Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 25 марта 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 19 марта 2020 г. N 203-пп
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 25.12.2018 N 888-пп
Государственная программа
"Экономическое развитие Оренбургской области"
30 сентября, 20 декабря 2019 г., 19 марта 2020 г.
Паспорт государственной программы
"Экономическое развитие Оренбургской области"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области |
Соисполнители Программы |
- |
2019 год - отсутствуют; 2020 - 2024 годы - министерство промышленности и энергетики Оренбургской области; министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
Участники Программы |
- |
2019 год - министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; 2020 - 2024 годы - министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области |
Подпрограммы Программы |
- |
"Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области"; "Развитие инвестиционной деятельности в Оренбургской области"; "Содействие развитию промышленного сектора экономики в Оренбургской области"; |
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках Программы |
- |
"Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях"; "Системные меры по повышению производительности труда"; "Промышленный экспорт Оренбургской области"; "Системные меры развития международной кооперации и экспорта"; "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности"; "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства"; |
Цель Программы |
- |
обеспечение устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Оренбургской области; формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие монопрофильных муниципальных образований Оренбургской области; формирование диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области; реализация государственной политики в сфере торговой деятельности в Оренбургской области |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
индекс физического объема валового регионального продукта; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; индекс производства - обрабатывающие производства; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения; годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок (не менее); годовой стоимостный# объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (не менее); доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет, в общем числе опрошенных граждан; доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года; индекс физического объема оборота розничной торговли |
Срок и этапы реализации Программы |
- |
2019 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы |
- |
3 874 590,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 785 787,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 213 614,8 тыс. рублей; 2020 год - 658 308,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 160 250,3 тыс. рублей; 2021 год - 569 947,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 110 510,2 тыс. рублей; 2022 год - 918 905,1 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 450 746,9 тыс. рублей; 2023 год - 470 821,6 тыс. рублей; 2024 год - 470 821,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
повышение эффективности государственного управления; повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики, в том числе устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; увеличение валового регионального продукта в сопоставимых ценах на 14,2 процента; рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 3,0 процента; индекс производства - обрабатывающие производства - не менее 102,4 процента; увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения на 1,7 процента; достижение годового объема закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, не менее 24,0 процента; достижение годового стоимостного объема договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, не менее 18,0 процента; увеличение доли граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет, в общем числе опрошенных граждан на 10,0 процента; увеличение доли кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2,6 процента; достижение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года на уровне 117,0 процента; ежегодное достижение значения индекса физического объема оборота розничной торговли не менее чем 100,6 процента в сопоставимых ценах при условии сохранения стабильной экономической ситуации |
Список сокращений, используемых в Программе:
ВРП |
- |
валовой региональный продукт; |
Гарантийный фонд |
- |
некоммерческая организация "Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области (микрофинансовая организация)"; |
ГАУ "МФЦ" |
- |
государственное автономное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"; |
ГБУ "ООБИ" |
- |
государственное бюджетное учреждение Оренбургской области "Оренбургский областной бизнес-инкубатор"; |
ГКУ "Центр организации закупок" |
- |
государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр организации закупок"; |
ГРБС |
- |
главный распорядитель бюджетных средств; |
ГСМ |
- |
горюче-смазочные материалы; |
Корпорация |
- |
открытое акционерное общество "Корпорация развития Оренбургской области"; |
минкультуры |
- |
министерство культуры и внешних связей Оренбургской области; |
минэкономразвития |
- |
министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области; |
минпромэнерго |
- |
министерство промышленности и энергетики Оренбургской области; |
