135-п "Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" предполагается принятие комплексных мер по возрождению местных фольклорных песенно-обрядовых традиций, художественных промыслов и ремесел; созданию электронного каталога; развитию различных форм традиционного народного творчества.
В Оренбургской области наметились негативные тенденции в решении вопросов сохранения традиционной народной культуры, в том числе декоративно-прикладного творчества, ремесел:
в неудовлетворительном состоянии находится работа по сбору фольклора, а именно свернуты программы полевых исследований;
недостаточно компьютеров для обработки полученных ранее уникальных образцов традиционной культуры;
в недостаточном объеме выделяются средства на публикацию итогов проведенных исследований, отправку лучших коллективов народного творчества, мастеров декоративно-прикладного творчества на международные, всероссийские фестивали и выставки.
Недостаточное финансирование проектов ведет к безвозвратной утрате уникальных образцов нематериального культурного наследия народов Оренбуржья.
Реализация мероприятий данного направления способствует сохранению культурного наследия Российской Федерации и передаче его последующим поколениям, расширению межрегиональных культурных связей, повышению престижа любительского творчества, созданию условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
В связи с вышеизложенным будет продолжена работа по организации и проведению:
областного фестиваля народного творчества "Обильный край, благословенный", который проходит в Оренбуржье ежегодно начиная с 1990 года. Успешно работают свыше 6,5 тысячи коллективов народного творчества;
межрегионального конкурса "Русская песня", получившего признание на всероссийском уровне;
межрегионального фестиваля казачьей культуры "Оренбург - форпост России", в котором принимают участие не только российские, но и зарубежные исполнители.
2. Развитие образования в сфере культуры и искусства.
Срок реализации программных мероприятий данного направления - в течение всего периода реализации Программы.
Предполагается принятие комплекса мер по сохранению и развитию сложившейся в России уникальной трехуровневой системы подготовки творческих кадров.
В рамках решения этой задачи будет продолжена работа по выявлению талантливых детей и мотивации их к приобретению творческой профессии.
Мероприятия данного направления Программы предполагают:
формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, необходимой для развития общества;
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дополнительного, предпрофессионального и профессионального художественного образования;
совершенствование содержания образования через разработку концепций общеэстетического и раннего художественного воспитания, комплекса учебных программ нового поколения, а также создание экспериментальных площадок в образовательных учреждениях для их апробирования;
открытие новых специальностей в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
укрепление научного сопровождения процесса художественного образования.
Предусмотрена реализация мероприятий по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Особое внимание обращено на повышение квалификации и переподготовку творческих и педагогических кадров, оснащение и модернизацию детских школ искусств, модернизацию и развитие материальной базы образовательных учреждений культуры.
С целью создания условий для выявления одаренных детей и молодежи и их профессионального становления планируется проведение от 15 мероприятий в 2013 году до 35 мероприятий в 2018 году с привлечением российских и зарубежных деятелей культуры и искусств. Ежегодное проведение профильных творческих смен для одаренных детей и молодежи, в которых смогут принять участие более 200 человек.
В связи с принятием новых федеральных государственных требований возник вопрос повышения профессионального уровня преподавателей детских школ искусств, работающих с одаренными детьми и молодежью. Ежегодно планируется повышение квалификации преподавателей от 150 человек в 2013 году до 300 человек в 2018 году.
В рамках мероприятий Программы за 6 лет планируется оснастить современным оборудованием выставочный, театральный и 4 концертных зала образовательных учреждений сферы культуры и искусства, оборудовать 2 общежития, пополнить библиотечные фонды путем приобретения клавиров, партитур, других нотных изданий, художественных альбомов и учебников; оказать государственную поддержку 67 муниципальным детским школам искусств путем приобретения музыкальных инструментов, нотной литературы, специального оборудования (наглядные пособия, кисти, краски).
3. Обеспечение сохранения культурного наследия.
