Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к государственной программе
"Развитие системы образования
Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
3 октября 2014 г.
Паспорт
подпрограммы "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
(далее - подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Оренбургской области в настоящее время осуществляют деятельность:
793 дошкольные образовательные организации;
944 общеобразовательные организации;
228 организаций дополнительного образования детей.
Образовательные услуги оказывают 10 негосударственных общеобразовательных организаций, 14 индивидуальных предпринимателей.
Численность обучающихся и воспитанников составляет:
в дошкольных организациях - 97,3 тыс. человек;
в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - 200,0 тыс. человек;
в организациях дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет - 296,1 тыс. человек.
В негосударственных общеобразовательных организациях обучаются 712 человек.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции.
Следствием спада рождаемости и уменьшения численности обучающихся в 90-е годы XX века стало сокращение числа дошкольных и общеобразовательных организаций.
С 2000 года рост показателей рождаемости обусловил рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных организациях.
В период реализации подпрограммы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных организациях дошкольного и общего образования.
Негосударственный сектор дошкольного и общего образования незначителен по масштабу. Развитие негосударственного сектора сдерживается высокими ставками арендной платы, а также (до недавнего времени) отсутствием доступа к бюджетному финансированию.
Численность педагогических работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей в настоящее время составляет:
воспитателей в дошкольных организациях - 7,9 тыс. человек;
педагогических работников в общеобразовательных организациях - 19,4 тыс. человек;
педагогов в организациях дополнительного образования детей - 12,0 тыс. человек.
В негосударственных образовательных организациях дошкольного и общего образования работают более 180 педагогических работников.
Оптимизация сети и реализация новых финансово-экономических механизмов привели к сокращению численности учителей с 2005 года примерно на треть и увеличению показателя соотношения учащихся и преподавателей в средней школе с 8,9 до 11,4 в 2013 году.
На текущий момент в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей сохраняются следующие проблемы, требующие решения:
дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
недостаточный объем предложения услуг по сопровождению раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;
низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
межмуниципальная дифференциация доступности услуг дошкольного и дополнительного образования, качества школьной инфраструктуры;
высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения;
несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;
низкий уровень вовлеченности детей в неформальное и информальное образование.
2. Приоритеты государственной политики Оренбургской области в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения, описание основных ожидаемых результатов, срока реализации подпрограммы
Основными направлениями государственной политики Оренбургской области в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации подпрограммы являются обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Целью подпрограммы является создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Задачи подпрограммы:
формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
обеспечение предоставления услуг раннего развития и образования для детей дошкольного возраста независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни.
В рамках реализации подпрограммы решается задача обеспечения равного доступа к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей.
В образовательных организациях будут созданы условия, обеспечивающие безопасность детей, использование новых технологий обучения, а также современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества образования.
Для этого будет обеспечена модернизация образовательной сети и инфраструктуры дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей. Будет внедрен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
В дошкольном образовании получат развитие вариативные формы предоставления услуг, что в совокупности со строительством эффективных зданий детских садов обеспечит существенное сокращение дефицита мест (включая механизмы государственно-частного партнерства).
Серьезное внимание будет уделяться формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов), что позволит сократить разрыв в качестве образования между лучшими и худшими группами учащихся и школ и увеличить при этом численность детей, демонстрирующих высокий уровень достижений.
В сельской местности будут реализованы модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций социально-культурной сферы, а также такие формы организации дошкольного и школьного образования, как учительский дом - школа, воспитательский дом - детский сад.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение, получат возможность получения общего образования в дистанционной форме или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения. Будут внедрены новые инструменты их выявления и поддержки, существенно расширяющие масштаб охвата и качество сопровождения детей данной категории.
Для развития механизмов позитивной социализации подрастающего поколения будут разрабатываться новые, отвечающие изменившимся социокультурным условиям модели и программы формирования гражданских установок и социальных компетенций детей, будет проводиться модернизация системы дополнительного образования детей, летнего отдыха и занятости, формироваться система поддержки масштабных общественных просветительских проектов с использованием современных медийных инструментов.
В дальнейшем на основе созданного ресурса будут запущены механизмы модернизации образования, обеспечивающие достижение нового качества результатов обучения и социализации детей.
Эффективный контракт с педагогами обеспечит мотивацию к повышению качества образования и непрерывному профессиональному развитию, привлечет в школы лучших выпускников вузов, талантливых специалистов в различных областях знания, культуры, техники.
Расширится масштаб деятельности инновационных площадок по обновлению содержания и технологий образования в приоритетных областях.
Профессиональными сообществами педагогов будут реализовываться проекты по повышению квалификации педагогов, разработке и распространению учебно-методического обеспечения, консультированию и наставничеству в отношении образовательных организаций и педагогов.
Будет развиваться инфраструктура сопровождения раннего развития детей (специализированные центры, отделения и программы при организациях дошкольного и дополнительного образования детей, лекотеки). Будут созданы современные центры исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков.
Масштабные общественные просветительские проекты с использованием современных медийных инструментов охватят значительную часть детей и подростков.
Мероприятия подпрограммы на завершающей стадии будут ориентированы на развитие системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения и семей, формирование мотивации к непрерывному образованию.
Будет обеспечен переход от содержания ведомственных организаций и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей социализации, будут созданы комплексные социальные организации, оказывающие многопрофильные услуги (в том числе образовательные). Применительно к сельской местности это позволит повысить доступность качественных социальных услуг, а в городских районах - обеспечить комплексный подход к решению задач социализации детей.
Возрастет активность семей в воспитании и образовании детей, в том числе увеличится объем инвестиций в сферу дополнительного образования.
В сфере дошкольного и дополнительного образования детей доминирующими станут механизмы государственно-частного и социального партнерства.
