Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации города
от 31 августа 2011 г. N 5957-п
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в муниципальном образовании "город Оренбург" на 2011 - 2015 годы"
(далее - Программа)
1. Краткая характеристика современного состояния Агропромышленного комплекса муниципального образования "город Оренбург"
Программа разработана в соответствии с Областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 22.04.2008 года N 162-пп.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
В ведении землепользователей находящихся на территории муниципального образования "город Оренбург" и занимающихся сельскохозяйственным производством находится 72,4 тысяч гектар сельскохозяйственных угодий из них 50,9 тысяч гектаров пашни.
Сегодня Агропромышленный комплекс муниципального образования "город Оренбург" представлен сельскохозяйственными товаропроизводителями различной формы собственности, которые поддерживаются на равных экономических условиях.
Работают 12 сельскохозяйственных предприятий, 29 снабженческих сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СССПК), 123 крестьянских фермерских хозяйства (КФХ), 2349 личных подсобных хозяйства (ЛПХ) и обрабатываются горожанами 36 тысяч садовых участков.
На территории десяти сельских населенных пунктов включенных в состав территорий муниципального образования "город Оренбург" проживает 17,8 тысяч человек, из которых 8,9 тысяч человек работающих.
Близость рынков сбыта обусловили преимущественную специализацию растениеводства пригородных хозяйств на возделывании овощей и картофеля.
В 2010 году сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности МО "город Оренбург" посеяли всего и ждали урожай с площади 45,1 тысяч гектар, в том числе весной, в хорошем состоянии было 10,3 тысячи озимых зерновых культур.
В то же время, неблагоприятный температурный режим в период роста и формирования урожая не позволили получить планируемую продуктивность сельскохозяйственных культур.
Из-за атмосферной засухи погибли зерновые культуры на площади 24,2 тысяча га, 53,7% от посевной площади.
С убранной площади 14,6 тысячи га собрано 9,3 тысяча тонн зерна, при урожайности 6,4 ц/га, в прошлом 2009 году урожайность составляла 13,5 ц/га.
С площади 475 га овощей собрано 9,4 тысяч тонн при урожайности 197 центнеров с гектара, с 430 гектар картофеля собрано 3,2 тысячи тонн при урожайности 75 центнеров с гектара. Производство продукции животноводства в 2010 году характеризуются следующими данными:
|
Все категории хозяйств |
Сельскохозяйственные предприятия |
ЛПХ и КФХ |
Поголовье к.р.с. (голов) |
6 036 |
2 914 |
3 122 |
в т.ч. коров (голов) |
2 505 |
940 |
1 565 |
Свиней (голов] |
6 135 |
4 500 |
1 635 |
Овец и коз (голов) |
2 140 |
596 |
1 544 |
Производство на убой скота и птицы в живом весе (тонн) |
2 330 |
468 |
1 862 |
Производство молока (тонн) |
10 050 |
3 004 |
7 046 |
2. Основные проблемы развития
1. Опережающий темп роста цен на потребляемые сельскохозяйственным производством ресурсы по сравнению с ростом цен на продукцию сельского хозяйства.
2. Снижающаяся техническая оснащенность сельхозтоваропроизводителей, низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов.
3. Отрицательное воздействие природно-климатических факторов, нарастание засушливых явлений в период вегетации растений, слабое развитие страхования при производстве сельскохозяйственной продукции пугает частных инвесторов, поэтому пока недостаточный приток частных инвестиций на развитие отрасли.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное эффективное развитие сельского хозяйства должно стать предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем и обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально - экономического развития в рассматриваемой перспективе.
3. Цели и задачи Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2011 - 2015 годы
Целью развития Агропромышленного комплекса муниципального образования "город Оренбург" является формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность и насыщение рынка города продовольствием, создание условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение благосостояния сельских жителей и улучшение социальных условий жизни на селе.
Устойчивое развитие сельских территорий предполагает выравнивание условий уровня жизни сельского и городского населения в части уровня реальных доходов, доступа к обустроенному жилью, услугам инженерной и социальной инфраструктуры, в том числе здравоохранения и образования, услугам транспорта и связи.
Непременным условием развития, так же является повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а так же на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Выполнение поставленной задачи является важным условием развития потенциала трудовых ресурсов агропромышленного комплекса, что в свою очередь является ключевым фактором развития и повышения его эффективности.