Срок реализации программных мероприятий данного направления - в течение всего периода реализации Программы.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить качественное преобразование музейной деятельности в Оренбургской области, оптимизировать ее организацию и результативность, внедрить современные информационные и образовательные технологии.
С каждым годом все острее ощущается необходимость сохранения лучших образцов национального изобразительного искусства, хранящихся в фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Планируется ежегодное планомерное проведение реставрационных работ, а также пополнение фондов музея уникальными образцами российского изобразительного искусства.
В рамках данного направления планируется оснащение государственных музеев высокотехнологичным оборудованием, что включает в себя приобретение компьютеров с лицензионным программным обеспечением, плазменных панелей, цифровых фотоаппаратов, многофункциональных устройств, сенсорных киосков с программным обеспечением, программного обеспечения АС "Музей-3" и другое.
Необходимо продолжить процесс создания сельских модельных библиотек (10 библиотек ежегодно), для оснащения которых необходимо приобретение специального оборудования, программного обеспечения, комплектование фондов.
Для технического переоснащения библиотек области необходимо приобретение компьютерного и периферийного оборудования, цифровой техники, лицензионного программного обеспечения, приобретение автоматизированной библиотечной системы (ИРБИС), комплектование фондов библиотек Оренбургской области, в том числе документами на различных носителях информации.
Кроме того, для обслуживания жителей отдаленных территорий планируется приобретение многопрофильных библиобусов (1 единица ежегодно).
4. Поддержка участия государственных учреждений во всероссийских и международных творческих мероприятиях.
Срок реализации программных мероприятий данного направления - в течение всего периода реализации Программы.
Государственная поддержка в рамках реализации данного мероприятия будет направлена на поддержку гастрольных проектов (от 2 до 5 в год), организацию участия ведущих коллективов в международных, всероссийских, региональных музыкальных и театральных конкурсах и фестивалях (от 1 до 3 в год), фестивалях и выставках народного творчества, участие государственных музеев в выставочных проектах (не менее 3 ежегодно), участие писателей и талантливой молодежи во всероссийских литературных форумах.
С целью повышения квалификации участников и позиционирования области на международном и всероссийском уровнях необходимо ежегодное участие студентов и преподавателей образовательных учреждений в творческих конкурсах, фестивалях и смотрах. Ежегодно планируется участие не менее чем в 10 мероприятиях различного уровня и направлений.
5. Развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства.
Состояние материально-технической базы учреждений культуры продолжает ухудшаться. Практически все учреждения культуры и искусства испытывают большую потребность в современных технических средствах: свето-, звуко- и видеоаппаратуре, сценическом, библиотечном, музейном оборудовании, музыкальных инструментах, компьютерной технике.
Важным направлением Программы является техническое перевооружение отрасли культуры, которая существенно отстает от современных требований технического оснащения. Выполнение мероприятий данного направления позволит преодолеть негативные тенденции в состоянии материальной базы учреждений культуры и искусства области путем приобретения современного компьютерного, мультимедийного и телекоммуникационного оборудования.
Данные действия будут проводиться в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", которым предусматривается внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, содействие переводу услуг учреждений на оказание в электронной форме.
В связи с изношенностью на 60,0 процента парка музыкальных инструментов областных театрально-зрелищных учреждений запланировано приобретение роялей, пианино, аккордеонов, баянов, комплектов оркестровых инструментов.
В рамках данного направления предусматриваются создание модельных домов культуры в муниципальных образованиях области, оснащение этих домов культуры компьютерной и периферийной техникой, программным обеспечением, комплектами инструментов для духовых оркестров и ансамблей народных инструментов, светотехническим и звукоусиливающим оборудованием. Для обслуживания поселений, не имеющих стационарных учреждений культуры, необходимо приобретение автотранспорта, специальных передвижных клубных систем для органов управления культурой городских округов и муниципальных районов области.
В результате реализации мероприятий данного направления к 2018 году планируется достигнуть 3-процентной доли модельных домов культуры среди клубных учреждений Оренбургской области.
