Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
1. Государственная функция по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - государственная функция).
2. Государственная функция по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство).
3. Исполнение государственной функции регулируется следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) ("Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 9 237);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I), ст. 1);
Федеральным законом от 10 января 2001 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2, ст. 133);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "10 января 2002 г."
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 26, ст. 3009);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19, ст. 2060);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I), ст. 6249);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" (Собрание законодательства Российской Федерации от 2 февраля 2009 г. N 5, ст. 625);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2009 г. N 14, ст. 1668);
Законом Оренбургской области от 29 августа 2005 года N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды" (Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 августа 2005 г. (31 заседание), I часть);
указом Губернатора Оренбургской области от 14 марта 2011 года N 120-ук "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области" (газета "Оренбуржье" от 22 марта 2011 г. N 42);
постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 271-п "О наделении министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора" ("Оренбуржье" от 17 мая 2011 г. N 72);
постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 272-п "О перечне должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор" ("Оренбуржье" от 17 мая 2011 г. N 72);
постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 года N 785-п "О порядке ведения регионального кадастра отходов Оренбургской области" ("Оренбуржье" от 27 сентября 2012 г. N 157).
4. Государственный надзор в области обращения с отходами представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
5. Административный регламент министерства по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых государственными инспекторами Оренбургской области по охране природы, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с отходами, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении проверок.
6. Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и Оренбургской области при осуществлении деятельности в области обращения с отходами проводятся на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Должностные лица, ответственные за исполнение Административного регламента
7. Перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих региональный государственный надзор в области обращения с отходами и являющихся государственными инспекторами Оренбургской области по охране природы, определяется в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 г. N 272-п "О перечне должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор".
8. Должностные лица Министерства, осуществляющие региональный государственный экологический надзор в области обращения с отходами:
министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - главный государственный инспектор Оренбургской области по охране природы;
заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, курирующий вопросы охраны окружающей среды и экологии, - заместитель главного государственного инспектора Оренбургской области по охране природы;
начальник управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - старший государственный инспектор Оренбургской области по охране природы;
начальник отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - старший государственный инспектор Оренбургской области по охране природы;
консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - государственный инспектор Оренбургской области по охране природы;
главный специалист отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - государственный инспектор Оренбургской области по охране природы;
ведущий специалист отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - государственный инспектор Оренбургской области по охране природы.
9. Должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами Оренбургской области по охране природы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министр) о проведении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по надзору;
3) выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области обращения с отходами, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований;
7) проверять:
- соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований в области обращения с отходами, в том числе проведение производственного контроля в области обращения с отходами. Осуществление мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области обращения с отходами;
- выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- соблюдение требований, норм и правил в области обращения с отходами при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
- внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения;
- полноту и эффективность выполнения организационно-технических и технологических мероприятий по уменьшению образования отходов с целью доведения их до установленных нормативов;
- обеспечение своевременного вывоза загрязняющих отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
- выполнение предписаний государственных инспекторов Оренбургской области по охране природы, осуществляющих государственный надзор в области обращения с отходами, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
- соответствие новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям в области обращения с отходами;
- наличие паспортов опасных отходов;
- организацию и проведение производственного контроля в области обращения с отходами, в том числе аналитического (инструментального) контроля, и наличие лиц, ответственных за его проведение;
- соблюдение иных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
10. Должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами Оренбургской области по охране природы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании приказа (распоряжения) Министра о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Министра и, если требуется, копии документа о согласовании проведения внеплановой проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
11. При проведении проверки должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами Оренбургской области по охране природы, не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Министерства;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проведения такой проверки в случае поступления в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору.
Права и ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении проверки
12. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. При проведении проверок:
- юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц;
- индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Конечными результатами исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, являются:
1) выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и предъявление требований по обеспечению их устранения или установление отсутствия нарушений;
2) привлечение виновных лиц к административной ответственности;
3) подготовка и направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные правоохранительные органы или контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушений требований природоохранного законодательства, не входящих в компетенцию Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.