Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Развитие транспортной системы
Оренбургской области"
на 2015 - 2020 годы
Подпрограмма 3
"Развитие региональных и местных авиаперевозок"
государственной программы "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы
(далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития
Подпрограмма разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года в части обеспечения транспортных услуг населению области.
Реализация целей и задач по развитию экономики и социальной сферы области невозможна без развития соответствующей инфраструктуры, в том числе и транспортной.
Важнейшим звеном транспортного комплекса является воздушный транспорт, который играет значительную роль в развитии экономики России, решении социально-экономических задач, имеет особое значение как средство обеспечения магистральных пассажирских сообщений.
В 1990 - 2010 годах в Российской Федерации и, в частности, в Оренбургской области, наблюдался значительный спад региональных и местных авиаперевозок.
За 1991 - 2011 годы доля региональных воздушных линий в структуре внутрироссийских перевозок сократилась с 75 процентов до 25 процентов, доля местных линий - с 27 процентов до 3 процентов. За этот период количество прямых воздушных связей между регионами Российской Федерации сократилось в несколько раз, а пассажиропотоки переориентировались на Москву, ставшую практически единым полноценным центром внутреннего транзита.
В Оренбургской области закрылись многие местные аэропорты - в городах Абдулино и Буругуслане#, районных центрах Светлый, Адамовский, Кваркенский, Первомайский.
Практически было утрачено прямое авиационное сообщение между многими областными городами, крупными административными центрами и городами других регионов Приволжского, Уральского федеральных округов, сопредельных областей Республики Казахстан. Осуществить такой перелет было возможно только через города Москву, Санкт-Петербург или через очень ограниченное число городов.
Основу регионального парка воздушных судов, необходимых для выполнения местных воздушных перевозок, составляют воздушные суда типа Ан-2, большинство из которых простаивает. Действующий парк используется только для авиационных работ. Средний возраст областного парка местной авиации - 34 года.
Состояние авиаперевозок и авиатранспортной инфраструктуры и отечественной гражданской авиации в целом не отвечает потребностям социально-экономического развития страны и области.
Отсутствие регулярного межрегионального и регионального авиационного сообщения негативно отражается на транспортной доступности области, препятствует развитию деловых и культурных межрегиональных связей, ограничивает транспортную подвижность населения, деловую активность бизнеса.
Развитие производственных, экономических, деловых, культурных связей определяют необходимость обеспечения устойчивого авиационного сообщения как на межрегиональном, так и на областном уровнях. В рамках стратегии социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2030 года в связи с прогнозируемым ростом экономики области ожидается увеличение объема и расширение географии авиационных перевозок.
Наличие мощного промышленного и сырьевого потенциала, уникальное транспортно-географическое положение Оренбургской области на важнейших транспортных направлениях между Востоком и Западом, самая протяженная граница с Республикой Казахстан и выходом на страны Средней Азии и, как следствие, транзитное значение области предоставляют большие возможности для перспективного развития авиаперевозок.
В Российской Федерации после обвального спада авиационных перевозок в 90-х годах (в основном, в части внутрироссийских перевозок) в настоящее время наблюдается их стабилизация и в дальнейшем прогнозируется интенсивный восстановительный рост авиатранспортного рынка. Сохранение стратегических инновационных приоритетов развития экономики Российской Федерации обуславливает стабильность долговременных целей развития воздушного транспорта. Средние темпы роста российского авиатранспортного рынка до 2030 года в соответствии с прогнозами Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации оцениваются в 7,5 процента в год.
Реализация Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года, обеспечила устойчивое развитие магистральных авиационных перевозок. В настоящее время важнейшая задача - обеспечить развитие именно малой авиации, рост региональных и местных авиаперевозок.
При этом предпосылки для развития региональной авиации без использования системного подхода и реализации государственной поддержки за счет средств федерального и регионального бюджетов практически отсутствуют. Даже у авиакомпаний с эффективно организованной перевозочной деятельностью себестоимость на региональных маршрутах с относительно низкой величиной спроса более чем в 2 раза превышает величину рыночного тарифа на перевозки.
В сложившихся условиях необходимо разработать концепцию развития социально значимых региональных и местных авиаперевозок, предусматривающую правовые и экономические основы организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в Оренбургской области, скоординированное развитие аэропортовой инфраструктуры и авиационной промышленности, обновление основных производственных фондов, приобретение воздушных судов, оптимально подходящих для организации региональных и местных авиаперевозок, и улучшение экономического положения организаций воздушного транспорта.