Важным разделом данного направления является оборудование учреждений культуры современными противопожарными системами. Предусматривается организация работ по оборудованию зданий учреждений культуры системами автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре по 10 единиц ежегодно.
В рамках Программы будут осуществляться строительство и реконструкция объектов культуры и искусства, находящихся в собственности Оренбургской области.
С целью улучшения условий хранения архивных дел областной собственности, являющихся одной из наиболее ценных частей информационных ресурсов и историко-культурного наследия Оренбургской области, Программой предусматривается строительство здания Государственного архива Оренбургской области, оснащенного современным оборудованием новейших модификаций и специальными средствами хранения документов.
В рамках Программы предполагается предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований для софинансирования строительства и реконструкции учреждений культуры области. Субсидии будут выделяться городским округам и муниципальным районам на условиях долевого участия муниципальных образований в финансировании мероприятий Программы.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Средства областного бюджета, направленные на реализацию Программы, распределяются следующим образом.
Таблица 1
Перечень
мероприятий и объемы финансирования из областного бюджета
(тыс. рублей) | ||||||||
N п/п |
Направление Программы |
Всего |
В том числе по годам: |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1. |
Поддержка современного искусства и народного творчества |
255 960 |
31 330 |
35 220 |
42 310 |
45 550 |
49 030 |
52 520 |
2. |
Развитие образования в сфере культуры и искусства |
159 400 |
15 600 |
19 300 |
24 500 |
28 800 |
33 500 |
37 700 |
3. |
Обеспечение сохранения культурного наследия. Развитие музейного и библиотечного дела |
43 870 |
4 580 |
5 270 |
7 390 |
8 360 |
9 240 |
9 030 |
4. |
Поддержка участия государственных учреждений во всероссийских и международных творческих мероприятиях |
61 200 |
6 800 |
8 200 |
9 600 |
10 900 |
12 200 |
13 500 |
5. |
Развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства |
3 851 962 |
189 520 |
418 365 |
724 607 |
687 550 |
856 650 |
975 270 |
|
Итого |
4 372 392 |
247 830 |
486 355 |
808 407 |
781 160 |
960 620 |
1 088 020 |
|
Прочие расходы |
1 125 620 |
142 830 |
158 430 |
181 900 |
196 820 |
214 620 |
231 020 |
|
Капитальные вложения |
3 246 772 |
105 000 |
327 925 |
626 507 |
584 340 |
746 000 |
857 000 |
В рамках реализации направления Программы "Поддержка современного искусства и народного творчества" предусматриваются мероприятия, направленные на развитие профессионального искусства и литературы, проведение творческих мероприятий, реализацию программы творческих грантов, поддержку проектов, направленных на развитие народного творчества.
Реализация запланированных мероприятий с общим объемом финансирования в сумме 255 960 тыс. рублей будет осуществляться за счет средств областного бюджета по направлению расходов "Прочие расходы" в течение всего периода реализации Программы.
По направлению Программы "Развитие образования в сфере культуры и искусства" предусматриваются мероприятия по поддержке молодых дарований, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников учреждений культуры, искусства и художественного образования, развитию материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
Реализация запланированных мероприятий с общим объемом финансирования в сумме 159 400 тыс. рублей будет осуществляться за счет средств областного бюджета по направлению расходов "Прочие расходы" в течение всего периода реализации Программы.
В рамках реализации направления Программы "Обеспечение сохранения культурного наследия. Развитие музейного и библиотечного дела" предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности музейного фонда и развитию музеев, поддержке проектов в сфере музейной и библиотечной деятельности.
Реализация запланированных мероприятий с общим объемом финансирования в сумме 43 870 тыс. рублей будет осуществляться за счет средств областного бюджета по направлению расходов "Прочие расходы" в течение всего периода реализации Программы.
По направлению Программы "Поддержка участия государственных учреждений во всероссийских и международных творческих мероприятиях" предусматривается организация участия государственных учреждений в международных, всероссийских, региональных фестивалях, конкурсах, выставках, литературных форумах и прочих аналогичных мероприятиях.
