Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к государственной программе
"Управление государственными
финансами и государственным
долгом Оренбургской области"
Подпрограмма 4
"Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области"
Паспорт подпрограммы 4
"Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство финансов Оренбургской области |
Участники подпрограммы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области |
Цель подпрограммы |
- |
повышение эффективности бюджетных расходов на основе дальнейшего совершенствования бюджетных правоотношений и механизмов использования бюджетных средств |
Задачи подпрограммы |
- |
создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов; совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области при формировании программного бюджета; повышение эффективности распределения бюджетных средств; реализация мероприятий по оптимизации функций государственного и муниципального управления и повышению эффективности их исполнения; бесперебойное функционирование информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами; обеспечение повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне; повышение уровня качества управления государственными финансами Оренбургской области; повышение уровня качества управления муниципальными финансами городских округов и муниципальных районов области; соблюдение принципов открытости бюджетных данных; реализация проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах; повышение уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета |
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках подпрограммы |
- |
"Вовлечение жителей муниципальных образований Оренбургской области в процесс выбора и реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах" |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
оценка обеспечения сбалансированности и устойчивости областного и местного бюджетов; оценка внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Оренбургской области при формировании программного бюджета; оценка повышения эффективности распределения бюджетных средств; оценка оптимизации функций государственного и муниципального управления, повышения эффективности их обеспечения; оценка развития информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами; оценка повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне; рейтинг Оренбургской области среди субъектов Российской Федерации по качеству управления государственными финансами; средняя оценка качества управления муниципальными финансами городских округов и муниципальных районов области; индекс открытости бюджетных данных; доля жителей, вовлеченных в процесс выбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общей численности жителей населенных пунктов, на территории которых осуществлялся процесс выбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах; доля завершенных проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем количестве таких проектов; количество реализованных проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах; средняя оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, имеющих подведомственные учреждения; средняя оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, не имеющих подведомственных учреждений |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2019 - 2024 годы, этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
440 892,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 73 482,0 тыс. рублей; 2020 год - 73 482,0 тыс. рублей; 2021 год - 73 482,0 тыс. рублей; 2022 год - 73 482,0 тыс. рублей; 2023 год - 73 482,0 тыс. рублей; 2024 год - 73 482,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
формирование программного бюджета и реализация подходов бюджетирования, ориентированного на результат; выполнение государственными учреждениями области государственных заданий на оказание государственных услуг на уровне не ниже 95 процентов; формирование бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, рассчитанных исходя из утвержденных нормативов финансовых затрат; своевременное и в полном объеме размещение информации о деятельности государственных учреждений области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; повышение рейтинга Оренбургской области по уровню качества управления государственными финансами по итогам оценки на федеральном уровне; увеличение количества городских округов и муниципальных районов области, улучшивших уровень качества управления муниципальными финансами по результатам оценки качества управления муниципальными финансами; повышение рейтинга Оренбургской области по уровню открытости бюджетных данных; развитие сельских населенных пунктов Оренбургской области, обусловленное реализацией проектов, основанных на местных инициативах; увеличение численности жителей, вовлеченных в процессы обсуждения и принятия бюджетных решений; увеличение численности главных распорядителей средств областного бюджета, улучшивших уровень качества финансового менеджмента по результатам оценки |
1. Общая характеристика реализации сферы подпрограммы
Повышение эффективности бюджетных расходов является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, развития инфраструктуры, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Оренбургской области.
За последние годы успешно реализован перечень мероприятий и проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами.
Вопросам повышения эффективности бюджетных расходов с каждым годом уделяется все больше и больше внимания.
В этом процессе Оренбургская область принимает активное участие. Применение программно-целевых инструментов в течение 2015 - 2017 годов, в том числе реализация основных мероприятий подпрограммы "Повышение эффективности бюджетных расходов Оренбургской области на 2015 - 2020 годы" государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области", позволило Оренбургской области 3 года подряд входить в первую группу регионов Российской Федерации с высоким уровнем качества управления региональными финансами.
