Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
к государственной программе
"Стимулирование развития жилищного
строительства в Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма
"Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
(далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
областная адресная программа "Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2015 годы |
Цели подпрограммы |
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из многоквартирных домов (далее - МКД), признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства |
Задача подпрограммы |
переселение граждан из МКД, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
численность граждан, переселенных из МКД, признанных аварийными и подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в 2014 - 2020 годах составит 16 687 человек, в том числе с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 - 2017 годах 11 495 человек; доля аварийного жилья в жилищном фонде снизится с 0,65 процента в 2012 году до 0,05 процента в 2020 году от общей площади жилищного фонда Оренбургской области и с 0,9 процента в 2012 году до 0,06 процента в 2020 году от общей площади многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области |
Срок реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета - 5 947 750,12 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1 567 914,12 тыс. рублей; 2015 год - 678 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 348 520,0 тыс. рублей; 2017 год - 1 103 316,0 тыс. рублей; 2018 год - 750 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 750 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 750 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
ликвидация аварийного жилищного фонда общей площадью 244,29 тыс. кв. метров за 2014 - 2020 годы, в том числе: за 2014 - 2017 годы - 167,29 тыс. кв. метров; за 2018 - 2020 годы - 77,0 тыс. кв. метров. |
Основное понятие, используемое в подпрограмме
Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Характеристика
сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития
В настоящее время более 22,0 тыс. человек (около 1,0 процента населения Оренбургской области) проживают в многоквартирных домах (далее - МКД), признанных в установленном порядке аварийными. Их площадь на 1 января 2012 года в Оренбургской области составляет 297,7 тыс. кв. метров (около 0,9 процента от общей площади многоквартирных домов области). Наибольшую долю аварийного жилищного фонда Оренбургской области представляет собой жилье, построенное в
1946 - 1948 годах предприятиями, эвакуированными на Урал в военное время, а также во время освоения целинных земель в 1950-е годы. Это сборно-щитовые дома барачного типа и каркасно-засыпные дома. Физический износ строений составляет 70,0 - 95,0 процента.
Большинство граждан, проживающих в аварийных МКД, не имеет возможности приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Аварийный жилищный фонд является непосредственной угрозой для жизни граждан, ухудшает внешний облик городов и поселков, сдерживает развитие инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов. Реализацию реконструктивных мероприятий на данных территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и несовершенство правовых актов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.
Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение выполнения обязательства государства по реализации прав граждан, проживающих в МКД, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение качества проживания.
В ходе реализации мероприятий областных целевых программ и областных адресных программ "Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", направленных на ликвидацию аварийного жилищного фонда в 2003 - 2012 годах, ликвидировано 130,0 тыс. кв. метров аварийного жилья.
Подпрограмма предусматривает решение проблемы исходя из возможностей областного и местных бюджетов на условиях софинансирования, финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ.
Приоритеты
государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и целевые индикаторы (показатели) их достижения, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков ее реализации
Приоритеты государственной политики в жилищной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, Стратегией прорыва. Программой действий до 2015 года, утвержденными постановлением Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2011 года N 93-п.
Основным приоритетом политики Правительства Оренбургской области является улучшение жилищных условий семей, проживающих в аварийном жилищном фонде, путем переселения их во вновь построенные благоустроенные дома, отвечающие стандартам обеспечения жилыми помещениями.
Основными целями подпрограммы являются:
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Цели подпрограммы соответствуют приоритетам государственной жилищной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также целевым ориентирам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующую задачу - переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Решение поставленной задачи позволит:
ликвидировать аварийный жилищный фонд до 31 декабря 2020 года в объеме 244,29 тыс. кв. метров и улучшить жилищные условия 16 687 граждан области, а также сократить долю аварийного жилья в жилищном фонде Оренбургской области с 0,90 процента в 2012 году до 0,06 процента в 2020 году от общей площади многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области;
обеспечить:
выполнение обязательства государства перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания;
создание благоприятных условий для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
безопасность проживания в жилище;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
формирование ответственности за сохранность жилищного фонда.
