Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министра финансов
Оренбургской области
от 16 июля 2014 г. N 94
Положение
об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в министерстве финансов Оренбургской области
12 декабря 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает требования по осуществлению в министерстве финансов Оренбургской области (далее - Министерство) внутреннего финансового контроля и на основании функциональной независимости внутреннего финансового аудита деятельности структурных подразделений Министерства.
1.2. Объектами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководством Министерства и руководителями структурных подразделений Министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
Внутренний финансовый контроль направлен на:
соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области, регулирующих составление и исполнение областного бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики (далее - внутренние стандарты);
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих внутренние бюджетные процедуры.
Приказом Министерства финансов Оренбургской области от 12 декабря 2014 г. N 176 в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
2.3. Должностные лица структурных подразделений Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление сведений и документов, необходимых для формирования и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;
составление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
составление, утверждение и ведение бюджетной сметы Министерства;
исполнение бюджетной сметы Министерства;
принятие и исполнение бюджетных обязательств Министерством;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступлений источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним, администратором которых является Министерство;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет;
процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов, отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета Оренбургской области по искам к Министерству.
2.4. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
сверка данных;
сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
2.5. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные действия, указанные в пункте 2.4 настоящего Положения (далее - контрольные действия), применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (далее - методы контроля).
2.6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешенные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.7. К способам проведения контрольных действий относятся:
сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.8. Предметом внутреннего финансового контроля является операция (действие по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).
2.9. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителями каждого структурного подразделения Министерства, ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур, на очередной финансовый год, которая формируется до 01 декабря текущего года.
2.10. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отраженному в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методы, способы контроля и периодичности контрольных действий (приложение N 1 к настоящему Порядку).
2.11. Процесс актуализации (формирования) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
2.12. Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля производится:
до начала очередного финансового года;
при принятии решения Министром, заместителями Министра о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
2.13. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
2.14. Карта внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год утверждается Министром, заместителями Министра, курирующими структурные подразделения Министерства в соответствии с распределением обязанностей, до 15 декабря текущего года.
2.15. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Министерства осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля, с соблюдением периодичности, методов и способов контроля.
2.16. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом структурного подразделения Министерства путем проведения проверки каждой выполняемой им операции (действие по формированию документа необходимого для выполнения бюджетной процедуры) на соответствие нормативным правовым актам Оренбургской области, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (фактов), негативно влияющих на совершение операции.
Приказом Министерства финансов Оренбургской области от 12 декабря 2014 г. N 176 в пункт 2.17 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
2.17. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом заместителями министра, курирующими структурные подразделения в соответствии с распределением обязанностей, руководителями структурных подразделений Министерства, их заместителями путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
2.18. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении Министерства, ответственном за выполнение бюджетных процедур, по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. Регистр (журнал) пронумеровывается, прошнуровывается с указанием количества листов и оборотная сторона последней страницы Регистра (журнала) подписывается руководителем структурного подразделения Министерства.
2.19. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в соответствии с номенклатурой дел соответствующего структурного подразделения Министерства.
2.20. Информация о результатах внутреннего финансового контроля незамедлительно направляется руководителями структурных подразделений, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, Министру и (или) заместителям Министра, курирующим структурные подразделения в соответствии с распределением обязанностей.
2.21. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля Министром принимаются решения с указанием конкретных сроков их выполнения, направленные на:
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики осуществляемой Министерством;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение служебных проверок и применение материальной и (или) иной дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.
2.22. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, предоставленных Министру (заместителям министра, курирующим структурные подразделения в соответствии с распределением обязанностей).
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
3.1. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств областного бюджета.
3.2. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями Министерства, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Длительность проверяемого периода не должна превышать три года (за исключением случаев проведения проверок в отношении долгосрочных государственных контрактов).
3.4. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утвержденным министром финансов Оренбургской области (приложение N 3 к настоящему Порядку).
3.5. В плане внутреннего финансового аудита по каждому аудиторскому мероприятию устанавливается объект финансового аудита, тема аудиторского мероприятия, проверяемый период, исполнитель, срок проведения аудиторского мероприятия.
3.6. При планировании аудиторских проверок учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выработки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.7. Специалист по внутреннему контролю и аудиту при проведении аудиторских проверок имеет право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
3.8. Не позднее 1 декабря текущего календарного года специалист по внутреннему контролю и аудиту составляет План внутреннего финансового аудита на следующий календарный год, с учетом анализа деятельности структурных подразделений Министерства за прошедшие периоды, и на основании поручений Министра, предложений заместителей Министра.
В целях составления плана специалист по внутреннему контролю и аудиту обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля руководителями структурных подразделений за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Оренбургской области и министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области в отношении финансовой деятельности структурного подразделения Министерства.
3.9. Годовой план внутреннего финансового аудита на очередной год утверждается Министром не позднее 15 декабря текущего календарного года.
3.10. Внеплановые аудиторские проверки назначаются по решению Министра. По завершению проведения внеплановой аудиторской проверки специалист по внутреннему контролю и аудиту докладывает об этом в письменном виде Министру. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по следующим основаниям:
а) для контроля устранения ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области;
б) в связи с обращениями (поручениями) Губернатора Оренбургской области, вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике, правоохранительных органов, граждан и организаций.
Организация внеплановой аудиторской проверки осуществляется специалистом по внутреннему контролю и аудиту в соответствии с разделами IV - VIII настоящего Положения.
