Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Обеспечение качественными услугами
жилищно-коммунального хозяйства
населения Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма
"Организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на 2014 - 2020 годы
(далее - подпрограмма)
26 февраля, 15 мая, 25 июля 2014 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июля 2014 г. N 539-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика жилищно-коммунальной сферы Оренбургской области и прогноз ее развития
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Оренбургской области прошло несколько важных этапов, в ходе которых выполнены задачи совершенствования системы управления многоквартирными домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса области характеризуется значительным снижением эксплуатационных показателей жилых домов, недостаточно высоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием топливных, энергетических ресурсов, загрязнением окружающей среды. Причинами возникновения вышеуказанных проблем являются:
недостаточное финансирование работ по ремонту жилищного фонда;
высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры.
В целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах граждан и эффективного проведения жилищной реформы, предусматривающей содержание и ремонт многоквартирных домов за счет средств собственников помещений, необходимо приведение жилищного фонда в порядок в соответствии со стандартами качества, обеспечивающими комфортное проживание, путем капитального ремонта. Данная подпрограмма подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории области.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) позволил стимулировать проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов.
Оренбургская область с 2008 года успешно сотрудничает с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ). Выполнила требования Федерального закона N 185-ФЗ и воспользовалась правом на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ 42 муниципальных образования области. Общий объем финансирования областных адресных программ проведения капитального ремонта в 2008 - 2012 годах составил 3719,7 млн рублей, в том числе за счет финансовой поддержки Фонда - 2765,1 млн рублей.
За данный период в области с использованием средств Фонда ЖКХ было обеспечено проведение капитального ремонта 2753 многоквартирных домов общей площадью 6,3 млн. кв. метров, что позволило улучшить условия проживания 0,3 млн человек.
Вместе с тем, потребность в проведении капитальных ремонтов общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области, очень высока.
В настоящее время потребность в финансовых средствах на приведение многоквартирных домов в нормативное состояние составляет 18,0 млрд рублей.
На 1 января 2012 года в капитальном ремонте нуждается 58,0 процента от общего количества многоквартирных домов.
2. Приоритеты государственной политики, цели, задачи и срок реализации подпрограммы
Приоритеты государственной жилищной политики определенны в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп.
Первым приоритетом государственной политики является улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.
Для этого необходимо будет предпринять меры по:
обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
увеличению уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами);
существенному повышению их энергетической эффективности;
созданию областной системы капитального ремонта и внедрению устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения капитального ремонта;
регулированию отношений между Фондом ЖКХ, Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления.
Целями подпрограммы "Организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на 2014 - 2020 годы являются:
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Достижение целей подпрограммы осуществляется путем решения следующих задач:
формирование фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
организация новой системы финансирования и проведения капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки;
улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах.
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы.
Решение поставленных задач позволит обеспечить достижение значений целевых показателей (индикаторов), представленных в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2014 г. N 292-пп раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
3. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма "Организация проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на 2014 - 2020 годы не предусматривает реализацию ведомственных целевых программ и предполагает с помощью программно-целевых инструментов осуществить реализацию следующих основных мероприятий:
Основное мероприятие 2. "Софинансирование работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области".
В рамках данного мероприятия предусматривается предоставление субсидий муниципальным образованиям области на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета. Кроме того, реализацию мероприятия предполагается осуществлять в 2014 - 2015 годах с привлечением средств Фонда ЖКХ. Организация и формирование областной системы капитального ремонта позволят обеспечить проведение капитального ремонта за счет средств областного, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах.
В рамках данного основного мероприятия будет принята региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области, на 2014 - 2020 годы (I этап) и на 2020 - 2043 годы (II этап).
В 2014 - 2015 годах реализация мероприятия будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в рамках принимаемых краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области;
Основное мероприятие 3. "Предоставление субсидии региональному оператору на осуществление деятельности по организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в виде имущественного взноса".
В рамках данного мероприятия предусматривается учреждение некоммерческой организации, в функции которой входит организация проведения капитальных ремонтов общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области".
Порядок определения объема и предоставления субсидии региональному оператору из областного бюджета устанавливается Правительством Оренбургской области.
Реализация мероприятий подпрограммы при участии средств областного бюджета позволит обеспечить плановый подход к организации капитального ремонта многоквартирных домов.
Основные мероприятия изложены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2014 г. N 292-пп в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Характеристика мер правового и государственного регулирования
Подпрограмма предполагает реализацию ряда мер правового регулирования.
В целях создания долгосрочных устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Правительством Оренбургской области планируется создание системы финансового и организационного обеспечения проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов с учетом возможностей областного и местных бюджетов.
Правительство Оренбургской области планирует принять следующие нормативные правовые акты, направленные на создание и обеспечение функционирования областной системы капитального ремонта:
Закон Оренбургской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области";
региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области, на 2014 - 2043 годы";
краткосрочный план реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах" на 2014 - 2016 годы;
краткосрочный план реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах" на 2015 - 2017 годы.