Ежегодно в Оренбургской области проводится работа по повышению квалификации руководителей финансовых органов муниципальных образований области и специалистов финансово-экономических служб органов исполнительной власти Оренбургской области. Формат мероприятий разнообразный: зональные круглые столы, обучающие семинары, совещания в режиме видеоконференций, участие в курсах повышения квалификации. Ежегодный охват специалистов различных уровней составляет около 1,5 тыс. человек. Так, с участием специалистов министерства финансов Оренбургской области проводится обучение работников бухгалтерских служб государственных и муниципальных организаций на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Оренбургский колледж экономики и информатики". За 2015 - 2017 годы в данном учебном заведении курсы повышение квалификации прошел 471 специалист.
В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете осуществляется регулярная практика публикации интернет-брошюры "Бюджета для граждан" к закону об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, актуальным контентом наполняется интернет-портал "Бюджет для граждан". Также на сайтах органов исполнительной и законодательной власти Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация об областном бюджете.
Действенным инструментом вовлечения граждан в бюджетный процесс является инициативное бюджетирование, позволяющее решать вопросы местного значения путем финансирования из областного бюджета проектов, прошедших конкурсный отбор проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, с участием самих граждан. Данное направление в Оренбургской области реализуется с 2017 года и позволяет охватить все сельское население области.
Способствует повышению качества управления муниципальными финансами реализация следующих направлений:
ежегодная оценка городов и районов области по качеству управления муниципальными финансами;
софинансирование муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов;
стимулирующая поддержка участников федеральных конкурсов и проектов;
поощрение за наращивание доходного потенциала поселений.
Были внедрены новые инструменты качества управления общественными финансами: с муниципальными образованиями области заключены соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов, а также согласованы объемы расходов на оплату труда работников бюджетного сектора и расходов на оплату коммунальных услуг учреждений муниципальных образований на очередной финансовый год.
Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без обеспечения мобильности принятия и реализации управленческих решений. В связи с этим на первое место выходит автоматизация и информационное обеспечение управления бюджетным процессом.
В Оренбургской области применяются современные информационные технологии и программы как на стадии планирования бюджета, так и на стадии его исполнения (принятия и учета бюджетных обязательств, санкционирования расходов), а также на стадии учета и составления бюджетной отчетности. Данные автоматизированные системы используются на всех уровнях бюджетной системы области. Кроме того, внедрены электронные системы сбора и обработки конкурсных заявок местных инициатив, а также заключения и сопровождения соглашений о предоставлении субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований области из бюджета Оренбургской области. Осуществляется постоянный контакт и взаимодействие с разработчиками программ, направленный на доработку, усовершенствование и обновление программных продуктов.
На федеральном уровне активно развивается единый портал бюджетной системы Российской Федерации, на котором предоставлена в режиме реального времени необходимая информация о бюджете и бюджетном процессе. Оренбургская область обеспечивает размещение всей необходимой информации на данном портале. Перевод огромного массива информации о государственных и муниципальных финансах в единый формат - правильный курс для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений.
На территории Оренбургской области по состоянию на 1 июля 2018 года из 2632 государственных и муниципальных учреждений 1729 являются бюджетными учреждениями, 595 - автономными учреждениями, 308 - казенными. Это свидетельствует о том, что большая часть учреждений области функционирует на основе государственных заданий на оказание государственных услуг, что стимулирует руководителей учреждений области работать области именно на результат.
Оренбургская область относится к числу субъектов Российской Федерации, которые размещают в полном объеме информацию о своих учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Были усовершенствованы механизмы оценки потребности в предоставлении государственных услуг, стандарты качества их предоставления. Разработан региональный перечень государственных и муниципальных услуг.
С 2017 года обеспечено формирование и реализация плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области.
Системная работа, направленная на повышение результативности использования бюджетных средств, привела к внедрению совершенно новой формы планирования и исполнения бюджетных расходов - программному бюджету. Ежегодно доля программных расходов областного бюджета увеличивается. Если в 2014 году бюджет был программным на 84,5 процента, то в 2018 году - уже на 98,3 процента. В рамках государственных программ Оренбургской области определены показатели (индикаторы), составлены и выполняются планы реализации, в которых установлены контрольные события с конкретными сроками их наступления, и определены ответственные лица. Ежегодно проводится комплексная оценка эффективности реализации государственных программ Оренбургской области по двум направлениям: степени выполнения основных мероприятий и достижения значения показателей (индикаторов), эффективности бюджетных расходов на их реализацию.