Система мер должна сочетать в рациональных пропорциях усилия Правительства Оренбургской области и федерального центра и опираться на более полное и эффективное использование ресурсного, производственного потенциала, транспортной инфраструктуры и геополитического положения Оренбургской области.
Часть проблем, стоящих перед региональной авиацией, в частности по развитию инфраструктуры (реконструкция аэропортов городов Оренбурга, Орска), будет решаться в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)".
В рамках подпрограммы предусмотрено решение задачи по созданию и развитию местных и региональных авиалиний, доступности авиаперевозок для населения области в Оренбургской области.
В настоящее время в условиях дальнейшего развития экономики и повышения транспортной активности населения в области начата реализация задачи по возрождению региональных и местных авиаперевозок.
Организатором перевозок выступает находящееся в областной собственности государственное унитарное предприятие "Международный аэропорт "Оренбург", имеющее соответствующий сертификат эксплуатанта.
Под гарантию и при финансовой поддержке Правительства области приобретены 4 самолета L 410 UVP E-20 чешского производства. Проведена работа по сертификации самолетов и технической базы, обучению летного и технического составов.
Оренбургская область активно включилась в реализацию пилотного проекта Приволжского федерального округа, который свяжет авиационным сообщением все административные центры округа. С 1 апреля 2013 года открыто авиасообщение из города Оренбурга в города Самару, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Уфу.
Кроме того, выполняются ежедневные рейсы из Орска в Оренбург и три раза в неделю из города Оренбурга в город Челябинск через город Орск и из города Оренбурга в город Екатеринбург. В дальнейшем планируется возобновление полетов из районных центров Кваркено, Адамовки, Светлого в город Орск и из районного центра Первомайского, городов Бугуруслана и Абдулино в город Оренбург с восстановлением соответствующей аэропортовой инфраструктуры.
Разработка подпрограммы направлена на обеспечение эффективного развития авиационных перевозок в долгосрочной перспективе с учетом реализации региональных и федеральных интересов развития транспортного комплекса.
Подпрограмма, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере воздушного транспорта Оренбургской области, в сочетании с действенной системой управления и контроля, создает предпосылки для дальнейшего более динамичного развития данного сектора экономики, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению и развитию региональных и местных авиаперевозок, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы), описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы определены Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, предусматривающей формирование современного транспортно-логистического комплекса, отвечающего потребностям роста качества жизни и обеспечивающего развитие внутри- и межрегиональных, а также межгосударственных хозяйственных связей.
Исходя из приоритетов государственной политики, а также в соответствии с целями Программы определены цель и задачи подпрограммы.
Целью подпрограммы является создание условий для обеспечения доступности и качества услуг воздушного транспорта для всех категорий населения Оренбургской области.
Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей экономики и населения области в авиаперевозках, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций и обеспечение ценовой доступности услуг воздушного транспорта.
Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:
организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом Оренбургской области, обеспечение устойчивого и стабильного функционирования авиационных региональных и местных перевозок, повышение качества и безопасности предоставляемых авиационных услуг.
Организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом Оренбургской области осуществляется путем:
организации выполнения маршрутов регулярного воздушного сообщения на местных и региональных авиалиниях по перевозке пассажиров и багажа по расписанию движения воздушных судов Оренбургской области;
содержания, развития и организации эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, являющихся собственностью Оренбургской области.
Формирование и дальнейшее развитие сети региональных и местных авиалиний, значимых для социального и экономического развития Оренбургской области позволит обеспечить:
высокоскоростную транспортную связь с городами и отдаленными районами области, крупными городами Приволжского федерального округа, городами сопредельных регионов Российской Федерации;
доступность авиационных перевозок для населения области;
поэтапно повысить коэффициент авиационной подвижности населения области до уровня не ниже среднего по Российской Федерации;
создание условий для финансового оздоровления организаций воздушного транспорта, государственную поддержку организации региональных и местных авиаперевозок; предоставление государственной поддержки на содержание, развитие и организацию эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, являющихся собственностью Оренбургской области.
Решение задач подпрограммы и обеспечение устойчивого и стабильного функционирования авиационных региональных и местных перевозок, предусматривает как разработку соответствующих нормативных правовых актов Оренбургской области, так и предоставление государственной поддержки в виде субсидий областного бюджета юридическим лицам - авиационным предприятиям, осуществляющим выполнение маршрутов регулярного воздушного сообщения на местных и региональных авиалиниях по перевозке пассажиров и багажа, а также на содержание, развитие и организацию эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры местной авиации, являющихся собственностью Оренбургской области.