МСХПиПП |
- |
министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области; |
минстрой |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области; |
моногорода |
- |
монопрофильные муниципальные образования Оренбургской области; |
МСП |
- |
малое и среднее предпринимательство Оренбургской области; |
муниципальные образования |
- |
муниципальные образования Оренбургской области; |
МФО |
- |
микрофинансовые организации; |
МФЦ |
- |
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; |
ОКВЭД2 |
- |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности; |
органы исполнительной власти |
- |
органы исполнительной власти Оренбургской области; |
органы местного самоуправления |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области; |
официальный сайт минэкономразвития |
- |
официальный сайт министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "экономического развития, промышленной политики и торговли" имеется в виду "экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей" |
ОФРП |
- |
областной фонд развития промышленности; |
сеть Интернет |
- |
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"; |
региональная информационная система |
- |
региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области; |
РЦК |
- |
региональный центр компетенций в сфере производительности труда Оренбургской области; |
ТОСЭР |
- |
территория опережающего социально-экономического развития; |
Федеральный закон N 44-ФЗ |
- |
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; |
Фонд |
- |
некоммерческая организация "Фонд развития моногородов"; |
ФЦК |
- |
автономная некоммерческая организация "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда"; |
ЦПЭ |
- |
Центр поддержки экспорта Оренбургской области. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Оренбургская область - это одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров, является географическим мостом между Европой и Азией, граничит с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан и Челябинской областью на севере и востоке, Самарской областью на западе, Республикой Казахстан (Костанайская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области) на юге. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1876 километров.
В недрах области разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. По объемам запасов и добыче полезных ископаемых область входит в ведущую группу регионов России.
Основу экономики Оренбургской области составляет промышленность, на ее долю в ВРП приходится 51,4 процента, доля сельского хозяйства - 10,4 процента, оптовой и розничной торговли - 7,4 процента, строительства - 6,9 процента, транспорта и связи - 6,2 процента. Базовыми отраслями промышленности являются газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы. В структуре отгруженной промышленной продукции 51,1 процента приходится на отрасли, добывающие полезные ископаемые, 41,3 процента - обрабатывающие производства, 7,6 процента - на обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха.
На долю области в общероссийском производстве приходится 100,0 процента производства гелия, свыше 73,0 процента производства молотой соли, более 43,0 процента выпуска сталеплавильного оборудования и литейных машин, около 6,0 процента производства чугуна, 5,0 процента выпуска кузнечно-прессовых машин, свыше 3,0 процента нефтедобычи, почти 3,0 процента добычи природного газа и около 2,0 процента производства стали и готового проката черных металлов.
На территории области находится 4,9 процента всех российских сельскохозяйственных угодий. Оренбуржье является одной из главных житниц России, где выращивается ежегодно более 2 млн. тонн зерновых культур.
Оренбургская область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
В области размещены два аэропорта для международных сообщений - в городах Оренбурге и Орске. Отсюда выполняются регулярные и чартерные рейсы в европейские и азиатские страны. Кроме того, в области организованы региональные авиаперевозки по Приволжскому федеральному округу.
По последним данным Росстата, в регионе производится в среднем около 2,1 процента российских объемов валовой продукции сельского хозяйства (14 место в Российской Федерации), 2,6 процента зерновых и зернобобовых культур (14 место), 6,0 процента семян подсолнечника (7 место), 1,5 процента скота и птицы на убой в живом весе (23 место), 2,4 процента яиц (17 место), 2,5 процента молока (8 место), 2,7 процента товарного меда (9 место).
По итогам 2017 года экономика Оренбургской области продемонстрировала восстановительный рост, по большинству показателей достигнуты положительные значения. Связано это, в первую очередь, с расширением внутреннего спроса и увеличением потребления. Благоприятные тренды в промышленности, сельском хозяйстве, инвестиционной активности стали ключевыми в обеспечении экономического роста в регионе.
Объем ВРП за 2017 год составил, по оценке, 811,78 млрд. рублей, или 99,2 процента к уровню 2016 года.
Индекс промышленного производства в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 100,1 процента. На 0,6 процента сократился индекс добычи полезных ископаемых с учетом добычи сырой нефти и природного газа в крупнейших компаниях нефтегазового комплекса региона. Эти изменения носят прогнозируемый характер и связаны, в первую очередь, с влиянием соглашения Российской Федерации со странами ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти), а также снижением запасов на старых месторождениях.