Начиная с 2016 года в Оренбургской области проводится работа по повышению эффективности межбюджетного субсидирования. Для эффективного использования федеральных субсидий в государственные программы Оренбургской области включены мероприятия, направленные на выполнение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета. Все показатели результативности предоставления субсидий, установленные в указанных соглашениях, включены в государственные программы Оренбургской области. Показатели результативности предоставления субсидий, установленные в соглашениях о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований области из областного бюджета, также включаются в государственные программы Оренбургской области. С целью единообразного применения механизма межбюджетного субсидирования на территории области принято постановление Правительства Оренбургской области, устанавливающее правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований области.
Начиная с 2017 года отчетность о достижении показателей результативности предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований области представляется в составе отчетности о выполнении государственных программ Оренбургской области. В рамках комплексной оценки государственных программ Оренбургской области ежегодно проводится оценка эффективности предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований области, в том числе - оценка эффективности бюджетных расходов на предоставление субсидий.
Финансовую систему Оренбургской области в целом можно охарактеризовать как устойчивую. К числу проблем, решение которых позволит максимально повысить эффективность расходования бюджетных средств, можно отнести следующие:
просроченная кредиторская задолженность и наличие дебиторской задолженности по расходам муниципальных образований области, государственных и муниципальных учреждений;
невысокий объем бюджетных инвестиций в общем объеме расходов областного бюджета в связи с недостаточностью бюджетных средств;
дальнейшее совершенствование программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений;
низкая вовлеченность населения в процессы местного самоуправления.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определены стратегией социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и основными направлениями долговой политики Оренбургской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, одобренных# постановлением Правительства Оренбургской области от 2 октября 2018 года N 642-пп.
Целью подпрограммы является повышение эффективности бюджетных расходов на основе дальнейшего совершенствования бюджетных правоотношений и механизмов использования бюджетных средств.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
создание условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов;
совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области при формировании программного бюджета;
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
реализация мероприятий по оптимизации функций государственного и муниципального управления и повышению эффективности их исполнения;
бесперебойное функционирование информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами;
обеспечение повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне;
повышение уровня качества управления государственными финансами Оренбургской области;
повышение уровня качества управления муниципальными финансами городскими округами и муниципальными районами области;
соблюдение принципов открытости бюджетных данных;
реализация проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах;
повышение уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета.
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Показателями (индикаторами) решения задач подпрограммы являются:
1. Оценка обеспечения сбалансированности и устойчивости областного и местного бюджетов.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
А1 - оценка дефицита областного бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений;
А2 - оценка государственного долга Оренбургской области (за вычетом выданных гарантий) к доходам областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
А3 - оценка объема просроченной кредиторской задолженности Оренбургской области и государственных учреждений Оренбургской области к расходам областного бюджета;
А4 - оценка доли бюджетных инвестиций Оренбургской области в общем объеме расходов областного бюджета;
А5 - оценка абсолютного отклонения фактического объема доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) от первоначального плана;
А6 - наличие утвержденной методики формализованного прогнозирования доходов областного бюджета по основным налогам и сборам;
А7 - оценка прироста расходов областного бюджета в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов областного бюджета, к объему расходов областного бюджета;
А8 - оценка расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области (за исключением расходов на обслуживание бюджетных кредитов) к среднему объему государственного долга Оренбургской области в отчетном финансовом году;
А9 - оценка просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов и муниципальных учреждений Оренбургской области к расходам местных бюджетов;
А10 - оценка среднего отношения дефицита местных бюджетов к доходам без учета безвозмездных поступлений;
А11 - оценка долговой нагрузки на местные бюджеты.
2. Оценка внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Оренбургской области при формировании программного бюджета.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
В1 - оценка удельного веса расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ Оренбургской области, в общем объеме расходов областного бюджета;
В2 - оценка доли субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных программ Оренбургской области;
В3 - оценка доли областного бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в рамках государственных программ Оренбургской области;
В4 - оценка доли руководителей органов исполнительной власти Оренбургской области, руководителей государственных учреждений Оренбургской области, для которых оплата их труда определяется с учетом результатов их профессиональной деятельности.