Реализация мероприятий подпрограммы, создавая условия и механизмы компенсации потерь в доходах авиапредприятий, в свою очередь направлена на снижение тарифа на авиаперевозку до приемлемого уровня, обеспечивающего транспортную доступность для населения, и на обеспечение приемлемого уровня аэропортовых сборов.
Решение задач позволит достигнуть следующих результатов:
увеличение почти в 1,5 раза объема перевозок пассажиров на региональных и местных авиалиниях;
повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения за счет ежегодной перевозки не менее 35,0 тыс. пассажиров из Оренбургской области и в обратном направлении;
доведение числа аэропортов местного значения в городах и отдаленных районах Оренбургской области до 7;
увеличение в 1,5 раза авиационной подвижности населения на региональных и местных авиаперевозках.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Срок реализация подпрограммы - 2015 - 2020 годы.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения основных мероприятий Подпрограммы, способствующих комплексному развитию региональных и местных авиационных перевозок для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики региона, и включает следующие направления:
нормативно-правовое обеспечение по регулированию правоотношений в сфере организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом;
государственная поддержка региональных и местных авиационных перевозок населения воздушным транспортом;
развитие региональной инфраструктуры авиаперевозок, формирование маршрутной сети региональных и местных воздушных перевозок.
Подробный перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков реализации представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение мероприятий по годам представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственно-правового регулирования
Государственно-правовое регулирование подпрограммы осуществляется через систему действующих нормативно-правовых актов.
Комплекс мер государственного и правового регулирования в сфере реализации подпрограммы направлен на создание условий для ее эффективной реализации. Он включает в себя финансово-экономические, правовые и административно-управленческие меры государственного регулирования.
В числе мер государственного регулирования - предоставление государственного имущества Оренбургской области в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий "Международный аэропорт "Оренбург" и "Аэропорт Орск" для обеспечения регулярного воздушного сообщения на местных и региональных авиалиниях.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 7 мая 2013 года N 1452/435-V-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом Оренбургской области" предусмотрены следующие меры государственной поддержки:
предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов авиапредприятиями, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа на местных и региональных авиалиниях;
предоставление из областного бюджета субсидии на возмещение затрат авиапредприятиям, связанных с содержанием, развитием и организацией эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности Оренбургской области.
В рамках участия Оренбургской области в реализации пилотного проекта Приволжского федерального округа по организации региональных перевозок предусмотрено предоставление субсидии из областного бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.
Административно-управленческие меры государственного регулирования осуществляются в рамках системы управления реализацией подпрограммы, действующей в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
Сведения об основных мерах правового регулирования подпрограммы представлены в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказание государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями
Участие муниципальных образований в реализации подпрограммы не предусматривается.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также государственные внебюджетные фонды не принимают участия в реализации подпрограммы.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 867 340,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 144 556,7 тыс. рублей;
2016 год - 144 556,7 тыс. рублей;
2017 год - 144 556,7 тыс. рублей;
2018 год - 144 556,7 тыс. рублей;
2019 год - 144 556,7 тыс. рублей;
2020 год - 144 556,7 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в пределах сумм, предусмотренных на их реализацию законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение подпрограммы имеет прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на очередной год и плановый период.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы сопряжена с рядом макроэкономических, социальных, финансовых и иных рисков, которые могут привести к несвоевременному или неполному решению задач подпрограммы, нерациональному использованию ресурсов, другим негативным последствиям:
макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. Платежеспособность пассажиров напрямую зависит от уровня материального благосостоянию населения;
финансовые риски, связанные с финансированием подпрограммы в неполном объеме. Данный риск возникает по причине зависимости ее успешной реализации от финансирования из федерального и областного бюджетов. Сокращение объемов бюджетного финансирования не позволит в полном объеме и своевременно выполнить весь комплекс мероприятий подпрограммы и решить в установленный срок поставленные задачи;
непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Оренбургской области, природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации средств бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Меры по снижению рисков:
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по мероприятиям подпрограммы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами;
осуществление прогнозирования социально-экономического развития, с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.
Поскольку в рамках реализации подпрограммы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание следует уделить управлению финансовыми рисками.
По мерам управления финансовыми рисками планируются мероприятия по организации разрешения и снижения величины риска путем ежегодного уточнения финансирования подпрограммы. В рамках управления предусмотрено прогнозирование, регулирование и координация рисков путем уточнения и внесения необходимых изменений в настоящую Программу.
10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 9 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.