На собственников помещений в многоквартирных домах возлагается обязанность по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем внесения ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Указанный фонд формируется одним из следующих способов:
накопление взносов на капитальный ремонт на специальном банковском счете многоквартирного дома, при этом права на денежные средства на этом счете принадлежат собственникам помещений в данном доме;
перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт оператору региональной системы капитального ремонта (далее - региональный оператор), который принимает на себя обязанность обеспечить проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, и профинансировать расходы на этот ремонт за счет фонда ремонта дома, а также за счет иных средств.
В случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, аккумулирование средств осуществляется у регионального оператора.
Контроль за функционированием областного фонда капитального ремонта осуществляют государственная жилищная инспекция по Оренбургской области и министерство в соответствии с установленными полномочиями. В целях контроля за функционированием областного фонда капитального ремонта владелец специального счета многоквартирного дома или областной оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора предусмотренные законодательством Оренбургской области сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых осуществляют формирование фонда капитального ремонта на счетах областного оператора или специальном счете дома, открытом на имя областного оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах, об остатке средств на специальных счетах многоквартирных домов в порядке и сроки, предусмотренные законом Оренбургской области.
Региональный оператор учреждается министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Оренбургской области от 12 сентября 2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в виде некоммерческой организации, в функции которой входит организация проведения капитальных ремонтов общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области.
Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений и других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Реализация мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2014 - 2015 годах осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ.
Механизм реализации представляет собой систему приема заявок от администраций муниципальных образований, выполнивших условия, определенные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
Органы местного самоуправления области ежегодно в сроки, установленные министерством, представляют в министерство предложения по реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Реализация мероприятий по софинансированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета и средств Фонда ЖКХ в 2014 - 2015 годах осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ в рамках принимаемых региональных адресных программ.
Сведения о мерах правового регулирования приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий реализации подпрограммы
Подпрограмма не предусматривает доведения государственных заданий государственным учреждениям и оказания государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы.
6. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В реализации мероприятия подпрограммы принимает участие Фонд ЖКХ, который в рамках Федерального закона N 185-ФЗ участвует в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленных на предоставление средств бюджету Оренбургской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Условия предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки стимулируют развитие в Оренбургской области региональных систем капитального ремонта, переход на современные формы управления объектами коммунальной инфраструктуры, совершенствование системы нормативно-технического регулирования.
Реализация мероприятия при участии средств Фонда ЖКХ позволит обеспечить плановый подход к организации капитального ремонта.
Министерство в рамках данной подпрограммы участвует в реализации мероприятия, направленного на предоставление средств бюджетам муниципальных образований области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Фонд ЖКХ, наделенный полномочиями регионального оператора, обеспечивает организацию и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансовое обеспечение, на территории Оренбургской области.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июля 2014 г. N 539-пп в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2020 годах из областного бюджета составит 236 500,0 тыс. рублей (прогнозно), в том числе по годам:
2014 год - 6 500,0 тыс. рублей;
2017 год - 50 000,0 тыс. рублей;
2018 год - 55 000,0 тыс. рублей;
2019 год - 60 000,0 тыс. рублей;
2020 год - 65 000,0 тыс. рублей.
На реализацию подпрограммы предполагается направление средств местных бюджетов в сумме 482500,0 тыс. рублей (прогнозно).
Кроме того, предполагается привлечение средств внебюджетных источников: средств собственников помещений в многоквартирных домах, формируемых на специальных счетах товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и счетах регионального оператора; Фонда ЖКХ, частных инвесторов (далее - юридические лица) - 8 386 300,0 тыс. рублей (прогнозно), из них Фонда ЖКХ - 166 395,9 тыс. рублей (прогнозно), в том числе по годам:
2014 год - 105 888,3 тыс. рублей;
2015 год - 60 507,6 тыс. рублей.
Объем финансирования за счет средств областного бюджета подпрограммы на 2014 - 2020 годы подлежит ежегодному уточнению на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы из областного бюджета (в ценах соответствующих лет) представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета Оренбургской области и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы на период до 2020 года приведены в приложении N 5 к настоящей Программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам реализации подпрограммы следует отнести:
1) институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных подпрограммой (например, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов), что может привести к невыполнению подпрограммы в полном объеме. Данный риск оценивается как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках подпрограммы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
2) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы или задержке их выполнения. Данный риск оценивается как умеренный;
3) риск финансового обеспечения, связанный с финансированием подпрограммы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности подпрограммы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Риск сбоев в реализации подпрограммы по причине недофинансирования оценивается как высокий.
Наибольшее отрицательное влияние рисков на реализацию подпрограммы может оказать реализация институционально-правового риска и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации подпрограммы.
Управление рисками реализации подпрограммы осуществляет министерство в соответствии с поставленными задачами и полномочиями органов исполнительной власти Оренбургской области.
9. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы определяется в соответствии с методикой оценки эффективности Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.