3. Оценка повышения эффективности распределения бюджетных средств.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
С1 - утверждение областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
С2 - наличие порядка и методики планирования бюджетных ассигнований и определения предельных объемов бюджетных ассигнований по средствам областного бюджета, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта областного бюджета;
С3 - оценка доли государственных программ Оренбургской области, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 10 процентов от первоначального плана, за исключением субсидий из федерального бюджета;
С4 - оценка абсолютного отклонения утвержденного объема расходов областного бюджета на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующему отчетному году;
С5 - оценка доли государственных программ Оренбургской области, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения;
С6 - оценка доли межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам в очередном финансовом году, распределяемых законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период), в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам;
С7 - утверждение нормативного закрепления обязательности представления перечня государственных программ Оренбургской области в составе материалов, представляемых с проектом областного бюджета;
С8 - разработка нормативного правового акта (внесение изменений в нормативный правовой акт) Оренбургской области, устанавливающего требования к инвестиционным проектам с государственным участием по экономической эффективности, критериям их достижения, а также механизмов контроля хода реализации проектов по срокам, стоимости и качеству;
С9 - разработка порядка (внесение изменений в утвержденный порядок) определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области;
С10 - разработка не меняющейся в течение отчетного года методики (внесение изменений в утвержденную методику) распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области;
С11 - оценка объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области и объема субсидий муниципальным образованиям области из областного бюджета;
С12 - оценка эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.
4. Оценка оптимизации функций государственного и муниципального управления, повышения эффективности их обеспечения.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
D1 - оценка доли государственных услуг Оренбургской области по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме;
D2 - размещение данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей средств областного бюджета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
D3 - проведение независимой оценки соответствия качества фактически предоставленных государственных услуг утвержденным требованиям к качеству, изучение мнения населения о качестве предоставляемых государственных услуг;
D4 - осуществление мониторинга оказания государственных услуг и формирование планов по решению выявленных проблем в соответствии с нормативными правовыми актами Оренбургской области в сферах образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
D5 - оценка доли государственных учреждений Оренбургской области, выполнивших государственное задание на 100 процентов, в общем количестве государственных учреждений Оренбургской области, которым установлены государственные задания;
D6 - оценка доли расходов областного бюджета на финансовое обеспечение оказания государственными бюджетными и автономными учреждениями Оренбургской области государственных услуг, рассчитанных исходя из нормативов финансовых затрат;
D7 - оценка доли государственных учреждений Оренбургской области, в которых соотношение средней заработной платы руководителей учреждения и их заместителей к средней заработной плате работников учреждения превышает 8 раз.
5. Оценка развития информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
E1 - размещение информации о государственных и муниципальных финансах на специализированных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
E2 - наличие Интернет-портала оказания государственных услуг Оренбургской области по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
E3 - наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющего функцию обратной связи с потребителями государственных услуг Оренбургской области;
E4 - оценка доли государственных учреждений области, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
E5 - оценка доли органов исполнительной власти Оренбургской области, информация о результатах деятельности которых размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Оценка повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
F1 - оценка доли местных бюджетов, утвержденных на 3 года;
F2 - оценка доли муниципальных образований области, в которых фактические доходы местного бюджета за отчетный период превышают первоначальный план;
F3 - оценка доли муниципальных образований области, в которых проводится независимая оценка предоставляемых муниципальных услуг и изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг;
F4 - оценка доли муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству их оказания.
7. Рейтинг Оренбургской области среди субъектов Российской Федерации по качеству управления государственными финансами.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
8. Средняя оценка качества управления муниципальными финансами городских округов и муниципальных районов области.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
А - сумма набранных баллов i-го городского округа (муниципального района) области, определенная в соответствии с методикой проведения оценки качества управления муниципальными финансами и результативности мер по повышению эффективности бюджетных расходов городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2012 года N 414-п;
n - количество городских округов и муниципальных районов области.
9. Уровень открытости бюджетных данных.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) определяется федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт" в соответствии с методикой составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
10. Доля жителей, вовлеченных в процесс выбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общей численности жителей населенных пунктов, на территории которых осуществлялся процесс выбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
А - количество жителей населенных пунктов, вовлеченных в процесс выбора проектов общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах;
В - общее количество жителей населенных пунктов, на территории которых осуществлялся процесс выбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
11. Доля завершенных проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем количестве таких проектов.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
А - количество завершенных проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах;
В - количество реализуемых проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
12. Количество реализованных проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) определяется на основе отчетов о реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, предоставленных муниципальными образованиями области.
