Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к государственной программе
"Управление государственными финансами
и государственным долгом Оренбургской области"
Подпрограмма
"Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов" государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области"
13 марта, 4 августа 2014 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 августа 2014 г. N 546-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт
Подпрограммы "Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов"
(далее - Подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
На территории Оренбургской области в настоящее время функционирует 607 муниципальных образований, в том числе 8 городских округов, 1 закрытое административно-территориальное образование, 35 муниципальных районов и 563 поселения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в каждом муниципальном образовании составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местных бюджетов должны являться налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на данной территории.
Так, согласно бюджетному законодательству доходы бюджетов поселений формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение отдельных нотариальных действий, а также отчислений от федеральных и региональных налогов.
Доходная база муниципальных районов складывается из поступлений земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе:
налога на доходы физических лиц;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного налога;
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения.
Бюджеты городских округов формируются за счет земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Также в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного налога;
налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
государственной пошлины.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от федеральных и региональных доходных источников, являющихся источниками формирования региональных бюджетов. На основании вышеуказанной статьи Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области" на уровень муниципальных образований переданы: налог на доходы физических лиц в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, - по нормативу 10 процентов; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, - по нормативу 100 процентов; сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, - по нормативу 100 процентов; сбор за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов.
Дополнительно к вышеперечисленным мерам межбюджетного регулирования в Оренбургской области устанавливаются дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов от налога на доходы физических лиц, замещающие часть дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Объем доходов, передаваемых таким образом местным бюджетам, составляет 10 процентов доходов консолидированного бюджета Оренбургской области от налога на доходы физических лиц.
Однако проблема низкой самообеспеченности муниципальных образований в Оренбургской области стоит довольно остро.
Налоговые и неналоговые доходы в местных бюджетах большей части муниципальных образований составляют незначительную долю и не являются бюджетообразующими. Наглядно иллюстрируют положение следующие показатели: в бюджетах городских округов налоговые и неналоговые доходы занимают около 40 процентов от общего объема доходов бюджета, в поселениях они на уровне 25 процентов, а в муниципальных районах едва превышают 18 процентов.
Очень велика дифференциация муниципальных образований и по уровню бюджетной обеспеченности. Разрыв между самым обеспеченным и самым малообеспеченным муниципальным образованиям по группе "городские округа - муниципальные районы" превышает 11 раз, по группе "поселения" - 185 раз.
В этих условиях межбюджетные трансферты из областного бюджета приобретают регулирующую функцию и занимают наибольший удельный вес в доходах муниципальных образований. Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней в доходах бюджетов городских округов занимают до 60 процентов, поселений - 71 процент, муниципальных районов - более 80 процентов.
Среди межбюджетных трансфертов, поступающих в муниципальные образования, наибольший удельный вес имеют субвенции: более 63 процентов в городских округах и более 61 процента в муниципальных районах. В поселениях объем субвенций составляет чуть более 1 процента.
При большом удельном весе в доходах местных бюджетов средств, получаемых на выполнение государственных полномочий, объем безвозмездной финансовой помощи из областного бюджета также значителен. Субсидии составляют 22 процента доходов бюджетов в городских округах и муниципальных районах. В бюджетах поселений удельный вес субсидий - более 36 процентов. Дотации в бюджетах городских округов занимают около 5 процентов, в муниципальных районах - более 13 процентов, а в поселениях - около 55 процентов от общего объема межбюджетных трансфертов.
Велики и абсолютные размеры межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам. Общий объем межбюджетных трансфертов, планировавшихся на этапе составления областного бюджета к передаче местным бюджетам в 2013 году, оценивался в 30,7 млрд. рублей, или 45,4 процента от общего объема расходов областного бюджета.
С каждым годом увеличивается число высокодотационных муниципальных районов и городских округов. Если в 2009 году их было 18, то в 2013 году - 25.