Развитие сельского хозяйства - второй ключевой сферы экономики области - в 2017 году шло опережающими темпами: прирост составил 7,4 процента к 2016 году, в том числе в растениеводстве - 18,2 процента. В развитии животноводства отмечалось снижение на 4,0 процента к 2016 году. Основное влияние на общий рост продукции сельского хозяйства оказал рекордный урожай зерна в области - 4,2 миллиона тонн, что выше показателя 2016 года на 34,0 процента. На 20,6 процента увеличился также валовой сбор семян подсолнечника. Продолжается модернизация отраслей животноводства и растениеводства.
Правительство Оренбургской области проводит активную политику в целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Инвестиционный потенциал области презентуется на международных форумах и выставках, общероссийских мероприятиях.
Инвестиционная активность предприятий области в 2017 году заметно повысилась. На развитие экономики и социальной сферы направлено 181,7 млрд. рублей инвестиций с ростом на 2,3 процента к 2016 году. Ведущее международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в 2018 году изменило прогноз Оренбургской области по долгосрочным рейтингам в иностранной и национальной валюте со "Стабильного" на "Позитивный" и подтвердило эти рейтинги на уровне "BB+".
Оренбургская область активно участвует во всех федеральных инициативах, связанных с улучшением инвестиционного и предпринимательского климата.
Как итог, по результатам Национального инвестиционного рейтинга в 2018 году Оренбургская область поднялась за год на 5 позиций (40 место).
В 2017 году в регионе успешно внедрено 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности области. Они касаются всех сфер деятельности, так или иначе связанных с развитием предпринимательства: получение разрешения на строительство, регистрация прав собственности, постановка на кадастровый учет, организация контрольно-надзорной деятельности, поддержка субъектов МСП, подключение к объектам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и другое.
В результате проведенной работы по итогам 2017 года Оренбургская область вошла в ТОП-10 регионов-лидеров по степени внедрения целевых моделей.
Залогом такого стабильного развития является сформированная нормативно-правовая база инвестиционной деятельности. Среди инвесторов наиболее востребованы следующие меры государственной поддержки:
предоставление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
предоставление инвесторам в аренду без проведения конкурса земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В качестве основного института по работе с инвесторами выступает созданная по инициативе Правительства Оренбургской области Корпорация, работающая в качестве оператора системы "одного окна" для инвесторов.
В области развивается малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2018 года количество малых и средних предприятий (включая микропредприятия) в Оренбургской области составило 22 580 единиц (в 2016 году - 20 992 единицы). Предприятия МСП обеспечивают работой около трети занятого населения области.
На территории Оренбургской области созданы и функционируют два бизнес-инкубатора - в г. Оренбурге и в г. Орске. Эти учреждения занимаются поддержкой субъектов малого предпринимательства Оренбургской области путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса.
Кроме этого, в сфере поддержки МСП осуществляет деятельность Гарантийный фонд, которым в 2017 году предоставлено 21 поручительство субъектам МСП на сумму более 164,4 млн. рублей (объем кредитов, выданных под поручительство Гарантийного фонда, составил около 395 млн. рублей). В результате предоставления поручительств в 2017 году создано 103 новых рабочих места, сохранено 626 рабочих мест.
В Оренбургской области функционируют 3 некоммерческие организации, включенные в государственный реестр микрофинансовых организаций и предоставляющие микрозаймы субъектам МСП: некоммерческая микрокредитная компания "Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства", Гарантийный фонд и микрокредитная компания "Фонд поддержки предпринимательства города Новотроицка".
Всего в 2017 году региональными микрофинансовыми организациями субъектам МСП предоставлено 144 микрозайма на сумму 191,6 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано 244 новых рабочих места, сохранено 1 129 рабочих мест.