Реализация запланированных мероприятий с общим объемом финансирования в сумме 61 200 тыс. рублей будет осуществляться за счет средств областного бюджета по направлению расходов "Прочие расходы" в течение всего периода реализации Программы.
В рамках реализации направления Программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры и искусства" предусматриваются мероприятия, направленные на внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизацию отрасли, укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства.
Реализация запланированных мероприятий с общим объемом финансирования в сумме 3 851 962 тыс. рублей будет осуществляться за счет средств областного бюджета в течение всего периода реализации Программы, в том числе по направлению расходов "Прочие расходы" - в сумме 605 190 тыс. рублей, "Капитальные вложения" - 3 246 772 тыс. рублей.
В целях реализации программных мероприятий планируется привлечение средств из федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований Оренбургской области.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного и местных бюджетов осуществляется в пределах сумм, предусмотренных на их реализацию законом Оренбургской области об областном бюджете и решениях о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год.
Программа открыта для дополнительного финансирования из внебюджетных источников государственных и муниципальных учреждений культуры, образовательных учреждений сферы культуры, бюджетов городских округов и муниципальных районов области, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VI. Механизм реализации программных мероприятий
Государственным заказчиком - координатором Программы является министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, которое несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение.
Для участия в Программе исполнители (государственные учреждения, подведомственные министерству культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, муниципальные образования Оренбургской области) ежегодно в сроки, установленные государственным заказчиком - координатором Программы, но не позднее 1 марта текущего финансового года, представляют в министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области заявки на участие в реализации мероприятий Программы по форме, утверждаемой приказом министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области в соответствии с условиями, установленными настоящим разделом Программы, и в пределах объема средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Программы на очередной год, производит отбор проектов для предоставления субсидии.
Основными условиями отбора государственных учреждений для предоставления субсидий на реализацию мероприятий Программы являются:
представление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации проектов с указанием сроков их реализации;
наличие сметы расходов на финансирование проекта;
обязательство обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы.
По результатам отбора формируется организационно-финансовый план Программы, утверждаемый министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Средства на реализацию мероприятий Программы государственным учреждениям, подведомственным министерству культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, предоставляются в виде субсидий на иные цели в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1225-п "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Оренбургской области".
Средства областного бюджета на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры (за исключением бюджетных инвестиций в строительство муниципальных объектов культуры) направляются в виде субсидий в бюджеты городских округов и муниципальных районов в соответствии с утвержденным порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов на софинансирование расходных обязательств городских округов и муниципальных районов по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (приложение N 5 к настоящей Программе).
Средства областного бюджета на софинансирование строительства и реконструкции объектов культуры муниципальных образований направляются в виде субсидий в бюджеты городских округов и муниципальных районов.
Основными условиями отбора муниципальных образований Оренбургской области для предоставления субсидий являются:
наличие муниципальных программ развития сферы культуры, реализуемых за счет средств местного бюджета;
наличие в местном бюджете ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в объеме, соответствующем уровню софинансирования из областного бюджета;
наличие проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы.
Число муниципальных образований определяется с учетом объемов выделенных бюджетных средств, а также суммы средств, необходимых для финансового обеспечения расходного обязательства муниципального образования.
По результатам отбора муниципальных образований министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области готовит заключение о необходимости софинансирования строительства и реконструкции объектов, заявленных муниципальными образованиями, и направляет его в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области с учетом заключений, полученных от министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, в установленном порядке формируется перечень строек и объектов муниципальной собственности, предлагаемый к финансированию на очередной год, который в дальнейшем утверждается Правительством Оренбургской области.