13. Средняя оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, имеющих подведомственные учреждения.
Расчет значения данного показателя (индикатора) производится в соответствии с методикой балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 21 мая 2015 года N 381-п.
Результаты оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, имеющих подведомственные учреждения, размещаются на сайте министерства финансов Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
14. Средняя оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, не имеющих подведомственных учреждений.
Расчет значения данного показателя (индикатора) производится в соответствии с методикой балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 21 мая 2015 года N 381-п.
Результаты оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, не имеющих подведомственных учреждений, размещаются на сайте министерства финансов Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень показателей (индикаторов) подпрограммы представлен в приложении N 1 к Программе. Для расчета отдельных индексов и оценок применяются показатели повышения эффективности бюджетных расходов, представленные в приложении к настоящей подпрограмме.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия (приоритетные проекты):
приоритетный проект "Вовлечение жителей муниципальных образований Оренбургской области в процесс выбора и реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах".
Сегодня участие населения в обсуждении и принятии бюджетных решений рассматривается не только как одна из задач бюджетной политики, но и как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.
Народное участие и народный контроль - залог правильного выбора направлений бюджетных расходов, а также рационального их использования.
Действенным инструментом вовлечения граждан в бюджетный процесс является инициативное бюджетирование, позволяющее решать вопросы местного значения путем финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области проектов развития общественной инфраструктуры, прошедших конкурсный отбор, с участием самих граждан.
Реализация данного приоритетного проекта направлена на вовлечение населения в процессы местного самоуправления, развитие общественной инфраструктуры, повышение эффективности решения муниципальными образованиями области вопросов местного значения;
основное мероприятие 1 "Повышение эффективности распределения бюджетных средств".
В рамках данного основного мероприятия ведется разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта областного бюджета.
В Оренбургской области создана устойчивая нормативная правовая база в части организации бюджетного процесса, внедрено трехлетнее планирование, при этом "трехлетний" бюджет в Оренбургской области начал формироваться задолго до того, как такая обязанность была введена бюджетным законодательством.
В ходе реализации подпрограммы будет проводиться постоянный мониторинг нормативно-правовой базы на соответствие требованиям бюджетного законодательства.
Обеспечивается формирование и реализация плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области, включающего меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизации бюджетных расходов, сокращению государственного и муниципального долга.
Сформированный план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области утверждается Правительством Оренбургской области. Реализация мероприятий, предусмотренных планом, осуществляется органами исполнительной власти Оренбургской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Осуществляется мониторинг и реструктуризация расходных обязательств Оренбургской области (приоритетное исполнение действующих обязательств, ограничение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, переход на формирование реестра расходных обязательств в части методов расчета объема бюджетных ассигнований с применением методики формирования бюджетных ассигнований).
В ходе реализации данного основного мероприятия планируется реализация следующих мероприятий:
мероприятие 1.1 "Повышение уровня технической оснащенности органов исполнительной власти Оренбургской области, задействованных в бюджетном процессе".
Уровень технической оснащенности определяет эффективность работы органов исполнительной власти Оренбургской области. Использование современных информационных технологий оказывает положительное влияние на время обработки данных, обуславливает возможность более качественного и оперативного управления финансовыми ресурсами;
мероприятие 1.2 "Проведение курсов повышения квалификации, семинаров для государственных и муниципальных служащих Оренбургской области, работников государственных и муниципальных учреждений области, по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов".
Реализация данного мероприятия позволит за счет повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Оренбургской области, работников государственных и муниципальных учреждений области, проведения обучающих семинаров добиться результатов по качественной разработке нормативных правовых актов, сбору, систематизации и обработке информации и достижению необходимых результатов в государственном секторе;
основное мероприятие 2 "Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов".
Обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики Оренбургской области. Основным критерием оценки сбалансированности областного бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.
Реализация данного основного мероприятия направлена на:
1. Повышение финансовой гибкости, обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов. Фактический дефицит областного бюджета по итогам 2017 года составил 52,7 млн. рублей. При этом на покрытие дефицита не привлекались дополнительные заимствования. Начиная с 2018 года областной бюджет формируется без дефицита.
2. Сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности.
