Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства социального
развития Оренбургской области
от 26 марта 2012 г. N 51
Правила
предоставления платных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания в РФ", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и определяют порядок и условия предоставления платных услуг в сфере социального обслуживания населения.
1.2. Платные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания организуются в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в целях расширения сферы социального обслуживания населения и повышения эффективности деятельности учреждений социальной защиты.
1.3. Понятия, используемые в настоящих правилах, означают:
"потребитель" - организация или гражданин, имеющие намерение заказать либо заказывающие услуги для себя или граждан пожилого возраста либо инвалида;
"исполнитель" - государственные учреждения социального обслуживания, подведомственные министерству социального развития Оренбургской области;
"платные услуги" - совокупность услуг, оказываемых государственным учреждением социального обслуживания в рамках осуществления деятельности, приносящей доход (предпринимательской деятельности), в соответствии с действующим законодательством;
"платные социальные услуги" - дополнительные социальные услуги, предоставляемые государственным учреждением социального обслуживания, не входящие в Перечень государственных услуг, предоставляемых физическим лицам в сфере социальной политики, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2011 N 1309-п "Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области государственными учреждениями Оренбургской области в качестве основных видов деятельности", а также не финансируемые из средств бюджета Оренбургской области, предоставляемые гражданам за оплату (далее - платные социальные услуги).
1.4. К платным услугам относятся все виды услуг, предоставляемых гражданам учреждениями социального обслуживания на условиях возмездного договора.
Платные услуги предоставляются населению учреждениями социального обслуживания в виде:
социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
социально-медицинских реабилитационных услуг, направленных на поддержание и улучшение здоровья граждан;
социально-психологических услуг, предусматривающих коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития граждан, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга;
социально-экономических услуг, направленных на поддержание и улучшение жизненного уровня граждан;
социально-правовых услуг, направленных на поддержание или изменение правового статуса граждан, оказание им юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан;
других социальных услуг в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";
прочих услуг.
1.5. Настоящие правила распространяются на государственные учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении министерства социального развития Оренбургской области (далее - государственные учреждения социального обслуживания).
Оказание платных социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания не может предоставляться в ущерб обслуживанию граждан, получающих социальные услуги на бесплатной основе за счет бюджета Оренбургской области.
1.6. Перечень платных услуг, которые могут оказывать государственные учреждения социального обслуживания, утверждается приказом министра социального развития Оренбургской области.
Перечень платных услуг, оказываемых в конкретном учреждении, разрабатывается учреждением в соответствии с уставом и профилем учреждения и утверждается приказом руководителя учреждения по согласованию с министерством социального развития Оренбургской области.
1.7. Платные услуги государственными учреждениями социального обслуживания населения осуществляются в случае, если оказание указанных услуг предусмотрено учредительными документами.
Право учреждения осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, прохождение аккредитации и/или аттестации возникает с момента получения соответствующего документа.
1.8. Учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
1.9. В части, не предусмотренной настоящими правилами, регламентация оказания платных услуг, в том числе и по вопросам налогообложения, лицензирования, сертификации, учета и отчетности, регулируется действующим законодательством.
2. Порядок предоставления платных услуг
2.1. Платные услуги оказываются потребителям на добровольной основе.
Оказание платных услуг может производиться в государственном учреждении социального обслуживания и/или на дому.
2.2. Оказание платных услуг гражданам, постоянно проживающим на территории других субъектов Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется на тех же условиях, что и жителям Оренбургской области.
2.3. Для оказания платных услуг учреждения могут привлекать специалистов-консультантов из других учреждений социальной сферы и иных учреждений в установленном законодательством порядке.
2.4. Для оказания платных услуг руководитель учреждения социального обслуживания:
издает приказ об организации платных услуг в учреждении социального обслуживания;
утверждает Положение о порядке предоставления платных услуг;
оформляет трудовые отношения с работниками, занятыми в организации и предоставлении платных услуг;
обеспечивает потребителя бесплатной, доступной и достоверной информацией о предоставляемых платных услугах;
издает приказ, регламентирующий оформление учетной документации по привлечению и использованию доходов от платной деятельности;
утверждает порядок распределения средств, полученных от оказания платных услуг, с учетом Примерного положения о распределении средств, полученных от оказания платных услуг, разработанного и утвержденного министерством социального развития Оренбургской области;
утверждает положение об оплате труда работников государственных учреждений системы социальной защиты населения за счет средств от приносящей доход деятельности с учетом Типового положения об оплате труда работников государственных учреждений системы социальной защиты населения за счет средств от приносящей доход деятельности;
оформляет "Книгу замечаний и предложений по предоставлению платных услуг";
организует хранение первичных и учетных документов в установленном порядке;
представляет отчет о расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности в установленном порядке.
3. Информация о платных социальных услугах, порядок заключения договоров
3.1. Исполнитель обязан до заключения договора довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
а) наименование и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, а также сведения о наличии лицензии на право оказания данного вида деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;
б) уровень и направленность реализуемых услуг, формы и сроки их предоставления;
в) перечень услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных платных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
г) стоимость услуг и порядок их оплаты;
д) порядок приема и требования к поступающим в государственные учреждения социального обслуживания.
Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение государственного учреждения социального обслуживания представляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий государственного учреждения социального обслуживания.