Размер субсидий из областного бюджета на софинансирование расходов на реализацию каждого мероприятия Программы i-му городскому округу и муниципальному району рассчитывается исходя из объема финансирования мероприятия в очередном финансовом году и процента софинансирования из областного бюджета, устанавливаемого в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности городского округа и муниципального района, по следующей формуле:
Ci = CCi x ПCi / 100, где:
Ci - объем субсидии на реализацию соответствующего мероприятия Программы из областного бюджета i-му городскому округу и муниципальному району;
CCi - объем средств, предусмотренный в областном бюджете на финансирование мероприятия Программы, предлагаемый к финансированию в очередном финансовом году;
ПCi - процент софинансирования из областного бюджета, устанавливаемый в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности i-го городского округа и муниципального района.
Уровень бюджетной обеспеченности городского округа (муниципального района) |
Доля средств областного бюджета, процентов (не более) |
до 0,6 |
95,0 |
от 0,6 до 1,0 |
90,0 |
свыше 1,0 |
85,0 |
Уровень бюджетной обеспеченности определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Предоставление субсидий из областного бюджета городским округам и муниципальным районам осуществляется на основании заключенных между государственным заказчиком и администрациями городских округов и муниципальных районов соглашений.
В соглашении о предоставлении субсидии городскому округу и муниципальному району на софинансирование расходов на реализацию мероприятий Программы предусматриваются:
целевое назначение субсидий;
сведения о размере субсидий, предоставляемой городскому округу и муниципальному району;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий Программы исходя из установленного уровня софинансирования;
обязательство муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений о предоставлении субсидий местным бюджетам сельских поселений в случае принятия решения о перечислении субсидий на реализацию мероприятий Программы в бюджеты сельских поселений;
обязательство городского округа и муниципального района обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы;
показатели эффективности использования субсидий из областного бюджета;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидий;
порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидий в случае нарушения органами местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных указанным соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках законодательства Российской Федерации.
Субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат изъятию из местных бюджетов в доход бюджета Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий Программы осуществляется министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В ходе реализации Программы и на основе анализа полученных результатов выполнения мероприятий, достижения целевых показателей Программы государственными заказчиками могут быть внесены предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнению затрат по программным мероприятиям, а также механизма реализации Программы.
VII. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных соглашений с городскими округами и муниципальными районами области.
Контроль за исполнением Программы включает в себя:
представление ежеквартальных отчетов и ежегодных докладов о реализации Программы в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;
контроль за эффективным и целевым использованием исполнителями выделяемых средств;
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области организует размещение на своем официальном сайте в сети Интернет текста утвержденной в установленном порядке Программы, нормативных правовых актов, принятых для ее реализации, а также информации о ходе ее реализации, фактическом финансировании, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, результатах проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.
При необходимости министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области подготавливает предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий и представляет их в Правительство Оренбургской области.
VIII. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, предусмотренных настоящей Программой.
Последовательная реализация Программы позволит:
достигнуть качественного уровня предоставления услуг в сфере культуры;
обеспечить увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий;
увеличить долю населения, занимающегося творческой деятельностью на непрофессиональной основе, до 6,0 процента к 2018 году;
увеличить долю детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся до 0,6 процента к 2018 году;
увеличить количество модельных библиотек;
увеличить долю библиотек, обеспеченных современным оборудованием и программными продуктами, до 75,0 процента к 2018 году;
увеличить долю библиотек, имеющих выход в сеть Интернет, до 48,0 процента к 2018 году;
внедрить современные технику и технологии в библиотечную и музейную сферы;
создать материально-технические условия для эффективного использования накопленного культурного потенциала;
достигнуть 3-процентной доли модельных домов культуры среди клубных учреждений Оренбургской области.
Экономическая эффективность Программы будет выражаться в улучшении финансово-экономических показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, образования сферы культуры и искусства, повышении качества предоставляемых указанными учреждениями услуг в интересах развития гражданского общества и повышения благосостояния населения Оренбургской области.
Реализация Программы позволит обеспечить создание условий для развития инновационных направлений во всех видах культурной деятельности и вывести сферу культуры на новый уровень, позволяющий иметь важное значение в социально-экономических процессах в Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.