Мониторинг и регулирование кредиторской задолженности в Оренбургской области осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2009 года N 191-п "Об организации работы с кредиторской задолженностью государственных казенных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Оренбургской области".
Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует. Однако остается проблемным вопрос наличия просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений области. В рамках реализации подпрограммы будут внесены изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие мероприятия, направленные на устранение и недопущение просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений области.
Аналогичные мероприятия планируется проводить на уровне муниципальных образований области.
3. Снижение долговой нагрузки на областной и местные бюджеты.
Данное направление включает проведение оценки долговой нагрузки на областной бюджет и бюджеты муниципальных образований области путем постоянного сбора и мониторинга данных по областному бюджету и бюджетам муниципальных образований области и в случае необходимости - принятия нормативных правовых актов Оренбургской области.
4. Оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот.
Система предоставления налоговых льгот тесно связана с предыдущими направлениями, поскольку влияет на потенциал доходной части областного бюджета.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 6 июля 2009 года N 3022/654-IV-ОЗ "Об оценке эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Оренбургской области осуществляется в отношении следующих налогов:
на прибыль организаций;
на имущество организаций;
транспортного налога;
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Оценка предоставляемых льгот осуществляется на основании методики, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 19 июня 2017 года N 444-п "О порядке и методике оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот".
Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов Оренбургской области и порядка оценки налоговых расходов Оренбургской области см. постановление Правительства Оренбургской области от 15 ноября 2019 г. N 848-пп
В процессе реализации подпрограммы вышеуказанные нормативные правовые акты будут проанализированы и в случае необходимости в них будут внесены изменения, направленные на совершенствование оценки предоставляемых льгот.
5. Повышение стабильности межбюджетных отношений и повышение финансовой устойчивости местных бюджетов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы, что может быть реализовано только при стабильных условиях и правилах формирования доходов местных бюджетов. Необходимо повышение предсказуемости и прозрачности принципов и механизмов формирования и распределения межбюджетных трансфертов.
Будет осуществлено укрупнение субвенций и субсидий. Планируется увеличить долю межбюджетных трансфертов, распределяемых законом Оренбургской области об областном бюджете.
Доля суммы межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемых из областного бюджета на муниципальный уровень, и дополнительного норматива от налога на доходы физических лиц будет составлять не менее 50 процентов от всех межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий).
По мере внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регламентирующие систему построения межбюджетных отношений, будут вноситься соответствующие изменения в Закон Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области";
основное мероприятие 3 "Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области при формировании программного бюджета".
В целях создания условий для дальнейшей реализации и развития программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации областного бюджета в программном формате.
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Начиная с 2014 года областной бюджет формируется в программном формате. Если в 2014 году областной бюджет был программным на 84,5 процента, то в 2018 году - уже на 98,3 процента. В рамках государственных программ Оренбургской области определены показатели (индикаторы), составлены и выполняются планы реализации, в которых установлены контрольные события с конкретными сроками их наступления и определены ответственные лица. Ежегодно проводится комплексная оценка эффективности реализации государственных программ Оренбургской области по двум направлениям: оценка по степени выполнения мероприятий и достижения значений показателей (индикаторов), оценка по эффективности бюджетных расходов на их реализацию.
При реализации данного основного мероприятия планируется повысить долю программных расходов областного бюджета до уровня не менее 99,0 процента от общего объема расходов областного бюджета;
основное мероприятие 4 "Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения".
В рамках реализации данного основного мероприятия планируется продолжить работу по ежегодной оценке доли государственных услуг Оренбургской области по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме. По итогам реализации подпрограммы услуги по осуществлению юридически значимых действий будут предоставляться в электронной форме в полном объеме.
Продолжится проведение оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета с последующим размещением результатов мониторинга на сайте министерства финансов Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также актуализация индикаторов оценки в условиях постоянно меняющейся нормативно-правовой базы.
В целях снижения доли неэффективных бюджетных расходов будет проводиться работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств);
основное мероприятие 5 "Развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами".
При реализации данного основного мероприятия продолжится мониторинг своевременности размещения информации о деятельности государственных учреждений области в полном объеме на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Аналогичные мероприятия планируется проводить и на муниципальном уровне.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 года N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" информация о деятельности государственных учреждений области подлежит размещению на сайте www.bus.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Необходимо обеспечить работу по своевременному размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области в полном объеме;
основное мероприятие 6 "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципальных образований Оренбургской области".