Усугубляет ситуацию невозможность расширения круга передаваемых с областного уровня налогов и сборов. Причина заключается в том, что экономика области тяготеет к крупным административным центрам (гг. Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук, Бугуруслан, ряд сельских районов). Соответственно и налоговый потенциал сосредотачивается в этих муниципальных образованиях. В таких условиях передача отчислений, например, от налога на прибыль организаций или налога на имущество организаций, в местные бюджеты неизбежно приведет к концентрации поступлений в нескольких территориях, что сделает еще большим разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Еще одна причина, заставляющая взвешенно подходить к вопросу о передаче на местный уровень федеральных и региональных налогов, заключается в следующем. Возникающие периодически отрицательные результаты деятельности крупных градообразующих организаций и, как следствие, возвраты из бюджетов сумм излишне уплаченных налогов влекут за собой значительные объемы выпадающих доходов и могут негативно отразиться на исполнении бюджетов соответствующих муниципальных образований. Кризисные явления 2008 года очень ярко подтвердили данные опасения.
Существуют и неопределенности, обусловленные меняющейся на федеральном уровне налоговой и бюджетной политикой. Поэтому, если в Оренбургской области до 2012 года транспортный налог в полном объеме передавался на местный уровень, то с 1 января 2012 года неясность относительно перспектив дальнейшего существования данного налога в связи с повышением акцизов на бензин заставили централизовать транспортный налог в областном бюджете.
В настоящее время наблюдается тенденция к жесткому закреплению в федеральном законодательстве нормативов отчислений в местные бюджеты от доходов, являющихся источниками формирования региональных бюджетов, что существенно ограничивает права субъектов Российской Федерации по формированию собственной доходной базы и определению источников формирования доходов местных бюджетов. Это не способствует принятию мер (поиску вариантов) по расширению доходной базы местных бюджетов за счет установления областными органами власти отчислений от региональных доходных источников, и не учитывает особенности и возможности отдельных субъектов в вопросах межбюджетного регулирования.
Ограниченность возможностей, зависимость от помощи из вышестоящих бюджетов существенно снижают финансовую самостоятельность органов местного самоуправления и их заинтересованность в развитии собственной доходной базы.
В этих условиях выравнивание бюджетной обеспеченности, расчет и установление обоснованных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, обеспечение сбалансированности местных бюджетов приобретают актуальное значение.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы
В ближайшей перспективе кардинальных изменений в сфере межбюджетного регулирования на федеральном уровне не предвидится, поэтому существенного изменения доходных возможностей бюджетов не ожидается.
Бюджетная политика в сфере предоставления межбюджетных трансфертов общего характера будет последовательно продолжаться. Из областного бюджета будут выделяться дотации, образующие областной Фонд финансовой поддержки поселений и областной Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), предусматриваться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и субвенции муниципальным районам на выполнение государственных полномочий Оренбургской области по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений. В части установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов кардинальных изменений также не предвидится: будут сохранены единые и дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, в местные бюджеты по-прежнему будет поступать налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
3. Цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и задач
В соответствии с установленными функциями министерство финансов Оренбургской области является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Оренбургской области единство финансовой, бюджетной и налоговой политики.
На министерство финансов Оренбургской области возлагаются осуществление расчета нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, установление размера дотаций, субвенций, субсидий и фондов финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований.
Исходя из приоритетов государственного развития, министерство финансов Оренбургской области ставит перед собой цель обеспечить создание необходимых условий для повышения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований на территории Оренбургской области.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе поселений, муниципальных районов и городских округов;
расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению;
распределение средств, предусмотренных в областном бюджете на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
В результате реализации Подпрограммы планируется достичь следующих результатов:
пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания;
установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, обеспечивающих баланс возможностей областного бюджета и потребностей местных бюджетов;
внесение предложений по выделению дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Показатели результатов деятельности приведены таблице 1.