3.2. Исполнитель обязан также представить для ознакомления по требованию потребителя:
а) устав государственного учреждения социального обслуживания, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного учреждения социального обслуживания;
б) лицензию на осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию;
в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного учреждения социального обслуживания, органа управления сферой социального обслуживания;
г) проекты договоров, в том числе об оказании платных дополнительных социальных услуг;
д) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных социальных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей платной социальной услуге сведения.
3.3. Информация должна доводиться до потребителя на русском языке.
3.4. Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем социальную услугу.
Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами.
3.5. Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
а) наименование государственного учреждения социального обслуживания и место его нахождения (юридический адрес);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) сроки оказания платных услуг;
г) уровень и направленность реализуемых услуг, перечень (виды) платных социальных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.
3.6. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя.
3.7. Примерная форма договора утверждается министерством социального развития Оренбургской области.
3.8. Потребитель обязан оплатить оказываемые социальные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату услуг.
4. Порядок организации бухгалтерского и оперативного учета
4.1. Бухгалтерский учет операций, связанных с предоставлением платных услуг, осуществляется в соответствии с приказами Министерства финансов РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению", от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
4.2. Средства от оказания платных услуг поступают:
казенным учреждениям: на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый министерству социального развития в УФК по Оренбургской области для учета, в том числе прочих доходов от оказания платных услуг получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации;
бюджетным учреждениям: на счет учреждения, открытый для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям в виде субсидий из областного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг; со средствами, полученными бюджетными учреждениями сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных областными законами, в пределах государственного задания, за выполнение работ (оказание услуг), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, предусмотренных в его учредительных документах; со средствами, полученными бюджетными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности (предусмотренной в его учредительных документах);
автономным учреждениям: на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений за исключением субсидий на иные цели, а также для учета бюджетных инвестиций.
4.3. Отчет о расходовании средств, полученных в результате оказания платных услуг, представляется в министерство социального развития Оренбургской области в установленном порядке.
4.4. При расчетах с гражданами, имеющими ограничения в передвижении, оплата услуг производится социальному работнику с обязательным оформлением финансовых документов.
Учреждения социального обслуживания обязаны выдать потребителю чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
4.5. Стоимость предоставляемых платных социальных услуг определяется калькуляцией цен в соответствии с Методикой расчета предельных тарифов на платные социальные услуги, оказываемые учреждениями социального обслуживания, подведомственными министерству социального развития Оренбургской области.
Стоимость платных социальных услуг устанавливается по согласованию с министерством социального развития Оренбургской области.
4.6. Доходы, полученные от оказания платных социальных услуг, направляются в полном объеме на уставные цели.
5. Контроль за предоставлением платных услуг
5.1. Контроль за организацией и качеством выполнения платных услуг, а также ценами и порядком взимания денежных средств с потребителей осуществляют руководители государственных учреждений социального обслуживания и несут за это персональную ответственность.
5.2. Контроль за организацией и качеством предоставления платных социальных услуг, а также правильностью взимания платы также осуществляют в пределах своей компетенции:
министерство социального развития Оренбургской области; потребители платных социальных услуг в рамках договорных отношений;
государственные органы и организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена проверка деятельности учреждений.
5.3. Претензии и споры, возникшие между потребителем социальных услуг и исполнителем, разрешаются по соглашению сторон.
В случае недостижения соглашения спор передается на разрешение в министерство социального развития Оренбургской области или разрешается в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Права и обязанности сторон
6.1. Обязанности сторон.
Государственные учреждения социального обслуживания для оказания платных услуг обязаны:
предоставлять потребителям социальные услуги надлежащего качества в соответствии с заключенным договором;
организовать контроль за качеством предоставляемых платных услуг;
обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией о предоставляемых платных социальных услугах.
Граждане, пользующиеся платными социальными услугами, обязаны:
оплатить стоимость предоставляемой услуги в порядке, определяемом договором;
выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной социальной услуги.
6.2. Права сторон.
Граждане, которым предоставляются платные услуги, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и о расчете стоимости оказанной услуги.
7. Ответственность исполнителя и потребителя
7.1. Исполнитель оказывает платные услуги в порядке и в сроки, определенные договором.
7.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
7.3. При обнаружении недостатков оказанных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания платных услуг в полном объеме в соответствии с договором;
б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных услуг своими силами или третьими лицами.
7.4. Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер.
7.5. Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуг или если во время оказания социальных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания социальных услуг потребитель вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуг и (или) закончить оказание социальных услуг;
б) поручить оказать услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости услуг;
г) расторгнуть договор.
7.6. Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания социальных услуг, а также в связи с недостатками оказанных социальных услуг.
8. Порядок оказания коммунальных услуг населению
8.1. Учреждения социального обслуживания населения, подведомственные министерству социального развития Оренбургской области, могут оказывать населению коммунальные услуги в случае, если источник снабжения, принадлежащий учреждению, является единственным доступным для населения в силу особенностей его эксплуатации, наличия коммуникационных систем и географического расположения.
8.2. Право на оказание коммунальных услуг населению должно быть предусмотрено Уставом учреждения.
8.3. Тарифы на коммунальные услуги утверждаются приказом руководителя учреждения по согласованию с администрацией муниципального образования, на территории которого находится учреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.