Целевые индикаторы (показатели) реализации подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация мероприятий подпрограммы будет осуществляться в 2014 - 2020 годах.
Характеристика
ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предполагает с помощью программно-целевых инструментов осуществить реализацию следующих основных мероприятий:
привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в 2014 - 2017 годах;
регулирование отношений между Фондом ЖКХ, Правительством Оренбургской области и органами местного самоуправления;
строительство и приобретение жилья для переселения граждан из МКД, признанных в установленном порядке аварийными, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Ответственным исполнителем подпрограммы выступает минстрой Оренбургской области (далее - ответственный исполнитель подпрограммы).
Ответственный исполнитель подпрограммы осуществляет руководство и текущее управление реализацией подпрограммы, разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для ее реализации, готовит предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, проводит анализ и вносит предложения по рациональному и эффективному использованию финансовых ресурсов подпрограммы.
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется минстроем Оренбургской области при участии органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Перечень основных мероприятий с указанием сроков реализации и ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы представлены в приложениях N 2, N 3 к настоящей Программе.
Основные меры
правового регулирования в сфере реализации подпрограммы с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых правовых актов
Подпрограмма предполагает реализацию ряда мер правового регулирования.
Сведения об основных мерах правового регулирования приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
Механизм реализации мероприятий подпрограммы представляет собой систему отбора муниципальных образований для участия в реализации мероприятий подпрограммы.
Условиями участия муниципальных образований в реализации мероприятий подпрограммы являются:
наличие аварийного жилищного фонда;
выполнение условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по переселению граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
наличие объектов строительства жилых домов высокой степени готовности или необходимого количества жилых помещений у застройщиков;
наличие в местном бюджете средств для исполнения расходного обязательства;
наличие обязательства муниципального образования по обеспечению достижения целевых показателей;
наличие муниципальных правовых актов, регулирующих переселение граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Для участия в подпрограмме муниципальные образования в сроки, установленные минстроем Оренбургской области, представляют пакет документов, подтверждающих выполнение условий, установленных настоящим разделом.
На основании представленных документов минстрой Оренбургской области осуществляет отбор муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и формирует перечень объектов для включения в адресную программу переселения граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на соответствующий год и в областную адресную инвестиционную программу, утверждаемую Правительством Оренбургской области.
Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых на финансирование мероприятий подпрограммы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятий и сроков их выполнения, установленных градостроительным законодательством.
Уровень софинансирования определяется исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования и должен составлять в процентах от общего объема финансирования, определяемого в соответствии с подпрограммой на соответствующий год, не более:
Уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования |
Доля средств областного бюджета (процентов) |
0,4 |
97,0 |
от 0,4 до 0,7 |
95,0 |
от 0,7 до 1,0 |
93,0 |
свыше 1,0 |
90,0 |
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета в очередном финансовом году бюджету муниципального образования, рассчитывается по следующей формуле:
Ci = Si х Yi, где:
Ci - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования на софинансирование мероприятий подпрограммы;
Si - стоимость работ по выполнению мероприятий в i-м муниципальном образовании;
Yi - уровень софинансирования i-го муниципального образования (дифференцирован в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования).
Информация об объемах финансирования основных мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется на основании заключенных соглашений между минстроем Оренбургской области и администрациями городских округов и муниципальных районов области.
В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансирование расходного обязательства, в соответствии с установленным уровнем софинансирования;
обязательство уполномоченного органа муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления сельских поселений о предоставлении субсидий местным бюджетам сельских поселений на софинансирование мероприятий;
значение целевых показателей эффективности использования субсидий;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидии;
порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
обязательство муниципального образования по достижению установленных целевых показателей эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий подпрограммы;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии в случае нарушения органом местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных указанным соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
За период с 1 января 2013 года до 31 декабря 2017 года из аварийного жилищного фонда с учетом финансовой поддержки Фонда ЖКХ должно быть переселено 13 590 граждан, проживающих в МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, ликвидировать аварийный жилищный фонд общей площадью 200,05 тыс. кв. метров.