Таблица 1
Показатели
результатов деятельности по реализации Подпрограммы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей |
|||||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности поселений к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания |
уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания |
1,0045 |
1,0051 |
1,0055 |
1,0052 |
1,005 |
1,005 |
1,005 |
1,005 |
1,005 |
1,005 |
2. |
Пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания |
уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания |
1,5006 |
1,4371 |
1,5055 |
1,4893 |
1,4784 |
1,4784 |
1,4784 |
1,4784 |
1,4784 |
1,4784 |
3. |
Пропорциональное подтягивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов к уровню бюджетной обеспеченности, установленному в качестве критерия выравнивания |
уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания |
2,6442 |
2,8112 |
2,8323 |
2,7647 |
2,7007 |
2,7007 |
2,7007 |
2,7007 |
2,7007 |
2,7007 |
4. |
Отношение доходов и источников финансирования дефицита к расходам бюджетов муниципальных образований |
коэффициент |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 августа 2014 г. N 546-пп в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Основные ожидаемые конечные результаты Подпрограммы, сроки и контрольные этапы реализации Подпрограммы
Итогом реализации Подпрограммы должны стать:
создание стабильных финансовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения;
создание условий для повышения эффективности финансового управления в публично-правовых образованиях для выполнения муниципальных функций, обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличения их доступности и качества.
Перечень и характеристика основных мероприятий, направленных на достижение целей и выполнение задач подпрограммы, приведена в таблице 2, план реализации мероприятий в 2013 году - в таблице 3, план реализации мероприятий в 2014 году - в таблице 4.
Реализация Подпрограммы рассчитана на 2013 - 2020 годы. Этапы реализации не выделяются.
В последние годы бюджетная система Российской Федерации характеризуется относительной стабильностью принципов, составляющих основу ее построения, а также теоретических представлений об организации бюджетного устройства и бюджетного процесса. Кроме того, сложившаяся структура органов государственной власти, осуществляющих отдельные финансово-бюджетные полномочия, дает основание предполагать, что предпосылок для срывов сроков выполнения мероприятий Подпрограммы не имеется.
Таблица 2
Перечень и характеристика
основных мероприятий Подпрограммы
N п/п |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель министерства финансов Оренбургской области |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями государственной программы |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1. |
Расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений совместно с управлением налоговой политики |
2013 год |
2020 год |
предложения по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты |
несоблюдение требований законодательства, сокращение финансовых возможностей местных бюджетов |
обеспечивает достижение ожидаемых результатов |
2. |
Расчет и предоставление межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность местных бюджетов |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений |
2013 год |
2020 год |
выравнивание бюджетной обеспеченности, финансовая поддержка |
несоблюдение требований законодательства, сокращение финансовых возможностей местных бюджетов |
обеспечивает достижение ожидаемых результатов |
Таблица 3
План
реализации Подпрограммы в 2013 году
N п/п |
Наименование основного мероприятия Подпрограммы |
Ответственный исполнитель министерства финансов Оренбургской области |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Финансирование (тыс. рублей) |
||
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1. |
Расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений совместно с управлением налоговой политики |
01.01.2013 |
31.12.2013 |
предложения по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты |
|
|
2. |
Расчет и предоставление межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность местных бюджетов |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений |
01.01.2013 |
31.12.2013 |
выравнивание бюджетной обеспеченности, финансовая поддержка |
815 1401 5160110 511 |
14 641,0 |
815 1401 5160120 511 |
3 000 000,0 |
||||||
815 1402 5170200 512 |
500 000,0 |
||||||
815 1403 5160000 530 |
2 003 475,0 |
Таблица 4
План реализации подпрограммы в 2014 году
Наименование основного мероприятия подпрограммы |
Ответственный исполнитель министерства финансов Оренбургской области |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Финансирование (тыс. рублей) |
||
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений совместно с управлением налоговой политики |
01.01.2014 |
31.12.2014 |
предложения по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты |
|
|
Расчет и предоставление межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность местных бюджетов |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений |
01.01.2014 |
31.12.2014 |
выравнивание бюджетной обеспеченности, финансовая поддержка |
815 1401 2228002 511 |
14 641,0 |
815 1401 2228003 511 |
3 000 000,0 |
|||||
815 1402 2228006 512 |
291 788,3 |
|||||
815 1403 2228004 530 |
1 603,0 |
|||||
815 1403 2228005 530 |
1 601 872,0 |
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 августа 2014 г. N 546-пп в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Общий объем расходов на реализацию Подпрограммы в 2013 - 2020 годах составит 39 336 716,3 тыс. рублей. Сумма распределяется равными долями на весь период реализации Подпрограммы.
Средства, предоставляемые муниципальным образованиям области, включают в себя дотации и субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы приводится в таблице 5.