В 2017 году запущено два новых объекта инфраструктуры поддержки бизнеса: центр поддержки предпринимательства на базе Гарантийного фонда и центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП на базе Корпорации.
Их деятельность направлена на:
формирование единой информационной среды, объединяющей основные направления поддержки и развития субъектов предпринимательства, и обеспечение равного доступа к ней всех заинтересованных лиц;
стимулирование и вовлечение субъектов МСП области в развитие экспортной деятельности и содействие выходу на международные рынки товаров, услуг и технологий.
В результате реализации комплекса мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса, отмечается положительная динамика его развития.
Всего в малом и среднем бизнесе в Оренбургской области занято, по оценке, около 230 тыс. человек.
Оборот малых (с учетом микропредприятий) и средних предприятий в 2017 году, по данным органов статистики, составил 325,4 млрд. рублей (104,32 процента в действующих ценах к уровню 2016 года).
Сумма налогов и иных обязательных платежей, уплаченных субъектами МСП в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году, - 17,1 млрд. рублей (116,7 процента к уровню поступлений в 2016 году).
Доля МСП Оренбургской области в ВРП по последним статистическим данным составила 17,9 процента.
Потребительский рынок Оренбургской области характеризуется положительной динамикой основных показателей развития. Доля отрасли в структуре ВРП превышает 7,6 процента. По индексу физического объема оборота розничной торговли Оренбургская область имеет высокий рейтинг и заняла по итогам 2017 года 1 место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года дальнейшее развитие отрасли направлено на обеспечение функционирования эффективной товаропроводящей системы, создание условий для формирования комфортной среды для граждан через развитие многоформатной торговой инфраструктуры посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности и сбалансированного развития всех форматов торговли.
В Оренбургской области сектор международных услуг развивается и охватывает практически все сферы экономики. Предприятия и организации области различных форм собственности оказывают нерезидентам транспортные, строительные, туристические, медицинские, образовательные, социальные, консультационные, информационно-коммуникационные, научно-исследовательские, финансовые услуги, услуги, связанные с использованием промышленной продукции, услуги в сфере культуры и спорта, а также прочие деловые услуги.
В 2018 году предприятия и организации области оказали зарубежным покупателям услуги производственного и потребительского характера как на территории области, так и за границей на общую сумму 198,56 млн. долларов США.
Основными покупателями оренбургских услуг значатся страны - члены Европейского экономического союза (более 90,0 процента совокупной стоимости). В географическом распределении лидирует Республика Казахстан, так как Оренбургская область является приграничным регионом, и это будет способствовать увеличению объемов экспорта услуг в будущем.
Негативными последствиями и рисками для экономики Оренбургской области в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
дефицит областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, рост государственного и муниципального долга;
замедление темпов роста областного банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации;
ресурсная ограниченность развития реального сектора экономики;
замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.
Согласно прогнозу долгосрочного развития Оренбургской области в рамках решения задач Программы экономическое развитие области будет осуществляться по инновационному сценарию.
Прогноз долгосрочного развития Оренбургской области также предполагает улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата.
В ближайшие годы характер и параметры инвестиций будут определяться уже сформировавшимися на сегодняшний день основными тенденциями в развитии области, нашедшими отражение в составе крупных инвестиционных проектов, намечаемых к реализации, а также инвестиционной конкурентоспособностью области в привлечении частных инвестиций в долгосрочной перспективе.
Государственная политика социально-экономического развития Оренбургской области реализуется Правительством Оренбургской области совместно с органами местного самоуправления. Во всех муниципальных образованиях разработаны и утверждены стратегии долгосрочного развития, планы их реализации, утверждены муниципальные программы, разрабатываются среднесрочные прогнозы социально-экономического развития территорий.
Ежегодно осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, основными задачами которого являются системное исследование результативности управления муниципальными образованиями, принятие решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления, а также поощрение и стимулирование муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей.