Основные положения, которые необходимо принять к сведению при переселении граждан:
в случае предоставления жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, осуществляется за счет средств муниципального образования и (или) за счет средств областного бюджета;
главным критерием выбора того или иного способа переселения граждан должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации гарантий по размеру и качеству предоставляемого жилья и не должна превышать стоимость одного квадратного метра жилья, установленного областной адресной программой переселения граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на соответствующий год;
жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из жилого помещения, находящегося в МКД, признанного в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или муниципального образования;
очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в МКД, признанных аварийными, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса строений, определяемой в первую очередь в соответствии с планом развития территории.
Прогноз
сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями в рамках реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказания государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
Информация
об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В реализации мероприятий подпрограммы принимает участие Фонд "ЖКХ".
В целях содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, включая ликвидацию аварийного жилищного фонда, в субъектах Российской Федерации принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ".
За 2008 - 2012 годы область получила финансовую поддержку за счет средств Фонда в размере 2,2 млрд рублей, которые были направлены на софинансирование мероприятий программ по переселению 6936 граждан из 478 аварийных домов общей площадью 108,0 тыс. кв. метров.
Условия предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки стимулируют реформирование жилищно-коммунального комплекса Оренбургской области.
Реализация мероприятий при участии Фонда ЖКХ позволит обеспечить плановый подход к организации и сокращению сроков расселения аварийного жилищного фонда.
Минстрой Оренбургской области в рамках данной подпрограммы участвует в реализации мероприятий, направленных на предоставление средств бюджетам муниципальных образований области для переселения граждан из МКД, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Обоснование
объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2020 годах за счет средств областного бюджета составит 5 947 750,12 тыс. рублей.
Кроме того, реализация мероприятия подпрограммы в период 2014 - 2017 годов будет осуществляться с привлечением средств Фонда ЖКХ в объеме (прогнозно) 1 111 477,2 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению.
Средства финансовой поддержки Фонда ЖКХ предоставляются на условиях, установленных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Объемы финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ в 2014 - 2017 годах, направляемые на строительство или приобретение жилых помещений у застройщиков, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в рамках переселения граждан из аварийного жилищного фонда будут уточняться с учетом размера лимита, установленного для области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Предполагается на переселение граждан из аварийного жилищного фонда привлечь средства Фонда ЖКХ в 2013 - 2017 годах в объеме 1 755 759,4 тыс. рублей, в том числе для реализации мероприятий подпрограммы в 2014 - 2017 годах 1 111 477,2 тыс. рублей.
Расходование средств, привлеченных за счет средств Фонда ЖКХ, будет осуществляться в рамках принимаемых региональных адресных программ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Объемы ассигнований областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом индекса цен на соответствующий финансовый год, а также на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей областного бюджета с внесением изменений в подпрограмму.
Информация об объемах финансирования основных мероприятий подпрограммы (в ценах соответствующих лет) за счет средств областного бюджета представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.
Анализ рисков
реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета |
высокий |
определение приоритетов для первоочередного финансирования |
Внешние риски |
недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств бюджетов муниципальных образований на условиях софинансирования мероприятий подпрограммы |
высокий |
определение приоритетов для первоочередного финансирования |
снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции |
высокий |
проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы |
|
отсутствие необходимого количества жилых помещений у застройщиков, равных по площади отселяемым |
умеренный |
проведение регулярного мониторинга рынка жилья в территориях муниципальных образований, участвующих в подпрограмме |
|
нарушение сроков завершения строительства МКД, в которых приобретаются жилые помещения в соответствии с заключенными муниципальными контрактами |
умеренный |
осуществление постоянного строительного надзора за ходом строительства МКД и усилением контроля за исполнением обязательств заключенных контрактов |
|
возможные изменения федерального и областного законодательства |
умеренный |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; своевременное внесение изменений в правовые акты и (или) принятие правовых актов Оренбургской области, касающихся сферы реализации подпрограммы |
|
|
неподготовленность юридических лиц к участию в реализации мероприятий подпрограммы |
умеренный |
осуществление активного взаимодействия с муниципальными образованиями и юридическими лицами - участниками подпрограммы |
Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 7 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.