Таблица 5
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета
Статус |
Наименование подпрограммы государственной программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Расходы по годам (тыс. рублей) |
|||||||
ГРБС |
Рз Пр |
ЦСР |
ВР |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
"Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов" |
министерство финансов Оренбургской области |
815 |
X |
X |
X |
5 518 116,0 |
4 909 904,3 |
4 818 116,0 |
4 818 116,0 |
|
Основное мероприятие 1 |
"Расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению" |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений совместно с управлением налоговой политики министерства финансов Оренбургской области |
815 |
X |
X |
X |
- |
- |
- |
- |
Основное мероприятие 2 |
"Расчет и предоставление межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность местных бюджетов" |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений министерства финансов Оренбургской области |
815 |
1401 |
5160110 |
511 |
14 641,0 |
- |
- |
- |
815 |
1401 |
2228002 |
511 |
- |
14 641,0 |
14 641,0 |
14 641,0 |
|||
815 |
1401 |
5160120 |
511 |
3 000 000,0 |
- |
- |
- |
|||
815 |
1401 |
2228003 |
511 |
- |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
|||
815 |
1402 |
5170200 |
512 |
500 000,0 |
- |
- |
- |
|||
815 |
1402 |
2228006 |
512 |
- |
291 788,3 |
200 000,0 |
200 000,0 |
|||
815 |
1403 |
5160210 |
530 |
2 003,0 |
- |
- |
- |
|||
5160220 |
530 |
2 001 472,0 |
- |
- |
- |
|||||
815 |
1403 |
2228004 |
530 |
- |
1603,0 |
1603,0 |
1603,0 |
|||
815 |
1403 |
2228005 |
530 |
- |
1 601 872,0 |
1 601 872,0 |
1 601 872,0 |
|||
"Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов" |
министерство финансов Оренбургской области |
815 |
X |
X |
X |
4 818 116,0 |
4 818 116,0 |
4 818 116,0 |
4 818 116,0 |
|
Основное мероприятие 1 |
"Расчет нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты и внесение предложений по их законодательному закреплению" |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений совместно с управлением налоговой политики министерства финансов Оренбургской области |
815 |
X |
X |
X |
- |
- |
- |
- |
Основное мероприятие 2 |
"Расчет и предоставление межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность местных бюджетов" |
управление бюджетной политики и межбюджетных отношений министерства финансов Оренбургской области |
815 |
1401 |
2228002 |
511 |
14 641,0 |
14 641,0 |
14 641,0 |
14 641,0 |
815 |
1401 |
2228003 |
511 |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
3 000 000,0 |
|||
815 |
1402 |
2228006 |
512 |
200 000,0 |
200 000,0 |
200 000,0 |
200 000,0 |
|||
815 |
1403 |
2228004 |
530 |
1 603,0 |
1 603,0 |
1 603,0 |
1 603,0 |
|||
815 |
1403 |
2228005 |
530 |
1 601 872,0 |
1 601 872,0 |
1 601 872,0 |
1 601 872,0 |
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13 марта 2014 г. N 156-пп в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
6. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, зависящими от исполнителя (технологические и организационные риски), так и рисками, относящимися к внешним: изменения законодательства и внешней экономической ситуации, риски финансового обеспечения. Оказать существенное влияние на последнюю категорию ответственный исполнитель Подпрограммы не может, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
Комплексная оценка и информация о предполагаемых рисках, полученные на этапе подготовки Подпрограммы, в значительной степени упрощают оперативное управление действиями исполнителей Подпрограммы и способствуют предупреждению негативных тенденций, связанных с невыполнением поставленных задач.
К внешним факторам могут быть отнесены:
возможные изменения в социально-экономической и политической обстановке Российской Федерации, а также в финансово-бюджетной сфере;
изменения федерального и областного законодательства, определяющего систему мероприятий.
К внутренним факторам можно отнести:
нарушение сроков реализации как отдельных мероприятий, так и всей Подпрограммы в целом;
ограничение финансирования по причине неблагоприятных социально-экономических процессов в муниципальном образовании;
проблема координации деятельности участников и исполнителей Подпрограммы.
