Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2014 г. N 840-пп настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение N 11
к государственной программе
"Содействие занятости населения
Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма V
"Развитие социального партнерства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
6 ноября 2014 г.
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Цели подпрограммы |
- поддержание социальной стабильности в обществе; повышение уровня льгот и социальных гарантий для работников через заключение коллективных договоров и соглашений; обеспечение защиты трудовых прав граждан |
Задачи подпрограммы |
- развитие коллективно-договорных отношений; повышение эффективности работы областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; осуществление регионального контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, ведомственного контроля в сфере трудовых отношений, контроля за исполнением обязательств коллективных договоров и соглашений; содействие урегулированию коллективных трудовых споров |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- удельный вес работников, охваченных коллективно-договорными отношениями, в численности работников по полному кругу организаций Оренбургской области; удельный вес выполненных Правительством Оренбургской области обязательств, определенных соглашением между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на соответствующий период, в общем количестве обязательств, подлежащих выполнению Правительством Оренбургской области; удельный вес устраненных нарушений трудового законодательства в общем количестве выявленных нарушений в рамках контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства в области; удельный вес зарегистрированных коллективных трудовых споров, урегулированных при содействии министерства |
Срок реализации подпрограммы |
- 2014 - 2020 годы |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- поддержание социальной стабильности в обществе; повышение удельного веса работников, охваченных коллективными договорами, в численности работников по полному кругу организаций Оренбургской области |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы и прогноз ее развития
Социальный диалог между представителями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти Оренбургской области является наиболее эффективным инструментом для согласования экономических интересов.
Для ведения переговоров и подготовки проектов соглашений, в целях совершенствования социально-экономической политики, повышения уровня жизни населения в области работают областная и 41 территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время в рамках системы социального партнерства на областном уровне действуют:
соглашение о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2011 - 2013 годы;
16 отраслевых соглашений в сферах образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, физической культуры и спорта, средств массовой информации, а также государственных учреждений и общественного обслуживания.
На территориальном уровне действуют 41 трехстороннее соглашение и 52 отраслевых соглашения в различных отраслях экономики.
Количество коллективных договоров, заключаемых в области, за последние 20 лет стабильно увеличивается. Если в 1993 году этот показатель составлял 1802 договора, в 2000 году - 3871 договор, то в 2012 году количество коллективных договоров выросло до 5184.
Большинство коллективных договоров заключались в образовательных организациях, организациях непроизводственной деятельности, на промышленных предприятиях.
Важным шагом к развитию социально-трудовой сферы и укреплению социального партнерства является реализация соглашения между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2011 - 2013 годы, заключение соглашений на последующие периоды.
Основными проблемами в сфере социального партнерства являются:
нежелание работодателей и пассивность работников в процессе заключения коллективных договоров;
отсутствие у работодателей желания и возможностей для включения в коллективные договоры льгот и социальных гарантий, направленных на улучшение положения работников;
несформированность в соответствии с законодательством Российской Федерации объединений работодателей на территориальном уровне;
снижение мотивации профсоюзного членства, нелегитимность представителей работников;
резкая дифференциация заработной платы между основными работниками и административно-управленческим аппаратом.
Решение указанных проблем возможно при реализации следующих направлений государственной политики в сфере труда:
принятие областных, территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений взамен утративших силу в связи с окончанием срока действия;
повышение значимости коллективных договоров и соглашений в регулировании социально-трудовых отношений, наполнение коллективных договоров обязательствами, расширяющими социальные льготы и гарантии, направленными на улучшение положения работников;
развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и соглашений;
обеспечение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений с целью недопущения включения в них положений, противоречащих законодательству Российской Федерации и снижающих уровень прав и гарантий работников, контроль за их исполнением;
повышение эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора), ориентированной, в первую очередь, на профилактику нарушений трудового законодательства;
повышение статуса областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации социального партнерства, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) подпрограммы, ожидаемые конечные результаты, срок реализации подпрограммы
Целями реализации подпрограммы являются:
поддержание социальной стабильности в обществе;
обеспечение защиты трудовых прав граждан;
повышение уровня льгот и социальных гарантий для работников посредством заключения коллективных договоров и соглашений.
Для достижения указанных целей необходимо решений следующих задач:
развитие коллективно-договорных отношений;
повышение эффективности работы областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
осуществление регионального контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, ведомственного контроля в сфере трудовых отношений, контроля за исполнением обязательств коллективных договоров и соглашений;
содействие урегулированию коллективных трудовых споров.
С целью мониторинга реализации вышеуказанных задач будут использоваться следующие целевые показатели:
удельный вес выполненных Правительством Оренбургской области обязательств, определенных соглашением между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на соответствующий период, в общем количестве обязательств, подлежащих выполнению Правительством Оренбургской области;
удельный вес работников, охваченных коллективно-договорными отношениями, в численности работников по полному кругу организаций Оренбургской области;
удельный вес устраненных нарушений трудового законодательства в общем количестве выявленных нарушений в рамках контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства в области;
удельный вес зарегистрированных коллективных трудовых споров, урегулированных при содействии министерства.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
поддержание социальной стабильности в обществе;
повышение удельного веса работников, охваченных коллективными договорами, в численности работников по полному кругу организаций Оренбургской области.
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Для решения задачи по повышению эффективности работы областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений планируется проведение выездных заседаний Оренбургской областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.
В рамках исполнения задачи по развитию коллективно-договорных отношений предполагается проведение следующих мероприятий:
оказание консультационно-методической помощи сторонам социального партнерства по заключению коллективных договоров и соглашений;
подготовка и проведение в Оренбургской области регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
ведение базы данных о коллективных договорах и соглашениях, заключаемых в Оренбургской области.
Для осуществления регионального контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, ведомственного контроля в сфере трудовых отношений, контроля за исполнением соглашений предусмотрены следующие мероприятия:
подготовка предложений в сводный план проведения органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год;
проведение проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и контроля за выполнением соглашений в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В целях содействия урегулированию коллективных трудовых споров планируются мероприятия по:
подготовке предложений в федеральную базу данных по учету трудовых арбитров по Оренбургской области;
подготовке регионального перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей на территории области;
уведомительной регистрации коллективных трудовых споров.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Действия по наиболее актуальным вопросам социального партнерства закреплены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также соглашении между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на соответствующий период.
Основные положения правового регулирования трудовых отношений закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы представлен в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Анализ рисков реализации подпрограммы и меры управления рисками реализации подпрограммы
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов экономического, финансового и организационного характера.
Экономические риски: снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения и массовым высвобождением работников.
Организационные риски: несвоевременное, недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов, недостатки в процедурах управления и контроля, дефицит квалифицированных кадров.
Преодоление указанных рисков возможно путем своевременной подготовки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.
6. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в разделе 8 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.