IV. Организация аудиторских проверок
4.1. Подготовка аудиторской проверки осуществляется путем:
а) сбора информации об объекте финансового аудита, необходимой для организации аудиторской проверки;
б) определения объема аудиторской проверки;
в) определения сроков и этапов проведения аудиторской проверки;
г) определения требований к специалисту по внутреннему контролю и аудиту;
д) составления программы плановой аудиторской проверки;
е) информирование объекта финансового аудита о цели, объеме и сроках проведения аудиторской проверки.
4.2. При подготовке аудиторской проверки учитывается вид деятельности структурного подразделения Министерства, система бюджетного учета, прочие факторы исполнения бюджетных процедур.
4.3. При подготовке к проведению аудиторской проверки специалист по внутреннему контролю и аудиту должен изучить: законодательные и иные нормативные правовые акты по теме контрольного мероприятия, бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность объекта финансового аудита, материалы предыдущих проверок, проведенных на объекте финансового аудита.
V. Составление программы аудиторской проверки
5.1. Программа аудиторской проверки составляется в соответствии с годовым Планом внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год и утверждается заместителем министра, координирующим деятельность специалиста по внутреннему контролю и аудиту, не позднее, чем за 10 календарных дней до начала контрольного мероприятия.
5.2. Программа аудиторской проверки должна содержать: форму аудиторской проверки, тему, наименование объекта финансового аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.4. В случае проведения внепланового финансового аудита программа аудиторской проверки формируется на основании предложений лиц, назначивших такую проверку.
VI. Сроки проведения аудиторской проверки, порядок оформления решения о назначении аудиторской проверки, приостановление и возобновление аудиторской проверки
6.1. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства.
6.2. Срок проведения аудиторской проверки (период времени от даты начала и до даты окончания аудиторской проверки) не может превышать 30 рабочих дней и устанавливается в программе аудиторской проверки.
6.3. Датой начала аудиторской проверки считается дата предъявления специалистом по внутреннему контролю и аудиту программы проведения аудиторской проверки руководителю объекта финансового аудита (далее - руководитель объекта финансового аудита).
6.4. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра акта (справки) аудиторской проверки руководителю объекта финансового аудита.
О получении акта (справки) аудиторской проверки руководитель объекта финансового аудита делает запись в экземпляре акта (справки) аудиторской проверки, который остается у специалиста по внутреннему контролю и аудиту, содержащую дату получения акта аудиторской проверки, подпись и расшифровку этой подписи.
6.5. В случае отказа руководителя объекта финансового аудита получить акт аудиторской проверки, в конце акта (справки) производится запись об отказе от подписи в получении акта (справки) аудиторской проверки.
6.6. Продление срока проведения аудиторской проверки, установленного при назначении аудиторской проверки, осуществляется Министром на основании докладной записки специалиста по внутреннему контролю и аудиту, но не более чем на 15 рабочих дней.
6.7. Основаниями для приостановления аудиторской проверки являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте финансового аудита;
одновременное проведение проверки в отношении объекта финансового аудита иными контрольными органами;
проведение следственных действий в отношении сотрудников объекта финансового аудита;
наличие иных обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки.
6.8. После устранения причин приостановления аудиторской проверки специалист по внутреннему контролю и аудиту возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые Министром о возобновлении проведения аудиторской проверки.
VII. Проведение аудиторской проверки
7.1. Специалист по внутреннему контролю и аудиту должен:
предъявить руководителю объекта финансового аудита программу на проведение аудиторской проверки;
ознакомить руководителя объекта финансового аудита с программой аудиторской проверки;
решить организационно-технические вопросы проведения аудиторской проверки.
7.2. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
организации и осуществления внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях Министерства;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств областного бюджета;
соблюдения ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
применения автоматизированных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
своевременности, полноты и достоверности составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности объектом финансового аудита;
организации ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и документального оформления указанных операций;
составления и исполнения бюджетной сметы по выполнению функций Министерства;
выполнения объектом финансового аудита плановых (прогнозных) показателей результатов деятельности, выявление и анализ причин отклонения фактических показателей результатов деятельности структурного подразделения Министерства от плановых (прогнозных);
анализ произведенных объектом финансового аудита расходов, предусмотренных бюджетной сметой по выполнению функций Министерства;
организации объектом финансового аудита, являющимся администратором источников финансирования дефицита областного бюджета, работы по осуществлению функций администрирования источников финансирования дефицита областного бюджета;
соблюдения объектом финансового аудита требований, установленных бюджетным законодательством при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для выполнения функций Министерства;
обоснованности возникновения и состояние дебиторской и кредиторской задолженности Министерства;
соблюдения кассовой дисциплины, включая соблюдение лимита наличных денежных средств в кассе Министерства, сроков проведения плановых и внеплановых инвентаризаций денежных средств;
организации и состояния контроля за сохранностью и движением материальных ценностей, включая соблюдение требований к проведению инвентаризаций материальных ценностей;
наличия документов, подтверждающих внесение в реестр областного имущества сведений об имуществе, закрепленном за Министерством на правах оперативного управления, постоянного пользования;
соблюдения порядка составления и ведения кассового плана Министерства;
соблюдения порядка формирования и внесения изменений в бюджетную роспись расходов областного бюджета Министерства;
исполнения судебных актов по искам к Правительству Оренбургской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам государственных казенных учреждений.
7.3. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.