Реализация данного мероприятия направлено# на обеспечение достижения показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, рост объема инвестиций, сокращение муниципального долга и так далее), осуществление мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
Начиная с 2017 года ежегодно с городскими округами и муниципальными районами области заключаются соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Такие соглашения предусматривают в том числе обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, рост объема инвестиций, сокращение муниципального долга и так далее), осуществлению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления и так далее);
основное мероприятие 7 "Оценка качества управления государственными финансами Оренбургской области".
Реализация данного основного мероприятия направлена на достижение максимально возможных значений показателей (индикаторов), установленных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".
В целях реализации данного основного мероприятия планируется утвердить план мероприятий достижения максимально возможных значений показателей (индикаторов) оценки качества управления региональными финансами, проводимой Министерством финансов Российской Федерации;
основное мероприятие 8 "Оценка качества управления муниципальными финансами муниципальными образованиями Оренбургской области".
Реализация данного основного мероприятия направлена на стимулирование городских округов и муниципальных районов Оренбургской области к повышению оценки качества управления муниципальными финансами и результативности мер по повышению эффективности бюджетных расходов. Этому способствует составление рейтинга по результатам годовой оценки качества управления финансами в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительством Оренбургской области от 15 мая 2012 года N 414-п;
основное мероприятие 9 "Обеспечение открытости бюджетных данных".
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, качеству и стандартам обмена информацией о финансовой деятельности органов государственной власти Оренбургской области. Повышение информированности населения области, хозяйствующих субъектов и других заинтересованных сторон о состоянии системы общественных финансов Оренбургской области, а также развитие направлений информационного взаимодействия финансовой системы с внешними государственными информационными ресурсами и получателями бюджетных средств способствуют повышению прозрачности системы управления общественными финансами, повышению ответственности органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований области за реализацию проводимой ими бюджетной политики, обеспечению эффективного, оперативного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами.
Оценка открытости бюджетных данных по субъектам Российской Федерации проводится федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт";
основное мероприятие 10 "Обеспечение реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах".
Действенным инструментом вовлечения граждан в бюджетный процесс является инициативное бюджетирование, позволяющее решать вопросы местного значения путем финансирования из местного и областного бюджетов проектов развития общественной инфраструктуры, прошедших конкурсный отбор проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, с участием самих граждан.
Реализация данного основного мероприятия направлена на развитие общественной инфраструктуры, вовлечение населения в процессы местного самоуправления, повышение эффективности решения муниципальными образованиями области вопросов местного значения.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств областного бюджета
Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении N 3 к Программе. Ресурсное обеспечение Программы за счет средств областного бюджета, прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
Привлечение внебюджетных источников в рамках подпрограммы не предусмотрено.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы 0,1.
6. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области на софинансирование реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах
Субсидия из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области (далее - муниципальное образование) предоставляется на софинансирование реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (далее - субсидия), в целях:
развития общественной инфраструктуры населенных пунктов Оренбургской области;
вовлечения населения в процессы взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований;
повышения эффективности решения муниципальными образованиями вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Субсидия предоставляется на конкурсной основе за счет средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Порядок проведения конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (далее - конкурсный отбор), утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 14 ноября 2016 года N 851-пп.
Главными распорядителями средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, являются органы исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющие государственную политику по сферам, на развитие которых направлены проекты развития общественной инфраструктуры, основанные на местных инициативах (далее - ГРБС).
Уполномоченным органом по организации конкурсного отбора является министерство финансов Оренбургской области (далее - организатор конкурсного отбора).