4. Развитие приоритетных подотраслей
Концепцией развития отрасли растениеводства на перспективу предусматривается сосредоточение основного производства продукции растениеводства на орошаемых землях, увеличение орошаемых площадей под овощи и картофель.
В 2010 году в ООО "АФ "Краснохолмская" проведена реконструкция орошаемого участка площадью 441 гектар, на общую сумму реконструкции 26 млн рублей, в том числе с областного бюджета помощь составила 5 млн рублей.
Одним из приоритетных направлений является переход на ресурсосберегающую технологию капельного орошения при выращивании овощей (внедрено 60 гектар в ООО "АФ "Краснохолмская", в перспективе будет доведено до 300 гектар, в том числе до 1 гектара закрытого грунта, 30 гектар в ООО "АФ "Промышленная", в перспективе будет доведено до 100 гектар, 35 гектар в снабженческом сбытовом сельскохозяйственном потребительском кооперативе "Союз", в перспективе будет доведено до 80 гектар, 20 гектар КФХ "Попова В.Е."), которая снизит издержки на производство, тем самым повысит конкурентоспособность продукции, увеличит рентабельность, прибыль - за этим будущее хозяйств.
Другое важное приоритетное направление - это сохранение и постепенное наращивание плодородия интенсивно используемых орошаемых земель.
В комплексе мер по воздействию на химические, физические и биологические процессы, протекающие в почве, центральное место отводится применению органических удобрений, ибо без них невозможно регулировать биологический круговорот веществ в агроэкосистемах, сохранить и обеспечить расширенное воспроизводство почвенного плодородия в рамках экономической целесообразности, в противном случае, произойдет промывка и засоление орошаемых земель.
Примером может служить ООО "АФ "Краснохолмская", которая в 2010 году внесла на орошении более 60 тысяч тонн органических удобрений и как результат, самая высокая урожайность картофеля и овощей, 110 - 298 центнеров с гектара соответственно.
Основной отраслевой проблемой, которая тормозит производство овощей и картофеля на орошаемых землях (особенно выращивание овощей в закрытом грунте) это высокие цены на электроэнергию и энергоносители.
Основной составляющей в себестоимости овощей и картофеля при орошении являются затраты на электроэнергию, особенно при выращивании овощей в закрытом грунте (в ООО "Агроиндустрия" доля затрат на энергоносители в себестоимости продукции составляет 83%) и служит тормозом в развитии этого вида круглогодового производства овощей. Как выход в сложившейся ситуации в ООО "Агроиндустрия" на перспективу планирует увеличить площадь теплиц с 3,5 га до 6 га, при условии пуска в эксплуатацию собственной котельной и приобретении 3-х газопоршневых генераторов, которые обеспечат теплицы собственной электроэнергией. В этом случае доля затрат на энергоносители в себестоимости продукции снизится в 2 раза.
При условии инвестирования проекта министерством сельского хозяйства области по альтернативной энергетике (ветроэнергетические установки) наши сельскохозяйственные товаропроизводители готовы принять участие в совместной программе по развитию альтернативной энергетики и установить девять ветроэнергетических установок общей мощностью 865 кВт.
Вырастить картофель и овощи - это пол дела, доработать, сохранить, и реализовать покупателю качественную продукцию и получить результат, это второе важное направление.
В ООО "АФ "Промышленная", ООО "АФ "Краснохолмская" приобретено и запущено в работу новое современное оборудование по сортировке, мойке и упаковке овощей и картофеля. Работа по оснащению овощехранилищ холодильными установками с автоматическим режимом регулирования температуры хранения овощей и картофеля будет продолжаться.
В то же время назрела потребность в переработке овощей, в строительстве завода по производству натуральных соков и детского питания. Работа в этом направлении ведется, уже проведены маркетинговые исследования по востребованности этой натуральной экологически чистой продукции из сырья сельскохозяйственных товаропроизводителей в первую очередь пригородных хозяйств города Оренбурга, имеется технологический проект, в настоящее время ведется разработка бизнес-плана для данного проекта.