Особое внимание при формировании центров экономического роста уделяется вопросам развития моногородов.
В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р в Оренбургской области создано 7 моногородов: г. Гай, г. Новотроицк, г. Ясный, г. Медногорск, г. Кувандык, г. Соль-Илецк, пос. Светлый.
В 2016 году между Правительством Оренбургской области и Фондом заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию всех моногородов в Оренбургской области и образован межведомственный совет при Губернаторе Оренбургской области по вопросам развития моногородов в Оренбургской области из числа представителей Правительства Оренбургской области, глав моногородов, руководителей градообразующих предприятий.
За период с 2016 по 2017 год прошли обучение в Московской школе управления СКОЛКОВО и на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проектные команды всех моногородов.
В целях реализации федеральной приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов" во всех моногородах утверждены и реализуются программы "Комплексное развитие моногорода" на 2017 - 2025 годы, в которые включены мероприятия и проекты, предполагающие создание новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий.
В целях достижения показателей и выполнения мероприятий, включенных в паспорта программ по комплексному развитию моногородов, во всех моногородах образованы управляющие советы.
Дополнительным инструментом, стимулирующим инвестиционное развитие региона, становится создание ТОСЭР.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 года N 871 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Новотроицк" и от 12 февраля 2019 года N 120 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Ясный" г. Новотроицку и Ясненскому городскому округу присвоен статус ТОСЭР, что предполагает предоставление налоговых льгот и преференций для организаций, получивших статус резидентов ТОСЭР и реализующих на территориях моногородов инвестиционные проекты.
Создание ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику моногородов путем сокращения ее зависимости от градообразующих предприятий, привлечь дополнительные инвестиции в моногорода и создать новые рабочие места.
Одним из направлений работы минэкономразвития является повышение качества государственного и муниципального управления.
С 2010 года в Оренбургской области действует ГАУ "МФЦ", которое осуществляет прием заявителей по принципу "одного окна". В настоящее время в перечень услуг ГАУ "МФЦ" включено 246 услуг, в том числе федеральных - 48, региональных - 104, муниципальных - 67, прочих - 27. Среднее время ожидания в очереди в 2017 году составляло 6 минут, в среднем за месяц в ГАУ "МФЦ" обращалось за услугами более 20000 человек.
Минэкономразвития приняты нормативные правовые акты, определяющие функционирование и порядок финансирования ГАУ "МФЦ".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 июля 2016 года N 525-п "О переводе в электронный вид государственных услуг и типовых муниципальных услуг, предоставляемых в Оренбургской области" определен перечень типовых муниципальных услуг, который предусматривает единый порядок оказания таких услуг на всей территории области. Тем самым реализуется принцип экстерриториальности, то есть предоставлена возможность получать государственные и муниципальные услуги по месту пребывания заявителя.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 13 февраля 2014 года N 75-п "Об органе исполнительной власти Оренбургской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области" органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области определено минэкономразвития.
До 1 января 2017 согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2013 года N 950-п "О возложении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и государственных бюджетных учреждений Оренбургской области" минэкономразвития было наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Оренбургской области.
С 1 января 2017 года полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Оренбургской области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2016 года N 1010-п "О наделении государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Оренбургской области и об утверждении порядка взаимодействия заказчиков Оренбургской области с государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг" возложены на ГКУ "Центр организации закупок".
Кроме того, минэкономразвития создает условия для автоматизации процессов планирования и осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области, учета исполнения обязательств по контрактам посредством региональной информационной системы. Такая автоматизация позволяет осуществлять контроль финансирования контрактов и процесса исполнения областного бюджета при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области.
В настоящее время в рамках решения задачи по совершенствованию системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, минэкономразвития проводится работа по расширению доступа к закупкам конкретных (крупнейших) заказчиков, осуществляющих свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Данное направление деятельности относится к ключевому блоку оказания государственной поддержки субъектам МСП.