Размер субсидии, предоставляемой муниципальному образованию, рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- объем субсидии областного бюджета, предоставляемой i-му муниципальному образованию;
- стоимость проекта развития общественной инфраструктуры i-го населенного пункта муниципального образования, основанного на местных инициативах;
- объем финансирования проекта развития общественной инфраструктуры i-го населенного пункта муниципального образования, основанного на местных инициативах, за счет средств местного бюджета;
- объем финансирования проекта развития общественной инфраструктуры i-го населенного пункта муниципального образования, основанного на местных инициативах, за счет безвозмездных поступлений от физических лиц;
- объем финансирования проекта развития общественной инфраструктуры i-го населенного пункта муниципального образования, основанного на местных инициативах, за счет безвозмездных поступлений от организаций и других внебюджетных источников, за исключением поступлений от предприятий и организаций муниципальной формы собственности;
m - количество проектов развития общественной инфраструктуры населенных пунктов муниципальных образований, основанных на местных инициативах, реализуемых на территории муниципального образования;
при этом размер субсидии на реализацию одного проекта развития общественной инфраструктуры, основанного на местных инициативах (далее - проект), не может превышать 1 млн. рублей.
Предоставление субсидии муниципальному образованию осуществляется на основании соглашения о предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на реализацию проектов, заключаемого между соответствующим ГРБС и муниципальным образованием (далее - соглашение).
В соглашении предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
объемы финансирования проекта за счет средств бюджета муниципального образования, безвозмездных поступлений от физических лиц, безвозмездных поступлений от организаций и других внебюджетных источников, за исключением поступлений от предприятий и организаций муниципальной формы собственности (далее - источники финансирования);
размер субсидии, предоставляемой муниципальному образованию для долевого финансирования проекта;
значения показателей результативности использования субсидии;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение показателей результативности использования бюджетных средств;
порядок, форма и сроки представления муниципальным образованием отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником обеспечения которых является субсидия;
порядок, форма и сроки представления отчета муниципальным образованием о реализации проекта;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения муниципальным образованием условий и обязательств, предусмотренных соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
Соглашение заключается по типовой форме, утвержденной министерством финансов Оренбургской области, в срок, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области и порядка проведения оценки эффективности бюджетных расходов на их предоставление".
В случае если соглашение не заключено в установленный срок, высвободившийся объем субсидии перераспределяется между муниципальными образованиями - участниками конкурсного отбора в порядке, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 14 ноября 2016 года N 851-пп.
Предоставление субсидии осуществляется при соблюдении муниципальным образованием следующих условий:
наличие муниципальных программ, на софинансирование мероприятий которых предусмотрено предоставление субсидии (далее - муниципальные программы);
наличие ассигнований на финансирование мероприятий муниципальных программ, утвержденных решением о местном бюджете.
Перечисление субсидии осуществляется при соблюдении муниципальным образованием следующих условий:
представление ГРБС копий документов о стоимости фактически поставленных товаров, выполненных и принятых объемах работ, оказанных услуг в рамках реализации проекта в соответствии с конкурсной документацией, заверенных в установленном порядке;
представление ГРБС копий документов, подтверждающих безвозмездное поступление в бюджет муниципального образования средств от физических лиц, организаций и из других внебюджетных источников, имеющих целевое назначение, за исключением поступлений от предприятий и организаций муниципальной формы собственности, в объемах, предусмотренных соглашением, заверенных в установленном порядке;
представление ГРБС копий документов, подтверждающих фактическое перечисление муниципальным образованием за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги в рамках реализации проекта средств по каждому из источников финансирования в объемах, предусмотренных соглашением, заверенных в установленном порядке.
В случае уменьшения стоимости проекта, предусмотренной конкурсной документацией, по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в процессе реализации проекта осуществляется пропорциональное сокращение размера субсидии и источников финансирования. В соглашение вносятся изменения путем заключения дополнительного соглашения.
В случае экономии средств областного бюджета, сложившейся по итогам проведения процедур, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, высвободившийся объем субсидии перераспределяется между муниципальными образованиями - участниками конкурсного отбора согласно рейтингу проектов в порядке, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 14 ноября 2016 года N 851-пп.
Условиями расходования субсидии является обеспечение муниципальным образованием ее целевого и эффективного использования.
Контроль за целевым и эффективным использованием субсидии и соблюдением муниципальным образованием условий предоставления и расходования субсидии осуществляет соответствующий ГРБС.
В случае установления факта нецелевого использования субсидии муниципальным образованием к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.
Муниципальные образования предоставляют ГРБС отчет об использовании субсидии, а также отчет о реализации проекта в соответствии с формами и сроками, установленными соглашением.
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.
В случае установления факта несоблюдения муниципальным образованием требований, установленных настоящими Правилами и соглашением полученная субсидия в полном объеме подлежит возврату в доход областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.