Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к указу Губернатора области
от 18 августа 2014 г. N 514-ук
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Оренбургской области при осуществлении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Законом Оренбургской области от 22 декабря 2005 года N 2871/508-III-ОЗ "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Оренбургской области", Законом Оренбургской области от 10 ноября 2006 года N 720/147-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", указом Губернатора Оренбургской области от 27 сентября 2006 года N 177-ук "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Оренбургской области" и определяет порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, представляют собой комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов, организаций и учреждений по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
3. Основной целью взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, является повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Основными задачами взаимодействия по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
выявление и учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, совершению преступлений, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними и в отношении них;
координация действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию своевременной помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении.
II. Структуры, обеспечивающие выявление, учет и организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении
5. В деятельности по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, принимают участие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные органы, организации и учреждения в порядке и в рамках компетенции, установленных законодательством Российской Федерации.
III. Категории несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
6. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающие правонарушения или антиобщественные действия.
7. К семьям, находящимся в социально опасном положении, относятся семьи, имеющие несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, в которых родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
8. Признаками семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению несовершеннолетних (отсутствие у несовершеннолетних необходимой одежды по сезону, регулярного питания в соответствии с возрастом, условий для воспитания, в том числе санитарно-гигиенических, для ухода за несовершеннолетними; отказ от лечения несовершеннолетних; оставление несовершеннолетних по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором они не могут самостоятельно ориентироваться, если вышеуказанное создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних вследствие виновного противоправного поведения родителей);
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей): злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотическими средствами без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие;
вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: попрошайничество, проституция, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, одурманивающих веществ и другие;
жестокое обращение с несовершеннолетними со стороны родителей (законных представителей): нанесение физического, психического и морального вреда несовершеннолетним;
отсутствие контроля за воспитанием и обучением несовершеннолетних, приводящее к нарушению прав несовершеннолетних на образование и воспитание или к совершению несовершеннолетними противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей (законных представителей).
IV. Организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении
9. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов, районов в городских округах области (далее - КДНиЗП муниципального образования) утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении (далее - индивидуальная профилактическая работа), по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, (далее - индивидуальный план профилактической работы) и контролируют их выполнение.
10. Выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11. О факте неблагополучия несовершеннолетних и (или) семей, подпадающем под признаки, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно сообщают в КДНиЗП муниципального образования, при этом указанный факт фиксируется секретарем КДНиЗП в журналах (приложения N 1, N 2 к настоящему Порядку).
12. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также незамедлительно информируют:
орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию;
орган социальной защиты населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел - о выявлении родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;
медицинскую организацию - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
орган, осуществляющий управление в сфере образования, - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в оказании помощи при организации отдыха, досуга, занятости.
13. Сообщения о несовершеннолетних и (или) семьях, предположительно находящихся в социально опасном положении, поступают в КДНиЗП муниципального образования в виде:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей (законных представителей) о необходимости оказания ему помощи;
приговора, определения или постановления суда;
акта первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
протокола об административном правонарушении, постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела или дела об административном правонарушении, представления прокуратуры, следственных органов;
заключения, утвержденного руководителем органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
устного (письменного) сообщения в произвольной форме от органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, иных органов и учреждений, общественных организаций и граждан.
14. При выявлении несовершеннолетнего, предположительно находящегося в социально опасном положении и не проживающего на территории муниципального образования Оренбургской области, где несовершеннолетний был выявлен, КДНиЗП муниципального образования информирует КДНиЗП по месту жительства несовершеннолетнего.
15. В случае если место проживания несовершеннолетнего не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту его выявления.
16. В случае отсутствия объективной информации о несовершеннолетнем и (или) семье, недостоверности сведений о них КДНиЗП муниципального образования по месту выявления несовершеннолетнего и (или) семьи в течение 3 дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи с участием специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и составляет акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи с рекомендациями по работе с несовершеннолетним и (или) семьей (приложение N 3 к настоящему Порядку).