В организациях общего образования будут созданы условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, сформирована высокотехнологичная среда, включающая новое поколение цифровых образовательных ресурсов, виртуальных тренажеров и другое.
Будет осуществляться широкомасштабное внедрение апробированных образовательных моделей и программ в приоритетных областях модернизации общего образования; будет обеспечен качественно новый уровень индивидуализации образования, позволяющий реализовывать образовательные траектории в организациях всех форм собственности и их сетях в формах семейного, дистанционного образования, самообразования.
Поддержка семей в воспитании и образовании детей начиная с раннего возраста (от 0 до 3 лет) будет обеспечиваться за счет информационно-консультационных сервисов в сети Интернет, программ повышения родительской компетентности и тьюторства.
Для реализации программ профильного обучения, работы с одаренными детьми будет задействована инфраструктура ведущих университетов и инновационных предприятий.
По итогам реализации подпрограммы к 2020 году:
всем детям будет предоставлена возможность освоения программ дошкольного образования в соответствии с современными требованиями;
всем обучающимся общеобразовательных организаций будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями;
будет обеспечено подключение 100,0 процента школ к сети Интернет;
все общеобразовательные организации начнут осуществлять обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
сократится разрыв между 10,0 процента школ с лучшими результатами единого государственного экзамена и 10,0 процента школ с худшими результатами единого государственного экзамена за счет улучшения результатов обучения в школах с худшими результатами единого государственного экзамена;
все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме;
не менее 98,6 процента детей дошкольного и школьного возраста будут охвачены услугами дополнительного образования детей;
100,0 процента учащихся будут иметь возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы с использованием форм сетевого и дистанционного образования;
80,5 процента обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
не менее 80,0 процента учащихся и семей будут использовать информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
будет завершен переход к эффективному контракту в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей: средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100,0 процента от средней заработной платы по области;
средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составит не менее 100,0 процента от средней заработной платы в сфере общего образования в области;
средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей составит не менее 100,0 процента от средней заработной платы в сфере общего образования в области;
будут введены стандарты профессиональной деятельности и основанная на них система аттестации педагогов;
в области будет сформирован кадровый резерв руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных организаций, механизмы его регулярного обновления, будут реализованы масштабные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах;
все педагоги и руководители организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей пройдут повышение квалификации или профессиональную переподготовку по современным программам обучения с возможностью их выбора.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализации подпрограммы - 2014 - 2020 годы. Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками подпрограммы со всеми исполнителями мероприятий.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы, приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
4. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут реализованы государственные задания на основные общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования, включая услуги по воспитанию и содержанию, программы дополнительного образования детей.
Прогноз сводных показателей государственных заданий представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
Достижение намеченных целей и конечных показателей будет зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики области, темпов роста валового продукта и объема выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики области, расходов на социальные нужды.
5. Характеристика основных мероприятий подпрограммы, реализуемых муниципальными образованиями
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
6. Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы предполагается:
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на интеграцию науки и практики в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей Оренбургской области;
развитие интеграционных процессов с научными, научно-исследовательскими и образовательными институтами;
разработка, апробация и внедрение моделей использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Оренбургской области: разработка и реализация образовательных и социальных проектов, в том числе проведение областных профильных смен для одаренных детей по различным направлениям деятельности.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 100 930 781,8 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
в 2014 году - 13 847 894,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 13 244,3 тыс. рублей;
в 2016 году - 13 916,6 тыс. рублей;
в 2017 году - 14 733,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 14 841,8 тыс. рублей;
в 2019 году - 15 066,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 16 084,1 тыс. рублей.
Общий объем расходов на реализацию подпрограммы предусматривает затраты на:
развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей для обеспечения доступности и высокого качества образовательных услуг;
развитие дошкольного образования;
выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
развитие системы обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, формирования здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
повышение социального статуса работников образования, привлекательности педагогической профессии для молодежи.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равные возможности для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета (ответственным исполнителям и соисполнителям подпрограммы), кодам бюджетной классификации и по годам реализации отражено в приложении N 5 к настоящей Программе.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование основных мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусматривается:
осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности по перечню согласно приложению N 18 к настоящей Программе;
предоставление субвенции, направленной на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных организациях;
предоставление субсидий, направленных на:
софинансирование капитальных вложений в объекты образования муниципальной собственности;
повышение доступности дошкольных образовательных услуг;
проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных образовательных организаций;
финансовое обеспечение получения гражданами общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных организациях;
проведение капитального ремонта загородных стационарных детских оздоровительных лагерей, находящихся в собственности муниципальных образований;
возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности;
компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ответственным исполнителям (соисполнителям) подпрограммы на текущий финансовый год.
Формирование суммы субсидий, выделяемых бюджетам городских округов и муниципальных районов в очередном финансовом году (за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), осуществляется в рамках действующих нормативных правовых актов Оренбургской области.
Правила распределения и предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности представлены в приложении N 17 к настоящей Программе.
Субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов предоставляются в соответствии с заключенными соглашениями между министерством образования Оренбургской области, министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрациями городских округов или муниципальных районов.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей подпрограммы, относятся:
экономические риски, обусловленные темпом инфляции, динамикой роста цен и тарифов на товары и услуги, изменениями среднемесячных заработков в экономике;
законодательные риски, обусловленные изменениями в законодательстве Российской Федерации и Оренбургской области, ограничивающими возможность реализации предусмотренных подпрограммой мероприятий;
социальные риски, обусловленные изменениями социальных установок профессионального сообщества и населения, ведущие к снижению необходимого уровня общественной поддержки предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Управление рисками будет осуществляться на основе:
проведения комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы;
проведения регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном и областном законодательстве;
мониторинга результативности реализации подпрограммы.
9. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 8 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.