Развитие растениеводства, кроме этого, предусматривается по направлениям:
- полное и эффективное использование всех сельскохозяйственных угодий;
- освоение ресурсосберегающих технологий;
- развитие селекции и семеноводства;
- повышение плодородия земель за счет внедрения травопольного севооборота;
- увеличение производства зерна озимых культур, кукурузы, выращиваемых по зерновой технологии, зернобобовых культур;
- увеличение площади многолетних насаждений.
Развитие и размещение отрасли животноводства определено с учетом специализации производства (молочное направление), обеспеченности людскими ресурсами, кормовой базой.
Рост производства животноводческой продукции, на ближайшую перспективу, будет обеспечиваться за счет улучшения кормления (используя орошаемые участки, выращивать бобовые травы на сено, корнеплоды на всю зиму 1,5 - 2 тонны на корову, используя овощехранилища). В ООО "АФ "Промышленная", где обеспеченность в зимовку составляет из года в год не менее 25 - 28 центнеров кормовых единиц на условную голову, при заготовке 3 тонн кормовой свеклы на голову, молочная продуктивность на корову в 2010 году составила 5 916 кг молока.
На втором этапе, в хозяйствах, где решены проблемы по полноценному кормлению, необходимо добиться внедрения масштабной селекции по созданию стада с высоким генетическим потенциалом и репродуктивными качествами.
С целью получения на перспективу лицензии на племенной репродуктор по черно-пестрой породе скота в ООО "АФ "Промышленная", было завезено 145 племенных телок черно-пестрой породы, с высокой продуктивностью по материнской линии.
С принятием Постановления Правительства Оренбургской области N 539-п от 19.10.2009 "О порядке финансирования в 2009 году мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2009 - 2012 годы", некоторые личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства проявили интерес к разведению скота мясных пород казахской белоголовой породы. Успешно работают с этой породой КФХ "Гринцов С.Ф." (56 голов), личное подсобное хозяйство Ковешникова В.Ю. (50 голов), с. Городище. На перспективу в п. Бердянка планируется строительство площадки по выращиванию и откорму мясного скота (500 гол. маток, всего 1500 гол.) на базе ООО " Бердянское" с вложением капитала 25 млн рублей.
5. Мероприятия по реализации Программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные за реализацию мероприятий |
Источники финансирования |
Сумма расходов всего (млн руб.) |
В том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||
1. |
Совершенствование технологии заготовки кормов - проведение семинаров - совещаний с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей по обсуждению опыта внедрения передовых современных технологий заготовки кормов с использованием комплекса современных кормозаготовительных машин, обеспечивающих заготовку качественных кормов |
ежегодно |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Внедрение современных технологий по производству молока - повышение профессионального мастерства специалистов, занятых в сфере производства молока, проведение конкурсов повышения мастерства операторов машинного доения и техников по искусственному осеменению коров |
ежегодно |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Мониторинг динамики изменения показателей производства зерна, картофеля, овощей, молока, мяса. Оценка показателей производства всех видов сельскохозяйственной продукции на основе государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности и обобщение указанных сведений |
ежемесячно |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Координация сельскохозяйственных товаропроизводителей по соблюдению порядка предоставления финансовой поддержки на производство сельскохозяйственной продукции |
ежемесячно |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Областной бюджет через фин. управ, города по уведомлению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
всего: |
34211,0 |
6691,0 |
6880,0 |
6880,0 |
6880,0 |
6880,0 |
||||
- молоко |
23476,0 |
4695,2 |
4695,2 |
4 695,2 |
4695,2 |
4695,2 |
||||
- мясо свиней |
2445,0 |
489,0 |
489,0 |
489,0 |
489,0 |
489,0 |
||||
- содержание овец и коз |
509,0 |
101,8 |
101,8 |
101,8 |
101,8 |
101,8 |
||||
- поддержка мясного скотоводства |
2171,0 |
283,0 |
472,0 |
472,0 |
472,0 |
472,0 |
||||
- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам |
5610,0 |
1122,0 |
1122,0 |
1122,0 |
1122,0 |
1122,0 |
||||
5. |
Координация работы по соблюдению порядка предоставления финансовой поддержки на совершенствование селекционной и племенной работы |
ежегодно |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Федеральный, Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Обеспечение государственной поддержки по поддержанию почвенного плодородия, субсидии на компенсацию части затрат: - на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений - на закладку и уход за многолетними насаждениями |
по сезонам года |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Федеральный, областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Координация сельскохозяйственных товаропроизводителей по соблюдению порядка предоставления финансовой поддержки элитного семеноводства |
по сезонам года |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Федеральный, Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Обеспечение оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям, личным подсобным хозяйствам населения консультационной помощи по технологиям ведения отраслей животноводства, растениеводства, экономике и финансам, агротехнике и охране труда, общим вопросам |
Постоянно |
Управление сельского хозяйства администрации г. Оренбурга |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Характеристика программных мероприятий
Устойчивое развитие сельских территорий - это развитие инфраструктуры села. Села и поселки МО "город Оренбург" находятся более в выгодном положении, чем сельские районы, так как все городские службы в равной степени, как и в городе, обслуживают сельское население, занимаются проблемами села (по всем селам полностью переданы городу системы водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение). К мероприятиям проводимым "Управлением" относится содействие повышению благосостояния сельского населения путем поддержки личных подсобных хозяйств, это прежде всего, обслуживание (помощь в приобретении корма, техники, молодняка всех видов скота, в организации ветеринарного обслуживания, в получении кредитных ресурсов) и организации реализации произведенной продукции.