17. В случае если факты указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, КДНиЗП муниципального образования на ближайшем заседании принимает постановление об организации индивидуальной профилактической работы, а также определяет орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственный за работу с конкретным несовершеннолетним и (или) семьей (далее - ответственный орган) в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
18. Ответственный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, получив копию постановления КДНиЗП муниципального образования о проведении индивидуальной профилактической работы, в течение 5 дней со дня получения постановления КДНиЗП муниципального образования принимает в рамках своей компетенции решение о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет и организации индивидуальной профилактической работы с ним и (или) с ней и осуществляет подготовку плана индивидуальной профилактической работы с учетом поступивших предложений от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о чем уведомляет КДНиЗП муниципального образования.
19. Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в КДНиЗП муниципального образования сведения о реализации мероприятий плана индивидуальной профилактической работы.
20. КДНиЗП муниципального образования ежеквартально анализирует информацию о реализации плана индивидуальной профилактической работы.
21. Решение об окончании индивидуальной профилактической работы принимает КДНиЗП муниципального образования.
22. Основаниями для окончания индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним являются:
исправление несовершеннолетнего;
достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, учреждение интернатного типа или специализированное учреждение системы социальной защиты;
недостоверность информации и материалов, послуживших основанием для постановки несовершеннолетнего на учет;
совершение несовершеннолетним преступления (в отношении несовершеннолетнего избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо несовершеннолетний осужден к лишению свободы);
признание несовершеннолетнего в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
убытие несовершеннолетнего для проживания в другую территорию;
другие основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
23. Основаниями для окончания индивидуальной профилактической работы с семьей являются:
достижение младшим ребенком 18-летнего возраста;
недостоверность информации и материалов, послуживших основанием для постановки семьи на учет;
признание в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоих родителей или единственного родителя умершими или безвестно отсутствующими;
лишение родительских прав обоих родителей или единственного родителя;
направление обоих родителей или единственного родителя в места лишения свободы на длительный срок, на длительное стационарное лечение, в интернатные учреждения;
убытие семьи для проживания в другую территорию;
выполнение плана индивидуальной профилактической работы и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение, улучшение ситуации в семье;
другие основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
24. В случае убытия несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в другую территорию КДНиЗП муниципального образования информирует о настоящем факте КДНиЗП муниципального образования по месту убытия несовершеннолетнего и (или) семьи при наличии сведений о месте их проживания.
25. На основе изучения выполнения плана индивидуальной профилактической работы, анализа ситуации в семье ответственный орган готовит заключение к заседанию муниципальной КДНиЗП об окончании индивидуальной профилактической работы в связи с исправлением поведения несовершеннолетнего, улучшением положения в семье или необходимости продолжения работы с ними.
По иным основаниям заключение готовится в течение 3 дней со дня наступления соответствующих обстоятельств.
26. Копия постановления КДНиЗП муниципального образования об окончании индивидуальной профилактической работы направляется в течение 3 дней в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
27. КДНиЗП муниципального образования в течение 3 дней со дня принятия решения об окончании индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним уведомляет об этом его родителей (законных представителей).
28. На каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, формируется личное дело (приложение N 4 к настоящему Порядку).
29. Для каждой семьи, находящейся в социально опасном положении, формируется индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении (приложение N 5 к настоящему Порядку).
30. Личное дело несовершеннолетнего и индивидуальная программа реабилитации семьи, находящихся в социально опасном положении, оформляются и ведутся ответственным органом.
31. Личное дело несовершеннолетнего и индивидуальная программа реабилитации семьи, находящихся в социально опасном положении, содержат:
акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи;
план индивидуальной профилактической работы;
сведения о выполнении плана индивидуальной профилактической работы;
информацию, характеризующую личность и поведение несовершеннолетнего, его образ жизни, отношение к учебе или работе, характеристику членов семьи (при необходимости);
акт контрольного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи;
заключение КДНиЗП муниципального образования;
записи об изменении ситуации в семье;
другие документы.
При организации индивидуальной профилактической работы допускается ведение одного личного дела, в котором находятся документы на несовершеннолетнего и индивидуальная программа реабилитации семьи.
32. После окончания индивидуальной профилактической работы личное дело несовершеннолетнего (индивидуальная программа реабилитации семьи) хранится в ответственном органе.
33. Передача личного дела несовершеннолетнего (индивидуальной программы реабилитации семьи) третьим лицам, органам и организациям, не оговоренным настоящим Порядком, если это не связано с необходимостью экстренной защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего, может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
V. Контроль за реализацией настоящего Порядка
34. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации настоящего Порядка осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.