В целях решения указанной задачи минэкономразвития осуществляет проверки соблюдения крупнейшими областными заказчиками квоты на закупки у субъектов МСП в размере не менее 15,0 процента, а в 2020 году - не менее 18,0 процента, а также обеспечения доступа субъектов МСП к этим закупкам посредством проведения оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов МСП в закупке (далее - оценка соответствия). Полномочия на проведение оценки соответствия возложены на минэкономразвития постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2016 года N 278-п "Об организации мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке".
По состоянию на 1 января 2019 года в перечень конкретных заказчиков, чьи планы закупки попадают под проведение минэкономразвития оценки соответствия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 717-р, входят три крупнейших заказчика Оренбургской области: акционерное общество коммерческий банк "Оренбург", государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница им. Н.И. Пирогова" города Оренбурга и государственное автономное учреждение здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница N 2".
2. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы и включенных в нее подпрограмм предусмотрены показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели и решение задач, сформированные с учетом:
показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
показателей долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Оренбургской области;
целевых индикаторов стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года", и плана мероприятий по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (второй этап - "Стратегия качества и эффективности"), утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 10 ноября 2016 года N 826-п "Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года".
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели Программы являются:
индекс физического объема ВРП к 2024 году - 103,0 процента к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах (источником информации являются отчетные данные, публикуемые Росстатом на сайте http://www.gks.ru/, а также прогнозные показатели, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 25 октября 2019 года N 802-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы");
индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2024 году - 104,2 процента к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах (источником информации являются прогнозные показатели, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 25 октября 2019 года N 802-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы");
индекс производства - обрабатывающие производства - к 2024 году - не менее 102,4 процента к уровню предыдущего года (источником информации являются отчетные данные, публикуемые Росстатом на сайте http://www.gks.ru/);
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения к 2024 году - 17,32 процента. Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
А - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, которая рассчитывается по формуле:
, где:
С - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, включая микропредприятия (источник данных - прогноз социально-экономического развития Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области);
D - среднесписочная численность работников индивидуальных предпринимателей (источник данных - Единый реестр субъектов МСП);
В - среднегодовая численность занятых в экономике (источник данных - прогноз социально-экономического развития Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области);
годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, к 2024 году - не менее 24,0 процента (источником информации является план закупки крупнейшего заказчика Оренбургской области, определяемого Правительством Российской Федерации, который размещен в единой информационной системе в сроки, установленные законодательством Российской Федерации);
годовой стоимостный# объем договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, к 2024 году - не менее 18,0 процента (источником информации является годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП крупнейшего заказчика Оренбургской области, определяемого Правительством Российской Федерации, который размещен в единой информационной системе в сроки, установленные законодательством Российской Федерации);
доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет, в общем числе опрошенных граждан к 2024 году - 15,0 процента.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
А - количество граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет (данные опросов с официального сайта минэкономразвития (http://www.oreneconomy.ru/voting/vote_list/vote_new.php?VOTE_ID=13) и региональной вкладки Федерального портала МСП (http://smb.orb.ru/);
В - общее количество опрошенных граждан (данные опросов с официального сайта минэкономразвития (http://www.oreneconomy.ru/voting/vote_list/vote_new.php?VOTE_ID=13) и региональной вкладки Федерального портала МСП (http://smb.orb.ru/);
доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к 2024 году - 19,1 процента.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
- объем кредитов, предоставленных субъектам МСП за отчетный год;
- объем кредитов, предоставленных юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям за отчетный год (источником данных является информация Центрального Банка Российской Федерации - "Сведения о размещенных средствах" https://www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/);
оборот субъектов МСП в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года - 117,0 процента к 2024 году.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот субъектов МСП в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года (процентов);
- оборот малых и средних предприятий на конец отчетного периода в постоянных ценах;
- оборот малых и средних предприятий за 2014 год в постоянных ценах;
- индекс потребительских цен.
Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле:
, где:
- индекс потребительских цен на конец отчетного периода (процентов);
- индекс потребительских цен на конец 2014 года;
- индекс потребительских цен на конец отчетного периода (процентов)
В расчете используются данные статистики по обороту малых и средних предприятий (в случае их отсутствия - данные прогноза по обороту малых и средних предприятий).
Источниками данных по индексам потребительских цен на товары и услуги является Центральная база статистических данных на сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
Индекс физического объема оборота розничной торговли к 2024 году - 102,7 процента к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах (источником информации являются отчетные данные территориального органа государственной статистики (комплексный доклад "Социально-экономическое положение Оренбургской области")).
Основные ожидаемые результаты реализации Программы к 2024 году:
в количественном выражении:
увеличение ВРП в сопоставимых ценах на 14,2 процента;
рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 3,0 процента;
индекс производства - обрабатывающие производства - к 2024 году - не менее 102,4 процента к предыдущему году;
увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения на 1,7 процента;
достижение годового объема закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, не менее 24,0 процента;
достижение годового стоимостного объема договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, не менее 18,0 процента;
увеличение доли граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет, в общем числе опрошенных граждан на 10,0 процента;
увеличение доли кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2,6 процента;
достижение оборота субъектов МСП в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года на уровне 117,0 процента;
ежегодное достижение значения индекса физического объема оборота розничной торговли не менее чем 100,6 процента в сопоставимых ценах при условии сохранения стабильной экономической ситуации;
в качественном выражении:
улучшение условий ведения бизнеса в области - снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, уровня коррупции;
сокращение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
обеспечение интенсивного технологического обновления традиционных производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;
расширение перечня услуг, оказываемых в МФЦ, в том числе необходимых для начала осуществления и развития предпринимательской деятельности;
повышение качества действующей системы государственного планирования и создание практических механизмов ее реализации.
Достижение результатов реализации Программы должно явиться итогом согласованных действий не только минэкономразвития, но и других органов исполнительной власти, частного бизнеса и общества в целом. Непосредственным образом на степень достижения поставленных в Программе цели, задач и ожидаемых результатов будут оказывать влияние итоги реализации государственных программ Оренбургской области по другим направлениям социально-экономического развития, разрабатываемых органами исполнительной власти.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы
Подпрограммы Программы представлены в приложениях N 7 - 11 к Программе.
В рамках Программы запланировано проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области, реализацию инвестиционной политики и развитие моногородов в Оренбургской области, развитие промышленного сектора экономики Оренбургской области, МСП, торговли Оренбургской области.
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Оренбургской области представлено в приложении N 3 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
6. Обоснование необходимости применения и описание применяемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов (налоговых и неналоговых расходов) для достижения цели и ожидаемых результатов Программы
Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов комплексной поддержки, направленной на выполнение задач социально-экономического развития области.
Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
обеспечение экономической заинтересованности организаций и физических лиц в расширении приоритетных видов хозяйственной деятельности;
стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой области продукции (товаров, услуг);
создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, увеличивающих количество рабочих мест и/или заработную плату сотрудников;
создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной деятельности в области;
оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных социальных задач.
Инвестиционная активность - безусловный приоритет долгосрочного развития экономики любого региона, требующий особых подходов к ее реализации в силу свойственных производственным инвестициям особенностей и рисков.
Важными направлениями привлечения инвесторов являются совершенствование налогового законодательства, рациональное создание и использование налоговых льгот.
Использование налоговых инструментов для регулирующего воздействия на экономику в рамках региональной финансовой политики выступает основным способом, обеспечивающим активизацию предпринимательской деятельности.