В рамках повышения эффективности управления территориями продовольственного пояса (далее - ПП) в 2010 году запущена в работу автоматизированная система управления территориями ПП, приобретено оборудование, оборудовано компьютерами 12 рабочих мест, выполнены работы на 1 млн 980 тысяч рублей (бюджет города).
Необходимо освоить данную систему управления, в которую входит система сбора и электронной обработки информации и отчетности с предприятий и администраций сел, осуществляется информационное содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в отношении выхода на новые рынки сбыта продукции.
Специалистами управления сельского хозяйства администрации города Оренбурга в автоматической информационной системе управления территориями продовольственного пояса, через портал "Оренбург Агро" за 5 месяцев 2011 года проведено консультирование специалистов и населения, даны исчерпывающие ответы на 75 заданных вопросов по технологиям ведения отраслей животноводства, растениеводства, экономике и финансам, агротехнике и охране труда, общим вопросам.
7. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве, за счет развития земельной ипотеки как важного условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями, включая личные подсобные хозяйства, индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет Федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
8. Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Для достижения поставленной цели необходимо увеличить удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 20%, тем самым повысить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.
Поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения части затрат (постановление Правительства Оренбургской области N 460-п от 28.06.2010) сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенными ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2010 г. N 460-п утратило силу. О порядке предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования см. постановление Правительства Оренбургской области от 8 мая 2013 г. N 365-п
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масленичных, технических, кормовых, картофеля и овощей), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, половодье и переувлажнение почвы).
9. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется управлением сельского хозяйства администрации города Оренбурга, сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе Соглашения N 92 от 15.04.2008 между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и администрацией муниципального образования "город Оренбург", которое предусматривает взаимные обязательства по финансированию мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов, а также выполнение показателей программных мероприятий.
10. Мониторинг осуществления Программы и оценка её эффективности
Реализация Программы осуществляется управлением сельского хозяйства администрации г. Оренбурга.
Управлением сельского хозяйства администрации г. Оренбурга ежегодно готовит доклад о ходе и результатах реализации Программы и предоставляет его в Министерство сельского хозяйства Оренбургской области.
11. Временные этапы реализации Программы
Развитие агропромышленного комплекса города до 2015 года будет осуществляться поступательно со средним темпом роста производства 4,1% в год. На первоначальном этапе (до 2011 года) за счет выполнения комплекса мероприятий предусмотренных приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", прирост производства ожидается, как в сельхозпредприятиях, так и малых формах хозяйствования путем стимулирования активизации их хозяйственной деятельности.
Второй этап (2011 - 2015 годы): в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса произойдет определенная стабилизация производства продукции. Основной его прирост планируется в крупных сельскохозяйственных вертикально - интегрированных предприятиях путем внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий.
Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2011 - 2015 годы по МО "город Оренбург" указаны в (Приложении 1).
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Программы по селам МО "город Оренбург" указаны в (Приложении 2).
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Программы по сельскохозяйственным предприятиям указаны в (Приложении 3).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.