Подпрограмма построена исходя из принципа реалистичности реализации мероприятий.
Однако при принятии новых правовых актов, подготовке отчетных материалов либо иных мероприятий в силу временных ограничений и высокой загруженности текущей работой возможны нарушения сроков.
Риски, определенные внутренними факторами, будут минимизироваться путем осуществления организационных, разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач Подпрограммы необходимо:
детально проработать схему взаимодействия участников и исполнителей процессов реализации Подпрограммы;
координировать деятельность участников и исполнителей по реализации мероприятий Подпрограммы;
контролировать достижение поставленных на определенном этапе задач;
осуществлять проведение аналитических мероприятий;
осуществлять корректировку показателей и мероприятий Подпрограммы;
регулярно осуществлять информационную поддержку реализации мероприятий Подпрограммы;
проводить повышение квалификации и переподготовку работников, принимающих участие в реализации Подпрограммы;
привлекать консультационные организации и экспертов, имеющих опыт проведения работ по повышению эффективности бюджетных расходов и совершенствованию системы управления;
стимулировать деятельность исполнителей Подпрограммы.
Снижение факторов риска может быть обеспечено путем проведения разъяснительной работы и широкого использования средств массовой информации для освещения деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод об относительной устойчивости Подпрограммы к воздействию внешних и внутренних факторов риска.
Основные риски реализации Подпрограммы и меры по их минимизации сгруппированы и представлены в таблице 6.
Таблица 6
Оценка рисков реализации Подпрограммы
N п/п |
Наименование группы рисков (описание рисков) |
Меры по снижению рисков |
1 |
2 |
3 |
I. Изменения законодательства и внешней экономической ситуации | ||
1. |
Непредсказуемость изменений федерального и областного законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
осуществление мониторинга экономической ситуации в России, Оренбургской области и изменений действующего законодательства с оценкой возможных последствий принятия тех или иных правовых актов |
2. |
Риск изменения экономической обстановки в связи с изменениями функционирования основных бюджетообразующих предприятий |
|
II. Технологические риски | ||
3. |
Недостаточный уровень квалификации сотрудников по отдельным направлениям Подпрограммы |
реализация инновационных программ обучения для сотрудников |
4. |
Риск невыполнения мероприятий в связи с вновь возникшими финансовыми, техническими и организационными сложностями |
мониторинг и контроль соблюдения сроков выполнения работ по программе и анализ причин отклонений |
III. Организационные риски | ||
5. |
Возможные изменения структуры в ближайшие годы, требующие изменения структуры управления Подпрограммой |
формирование гибкой структуры управления реализацией Подпрограммы на основе технологии управления проектами |
6. |
Организационная инертность отдельных подразделений при реализации мероприятий Подпрограммы |
мониторинг исполнительской дисциплины и максимальное использование внутренних ресурсов для реализации основных направлений Подпрограммы |
IV. Управленческие и политические риски | ||
7. |
Риски, связанные с негативной реакцией сотрудников и общественности на мероприятия Подпрограммы |
проведение активных PR-мероприятий с внешней средой реализации Подпрограммы, регулярное освещение в средствах массовой информации хода реализации Подпрограммы |
8. |
Политические риски, связанные с изменением функций подразделений, технологий и системы управления |
проведение изменений системы управления во взаимосвязи с реализацией основных направлений Подпрограммы |
7. Методика оценки эффективности Подпрограммы
В целях оценки эффективности расходования средств, выделенных на реализацию Подпрограммы, осуществляется ежегодный анализ достижения показателей результатов деятельности в увязке с объемами бюджетных ассигнований, направленных на их достижение.
В случае отклонения фактических значений целевых индикаторов от плановых проводится анализ причин отклонения и при необходимости - корректировка плана мероприятий.
При проведении оценки под эффективностью расходования бюджетных средств понимается соотношение результатов, достигнутых в ходе реализации Подпрограммы, и бюджетных расходов, связанных с ее реализацией.
Эффективными могут быть признаны расходы в случае, если плановые показатели достигнуты в полном объеме, а расходы на их достижение равны либо менее плановых значений. В случае выявления объективной невозможности достижения показателя в плановом объеме расходы на его достижение не подлежат оценке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.