Учитывая увеличивающуюся конкуренцию между субъектами Российской Федерации с целью привлечения инвесторов, Оренбургская область вынуждена расширять виды государственной поддержки и условия ее предоставления в рамках изменяющегося законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 года N 3119/712-IV-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" применяются следующие меры налогового стимулирования инвесторов на территории Оренбургской области:
1. Установление пониженных ставок по налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом Оренбургской области от 3 октября 2014 года N 2509/697-V-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков" по инвестиционным договорам, заключенным в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июня 2013 года N 428-п "Об утверждении положения о порядке отбора инвестиционных проектов для заключения инвестиционного договора":
2. Установление льготы по налогу на имущество организации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" организациям, реализующим инвестиционные проекты, включенные в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки, - в отношении вновь созданного и (или) приобретаемого нового (не бывшего в эксплуатации) имущества в рамках реализации инвестиционного проекта, принятого к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после заключения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта.
3. Установление льготы по налогу на имущество организации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 10 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" организациям, выступающим управляющими компаниями индустриальных (промышленных) парков.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и постановления Правительства Оренбургской области от 30 октября 2017 года N 763-п "Об обеспечении функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Оренбургской области":
установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР, созданных на территориях моногородов, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР (с первого по пятый год - 0,0 процента, последующие пять лет - 10,0 процента) в соответствии с Законом Оренбургской области от 3 ноября 2017 года N 577/140-VI-ОЗ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Оренбургской области";
установление пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР, созданных на территориях моногородов в соответствии со статьей 9.1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций". Льгота предоставляется в отношении имущества, используемого для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и расположенного в границах ТОСЭР (в размере 0,0 процента - в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором организация включена в реестр ТОСЭР, в размере 1,1 процента - в течение следующих пяти лет).
В качестве критериев результативности предоставления налоговых льгот применяются показатели (индикаторы):
"Объем налогов, перечисленных в консолидированный бюджет области от предприятий, пользующихся льготой по налогу на прибыль организаций по заключенным инвестиционным договорам для налогоплательщиков - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения на территории Оренбургской области, основной вид экономической деятельности которых в соответствии с ОКВЭД2 относится к разделу "Обрабатывающие производства";
"Объем налогов, перечисленных в консолидированный бюджет области от предприятий, пользующихся льготой по налогу на прибыль организаций по заключенным инвестиционным договорам для налогоплательщиков - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения на территории Оренбургской области, основной вид экономической деятельности которых в соответствии с ОКВЭД2 не относится к разделу "Обрабатывающие производства";
"Объем выручки предприятий, пользующихся льготой по налогу на имущество организаций, организациям, реализующим инвестиционные проекты, включенные в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки, - в отношении вновь созданного и (или) приобретаемого нового (не бывшего в эксплуатации) имущества в рамках реализации инвестиционного проекта, принятого к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после заключения инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта";
"Количество новых рабочих мест, созданных резидентами ТОСЭР Оренбургской области".
Реализация мер налогового стимулирования позволит повысить инвестиционную привлекательность Оренбургской области, увеличить объем инвестиций в основной капитал Оренбургской области и налоговые поступления в областной бюджет, создать новые рабочие места, повысить эффективность производства продукции и оказываемых услуг.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3104/688-IV-ОЗ "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается налоговая ставка в размере 10,0 процента.
В качестве критерия результативности предоставления налоговой льготы применяется показатель (индикатор) "Оборот субъектов предпринимательства".
В соответствии с Законом Оренбургской области от 28 апреля 2015 года N 3105/843-V-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0,0 процента для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения" для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей устанавливается налоговая ставка в размере 0,0 процента.
В качестве критериев результативности предоставления налоговых льгот применяются показатели (индикаторы):
"Количество налогоплательщиков (ИП) по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, применяющих налоговую ставку в размере 0 процентов (по объекту налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов)";
"Количество налогоплательщиков (ИП), применяющих патентную систему налогообложения с налоговой ставкой в размере 0 процентов (количество выданных патентов)".
Предоставление налоговых льгот позволит повысить предпринимательскую активность субъектов МСП, увеличить их оборот.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет налоговых и неналоговых расходов представлено в приложении N 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.